Если бы при помощи существующих уже древлехранилищ, или архивных Комиссий, или, наконец, семинарских преподавателей удалось точно определить количество тех отрывков, документов и дел, «в коих нет надобности», кои «ветхи, тлеют и портятся», – то может быть легче было бы разрешить вопрос и о помещении всех их в одном или двух-трех местах. Пройдет десяток, другой лет, – и документы XIX столетия также обратятся в «архивы старых дел, в коих нет надобности», а о документах XVIII ст. не будет уже и упоминания, как теперь в консисторских архивах нет никаких следов делопроизводства XVII столетия. Архивы некоторых упраздненных духовных правлений буквально спасены Комиссией от уничтожения; таковы архивы двух духовных правлений, хранящиеся в Архангельске, также – Ахтырского, Изюмского и Сумского правлений, хранящиеся в Харькове, и др. Тоже нужно сказать и об архиве Саратовской семинарии. Необходимо обратить внимание на архивы монастырей и церквей в виду известных случаев их продажи, затопления в реке и сожжения в ночь пред пасхальной заутреней. Кроме вопросов архивоведения и архивоведения, в Комиссии возбуждались вопросы и чисто археологического характера. Так Св. Синодом передан был на заключение Комиссии вопрос об охранении церковных и монастырских имуществ, о возобновлении Комитета 1853 г. по описанию ризниц и древних археологических памятников с засвидетельствованными снимками с них. Или – возбужденный в последнее время вопрос первостепенной важности о мерах к сохранению вещественных и письменных памятников старины, (имеются отзывы некоторых преосвященных по этому вопросу), – приостановленный по независящим от Комиссии обстоятельствам. Благовременно возобновить это дело, тем более, что учрежденная по этому вопросу Комиссия при Мин. Внутр. Дел желает, кажется, взять в свое ведение все памятники старины, из которых 9/10 – памятники церковные. В печатных отзывах о первых шагах деятельности Комиссии говорилось, что составленная из духовных и светских ученых, живо интересующихся русской исторической наукой, Комиссия сумела весьма отчетливо поставить свое дело и начала свои занятия с полным сознанием важности возложенного на нее дела (слова синод, обер-прокурора гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

— Главный посыл Фаминского какой? — Абсолютно антивоенный, прежде всего. Война — это агрессия и уничтожение друг друга. Самое элементарное: война — это плохо. Самое сложное — показать войну не в военных вещах. У Фаминского боевых карточек и нет. Намного важнее показать войну в обычном. И ему это удается — в лицах, пейзажах, в панорамах, на которых сплошная разруха. Показать человека в нечеловеческих условиях. Война — это нечеловеческие условия. Звонит женщина, плачет — оказалось, она внучка Фаминского — После публикаций архивов Фаминского на вас не выходили его родственники, знакомые? — Прежде всего, после покупки архива и начала работы с ним мне нужно было знать, как выглядит автор. Фотографии самого Фаминского нашлись в том архиве, но гораздо позже, когда я уже завершал с ним работу. А мне хотелось показывать автора уже тогда, на начальном этапе.  Звоню женщине, которая продала мне архив. Сказала: да, портреты автора есть, переснять их нельзя, но можно купить. А денег у меня уже не было. Все деньги, что выручил от публикации своей другой книги, которая вышла до этой истории, и планировал вложить в следующий проект, ушли на приобретение архива.  И так получилось, что после публикации в декабре 2016 года архивных фото на фоторесурсе, буквально в январские каникулы, звонит женщина. Плачет. Пока мы не разговорились, я не понял, что это родная внучка Валерия Фаминского. Увидела архивы деда в интернете, вышла на меня.  Зовут ее Юлия Святова. В разговоре выяснилось, что она была в довольно тесных отношениях с дедом, видела его работы, они общались. Думала, что если где-то и есть его архивы, то они или в военно-медицинском музее, для которого он снимал во время войны, или просто не сохранились. А тут такая история.  Оказалось, что у Валерия Фаминского было две семьи. Его первая жена умерла от рака, а дочь была уже взрослой. Он женился второй раз. У женщины уже был сын, который стал для Фаминского приемным.  Фотограф умер в 1993 году. Его вторая жена бережно хранила архивы. В двухтысячных умерла и она. Семья приемного сына нашла эти архивы и решила продать. При том, что они общаются с первой семьей. И ничего им о своей находке и намерениях не говорят. 

http://pravmir.ru/neizvestnaya-vojna-kak...

В архив собора Св. Петра инкорпорированы архивы братства св. Эгидия, Римской семинарии, церквей S. Caterina della Rota и S. Biagio a via Giulia. В библиотеке хранятся архивы ряда римских церквей (помимо тех, архивы которых находятся в Историческом архиве Ватикана; архива S. Lorenzo in Lucina, хранящегося в Римском городском архиве; и архивов S. Lorenzo in Damaso и Папских базилик, которые сохраняются в самих этих церквах): S. Anastasia (84 единицы, начиная с 1559 г. до конца 19 в.; прочие документы – в Историческом архиве викариатства), S. Angelo in Pescheria (53 единиц, начиная с 12 в., когда был основан приход), S. Maria in Cosmedin (220 единиц, датируемых 16–19 вв.; прочие документы – в Архиве викариатства), S. Maria in via Lata (984 единиц 10–16 вв. и 320 единиц счетов и административных документов 16–19 вв.; прочее – в Архиве викариатства), S. Maria ad Martyres, известной как Pantheon (135 единиц 16–19 вв.; еще 344 единицы – в Архиве викариатства). Архивная коллекция Notai d " Orange (447 единиц) включает ценнейшие документы по социальной истории Прованса – нотариальный архив герцогства Оранжского и некоторые нотариальные регистры Венсенского графства (Авиньон, Карпантрас, Куртезон, Пьоланк), датируемые 1311–1557 гг. Это собрание ранее было частью собрания Секретного архива, в котором ныне хранятся документы авиньонского chancery, поступившие из авиньонского Папского архива вместе с Оранжской коллекцией. До настоящего времени не разобраны архивные материалы, поступившие в рамках коллекции известного историка права Ф. Патетта (1867–1945) в количестве 746 единиц, составляющих созданный в 2006 г. фонд Raccolta Patetta. Также не систематизированы личные архивы, связанные с организацией Federatione universitaria cattolica italiana, переданные в библиотеку историком Церкви М. Маккарроне в понтификат Павла VI. 1210 Ватиканская библиотека имеет удобный для работы официальный сайт (http://ww. который, в частности, позволяет воспользоваться всеми ее каталогами. Интернет–сайт Архивов Ватикана (http://sv.vatican.va/home_en.htm) дает возможность краткого обзорного ознакомления с архивными фондами и их классификацией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Франциск переименовал Секретные архивы Ватикана 29.10.2019 11:57 Версия для печати Рим, 29 октября. 28 октября Папа Франциск обнародовал апостольское послание motu proprio «Исторический опыт» о переименовании Секретных архивов Ватикана в Апостольские архивы Ватикана, сообщает Vatican News . В послании по собственному почину Епископ Рима отмечает, что «каждое человеческое учреждение», оставаясь верным своим целям и идентичности, вынуждено со временем обновляться. Это в полной мере относится и к Секретным архивам Ватикана, которые всегда были предметом большой заботы Римских Пап: это документальное наследие обладает огромной ценностью для Католической Церкви, науки и мировой культуры. Папский архив, появившийся в начале XVII века, по мере роста запросов на документы открылся для исследователей из разных стран в 1881 году. Доступ ко всем материалам, касающимся понтификата Папы Пия XII, станет возможным со 2 марта 2020 года. Папа Франциск подчёркивает один аспект, который может послужить обновлению миссии архивов, подтверждая их духовные и культурные цели; это касается самого названия учреждения: Секретные архивы Ватикана.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Государственные архивы субъектов Российской Федерации Фонды органов внутренних дел, органов управления финансами Список убывших членов церковного совета и общины верующих … церкви – документ, фиксирующий биографические данные лица и сведения о его участии в жизни прихода. Составлялся членом общины верующих в 1920-е гг. Содержит сведения: фамилия, имя, отчество, социальное положение, общественное и служебное положение с 1914 г., сословная принадлежность до революции, имущественное положение, время присоединения к религиозному культу, местожительство; могли содержаться сведения о годе рождения, привлечении к судебной ответственности. Государственные архивы субъектов Российской Федерации Фонды местных органов государственной власти и управления Список участников церковных хоров церквей города – документ, фиксирующий биографические данные лица и сведения о его трудовой деятельности. Составлялся сотрудником уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР в 1950-е –    1960-е гг. Содержит сведения: фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, должность, откуда прибыл, где проживал ранее, паспортные данные, местожительство. Государственные архивы субъектов Российской Федерации Фонды уполномоченных Советов по делам религий при СМ СССР Список членов религиозной общины – документ, фиксирующий биографические данные лица и сведения о его служебной деятельности. Введен инструкцией Наркомата юстиции РСФСР от 27.04.1923 г. «О порядке регистрации религиозных обществ». Составлялся служителем религиозного культа или сотрудником органа внутренних дел в 1920-е гг. Содержит сведения: фамилия, имя, отчество, возраст, социальное положение, происхождение, место службы, род занятий. Государственные архивы субъектов Российской Федерации Фонды организаций духовного ведомства, органов внутренних дел Справка о регистрации духовенства – документ, фиксирующий биографические данные служителя религиозного культа и сведения о его регистрации в приходской общине Русской Православной Церкви. Заполнялась сотрудником аппарата Уполномоченного по делам религий при СМ СССР. Составлялась в 1950 -е гг.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Франциск пообещал открыть секретные архивы Ватикана периода Второй мировой войны 03.12.2014 12:45 Версия для печати Ватикан, 3 декабря. Папа Римский Франциск осудил антисемитизм и сказал, что надеется открыть секретные архивы Ватикана за период Второй мировой войны. Об этом глава Католической Церкви объявил в интервью израильской ежедневной газете Yediot Ahronot, сообщает «Седмица» . Папа Римский сказал, что доступ к архивам все еще ограничен из-за стандартной политики, соблюдаемый большинством стран и определяемой в данном случае Латеранским договором 1929 г., который регулирует отношения между Ватиканом и Италией: требуется определенный срок, прежде чем архивы будут открыты для ученых. Понтифик сказал, что, со своей стороны, вполне удовлетворен тем, что достаточный отрезок времени со Второй мировой войны уже прошел. «Я не вижу проблемы с открытием архивов, в данный момент мы разбираемся с юридическими и бюрократическими вопросами», — отметил Франциск. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

К слову, епархиальные архивы по большей части содержат не только официальные документы, но и частные архивы архиереев, руководивших епархией, фотографии, личную переписку и иные любопытные документы, не только касающиеся деятельности правящего архиерея, но также секретаря епархиального управления, отцов благочинных и священнослужителей епархии, сотрудников епархиального управления, архиерейского дома и духовных школ и др. Пока церковные архивы закрыты для исследователей, историкам Церкви приходится довольствоваться тем малым, что издается сегодня в качестве отдельных книг. Чаще всего это мемуарная литература, которая сегодня является едва ли не единственным историческим источником; посредством мемуаров авторы не только описывают исторические факты, но и выражают свое личное отношение к происходящему. Среди наиболее удачных попыток характеризовать и вместе с тем описать события истории в XX веке можно назвать мемуарные записи митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия (Якобса). Нельзя оставить без внимания подготовленные и изданные сборники документов по истории Русской Православной Церкви и конкретных епархий, а также анализ и размышления авторов о роли и положении Церкви в Новейший период, который основывается на исследовании обнаруженных документов [iv] . В любом случае, все труды, изданные в последнее время, - не что иное, как малая толика того, что необходимо современному исследователю для формирования объективного представления о положении Церкви в СССР. Полное или по крайней мере частичное открытие церковных архивов позволит с иной позиции посмотреть на вопросы существования Церкви в СССР, на положение верующих в Союзных республиках, на формирование штата священнослужителей той или иной епархии. Многие проблемы взаимоотношений Церкви и государства, которые сегодня обросли легендами и сказаниями, будут разрушены, как только широкая общественность получит доступ к архивным фондам. С уверенностью можно сказать, что ничего шокирующего или компрометирующего в ведомственных церковных архивах не будет обнаружено, напротив, как представляется, подробное изучение церковных документов прольет свет на личности многих церковных тружеников, которые прилагали немало усилий для сохранения церковных общин и иных религиозных организаций в СССР в трудное время. Мы сможем соприкоснуться с событиями недавней истории, которые до сих пор являются locus desperatus для современной исторической науки, как церковной, так и светской.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

В первую очередь введение в научный оборот пусть и небольшой части церковных документов может сослужить добрую службу Русской Православной Церкви, во всем многообразии задач, стоящих сегодня перед нею. Опыт минувших поколений, архиереев, руководивших кафедрами далеко в не самое благоприятное для Церкви время, может быть полезен сегодняшнему поколению молодых епископов, священнослужителей и церковнослужителей. А при грамотном историческом анализе документов можно найти ответы и на многие вопросы, которые встанут перед Церковью в ближайшем будущем. История, как известно, носит цикличный характер, события повторяются, пусть и меняются обстоятельства восприятия того или иного исторического факта. Исследователю совсем не обязательно работать с документами личного содержания; скорее наоборот, особую важность представляют документы общецерковного характера. При таком условии маловероятно, что личность какого-то известного архиерея или его поступки, направленные на дело сохранения позиции Церкви в Советском государстве, станут поводом к его осуждению современными церковными кругами. Кроме официальных архивных фондов Московской Патриархии и иных Синодальных структур Русской Православной Церкви имеются и другие архивы иных церковных организаций, как то: духовных школ Русской Православной Церкви, архивы монастырей и епархиальных управлений. К сожалению, ситуация, сложившаяся с этими архивами, ещё более сложная. Архивы духовных школ Московского Патриархата могли бы многое поведать о возрождении духовных семинарий и академий в СССР, об утверждении программ, о первых слушателях, преподавателях, перспективах развития духовных заведений. Но как таковых архивов духовных школ нет. Чаще всего имеется некоторое помещение, где в хаотическом порядке сложены личные дела студентов и преподавателей. Не лучше дело обстоит и с епархиальными архивами. Так как штат епархиального управления ограничен, архивариус не выделяется в отдельную штатную единицу. Архивом занимается секретарь епархиального управления, а чаще всего делопроизводитель, который не в состоянии вести текущее делопроизводство епархиального управления и параллельно заниматься архивной работой, связанной с описью архивных дел, составлением указателей и иной работой, крайне необходимой для сохранения документов, отражающих функционирование епархии и работы архиерея.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

В 1870-х годах в работе архива произошли важные изменения. Если в конце XVIII – первой половине XIX века ученые допускались в архивы только с личного разрешения царя, то при министре иностранных дел Александре Михайловиче Горчакове в 1868 году исследователи впервые получили широкий доступ в архивы. Внося предложение об открытии архивов для ученых, Горчаков в записке в Государственный совет отмечал, что «архивы представляют собой богатое собрание материалов для отечественной истории. Имея в виду ту пользу, которую может извлечь историческая наука от исследования этих материалов, я нахожу возможным открыть доступ в архивы для благонадежных посторонних лиц. Оценку этой благонадежности всего ближе предоставить директорам архивов, на которых должно быть также возложено наблюдение, чтобы документы, имеющие значение тайны, вовсе не были сообщаемы посторонним лицам» . Затем было введено правило об обязательном предоставлении исследователями архиву одного экземпляра своих работ, что позволило получать с мест редкие малотиражные издания. Иван Федорович Токмаков считал важнейшей задачей просвещение как можно большего числа людей знаниями об истории родной страны. Поэтому он с размахом использовал открывшиеся возможности. Понимая, что центральные издания имеют гораздо больший тираж и большие возможности для распространения, он брался за «историко-статистическое и археологическое описание» различных местностей часто по заказу местных властей. При этом он использовал редкие издания из библиотеки и документы из архива. За копирование значительных кусков текста без регулярных ссылок на первоисточник некоторые современные исследователи обвиняют Токмакова в плагиате. Из-за большого объема работы потребовалась помощь студентов Московского университета, результаты труда которых Иван Федорович проверять не успевал. В 1902 году Токмаков так подводил итог своей деятельности: «Занимаясь в течение 27 лет (с 1874 г.) составлением историко-статистических описаний городов, сел, монастырей и церквей в России и издав за означенный период трудовой жизни 130 описаний отдельных местностей, кроме того мною составлено и издано 58 книг и брошюр историко-статистического, археологического и библиографического характера, в этом числе 19 каталогов с библиографическими примечаниями по различным отделам Московского главного архива МИД и его библиотеки» .

http://pravoslavie.ru/31362.html

Государственные архивы субъектов Российской Федерации              Фонды местных органов государственной власти и управления Регистрационный лист религиозных общин или групп верующих –документ, фиксирующий биографические данные служителя религиозного культа и сведения о местонахождении общины. Заполнялся членом религиозной общины. Составлялся в 1920-е гг. Содержит сведения:фамилия, имя, отчество, местонахождение общины. Государственные архивы субъектов Российской Федерации Фонды местных органов государственной власти и управления Сведения о выплатах, производимых в … г. служителям культа и другим лицам обслуживающего персонала Церковного совета ….. церкви (по месяцам) – документ, фиксирующий биографические данные лица и сведения о его доходах. Составлялись сотрудником органа управления финансами в 1970-1991 гг. Содержит сведения: фамилия, имя, отчество, год рождения, занимаемая должность, выплаты за работу по месяцам. Государственные архивы субъектов Российской Федерации Фонды органов управления финансами             Список избранных в члены церковно-приходского совета и ревизионной комиссии общины верующих … церкви – документ, фиксирующий биографические данные лица и сведения о его участии в жизни прихода. Составлялся членом общины верующих в 1920-е гг. Содержит сведения: фамилия, имя, отчество, год рождения (возраст), образование, социальное положение, сословная принадлежность, общественное, служебное, имущественное положение, привлечение к судебной ответственности, время присоединения к религиозному культу, местожительство. Государственные архивы субъектов Российской Федерации Фонды местных органов государственной власти и управления Список служителей религиозного культа – документ, фиксирующий биографические данные лица и сведения о месте его службы. Составлялся членом церковно-приходского совета в 1920-е гг., в 1960-е гг. Содержит сведения: фамилия, имя, отчество, должность, место службы, социальное положение; могли содержаться сведения о вступлении в должность, занятиях с 1914 г., имущественном положении; в 1960-е гг. добавлялись сведения о размере месячного оклада.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010