св. отцам и сделавшимся особенно актуальным в ходе полемики с иконоборчеством; возможно, указанная линия развития визант. евхаристического богословия нашла отражение и у прп. Симеона. Именно по причине нематериальности воскресшего Тела его реальное присутствие в Св. Дарах (к-рое преподобный не оспаривал - ср. слова 14-го «Гимна» прп. Симеона, где говорится, что хлеб и вино, предложенные «во имя (ες νομα) Твоих (Христа.- Авт.) Плоти и Крови», воистину (ληθς) становятся Телом и Кровью «наитием Духа и силою Вышнего» - Idem. Hymn. 14. 55-59//SC. 156. P. 270) может как бы пройти мимо недостойного причастника: «Каким образом ты считаешь, что прикоснулся к неприступному огню, или полагаешь, что вообще причастился вечного огня? Никоим образом никак это с тобой, бесчувственным к таковым [вещам], не произошло. Но свет освещает тебя, сущего слепым; согревает тебя огонь, но не касается; жизнь осенила тебя, но не соединилась с тобою; живая вода прошла через твою душу, как через желоб, так как не нашла достойного себе приема» ( Idem. Eth. 14. 267-274//SC. 129. P. 440). Впрочем, даже если предположение о соответствии между мыслью о «нематериальности» воскресшего Тела Спасителя и евхаристическим богословием прп. Симеона и верно, в творениях преподобного это соответствие не проведено последовательным образом. Так, прп. Симеон писал, что, хотя Тело Христово и остается для недостойных неудержимым и всецело духовным,- «как некогда, когда двери были затворены, Ты (Христос.- Авт.) вошел и вышел, и как Ты стал невидимым из глаз Твоих учеников при преломлении хлеба»,- для достойных Христос тем не менее является в таинстве «как чувственный, держимый и вместимый» ( Idem. Hymn. 26. 39-55//SC. 174. P. 272); в др. месте он утверждал, что в таинстве Христос позволяет «сущностно» (οσιωδς) «держать и есть» (κρατεν κα σθειν) Его Тело и пить Его Кровь (Ibid. 20. 58-60//SC. 174. P. 114). Сам причащавшийся ежедневно, прп. Симеон призывал и всех верующих к возможно более частому участию в Е., подчеркивая, однако, что оно будет иметь смысл лишь в случае постоянной подготовки к нему, состоящей в ежедневном аскетическом делании (об этом преподобный особенно подробно писал в «Огласительных словах» и в «Посланиях»).

http://pravenc.ru/text/351651.html

687 См.: lrenaeus. Adv. haer. 3, 9, 3:71–80. SC 211 (на греч. яз.: Fr. 9:2–12. TLG 1447/2). Рус. пер.: «Ещё о крещении Его Матфей говорит: „открылись небеса и Он увидел Духа Божия, Который сходил на Него. И вот глас с неба, глаголющий: сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение“. Не Христос сходил тогда на Иисуса, – и не другой есть Христос, а другой Иисус; но Слово Божие, Спаситель всех, Владыка неба и земли, Который есть Иисус, как я прежде показал, принявший плоть и помазанный от Отца Духом, стал Иисус Христос, как говорит Исаия...» (Св. Ириней Лионский . Творения. С. 238). 688 Irenaeus. Adv. haer. 1, И, 1:19–26. SC 264 (на греч. яз.: 1, 5, 1:19–27. TLG 1447/1). Рус. пер.: «Христос произведён не эонами Плиромы, но Материю, находившеюся вне Плиромы, по воспоминанию лучших вещей, и порождён ею с какой-то тенью. Он же, будучи мужеского пола, отсёк от себя эту тень и взошёл в Плирому; а Матерь, оставшись с тенью и лишившись духовной сущности (κεκενωμενην τε τς πνευματικς ποστσεως), произвела на свет другого сына; это – Димиург, которого он называет также Вседержителем подчинённого Ему» (Св. Ириней Лионский . Творения. С. 52). 689 См.: Irenaeus. Adv. haer. 3, 16, 5:167–178. SC 264. Рус. пер.: «Итак, Евангелие не знает другого Сына Человеческого, кроме рождённого от Марии, Который и пострадал, и не Христа, Который оставил Иисуса пред страданием: но оно знает родившегося Иисуса Христа Сына Божия, и что Сей Самый пострадал, воскрес, как подтверждает Иоанн, ученик Господа, говоря: Сие же написано, дабы вы веровали, что Иисус есть Сын Божий, и веруя имели жизнь вечную во имя Его, провидя эти богохульные учения, которые разделяют Господа, сколько от них зависит, говоря, что Он произошёл из различных субстанций (ex altera et altera substantia)» (Св. Ириней Лионский . Творения. С. 279); Irenaeus. Adv. haer. 3, 16, 2:59–63. SC 264. ...ex Virgine natum Filium Dei, et Hunc Ipsum esse Salvatorem Christum Quem prophetae praedicaverunt. non sicut ipsi dicunt Iesum quidem ipsum esse qui ex Maria sit natus, Christum vero qui desuper descendit. Рус. пер.: «...родился от Девы Сын Божий, и Сей Самый есть Спаситель Христос, Которого предсказали пророки; а не то чтобы, как они (т. е. еретики) говорят, Иисус есть тот, который родился от Марии, Христос же сошёл свыше» (Св. Ириней Лионский . Творения. С. 276).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

690 См.: Irenaeus. Adv. haer. 3, 16, 2:34–72. SC 264. Et quoniam Iohannes unum et eundem novit Verbum Dei, etc. Рус. пер.: «Что Иоанн Одного и Того же признавал Словом Божиим, Единородным, воплотившимся для нашего спасения, – (именно) Иисуса Христа Господа нашего, это я достаточно показал из слов самого Иоанна. И Матфей, признавая Одного и Того же Иисуса Христа, излагая рождение Его по человечеству от Девы, ... говорит: родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова... рождество Иисуса Христа было так... Конечно, Матфей мог сказать: „рождество Иисуса было так“, но Дух Святый, предвидя исказителей и предограждая против их обмана, говорит чрез Матфея: „рождество Христа было так“, и что Он есть Эммануил, дабы мы не почитали Его только человеком... и дабы мы не думали, что один был Иисус, а другой Христос, но признавали Одного и Того же (Иисуса Христа)» (Св. Ириней Лионский . Творения. С. 275–276). 691 См.: Irenaeus. Adv. haer. 3, 22, 1:1–15. SC 264. Рус. пер.: Св. Ириней Лионский . Творения. С. 304. «Итак, говорящие, что Он ничего не принял от Девы, заблуждаются, [так как], чтобы отвергнуть наследство плоти, они отвергают и подобие [между Ним и Адамом ]. Ибо если один от земли получил свой состав (substantiam [σστασιν, по реконструкции греч. текста в SC]) и образование от руки и художества Божия, а другой не от руки и художества Божия, то он уже не сохранил подобия человека, созданного по образу и подобию Самого [Бога], и окажется несостоятельным художество [Божие], не имея в чём показать свою премудрость. А это значит сказать, что Он и явился мнимо и как бы человек, когда Он не был человек, и сделался человеком, ничего не приняв от человека. Ибо если Он не принял от человека существа плоти (substantiam [πστασιν, по реконструкции греч. текста в SC] carnis), то Он и не сделался человеком, ни Сыном Человеческим; а если Он не сделался тем, что мы были, то Он не великое сделал, что пострадал и потерпел». 692 Clem. Alex. Strom. 2, 7, 34, 5:1–35, 2:2. γαθο δ τ μν σωτριον κδιδξαι, τ δ δηλητριον πιδεξαι, κα τ μν χρσθαι συμβουλεσαι, τ δ ποφυγν κελεσαι. ατκα πστολος, ν ο συνισι, γνσιν επεν μαρτας δι νμου πεφανερσθαι, οχ πστασιν εληφναι. Рус. пер.: «Но учить тому, что спасительно, указывать гибельное, одно советовать, другое запрещать, не составляет ли это собою одного из признаков благости закона? Еретики не поняли Апостола. По его словам чрез закон обнаружилось познание греха; но апостол не сказал, что источник греха в законе» ( Климент Александрийский . Строматы/Пер. Н. Корсунского. С. 205).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот перечень епископских служений вводится предшествующим ему утверждением, в котором говорится, что пастырские действия, через посредничество диаконов и епископов, совершает Сам Бог: Через него [епископа, при участии диакона. – Ред. ] Бог дал вам Святого Духа, и через него вы были научены Слову и познали Бога, и через него Бог познал вас, и через него вы были запечатаны, и через него вы стали сынами света, и через него Господь во время Крещения, при возложении рук епископа, засвидетельствовал о каждом из вас и услышанным сотворил глас Свой, глаголющий: «Сын мой еси ты, Аз днесь родих тя [ Пс 2:7 c ]» (гл. 9//Nau. La Didascalie... P. 86; Vööbus. The Didascalia... P. 104, стр. 6–13; ср. с «Апостольскими постановлениями», кн. II, гл. 32. 3//SC. 320. P. 252–253). Объединив сказанное в двух этих отрывках, можно составить список даров, сообщенных Богом Церкви: Его Слово и познание, или наставление, как пища; прощение прегрешений; новое рождение, или просвещение; дар Святого Духа; божественное усыновление; участие в Евхаристии; наследование обетований и жизни. Из литургических действий «Дидаскалия» упоминает Крещение и Евхаристию 143 вместе с наставлением в Писании, которое происходит по воскресеньям, а возможно, и по остальным дням: Какое оправдание могут иметь те, кто не собираются пред Богом в день Господень, чтобы услышать Слово жизни и напитаться Божественной пищей, которая пребывает вовеки? (гл. 13//Nau. La Didascalie... P. 116; Vööbus. The Didascalia... P. 135, стр. 25–136, стр. 1; ср. с «Апостольскими постановлениями», кн. II, гл. 59. 4//SC. 320. P. 326–327). Пасхальные службы упоминаются в «Дидаскалии» в повествовании о хронологии Страстей (гл. 21//Nau. La Didascalie... P. 163–178; Vööbus. The Didascalia... P. 184–202; ср. с «Апостольскими постановлениями», кн. V, гл. 14–19//SC. 329. P. 48–275) и служат ответом на иудейские празднования 144 . В конце памятника приведено правило о поминальных богослужениях, чинопоследование которых описано так: Вы должны собираться даже на кладбищах, читать там Священное Писание и без предубеждения совершать ваши службы и возносить Богу ваши ходатайства, и приносить приятную [Ему] Евхаристию – подобие тела Царства Христова. В ваших собраниях, на ваших кладбищах, при исходе тех, кто почивают, [приносите] чистый хлеб, испеченный огнем и освященный призыванием, – без всякого сомнения молитесь и приносите за тех, кто почил (гл. 26//Nau. La Didascalie... P. 218; Vööbus. The Didascalia... P. 243, стр. 17–244, стр. 4; ср. с «Апостольскими постановлениями», кн. VI, гл. 30. 2//SC. 329. P. 388–391).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Сл. 39, 1, 1–12; 3, 3–4, 14; SC 358, 150–154=1.532–534. 628 Мр. 1:10. 629 Сл. 39, 14, 1–13; 15, 1–3; 16, 1–4; SC 358, 178–184=1.539–541. 630 Ср. 1 Кор. 10:2. 631 Сл. 39, 17, 1–26; 186–188=1.541–542. 632 Карфагенский диакон Новат, отлученный от Церкви в 251 г., вместе с римским пресвитером Новацианом отвергал возможность прощения виновных в отступничестве, блуде и убийстве. 633 Сл. 39, 19, 9; 192=1.543. 634 Сл. 39, 19, 18–23; 194=1.543. 635 Ср. Ис. 1:16–18. 636 Сл. 39, 20, 1–9; SC 358, 194=1.543–544. 637 Это учение пришло в Восточную Церковь из латинской схоластики и начало входить в обиход не ранее XIII в. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 191–192. 638 Ср. Bernardi. Predication, 215–216. 639 1 Пет. 3:21. 640 Сл. 40, 3, 4–4, 9; SC 358, 200–202=1.545. 641 Сл. 40, 8, 1–29; 212–214=1.547–548. 642 Сл. 40, 10, 34–36=1.549. 643 Сл. 40, 11–13; 218–226=1.550–551. 644 Сл. 40, 14, 10–21; 226=1.552. 645 Мф. 20:1–15. 646 Сл. 40, 20, 4–20; 240–242=1.555–556. 647 Сл. 40, 23, 17–21; 248=1.558. Григорий, таким образом, не согласился бы с мнением о том, что все некрещеные по необходимости попадают в ад. В сочинении Григория Нисского " " О младенцах, преждевременно похищаемых смертью " " содержится сходная точка зрения на посмертную участь некрещеных младенцев. 648 Сл. 40, 4, 13–26, 17; 250–256=1.558–560. 649 Т. е. рождает к новой жизни. 650 Фил. 2:7. 651 Сл. 40, 26, 22–27, 6; 258=1.560–561. 652 Сл. 40, 17, 15–16; 232=1.554. 653 Сл. 40, 28, 4–21; 262–264=1.562. 654 Сл. 40, 38, 1–3; 284=1.569. 655 Сл. 40, 38, 3–40, 26; 284–292=1.569–570. 656 Ср. Мф.15:22. 657 Ср. Лк. 13:11. 658 Ср. Ин. 5:7. 659 Ин. 11:43. 660 Aphtistos — непросвещен. 661 Ср. Пс. 12:4. 662 Ср. Пс. 35:10. 663 Сл. 40, 33, 1–34, 23; 272–276=1.565–566. 664 Т. е. таинственный прообраз. 665 Сл. 40, 46, 1–7; 308=1.574. Ср. Мф. 25:1–13. 666 Сл. 45, 30; PG 36, 664=1.680. 667 " Вчера " " , т. е. в ночь с субботы на воскресение. Проповедь Григория, очевидно, предназначалась для произнесения за Литургией в самый день Пасхи. 668 Сл. 45, 2; PG 36, 624–625=1.662. 669

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Первое критическое издание подлинного текста произведений Симеона Нового Богослова осуществлено в 1957–73 годах издательством CERF в серии «Sources Chretienne». Греческий текст восстановлен по рукописям XI-XVII веков, снабжен предисловиями, приложениями, богатым научным аппаратом и параллельным французским переводом. В 9 томов вошли: 1) Богословские и деятельные главы (SC 51, подготовка текста И.Даррузес); 2) Слова богословские и нравственные, в 2-х томах (SC 122, 129, издатель И.Даррузес); Слова огласительные, в 3-х томах (SC 96, 104, 113, подготовка текста В.Кривошеина); 4) Гимны, в 3-х томах (SC 156, 174, 196, подготовка текста И.Кодера). 10-й том, содержащий Послания Симеона, еще не вышел из печати. Издание «Sources Chretienne» – плод многолетней критико-текстологической работы нескольких крупных ученых-византологов. Оно включает в себя все подлинные произведения Симеона Нового Богослова и может служить основой для дальнейшего научно-богословского изучения письменного наследия великого христианского святого. 4. Несколько замечаний о плане настоящей работы В нашу задачу входит исследование антропологии преподобного Симеона, то есть учения о природе, составе и назначении человека, о его грехопадении, искуплении, восстановлении и обожении. Преподобный Симеон не был богословом-систематиком, и поэтому напрасно искать у него законченной антропологической системы, впрочем, специальных трактатов по антропологии в истории патристики вообще очень мало. Мы сочли необходимым сопоставлять взгляды Симеона с идеями других христианских писателей, чтобы выявить связь между его учением и общехристианской богословской традицией. Сам преподобный Симеон почти никогда не ссылается на авторов предшествующего периода и часто подчеркивает, что его богословие идет не от      книг, а от опыта. Это, однако, отнюдь не означает того, что между ним и предшествующими писателями нет ничего общего: между ними существует тесная связь, но она выражается не в прямых заимствованиях и цитатах, а в том, что все они пили из одного источника и дышали одним воздухом – то есть их богословие исходит из учения Христа, догматов Церкви и живого опыта встречи с Богом. В произведениях Симеона нет ничего «еретического», как это представлялось некоторым исследователям, и его личный мистический опыт, который он всегда акцентирует, не противоречит опыту Церкви, но является его продолжением 44 . И рассматривать богословие преподобного Симеона вне учения Церкви, а тем более противопоставлять одно другому, было бы ошибкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Житие св. Антония. – Vie d’Antoine/Texte critique et trad. par G.J.M. Bartelinck//SC 400. Paris, 1994. О воплощении Бога Слова. – Athanase d’Alexandrie. Sur l’Incamation du Verbe/Texte critique et trad. par C. Kannengiesser//SC. 199. Paris, 1973. Слово на язычников. – Discours contre les paens/Texte critique et trad. par P.T. Camelot//SC. 18 bis. Paris, 1983. Варсануфий Великий и Иоанн Газский, Пророк, прпп. Письма (Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников). – Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance/Texte etabli par F. Neyt et P. de Angelis-Noah, trad. par L. Regnault//SC. 426. Paris, 1997; 427. 1998; 450. 2000; 451. 2001; 468. 2002. Василий Анкирский. О девстве. – Basile d’Ancyre. De la virginite//PG. T. 30. Col. 669–780; Basile d’Ancyre. De la veritable integrite dans la virginite/Trad. par C. Coudreau. Saint-Benoit, 1981. Василий Великий , свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла. – Basile de Cesaree. Homélie Dieu n’est pas la cause des maux//PG. T. 31. Col. 329–353. Беседа о сотворении человека. – Sur l’origine de l’homme: Hom. X et XI de l’Hexaemeron/Texte critique et trad. par A. Smets et M. van Esbroeck//SG 160. Paris, 1970. Гомилии на Шестоднев. – Homélies sur l’Hexaemeron/Texte critique et trad. par S. Giet//SG 26 bis. Paris, 1968. Нравственные правила. – Grandes Regles//PG. T. 31. Col. 889–1052; Saint Basile. Les Règles monastiques/Trad. par C. Coudreau. Maredsous, 1969. P. 43–151. Письма. – Lettres/Texte critique et trad. par Y. Courtonne//Collection des Universites de France. Т. I. Paris, 1957; Т. II. 1961; Т. III. 1966. Георгий Сикеот, прп. Житие Феодора Сикеота. – Georges de Sykeon. Vie de Théodore de Sykéôn/Texte grec et trad. par A.-J. Festugiere. 2 vol.//Subsidia Hagiographica. 48. Bruxelles, 1970. Григорий Богослов , свт. Письма. – Gregoire de Nazianze. Lettres/Texte critique et trad. par P. Gallay. Collection des Universites de France. T. I. Paris, 1964; T. II. 1967. Слова. – Oratio//PG. T. 35. Col. 395–1252; T. 36. Col. 9–623.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Иоанн Синайский Лествица: Scala Paradisi. PG 88,631–1164. Русский перевод: Иоанн, игум. Синайский. Лествица. M., 2002. Ириней Лионский Против ересей: Adversus haereses. Libri SC 263–264; 293–294; 210–211; 100; 152–153. Русский перевод: Ириней Лионский , сщмч. Творения. Пер. прот. П. Преображенского . СПб., 1900. М„ 1996 р . Исаак Сирин Слова подвижнические: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa. Ed. P.Bedjan. Paris, 1909. Русский перевод: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Пер. под ред. С.И.Соболевского. Сергиев Посад, 1911. Кирилл Иерусалимский Поучения огласительные: Catecheses. PG 33,331–1060. Русский перевод: Кирилл Иерусалимский , свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М„ 1991. С.13–292. Климент Александрийский Строматы: Stromata. Clemens Alexandrinus: [Werke]. Hrsg. O. Stählin, L. Früchtel. Bde. 2–3. Leipzig, 1985 4 . Русский перевод: Климент Александрийский . Строматы. Т.1–3. СПб., 2003. Мученичество Поликарпа Смирнского Martyrium Polycarpi. SC 10, 242–274. Русский перевод: Мученичество святого Поликарпа, епископа Смирнского. В кн.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С.379–392. Ориген Комментарии на Послание к Римлянам: Commentarii in epistulam ad Romanos/Ed. Th.Heither. Vol.1–5. Freiburg, 1990–1994. Симеон Новый Богослов Слова нравственные. SC 122 (Theol. 1–3; Eth. 1–3); 129 (Eth. 4–15). Слова огласительные. SC 96 (Cath. 1–5); 104 (Cath. 6–22); 113 (Cath. 23–34). Русский перевод: Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана. Вып. I-II. M., 1890–1892. Феодорит Кирский Толкования на Послания святого Павла: Interpretatio Epistolae ad Romanos. PG 82, 43–226. Феофан Затворник Толкование Послания к Римлянам. Цит. по: Толкование Послания св. ап. Павла к Римлянам (главы 1–8). М„ 2006. III. Другие источники Аристотель. Политика. M., 2010. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет . Т.6. Послание к Римлянам. Ред. Дж.Брэй, Гаврилкин К.К., Козин С.С. Тверь, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Выражаем надежду, что эта работа будет проделана и что наша конференция, посвященная святителю Василию Великому, вдохновит исследователей на осмысление литургического наследия, связанного с именем одного из наиболее выдающихся отцов Церкви. См.: Hänggi P. Prex Eucharistica: Textus e Variis Liturgiis Antiquioribus Selecti. Fribourg, 1968. P. 347-357; Желтов М., свящ. Анафора//Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 179-289; Hiérodiacre Ioann (Igor Kopeykin). «Honoré de l’image de Dieu». L’homme et le péché dans l’anaphore de saint Basile le Grand (diss.) См.: Capelle B. Les liturgies basiliennes et saint Basile//Doresse J., Lanne E. Un témoin archaïque de la liturgie copte de saint Basile. R., 1960; Bobrinskoy B. Liturgie et ecclésiologie trinitaire de saint Basile. P., 1969 (Verbum Caro 23(89)). Василий Великий. Беседы на Шестоднев 1, 2 (PG 29, 8-9). Рус. пер.: С. 322. Василий Великий. Беседы на Шестоднев 1, 5 (PG 29, 13). Рус. пер.: С. 325. Василий Великий. Беседы на Шестоднев 1, 3 (PG 29, 9). Рус. пер.: С. 324. Григорий Богослов. Слово 39, 12 (SC 358, 174). Рус. пер.: С. 538. Арий. Послание Евсевию. Цит. по: Епифаний Кипрский. Панарион 69, 6 (PG 42, 212). Григорий Богослов. Слово 20, 7 (SC 270, 72). Рус. пер.: С. 302. Григорий Богослов. Слово 20, 10 (SC 270, 78). Рус. пер.: С. 303. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия 2, 12 (PG 29, 593). Рус. пер.: С. 224. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия 2, 23 (PG 29, 624). Рус. пер.: С. 240-241. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 11, 12 (PG 74, 561). Рус. пер.: С. 757-758. В Синодальном переводе: «надежда наша». Hutcheon C. R. «A Sacrifice of Praise». P. 14. Афанасий Александрийский. Слово на слова «Вся Мне предана суть Отцем Моим» 5 Capelle B. Les liturgies ‘basiliennes’ et saint Basile. P. 51-52. Григорий Богослов. Слово 29, 17 (SC 250, 212-214). Григорий пользуется греческим текстом Ветхого Завета. Русский перевод, сделанный с еврейского, не всегда дает представление о том, какой логике следовал Григорий, цитируя тот или иной ветхозаветный текст.

http://patriarchia.ru/db/text/5414170.ht...

Angelou. Nicholas=A. Angelou. Nicholas of Methone: The Life and Work of a Twelfth-Century Bishop. — Byzantium and the Classical Tradition. 13th Spring Symposium of Byzantine Studies. Birmingham, 1981. Pp. 143–148. Attanassiadi-Fowden. Julian=P. Athanassiadi-Fowden. Julian and Hellenism. An Intellectual Biography. Oxfrod, 1981. Barbel. Gregor=J. Barbel. Gregor von Nazianz. Die fьnf theologische Reden. Dьsseldorf, 1963. Benoit. Grйgoire=A. Benoit. Saint Grйgoire de Nazianze, sa vie, ses oeuvres et son йpoque. Paris, 1885 (2e йd. Hildesheim, 1971). Bernardi. Grйgoire=J. Bernardi. Grйgoire de Nazianze: le mhйologien et son temps. Paris, 1995. Bernardi. Predication=J. Bernardi. La predication des Pures cappadociens. Le predicateur et son auditoire. Paris, 1968. Bernardi. SC 309=J. Bernardi. Introduction. — SC 309. Pp. 11–82. Bobrinskoy. Communion=B. Bobrinskoy. Communion du Saint-Esprit. Bellefintaine, 1992. Bouquet. Trinimй=H. — L. — A. Bouquet. Thйologie de la Trinimй d " aprus saint Grйgoire de Nazianze. Paris, 1876. Bowersock. Julian=G. W. Bowersock. Julian the Apostate. London, 1978. Brakke. Asceticism=D. Brakke. Athanasius and the Politics of Asceticism. Oxford, 1995. Browning. Julian=R. Browning. The Emperor Julian. London (s. a.). Callahan. Philosophy=J. F. Callahan. Greek Philosophy and the Cappadocian Cosmology. — DOP 12. Cambridge, 1958. Pp. 29–57. Calvet-Sebasti. SC 405=A. — M. Calvet-Sebasti. Introduction. — SC 405. Pp. 11–116. Cavalcanti. Studi=E. Cavalcanti. Studi Eunomiani. — Orientalia Christiana Analecta 202. Roma, 1976. Clavis II=Clavis Patrum Graecorum. Vol. II. Ab Athanasio ad Chrysostomum. Ed. M. Geerard. CC. Turnhout, 1974. Coman. Deux Cyprien=J. Coman. Les deux Cyprien de Saint Grйgoire de Nazianze. — Studia Patristica IV, 2 (TU 79, 2). Berlin, 1961. Pp. 363–372. Coulie. Richesses=B. Coulie. Les richesses dans l " oeuvre de saint Grйgoire de Nazianze. Louvain, 1985. Crouzel. Origen=H. Crouzel. Origen. Edinburgh, 1989. Daniйlou. Akolouthia=J. Daniйlou. Akolouthia et exйguse chez Grйgoire de Nysse. — RSR 27. Paris, 1953. Pp. 219–249.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010