Соловьев В., Оправдание добра, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 42 слл., 63 слл., 163 слл. Душа Григорий Нисский , О сотворении человека 28 слл., SC б (1943), с. 216–227 (предсуществование душ). Афанасий Александрийский , Слово на язычников II, 30–34, SC 18 (1946), с. 171–178 (основания разумной души). Кассиан, см. Указатель Трапеза, SC 64 (1959), с. 231. Псевдо-Макарий, Том. 26, PG 34, 676–693 (достоинство человеческой души); Том. 7, 8, col. 528 (состав души). Диадох Фотики йский , Сто глав 24–25, SC 5 ter (1966), с. 96–97. Авва Исайя, Logos 25, франц. пер., Etiolles, 1970, с. 212–214 (душе должно оберегать свое естество); см. Там же, с. 301, Указатель: душа и Дух. Симеон Новый Богослов , Катех. 4, SC 96 (1963), с. 368–372 (величие и достоинство чистых сердцем). Тихон Задонский , Творения, Москва, 3 изд., 1875, том III, с. 305 (достоинство души). Бессмертие Le mystère de Pâques. Избранные тексты, подготовлен. A. Hamman и F. Quéré- Jaulmes, Lettres chrétiennes 10, Paris 1965). Свобода Григорий Нисский , О жизни Моисея II, 73–88, SC 1 bis (1955), с. 51–56 (Провидение и свобода). Григорий Богослов , Беседа 45, 8, PG 36, 632. Кассиан, Трапеза 13, SC 54 (1958), с. 147–181 (благодать и свобода воли). Псевдо-Макарий, О свободе воли, PG 34, 935–968. Симеон Новый Богослов , Катех. 5, SC 96 (1963), с. 408–414 (Иисус Христос дает нам нашу свободу); Там же 28, SC 113 (1965), с. 132–136 (свобода и закон). Сердце Псевдо-Макарий, О хранении сердца, PG 34, 821–908. Феофан Затворник , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 115 слл. Греческое изд. Добротолюбия, Афины, том 5 (1963), Указатель, с. 233235: kardia. Тело Климент Александрийский , Педагог (Воспитатель), гл. 2, 5, 9, 10.., SC 158 (1970), с. 19 слл., 71 слл., 101 слл., 107 слл. Псевдо-Афанасий, О теле и душе, PG 28, 1431–34. Григорий Нисский , О сотворении человека 11–12, SC· 6 (1943), с. 121–134. Кассиан, Трапеза 4, SC 42 (1955), с. 166–187 (о телесной и духовной жажде).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

277 Ср. Мф. 23:27—28. 278 Ср. Гал. 6:3. 279 Ср. 1 Ин. 2:16. 280 Изречение “познай себя” было написано на храме Аполлона в Дельфах: см. Платон. Протагор 343ab. В византийскую эпоху это изречение было поговоркой. 281 Выражение “остаток жизни” заимствовано из языка св. Григория Богослова (ср. Слово 40,17: “будучи остатком жизни”). 282 Так в оригинале: слово “аминь” стоит не в конце фразы, а в середине. 283 Vie 37, 8—14 284 Vie 111, 1—10 285 Vie 134, 37—38 286 B.Krivocheine. SC 96, 57 287 J.Koder. SC 156, 76 288 Ibid 289 J.Koder. SC 156, 75 290 Ibid, 77 291 H. 19, 1—2 292 H. 19, 64—67 293 См. H. 33, 70; H. 33, 45; H. 27, 84, и др. 294 H. 35, 27—28. 295 Никита Стифат. Предисловие 67. SC 156, 112. 296 Там же 1—18. SC 156, 106. 297 Там же 301—304. SC 156, 134 298 См. PG 3, 713 AD 299 H. 57 300 H. 17 301 H. 21 302 Vie 111, 3—4. 303 Иеромонах Пантелеимон (Успенский). Предисловие к книге: Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С.111. 304 J.Koder. SC 156, 82 305 См. H. 20, 97; 21, 474; 45, 24 306 J.Koder. SC 156, 78 307 Vie 37, 12 308 J.Koder. SC 156, 82 309 Ibid., 84 310 См., например, P.Maas. Der Byzantinische Zwolfsilber//Byzantinische Zeitschrift 12. Munchen, 1903. S.278 311 J.Koder. SC 156, 85 312 Ibid., 82. 313 Ibid., 87. 314 Император Константин VII Багрянородный (913—959) — третий представитель Македонской династии на византийском престоле. Годы его правления ознаменованы подъемом культуры, расцветом изобразительного искусства (т.н. македонский ренессанс). 315 В.Асмус. Гимны преп. Симеона Нового Богослова в богослужебных книгах Русской Православной Церкви//Доклад на 3-й международной научной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Л., 1988. 316 J.Koder. SC 156, 92—93 317 См., в особенности, H. 30, 450—462. 318 С.Аверинцев. Христианская апофатика у греков и сирийцев: два подхода к литературной разработке духовной темы//XVIII Международный конгресс византинистов. Резюме сообщений. Т.1. М., 1991. С.87. 319 H. 3, 7.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Mondésert, s. j., deuxième édition revue et augmenté par A. Plassart, (SC 2 bis), Paris, Éd. du Cerf, 2004. – Stromate I, introduction, traduction et notes par Cl. Mondésert et M. Caster, (SC 30), Paris, Éd. du Cerf, 1951. – Stromate II, introduction, traduction et notes par P.-Th. Camelot et Cl. Mondésert, (SC 38), Paris, Éd. du Cerf, 1954. – Stromate IV, introduction, traduction et notes par A. Van Den Hoeck et Cl. Mondésert, (SC 463), Paris, Éd. du Cerf, 2001. – Stromate V, 2 tomes, introduction, texte, commentaire, bibliographie et index par A. Le Boulluec, traduction de P. Voulet, (SC 278 et 279), Paris, Ed. du Cerf, 1981. – Stromate VI, introduction, traduction et notes par P. Descourtieux, (SC 446), Paris, Éd. du Cerf, 1999. – Stromate VII, introduction, traduction et notes par A. Le Boulluec, (SC 428), Paris, Éd. du Cerf, 1997. CYRILLE D’ALEXANDRIE, Adversus Nestorium, libri I-V, PG 76, 9–248 ACO I, 1, 6, p. 13–106. – Apologeticus pro duedecim capitibus adversus Orientales episcopos, PG 76,315–386 ACO 1, 1, 7, p. 33–65. – Apologeticus pro duedecim capitibus contra Theodoretum, PG 76, 391– 452 ACO 1, 1, 6, p. 110–146. – Commentarii in Ioannem, PG 73, 9–1056 et PG 74, 9–756. Traduction partielle dans Eucharistie dans l’antiquité chrétienne, textes recueillis et présentés par A. Hamman, (coll. «Ichtus»/PDF), Paris, DDB, 1981, p. 145–177. – Commentarii in Isaiam Prophetam, PG 70, 9–1449. – De recta fide ad Reginas, PG 76, 1201–1336 ACO 1, 1, 5, p. 68–118. – Deux dialogues christologiques, introduction, texte critique, traduction et notes de G.-M. de Durand (SC 97), Paris, Éd. du Cerf, 1964. – Dialogues sur la Trinité, Dialogues I-VII, 3 tomes, introduction, texte critique, traduction et notes de G.-M. de Durand (SC 231, 237, 246), Paris, Éd. du Cerf, 1976–1977–1978. – Homiliae Paschales, PG 77, 391–982. CYRILLE DE JÉRUSALEM, Catéchèses mystagogiques, introduction, texte critique et notes A. Piédagnel, traduction par P. Paris, (SC 126 bis), Paris, Éd. du Cerf, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Русский странник в кн.: T. Špidlik , I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 247–268. On the Frayer of Jesus. From ascetic Essays of Bishop Ignatius Brianchaninov. Translatée! by Father Lazarus, London 1952. The Art of Prayer. An Orthodox Anthology compiled by Igumen Chariton. Translated by K. Kadloubovsky and E. Palmer, London 1966. Созерцание Феофил Антиохийский , Три послания к Автолику I, 5–7, SC 20 (1948), с. 66–75 (умное богопознание). Кассиан, Трапеза 14, SC 54 (1958), с. 182–208 (о духовном знании). Диадох Фотики йский , Сто глав 67–74, SC 5 ter (1966), с. 127–133 («богословствование» и созерцание, удобопревратность созерцания). Симеон Новый Богослов , Катех. 8, SC 104 (1964), с. 98–100 (от соблюдения заповедей к созерцанию Бога); 19, с. 326–328 (уловить Бога неуловимого); 21, с. 364–392 (вера, что ведет к созерцанию). Серафим Саровский , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 78 слл. (о жизни деятельной и созерцательной). Чувства Григорий Нисский , О сотворении человека 10, SC 6 (1943), с. 117–120 (действие духа через чувства). Иоанн Златоуст , О тщеславии и воспитании детей 28 слл., SC 188 (1972), с. 144 слл. Лактанций, О творчестве Божьем 9, SC 213 (1974), с. 157 слл. (в какой мере можно доверять чувствам). Вера Василий Великий , Великое правило Прол., 28; Краткое правило 21, 36, 38, 39, 248, 260. Псевдо-Макарий, Гом. 48, PG 34, 808–812 (о совершенной вере в Бога). Филоксен Мабугский, Гом. 2 и 3, SC 44 (1956), р.45–87. Авва Исайя, Logos 21, франц. пер. Etiolles 1970, с. 170–172. Мартирий Садонский, Книга совершенства И, 1, CSCO 215, Syri 91, с. 8–25. Антиох Монах, Гом. 1, PG 89, 1432–37. Естественное созерцание Афанасий Александрийский , Слово на язычников И, 30–34, SC 18 (1946), с. 170–178 (познание природы приводит душу к познанию Бога). Иоанн Златоуст , О статуях 9, 2 слл., PG 49, 105 слл.; Там же 12, 2, col. 129 слл. Авва Исайя, Logos 12, франц. пер. Etiolles 1970, с. 111–113. Тихон Задонский , в кн.: T. Spidlik, I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 61–67.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Следующим шагом на пути упрощения оффиция стали послание ( motu proprio ) папы Иоанна XXIII «Rubricam instructum» от 25 июля 1960 г. и выпущенный в том же году «Corpus rubricarum» для Б. и Миссала ( Salmon. La prière des heures. P. 855). Последним, еще сохранявшим связь с рим. традициями, стал Б., изданный в 1961 г. Реформа II Ватиканского Собора В ходе реформ, инициированных Ватиканским II Собором (1962-1965), традиц. рим. система суточных служб была фактически разрушена и заменена т. н. Литургией часов (Liturgia horarum). Впервые использовать такое название вместо Б. для обозначения литургической книги предложил в 1959 г. В. Раффа. Общие принципы реформы были выражены в конституции «Sacrosanctum Concilium» от 4 дек. 1963 г. (SC. 83-101): слово «литургия» употреблено потому, что это общая молитва Церкви (SC. 90), глас всего мистического Тела (SC. 99), слово «часов» - потому, что составлена для освящения всего течения дня и ночи (SC. 84). Издание «Liturgia Horarum» (1971-1972) было утверждено конституцией папы Павла VI «Laudis Canticum» от 1 нояб. 1970 г. (AAS. T. 63. 1971. P. 527-535). Во введении к 1-му тому Литургии часов помещалась «Генеральная инструкция о Литургии часов» (Instructio generalis de Liturgia Horarum - см. Roguet A. M. The General Instruction), предлагающая новое понимание оффиция как ритуализированного диалога человечества с Богом. Основные положения этого документа следующие. Поддержание общей молитвы народа Божия определяется как одна из главных обязанностей Церкви (ст. 1). Каждый католик, читающий «Liturgia horarum», участвует в молитве Христа и становится причастным божественной природе, поскольку молитвы Б. написаны Духом Святым (ст. 5-9). Однако в инструкции обосновывается и возможность перепоручения (deputatio) общественной молитвы отдельным членам Церкви, т. е. священству и монашествующим (ст. 23-26). Каждая служба оффиция отныне должна совершаться только в подобающее ей время (SC. 88). Утреня и вечерня рассматриваются как стержневые. Nocturnae заменяются Часом чтений, к-рый может совершаться в любое время. 1-й час, как появившийся в составе рим. оффиция позднее др. служб, упраздняется, а малые часы (3, 6, 9-й) сохраняются в качестве обязательных только при службе с участием хора (SC. 89), миряне же могут читать только один из часов по выбору. Увеличен срок для вычитывания полной Псалтири, вместо одной недели - 4 (SC. 91). Нек-рые псалмы и стихи опущены как не подходящие по смыслу. К каждому псалму прилагается своя коллекта. В «Литургию часов» включено множество новых, ранее не использовавшихся библейских песен (особенно из Апокалипсиса), все библейские песни из ВЗ перенесены на утреннюю службу, а из НЗ - на вечернюю, чего раньше никогда не было. Каждый псалом предваряется кратким комментарием, подобно Б. Киньонеса. Все службы начинаются с гимна. Центральное место отведено чтениям из Свящ. Писания (SC. 92), после чего положены короткий респонсорий и библейская песнь. Впервые в чине введено ритуальное молчание (SC. 30).

http://pravenc.ru/text/Бревиарию.html

Василий Кесарийский, De spiritu sancto, изд. J. Sieben (text B. Pruche, SC 17bis), FC 12, Freiburg i.B. 1993. Василий Кесарийский, Epistolae, PG 32,219–1112. Василий Кесарийский, Homiliae in Hexaemeron, изд. E. Amand de Mendieta – S.Y. Rudberg, GCS, N.F. 2, Berlin 1997. Григорий Назианзин , Carmina, PG 37, Paris 1858, 397–1600. Григорий Назианзин , Epigrammata, изд. P. Waltz, Anthologie grecque, I (Anthologie palatine), tome VI, livre VIII, Paris 1944. Григорий Назианзин , Epistulae, I-II, изд. P. Gallay, Paris 1964–1967. Григорий Назианзин , Opera quae exstant omnia, изд. J.-P. Migne, PG 35–56, Paris 1858. Григорий Назианзин , Orationes theologicae, изд. H.J. Sieben, FC 22, Freiburg etc. 1996. Евномий Кизический, Apologia, изд. R.P. Vaggione, Oxford 1987. Иероним, Евсевий, Epistulae I, изд. I. Hilberg, CSEL 54, Wien-Leipzig 1910. Иероним, Евсевий, Commentarius in Ecclesiasten, изд. M. Adriaen, CChr.SL 72, Turnhout 1959, crp. 247–361. Иларий Пиктавийский , De trinitate, изд. P. Smulders, CChr.SL 62–62A, Turnhout 1979–1980. Иоанн Златоуст , Epistulae ad Olympiadem, изд. A.-M. Malingrey, SC 13bis, Paris 21968, стр. 106–388. Ипполит, Refutatio omnium haeresium, изд. M. Marcovich, Patristische Texte und Studien, sv. 25, Berlin – New York 1986. Ириней Лионский , Adversus haereses libri V, изд. A. Rousseau – L. Doutreleau, I, SC 263–264, Paris 1979; II, SC 293–294, Paris 1982; III, SC 210–211, Paris 1974; IV, SC 100/1–2, Paris 1965; V, SC 152–153, Paris 1969. Климент Александрийский , Stromata, VH-VIII, изд. О. Stählin – L. Früchtel – U. Treu, GCS, Clemens III, Berlin 21970. Лукреций Кар, Тит, De rerum natura, изд. C. Buchner, Wiesbaden 1966. Максим Исповедник , Tomus dogmaticus ad Marinum presbyterum, PG 91,227–245. Марий Викторин, Ad Candidum Arrianum, изд. P. Henry – P. Hadot, SC 68, Paris 1960,130–172. Мефодий Олимпийский , De resurrectione, изд. N. Bonwetsch, GCS 27, Methodius, Leipzig 1917, стр. 217–424. Мефодий Олимпийский , Symposion, изд. H. Musurillo, SC 95, Paris 1963.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Дорофей, Поучения 12, 124–137, SC 92 (1963), с. 380–401. Симеон Новый Богослов , Катех. 2, SC 96 (1963), с. 241–242. Серафим Саровский , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1Ô57, c. 66 слл. Восхождение к совершенству в духовной жизни Ориген, Толкование на св. Матфея 10, 11, SC 162 (1970), с. 178 слл. (не существует различия в «природе» души между праведными и нечестивыми). Григорий Нисский , О жизни Моисея II, 305–314, SC 1 bis (1955), с. 129–131 (совершенство состоит в восхождении к нему). Феодор Студит, Катех. 81, PG 99, 615 слл. (de amore erga profectum, о совершенной любви к себе). Соловьев В., Оправдание добра II, VIII, б, Собр. сон., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 200 слл. (необходимость духовного восхождения), Там же 8, с. 204 слл ; (высшие ступени не отменяют предшествующих). Сознание благодати Диадох Фотики йский , Сто глав 75–89, SC 5 ter (1966), с. 133–150. Марк Отшельник, О крещении PG 65, 985–1028; О духовном законе, col. 905–930. Псевдо-Макарий, Том. 49, PG 34, 812–816. Авва Исайя, Logos франц. пер. Etiolles, 1970, с. 157. Иоанн Лествичник , Лествица райская 18, PG 88, 932–937 (духовная невосприимчивость). Théophane le Reclus, см. Указатель, с. 304. Знамения, харизмы Ориген, Толкован. на св. Матфея 10, 19, SC 162 (1970), с. 228–235 (вера и чудеса). Иоанн Златоуст , О статуях 16, 4, PG 49, 167. Кассиан, Трапеза 15, SC 54 (1958), с. 209–220: Божественные дары. Псевдо-Макарий, Том. 50, PG 34, 816–821. Отечник: Виссарион 40, Макарий 2, 33, 38, Сисой 7, 24, 14, Ор 2, 3. Видения Ириней, Против ересей IV, 20, 9–11, SC 100 (1965), с. 654–669 (видения пророков). Отечник, Собрание анонимных высказываний, п. 228–239, пер. J.C. Guy, изд. Abbaye de Bellefontaine, с. 400–404. Диадох Фотики йский , Сто глав 36–40, SC 5 ter (1966), с 105–108 (видения и сны). Мученичество Климент Александрийский , Строматы IV, 4, 15, GCS 2, с. 255 (мученик каждого дня). Ориген, Увещание к мученичеству, PG 11, 563–638. Феодор Студит, Катех. 10, PG 99, 522–523 (мученик каждодневной жизни).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Сл. 2, 1, 7; SC 247, 86=1.23. 79 Сл. 2, 115, 9; SC 247, 236=1.64. 80 Тот же текст (с незначительными изменениями) в Сл. 20, 1, 5–13; SC 270, 56–58=1.298. 81 Сл. 2, 6, 1–5, 12; SC 247, 94–96=1.25. 82 Здесь и далее в нашей работе термин " " православные " " будет обозначать те богословские партии, которые в раннехристианскую эпоху и в период Вселенских Соборов, защищая традиционное учение Церкви, боролись с ересями. 83 Подробнее об арианстве см. Williams. Arius. См. также Grillmeier. Christ I, 219–248. 84 Подробнее о " " Никейской вере " " см. Grillmeier. Christ I, 264–273. 85 См. Флоровский. Восточные Отцы, 38–41. 86 Об аномействе (евномианстве) см. Cavalcanti. Studi; Sesboue. Apologie. См. также Eunomius. Extant Works. 87 Подробнее о богословских воззрениях омиусиан см. Lцhr. Homoiousian Church Party, 87–100. 88 О Евсевии Эмесском (ок. 300–ок. 359) см. Grillmeyer. Christ I, 303–308. 89 Его не следует путать с другим Евсевием, преемником которого на Кесарийской кафедре стал Василий Великий. 90 О Евсевии (ок. 260–339) см. Grillmeyer. Christ I, 167–190. 91 Так называемая 4–я Сирмийская формула. 92 Об этом Соборе см. Василий Великий. Против Евномия 1, 2. Ср. Simonetti. Crisi, 338–347. 93 Ср. Cavalcanti. Studi, 24. В частности, Евномий возражал против подобия " " по сущности " " : см. Апология 24. 94 Ср. Pelikan. Emergence, 212. 95 Подробнее об этом см. в разделе " " Святой Дух " " главы III настоящей работы. 96 Подробнее об Аполлинарии см. Lietzmann. Apollinaris; Grillmeier. Christ I, 329–340. См. также Prestige. Fathers, 94–119. 97 См. Bowersock. Julian, 83. 98 Цит. по Успенский. История, 86–87. 99 См. Browning. Julian, 172. 100 Написанных, впрочем, уже после кончины самодержца. 101 Т. е. против искупительной смерти Христа с разрушением христианства. 102 Сл. 4, 68; SC 309, 176–178=1.91. 103 Сл. 18, 32; PG 35, 1025=1.281. 104 Сл. 18, 34; PG 35, 1029=1.283. 105 Речь идет о формуле Антиохийского Собора 363 г.: см. Bernardi. SC 309, 32. 106 Некоторые исследователи (см. Tillemont. Memoires, t.9, 347; Ullmann. Gregorius, 58ff.) предполагают, что Григорий–старший подписался под 4–й Сирмийской формулой (омийской) и что это произошло в царствование Констанция в 360 г., когда данную формулу подписывали повсюду. В таком случае схизма должна была длиться около пяти лет (см. Hauser-Meury. Prosopographie, 88–89). Однако Григорий впервые упоминает об этой схизме в Слове 4–м, написанном в 364 г., причем говорит о ней как о событии, случившемся совсем недавно (см. Сл. 4, 10, 1–13; SC 309, 100=1.68–69). Упоминаний о схизме нет в Словах 1, 2 и 3, относящихся к началу священства Григория–младшего. Следовательно, наиболее вероятной датой подписания символа Григорием–старшим следует все же считать 363 г.: см. Benoit. Gregoire, 182–183; Calvet-Sebasti. SC 405, 30–31. 107

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Плутарх, Отсрочки божественного воздаяния. Сенека, О провидении. Григорий Богослов , Песни I, I, 5 и б, PG 37, 424–453. Григорий Нисский , Против судьбы, PG 45, 145–174. Иоанн Златоуст , О Провидении, SC 79 (1961). Синезий Киренийский, Египетские беседы, или О Провидении, PG 66, 1209–1282. Феодорит Кирский , Шесть бесед о Провидении, PG 83, 555–774, франц. nep.Y. Azéma, Paris 1954; id., Врачевание эллинских недугов VI, 22 слл., SC 57 (1958), с. 261 слл. Проблема зла Афанасий Александрийский , Слово на язычников I, б, SC 18 (1964), с. 118121 (зло не существует само по себе, его творят люди). Иоанн Златоуст , О статуях 1, б слл., PG 49, 23 слл.; 4, col. 59 слл.; 15, 1, col. 153 слл. Кассиан, Трапеза 8, 6, SC 54 (1958), с. 14 (что Бог не сотворил никакого зла). Псевдо-Дионисий, О Божьих именах IV, 33 слл., PG 3, 812 слл. Максим Исповедник , Сотн. III, 1–5, SC 9 (1943), с. 123 слл. (разумное пользование способностей, предметов; бесы не являются злыми по своей природе). Страдания Ориген, Толковая. на св. Матфея 10, 18, SC 162 (1970), с. 244–229 (страдания пророков). Василий Великий , Что Бог не сотворил зла, PG 31, 329–353. Иоанн Златоуст, Ad Stagirium a daemone vexatum, PG 47, 423–494. Он же, Послание к Олимпии и всем верным (Quod пето laeditur), SC 103 (1964). Авва Исайя, Logos 21, франц. пер. Etiolles 1970, с. 177 слл. (через Крест к совершенной любви). Максим Исповедник , К Таласию, вопр. 61, PG 90, 625–641. Эсхатология Авва Исайя, Logos 22, франц. пер. Etiolles 1970, с. 186 слл. (испытывать себя, помышляя о будущем суде); Logos 16, с. 141 слл. (приготовление к Парусии и суду). Nersès Snorhali, Иисус- единородный Сын Отца, SC 203 (1973), с. 207 слл., с. 858 слл. (Парусил). Феофан Затворник , в кн.: S.Bolsakov, I mistici russi, Torino, 1962, с. 219 слл. (будущий век). АнЬкатастазис Григорий Нисский , ln illud: Quando sibi subiecerit omnia, PG 44, 1303–16. Кирилл Иерусалимский , О втором пришествии Христовом, PG 33, 869–916. Кирилл Александрийский , Об исходе души и втором пришествии Христа, PG 77, 1071–90.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Бог есть первое Лицо Святой Троицы и называется Отцом, как имеющий Сына. Иисус Христос есть второе Лицо Святой Троицы и вместе с тем Сын Божий (υς θεο; ibid., 16//SC.T.248. P. 196; р. п.: C. 37) 200 ; [Οтрοκ] – Πας, δι ησο το παιδς σου (ibid., 9–10; р. п.: C. 29–30), Господь (ibid. 4, 1//SC. T. 248. P. 156; р. п.: C. 4, 8, 9, 11, 12, 14, 15:16). Указание на человеческую природу Иисуса Христа находим в наименовании Его Сыном Давида (υς Δαβδ 201 – ibid. 10, 6//SC. T. 248. P. 180; р. п.: C. 31). Иисус Христос есть виновник нашего спасения, ибо через Него дарованы нам от Бога жизнь и ведение, вера и бессмертие и жизнь вечная (ibid. 10, 2//SC. T. 248. P. 178; р. п.: С. 30). Святой Дух есть третье Лицо Святой Троицы. Его деятельность обозначена лишь в одном месте следующим образом: Он (Бог) не приходит призывать, судя по лицам, но (Он призывает) тех, коих уготовал Дух 202 (ibid. 4, 10//SC. T. 248. P. 162; р. п.: C. 25). Из слов, произносимых при Крещении, видна вера в деятельность Святого Духа вместе с первыми двумя Лицами Святой Троицы (ibid. 7, 3//SC. T. 248. P. 170–172; р. п.: C. 27–28). б) Нравственное учение Основою христианской нравственности служит любовь к Богу и ближнему. Изложение нравственного учения «Дидахи» идёт в соответствии с евангельской Нагорной проповедью и Посланиями Апостолов. Соблюдающий заповедь Божию о любви благословляет проклинающих, молится за врагов, постится за гонителей, любит ненавидящих, прощает обиды; не считая ничего своею собственностью, он отдаёт ближним даже рубашку; удаляется как от грубых, так и от утончённых грехов, не производит разделения в Церкви, но примиряет спорящих, учит детей страху Божию, кротко обращается со своими рабами, питает сострадание к угнетённому. «Дидахи» старается освящать частную текущую жизнь христиан с нравственной христианской точки зрения, например, «блажен дающий... но горе принимающему» (без нужды), поэтому «пусть милостыня твоя запотеет в твоих руках, пока ты узнаешь, кому ты должен её дать» (ibid. 1, 6//SC. T. 248. P. 146; р. п.: C. 19–20), «не умерщвляй в зародыше детей, не будь двуязычен (ibid. 2, 2//SC. T. 248. P. 148; р. п.: C. 21), избегай идоложертвенного, не будь математиком (тогда под «математиками» разумелись чародеи, астрологи), птицегадателем». Это путь жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010