Перед молебном Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со словом: «Сегодня, 1 сентября, — начало учебного года. В этом году оно совпало с воскресным днем, и сейчас, после этой торжественной Литургии в память 1150-летия основания города Смоленска, мы совершим молебен перед началом учения. Мы помолимся о наших детях, о нашей молодежи, о школьниках, о тех, кто учится в специальных учебных заведениях, институтах и университетах. Мы помолимся об их преподавателях, наставниках, профессорах. Мы помолимся о всех тех, кто трудится сегодня для получения знаний, чтобы завтра послужить Отечеству нашему. И молитва наша должна быть сильной, искренней. Во-первых, каждый из учащихся и учащих должен молиться о самом себе, о своем коллективе, о своем деле. А мы все вместе должны поддержать тех, кто начинает новый учебный год, чтобы Господь приклонил милость к нашей молодежи, к нашим детям; чтобы Он оградил их от искушений, от соблазнов, разлагающих не только человеческую душу, но и человеческое общество; чтобы Он помог им полюбить Бога, Отечество свое; чтобы Он помог им быть открытыми и дружелюбными к своим товарищам, коллегам; чтобы Он научил их великой мудрости жизни, которая заключается в том, что  давать более угодно Богу, чем принимать (см. Деян. 20:35); чтобы люди были добрыми, способными разделять с другими свои материальные, интеллектуальные, духовные ресурсы с тем, чтобы восполнялась силой сильных немощь слабых, чтобы была справедливость и доброе сотрудничество всех, кто сегодня вступает на путь учения, кто продолжает этот путь и кто завтра выйдет в самостоятельную жизнь. Помолимся об учащих и учащихся Отечества нашего. Аминь». За молебном были вознесены прошения: «о еже низпослати на отроков сих дух премудрости и разума, и отверзти ум и уста, и просветити сердца их к приятию наказания добрых учений»; «о еже всадити в сердца их начало премудрости, страх Свой Божественный и тем буесть юности отгнати от сердец их, и просветити ум их, еже уклонитися от зла и творити благое»; «о еже отверзти ум их, еже прияти и разумети и памятствовати вся добрая и душеполезная учения».

http://patriarchia.ru/db/text/3203714.ht...

Когда более 500 000 его ратников вступили на территорию тогдашней России, многим казалось, что этой силе невозможно ничего противопоставить. Первые месяцы войны как бы доказывали это. Две русские армии — одна под руководством Барклая де Толли, другая под руководством Багратиона — отступали, и ропот был в войсках. Отступив до города Смоленска, армии соединились. Казалось, вот здесь-то и совершится самое главное, враг будет остановлен, но объединенная армия была разбита, и войска отступили к Москве. Тогда Смоленский образ Божией Матери был привезен в армию Кутузова. Перед этим образом коленопреклоненно молилась наша армия накануне Бородинского сражения, призывая в помощь Богоматерь, и Божия Матерь вновь пролила Свое материнское благоволение над землей Русской. Пусть враг и не был остановлен, но он был духовно сломлен, морально подавлен, и даже взятие Москвы эту внутреннюю подавленность, сознание поражения не излечило. Мы знаем, что с Бородинского поля началось освобождение страны нашей в 1812 году. Затем страшное испытание — Вторая мировая, Великая Отечественная война. Казалось, по всем законам страна наша должна была быть разрушена. Во много раз превосходивший нас по силам противник буквально за несколько недель достиг столицы нашего Отечества. Но здесь, как мы знаем, не только проявился талант наших полководцев, мужество наших воинов, но и вся страна стала на молитву, призывая в помощь Божию Матерь пред Ее Казанской иконой, перед которой совершилось чудо избавления в 1612 году. Вопреки всем расчетам грозного противника, вопреки всяким человеческим представлениям о соотношении сил, наша армия чудом Божиим и великим мужеством своим отбросила противника от стен Москвы. Знаем, что непрестанно в церквах и по домам возносилась молитва к Пречистой Богоматери об избавлении земли нашей, и верим, что вновь по Ее предстательству Господь разрушил лукавые замыслы противника, и страна наша сохранила свою независимость. Не только с временами военными, с грозными годами сечи, но и и с мирными временами нередко связываются судьбоносные моменты в жизни нашего Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/3345776.ht...

«Теперь этот сад снова заброшен, и вместо эстетического и исторического элемента в нём является преобладающим элемент питейно-увеселительный». Однако в 1902 году единственным питейным заведением в парке был ресторан. В 1979 году институт «Смоленскгражданпроект» разработал проект комплексного благоустройства этой территории, который был реализован в 1980-х годах. 8 июля 2019 года во время раскопок на Королевском бастионе археологии нашли останки (одноногий скелет), которые принадлежат одному из ближайших соратников Наполеона генералу Гюдену. Сегодня парку вернули прежнее название, а его территория значительно расширилась. Множество аттракционов, летних кафе, танцевальных площадок сочетаются с историческими объектами, которые поддерживаются силами Администрации города и Лопатинского сада. Памятник защитникам Смоленска 1812 года Смоленский памятник по проекту Антонио Адамини отлит из чугуна в Петербурге на Александровском литейном заводе. Его высота – около 26 метров, а общий вес – около 250 тонн. Во время установки монумент располагался на плац-парадной площади, где проходили военные учения, парады и торжественные молебны смоленского гарнизона. Памятник имеет вид высокой многогранной пирамиды на круглом ступенчатом основании, вокруг пирамиды размещены 8 пар колонн с позолоченными орлами. Пирамида заканчивается главой в форме луковицы с бронзовым позолоченным крестом. Вверху, в промежутках между колоннами, помещены художественные изображения медалей 1812 г. На восточной стороне, между двумя парами колонн, в особой нише, дано изображение Смоленской Божией Матери Одигитрия. Ниже иконы укреплена металлическая доска с рельефным планом Смоленского сражения (копия; подлинная из цветного металла утрачена в годы войны 1941-1945 гг.). На цоколе сделаны надписи: названы фамилии генералов, которые командовали русскими войсками, защищавшими Смоленск; обозначено число сражающихся и павших под Смоленском воинов с обеих сторон. На гранях между надписями расположены восемь рельефных изображений мечей.

http://ruskline.ru/politnews/2023/11/20/...

Высота монумента Героям сражения за Смоленск 4-5 августа 1812 года (так он именуется официально) составляет 26 метров, а общий вес — более 200 тонн (12757 пудов, или 208960 кг). Он имеет вид высокой многогранной пирамиды на круглом ступенчатом основании, вокруг пирамиды размещены 8 пар колонн с позолоченными орлами. Пирамида заканчивается главой в форме луковицы с бронзовым позолоченным крестом. Вверху, в промежутках между колоннами, помещены художественные изображения медалей 1812 года. На восточной стороне, между двумя парами колонн, в особой нише помещено изображение Смоленской Божией Матери «Одигитрии». Ниже иконы укреплён металлический барельеф с планом сражения 4-5 августа. Подлинный барельеф из цветного металла утрачен во время Великой Отечественной войны, в наши дни на его месте копия. На цоколе сделаны надписи: названы фамилии генералов, которые командовали русскими войсками, защищавшими город; обозначено число сражающихся и павших под Смоленском воинов с обеих сторон. На гранях между надписями расположены восемь рельефных изображений мечей. Его открытие сопровождалось праздничным богослужением, крестным ходом, торжественным обедом для губернской элиты и балом. Памятник явился первым монументом в честь Отечественной войны 1812 года в Смоленске. В 1842 году памятник в память Смоленского сражения 1812 года был передан в военное ведомство по описи, которую составил архитектор Ф.Ф. Фиксен. В ней педантично описаны каждый ярус и детали монумента с указанием их размеров, несмотря на то, что в описи не указано место, где именно заложен ящик с коллекцией медалей 1812-1814 годов. Белорусские участники российского проекта «Памяти предков будем достойны» Алексей и Андрей Буховецкие приехали поклониться героической истории Смоленского сражения 1812 года. Заодно мы решили обследовать уникальный единственный памятник защитникам Смоленска, посвящённый войне 1812 года, который расположен на центральной аллее Парка культуры и отдыха (Лопатинский сад). Нас заинтересовало, как старый монумент был собран из чугунных плит.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/03/ta...

(О. Берггольц, Дневниковые тетради. Второе путешествие с приключениями в праздник Смоленской иконы Божией Матери, 1923 год). Да... каждому времени - своё. И каждому человеку. И каждому возрасту. К сожалению, мы пока выбрали «американскую» жизнь. Возможно, от того что ещё относительно молоды - как народ, как этнос. Но молодость пролетает стремительно; эй! - я, конечно, не пророк, но ведь «...поэт в России - больше чем поэт», и мне иногда кажется... русская молодость уже заканчивается. В любом случае, надо думать, надо крепко думать, чтобы не остаться вне Главной Книги - Книги Жизни. Давайте, пожалуйста, думать, русичи, это полезней, чем дожидать конец света! Газетный формат не позволяет записать всё, что хотелось бы ещё рассказать про Ольгу, про её непростую судьбу. В последние годы интерес к личности ленинградской поэтессы продолжает расти. Я сознательно умалчиваю про Углич, про «цветы безсмертные», даже про блокаду ленинградскую, хотя очень надеюсь, что газета попадёт к вам именно к той самой, тоже заветной, дате - 27 января, дню равноапостольной Нины. И дай Бог, чтобы моя скромная и краткая публикация побудила ещё кого отправиться в библиотеку или - хотя бы для начала - в поисковой строке набрать сделавшуюся (как это уже часто случалось на Руси) по-настоящему русской из когда-то совершенно нерусской фамилию «БЕРГГОЛЬЦ». Жив Господь! Андрей ЕГРАШОВ Окуловский район Новгородской обл. http://www.rusvera.mrezha.ru/676/6.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Мы будем молиться об атомной электростанции в Десногорске, о всех тех, кто здесь трудится, о всей атомной отрасли России, которая сейчас, несомненно, набирает обороты, становясь одной из самых важных отраслей национальной экономики, концентрируя замечательный человеческий потенциал. И как не порадоваться мне, уже не как Смоленскому митрополиту, а как Патриарху Всероссийскому, о том, что происходит в этих замечательных высокотехнологических сферах национальной экономики, когда действительно живая вера людей без всякого принуждения, как результат внутреннего духовного и интеллектуального поиска, оплодотворяется живыми и добрыми делами, когда вера соединяется с разумом, с технологией, с высоким уровнем управления. В каком-то смысле то, что сейчас происходит в этой области, является примером для всей России, не люблю говорить высокие слова, но скажу, ни минуты не сожалея о том, что скажу — примером для всего мира; потому что человеческое сообщество, вся наша цивилизация входит в ту эпоху, когда высокие хрупкие технологии становятся жизненно необходимыми, когда без них не может существовать ни человеческое общество, ни человеческая личность. Если раньше человек зависел от своего физического здоровья, от своего ума, от того, насколько были крепки его руки и ноги, то сегодня он в значительной мере не зависит от себя, а является частью огромной схемы, огромной технологической сети, которая работает по своим законам — работает хорошо, а может и сорваться. Мы каждый день видим по телевизору то, что происходит в Мексиканском заливе. Разве там не было высоких технологий? Разве там не добывают нефть самые лучшие специалисты? Не говоря уже о том, что какой-то небольшой вулкан в Исландии парализовал воздушное движение почти во всем Северном полушарии, а если еще один взорвется где-нибудь на Дальнем Востоке, а один в Африке — что будет означать наш высокотехнологичный век? Современным людям свойственно, и по праву свойственно гордиться результатами своих изобретений и своего труда, но эта гордость должна быть не надменной гордостью язычника, а мудрым христианским отношением, проникнутым упованием на волю Божию. Мы должны восхищаться нашими достижениями, одновременно не умаляя, а усиливая молитву о роде человеческом. Только тогда и будет стабильность — и в мире, и в России, тогда и будет надежда на то, что результаты человеческого труда и человеческого разума не погубят, а помогут людям, если человеческие усилия будут оплодотворяться Божественной благодатью.

http://patriarchia.ru/db/text/1175389.ht...

По молитве она испросила себе елея из лампады пред иконою Богоматери, и этим елеем стала мазать голову больному своему сыну, когда возвратилась с ним домой; последствием сего было то, что на голове мальчика стал появляться весьма сильный пот, а с тем вместе и болезнь головы стала проходить и по времени совершенно прошла. В октябре месяце 1877 года у жителя города Вязьмы, Смоленской губернии, И. Ш. заболела жена его М. С. вследствие простуды воспалением и общею опухолью всего тела столь сильно, что местные врачи отняли у мужа надежду на ее выздоровление. Муж обратился с молитвою о помощи к Матери Божией и дал обещание в благодарность за исцеление болящей его жены, когда оно последует, приобрести снимок с Черниговской иконы Богоматери. Молитва его была услышана: исцеление ниспослано; данное им обещание исполнено; и благодарный муж во всеуслышание свидетельствовал о всем этом перед братиею Гефсиманского скита при посещении оного 7 октября 1879 года. Письмом из Санкт-Петербурга от 15 октября 1879 г. уведомлен был игумен скита еще о следующем чудотворении, совершившемся при посредстве елея из лампады пред Черниговскою иконою Богоматери: некто, по имени Георгий Иларионов, проживающий в услужении у господ, в декабре 1878 года подвергся столь сильной болезни, что все окружающие его, согласно с заключением лечившего врача, отчаялись в выздоровлении этого больного, ибо у него и пульс перестал уже биться. В этом состоянии посетил болящего один из друзей его, бывший некогда на богомолье в пещерах Гефсиманского скита, и с того времени хранивший у себя несколько елея из лампады пред иконою Черниговской; сей-то посетитель, видя изнеможение больного, предложил его родным намазать ему тело этим елеем. Доброжелательное предложение с радушием было принято; елей немедленно был принесен, и больной тотчас был им вымазан весь. И что же? К утру биение пульса начало возвращаться, больной из бессознательного состояния, в котором дотоле, по-видимому, находился, перешел в сознательное, и общее его состояние решительно изменилось к лучшему; лечивший его врач, по освидетельствовании его утром, признал опасность, в которой находился больной, миновавшею, причем принужден был сознаться, что с больным произошла перемена вышеестественная.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Секция 3: «Вызов терроризма и общественные организации». Молодежное направление 6. При ревизии, проведенной оргкомитетом «Покровских дней», большинство из недавно имевшихся в Нижегородской области православных молодежных организаций было найдено несуществующими. Исключение составила община «Витязи» (г.Ардатов), а также община во имя Феодора Ушакова при храме Смоленской иконы Божией Матери и немногие другие. 7. И напротив, сегодня в нижегородской области на религиозном фронте (причем, в основном среди молодежи) активно действуют именно секты. Причины этому, с одной стороны, в крайне недостаточном финансировании деятельности православных и близких им по духу молодежных организаций. С другой стороны, хорошая материальная подпитка сектантов из-за рубежа. 8. Секты и деструктивные культы представляют собой социально опасное явление, которое в определенных случаях может представлять угрозу национальной безопасности России, а также приобретать форму религиозного терроризма. 9. Вместе с тем в Нижегородской области существует ряд светских организаций, у которых имеется огромный опыт работы с молодежью, и которые сегодня, в лице своих руководителей, таких как, например, М.Г.Бурдиков, создатель Всемирной академии самбо (г.Кстово), активно тянутся к Православию. Оргкомитет нацелен на поддержание подобных инициатив. Необходимо работать в направлении объединения патриотического и духовного воспитания молодежи. Общественные организации. 10. Оргкомитет выступил с инициативой создания Нижегородского православного союза, который бы объединил в себя уже существующие нижегородские православные общественные организации с целью объединения усилий в годину тяжелых для нашего Отечества духовно-нравственных и социальных испытаний. Данная инициатива поддержана Его Преосвященством Преосвященным Георгием, епископом Нижегородским и Арзамасским. Оргкомитет также особо подчеркивает необходимость постоянного, тесного и плодотворного взаимодействия православной общественности с общественными организациями и представителями органов государственной власти и местного самоуправления, симпатизирующими православию с целью выработки общих подходов к решению духовно-нравственных и социальных проблем современного российского общества.

http://pravoslavie.ru/11929.html

Региональные отделения Славянского Молодежного Союза создаются в Санкт-Петербурге и Витебске Санкт-Петербург, 28 сентября 2004 г. Обращение инициативной группы по созданию Славянского Молодежного Союза к молодежным организациям, церковным приходам и государственным органам. Уважаемые друзья, всечестные отцы, братья и сестры! Сегодня мы живем в очень быстро меняющемся мире, в котором происходит информационное, культурное и финансовое объединение, к сожалению, очень часто в ущерб национальным культурам. Международные корпорации, сосредоточив в своих руках огромную власть, часто не считаются с традициями и религиозными устоями народов. Славянские национальные культуры, как и многие другие культуры мира, имеют христианские корни. Сегодня необходимо всячески укреплять связь духовной и материальной культуры народов, защищать их национальную самобытность и противостоять явлениям антикультуры и бездуховности. Сохранение самобытности славянских народов во многом зависит от способности сегодняшней молодежи воспринять и передать следующему поколению духовное и культурное наследие. Поэтому участие молодежи в деятельности по укреплению национальной культуры и славянского единства необычайно важно. Такая встреча, посвященная объединению молодежи славянских стран, прошла этим летом под эгидой Международного молодежного славянского фестиваля " Общий путь - Одигитрия " . И итогом фестиваля стало совместное решение в День Смоленской иконы Божией Матери - Одигитрии о создании Славянского Молодежного Союза, целью которого будет являться: - Объединение сил и согласование действий молодежи в деле укрепления единства народов Белоруссии, России, Украины и других государств на основе общего духовного, культурного и исторического прошлого. - Проведение ежегодного славянского фестиваля " Общий путь - Одигитрия " и других совместных молодежных праздников и программ, ориентированных на укрепление традиционных духовных и культурных ценностей славянских народов. Первыми шагами к созданию Славянского Молодежного Союза стало совместное участие молодежи из России и Беларуси в праздничном фестивале в честь святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге. На встрече в Санкт-Петербурге в День святого Александра Невского было решено начать создание региональных отделений Славянского Молодежного Союза в Санкт-Петербурге и Витебске, а также обратиться ко всем заинтересованным молодежным организациям, церковным приходам и государственным органам славянских государств с предложением принять участие в создании региональных отделений Славянского Молодежного Союза и самого Союза, как международного общественного объединения.

http://pravoslavie.ru/11197.html

Подсуетилась Полушкина (ни какого отношения не имеющая к приходу), срочно составили письмо с просьбой к МЧСникам, те согласились. Под «шумок» выпилили еще 5-7 деревьев, уже вообще без всяких, даже устаревших, документов, по инициативе то ли Полушкиной, то ли настоятеля. Крайними остались: настоятель (и совершенно заслуженно), генерал от МЧС - поплатился за действия своего зама (что называется, подставили) и приход, который был вообще «ни сном, ни духом». 2. По поводу церковников, написавших ахинею и знания истории. Разделяя Ваше раздражение по поводу случившегося, всё же предлагаю высказываться более сдержанно и аргументировано. а) О «мифическом кладбище» и знании истории. Предлагаю Вашему вниманию буквальную цитату из документа «историческая справка на территорию сквера, расположенного на Мукомольном переулке», предоставленной в мэрию города Департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии Ярославля, подписанного начальником отдела охраны памятников О.И.Островской: «Освоение рассматриваемой территории относится к XIV веку. В этот период за пределами линии городских укреплений (рвов и валов), расположенных вдоль современной улицы Первомайской, вдоль дороги на Углич образуются жилые массивы обширного предместья города Ярославля – «Загородья». В этот период на территории, прилегающей к руслу реки Нетечи (русло проходило по направлению совр. улицы Собинова в сторону реки Которосли, к концу XVIII века - утрачено), был выстроен деревянный храм Дмитрия Солунского. По данным краеведов (В.И.Лествицын, Головщиков) основание храма относится ко времени княжения Дмитрия Донского и связано с победой русских войск (в том числе и ярославской дружины) под его предводительством на Куликовом поле в 1380 году […]Архивные документы Дмитриевского храма, связанные с исполнением церковных обрядов, свидетельствуют, что до начала XVIII века при церкви существовало церковное приходское кладбище». Кроме того, существует документ «променная запись княгини Алабышевой», свидетельствующий о захоронении на этом кладбище членов ярославского княжеского дома.

http://sobory.ru/article/?object=00584

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010