Яркому владимиро-суздальскому зодчеству в отечественной и зарубежной литературе 560 издавна отводилось важное место, однако, несмотря на фундаментальный характер многих трудов по данной теме, научные итоги исследования этого крупнейшего русского ареала еще не подведены. В сложении здесь зрелой традиции храмового строительства имело большое значение переосмысление традиционных космологических понятий, пришедших в русскую архитектуру вместе с начальным этапом христианства. Залесская земля, далекая от Киева, населенная угро-финскими племенами, не имевшая коренного славянского населения, в силу своей этнической и социальной специфики, как на начальном этапе христианизации Руси, была обязана введением христианских начал в жизнь народа князьям, в особенности князю Андрею, избравшему её как «отнюю» землю и сознательно отказавшемуся от Киева. В связи с особыми задачами, стоявшими перед князем и княжеством, актуальность здесь приобрели не глобальные космические идеи софиологии, а мотивы очень конкретно понятого личного покровительства Божией Матери князю и его народу. Само установление и переживание богородичного культа во Владимиро-Суздальском княжестве было обусловлено не отвлеченными богословскими символами, а в гораздо большей степени мотивами теплого человеческого сострадания и участия, выбором в качестве покровительницы Владимира иконы Богоматери Гликофилуссы, в образе которой подчеркнуты идеи матери и заступницы, теплой Молитвенницы за род человеческий. Именно поэтому большинство храмов владимиро-суздальского княжества посвящено Богоматери и богородичным праздникам. Программа почитания Богоматери (в неё входил целый комплекс акций, в том числе большое количество литературных и богослужебных произведений, 561 созданных, очевидно, под непосредственным руководством князя) основывалась на идее патерналистского единства, консолидации народа с князем вокруг чудотворного образа – палладиума Владимира. Храмоздательство в этом регионе подчинено идее создания избранного удела Божией Матери и, что еще более важно, избранного народа Божия, народа завета, пастырем и строителем которого выступает сам князь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Алексий, чувствуя, что конец приближается, полагал, что прямое его монашеское дело еще не завершено. Это тревожило его и заставляло думать об уединении. После нескольких попыток, как мы уже сказали, он получил благословение на затвор. Об этом в обители стало известно 3 июня, в пятницу, то есть только за три дня до самого события, поэтому проститься со старцем Бог привел лишь тех, кто приехал в пустыньку поговеть на 3–5 июня, да еще кое-кого из близживущих. Некоторые из них простились с батюшкой в воскресенье, но большинство осталось на понедельник б июня, чтобы подольше побыть вблизи нашего дорогого старца и проводить его до самого «затвора». Все они, хотя и не так долго, побывали у батюшки, простились с ним, может быть, навсегда, получили от него его последние советы и наставления... Старец принимал народ безвыходно с 3 часов утра до 12 часов дня. У собравшихся в обители духовных чад старца возникло желание помолиться сообща о здравии и спасении нашего дорогого батюшки и о даровании ему благодатной помощи в его новом подвиге. Среди приехавших на прощание с батюшкой оказалось четыре священнослужителя: один иеромонах – отец Игнатий (Садковский) , два священника – А. Зверев, отец Илия Четверухин и один диакон (отец А. Шишкин) – все его духовные дети. Их и попросили отслужить о батюшке молебен. Ровно в 12 часов старец закончил прием народа, Царские врата главного храма открылись, и священнослужители вышли на середину храма служить молебен. К тому времени в храме собрались и все бывшие в пустыньке богомольцы, и многие из братии обители. Старец, в епитрахили, встал на правом среднем клиросе, позади чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. Начался молебен о помощи, благодати и даре Пресвятого Духа в начале доброго дела иеромонаха Алексия. «Во славу Твою вся творити повелевай, Господи, – молились все, – рабу Твоему иеромонаху Алексию, к Твоей славе дело свое начинающему, благословением Твоим поспешество благополучное к совершению подаждь, здравие с долгоденствием даруй. Ангела Твоего хранителя пристави делу сему, благоуветливе Господи, и еже воспятити воспрепятия видимых и невидимых врагов... молимся, преблагий Спасе, услыши и помилуй...» Согласно желанию старца,  молебны служились Спасителю,  Божией Матери, архангелу Рафаилу, Преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Зосиме Соловецкому и всем святым. Горячо, со слезами на глазах, молились о старце все присутствовавшие. Ревностно молился и сам старец, часто делая земные поклоны. После молебна священник Илия Четверухин обратился к батюшке со следующими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Митрополит Кирилл встретился с членами сборной России по синхронному плаванию Москва, 30 ноября 2004 г. 26 ноября 2004 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял членов олимпийской сборной России по синхронному плаванию и их наставников. Это уже вторая встреча спортсменок и тренеров с председателем ОВЦС: в преддверии Олимпиады в Афинах олимпийцы получили благословение от митрополита Кирилла и вернулись из Афин с победой, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . Спортсменки передали митрополиту Кириллу вымпел, на котором оставили свои автографы все члены команды-победительницы. Г остьи рассказали о том, как складывалась борьба за олимпийское золото в Афинах, о ежедневном молитвенном ходатайстве о помощи Божией. Члены сборной и их тренеры, в частности, отвергли прозвучавшие в документальном фильме Леонида Парфенова " О, мир, ты – спорт " домыслы, якобы " провалы " в музыкальном сопровождении выступления в Афинах команды России по синхронному плаванию были вызваны некачественной записью, предоставленной российскими спортсменами. В свою очередь, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл поздравил спортсменок и тренеров с блестящей победой на Олимпиаде. " Вы сделали больше, чем выиграли золотую медаль, – сказал митрополит Кирилл. – Спортивный подвиг, который вы совершили, навсегда останется в истории Олимпиад. Как и гимнаст Алексей Немов, вы останетесь в памяти людей, в отличие, может быть, от олимпийских чемпионов, победа которых не была сопряжена со столь драматичными обстоятельствами " . Беседа коснулась дальнейших планов российской команды по синхронному плаванию, в том числе подготовки к летним Олимпийским играм 2008 года в Пекине. Митрополит Кирилл рассказал об истории Православия в Китае, о деятельности Русской Духовной Миссии в этой стране, а также о православных святынях Дальнего Востока. Благословив спортсменок на дальнейшие труды, митрополит Кирилл вручил на молитвенную память участницам встречи иконы Божией Матери " Казанская " . 30 ноября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12007.html

Между тем с театра военных действий начали прибывать в Москву массы раненых и умирающих воинов. Улицы Москвы оглашались стонами этих несчастных, вид которых невольно исторгал слезы у всех, встречавшихся с ними. И вот, чтобы несколько поднять дух Московского народонаселения, смущенного грустною, тяжелою картиною претерпеваемых воинами страданий и вместе с тем, чтобы возбудить надежду на высшую помощь, преосвященный Августин в самый день Бородинской битвы совершает крестный ход вокруг Кремля, Китая и Белого города. При громадном стечении молитвенно настроенного народа, в этом ходе были несены св. иконы Владимирской Божией Матери, Иверской, а также Смоленской, недавно принесенной в Москву из Смоленска, и во время шествия этой процессии не один раз можно было слышать среди богомольцев умиленные возгласы, исходившие из наболевших сердец: Матерь Божия, спаси нас! От Сретенских ворот до Арбатских крестный ход шел между двумя рядами обозов с ранеными и умирающими воинами. Они с умилением «крестились на отрадные для страдальцев знамения веры и благочестия и с жадностью принимали окропление св. водою» 29 . Указанные обозы с ранеными воинами направлялись в Лефортовский дворец, где был устроен военный госпиталь. Этот дворец, число обитателей которого еще более увеличилось после Бородинской битвы, был истинным домом скорби, плача, страданий, смерти. Многие, конечно, получали здесь более или менее удовлетворительную врачебную помощь и, хотя искалеченные, были сохраняемы для дальнейшей нерадостной жизни, но не мало было и таких, для которых Лефортовский дворец был последним этапом их земного странствования. Эти жертвы долга и любви к отечеству умирали здесь вдали от родины и родных, всеми как бы покинутые и забытые... Но о них помнил, им всей душой сострадал преосвященный Августин и в то время, когда врачебные пособия для их тела были уже совершенно не нужными, несчастные неожиданно получили высокое духовное утешение, наполнившее великою, неизъяснимою радостью их измученные сердца... 31 августа, по распоряжению преосвященного Августина, в Лефортовский дворец прибыл архимандрит с иконами Иверской и Смоленской Божией Матери. Был отслужен молебен с водоосвящением. И затем – вот умилительное зрелище! Раненые «с усилием оставляли свое скорбное ложе и, лишенные ног, ползли или тащились на костылях, чтобы приложиться к означенным иконам и получить окропление св. воды» 30 . Уже в полночь св. иконы возвратились в места своего постоянного пребывания. Страдальцы, казалось, не хотели расстаться с посетившею их святынею, принесшею им мир, радость и нравственное успокоение...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Это отмечают все, кто сюда приходит. Они говорят, что чувствуют, чтото не то в мире творится, а что – понять не могут. И только пожив здесь, приобретя духовное содержание, начинают анализировать состояние своей жизни до Михнова. В миру духовность выхолащивается средствами массовой информации. Раньше тоже были бездуховные времена, а теперь бездуховность повсюду. А ведь у каждого человека есть искра Божия. И здесь, в нашей общине, она получает полный расцвет. Но для этого надо много над собой поработать, научиться смиряться. Идти духовным путем нелегко, но люди с Божией помощью преодолевают все испытания. Жить ради ближнего! Вот это путь, которым мы идем, ради чего живем. В немощах сила Божия совершается! Это видно по деяниям отца Понтия, старших. Сестры Корецкие многое видели, многое пережили. Они были богатыми и знатными людьми. А отдав свое богатство людям и служа им и Господу, стали духовно богаче. Люди их круга не могли этого понять. По молитвам о. Понтия получили они благодать большую, у них сложился опыт духовного руководства. Это уже потом, когда старшие отошли ко Господу, сестры в общине осознали, как в жизни надо служить ближним и как жить. А для этого надо к Богу обратиться. Сестры Корецкие были великими людьми. Их надо было знать, чтобы понять глубину их веры. И только такая глубокая вера сдвигает горы. Приехала я в Михново на Тихвинскую 9 июля 1971 года. Тогда Варвара Николаевна еще ходила на трапезы. Правда, недолго. Потом режим уже больше был постельный и ей из столовой приносили еду. Она пост сохраняла. А в день после причастия ни лекарств, ни уколов не принимала. Говорила: «У меня лекарство уже было – выше лекарства нет». Да и человечек она, можно сказать, небесный. Она художницей была. В те времена иконы негде было купить, и она их здесь, в Гаю, писала. У нас есть написанные ею иконы: в Гаю Смоленской Божией Матери, в часовне – Спасителя. Каждой сестре или брату ко дню Ангела дарились иконки, написанные Варварой Николаевной и племянницей о. Понтия Александрой Максимовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Лично для меня пример отца был очень важным и сильным. Я с детства хотел стать священником. Потом, когда задумывался о своем призвании, о жизни, о том, куда пойти после школы, были сомнения — нужно ли сразу идти в семинарию. У меня были склонности к точным наукам, особенно к физике. И я подумал: неплохо было бы мне, наверное, вначале университет окончить. Но от этого шага удержал покойный митрополит Никодим, который сказал, что надо идти сразу в семинарию, не тратить время на физику. Что все необходимое придет само и что физиков у нас в Советском Союзе много, а священников не хватает. Он убедил меня в этом, и я никогда не пожалел, что поступил так. Тем не менее интерес к природе вещей, к законам, которые управляют Вселенной, сохраняется. Я думаю, все это в сочетании с религиозными убеждениями дает определенную основу для моего мировоззрения. Что касается Табынской иконы Божией Матери, о которой вы спрашиваете и 410-летие которой будет отмечаться в этом году, то мое участие в ее поиске связано с Китаем. Этим занимались сотрудники нашего Отдела внешних церковных связей. Нас интересует Православие в Китае. Мы делаем все для того, чтобы возобновилась жизнь в Китайской Православной Церкви. Ситуация там очень непростая. Система государственно-религиозных отношений тоже значительно отличается от той, что мы имеем в России, и в этих условиях необходимо сделать все, чтобы легализовалось положение Православной Церкви в Китае, появились китайские священнослужители, которые в соответствии с законами своей страны имели бы возможность совершать богослужения. Важно, чтобы появились и местные святыни. Они очень укрепляют веру людей. Поэтому мы занимаемся не только поиском этой иконы, но и многим другим, что связано с историей Православия в Китае. Будем надеяться, что по молитвам нашим мы обретем желаемое. Газета «Республика Башкортостан» 28 от 10.02.2007 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-sluzheni-tom-est-smy...

В том же 1918 г. Блок написал стихотворение «Скифы» – как пророчество тоже довольно сомнительное, но содержащее итог многолетних раздумий о пути России и вполне серьезные, выдержанные в традициях русской историко-философской мысли, выводы о российской «всечеловечности»: Мы любим все: и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно все: и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений… При всей своей утопичности «Скифы» реалистичны в оценке кризиса европейской культуры. «Русский путь» мыслился как альтернатива (пусть даже не осуществившаяся в полной мере) окостенению западной цивилизации. Сытая буржуазность пугала его больше, чем ужасы революции и гражданской войны. Когда в новом советском быту в новых формах стали проявляться прежние черты буржуазной пошлости, Блок почувствовал приближение собственного конца. Творческий подъем 1918 г. быстро сменился упадком. После непрестанного музыкального звучания начала революции наступила пугающая тишина – он уже не слышал музыки. Поэтическим завещанием Блока стало стихотворение «Пушкинскому Дому», написанное в 1921 г. Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда? Вот зачем такой знакомый И родной для сердца звук Имя Пушкинского Дома В Академии наук. Вот зачем, в часы заката Уходя в ночную тьму, С белой площади Сената Тихо кланяюсь ему. В апреле 1921 г. у Блока началось воспаление сердечных клапанов. Болезнь сопровождалась психическим расстройством, принося мучения не только физические, но и душевные. 7 августа 1921 г. поэт скончался. Похороны поэта состоялись 10 августа 1921 г. – в день праздника Смоленской иконы Божией Матери – на Смоленском кладбище Петербурга. Что-то символическое было в том, что поэт, в чьем творчестве столь ясно обозначен мотив пути, нашел последнее пристанище под покровом Божией Матери Одигитрии – Путеводительницы. Но, как оказалось, не навсегда. В 1944 г. его останки решили перенести на Волково кладбище. По преданию, могила оказалась пустой, – тем не менее, ныне могила Блока находится на Волковом кладбище.

http://pravmir.ru/aleksandr-blok-tishina...

Водами сей благодати ороси, напой, очисти и оживотвори душу мою, валяющуюся в бездне греховней. Не дай мне погибнуть в этой бездне и от тли (от погибели) возведи мя». Такова должна быть молитва кающегося грешника, как выражение упования на спасающую благодать Божию. Но есть поговорка: «на Бога надейся, а сам не плошай ». С молитвою надежды на помощь Божию, соединяй собственное усилие для своего спасения, подражая мореходам. Когда им угрожает кораблекрушение от страшной бури на море, что они делают? Не надеясь спастись одними собственными силами, они тоже молятся Господу о помощи, отсюда произошла поговорка: «кто в море не бывал, тот хорошо не моливался». Но ограничиваются ли они одною молитвою? Нет. Они из сил выбиваются, чтобы спастись от потопления: убирают снасти, выбрасывают груз, выкачивают воду и т. п. И Господь приходит к ним на помощь, внемлет их молитвам о спасении. Также должны поступать все плавающие по житейскому морю, обуреваемые волнами страстей, утопающие в бездне греховней. Они могут надеяться на помощь Божию только в том случае, если и сами крепко подвизаются в борьбе с греховными искушениями. Благодатная помощь готова только для упражняющихся в этих подвигах, а не для тех, которые в надежде на нее сами ничего не делают. Благодать помогает только трудящимся, – ленивым и праздным она не помогает. Они не стоят этой помощи. Леность и праздность есть грех. Греху Господь не потворствует. Одигитрия Поучение в праздник Смоленской иконы Богоматери 28 июля Пресвятая Богородица, согласно Ее предсказанию: отныне ублажат Мя вси роди, прославляется церковью многочисленными празднествами в честь Ее, службами и похвальными именами, указующими на Ее достоинства, как Матери Божией, и на Ее бесчисленные благодеяния людям в нуждах телесных и духовных. К числу таковых имен относится наименование Одигитрия, присвоенное Ей в Смоленской Ее икони, в честь которой совершается сегодняшнее празднество. Греческое слово Одигитрия значит путеводительница. По какому случаю усвоено Богоматери это наименование? По случаю исцеления двух слепцов, которых сама Богоматерь провела к своей иконе во Влахернском Константинопольском храме: они приложились к ней и получили прозрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   Удивительны были духовные дарования старца. Он жил в теле, а был подобен бесплотным. Сколько раз я в этом убеждался! Расскажу один такой случай. Служил я в то время диаконом на Смоленском кладбище. Кстати сказать, диаконство мое было им тоже предсказано. Перед поступлением в семинарию я, как обычно, приехал на остров, ибо тогда уже ездил регулярно, не мог уже без этого. Побеседовал со старцем, все, что нужно было, решил. На прощание он мне говорит: «Скоро дьяконом будешь». «Когда?» — спрашиваю. «Следующим летом», — ответил старец. С тем и уехал. Но в душе недоумение: какое диаконство, когда я еще не поступил даже в семинарию? Пошутил, может, батюшка? На деле же вышло все по его слову. Меня, как окончившего вуз, зачислили в семинарию сразу во второй класс. Экзамены я сдавал успешно, так как за пять лет института привык к ним. По окончании второго класса мне предложили перейти в четвертый, минуя третий. Не дав никакого ответа, я уехал за город к родственникам до сентября следующего учебного года. А в начале июля неожиданно позвонили из епархиального управления с требованием немедленно явиться в город для сдачи ставленнических экзаменов и прохождения исповеди перед хиротонией.    И на память Тихвинской иконы Божией Матери, 11 июля, состоялось мое диаконское рукоположение.    Так вот. Служил я тогда на Смоленском кладбище. В то время алтарничала в храме некая Евдокия, скромная, опрятная и богомольная старушка. Никогда она своей близости к святыне перед прихожанами ничем не выказывала, что в то время редкостью было. Лицо у нее было круглое, и почти всегда на нем сияла добродушная улыбка. Была она чуть медлительна в своих движениях, чуть рассеянна и слегка подслеповата, отличала ее любовь к общению и излишняя, вполне извинительная, старушечья словоохотливость, иногда переходящая в болтливость. У меня в душе всякий раз веселая минутка наступала, когда я наблюдал за тем, как она неспешно, семеня ногами, несла мне кадило для совершения каждения. Эта самая Евдокия старца знала и обращалась к нему в прежние годы, когда возраст позволял. Перед очередным моим отъездом на остров она просит меня: «Отец Владислав, спроси у батюшки про меня. Я теперь старая, к нему уж не доеду. Пусть он мне через тебя словечко передаст». Те, кто у батюшки окормлялся, хорошо знали, что услышать слово от батюшки в свой адрес — это был большой подарок. Этому подарку душа долго радовалась и хранила его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот и взбудоражилась Русь. Люди устал лицезреть интриги и столкновения между русскими элитами и, обратив свой взор вовне, отправили посольство к стенам Смоленска. Почему Смоленска? А потому, что польский король Сигизмунд, к которому обращались за помощью в обеспечении внешнего управления, уже стоял под стенами этого русского города, желая его захватить. Но даже оккупация значительной части русских земель никого не остановила, никому не раскрыла глаза на происходящее, — никто ничего не видел, опьянившись желанием привлечь на вдовствующий московский престол иноземного царя. Вот теперь следует задать самый главный вопрос, имеющий отношение к прошлому, настоящему и будущему: а почему происходит смута? Именно так историки, да и народ наш назвали те годы всеобщего национального помрачения. Смута — это заблуждение. Это удивительное слово, корень которого — «блуд». Обычно блудом называют случаи неверности супругов или нечистой плотской жизни. Это правильно, но этими грехами понятие блуда не ограничивается. Блуд — это тотальное заблуждение, это потеря жизненных координат. А разве не так происходит, когда люди разрушают свои собственные семьи? Когда сознание помрачается настолько, что появляются сироты при живых родителях? Эти частные случаи нам хорошо известны, но ведь то же самое происходит, и в куда больших масштабах, когда народ отказывается от собственного нравственного чувства, а ведь именно нравственное чувство определяет правильный жизненный выбор личности, семьи, общества или государства. Если же происходит отрыв от нравственного чувства, то ему на смену приходит стихия блуда, становятся неизбежными заблуждения, утрата координат… Многим из нас известно, как опасно заблудиться в лесу, когда в какой-то момент ты перестаешь понимать, куда нужно выйти, и тебя охватывает страх. А что же происходит, когда человек заблуждается в своей жизни? Святые отцы очень хорошо прозревали этот феномен блуда и заблуждения — он действительно связан с помрачением нравственного чувства. Вот и сегодня мы говорим об опасностях, которые стоят перед всем Русским миром. Мы видим, что происходит на братской Украине. Многие из нас тревожатся и по поводу того, что может произойти с нашей страной. Мы молимся, чтобы Господь оградил ее от врагов внешних и внутренних. А в каком случае эти враги могут победить народ? Именно в том случае, если народ впадет в блуд, заблудится, потеряет систему координат. И поелику непременным условием освобождения человека от блуда является нравственная сила, то мы и говорим о необходимости нравственного воспитания нашего народа.

http://patriarchia.ru/db/text/4263946.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010