Сюжет со старцем в картине занял немного места. Досмотрев его до конца, я вышел из актового зала. Я был сильно потрясен как тем, что увидел, так и точным исполнением слов батюшки. Сколько бы он ни предсказывал, все-таки привыкнуть к этому было трудно. С другой стороны, увидеть в советском кинематографе старца – это было выше моего разумения. Уж если старец попал на экран, значит, действительно, с нашим обществом что-то произошло. В самом деле, то, что я увидел, было знаком великого духовного перелома в истории советской России. Именно с тех пор к старцу потянулся народ, и двор его домика редко бывал пуст. С той поры батюшка стал менее доступен, и я уже не мог с прежней легкостью бывать у него. Удивительны были духовные дарования старца. Он жил в теле, а был подобен бесплотным. Сколько раз я в этом убеждался! Расскажу один такой случай. Служил я в то время диаконом на Смоленском кладбище. Кстати сказать, диаконство мое было им тоже предсказано. Перед поступлением в семинарию я, как обычно, приехал на остров, ибо тогда уже ездил регулярно, не мог уже без этого. Побеседовал со старцем, все, что нужно было, решил. На прощание он мне говорит: «Скоро дьяконом будешь». «Когда?» – спрашиваю. «Следующим летом», – ответил старец. С тем и уехал. Но в душе недоумение: какое диаконство, когда я еще не поступил даже в семинарию? Пошутил, может, батюшка? На деле же вышло все по его слову. Меня, как окончившего вуз, зачислили в семинарию сразу во второй класс. Экзамены я сдавал успешно, так как за пять лет института привык к ним. По окончании второго класса мне предложили перейти в четвертый, минуя третий. Не дав никакого ответа, я уехал за город к родственникам до сентября следующего учебного года. А в начале июля неожиданно позвонили из епархиального управления с требованием немедленно явиться в город для сдачи ставленнических экзаменов и прохождения исповеди перед хиротонией. И на память Тихвинской иконы Божией Матери, 11 июля, состоялось мое диаконское рукоположение. Так вот. Служил я тогда на Смоленском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

По окончании богослужения  приветствие председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона участникам торжеств огласил сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья иеродиакон Роман (Киселев). В рамках торжественных мероприятий от имени российской делегации директор Музея русской иконы Н.В. Задорожный передал в дар храму Смоленскую икону Божией Матери. В тот же день программа продолжилась в афинском порту Пирей, где с XIX века располагалась Средиземноморская база российского военно-морского флота и где в начале XX века королева Ольга Константиновна основала госпиталь для моряков. В рамках торжественных мероприятий состоялся традиционный заход сторожевого корабля Черноморского флота России «Сметливый»; российские военные моряки приняли участие в отдании почестей королеве эллинов Ольге, на палубе корабля ВМФ Российской Федерации прошла торжественная церемония награждения лауреатов историко-просветительского конкурса исследовательских и творческих работ школьников и студентов Греции, посвященного памяти королевы эллинов Ольги. 31 октября в рамках мероприятий в Новом музее Акрополя состоялась лекция директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского под названием «Большой Эрмитаж». В тот же день в афинском концерт-холле «Мегарон» состоялся торжественный вечер-концерт в рамках Дней Санкт-Петербурга в Афинах, посвященный памяти королевы эллинов Ольги, с участием артистов государственного академического Мариинского театра. В рамках торжественного вечера в фойе концерт-холла прошла выставка образа святой равноапостольной княгини Ольги из собрания Музея русской иконы (Москва). 1 ноября в Колонном зале дворца Заппейон состоялась международная общественно-научная конференция «Россия, Греция, Европа: традиции сотрудничества и общность исторических судеб». Конференция была приурочена к 165-летию со дня рождения великой княгини, королевы эллинов Ольги Константиновны и прошла под эгидой IV Греко-российского форума гражданских обществ. В мероприятии участвовали ведущие мировые историки, культурологи и политологи, общественные и государственные деятели, священнослужители и представители средств массовой информации.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4658195...

24 января 1903 года – по указу Московской Духовной Консистории были начаты работы по постройке новых трапезной, приделов и колокольни. Работы начались торжественным богослужением в марте 1903 года. Строительством руководил архитектор И.С. Курдюков. Всеми работами руководила специально созданная Строительная комиссия во главе с председателем настоятелем протоиереем П.В. Приклонским, членами ее были священник иерей Виктор Иванович Кедров; церковный староста, московский купец К.Г. Григорьев; известный землевладелец Н.Я. Пыхов и М.Н. Грибков, бывший долгое время церковным старостой в одном из московских приходов. Большой колокол поместили на временно устроенной звоннице. В основания новой трапезной были положены медно-вызолоченные закладные доски. К концу 1903 года новое здание трапезной с двумя приделами было окончено постройкой. 15 января 1904 года был освящен Зачатьевский придел, а 8 ноября 1904 года – Никольский. Обширная трапезная получила размеры 10 саж. 2 арш. 12 вер. в длину; 13 саж. в ширину и 6 саж. в высоту, так что храм, вмещавший прежде не более 500 человек, после перестройки мог вместить более 2000 человек. Своды трапезной, выполненные по проекту А.Ф. Лолейта, стали техническим новшеством (возможно первым в России) – они представляли железобетонное перекрытие двоякой кривизны. Храм освещался 14 большими окнами. В приделах были установлены новые иконостасы работы И.М. Фролова, по стилю согласованные с иконостасом главного храма, и выполненные по моде того времени из мрамора; при этом иконы в них остались старые. Поверхность фасадов колокольни и трапезной были богато декорированы различными элементами из фигурного кирпича, формы которых заимствованы у произведений русского зодчества второй половины XVII века. При перестройке была расширена первоначальная арка, отделявшая главный храм от трапезной. На окнах были установлены железные решетки ажурной работы Бордорф, вместо подоконников вставлены мраморные плиты. Пол в трапезной и обоих приделах сделан из метлахских плиток, солея и ступени были облицованы серым мрамором. В храме было устроено пароводяное отопление известной фирмой «Залесский и Чаплин». Под храмом – обширное подвальное помещение для склада материала для отопления и других потребностей.

http://sobory.ru/article/?object=27237

В рамках Рождественских чтений состоялся семинар, посвященный русской народной культуре 30 января 2018 г. 14:04 26 января 2018 года в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений состоялся семинар «Традиционная православная культура русского народа как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания». Организаторами семинара выступили  Патриарший совет по культуре , отдел русского народа Института этнологии и антропологии Российской академии наук, Колледж автоматизации и информационных технологий 20, Культурный центр национального искусства и народного творчества «Чаепитие по-русски». Помощь в проведении оказали молодежное отделение Всероссийского общества любителей русской словесности и Молодежное объединение храма Влахернской иконы Божией матери г. Москвы. Мероприятие возглавили митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор и доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН К.В. Цеханская. В работе семинара также приняли участие руководитель департамента Смоленской области по культуре и туризму С.А. Черняков и доктор педагогичнских наук Т.П. Довгий (г. Смоленск). Мероприятие посетили более 200 педагогов и священнослужителей из 56 епархий России и зарубежья. Участники семинара рассмотрели широкий круг тем: написание и восприятие русской иконы в эпоху постмодерна, создание приходского дома ремесел и его роль в жизни церковной общины, опыт Смоленской епархии в свидетельстве о Православии средствами народной культуры, духовно-нравственное воспитание студентов кафедры народной культуры Московского государственного института культуры (МГИК), хозяйственный уклад и культура северного крестьянства в условиях современных рыночных отношений, приобщение детей к традициям празднования святок на Руси посредством фольклорного музыкального спектакля и др. Тексты выступлений и презентации участников будут представлены на сайте Рождественских чтений. Слушатели семинара имели возможность принять участие в тематических мастер-классах, посвященных традициям московского чаепития, народной росписи по дереву и холсту, росписи пряников, изготовлению самоварных труб, декоративной резьбе по дереву, изготовлению народной игрушки из лыка и лозоплетению. В ходе занятий была представлена научно-методическая и художественная литература, посвященная народным промыслам и традиционной культуре.

http://patriarchia.ru/db/text/5139027.ht...

В 1818 г. под руководством известного архитектора М.Н.Слепнева завершилось строительство каменного храма во имя иконы Казанской Богоматери, оригинального памятника зрелого классицизма, обладающего редкой гармоничной соразмерностью форм, исполненных с большим изяществом и строгой точностью. Специалисты отмечали роспись купола и ценность иконостаса - " чрезвычайно интересного художественного творения в стиле классицизма XVIII в. Несколько позднее было сооружено замечательное здание колокольни с тремя ярусами, строгими и изящными, она соединялась с церковью каменной переходной галереей. Тогда же, в 1820-е гг., был устроен большой парк с липовыми и березовыми аллеями, с оригинальными беседками и павильонами. На краю его – живописный пруд с купальней. Устроитель усадьбы А.В.Вонлярлярский имел 4-х сыновей, которые по семейной традиции проходили службу в гвардейских полках российской армии, а на выходе в отставку проживали в доставшихся им по наследству имениях. Старший сын Александр получил в наследство имение Вонлярово. Усадьба " Рай " досталась сыну Василию Александровичу, родившемуся здесь в 1814 г. (см. Вонлярлярский В.А.). После смерти В.А.Вонлярлярского – писателя, художника, ваятеля, композитора и музыканта – владелицей усадьбы стала его дочь Софья Васильевна, в замужестве Ромейко-Гурко. От нее усадьба перешла к ее детям Александру, Николаю, Варваре, Софье и Марии Ромейко-Гурко. Хозяином ее стал старший из братьев Александр Александрович (остальные семей не имели), известный земский деятель, много сделавший для развития просвещения и здравоохранения в Смоленском уезде. Его стараниями были открыты земские и церковно-приходские школы в 18 населенных пунктах уезда, в том числе и построенная на его средства школа в усадьбе " Рай " (1902 г.), построены и оборудованы 7 больниц и медицинских пунктов. Он был почетным попечителем Комитета Общества попечительства о народной трезвости, возглавлял Смоленский отдел Российского общества садоводства, участвовал в работе многих благотворительных учреждений.

http://sobory.ru/article/?object=10356

Но есть поговорка: «на Бога надейся, а сам не плошай». С молитвою надежды на помощь Божию, соединяй собственное усилие для своего спасения, подражая мореходам. Когда им угрожает кораблекрушепие от страшной бури на море, что они делают? Не надеесь спастись одними собственными силами, они тоже молятся Господу о помощи; отсюда произошла поговорка: «кто в море не бывал, тот хорошо не маливался». Но ограничиваются ли они одною молитвою? Нет. Они из сил выбиваются, чтобы спастись от потопления: убирают снасти, выбрасывают груз, выкачивают воду и т. п. И Господь приходит к ним на помощь, внемлет их молитвам о спасении. Так же должны поступать все плавающие по житейскому морю, обуреваемые волнами страстей, утопающие в бездне греховней. Они могут надееться на помощь Божию только в том случае, если и сами крепко подвизаются в борьбе с греховными искушениями. Благодатная помощь готова только для упражняющихся в этих подвигах, а не для тех, которые в надежде на нее сами ничего не делают. Благодать помогает только трудящимся, — ленивым и праздным она не помогает. Они не стоют этой помощи. Леность и праздность есть грех. Греху Господь не потворствует. Одигитрия. Поучение в праздник Смоленской иконы Богоматери, 28 июля.    Пресвятая Богородица, согласно ее предсказанию: «отныне ублажат Мя вси роди» (Лк.1:48), прославляется церковию многочисленными празднествами в честь ее, службами и похвальными именами, указующими на ее достоинства, как Матери Божией, и на ее безчисленные благодеяния людям в нуждах телесных и духовных. К числу таковых имен относится наименование Одигитрия, присвоенное Ей в Смоленской ее иконе, в честь которой совершается сегоднешнее празднество. Греческое слово Одигитрия значит путеводительница. По какому случаю усвоено Богоматери это наименование? По случаю исцеления двух слепцов, которых сама Богоматерь провела к своей иконе во Влахернском Константинопольском храме: они приложились к ней и получили прозрение.    Таков ближайший смысл названия Богоматери Одигитриею или Путеводительницею.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Обычно, когда затрагивают тему освоения, я говорю о Сибири, Дальнем Востоке. Мне приходится путешествовать по тем краям, я вижу эти колоссальные просторы, где никто не живет или живет так мало людей, что становится страшно. Но сегодня мы летели сюда, на Смоленщину, я смотрел в иллюминатор и спрашивал себя: не Сибирь ли это? Огромные просторы. Нет дорог, нет населенных пунктов, нет полей — это тайга в 200 километрах от Москвы. А почему это происходит? Потому что людей нет. Все эти исторические эксперименты со страной, все эти революции, гражданские войны привели к тому, что сейчас, когда действительно страна обрастает мышцами, когда появляются финансовые, административные, технологические возможности, людей нет. Можно себе было представить в прошлом, после войны, когда надо было поднять из руин страну, чтобы приглашали работников из-за границы? А сегодня эта тема становится уже архиопасной для страны. С одной стороны, не можем без них. С другой стороны, понимаем, что теряем собственную идентичность. А корень проблем в чем? В морали, в целостности человеческой личности. Если человек целостный, у него будет брак, семья, дети. Нужно, чтобы в каждой семье было не меньше трех детей. Вот тогда мы еще как-то сможем выкарабкаться. Но сегодня это очень тяжело, и не только потому что денег мало у кого-то, все-таки их становится больше, но потому что люди психологически не готовы взять на себя подвиг воспитания детей, а это опять тема морали и убеждений. С историей города Смоленска связано замечательное повествование о благочестивом воине Меркурии, вы знаете это повествование, который участвовал в борьбе с авангардом Батыя и который много послужил тому, что Батый повернул свои войска от Смоленска. Меркурий пошел на этот неравный бой, получив вдохновение у Смоленской иконы Божией Матери. Наверняка он шел на явную смерть, потому что понимал, что перед ним орда, и все-таки пошел, получил вдохновение и пошел. Здесь и вера, и целостность человеческой личности, и правильная мотивация, и способность к героизму. Я глубоко убежден, что в этом зале присутствуют люди, которые могли бы повторить подвиг мученика Меркурия, у меня в этом нет ни малейшего сомнения. Если среди нашей молодежи не будет тех, кто сможет повторить эти подвиги, мы перестанем быть жизнеспособным обществом.

http://patriarchia.ru/db/text/3198884.ht...

Калужане в войне с Наполеоном В первые недели войны губерния собрала 15 тыс. ратников. Калужские купцы в два дня дали свыше 100 тыс. рублей. Первый отпор интервенты на Калужской земле получили от мирных крестьян. 24 августа на с. Любунь напал небольшой отряд французских фуражиров. По сигналу протопопа Якова Чистякова, зазвонившего в колокол, дворовые помещика Хлюстина бросились отражать атаку; ранили одного из нападавших, остальные разбежались. Через несколько дней атака повторилась; на этот раз некоторые испуганные пожаром сельчане поднесли французам хлеб-соль, но тот же протопоп Чистяков поднял крестьян на борьбу, и они продержались до прибытия подкрепления. На торжественной службе по случаю этой маленькой победы крестьяне, поднесшие французам хлеб-соль, не были допущены к целованию креста, что было для них сильным моральным наказанием. Отступать из Москвы Наполеон решил не по разорённой им Смоленской дороге, а по хлебной Калужской. Кутузов преградил ему дорогу, обещав, что «Калуга есть и будет в совершенной безопасности». Тем не менее, калужане совершили крестный ход со своей чудотворной иконой Божией Матери вокруг Калуги и две ночи после Малоярославецкого сражения провели на правом берегу Оки у горящих костров. Они направили в армию нарочного, чтобы узнать, что ждёт город. Кутузов успокоил калужан: «Цель моя не в том состоит, чтобы выгнать неприятеля из пределов наших, но чтобы… изрыть им в недрах России могилы». Семинария, гимназия, присутственные места Калуги наполнились замерзавшими, голодными, больными и ранеными пленниками. В день Малоярославецкой битвы – 12 (25) октября – повелением императора был установлен второй день празднования Калужской иконы Божией Матери. Святые [ править править код ] Секира святого Лаврентия Блаженный Лаврентий Калужский Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский Чудотворец Хижина юродивого Лаврентия стояла в двух верстах от Калуги. В 1512 г., когда крымские татары впервые напали на Калугу, 25-летний калужский князь Симеон вышел навстречу новому врагу с войском. Лаврентий во время битвы находился в доме князя и вдруг «внезапу возопи голосом велиим: «Дадите мне мою секиру острую; нападоша псы на князя Симеона; да обороню от псов его» и, схватив топор, вышел. Вскоре так же неожиданно явился, «аки юродствуя и говоря: «Обороних от псов князя Симеона». Князь Симеон потом подтвердил, что бился в судне (насаде), окружённый татарами, как вдруг появился в насаде Лаврентий, укрепляя русских воинов словами «Не бойтесь!». Воспрявшие духом калужане прогнали татар.

http://azbyka.ru/palomnik/Калуга

яко неправедно бо ходящим нашим». В конце сказания перечисляются убитые князья и бояре. Известие о смерти князя Дмитрия Юрьевича Красного также представляет отдельное сказание, составленное, по всей вероятности, очевидцем: приводятся речи князя и некоторые обстоятельства, сопровождавшие его смерть, которые могли быть известны только очевидцу; автор был духовным лицом 113 . Сказание о войне великого князя Василия Васильевича с Улу-Махметом, о Суздальском бое, о плене князя и о возвращении из него тоже составляло сперва отдельную повесть, написанную лицом, хорошо знавшим обстоятельства дела, может быть, очевидцем; так, например, сообщается, что накануне битвы князь с боярами «пиша длего нощи» и что в день битвы князь вставши «вшедшу солнцу» повелел петь заутреню, а «по заутрене всхоте еще опочинути» 114 . Сказание о нападении царевича Мазовши на Москву, помещенное под 6959 годом, составлено с целью указать на чудесное спасение города от врагов благодаря небесному покровительству 115 . О перенесении чудотворной иконы Божией Матери из Москвы обратно в Смоленск тоже составлено было отдельное сказание, помещенное под 6964 годом 116 . Таким образом, мы видим, что, в начале, приблизительно до 6961 года. Воскресенский свод состоит, по большей части, из отдельных произведений – повестей и сказаний, летописные же записи входят в него сравнительно редко. Но с 6961 года, то есть, со смерти Дмитрия Шемяки, характер свода изменяется: с этого времени, на обороть, известия имеют исключительно летописный вид. Все известия записаны в Москве и Москвичом; о Москвичах говорится: си; в изложении ясно выражается противоположность Москвы с другими городами и Москвичей с жителями других областей; например, о Новгородцах говорится, что «они по своему им обычаю», о Галиче говорится: «земли той». Как в отдельных повестях и сказаниях, так и в летописных известиях, все симпатии направлены к великому князю Василию Васильевичу: неоднократно указывается на его мягкосердечие, благочестие и милость; совершая молебен, пред отправлением в Орду, он «слезы излия»; святые иконы он лобызает «со слезами»; он называется «благоразумным благочестия делателем», «державным», «в благочестии цветущим царем всея Руси», а дети его – «благородными».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, прости, друг, если чем обидел.... Примечание модератора: Обстоятельно ответить, как того требует тема, пока не имею возможности. Освобожусь, продолжим, тогда и Ваш предыдущий комментарий вставлю. Не удаляю реплики из-за того, что возможно кто-то ещё захочет высказаться. 15 августа 2012. Благодарю. Подожду Вашего ответа. 16 августа 2012. Можно конечно и на форум, но ведь Вы  сами начали развивать эту тему здесь...Поэтому предложение: если наш спор " утяжеляет " заявленную тему, то когда мы закончим полемику, можно  её (полемику) удалить. Желательно всю, в том числе и Вашу реплику модератора, что бы не провоцировать не согласных с Вами вновь начинать спор не на форуме, а на этой ветке.   А что до " один Русский народ... построили наши предки " - это обобщение, для того, чтобы оправдать права всех, кто считает себя русским.  А есть ли права  на здания церквей у " полукровок " , а у всех имеющих РФ гражданство? А есть ли права у тех русских, чьи предки разрушали храмы, жгли иконы? А у тех кто разрушает это наследие ныне, прикрываясь своей русскостью или, например, дипломом реставратора?  ЦЕРКВИ СТРОИЛИСЬ ПРАВОСЛАВНЫМИ ВЕРУЮЩИМИ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ же ВЕРУЮЩИХ (а как известно, во Христе нет ни эллина ни иудея), а " русскость " и генетическое или юридическое родство, гражданство - по отношению к церквям, простите - НЕ АРГУМЕНТ. Вообще есть ученые доказывающие, что со сменой религии меняется этнос. Но это отдельная и серьезная тема. Замечу лишь одно, из множества племен русским народом (русской цивилизацией, со своей наукой, литературой, архитектурой, космосом и пр) мы стали в результате и только после крещения. В этом смысле: Пушкин (наше всё) для меня более русский нежели современные   " русские " язычники. Потому и у разных русских  разные цели. Для нас храмы - святыни, которые мы содержим, восстанавливаем , благоукрашаем и сохраняем для своих потомков ВСЕМИ СИЛАМИ. Заметьтье СВОИМИ силами и на СВОИ ЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА. В том числе и нанимаем квалифицированных специалистов по реставрации, согласно охранному договору и под жестким контролем государства. А для тех, кто лучше знает как их реставрировать, церкви - исторические объекты,  реставрация которых является источником дохода. У последних, назовем вещи своими именами, цель: под предлогом " сохранения культурного наследия " выдавить верующих из храмов. О работе реставраторов в нашем храме могу много не лицеприятного засвидетельствовать, в т.ч. и документально. От чего сердце любого верующего содрогнётся. Но надо ли?

http://sobory.ru/article/?object=00584

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010