Проходят годы. И вот, при благоговейном размышлении о вечности, душа, обремененная грехами, приходит в раскаяние, и чувство страха и трепета настолько овладевает ею, что она горит в огне, не находя себе успокоения. И только слезы, проливаемые ею с чувством живой веры перед образом Заступницы Усердной, смогут развеять окутавший ее мрак и возвратить ей благодатное настроение, мир и радость о Духе Святе. Православные христиане, в силу величайших щедрот Богоматери, именовали Ее разными именами. Называли Ее «Скоропослушницей», «Всех Скорбящих Радостью», «Взысканием погибших», «Нечаянной Радостью»; именовали Ее и «Путеводительницей». Праздник в честь иконы, носящей это имя, мы сегодня и совершаем. Икона Божией Матери, именуемая «Путеводительницей» (по-гречески «Одигитрией»), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и до торжества христианства в греко-римском государстве находилась в Иерусалиме. Когда же христианская вера восторжествовала, то из Иерусалима «Путеводительницу» перенесли в Царьград, где греческие императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке (в 1046 г.) греческий император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за Черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, отчего икона и получила наименование Смоленской. Там она была поставлена в соборном храме в честь Успения Богоматери и там же впоследствии, когда полчища ордынского хана Батыя подступили к Смоленску и намеревались внезапно овладеть городом и разорить его, явила свою чудесную благодатную силу. Оказавшись на краю гибели, жители Смоленска собрались в Собор и перед иконой «Одигитрии» со слезами молились Божией Матери о помощи и заступлении. Горько сокрушаясь, они наложили на себя строгий пост и каялись, исповедуя свои грехи и испрашивая прощение. И вот, в полночь был церковному пономарю от иконы голос: «пойди, скажи рабу Моему Меркурию, чтобы он в воинской одежде пришел в храм». Когда воин Меркурий явился (а был это человек весьма благочестивый), то от иконы послышалось: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всей своей ратью, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал Он его в рабство вражее. Выйди тайно от всех в сретение врагу, и силою Христовою ты победишь. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победой ожидает тебя и венец мученический». Меркурий так и сделал – он умертвил воина-исполина, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд, и поразил рать Батыя при помощи молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, величественный лик Которой в ужас приводил врагов, но и сам упал убитым.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/09/...

в. Греческого письма икона Богоматери Одигитрии Смоленской, вклад матери Царя Михаила Феодоровича. На аналое, в серебряном ковчеге хранятся 96 частиц мощей от разных Святых и часть Ризы Господней. Почти все местные иконы блистают благолепными окладами, какие сделаны на них, по большей части, усердием Архимандрита Аполлоса. Перед ними висят четыре серебряных паникадила, пожертвованные в собор Графом Н. П. Шереметьевым, и два серебряных подсвечника, один перед иконою Нерукотворного изображения Спасова, а другой перед образом Успения Божией Матери. На обоих столпах в иконостасах поставлены разные вкладные иконы, из которых на левом: путевая икона, шестилистовая, матери Царя Михаила Феодоровича, именуемая Умиление, по мнению знатоков, Рублева письма; она в басменном серебряном окладе и венце с городами и с гривною. Величественный и пространный алтарь собора, по чиноположению Греко-Российской церкви, разделён на три части: главная его часть освещается с востока тремя окнами с рассветами внутрь; от горнего места с шестью ступенями простираются по стенам каменные седалища, обитые, как и самое это место, красным сукном. По обеим сторонам степенного места, на которое некогда восходили Патриархи и Блюстители Патриаршего престола, стоят на тумбах две старинные запрестольные иконы Богоматери Греческого стиля, из которых одна Писийская с благословляющею рукою, а другая Владимирская; обе в басменных серебряных окладах. Под бархатною сенью престол и жертвенник каменные. За первым стоит подсвечник с семью светильниками и плащаница, искусно вышитая по бархату золотом и серебром. На стенах и сводах алтаря изображены в подновлённых фресках: Великий выход в пятиглавом храме, Тайная вечеря под двумя видами, к коей приступают вместе с Апостолами Российские Иерархи; между ними св. Стефан Пермский и Государи: Великий Князь Владимир с Черниговским Князем Михаилом и пр. По обе стороны горнего места на стенах написаны Отцы и Учители Церкви, а на обоих простенках у Царских врат присоединены к собору вселенских Святителей замечательные в исторически-археологическом отношении поясные портреты десяти Московских Патриархов, от первого Иова до последнего Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Россия, как православная страна, родная и достойная дщерь восточной православной церкви. Принявши с востока православную веру христианскую, Россия приняла оттуда дух благочестия, преданности Богу и святости жизни. И этими качествами привлекла ту же благодать Божью, вообще и в частности, заступление Божией Матери, которыми так богата была, особенно в первые времена христианства, церковь восточная. Вникая в историю России, мы неоднократно видим явление помощи Божией Матери во времена тяжкие для России. Так во время татарского ига, Пресвятая Богородица не раз оказывала свою помощь нашим предкам через свои чудотворные иконы, например: при победе над врагами во время знаменитой куликовской битвы; великому князю Дмитрию Донскому – через чудотворную икону, именуемую Донской; при нашествии Тамерлана; великому князю Василию Дмитриевичу – через чудотворную икону Владимирскую и др. В другое время, более близкое к вам, Божья Матерь чудесным своим явлением, через свою икону, называемую у нас Казанской, спасла Россию от ига иноземного в период самозванцев в 1612 году. Далее, в ближайшее к вам время, в начале этого столетия, через чудотворный свой образ, называемый Одигитрией, Она ободрила русских воинов, и Своим присутствием среди полков воодушевляла их победой над двадцатью чужими народами, нахлынувшими на Россию. А сколько в России чудотворных икон Божьей Матери?.. Есть чудотворные иконы Её: Казанская, Смоленская, Почаевская, Тихвинская, Владимирская, Ахтырская, Калужская, и мн. др. А сколько чудотворных икон в Москве – сердце России и центре Русского православия, и в нашем русском Иерусалиме – Киеве?... Ко всем этим иконам верующие, с любовью, притекают и получают утешения в скорбях, исцеление в болезнях и т. под. Что всё это значит, как не то, что Покров Пресвятой Богородицы всегда был и есть простёрт и над Россией, что следы Своего присутствия Она, небесная Заступница, напечатлела почти во всех частях нашего обширного отечества и что Её благоволением пользуемся все мы – Россияне.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вспоминаю, что позже при наших разговорах с матушкой узнала от неё интересную историю, как в детстве она ходила с братом в сибирский лес по ягоды: «Вышли мы на полянку – благодать кругом! Сели на травку отдохнуть, птичек заслушались и не заметили, как уснули. Вот родители-то нас потом поискали!» «Птичек заслушались», – эхом отозвалось в моей душе. Жизнь в Питере сумасшедшая, напряжённая, нервная. Все куда-то бегут, опаздывают, волнуются. Вот и было мною до этого разговора начисто забыто «про птичек». А матушка Марина всколыхнула нечто тёплое в моей душе своим нехитрым рассказом. Наша поездка продолжалась. В Тверской области, в древнем селе с необычным названием Выдропужск, произошло первое для меня омовение в святом источнике. Тот источник был именован в честь святого Георгия Победоносца. Помню свой страх перед ледяной водой, обжигающий холод при погружении и ощущение удивительной лёгкости потом. Но самым ярким впечатлением от остановки в Выдропужске стало посещение восстанавливаемой протоиереем Георгием Ивановичем Беляевым церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери. Священник встретил нашу группу радушно. Мы приложились к иконе Божией Матери Одигитрии, именуемой Выдропужской. После молебна была трапеза. И несмотря на то, что ужинали мы в ещё только восстанавливаемом помещении, атмосфера была так сердечна, что спустя много лет о ней остались самые уютные воспоминания. Отец Георгий рассказал о своём необычном приходе во священство из органов МВД по данному Богу обету, о первых шагах служения в этом храме. Поначалу ему приходилось литургисать, когда прихожанами были только его матушка и младенчик-сынишка в коляске. Сложно было после долгого безбожного периода сердцам местных жителей вновь открываться Богу. Порой кто-то из них то ли дурной шутки ради, то ли от злобы бесовской бросал в купель святого Георгиевского источника битые бутылки из- под водки. Вот священнику и приходилось доставать осколки, подолгу стоя босым в ледяной воде… Но он верил, что получится возродить и храм, и колокольню, что потянется народ в церковь…

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

Другой случай. Одна простая, малограмотная женщина двенадцать лет назад поехала из Нью-Йорка в Россию посмотреть на тамошнюю жизнь. Прибыла в Москву. И с великим трудом, на одну ночь, отыскала себе маленькую комнатку. Впереди ей грозили большие трудности, и она готова была впасть уже в уныние. По обычаю, она стала молиться. Не много она знала молитв, и все читала «Отче наш». В эту ночь ей в сновидении явились Спаситель и Божия Матерь. Владычица сказала ей: – Вот ты все читаешь Отче наш ; и хорошо делаешь. А отныне читай и «Богородице Дево, радуйся». И Я тебя выведу из опасности. Она послушалась. И с той поры у нее все стало устраиваться легко и благополучно. Проживши четыре месяца в России, она вернулась в Нью-Йорк. Примечания 10 Все мысли и слова взяты из 56 канонов на повечериях восьми гласов Октоиха. Составителю же сего вопля принадлежит лишь сочетание богослужебных мыслей в известном порядке. И лишь в очень немногих случаях он привнес от себя несколько величаний и прошений. – М. В. 15 «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери», составленное еп. Игнатием по поводу нового католического неправого догмата о «непорочном зачатии» Девы Марии от родителей. – СПб. Т. 3. С. 567–609. – М. В. (См. современное издание: Игнатий (Брянчанинов) , свт. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери//Творения: В 8 т. М., 1997 (репр. 1904). Т. 4. С. 391–429.) 37 Константин V Копроним (718–775) – византийский император. В 754 г. созвал так называемый «иконоборческий собор». На VII Вселенском Соборе в 787 г. иконоборческая ересь была осуждена. 39 Св. Мефодий, еп. и мученик, отец Церкви III в. Слово о Симеоне и Анне//Полн. собр. его творений. М., 1996 (репр. 1905). с. 154–155. 41 См. его же, Похвальное слово в честь Богородицы. (На дни Успенского поста)//Там же. с. 369–371. 44 Ср.: Ирмос, песнь 5-я, канон Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Смоленской, именуемой «Одигитрия», глас 4-й. 49 Свт. Арсений Элассонский, архиепископ Суздальский († 1625); память – 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ново-Спасский ставропигиальный монастырь, 1 класса, в Москве, близ Крутицких казарм. Первоначально основан в XIII веке святым князем Московским Даниилом (см. 4 марта) на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 году переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 году перенесен на нынешнее «Новое» место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 году в византийско-русском стиле великим князем Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Колокольня монастыря — изящной архитектуры, в 33 сажени вышины. В монастыре находятся: а) чудотворный образ Спаса Нерукотворенного, древне-греческого письма, который в 1647 году повелением царя Алексея Михаиловича из Хлынова, Вятской губернии, был перенесен в Москву, в Успенский собор, для всенародного поклонения и прославления за свершившиеся чудеса, а впоследствии перенесен был в Новоспасский монастырь, в память чего Фроловские ворота в Кремле были переименованы в Спасские; б) Смоленская икона Божией МатериОдигитрии, пожертвованная сюда великой инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича; в) на столе путевая икона ее же, именуемая Умиление, принадлежащая, по мнению некоторых, к произведениям инока Андрея Рублева (см. ниже о Спасо-Андрон. монастыре); г) ее же келейная икона, находящаяся в монастыре с 1608года и представляющая собою древний список с празднуемой 3 сентября Писийской или Писидийской — Мироточивой иконы Божией Матери, известия о чудотворениях которой идут с VI века и о которой на VII Вселенском Соборе было утверждено сообщение святого Германа, патриарха Константинопольского (см. 12 мая), свидетельствовавшего, что «находящаяся в Писидийском Созополе ( в Малой Азии) икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира»; Богоматерь на этой святой иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем и благословляющей правой рукой; глава Ее увенчана короною. В серебряном ковчеге хранится часть ризы Господней и много частиц мощей разных святых. Ризница монастырская наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находится усыпальница бояр Романовых.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Икона Божией Матери Иерусалимская      По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий. В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница». Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера. Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях. В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

http://pravoslavie.ru/1942.html

Славословие великое. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. И прочая служба Пресвятыя Богородицы. Молитва К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, уши Твои к молению моему. Мати Бога моего, не презри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя, нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей, и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада, и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь. Смоленская икона Божией Матери , именуемая Одигитрия была написана, по церковному преданию, святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. С тех пор этот образ стал одним из наиболее почитаемых в Православной Византии и долгое время хранился во Влахернском храме в Константинополе. В 988 году свет христианской веры воссиял и над Русской землею, которая поистине стала «домом Пресвятой Богородицы». В знак великой милости Божией Матери к новопросвещенной стране многие Ее чудотворные иконы были впоследствии обретены на Святой Руси. По внушению Божию византийский император Константин IX Мономах (1042–1054), отдавая свою любимую дочь Анну в супруги русскому князю Всеволоду Ярославичу, благословил ее в путь чудотворной иконой Одигитрией, которая сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Константинополя в Черниговское княжество (поэтому икона получила название Одигитрии, то есть Путеводительницы). Князь Владимир Мономах , сын Всеволода Ярославича, был мудрым и дальновидным государственным деятелем. Он стал миротворцем родной земли. Не надеясь на немощные человеческие силы, князь Владимир Мономах обратился за помощью к Пресвятой Богородице, чтобы Она направила его на правый путь. С великим торжеством он перенес благословение своей матери, чудотворную икону Одигитрию из Чернигова в Смоленск, где поставил ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы (основан им в 1101 году). С того времени икона Одигитрия стала называться Смоленской. С помощью Божией благочестивый князь Владимир Мономах смирил непокорных удельных князей и, став великим князем Киевским, своей крепкой десницей установил на Руси мир и спокойствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Размер: 924x654, 0.6 MPix, 285 Kb. Дата: 2017-12-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (146) , (1) . Описание: Образ Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печерской Лавры. XIX в. Дерево, левкас, яичная темпера, золочение. 11 х 13.5 см. Частное собрание. Файл 30806.jpg:   Размер: 1280x1040, 1.33 MPix, 488 Kb. Дата: 2017-12-31, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (157) , (2) . Описание: Образ Успения Богородицы в Киево-Печерской Лавре Россия, 1895 г. Название: Образ Успения Богородицы в Киево-Печерской Лавре Место создания: Россия Время создания: 1895 г. Издательство, мастерская: Хромолитография Е. И. Фесенко, Одесса Материал: бумага Техника: хромолитография Размеры: 30,3х41 см Поступление: Поступил в 1950 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел) Инвентарный номер: ЭPГ.II-4898 Файл 32409.jpg:   Размер: 1920x1403, 2.69 MPix, 781 Kb. Дата: 2018-08-11, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (214) , (2) . Описание: Успение Киево-Печерское с мощевиками. XIX век. Дерево, левкас, темпера. 24 х 34 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Надпись на обороте: «Сия Святая Икона Моление Гавриила Павловича Головина. 1840-го Года Месяца Октября 1-го Дня. Село Ново-Спаское Диденево тож, именуемое Влахерны». Файл 32497.jpg:   Размер: 640x458, 0.29 MPix, 122 Kb. Дата: 2018-08-20, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (148) , (1) . Описание: Хранится в церкви в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленская (п. Выездное) В 1787 году, во время путешествия в свите Екатерины II в Тавриду, Василий Петрович Салтыков получил этот образ от митрополита Киевского Самуила и передал его в храм своей вотчины. Внизу этого образа находится серебряный вызолоченный ящичек со святыми мощами Феодора Тирона и мученников Севастийских. Ниже – вырезана надпись: «Изображение чудотворного образа Пресвятыя Богородицы, яже обретается в лавре Киевопе[...] Файл 32887.jpg:   Размер: 1000x712, 0.71 MPix, 628 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (135) , (1) .

http://pravicon.com/icon-335-photo

Так, уже в июле 1941 году немецкими оккупационными властями были «закрыты антирелигиозные музеи, находившиеся в кафедральном Успенском соборе Смоленска и Троицком соборе Псковского кремля. Эти древние храмы были переданы Русской Православной Церкви, и в них возобновились регулярные богослужения» (Беглов А., Васильева О., прот. Георгий Митрофанов, Чапнин С. Церковь и война. 1941—1945//«Церковный вестник» (газ.). М. 8 (309). Апрель—май 2005 г. С. 4), причем «10 августа в Смоленске в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», в возвращенном Церкви соборе отслужен молебен перед найденным накануне немецкими солдатами чудотворным списком этой иконы» (Там же). В ответ и Сталин решил использовать в чисто политических целях «церковный фактор», хотя и это было сделано им не сразу и с большим, так сказать, скрипом (даже патриотическое воззвание Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Сергия, от 22 июня 1941 года, было разрешено огласить в храмах только 6 июля!). Что оставалось Сталину, этому лукавому политикану, — как не позволить и в России открытие храмов и уж во всяком случае не закрывать их вновь — при освобождении русских территорий от оккупантов — в тех местах, где они были открыты немцами? Ведь, например, в одной только Псковской области, где, благодаря усилиям большевиков, перед войной практически не осталось ни одной (!) действующей церкви, при немцах к началу 1944 года было открыто более 400 приходов, где служило около 200 священников. Но этого мало — там же «активно использовались такие формы просветительского, миссионерского и социального служения, как преподавание Закона Божия в приходских и общеобразовательных школах, создание детских садов и детских приютов, катехизация взрослых, просветительская работа духовенства с учителями, миссионерская деятельность духовенства на радио. Ничего подобного не допускалось коммунистическим режимом в СССР не только в довоенное время, но и в течение всего послевоенного периода вплоть до 1989 года» (Там же). В Пскове, священство так называемой Псковской миссии всячески старалось помогать — и духовной поддержкой, и собранными продуктами — русским военнопленным в здешних лагерях (О христианской гуманитарной деятельности Православной Церкви в окуппированном немцами Псковском регионе и Псковской миссии см., например, в кн.: Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священноцерковнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии XX столетия. Автор-составитель: инокиня Валерия (Мельничук). Под общей редакций архимандрита Ермогена (Муртазова). Москва — Псков: Учреждение культуры, искусства, науки и образования «Духовное преображение», 2005. С. 622—704).

http://bogoslov.ru/article/448272

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010