К моменту строительства каменного храма крестьянином Корякиным земли эти уже не принадлежали Соловецкому монастырю. Их секуляризировали во времена императрицы Екатерины Второй. Попытался я разобраться и в том, как древняя плита могла оказаться в цоколе нового храма? Её могли заложить в качестве строительного материала. Возможно, как захоронение одного из последних владельцев храма, сына того, кто передал это село в ведение Соловецкого монастыря, она могла находиться и внутри старого храма. Вполне возможно, что рядом со старой деревянной церковью находилось захоронение младенца Митрофана Ширина, а может быть, и склеп всего рода Шириных. Замурованная в стену храма плита подтвердила историю древних дворянских родов, владевших селом, и даже позволила сделать предположения относительно названия современного каменного храма. Первый владелец села Чернево Никифор Турабьев получил свою вотчину в 1613 г. за выслуги перед Отечеством. Вполне возможно, что эти выслуги были как-то связаны с освободительной борьбой против польских интервентов. Ведь именно в этом году новый царь Михаил Романов раздавал жалованные вотчины дворянам, проявившим себя в войне. Подтверждением этому факту может быть и то, что Чернево находится рядом с Зарайском, воеводой в котором был князь Димитрий Пожарский. Именно из служивых людей этого города он собирал своё Первое ополчение. Сын Никифора Турабьев погиб во время неудачной осады русскими Смоленска в 1632 г. По всей видимости, все эти события могли остаться в памяти потомков и побудить их дать название новой церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой " Одигитрия " . Так что теперь благодаря проводимой реставрации будет не только восстановлена святыня, но и восстановлена история самого села. Из статьи " Смоленский храм в Черневе " . Московские Епархиальные Ведомости. 2/18 стр.43 Еще недавно храм Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», в селе Чернево Зарайского района представлял собой руины: недалеко от местного кладбища стояли кирпичные стены без крыши, куполов и крестов. В 2017 году на средства Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь была проведена реставрация церкви, и уже с сентября 2018 года в храме стали совершаться регулярные богослужения. Во время строительных работ в фундаменте церкви реставраторами была обнаружена старинная надгробная плита, обратившая внимание исследователей на историю села Чернева.

http://sobory.ru/article/?object=12151

Одигитрия – в Вознесенском монастыре В Москве, в Вознесенском монастыре, находилась икона Одигитрии греческого письма, в меру Одигитрии Влахернской. В 1482 году оклад иконы и самое изображение сгорели во время большого пожара, но доска уцелела, и на ней иконописец Дионисий снова написал образ. В древних записях эта икона именуется чудотворною, и поднимали её только наравне с Владимирскою в большие крестные ходы. Теперь она находится в числе местных икон. В 1814 году на эту икону устроена сребропозлащённая риза, но венец с городами и убрус, богато украшенные жемчугом и драгоценными камнями, сохранились с древних времён. На затворах сего образа, обложенных серебром, изображены деяния в стиле XVII века. 28.07. Одигитрия Сумельская Одигитрия Сумельская Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сумельской, находится в монастыре Мела, или Сумела, близ Трапезунда в Малой Азии. Икона сия написана св. евангелистом Лукою и прославилась чудотворениями. 28.07. Смоленская – в сл. Никитовке В слободе Никитовке, Валуйского уезда Воронежской епархии, в Преображенской церкви, находится чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Об этой иконе существует следующее предание. В 1803 г. во время и доныне существующей ярмарки один местный маляр вынес для продажи икону Божией Матери Смоленской. Долго не находилось на неё покупателей, и живописец решился идти домой, как вдруг поднялась страшная буря и сильный порывистый ветер мгновенно вырвал из рук живописца икону, которая, поднявшись вверх, опустилась в кружок крестьян, толковавших о выкупе земли, предложенном им помещиком. Неожиданное явление иконы крестьяне приняли за особое чудо и доброе предзнаменование, заплатили за икону живописцу деньги и отнесли её в церковь , и с тех пор она прославилась чудесами, а никитовцы вскоре после сего освободились от крепостной зависимости. 28.07. Смоленская – в Свеаборге Смоленская – в Свеаборге Близ Гельсингфорса, в церкви св. Александра Невского в Свеаборгской крепости, находится чудотворная икона Смоленской Божией Матери в серебряной позлащённой ризе. На иконе надпись: «Высочайше повелено, в память бомбардирования Свеаборга в 1855 году, совершать 28 июля торжество с пушечною пальбой». На обороте иконы другая надпись: «Усердное приношение коменданта крепости Свеаборга, Генерал-лейтенанта Алексея Сорокина, бывшего начальника артиллерии войск, в 1855 году, в Финляндии расположенных, Генерал-адъютанта Александра Баранова, командира линейного 5 батальона, ныне 3, полковника Алексея Бряколева и чинов всего батальона». 28.07. Смоленская-Белгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Патриаршее поздравление митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу по случаю праздника Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» 11 серпня 2008 р. 13:10 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в послании митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу поздравил его и всех участников епархиальных торжеств в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Кирилл! Сердечно поздравляю Вас, собратьев архипастырей, всечестных отцов, монашествующих, всю благочестивую паству Смоленской епархии и многочисленных паломников с праздником Смоленской иконы Божией Матери. Видимым знамением благодатного Покрова Царицы Небесной над землей Русской являются многочисленные иконы, храмы и монастыри, на протяжении веков являемые и созидаемые для духовного утверждения людей в вере и благочестии. Древний град Смоленск и его Успенский кафедральный собор — место особого почитания Ее честного образа, именуемого «Одигитрия», что значит «Путеводительница». Разделяя со всеми вами радость настоящего торжества, призываю «единеми усты и единем сердцем» воздать должное благодарение Заступнице усердной всего рода христианского за обилие милостей и благодеяний, являемых нашей Церкви и Отечеству с древнейших времен и доныне. Нелегок исторический и духовный путь нашего Отечества. Но сама Царица Небесная вместе с нами незримо идет по нему, помогая сверять наши мысли и деяния с вечными ангельскими истинами, поставленными нам в руководство Ее возлюбленным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом. Будем помнить об этом во всех жизненных испытаниях и обстоятельсвах, дабы с честью и христианским достоинством идти по указанному Путеводительницей пути, ведущему в Царство Небесное. Всещедрый Господь да ниспошлет Свои обильные милости всем прибегающим к заступлению Пречистой Богоматери, уповающим на Ее помощь и предстательство. Божие благословение и Покров Царицы Небесной да пребывают со всеми вами! С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208178...

В день праздника Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря 10 августа 2005 г. 12:48 10 августа, в день празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Прибывшего на богослужение Предстоятеля Русской Православной Церкви У Преображенских врат обители встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Исаева), первый заместитель председателя правительства Московской области Игорь Олегович Пархоменко. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, епископы Илиан и Видновский Тихон. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен и крестный ход. По окончании молебна и крестного хода на площади перед Смоленским собором Святейшего Патриарха приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Владыка Ювеналий преподнес Его Святейшеству древний список Смоленской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Алексий обратился к архиереям, священнослужителям и верующим с Первосвятительским словом. Смоленский собор Новодевичьего монастыря Смоленский собор — древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря. Собор был заложен 13 мая 1524 года и освящен 28 июля 1525 года. День освящения собора считается датой основания обители. Главной святыней Смоленского собора стала Смоленская икона Божией Матери. Почитание этой иконы было связано с присоединением Смоленска, где хранился древний чудотворный образ Богородицы, по преданию принесенный на Русь из Константинополя в 1046 году. Плененная литовцами, Смоленская икона в 1430 году попала в Москву и оказалась в Кремлевском Благовещенском соборе. В 1456 году древняя икона была возвращена смолянам, а для Благовещенского собора Кремля изготовлен список с чудотворного образа, который в 1525 году был перенесен в Новодевичий монастырь. Ныне этот список хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Фоторепортаж Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/32383.html

Описание иконы Одигитрия Смоленская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, весьма древнего происхождения. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — об этом не сохранилось вполне ясных и достоверных сведений. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Так как эта икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда будто бы и сама икона получила наименование Одигитрии, т. е. «Путеводительницы». Существует также другое объяснение наименования Одигитрии. Думают, что Смоленская икона Одигитрии представляет из себя список с Одигитрии Влахернской (сведения о ней см. под 7 июня), так как имеет с ней большое сходство в изображении; а потому Смоленская икона, как копия, вполне естественно заимствовала и подобное же наименование. Следует отметить и еще одно весьма распространенное сказание,[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Смоленская Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Смоленская " Молитва первая О Пречудная н Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей [...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Смоленская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Одигитрия " Тропарь, глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от [...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Смоленская Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Смоленская " Кондак 1 Избранней от всех родов, Небеси и земли Царице, Пресвятей Богородице Одигитрии, яко избавльтеся от вечныя смерти благодатию от Тебе рождшагося Христа Бога нашего и Твоим Мат[...]

http://pravicon.com/icon-234

Сопровождение Надвратной иконы Одигитрии было поручено батарейной 1-го роте 3-ей артиллерийской бригады под командованием полковника В.А. Глухова. Данная рота входила в состав 3 корпуса 1-ой армии и принимала активное участие в боях под Смоленском 5 (18) августа. Для обороны города эта рота сначала была расположена в Мстиславском предместье, где приняла бой, однако с другими войсками под неприятельским огнем вынуждена была отступить для занятия следующей позиции у Молоховских ворот. Во время отступления, французское ядро попало в один из зарядных ящиков 1-ой батарейной роты. Взрыв был таким, что от ящика осталось только одно днище. Этот ящик был сохранен и затем в нем, как в колеснице, возили Надвратную икону Богоматери в течение всех трех месяцев ее пребывания в русской армии [ 12 ] .   Фельдфебель и солдаты роты полковника В.А. Глухова, приняв икону в свое ведение, соорудили для нее особый деревянный киот, который окрасили в зеленый цвет и убрали разноцветными лентами. Через три-четыре дня после выхода из Смоленска для сопровождения Надвратной иконы Одигитрии были назначены особый священник и церковнослужитель, которые совершали перед ней молебны в течение всей военной кампании. С этого момента Надвратная Смоленская икона Божией Матери постоянно находилась среди русского войска — в третьей пехотной дивизии генерал-лейтенанта Коновницына, укрепляя силы и боевой дух наших воинов [ 13 ] . На протяжении всей войны при иконе помимо полковника В.А. Глухова состояли: штабс-капитан И.Ф. Богданович, поручик А.И. Гречь, подпоручики М.К. Реан, Г.Г. Сигунов, А.А. Ольхин, прапорщики Н.Г. Сигунов и П.Д. Зеленин [ 14 ] . Протоиерей П. Левашев в своей небольшой книге “Краткое сказание о Смоленской иконе Божией МатериОдигитрии, именуемой Надворотной” так пишет о том огромном значении, какое имело пребывание Надвратной иконы Пресвятой Богородицы в рядах русской армии: “ Эта святыня, поистине, была единственным духовным прибежищем для нашей благочестивой армии. Всюду следуя с армией, оставаясь при ней  во всех случаях боевых действий, Икона Богоматери — Одигитрии являлась поистине Взбранной Воеводой для русского воинства и залогом побед над  врагами. Каждый раз, как пред началом, так и при окончании битвы, для всех участников сражения Небесная Заступница была истинным прибежищем, подавала им бодрость и крепость сил, одушевляла их, а умирающим на поле брани служила утешением в последние минуты жизни. Твердая и живая вера в небесное заступление Богоматери, как бы лично, через Свою чудотворную Икону, пребывавшей в русской армии, могла придавать необыкновенную силу и храбрость русским воинам” [ 15 ] .

http://e-vestnik.ru/analytics/smolenskay...

В Др. Руси к прославленным спискам-репликам к-польской «О.» (из ныне известных по истории почитания и реконструируемых по особенностям иконографии) относится Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» ( Щенникова. Визант. иконы. 2017). Еще один чтимый рус. список-реплика, с иным расположением свитка в руке Христа - надвратная Смоленская икона «Одигитрия» из Успенского собора Смоленска (кон. XVI - нач. XVII в.; см. в ст.: Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» ), к-рая была особенно почитаема в XVIII-XIX вв. Ист.: Ducae M. Historia byzantina/Ed. I. Bekker. Bonnae, 1834. P. 272, 288, 292. (CSHB; 18); Клавихо Р. Г., де. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг./Под ред. И. И. Срезневского. СПб., 1881. С. 82-84; Книга Паломник. С. I-III, XX-XXI, XIV-XXV, XLIX, LI, XC-XCIV, 21, 55-56, 82; Scriptores minores historiae Danicae medii aevi/Ed. M. C. Gertz. Kbh., 1918/1920. Vol. 2. P. 490-491; Tafur P. Travels and adventures: 1435-1439/Transl., ed., introd. M. Letts. L., 1926. P. 141-142; Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.//ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 216-167; Продолжатель Феофана. Жизнеописания визант. царей. СПб., 1992. С. 88; Книга хожений; Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в./Пер., предисл. и коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотв. икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 436-463; Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон/Пер., предисл. и коммент.: А. М. Крюков//Там же. С. 464-475; Таррагонский аноним: «О граде Константинополе»: Лат. описание реликвий XI в./Пер., предисл. и коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Реликвии в искусстве и культуре восточнохрист. мира: Тез. докл. и мат-лы междунар. симпозиума/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 155-170. Лит.: Казанский П. С. Лука Евангелист, как иконописец//Древности: Тр. МАО. 1870. Т. 2. С. 46-51; Дмитриевский А. А. Богослужение в Рус. Церкви в XVI в. Каз., 1884. Ч. 1; Успенский А. И. О худож. деятельности евангелиста Луки. М., 1901; Dobsch ü tz E., von.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

В день праздника Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре Москва, 10 августа 2009 г. 10 августа, в день праздника Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего женского монастыря. В день престольного праздника главного соборного храма Новодевичья обитель отмечает 485-летие со времени основания и 15-летие возобновления монашеской жизни. Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, епископы Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, Видновский Тихон, Серпуховский Роман, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, священнослужители г. Москвы и Московской епархии. Среди молившихся за богослужением присутствовали игумения Маргарита (Феоктистова) и насельницы Новодевичьего монастыря, а также настоятельницы и сестры ряда женских монастырей Подмосковья. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен на ступенях западных врат собора, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . Затем Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который, в частности, отметил: «В престольный праздник Смоленского собора мы отмечаем 485-летие основания этой святой обители. Мне нет необходимости говорить об истории, связанной с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери, потому что Ваше святительское служение проходило под Покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы там, где Ее Смоленский образ творил для России чудеса. И вторая радость — исполнилось 15 лет со времени возрождения монашеской жизни в этой обители». Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству список Смоленской иконы Божией Матери с изображениями небесных покровителей Предстоятеля — святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, и святого равноапостольного великого князя Владимира Киевского.

http://pravoslavie.ru/31512.html

В Саратов будет доставлен чудотворный образ Божией Матери «Всецарица» Саратов, 2 июля 2009 г. С 4 по 18 июля в Саратове городе можно будет поклониться чтимой иконе Божией Матери, именуемой «Всецарица». Этот чудотворный образ прибудет из Свято-Никольского женского монастыря города Малоярославца Калужской области. Во время пребывания в Саратовской епархии он будет находиться в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря Саратова, сообщает епархиальный сайт . — Этот образ является списком с древней чудотворной иконы Божией Матери, по-гречески именуемой «Пантанасса», а по-русски «Всецарица», из Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон, — рассказывает настоятельница монастыря игумения Феодосия (Бессонова). — Сама икона была написана в 17 веке. Впервые Свою милость Божия Матерь проявила через эту икону на человеке, одержимом бесами. Позже стали замечать, что она оказывает благотворное влияние и на больных онкологическими заболеваниями. Чудотворной силой обладают списки этой иконы, распространившиеся по всему миру. Есть они и в нашей стране. Список, который прибыл в Саратов был написан на святой Горе Афон и доставлен в Россию в 2006 году. На иконе на царском троне изображена Пречистая Дева Мария в багряном одеянии. На Ее руках благословляющий Богомладенец со свитком в левой руке. Правой рукой Богородица указывает на Своего Сына как на Спасителя всех людей. На заднем плане иконы — два Ангела Божия, осеняющие крылами Пречистую Деву Марию. В дни пребывания этого образа в Свято-Алексиевском женском монастыре ежедневно в 14 часов будет служиться молебен и читаться акафист Божией Матери перед Ее иконой «Всецарица». Также в первые два дня пребывания иконы на саратовской земле молебны с чтением акафиста будут совершены в монастырском храме по окончании Божественной литургии. 5 июля Божественную литургию в Свято-Алексиевском монастыре совершит Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. 2 июля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31007.html

Стучат блаженные мечи! И воздух жарок, как в печи, А в небе светлые лучи! Ты не допустишь детей до последнего срама. Ты распростерла над ними Свою орифламму! Водительница Одигитрия! Ты целым возвратишь царя, Ты миру – красная заря! Ты не сгораешь, век горя! Победа дастся в свой черед: Как знамя, с нами Мать идет, – И вражий клонится народ. Ты нам – охрана, победа, защита и сила, Оком Своим Ты враждебные рати скосила! Водительница Одигитрия! Помазан не был я царем, Мне дан лишь жизни злой ярем: Не сами мы судьбу берем. Но я, как странник, страха полн, Грозит разбиться утлый челн, И как спастись от ярых волн? Ты приведешь меня в тихую, сладкую воду, Где я узнаю покорности ясной свободу. Объяснение праздника Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху , который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название «Одигитрия Смоленская». «Путеводительница». Евгений Поселянин Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время грозного нашествия на русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергался опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей мольбой к Божией Матери.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010