В войну 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икона снова была принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе Кремля. 26 августа, в день Бородинской битвы, который совпал с празднованием в честь Владимирской иконы Божией Матери, Смоленскую, а также Иверскую и Владимирскую иконы с крестным ходом обносили вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Перед оставлением Москвы Смоленская икона была взята в Ярославль и после победы над неприятелем возвращена в Смоленск. Смоленская икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Одигитрия” – одна из наиболее почитаемых святынь Русской Церкви и русского народа. Святитель Дмитрий Ростовский так писал об этой иконе: “Пресвятая Владычица, именуемая Одигитрия, что значит радостная наставница, путеводительница и крепкая помощница. Пречистая Богородица есть для нас радостная наставница, потому что руководит нас на путь спасения, приводящий к вечной радости. Она – крепкая помощница для нас, немощных, потому что помогает в наших нуждах... Одигитрия – радостная, потому что печаль нашу обращает в радость, плачущих утешает, скорбящим ниспосылает веселие”. Празднование Божией Матери в честь Ее Смоленской иконы совершается10 августа (28 июля). Споручница грешных. На этой иконе Божественный Младенец сидит на левой руке Пресвятой Богородицы и обеими ручками держит Ее правую руку. В четырех углах иконы написаны слова: “Аз Споручница грешных к Моему Сыну; Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну (то есть обещал, “дал руки”, непрестанно, во всякое время, внимать Ее мольбам), да тии иже радость выну Мне приносят, радоватися вечно чрез Меня испросят”. Происхождение иконы неизвестно. Предполагают, что она написана на основании слов одного из акафистов Божией Матери: “Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая”. Впервые прославилась она в Орловской епархии в Николаевском Одрине монастыре. Произошло это при следующих обстоятельствах. Долгое время икона пребывала в забвении и находилась в часовне среди других старых икон. От времени и от насевшей за годы пыли она почернела так, что лики были еле видны, а надпись совсем невозможно было разобрать. Летом 1844 года в Одрин монастырь приехала купеческая жена с двухлетним сыном. Мальчик был тяжело болен: его мучили сильные припадки, и врачи не могли ничем помочь. Женщина просила отслужить молебен перед иконой “ Споручница грешных ”. Ее просьба была выполнена, и во время молебна произошло чудо – мальчик получил мгновенное исцеление. Следом за этим совершились и другие чудеса, и святой образ стал почитаться чудотворным. Икону омыли, причем обнаружилась надпись, а затем торжественно перенесли из часовни в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел. Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким - то облегчением, с болезнью, или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое - то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет " . Икона Божией Матери Смоленская есть и в приделе, освященном в честь этого образа Божией Матери в храме свв. Апостолов Петра и Павла рядом с островом Талабенец, на острове Верхнем (Белов). 10 августа вокруг островов Талабск, Талабенец и Верхний будут совершены Крестные ходы в честь иконы Богородицы Смоленская. Смоленская икона Божией Матери, именуемая " Одигитрия " (Путеводительница), по церковному преданию, была написана святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Из исторической справки нам известно, что на месте каменной церкви Иконы Божьей Матери Одигитрия в Чернево уже в XVII веке стоял деревянный храм Архангела Михаила. Этот храм сгорел, но уже через двадцать лет после этого события на его месте в 1875 году был возведен каменный храм. В память о прежней деревянной церкви в нем был устроен Архангельский предел. Этот момент и наводит на мысль, что сохранить в памяти потомков устроители нового храма могли не только название предела, но и какие то, еще памятные события и вещи. Так, например первый владелец Чернево Никифор Турабьев получил свою вотчину в 1613 году, за какие то выслуги. Вполне возможно, что эти выслуги были, как то связаны с освободительной борьбой против польскихинтервентов. Ведь именно в этом году новый царь Михаил Романов раздавал жалованные вотчины дворянам, проявившим себя в этой войне. Подтверждением этому факту может быть и то, что Чернево находится рядом с Зарайском, воеводой в котором был князь Дмитрий Пожарский. Именно из служивых людей этого города он собирал свое Первое Ополчение. Сын Никифора Турабьева погиб во время неудачной осады русскими войсками Смоленска в 1632 году. По всей видимости, все эти события вполне могли остаться в памяти потомков и побудить их дать название новой церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия». Обнаруженная плита младенца Митрофана Ширина, внука Никифора Турабьева была изготовлена из известняка материала не прочного. Между тем, как уже говорилось раньше, сохранность её изумительна. Такое могло случиться только если она находилась в закрытом помещении. Можно предположить, что изначально это надгробие находилось в деревянной церкви, где и был похоронен этот ребенок. Помня об этом, устроители нового храма могли, не выбросить плиту, а замуровать в цоколь новой церкви. Конечно интересно узнать причины смерти Митрофана и был ли он последним из рода Шириных, всё это теперь можно сделать только с помощью ученых). 2 июня 2018 года благочинный Зарайского церковного округа протоиерей Петр Спиридонов совершил чин освящения креста и купола. В сентябре внутренние отделочные работы по храму и благоустройство территории полностью завершены.

http://sobory.ru/article/?object=12151

Закрыть itemscope itemtype="" > Завершился трехмесячный пеший крестный ход из Севастополя в Смоленск Крестоходцы преодолели 2500 километров, побывав в 15 епархиях 14.08.2015 661 8 августа, к дню празднования памяти Смоленской иконы Божией Матери, в город Смоленск вошел пеший крестный ход из Севастополя, сообщает Патриархия.ru. Путь длиной свыше 2000 километров по территории 15 епархий по большей части прошел вдоль границы с Украино й. Постоянно по Крыму шло около 50 человек, далее количество менялось. В последней епархии маршрута — Смоленской — шло 42 человека. Но, чтобы пройти хотя бы немного (день, два, неделю) к ходу присоединялись люди из соседних регионов. Например, на праздник равноапостольного князя Владимира в поселке Клетня, что на Брянщине, из окрестных районов приехали сотни человек. В общей сложности в крестном ходе с молитвой о мире приняли участие тысячи православных людей — представители разных национальностей, профессий, возрастов. Более половины участников хода — в возрасте старше 50 лет. Схимонахине Серафиме исполнилось 74 года. В начале маршрута духовником был священник Олег Карпеев из Перми, в конце — иеромонах Софроний из Курской митрополии. 9 августа, в канун праздника Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», перед кафедральным собором города Смоленска произошла встреча с крестными ходами, шедшими по Днепру и из Витебска. На службу к Матери Божией пришли также тысячи смолян. После окончания торжеств участники крестного хода постепенно разъезжаются по домам. Напомним , пеший Крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск проходил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 26 апреля по 8 августа. Протяженность молитвенного шествия, посвященного 70-летию Великой Победы и 1000-летию со дня успения святого равноапостольного Великого Князя Владимира, составиила 2,5 тысячи километров. Крестный ход прошел по маршруту Севастополь-Смоленск в пределах Крымской, Кубанской, Донской, Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Смоленской митрополий. Крестный ход проходил при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. По просьбе его организатора Андрея Бардижа «Русская народная линия» оказывала информационную поддержку этому уникальному Крестному ходу.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/14/za...

Известны ещё следующие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Азуровская [Миасинская] Это Миасинская икона, празднуется коей 1 сентября. Она найдена в озере Азурове, близ Мелитины. Бежевская находящаяся в селе Бежеве Волынской епархии. Браиловская находящаяся в Браилове Подольской епархии 5 . Икона, именуемая Благодатной Находится она в селе Мятлине Дубенского уезда Волынской епархии. Гербовецкая находящаяся в Гербовецком монастыре 6 . Декоурская [Дектоурская, Дохтоурская] Животодательница 7 Избавление страждущих от бед [От Бед Страждущих (Избавление От Бед Страждущих)] Касперовская явившаяся 1 октября. Крупецкая находящаяся в селе Крупецах, в 5 вёрстах от Минска. Именуемая Мати Дево [Мати и Дево] Олонецкая [Одигитрия Смоленская Олонецкая] Перекопская находящаяся в церкви города Варны Лоховицкого уезда Полтавской епархии. Икона, именуемая Помощница в родах [Поможение Родам] На ней Пресвятая Богородица по большей части изображается стоящей в рост и воздевающей руки горе, с Богомладенцем на персях, подобно как на иконе Знамение. Сохомская [Сихомская] Икона, именуемая Спорительницей хлебов В 1889 году оптинский старец Амвросий устроил для основанной им женской обители икону Божией Матери, которую назвал Спорительницей хлебов. Пресвятая Богородица представлена на этой иконе на облаках молящейся, руки Её распростёрты на благословение. Внизу Её, среди травы и цветов, стоят и лежат ржаные снопы. Молитва пред иконой, именуемой «Спорительница хлебов» О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших. Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительница, житие наше добре устрояющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Игрицкая Святая икона Богоматери, именуемая Игрицкая, была явлена в 1624 году в местности Игрица у реки Песочни, недалеко от города Костромы. Местные крестьяне нашли икону в старой полуразрушенной церкви, бывшей в течение 50 лет в полном запустении после моровой язвы. В XVI веке на этом месте была пустынь святого Николы Великорецкого. Рукописное сказание о явлении Смоленской–Игрицкой иконы повествует о том, что во время царствования царя Иоанна Грозного в 1530 году постиг Россию великий мор, который достиг Костромских пределов и с тех пор пустынь опустела. Икона Пресвятой Богородицы стояла на престоле и блистала светлыми красками, как вновь написанная. После первого молебна, отслуженного перед этой святой иконой, прозрел ослепший боярский сын Емилиан Исаев Севрюг. Тогда четыре благочестивых христианина остались жить около запустелой церкви и приняли иноческий постриг. Впоследствии на месте явления иконы Богоматери была выстроена новая церковь и возникла иноческая обитель – Песоченский монастырь, в котором в том же 1624 году был возведен первый деревянный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая. Каменный храм с резным деревянным иконостасом был построен в 1686 году. С левой стороны от царских врат помещалась чудотворная Смоленская икона Божией Матери. На 12 клеймах Игрицкой иконы, помещенной в серебряную позолоченную ризу (1808 г.) были изображены чудеса, явленные Пресвятой Богородицей. Надпись внизу гласила: «Явление иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии было в1624 году». Ежегодные крестные ходы с Игрицкой иконой Божией Матери в Кострому и обратно в Песоченский монастырь, богослужения в котором продолжались до 1931 года, свидетельствовали о глубоком почитании верующими чудотворного образа. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Смоленская Игрицкая (Песоченская) " .

http://pravicon.com/info-128

Не один раз, сколько знаем, возникала мысль, чтобы по возможности хорошо отделать Успенский собор и чтобы на лето, когда в лавре бывает очень большое стечение богомольцев, переносить в него мощи преподобного Сергия из слишком тесного Троицкого собора. Нельзя не пожелать, чтобы мысль эта была приведена в 6. Смоленская церковь На том месте, где стоит теперь Смоленская церковь, или церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери (иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия), в начале XVIII века стояло каменное здание, в котором помещались служние, или людские, трапеза и поварня (это, собственно, была братская поварня, обращенная в служнюю трапезу-поварню после того, как на место прежней братской трапезы, при которой она была и которая находилась там, где теперь колокольня, была построена нынешняя трапеза, см. ниже, гл. IV). На наружной стене здания стояла Смоленская икона Божией Матери. В 1730 году эта икона представилась в сонном видении одному монастырскому псаломщику, который имел пригнутые к спине и иссохшие руки и который после сего получил исцеление. Для прославившейся чудотворением иконы здание трапезы-поварни в 1735 году по именному указу императрицы Анны Иоанновны и обращено было в церковь Смоленской иконы Божией Матери. Но здание скоро оказалось ветхим, и на деньги, пожертвованные графом А. Г. Разумовским, в количестве 4654 рублей 38 копеек (!), по разобрании старой церкви была поставлена новая церковь, существующая до настоящего времени. Новая церковь начата была строением в 1746 году, окончена в 1748 году и освящена в присутствии императрицы Елизаветы Петровны 6 июня 1753 года. Церковь овальной фигуры; в окружности имеет 19 сажен, а в диаметре от горнего места до западных дверей – 5 сажен. Глава на церкви вызолочена червонным листовым золотом в 1780 году. В 1854 году к церкви пристроена паперть, и она, быв вся реставрирована, сделана теплою (в первоначальном своем виде церковь, несмотря на свои малые размеры, имела, как видно из описи лавры 1768 года, три крыльца, то есть на запад, север и юг, из белого

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная. Свт. Григорий Палама Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия Смоленская. Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься. Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!… Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы. Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской. Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

http://pravoslavie.ru/1909.html

В Смоленске прошли торжества по случаю праздника Смоленской иконы Божией Матери 11 августа 2019 г. 14:04 9-10 августа 2019 года в Смоленске прошли торжества по случаю праздника Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия». В череду праздничных богослужений вошли: малая вечерня с чтением акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», всенощное бдение; по традиции в день праздника в Успенском кафедральном соборе, где пребывает чудотворная Смоленская икона Богородицы, совершалось три Божественные литургии — в полночь, в 7.00 и в 10.00. Богослужения вместе с митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором совершили митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений , митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий , митрополит Брянский и Севский Александр , митрополит Бориспольский и Броварский Антоний , архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий , епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Вяземский и Гагаринский Сергий , епископ Истринский Серафим , епископ Рославльский и Десногорский Мелетий , епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний . За поздней Литургией иерархам сослужили клирики Смоленской митрополии и гости в священном сане, прибывшие на праздник. Пел архиерейский хор Успенского собора (регент — Ольга Новикова). Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» . В соборе присутствовали председатель Смоленской областной Думы И.В. Ляхов, главный федеральный инспектор по Смоленской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Ю.Э. Стрелецкий, сотрудники аппарата администрации Смоленской области и города Смоленска, представители Общественной палаты Союзного государства России и Беларуси: руководитель аппарата Общественной палаты Союзного государства А.С. Ольшевский, сопредседатель Общественной палаты Союзного государства со стороны Республики Беларусь Н.И. Чергинец, член президиума Общественной палаты Союзного государства, скульптор, народный художник РФ, академик Российской академии художеств С.А. Щербаков.

http://patriarchia.ru/db/text/5483683.ht...

Описание иконы Умиление Смоленская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Умиление Смоленская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Умиление Смоленская Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Умиление», явилась в 1103 году в Смоленске. Этот образ, сыгравший особую, вдохновляющую роль в период обороны Смоленска от польских захватчиков в начале XVII века (1609-1611 гг.), находился в лагере русских войск воеводы Шеина, в течение 18 месяцев удерживавших неприятеля от разграбления города. Список Смоленского чудотворного образа «Умиление» пребывает в настоящее время в Спасо-Окопном храме города Смоленска. В 2003 году в Смоленске торжественно отмечали 900-летие явления святого образа. Накануне праздника икона «Умиление» была доставлена в Свято-Успенский кафедральный собор, где перед ней был отслужен молебен с водосвятием. В самый праздник после Божественной литургии вокруг собора прошел многолюдный крестный ход, во время которого священники несли сразу две почитаемые Смоленские чудотворные иконы: «Одигитрию» и «Умиление», воздавая им особую почесть. На чудотворной иконе Пресвятая Богородица, подняв руки к груди, с умилением взирает на лежащего на Ее одеянии Божественного Младенца, который держит в правой деснице державу – символ власти и силы. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Умиление Смоленская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-182

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010