Игнатия Богоносца – несомненна. Писания его дышат ясной и непоколебимой верой, слог их живой и сильный. § 3. Учение 1.      Послания священномуч. Игнатия обычно начинаются довольно пространными приветствиями, выражающими благопожелания автора, похвалу и благодарность той или иной местной Церкви. 2. Затем обычно следует призыв священномуч. Игнатия к пасомым – быть в полном согласии с иерархией, так как епископ есть центр, около которого объединяется местная Церковь , он заступает место Христа, пресвитеры – места апостолов, диаконы, учрежденные Господом, совершают вверенное им служение. Без этих лиц не может быть речи о Церкви; в особенности без епископа не должно ничего делаться. Заметим здесь, что традиционным для Православия является взгляд на епископов, как на преемников апостолов, а не как на заместителей Христа. 3. В посланиях священномуч. Игнатий пишет об истинном Божестве Иисуса Христа, о действительности Его присутствия в Евхаристии. Он утверждает, что как Христос один, так одна только и кафолическая Церковь , управляемая Христом, и одна Евхаристия – Тело и Кровь Христа. 4. Следует особо отметить, что в послании священномуч. Игнатия к смирнянам, впервые в церковной письменности, встречается понятие Кафолическая ( καθολικ; аналоги: Вселенская, Соборная) Церковь , впоследствии включенное в Никео-Цареградский « Символ Веры » (Смирн., 8). Понятие это, безусловно, и ранее содержалось Священным Преданием, и священномуч. Игнатий лишь первый формулирует его терминологически и выражает письменно. 5. Приведем наиболее характерные наставления священномуч. Игнатия из его посланий: «Оказывайте друг другу уважение, и никто не взирай по плоти на ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего такого, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и предстоящими... Ничего не делайте без епископов и пресвитеров; и не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе; но в общем собрании да будет одна молитва , одно прошение, один ум, одна надежда в любви и радости непорочной» (Магнез., 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Необходимо напомнить современным “ревнителям не по разуму”, что Господь возложил на епископов особую миссию: быть строителями Таин Христовых и хранителями неповрежденного вероучительного Предания. Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Снятого, от Самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, “все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитерству — как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви... Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь” (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8). Православная Церковь исповедует, что “без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Святого Духа получил преемственно данную от Бога власть решить и вязать” (Послание Восточных Патриархов). Выводы: 1. Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения. 2. Смущения, возникшие в церковной среде в ходе дискуссий об ИНН, свидетельствуют о необходимости усиления учительного служения церковной иерархии и исправления недостатков, существующих в духовном окормлении. В связи с этим мы почтительнейше просим Святейшего Патриарха обратиться к Полноте Русской Православной Церкви с пастырским посланием. 3. Не порицая людей, отказывающихся от принятия ИНН, следует высказать тревогу о духовном состоянии тех из них, кто превозносится своим отказом, осуждая непоследовавших их примеру. 4. Совершенно недопустимым является наложение пастырями церковных прещений за принятие, либо за непринятие налоговых номеров. 5. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что верующие люди, отказавшиеся от ИНН, нередко сталкиваются с дискриминацией со стороны работодателей. Согласно официальным заявлениям руководства Министерства Российской Федерации по налогам и сборам подобные действия являются противоправными. В этих случаях необходимо обращаться в вышестоящие налоговые инстанции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

(Как констатирует Ж. Либер, св. Игнатий обращал свою полемику преимущественно против «вульгарного докетизма» (volkstumliche Doketismus), оставившего следы в ряде апокрифов. Данный докетизм не имел систематического характера, будучи лишь наивным выражением веры в трансцендентность Христа. См.: Liebaert J. Christologie von der apostolischen Zeit bis zum Konzil von Chalcedon (451) Mit einer biblisch-christologischen Einleitung von P. Lamarche. – Freiburg; Basel; Wien, 1965. – S. 23). Примечательно, что обе ереси выступали в христианском обличье, претендуя на то, что они являются «единственно подлинным христианством». По этому поводу св. Игнатий замечает: «К яду своего учения [еретики] примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие; ибо они подают смертоносную отраву в подслащенном вине» (Трал. 6). Выявляя это внешнее обличье, за которым скрывались сознательное отторжение от живого Тела Христова и отказ от участия в литургической жизни Церкви, святитель говорит: «они удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей благости» (Смирн. 7). Глава III. Св. Игнатий Богоносец 2. Богословие св. Игнатия Основной темой всего богословия св. Игнатия является тема «единства». Термины: νωσις, ντης постоянно встречаются в его посланиях, и себя самого он называет «человеком, предназначенным к единению» (Филад. 8 : νθρωπος εις νωσιν κατηρ– τισμνος). Причем данная тема развивается им на «нескольких мировоззренческих уровнях». Первый такой уровень – учение о Боге, где св. Игнатий подчеркивает единство Лиц Святой Троицы, поскольку Сам Бог есть Высшее Единство (Трал. 11). Данный уровень тесно смыкается с христологическим и сотериологическим уровнями. Что касается христологии, то св. Игнатий четко различает две природы Господа. Христос есть «телесный и духовный ( σαρκικς τε και πνευματικς), рожденный и нерожденный ( γεννητος κα γννητος), Бог , ставший во плоти ( εν σαρκ γενμενος θες), в смерти – истинная Жизнь, от Марии и от Бога, сначала подверженный страданию, а затем – бесстрастный» ( Ефес. 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

6). Какое место в церковном управлении занимают пресвитеры, и как велики их права, Игнатий говорит обо всем этом неопределенно. Во всяком случае они являются у него лишь помощниками и советниками епископа. Он сравнивает их с синедрионом (συνδιον) апостолов (Магн. 6), давая тем понять, что они составляли при епископе совет или собор, сообща с ним решавший церковные дела. Эпитет ποαϑμενοι (Магн. 6) указывает на то, что пресвитеры занимали на богослужебных и деловых собраниях почетные места. Если можно заключать что-либо из сравнения епископа с благодатию Божиею, а пресвитерства с законом И. Христа (Магн. 2), пресвитерская коллегия по-видимому ведала преимущественно дисциплинарные и судебные функции. Впрочем, на это довольно ясно указывается в словах: „всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божию и к собору (συνδιον) епископа“ (Филад. 8). Таким образом пресвитеры несомненно занимают второстепенное положение сравнительно с епископом. Епископ председательствует на место Бога, а пресвитеры, окружающие его, занимают место апостолов (Магн. 6; Тралл. 2–3; Филад. 5; Смир. 8). Они по-видимому не могут совершать самостоятельно, без воли епископа, никаких богослужебных актов и собраний. Даже вечеря любви совершается ими с разрешения епископа (Смир. 8). С чувством особенной симпатии относится Игнатий к диаконам. Он называет их именами, которые помимо личного чувства Игнатия к ним указывают на особенную близость диаконов к епископу. Он часто называет их συνδολος – соработниками своими в служении Господу ( Ефес. 2 ; Магн. 2; Филад. 4; Смирн. 12), тогда как к пресвитерам он никогда не применяет этого слова. Он сравнивает епископа с Богом Отцом, пресвитеров с апостолами и диаконов с Иисусом Христом (Тралл. 3) 497 . Игнатий особенно подчеркивает, что диаконы не только исполнители внешнего мирского служения, служители яств и питей, но служители тайн Христовых (Трал. 2) 498 . Но с тем особенным уважением, с каким Игнатий говорит о служении диаконов, по-видимому предпочтительно перед пресвитерами, у него связывается однако незначительное положение их в церковной иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Совершенно неприемлемыми являются факты передачи клириками и монашествующими своих обращений в средства массовой информации и органы государственной власти, что подчас имеет характер неприкрытого давления на Священноначалие. Таковым мы напоминаем 11-е правило Сардикийского Собора: «Аще который епископ, или пресвитер, или вообще кто-либо из клира без соизволения и грамот от епископа области, и наипаче от епископа митрополии, дерзнет пойти к царю: таковой да будет отрешен, и лишен не токмо общения, но и достоинства, какое имел… Аще же необходимая нужда заставит кого идти к царю: таковой да творит сие с разсмотрением и с соизволением епископа митрополии и прочих тоя области епископов, и да напутствуется грамотами от них». Необходимо напомнить современным «ревнителям не по разуму», что Господь возложил на епископов особую миссию: быть строителями Таин Христовых и хранителями неповрежденного вероучительного Предания. Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, «все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству – как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви… Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь » (Св.  Игнатий Антиохийский , Смирн. 8). Православная Церковь исповедует, что «без епископа ни  Церковь Церковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Святого Духа получил преемственно данную от Бога власть решить и вязать» (Послание Восточных Патриархов). Выводы: 1. Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения. 2. Смущения, возникшие в церковной среде в ходе дискуссий об ИНН, свидетельствуют о необходимости усиления учительного служения церковной иерархии и исправления недостатков, существующих в духовном окормлении.

http://azbyka.ru/apokalipsis/itogovyj-do...

Совершенно неприемлемыми являются факты передачи клириками и монашествующими своих обращений в средства массовой информации и органы государственной власти, что подчас имеет характер неприкрытого давления на Священноначалие. Таковым мы напоминаем 11-е правило Сардикийского Собора: " Аще который епископ, или пресвитер, или вообще кто-либо из клира без соизволения и грамот от епископа области, и наипаче от епископа митрополии, дерзнет пойти к царю: таковой да будет отрешен, и лишен не токмо общения, но и достоинства, какое имел... Аще же необходимая нужда заставит кого идти к царю: таковой да творит сие с разсмотрением и с соизволением епископа митрополии и прочих тоя области епископов, и да напутствуется грамотами от них " . Необходимо напомнить современным " ревнителям не по разуму " , что Господь возложил на епископов особую миссию: быть строителями Таин Христовых и хранителями неповрежденного вероучительного Предания. Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, " все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству – как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви… Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь " (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8). Православная Церковь исповедует, что " без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Святого Духа получил преемственно данную от Бога власть решить и вязать " (Послание Восточных Патриархов). Выводы: 1. Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения. 2. Смущения, возникшие в церковной среде в ходе дискуссий об ИНН, свидетельствуют о необходимости усиления учительного служения церковной иерархии и исправления недостатков, существующих в духовном окормлении.

http://zavet.ru/inn-itog.htm

Там мы при посредстве обзора частных обязанностей стремились определить сущность самого служения. Здесь же к определению сущности новозаветного священства мы шли путем уяснения того отношения, какое имеет новозаветное священство к первосвященству Иисуса Христа. Мы видели, что первое есть продолжение последнего, и отсюда, как бы из своего центра, с необходимостью вытекают все частные обязанности и задачи пастырского служения в Христовой Церкви. 650 Впрочем, при всей ценности для нас подобных, точно поясняющих предмет, терминов, мы в интересующем нас вопросе по преимуществу должны рассматривать учение отцов Церкви со стороны мысли, заключающейся в их словах, а не буквального выражения. В противном случае возможно и неправильное понимание их слов. Для примера укажем одно место из посланий св. Игнаты Богоносца, именно на 6 главу его послания к Магнезийцам. «Диаконам, сладчайшим мне – читаем мы здесь, – вверено служение Иисуса Христа». На основании словесного выражения мысли отца мы можем утверждать, что собственно диаконы суть преемники Христовы. На деле же диаконы, как известно, хотя и составляют степень церковной иерархии, но являются только служителями при священнодействующем епископе и пресвитере и, следовательно, не могут быть названы сами по себе, независимо от служения высших степеней преемниками Христова служения. И у самого Св. Игнатия мы встречаем ясное раскрытие значения собственно диаконского служения. По учению св. отца, епископы и пресвитеры являются совершителями таин в церкви (напр. Смирн, гл. 8, стр. 421); диаконы же только «служители таинств Иисуса Христа», «слуги церкви» (Тралл, гл. 2, стр. 396). Мысль св. Игнатия, разумеется, понятна. Он хочет оттенить то характерное в служении диаконов, что оно есть служение по преимуществу. А так как и диаконское служение существует в Церкви по воле Божией, то и приравнивается к служению Христа, вся земная жизнь которого запечатлена характером истинного служения. Так можно думать с еще большим основанием в силу ясно выраженного такого именно взгляда на служение диаконов, как подражателей Христу, «Служителю всех», у св. Поликарпа (послание его к Филиппийцам, гл. 5, стр. 444). Вообще же то, что сказано нами относительно писаний св. Игнатия, относится до известной степени и ко всем последующим святоотеческим творениям. 658 πε εχ οτι τν πσκοπον τοτον τν βλεπμενον πλαν τις, λλα τν ρατον παραλογζεται (Магнез., гл. 3, стр. 388). 666 quos et successores reiinquebant suum ipsorum locum magismeriu tradentes. «Против ересей», кн. 3, гл. 3, § 1, стр. 222 рус. перевода прот. Преображенского, изд. 1900 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Конечно верховная власть не везде облечена в одинаковые формы. Она иначе выражается в Лондоне, иначе в Константинополе. Но тем не менее и тут и там, повиновение ее велением равно беспрекословно и без аппеляции буде это веление мудрый парламентский билл, или грубое турецкое фетфа. Стр. 76. 170 А папы Зеферин и Калликст, обличаемые Ипполитом? А папа Гонорий, осужденный VI всел. Собором?! 182 Посл. к Смирн. Гл. 1. К Еф. Гл. 9; к Магнез. Гл. 7. К Еф. Гл. 4. К Тралл. Гл. 9. К Тралл. Гл. 11. Ib. Гл. 8. К Еф. Гл. 15 Ib. Гл. 9. 190 Паписты это место делают спорным, вследствие своих натянутых и отчасти неправильных толкований; так, напр., слова: в ней всегда сохранялось (conservata est) предание Апостолов, у них читаются: в ней всегда сохраняется предание Апостолов. См. подробный разбор таких искажений в книге архим., ныне архиепископа Никанора: «Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в Церкви». Изд. 2, 1871 г., стр. 170–188. 203 Слово на день св. апостол Петра и Павла. «Воскресен. Чтение». Т. 17, стр. 95. Киев. 1853–54 г. Homil. 76. Opera T. V, pars. 1, p. 290. Antwerpen, 1700. 208 Автор искажает перевод (т.е. употребляет благочестивую ложь). Вот подлинные слова по изданию Mansi: Unde, fratres carissimi, rejecia penitus avdacia disputandi contra fidem divinitus inspiratam, vana errantium infidelitas conqniescat, nec liceat defendi, quod non licet credï cum secundum evangelicas auctoritates, secundum propheticas voces, apostolicaroque doctrinam plenissime et lucidissime per litteras, quas ad beatae memoriae Flavianum Episcopum misimus, fuerit declaratum, qnae sit de Sacramento incarnationis Dmini nostril Jesu Christi pia et sincers confession. Sacrorum Conciliorum anpliss. Collecctio Mansi. T. V. Epistolarum S. Leonis M. continnatio col. 134. C. II. В руск. издании это место переведено так: Поэтому, возлюбленнейшие братия, совершенно отложив дерзость спорить против веры, от Бога нам внушенной, пусть умолкнет суетное неверие заблуждающих. И не следует защищать то, чему не должно веровать; потому что, на основании евангельского авторитета, пророческих внушений и апостольского учения весьма ясно и полно изложено было в наших посланиях, которые мы послали к блаженной памяти Флавиану, каково должно быть благочестивое и искреннее исповедание относительно таинства воплощения Господа нашего Иисуса Христа. Деянии см. Соб. m.III. Изд. 1880 г. стр. 53.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

На первую св. Игнатий явно указывает в «Послании к Филадельфийцам», где говорит: «Если кто будет проповедовать вам иудейство (букв.: толковать иудаизм – ουδαισμν ρμηνε), не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, чем от необрезанного – иудейство» (Филад. 6). Эта фраза предполагает, что иудеохристианская ересь во времена св. Игнатия охватила и некоторых христиан, обращенных из язычников. Об опасности докетической ереси святитель предупреждает преимущественно в «Послании к Траллийцам» 119 . Примечательно, что обе ереси выступали в христианском обличье, претендуя на то, что они являются «единственно подлинным христианством». По этому поводу св. Игнатий замечает: «К яду своего учения [еретики] примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие; ибо они подают смертоносную отраву в подслащенном вине» (Трал. 6). Выявляя это внешнее обличье, за которым скрывались сознательное отторжение от живого Тела Христова и отказ от участия в литургической жизни Церкви, святитель говорит: «...они удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил по Своей благости» (Смирн. 7). 2. Богословие св. Игнатия Основной темой всего богословия св. Игнатия является тема «единства». Термины νωσις, ν της постоянно встречаются в его посланиях, и себя самого он называет «человеком, предназначенным к единению» – νθρωπος ες νωσιν καταρτισμνος (Филад. 8). Причем данная тема развивается им на «нескольких мировоззренческих уровнях». Первый такой уровень – учение о Боге, где св. Игнатий подчеркивает единство Лиц Святой Троицы, поскольку Сам Бог есть Высшее Единство (Трал. 11). Данный уровень тесно смыкается с христологическим и сотериологическим уровнями. Что касается христологии, то св. Игнатий четко различает две природы Господа. Христос есть «телесный и духовный ( σαρκικς τε και πνευματικς), рожденный и нерожденный ( γεννητς κα γννητος), Бог, ставший во плоти ( υ σαρκ γενμενος Θες), в смерти – истинная Жизнь, от Марии и от Бога, сначала подверженный страданию, а затем – бесстрастный» ( Ефес. 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

XV, 2). Но уже Климент Римский отрицает право мирян на совершение богослужения (гл. 40–41, 44). Игнатий Антиохийский считает истинною лишь ту евхаристию, которая совершается епископом или тем, кому он позволит (Смирн. 8). Во времена Ерма (около 140 года) уже одно намерение иметь председательство в собрании христиан считалось признаком ложного пророка ( Ерм . Зап. XI). Пророки становятся теперь под наблюдение предстоятелей. Прежде чем обнародовать свои видения, Ерм должен был прочесть свою книгу с пресвитерами; он мог послать ее в другие церкви лишь чрез Климента (Вид. II, 4). В конце II века пророки потеряли в церкви почти всякий авторитет. Вследствие распространения ложного пророчества, особенно монтанизма, установился взгляд, что наиболее верным путем для познания христианских истин служит не откровение, а явное учение от апостолов и их преемников 810 . Вместе с тем авторитет пророков, как и учителей, окончательно перешел к епископам. К пророкам стали относиться с положительным предубеждением, избегая даже имени пророка. Последних представителей пророчества в конце II века мы находим уже в числе лиц клира. По Церковным Канонам для получения откровений, когда в таковых есть нужда, поставляются две вдовицы (гл. 5). Наконец и в самом клире наблюдается то же стремление сосредоточить церковные права преимущественно в лице одного епископа. Уже древние церковные писатели отметили тот факт, что в первоначальных христианских источниках епископы и пресвитеры большей частью носят общие названия, и объясняли это тем, что между епископами и пресвитерами не было большого различия, что первые имели лишь преимущество рукоположения 811 . Эта близость епископов и пресвитеров дала Иерониму основание утверждать, что в первенствующей церкви они были тождественны 812 . Вывод Иеронима неверен: епископы и в I веке отличались от пресвитеров. Но несомненно, что по своему положению в общине те и другие мало различались в первоначальной церкви. В первых посланиях апостола Павла, как и в других древнейших источниках (1Пет., Евр., Клим., Ерм .) они обычно составляют один ряд предстоятелей церкви с равным приблизительно авторитетом для верующих (ποστμενοι, πεσβτεοι πισοποντες, αϑεσταμνοι, γομενοι и под.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010