Этот двойной ряд изречений Игнатий соединяет вместе. Христос есть Бог и человек: «един есть Врач телесный и духовный, рожденный и нерожденный, во плоти явившийся Бог, в смерти истинная жизнь, от Девы Марии и от Бога, прежде подверженный страданию, а потом не подверженный, Господь наш Иисус Христос ( Еф 8:2 ; сравн.: 18:2; Смирн. 1:1). Таким образом, по одной стороне Он – нерожденный ( γννητος) но по плоти Он произошел из рода Давидова, родившись по воле Божией от Девы Марии (19:1): по устроению Божию «зачат был Мариею, происходящей из семени Давида, но от Духа Святого» ( Еф. 18:2 ). «Будучи Сыном Божиим по воле и силе Божией, Он истинно родился ют Девы» (Смирн. 1:1), ел и пил, истинно был осужден при Понтии Пилате, истинно был распят и умер, в виду Небесных, Земных и преисподних, истинно воскрес из мертвых (Трал. 9). В силу двоякого происхождения Его исторического существования, Он – Сын человеческий и Сын Божий; поэтому Он – новый человек ( Еф. 20 ). Сын Божий соделался человеком, чтобы открыть людям Бога. Его явление само по себе есть откровение Бога: Он есть вечное Слово Божие, происшедшее из прежнего молчания (Магн. 8:2), неложные уста, которыми истинно глаголал Отец ( Рим 8:2 ), мысль Божия ( του πατρςγνμη Еф. 3:2 ), сделавшаяся познаваемою. Таким образом в религиозном созерцании во плоти пришедший Сын Божий представляется в Его непосредственном единении с Отцом, причем святой Игнатий не боится употреблять даже такие выражения, как «кровь Божия» ( Еф. 1:1 ) и «страдания Божии» ( Рим. 6:3 ). Сам по Себе бесстрастный, Он ради нас подвергся страданию. В Воплощении и смерти Господа – разрушение смерти; в смерти Его воссияла наша жизнь, и чрез это таинство мы получили начало веры (Магн. 9:1–2). Вера в Его смерть избавляет от смерти (Трал. 2:1). В смерти и воскресении Христа сосредоточивается все дело спасения (Филад., proem.). Следовательно, Его страдание имеет целью и производить наше спасение и мир (Смирн. 2; 7:1). Христос есть наша жизнь не потому только, что Он даровал нам бессмертие, но и потому, что Своим духом Он обитает в верных, как сила новой жизни ( Еф. 15:3 ; Магн. 8; 12; 14; Рим. 6:3 ). Соответственно с этим христиане называются Богоносцами, храмоносцами, Христоносцами, святоносцами ( Еф. 9:2 ); они суть храм, в котором обитают Бог и Христос ( Еф. 15:3 ; Филад. 7:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

к Смирн., гл. 8). Кто обманывает епископа, обманывает Самого Бога. Отсюда, «прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу» (Посл. к Смирн., гл. 9). Где епископ, там и Церковь . «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви... Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, напротив, что одобрит он, то и Богу приятно» (Посл. к Смирн., гл. 8). Каковы функции епископа? Это: 1) пастырское душепопечение – ничего не должно быть без воли епископа (Посл. к Трал., гл. 2), он должен наставлять верующих, заботиться о вдовах, рабах, устраивать собрания и наблюдать за тем, чтобы на них являлись все; 2)учительство – епископ должен охранять верующих от ложных учений; 3) совершение таинств – лишь епископу принадлежит право совершать Крещение и Евхаристию, и тому, кому он предоставит это. Рядом с епископами святой Игнатий часто ставит пресвитеров, но говорит об их правах неопределённо. Им наравне с епископами должно повиноваться и без них ничего не делать (Посл. к Трал., гл. 2), но сами они должны быть в согласии с епископом и уважать его (Посл.к Еф., гл.4). Пресвитеры составляют коллегию, окружающую епископа, как Апостолы Господа, и его совет, решающий церковные дела. На богослужебных собраниях они занимают почётные места вокруг епископа. Им принадлежат судебные и дисциплинарные функции, они вместе с епископами принимают и кающихся. Несомненно, что они ниже епископа и Евхаристию могут совершать с его разрешения, но каковы их права, в точности сказать нельзя. Ещё менее определённо святой Игнатий говорит о правах диаконов. Он относится к ним с особенной теплотой; называет постоянно «сослужителями своими», «сладчайшими», однако ставит ниже пресвитеров; если в отношении к епископу и пресвитерам святой Игнатий требует повиновения, то в отношении к диаконам – только почтения; диаконы должны удовлетворять всем и повиноваться пресвитерам. Диаконы являются «служителями таинств Иисуса Христа», а не только агап – «яств и питий», словом, они являются ближайшими помощниками епископа при совершении таинств и в делах управления, почему святой Игнатий и выражается о них с такой теплотой (Посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Как Господь ничего не делал без Отца, будучи едино с Ним, ни Сам по Себе, ни чрез Апостолов так и вы ничего не делайте без епископов и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло у вас что-нибудь похвальное, если будете делать это сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва , одно прошение, один ум, одна надежда в любви, в радости непорочной» (Магн. 7:1). «Кто внутри алтаря, тот чист; кто вне алтаря, тот нечист, то есть кто делает что-нибудь без епископа, пресвитерства и диаконов, тот нечист совестью» (Трал. 7:2). «Старайтесь принимать участие только в одной Евхаристии, ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, чтобы все, что делаете, вы делали по Богу» (Филад. 4). «Где является епископ, там да будет и народ, так же, как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь . Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; но что он одобрит, то и Богу угодно, чтобы все, что делается, было верно и твердо» (Смирн. 8:2). «Прекрасно знать Бога и епископа. Почитающий епископа, почтен Богом, делающий что-нибудь скрытно от епископа, служит диаволу» (9:1). «Собрания пусть бывают чаще; созывай всех поименно» (Полик. 4:2). Настойчивыми требованиями подчинения собраний епископу исчерпывается в существенных чертах то, что Послания говорят о функциях епископа в отношении к целой Церкви – конкретных подробностей Игнатий не сообщает. Он даже не говорит о форме поставления на эту иерархическую степень. Но несомненно, что для Игнатия является бесспорным установление в Церкви епископата по Божественной воле и по Божественному праву: «которые суть Божии и Иисус-Христовы, те с епископом» (Филад. 3:2), почему Игнатий и говорит о епископе, что он председательствует в Церкви на место Бога или что он соответствует Иисусу Христу (Магн. 6:1; Трал. 2:1; Смирн. 8:2). Рядом с епископами в Посланиях Игнатия стоят пресвитеры или, как он чаще говорит, пресвитерство ( πρεσβυτριον).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Автор этих посланий называет себя епископом, называет также Онисима епископом ефесян, Поликарпа епископом смирнян, и таким образом ясно показывает, что ему очень хорошо известно различие власти епископской от пресвитерской. Мало этого, автор требует от верующих безпрекословного повиновение епископу, и в этом повиновении указывает единственное средство для избежание ересей: «Пребывайте», пишет он, «в единении с Богом и епископом (Полик. 8). Подчиняйтесь епископу, как заповеди Божией, равно и пресвитерам (Тралл. 8). Ничего не делайте без епископа (Тралл. 2). Где пастырь, там должны быть и овцы» (Филад. 2). Но самое важное то, что автор хочет не только возвысить, но даже отделить епископство от пресвитерства, в смысле специально-иерархическом. Он почитает епископа как бы олицетворенной волей Христа, как бы единственным лицем, способным низводить на человека благодать Божию. «Что епископ почитает хорошим», говорит он, «то благоугодно и Богу» (Смирн. 8). Епископу мы должны внимать как самому Господу, ибо он имеет председание на месте Христа, как пресвитеры на месте синедриума апостолов ( Ефес. 6 . Магн. 6). Кто почитает епископа, тот почитает Бога; кто тайно делает что нибудь без епископа, тот служит диаволу (Смирн. 8). Что сказать об этом? То правда, что относительно должности епископа мы находим у Игнатие самые точные и определенные сведения, каких, пожалуй, доселе и не встречали. Но этого надлежало и ожидать, потому что учение об иерархии, как и всякое христианское учение, постепенно развивалось. Мысли св. Игнатие могли бы показаться невероятными только в таком случае, если бы оне противоречили мыслям прежних мужей апостольских. Но св. Климент Римский , писавший прежде Игнатия, говорил почти тоже самое. В своем послании к Коринфянам он выставлял разные основание необходимости повиноваться лицам иерархии, особенно же епископу, которого авторитет был тогда унижаем высокомерием некоторых членов Церкви. Он указывал коринфянам и на устройство нашего тела и на порядок в римских легионах и на ветхозаветную иерархию, и почти в тех же выражениях, как и Игнатий, говорил о происхождении власти епископской.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

Но хотя Игнатий о пресвитерах и пресвитерстве упоминает довольно часто, однако полномочия лиц этой иерархической степени остаются не ясными. Пресвитеры вместе с епископом и диаконами принадлежат к предстоятелям Церкви; поэтому требует от общества верных, чтобы они подчинялись пресвитерам: будьте послушны епископу и пресвитерству, не делайте ничего без епископа и пресвитеров, – увещевает Игнатий верующих в целом ряде мест своих Посланий ( Еф. 2:2; 20:2 ; Магн. 7:1; 13:1; Трал. 2:2; 3:1; 7:2, 13:2; Филад. 4:1; Смирн. 8:1; Полик. 6:1). Но сами пресвитеры с своей стороны должны быть в единении с епископом. Идеальное состояние Церкви наступает тогда, когда пресвитерство согласно с епископом, как струны в цитре ( Еф. 4 ). Игнатий хвалит святых пресвитеров Магнезии, что они не пренебрегают возрастом епископа и, несмотря на молодость его, оказывают ему всякое уважение и, как Богомудрые, повинуются ему, впрочем, не ему, но Отцу Иисуса Христа, Епископу всех (Магн. 3:1). Каждому из нас, а в особенности пресвитерам, следует покоить епископа в честь Бога-Отца, Иисуса Христа и Апостолов (Трал. 12:2). Но все это весьма общие выражения, которые не сообщают ничего точного о собственных правах и обязанностях пресвитеров. Однако и из этих указаний Игнатия можно извлечь следующие важные выводы: коллегия пресвитеров, твердо ограниченное пресвитерство, представляет собою корпорацию, стоящую вокруг епископа, дающую ему советы и поддерживающую его. Пресвитеры окружают епископа, как Апостолы Господа – эту параллель Игнатий проводит весьма часто (Магн. 6:1; Трал. 2:2; Смирн. 8:1; сравн. также: Трал. 3:1; Филад. 5:1). В других местах он обозначает пресвитерство, как синедрион или совет епископа (Филад. 8:1; Магн. 6:1: συνδριον του πισκπου; Трал. 3:1: σονδριον θεου ). Но как внутри этого предстоятельства полномочия пресвитеров отделялись от полномочий епископов, в каком отношении к обществу верных стояли отдельные пресвитеры, какие права имел пресвитер в ежедневной жизни Церкви – об этом Игнатий не говорит ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

58 Так было особенно в Церквях африканских. Поэтому, когда Валерий, еп. иппонский, дозволил бл. Августину, в сане пресвитера, говорить при себе (и вместо себя) поучения к народу, это другим епископам показалось нововведением; но убедившись в пользе этого установления, они и сами допустили его в своих Церквях. Possid: in vita Augustini. cap. 5. 60 О власти пресвитеров вязать и решить говорят также книги апостольских постановлений. lib. 3, 20. 8, 28. 62 См. в деяниях и подписях соборов. ар. Labbe. Имп. Константин, приглашая грамотами епископов на соборы, повелевал им приводить с собой по несколько лиц второго разряда, secundas sedis, т.е. пресвитеров. Евсев. жизнь Конст. 10, 5. 66 Так как в древние времена Церкви епископы были в каждом и самом небольшом городе и почти в каждом не малолюдном селении, и большей частью сами непосредственно отправляли все церк. дела, не только по управлению Церкви, но и по священнослужению, как напр., сами совершали все таинства, то у древних отцов можно встречать и такие мнения, что пресвитерам ничего не дозволяется делать (даже, напр., крестить и пр.) без особого разрешения епископа. Св. Игнатий к Смирн. Тертулл. de baptismo 17. Из древних же противников епископской власти, особенно в отношении к пресвитерам, известен некто Аерий, пресвитер IV века. Св. Епифаний haer. 75. 67 Св. Игнатий к Тралл. Иустин apolog. 2. pag. 162. Киприан serm. 5. de lapsis et ep. 65. Пост. апост. lib. 8. c. 12. 18. Тертулл. de fuga. cap. 11. caet. 69 Пост. апост. 8, 5. 10. Св. Амвросий in Ephes. cap. 4. ef. Соб. анкир. пр. 2. Св. Злат. бес. 14. к Рим. 71 Анкир. соб. пр. 2. Иустин apolog. 2. Св. Кипр. serm. 5. de lapsis. Пост. апост. 8, 13. В апостольских постановлениях это описывается так: «Епископ подает дары, говоря: «тело Христово», на что приемлющий ответствует: «аминь». Дьякон же должен держать чашу и, подавая другим, говорит: «кровь Христова», а пьющий говорит: «аминь». Итак, со стороны дьяконов это было только помощью для приобщающих епископов или пресвитеров. Правила церковные запрещают дьяконам, вместо пресвитеров, приобщать народ. IV карф. соб. пр. 38. I всел. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

—488— дом для управления домом Его (ες δαν οκονομαν – Еф. 6 ). Какое место в церковном управлении занимают пресвитеры, и как велики их права, Игнатий говорит обо всём этом неопределенно. Во всяком случае они являются у него лишь помощниками и советниками епископа. Он сравнивает их с синедрионом (συνδριον) апостолов (Магн. 6), давая тем понять, что они составляли при епископе совет или собор, сообща с ним решавший церковные дела. Эпитет προκαθμενοι (Магн. 6) указывает на то, что пресвитеры занимали на богослужебных и деловых собраниях почетные места. Если можно заключать что-либо из сравнения епископа с благодатию Божиею, а пресвитерства с законом И. Христа (Магн. 2), пресвитерская коллегия, по-видимому, ведала преимущественно дисциплинарные и судебные функции. Впрочем на это довольно ясно указывается в словах: «всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божию и к собору (συνδριον) епископа» (Филад. 8). Таким образом пресвитеры несомненно занимают второстепенное положение сравнительно с епископом. Епископ председательствует на место Бога, а пресвитеры, окружающие его, занимают место апостолов (Магн. 6; Тралл. 2–3; Филад. 5; Смир. 8). Они, по-видимому, не могут совершать самостоятельно, без воли епископа, никаких богослужебных актов и собраний. Даже вечеря любви совершается ими с разрешения епископа (Смир. 8). С чувством особенной симпатии относится Игнатий к диаконам. Он называет их именами, которые помимо личного чувства Игнатия к ним указывают на особенную близость диаконов к епископу. Он часто называет их συνδολος – соработниками своими в служении Господу ( Ефес. 2 ; Магн. 2; Филад. 4; Смири. 12), тогда как к пресвитерам он никогда не применяет этого слова. Он сравнивает епископа с Богом Отцом, пресвитеров с апостолами и диаконов с Иисусом Христом (Тралл. 3). 1677 —489— Игнатий особенно подчеркивает, что диаконы не только исполнители внешнего мирского служения, служители яств и питей, но служители тайн Христовых (Трал. 2). 1678 Но с тем особенным уважением, с каким Игнатий говорит о служении диаконов, по-видимому, предпочтительно перед пресвитерами, у него связывается однако незначительное положение их в церковной иерархии. Если в отношении епископа и пресвитеров предписывается повиновение, то в отношении диаконов Игнатий требует собственно лишь почтения (Смирн. 8). И вообще Игнатий реже говорит об обязанностях верующих к диаконам, чем к пресвитерам. В послании к Траллийцам, сказав о повиновении епископу и пресвитерству, Игнатий прибавляет: «и диаконы – служители тайн Иисуса Христа – всячески должны удовлетворять всем» (πσιν ρσκειν – 2). Отчего происходит это несоответствие между действительным положением диаконов и высоким уважением, какое Игнатий обнаруживает в отношении их, мы увидим ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

688 Св. Златоуст: «если евангелие надобно брать омовенными руками и ты берешь его с блвгоговением, со страхом и трепетом: то как же ты безрассудно обносишь языком владыку евангелия?» Hom. 7 ad popul Antioch. p. 106 t. 2. 690 Epist. 25 св. Игатий: «без епископа непозволительно ни крестить, ни совершать вечери любви». К Смирн. § 8. 691 Гангр. соб. пр. С. Аще кто кроме церкви особо собрания составляет и презирая церковь церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа: да будет под клятвою. Той же 6 вселен, соб. пр. 31. перво-втор. соб. пр. 12. Русские раскольники попали на ту же дорогу, по которой шла реформация. Для них превосходная беседа м. Филарета к глаголемому старообрядцу о священноначалии. 692 Августин: «что касается до видимого служения, крестят и добрые и худые: но невидимо крестит чрез них Тот, Коему принадлежит и видимое крещение и невидимая благодать. Погружать могуг и добрые и худые; но омывает совесть – только Тот, Кто всегда благ». Cont. Crescontium 2, 21 § 26. Амвросий de sacram. 2, 5. § 14. 693 Пациан (4 в.): «крестим ли, или, приводя к покаянию, прощаем кающегося совершаем это не сами, но по действию Христа; тебе остается смотреть, может ли сделать это Христос, соделал ли Христос»? Ad Symphor. ep. 3. § 7. 696 In Pentecoste hom. 1. § 4 сл. на Матфея бес. 50. § 3. (в русск. пер. т. 2. стр. 357. изд. М. 1839). 697 Ер. ad Casulam. Подробно о церковных постановлениях в двух письмах ad Iannuarium ер. 54. 55. Подобное св. Киприан ер. ad Nepotianum 73. 698 Orat. 2. de imagin. § 11. Имп. Юстиниан в 83. Новелле пишет: «если преступление – есть преступление церковное, для которого нужно церковное наказание: то пусть рассмотрит это боголюбивый епископ, а областные судьи не должны вмешиваться. Мы не хотим, чтобы светские судьи рассматривали такие дела по священным и божественным правилам, с которыми соображаются и наши законы». И далее говорит, что если бы император выдал новые законы о церковном благочинии: то они не имели бы никакой силы, когда бы не были приняты и одобрены церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По крайней мере, в течение первых трех столетий термин " кафолическая Церковь " применялся почти исключительно по отношению к поместной Церкви. Игнатий в своем хорошо известном отрывке в сочинении " К Смирн. " , 8, где этот термин впервые появляется в наших источниках, по–видимому, противопоставляет местную епископскую общину " кафолической Церкви " таким образом, что это ведет многих ученых–богословов (Занн, Лайтфут, Барди и т. д.) к отождествлению последней с " вселенской Церковью " . Но нет ни одного указания в тексте, которое указывало бы на это отождествление. Из игнатиевой экклезиологии в целом ясно, что в мыслях Игнатия не только не существует " вселенской Церкви " , но, наоборот, отождествление всего Христа и всей Церкви с местной епископской общиной составляет ключевую идею в его мышлении (сравн. ниже в примеч.24). В " Мартириум Поликарпи " выражение " є kat¦ ™kklhs…a " приводят ученых к подобным же выводам таким путем, когда, по–видимому, не учитывается факт, что если бы кто-то перевел " " словом " вселенская " в этом контексте, то он бы встретился с невозможной тавтологией, вроде таких фраз: " Вселенская Церковь, которая существует во вселенной " ! То, что в этом документе нет никакого противопоставления " поместной " и " вселенской " доказывается фактом, что в нем говорится о Поликарпе, что он является епископом " кафолической Церкви, которая находится в Смирне " (16,2), именно потому, что поместная Церковь является " местом обитания " (paroik…a) всей Церкви. Тем же самым образом Тертуллиан мог употребить термин " кафолические Церкви " во множественном числе ( " Увещ. против ерет., 26,4. ПЛ. 2, 38), в то время как Киприан мог писать " о единстве кафолической Церкви " , имея в виду, вероятно, Карфагенскую Церковь (смотри Ф. Камелом, " Св. Киприан и примат " в " Истина " , 2, 1957, стр.423, и М. Бевено, " Св. Киприан: Единство кафолической Церкви " (Древнехристианские писатели 25, 1957, стр.74–75), а римские исповедники в середине третьего века могли говорить о " одном епископе в кафолической Церкви " (Киприан, " Посл.49,2–4; Евсевий, " Церк. история " , VI, 43, II). Вероятно, только в четвертом веке и в борьбе таких богословов как Оптат Милевский ( " Против Царм., " 2,1) и Августин ( " Посл. " , XCIII, 23; " О единстве " , 6, 16 и т. д.) против провинциализма данатистов термин " кафолический " стал отождествляться с " вселенским " . Сравни П. Батифоль, " Католицизм св. Августина " , 1929, стр.212. В течение того же самого столетия кафоличность на Востоке получает синтетическое определение; в котором “вселенскость” является одним из элементов составляющих кафоличность. 227

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Как видно из Послания к Римлянам, святой Игнатий писал свои послания в состоянии сильного воодушевления. Он горел духом в ожидании мученического венца и бесконечно рад был подражать «страданиям Бога своего» в надежде воскресения. При таком душевном настроении ему особенно больно было слышать о распространении лжеучения, которое отрицало и плоть, и страдания Христовы, и воскресение мёртвых, и святейшую Евхаристию – это необходимое условие вечной жизни. Здесь он видел великую опасность для Церкви. Поэтому и стиль его отличается необыкновенной энергией и напряжённостью. Богословие В посланиях святого Игнатия Богоносца раскрываются, главным образом, два догмата: 1) учение об истинном Божестве и истинном человечестве Господа нашего Иисуса Христа и 2) учение о Церкви и церковной иерархии. Раскрытие этих догматов вызвано было современными святому Игнатию заблуждениями: а) евионитов и гностика Керинфа и б) докетов. I. Богословие святого Игнатия христоцентрично: Христос занимает центральное место в мыслях и чувствах святого мученика. «Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего». «Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу» (Посл. к Рим., гл. 6, § 5). Ветхий Завет в посланиях святого Игнатия (в противоположность взгляду св. Климента) решительно отступает на задний план. На слова иудаистов: «Если не найду в древних писаниях, то не верю написанному в Евангелии», – у него был дан ответ: «А для меня древнее Иисус Христос , непреложно древнее крест Его, Его смерть и воскресение, производимая Им вера, Христос – наша жизнь» (Посл. к Филад., гл. 8–9. Посл. к Смирн., гл. 4). Христология Христология святого Игнатия чёткая. Вопреки евионитам и последователям Керинфа, он весьма ясно учит о Божестве Сына Божия, называя Его Богом нашим, Богом Святым. В возвышенном воззрении на Сына Божия святой Игнатий примыкает к христологии Апостола Иоанна Богослова. Он называет Его «Словом, происшедшим не из молчания» (Посл. к Магн., гл.8) и этим, можно сказать, показывает, как древние христиане понимали таинственное наименование Сына Божия Словом: Он есть вечное Слово Божие, Которое рождается не из молчания, подобно слову человеческому, не следует по времени после молчания, но вечно. О вечности Христа святой Игнатий учит: Иисус Христос был прежде веков у Отца и наконец явился видимо. Невидимый ради нас стал видимым. Вполне естественно поэтому выступает у святого Игнатия традиционная троичная формула: «Вы истинные камни храма Отчего, уготованные в здание Бога Отца; вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть крестом, посредством верви Святого Духа» (Посл. к Еф., гл. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010