п. В них Платону усвояется преимущественно назваше Феба, или Аполлона. Конечно, странно и непривычно теперь для нас видеть такое применение мифологии, – но это требовалось духом того времени, требовалось правилами пиитики, которую преподавали в школах. Для нас важно то, как смотрел на подобные произведения пиитического искуства сам Платон: из отзывов его, приведенных выше, мы видели, что он по этим произведениям судил о способностях наставников и об успехах учеников: он открывал в них проблески мысли, усматривал начатки пробивающихся молодых дарований. Но ценя опыты усердия своих питомцев, Платон вместе с тем поставлял им на вид, что занятие составлением подобных приветствий не должно наносить ущерба занятиям классическим: в таком смысли написано им замечание на экземпляре стихотворений 1796 года, который были слишком обширны и многочисленны сравнительно с прежними. Платон писал: in posterum, ne studiosi onerentur iis exercitiis, quae fortassis minus conueniunt cum classi, quam tractant; non plus irapendatur in ejusmodi gratulationes, quam media vel tertia pars, respectu gratulationum nunc et antea exhibitarum; parco enim tempori, ne id studiosi in aliud quid impendent, quam quod pro iis necessarium est. Sed nec ipse laudum ita avidus sum, ut vel nimiis earum delecter. Гратуляции рассылаемы были из троицкой семинарии в московский университет, в духовные академии и во все семинарии при сообщениях, которые Платон в 1804 году приказал «писать по латыне, формою не приказною, а ученою " . До нас дошли ответы университета, академий и семинарий с изъявлением благодарности за ученое общенье с ними троицкой семинарии. Вот ответ из псковской семинарии (1801 г.): – уважая высокую и освященную особу великого и славного Платона, митрополита московского и проч., истинного пастыря церкви, коего имя ныне громко прославляется повсюду, и в позднем потомстве эхо славы его будет раздаваться, – получила псковская семинария поздравления, лаврскою семинариею по случаю тезоименитства его высокопреосвященства подносимые, с крайним удовольствьем и благодарностью.» В высокоторжественные дни своды семинарской аудитории были оглашаемы звуками музыки, а в летнее время в те дни музыка гремела на корбухе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В это время Платон часто подвергался припадкам болезни: еще в 1798 году писал он Амвросию: «меня старость и припадки геморроидальные совсем измучили», а в 1803 году о состоянии своего здоровья отзывался так: «я из болезни не выхожу и на тот свет сбираюсь» 115 . С каждым годом после того Платон ослабевал силами телесными и душевными: «я, писал он к Августину в начале 1809 года, изнемог и духом и телом, и намерен все епархии правление сдать на вас». В следующем за тем и последние три года жизни ослабление сил дошло до того, что у Платона изменился почерк, и заметно; что он писал дрожащею рукою. В делах Троицкой семинарии сохранилось расписание жалованья наставникам семинарии, поданное Платону 1 января 1812 года, на расписании рукою Платона сделаны в трех местах отметки, которые написаны криво, с пропусками и не вполне, так что ректор Евгений своею рукою должен был дополнять резолюции Платона 116 . 11 ноября 1812 года не стало Платона. «Дети, возглашал ректор Евгений питомцам семинарии пред гробом Платона, дети! восплачем о нем слезами сыновней любви: он отечески любил нас, он часто плакал за нас!» Управление семинарию после Платона св. синод предоставил преемнику его на кафедре московской Августину. В двухлетнее после смерти Платона существование семинарии Августин показал себя довольно равнодушным к учреждениям Платона, из которых некоторый поспешил и уничтожить. Прежде начальство семинарии обыкновенно представляло Платону несколько кандидатов на места платоников, т. е. воспитанников, содержавшихся на сумму, пожертвованную Платоном, и Платон сам всегда избирал новых платоников: когда в 1813 году по прежнему порядку сделано о том представление Августину, он дал резолюцию: «определить, кого рассудит отец ректор». В том же году, когда нужно было избирать нового полицеймагистера, Августин упразднил эту должность, учрежденную Платоном, и написал на представлении: «полицеймагистер никогда ничего не делал, сеньор исправит все». В 1814 году и сама семинария окончила свое 70-летнее существование, уступив свое место московской духовной академии. Внешнее устройство семинарии. Помещение. Содержание учителей и учеников. Экономия. Вклады. Прием учеников, ux звание и число

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Чрез два года оба они, изучив в совершенстве язык новогреческий, поступили в учителя троицкой семинарии. Платон хотел, чтоб учителя греческого языка и по внешнему виду были похожи на греков: в 1799 году он приказал на свой счет сшить греческое платье учителю Савве Крылову, именно, чтоб верхний кафтан был из синего сукна и обшит красным шнурком, а нижний из красного сукна с шелковым кушаком. С тех пор и на будущее время Платон приказал греческим учителям иметь такое же платье 228 . Успехи учеников в греческом языке так были значительны, что многие из иих свободно могли писать стихи греческие: опыты таких стихотворений дошли до нас в немалом количестве в собрании гратуляций. Еврейский язык. Класс этого языка был не для всех обязателен: его посещали, по собственному желанию, студенты богословия и философии и ученики риторики; переводили большею частию из пятикнижия и из псалтири: перевод последней преимущественно рекомендовал Платон 229 . Кроме грамматики Васмута (изд. 1692), при изучении языка руководствовались книгою Лангия (clavis Hcbraei codicis) и Глассия (Philologia sacra): при переводе священных книг обращались к толкованиям отцев церкви. Когда еврейскому языку обучал ректор Мефодий, он поставил за правило, чтобы стихи, переведенные и объясненные им, учениками заучивались на память, и чтоб выученное они читали ему в классе. Были случаи, что преподавание еврейского языка было поручаемо природным евреям: так в 1769 году поступивши в лавру из обращенных евреев игумен Варлаам был назначен помощником еврейского учителя, и ему поручено: «переводить по два или по три дни в неделю из библии некоторые книги со изъяснениями трудных слов, радиксов и собственных значений, но большей части с теми учениками, которые больше прочих обучались, для того, что недовольно обучавшихся оной игумен обучать за незнанием резолюции по грамматике признается не способным» 230 (ц). В 1792 году помощником Я. Д. Никольского в преподавании еврейского языка назначен еврей Яков Матвеев. Так как·он не знал грамматики, то ему поручено учить учеников читать, писать и переводить с ними, и заниматься с ними полчаса до прихода учителя 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Лекции во всех классах читались на латинском языке. Начальство семинарии и наставники до того свыкались с латынью, что когда представлялась нужда написать по русски, то в русскую речь, как бы невольно, вторгались латинские фразы. В самих резолюциях Платона часто встречаем такую смесь русских слов с латинскими:списки учеников, отзывы о преподавании писались наставниками по латыне. Ученики до того привыкали к латинскому языку, что когда случалось им записывать высказанные по-русски ученые объяснения наставника, они вмешивали в русскую речь слова латинские. Так студент, слушавший лекции ректора Аполлоса, записывал его объяснения в таком виде: «animus levis, qui большиея дела за малыя почитает. В чем еще образ Божий? В том, что вся тварь повиновалась: иногда лев лизал ноги человеку, ut Gerasimo в Чет.-Мин. Для чего ныне не всем управляет человек? Для того, что от defectu разума способа не находит, а тогда in statu integritatis знал». Мы видели, как смотрело начальство семинарии на усиление преподавания русского языка, когда в 1786 году велено было руководствоваться уставом народных училищ; тогда ректор и префект писали, «что ежели принять правило народных училищ в рассуждении учения российской граммате и писанию, то предвидится из того впредь последовать препятствие успехам в латинском языке». Сам Платон, хотя и требовал, чтоб приучали учеников к сочинениям на русском языке, говоря, что «нелепо приучать к языку латинскому, а родную речь бросить», однако желал, чтоб изучение латинского языка процветало в семинарии, и в иструкции 1802 года писал: «непрестанно задавать ученикам работу, чтобы они с большим напряжением входили в знание латинского языка». Свой взгляд на важность изучения латинского языка в духовных училищах Платон высказал в письмах к Амвросию: в 1800 году, когда в св. синоде поднят был вопрос о преподавании в семинариях лекций на русском языке, Платон писал к Амвросию: «чтоб на русском языке у нас в училище лекции преподавать, я не советую. Наши духовные и так от иностранцев почитаются почти неучеными, что ни по-французски, ни по-немецки говорить не умеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Тогда Платон, не увольняя Никольского, написал: «стараться учителю, чтоб учеников, хотя двоих представить на свое место к обучению французского и немецкого языков способных и достойных.» 236 . Избран был Иван Сокольский, учившийся в университете. Его место занял реформатский пастор из Галле Антоний Оренов, который кроме французского и немецкого учил еще голландскому языку, сфере и географии. До нас дошел отзыв о его преподавании за два месяца 1786 года: он по латыни диктовал ученикам русскую историю, а ученики тотчас же переводили ее на французский и немецкий языки: также точно читал им географию. В 1787 году явился в семинарии новый знаток новых языков, конной гвардии вахмистр Михаил Вышеславцев, который изъявил желание слушать богословские лекции, но его посадили в риторику и вместе с тем заставили быть помощником Оренова в преподавании французского и немецкого языков. В 1789 году слушал он уроки философские и был после Оренова самостоятельным учителем. На французском классе он переводил Сореня (Saurin), на немецком Геллерта. В 1794 году класс французский закрыт, и открыт вновь в 1797 году при императоре Павле, который дал относительно сего приказ 24 апреля в Вифании. Учителем французского языка определен Савва (посл Симеон) Крылов, учившейся в университете вместе с Степаном Платоновым, который иазначен учителем немецкого языка. Когда семинарское начальство представляло Платону свои соображения относительно преподавания того и друтого языка, Платон дал резолюцией «чтоже представляется, дабы им (учителям французского и не- мецкого) наиболее упражнять учеников в разговорах, чтоб удобно на тех языках говорить могли, мы утверждаем во всей силе и подтверждаем всепримерно о том стараться и учителям и ректору с пре- фектом, а именно, чтоб они никогда между собою не говорили и в школах и в покоях, как только по-французски, или по-немецки.» 237 . Таким образом, заботясь постоянно, как мы видели, о живом знании новых языков, Платон не упускал ни одного случая, который бы мог доставить в этом отношении пользу семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Но Платон, как видно из многих его замечаний, любивший эту науку, в следующем же году расширил ее преподавание; он приказал начальству семинарии учредить отдельный класс всеобщей истории, на который бы собирались по своему желанию ученики из богословия, философы и риторики, а в синтаксии оставить только краткой священной истории. Желавших слушать исторические лекции на первый раз оказалось 3 из богословия, 5 из философии и 5 из риторики; но Платон написал на списке : «прибавить учеников в рассуждении пользы сие науки» и прибавлено было еще 5 человек 218 . Историю поручено было читать учителю риторики. За руководство принята универсальная история профессора московского университета Дилтея (первыя основания универсальной истории 3 части), взятая из Гейнекция и доведенная до Августа. В 1770 году Платон повторил свои требования относительно изучения истории и писал начальству семинарии: «напоминается, чтобы прилежное тщание иметь, дабы ученики учены были и успевали, особливо в риторике, истории церковной и гражданской и географии: сие бо наипаче человека просвещенным делает». В тоже время предписал, чтоб ректор «повторительно прошел с своими учениками историю церковную » 219 . Отзывы наставников за 1772 год показывают, что в этом году всеобщую историю для учеников философии читал в свободные часы префект по руководству Лакроца (краткая всеобщая история пересмотренная и умноженная Формсем с прибавлением вкратце российской, шведской, датской и голштинской. Спб. 1761 г. 2-е изд. 1766.), между тем в тоже время и в риторике преподавалась история священная и гражданская. Учебные книги непрестанно изменялись: в 1775 году история всеобщая читалась по Голбергу, и при этом объясняема была древняя география. В 1786 году курс истории читал учитель высшего класса Стефан Глоголевский, который начал свои чтения с введения в историю, рассмотрел мнения новейших филосовов о системе Мира, о потопе и произведенных им переворотах на нашей планете, и наконец сказав о разделении народов, обратился к истории народа еврейского 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Знаменский. Ук. соч. С. 614. 1392 Смирнов (1855). С. 64, 227 и след., 381, 390 и след.; Мартынов. С. 77; Прилежаев. Духовная школа, в: Христ. чт. 1879. 2. О воспитанниках Московской Академии, которые стали профессорами светских учебных заведений, см. также: У Троицы в Академии. С. 599; Макарий. С. 192 и след.; Чистович. С. 54–68, 151. Крашенинников (1713–1755), сын солдата, исследователь Сибири, в особенности Камчатки, окончил в 1732 г. Московскую Академию (РБС. Кнаппе—Кюхельбекер (1903). С. 420–422). С. Е. Десницкий († 1789), профессор римского права в Московском университете также был выпускником Московской Академии, а кроме того, учился в Англии, куда был послан в 1761 г. Историк Н. Н. Бантыш–Каменский учился сперва в Киевской Академии, а завершил свое образование в Московской (РБС. Дабелов—Дядьковский (1905). С. 331–335). 1393 Флоровский. С. 341. О деятельности ученых монахов — выпускников Киевской Академии в различных духовных учебных заведениях Великороссии см.: Харлампович. С. 633–668. 1394 Сборник. 43. С. 99; Смирнов (1855). С. 84 и след. Митрополит Платон Левшин также призывал лучших студентов академии постригаться в монахи (БВ. 1912. 8. С. 217; ср.: Смирнов. Ук. соч. С. 352, 356 и след., 361). 1395 ПСЗ. 17. 12576; 22. 16684. Ср. «Объявление о монашестве» Петра Великого: ПСПиР. 4. 1197. Ст. 2; см. ниже § 23. 1396 Знаменский. Духовные школы. С. 344; Голубев А. Сыскной приказ, 1730–1763, в: ОАМЮ. 4 (1884). С. 99. 1397 ОДДС. 16. Приложение (здесь списки за 1736 г.). 1398 Сборник. 43. С. 100. 1399 Цит. по: Смирнов (1855). С. 258. 1400 Виноградов В. Платон и Филарет, митрополиты Московские, в: БВ. 1913. 2. С. 319. Прим; ср.: Смирнов (1855). С. 261. 1401 Смирнов (1855). С. 259; о значении Платона для дела духовного образования в его епархии — с. 255–395; его правила для академии и семинарии — с. 418–422; инструкция Вифанской семинарии — с. 293 и след.; особые инструкции по чтению лекций о Св. Писании — с. 294 и след.; об истории Церкви — с. 296 и след.; по церковному праву — с. 298; особая инструкция классным старостам семинарии: Прибавления. 1862. 2. С. 425–431. Кедров С. Студенты–платоники, в: У Троицы в Академии. С. 208 и след.; Беляев А. Митр. Платон в его отношении к Вифанской семинарии, в: Душеп. чт. 1897; он же. Митр. Платон как строитель национальной богословской школы, в: БВ. 1912. 12; Платоник. Об изучении жизни и трудов митр. Платона и чествование памяти митр. Платона, в: БВ. 1912. 5; Снегирев И. М. Жизнь Платона, митр. Московского. М., 1856, 1891; Флоровский. С. 109 и след. (интересная характеристика Платона); РБС. Плавильщиков—Принос (1905). 1402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Знаменский. Ук. соч. С. 740; ср. Малеин, в: БВ. 1907. 6. 1412 Смирнов (1855). С. 83 и след. 1413 ПСЗ. 22. 16047; Лебедев. Харьковский коллегиум. С. 16 и след. О «греческом проекте» Екатерины II, который имел целью завоевание Константинополя, см.: Smolitsch. Zur Geschichte der Beziehungen zwischen der Russischen Kirche und dem Orthodoxen Osten, в: OS. 7 (1958). S. 7 и след., а также: Ubersberger H. Ru?lands Orientpolitik in den letzten zwei Jahrhunderten. Wien, 1913. Bd. 1. S. 362 и след. 1414 Смирнов (1855). С. 112 и след.; Флоровский. С. 105 и след. 1415 Смирнов (1885). С. 308; ПСЗ. 25. 18726. 1416 Смирнов (1885). С. 109–114, 136, 140, 152 и след., 196, 198; Архангельский. С. 64 и след. Литературу о Феофилакте см. в § 8. Прим. 258; Харлампович. С. 650, 652; Титлинов. Гавриил Петров. С. 5–12. 1417 О системе Кроковского (читавшего лекции в 1693–1697 гг.) см.: Макарий. С. 69–74; Архангельский. С. 62 и след. Кроковский учился в Коллегии св. Афанасия в Риме (Макарий. С. 86; Флоровский. С. 104). О системе Феофана Прокоповича : Koch H. Die russische Orthodoxie im pemrinischen Zeitalter. Breslau, 1929; Карташов А. К вопросу о православии Феофана Прокоповича , в: Сборн. статей в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913; Титлинов Б. Феофан Прокопович, в: РБС; Флоровский. С. 91 и след.; Морозов. С. 123–152; Архангельский. С. 67–72; Червяковский. Введение в богословие Феофана Прокоповича, в: Христ. чт. 1876. 1–2; Stupperich R., в: ZSP. 18 (1940). S. 70–102. 1418 Макарий. С. 69–74, 86, 137–143, 145–148; Шпачинский. С. 430; Смирнов (1855). С. 294, 292 и след. Еще в конце 50-х гг. XIX в. архиеп. Филарет Гумилевский хвалил систему Георгия Конисского (Обзор. 2 (1884). С. 368; ср. с. 289, 357). Ср.: Архангельский. С. 72. Прим. 7. 1419 Флоровский. С. 104. 1420 Благовещенский. С. 65; Можаровский, в: Чтения. 1877. 2. С. 17; Мартынов. С. 79; Лебедев. Ук. соч. С. 85; Харлампович. С. 44, 82; Флоровский. С. 104 и след. 1421 Смирнов (1855). С. 293; Флоровский. С. 111 и след. Но в 1798 г., когда в Святейшем Синоде обсуждался вопрос о реформе преподавания в духовных учебных заведениях, Платон Левшин высказывался против преподавания богословия на русском языке (Титлинов Б. Митрополит Платон, в: Христ. чт. 1912. 11. С. 1242). 1422

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Житие святого Сергия Радонежского. Краткое историческое описание Свято-Троице-Сергиевой лавры. 1790 г. Записки о путешествии в Киев, 1804// Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. – М., 1856, приложение. Путевые заметки о путешествии в Ростов, Ярославль, Кострому, Владимир, 1792// Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. – М., 1856, приложение. Краткая Российская церковная история: в 2 ч. – М., 1805. Записки о своей жизни митрополита Платона (с 1808 до 1812 года ведены наместником лавры архимандритом Самуилом Запольским-Платоновым). Ответы на 16 вопросов Вольтера. Проповеди (в количестве 500). Переводы: 31 письмо святого Григория Богослова (из Тацита). С греческого: Три слова Иоанна Златоуста : Слово святого Иоанна Дамаскина на Успение Божией Матери; Три слова святого Григория Богослова . Литература: Дмитриев Д. С. Платон, митрополит Московский и его обитель. – М., 1898. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. Беляев А. А. Хозяйственная деятельность митрополита Платона. – М., 1899. Четыркин Ф. В. Платон, митрополит Московский. – 2-е изд. – СПб., 1899. А. Б-в, Жизнь Платона, митрополита Московского. – М., 1891. Снегирев И. М. Жизнь московского митрополита Платона. – 4-е изд. – М., 1891. Снегирев И. М. Подробности жизни митрополита Платона. – Троице-Сергиева лавра, 1900. Надеждин А. Московский митрополит Платон Левшин как проповедник. – Казань, 1883. Виноградов В. П. Платон и Филарет, митрополиты Московские (сравнительная характеристика их нравственного облика). – Сергиев Посад, 1913. Виноградов В. П. Наследие митрополита Платона в истории Московской духовной академии. Речь в собрании Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения 22 октября 1914 г. – Сергиев Посад, 1914. Новаковский В. И. Платон, митрополит Московский. – 3-е изд. – СПб., 1883. Смирнов С. К., протоиерей. Автобиография Платона, митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Макарий. С. 104 и след.; Шпачинский. С. 455 и след. Цит. по: Знаменский. Ук. соч. С. 655. Рункевич. С. 510–518, 739–761; Смирнов (1855). С. 95–98. Смирнов (1855). С. 97 и след. Макарий. С. 107–116; Шпачинский. С. 456–458. Доброклонский. 4. С. 201; Князев. С. 27 и след.; Титлинов. Гавриил Петров. С. 24; Рункевич. С. 751–756. ОДДС. 16. Приложение. 8; 17. Приложение. 38. С. 846–854; Смирнов (1855). С. 180 и след.; Макарий. С. 108 и след.; Шпачинский. С. 467; Вишневский, в: ТКДА. 1903. 8. С. 618; Рункевич. С. 757 и след. Милюков. Ук. соч. 2. 1 (1931). С. 737 и след. Макарий. С. 108; Рождественский Ф., в: ТКДА. 1877. 5. С. 302; Знаменский, в: Прав. соб. 1871. 3. С. 341; Рождественский. Очерки. С. 47 (здесь сведения о количестве студентов за 1736–1745 гг. с учетом обеих групп; те, кто не были сыновьями духовных лиц, составляли почти 2/3 общего количества). Лебедев. Харьковский коллегиум. С. 65; ПСЗ. 17. 12397, 12420; ПСПиР. Е. II. 1. 444. Смирнов (1855). С. 178 и след., 338; Знаменский. Приходское духовенство, в: Прав. соб. 1871. 3. С. 340 и след. Прилежаев. Духовные школы, в: Христ. чт. 1879. 2. С. 161 и след. Среди учащихся Александро-Невской семинарии был даже один сын крепостного крестьянина (Рункевич. С. 759). ПСПиР. Е. II. 1. 219 (здесь данные о субсидиях Московской Академии и 23 семинариям), 256; ср.: Завьялов. Ук. соч. С. 223 и след.; Смирнов (1855). С. 98; Доброклонский. 4. С. 204. ПСЗ. 22. 16375; Макарий. С. 118 и след.; Рождественский Ф., в: ТКДА. 1877. 5. С. 321. ПСЗ. 24. 18273; Смирнов (1855). С. 264, 268; Макарий. С. 121 и след.; ср.: Доброклонский. 4. С. 206 и след. По данным Смирнова, Московская Академия часто получала пожертвования от частных лиц. Завьялов. Ук. соч. С. 208 и след.; ср.: Знаменский. Духовные школы. С. 616 и след. Знаменский. Ук. соч. С. 621 и след., 624 и след. «Устав» Платона см. у Смирнова (1855). С. 218–222; Кедров. Студенты-платоники, в: У Троицы в Академии. С. 202–232; Смирнов (1867). С. 490 и след., 514 и след. Знаменский. Ук. соч. С. 631 и след., 637 и след.; Смирнов (1855). С. 264; Можаровский. Старая Казанская Академия, в: Чтения. 1877. 2. С. 101 и след. Здесь еще

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010