До 1770 года Платону подавались третные ведомости о расходах, а в этом году он дал такой приказы «отныне впредь при наступлении каждого года заблаговременно делать семинарской конторе генеральное расписание, что именно и на сколько чего в год, на всякое семинарии содержание, не обходя ничего, купить надобно, как от лавры на годовое содержание распи- сание делается, и оное на рассмотрение нам представлять.» Кроме частных заметок на разных статьях расхода, Платон нередко делал на расписаниях общие замечания, в которых внушал начальству семинарии правила бережливости и аккуратности в ведении экономических дел. Так на расписании 1771 года Платон написал: «как во все обстоятельства, особливо заочно, взойти невозможно, то обязан особенно префект всерачительно смотреть, чтоб все происходило с хорошим порядком, верностию и благопристойностию, а в случае сомнения и нам докладывать». На расписани 1789 года встречаем следующую заметку: «поступить по учиненным на стагьях отметках, наблюдая доброе хозяйство, верной присмотр и проницательные во всем догадки: ибо я надеюсь, что с сим будет во всем порядок и довольство, а без сего, сколько на бумаге ни писать, ни распоряжать, – хорошего не будет» 138 . Целью такого внимания Платона к хозяйственным делам, которое, как сам свидетельствует, получил он в наследство от матери, было не то только, чтоб семинаристам все было «ко удовольствию», но и то еще, чтоб от каждого года могла быть остаточная сумма. Это Платон высказывал не раз: будучи еще тверским архиепископом, он выразил желание (1771 г.), чтоб и за содержанием 200 человек, из суммы, назначенной на содержание семинарии, могло в год оставаться около 500 р. В 1775 году, когда по расписанию оказалась недостаточною сумма, ассигнованная на содержание семинарии, и требовалась передержка, Платон не утвердил расписания и дал резолюцию: «вновь сделать расписание, дабы за содержанием 150 человек могло оставаться на полуштатных неменее 500 рублей». В заметке на расписании 1779 года он указал и на другие предметы, которые требовали хозяйственного сбережения суммы: «мое желание есть, писал он, чтоб всегда запасной суммы в наличности было до 1000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

протоиерей Григорий Смирнов-Платонов Наступает время, когда духовное, религиозно – нравственное образование русского народа, согласное с началами православия, должно получить большую глубину и полноту, большую силу и сознательность и сделаться действительною основою общей народной жизни. Случайные уклонения в направлении религиозного духа, которые появлялись по причинам внутренним или вследствие внешних влияний, чуждых православию, такие уклонения с течением времени должны слабеть и уступать силе общего правильного духовного образования, управляемого теми животворными началами христианства, которые в чистоте сохранены православием . Так как с исторической и догматико-сравнительной точки зрения православию неотъемлемо принадлежит заслуга верного хранения вселенской истины христианства, нарушенной односторонностью инославных вероисповеданий, то нет сомнения и в том, чтобы христианская истина, для которой православие в течение веков служило охраною, не проявилась в будущем всеми положительными чертами, какими способна проявляться истина в ее отношении к действительной жизни. Но говоря о предстоящем русскому народу преуспеянии на поприще духовного образования, мы разумеем общенародную духовную жизнь. Все равно, и образованные и простые, имеют нужду в большей твердости, в большей отчетливости религиозных понятий и убеждений , в более живом усвоении духовных начал, необходимых для жизни. Не для простого только народа в его будущем новом положении предстоит потребность религиозно-нравственного воспитания. Та же потребность, с не меньшею силою, представляется насущною потребностью и для так называемого образованного общества, сознающего у себя недостаток положительного религиозного образования, а между тем по самому своему положению имеющего влияние на жизнь народную. Таким образом, общее и важнейшее дело для русского народа, долженствующее иметь прямое действие на всю народную жизнь в ее современном положении и будущих судьбах, есть дело духовного, религиозно-нравственного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/russkij...

Как начальник владыка Гедеон отличался простотою и благожелательным отношением к подчиненным. Обращение его с младшими не лишено было некоторой патриархальной грубоватости. Заметив однажды, что Платон (постриженник Гедеона, будущий митрополит) несколько кичится своей купленной на последние деньги шелковой рясой, Гедеон на прогулке столкнул его в пруд, а потом наградил двумя лучшими рясами с назидательным поучением: «Никогда не сердись, когда начальник шутит с тобою для испытания твоего характера». Но во всем этом не было ни малейшего начальнического высокомерия, а только добродушная шутка старшего товарища, и Платон, подобно другим птенцам Гедеона, «без него чувствовал себя сиротою». Труды: Собрание поучительных слов. – М., 1776. Проповеди Гедеона Криновского . – 1-е изд. – М., 1754–1759; 2-е изд. – М.. 1760; 3 -е изд. – М., 1855. Литература: Титов Ф. И. К биографии Гедеона Криницкого. – Казань, 1907. Заведеев П. История Русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. – Тула, 1910. – С. 86–107. Поторжинский М. А., протоиерей. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. – 2-е изд. – Киев, 1891. – С. 471–484. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – С. 1364. 1451, 1471–1473. Благовещенский А. А. Казанская духовная семинария с восемью низшими училищами в XVIII и XIX столетии. – Казань, 1881. – С. 42, 44. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской семинарии. – М., 1885. – С. 214. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890, ч. 1. – С. 162–163. Галахов А. История Русской словесности древней и новой. – СПб., 1861, т. 1. – С. 391; – СПб., 1880, т. 1, отд. 2. – С. 114. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., – С. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

От него мы знаем, что со стороны хоронившего сделано было очень многое для уменьшения выражения того почёта, каким виленцы желали окружить тело своего архипастыря. Мы и ждали, что произойдёт так, как случилось. Как прочно было наше настроение в отношении к своему ректору Сергию, наглядным подтверждением этому служит такой случай. Товарищ Сергия по академическому курсу C. К. Смирнов в первый же год своего ректорства предложил избрать в почётные члены академии преосвященного Сергия и преосвященного Амвросия харьковского. Дело происходило в 1878 году, через восемнадцать лет по выходе Сергия из академии. Закрытой баллотировкой преосв. Амвросий был избран единогласно, a преосв. Сергий был забаллотирован, и это был единственный в нашей академии случай забаллотирования архиерея, и притом человека, прослужившего в академии целых шестнадцать лет. Правда, что через шесть лет после этого происшествия (1884 г.) тот же ректор C. К. Смирнов возобновил попытку избранья архиеп. Сергия в почётные члены академии, и она удалась: но удалась только потому, что в 1884 году новый устав академический, выработанный в комитете, отданном под председательство архиеп. Сергия, уничтожил закрытую баллотировку, a при открытой подаче голосов мы не имели мужества подавать голоса против человека, которым преосв. Алексий виленский давно уже пугал академию, предрекая, что он будет митрополитом московским. Говорить против него при твёрдой уверенности, что буквально каждое слово непременно будет ему передано одним из присутствовавших в заседании, – гражданского мужества у нас на это не хватило. Правда, что ни единого звука устами мы не издали на вопрос председателя: «согласны ли»? то наши безмолвные кивки головами во всяким случае не свидетельствовали о нашей гражданской доблести 6 . Своих чувств к ректору мы не скрывали; он платил нам тем же, с прибавкой таких озлоблений, какие могут находиться в руках только у начальника, а никак не у подчинённых. Но и на этом пути руки у него были значительно связаны. Его предшественники по ректорству Алексий (Ржаницын) и Евгений (Сахаров-Платонов) не могли внушить митрополиту надлежащего доверия к инспектору Сергию; оба они очень не любили Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В 1790 г. московский генерал-губернатор прислал в семинарию предложение, не согласится ли кто-либо из окончивших курс поступить во священника к церкви при новом четырехбатальонном мушкетерском полку, сформированном в Москве. Все отказались. На донесении о сем Платон написал: «жаль, что студенты не согласились. Место завидное: да и худо, что студенты в такие глупые разборы входят. Надобно званию вышнему следовать». Чтоб иметь возможность ближе присмотреться к местам, некоторые из окончивших курс просили дозволения перейти на жительство в Москву, и чтоб не быть в праздности, – ходить на лекции в московскую академию. Так в 1790 г. студенты Алексей Марков и Иван Смирнов представляли, что находясь в лавре трудно приискать в Москве место, и были туда отпущены. В ожидании мест и окончившие курс должны были оставаться в семинарии и ходить в классе. В 1789 г. окончили богословский курс 20 человек; на представлении обеих семинарского начальства Платон дал резолюцию: «Драницына, Соболева и Попова оставить в надежду учительства и быть им до определения в сей должности при семинарии. А и прочих оставить еще в семинарии, чтобы праздно не шатались, а объявить им, чтоб уведав о праздных местах, присылали прошения, а паче в уезды к лучшим священническим местам, ибо в Москве все и в два года помещены быть не могут 336 . В 1799 г. студент богословия Алексей Вознесенский подал Платону прошение, в котором писал: «много уже раз просил я о. ректора об увольнении меня из семинарии для приискания себе места, но никакого о себе решения доселе еще от него не вижу. На запрос Платона, можно ли уволить Вознесенского, семинарское правление отвечало, что нельзя, ибо он не только трех лет не слушал богословию, но и двух, ибо целый год был в больнице. Тогда Платон написал: «учинить по сему. А за смелость его, что дерзнул на ректора жаловаться, дать ему чувствовать, и что он еще и свое выздоровление не вознаградил». Ранее вакации, именно в учебное время, студентам запрещено было подавать просьбы о поступлении на места и давать им увольнительное свидетельство от семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Г.П. Смирнов-Платонов Параграф I II III IV     Имея в виду предложить читателям руководительные сведения при чтении и изучении книги Товита, находим, прежде всего, нужным коротко описать состав и содержание книги, точно держась подлинного текста, как в направлении, так и в содержании рассказа, и только полнее представляя те черты подлинника, который не могут быть ясно выражены переводом. Затем предложим нужные сведения о памятниках, или текстах, в которых сохранилась книга Товита: излагая библиографические сведения о существующих текстах книги, мы будем иметь возможность сказать и о предположениях ученых относительно этой книги, образовавшихся при изучении текстов. Далее следовало бы изложить исторические сведения о происхождении книги, о времени и месте ее написания, о лице писателя и т. д. При недостатке положительных известий мы должны будем ограничиться здесь изложением важнейших мнений, образовавшихся в богословской литературе относительно этих предметов. В заключение скажем о характере и достоинстве книги, имея особенно в виду ее практическое употребление. § I В составе книги Товита различается несколько отдельных частей. После надписания и обстоятельного сведения о лице Товита (гл.1, ст. 1–2), излагается предварительная история Товита от лица его самого (гл. 1:3–3:6). По надписанию, которым книга усвояется Товиту, и по его собственному повествованию о себе, за книгою утвердилось название Товита. Повествование Товита о себе самом служит основою другой истории – сына его Товии, которая излагается в третьем лице от писателя книги (3:7–12). Поэтому книга Товита известна была и под именем Товии, и так как история обоих тесно связана, то она называлась иногда книгою Товита и Товии (или liber utriusqve Tobiae). Две последние главы составляют дополнение к истории Товита и Товии: 13 гл. изображает хвалебную песнь Богу, составленную Товитом, а 14 гл. содержит дополнительные сведения о последующей жизни Товита и его кончине, равно как о жизни и кончине Товии. Изложим коротко цельное содержание книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

«С началом нынешнего года вступил во второе двадцатипятилетие своего существования один из известнейших органов нашей духовной журналистики, Православное Обозрение. Он возник в 1860 году, в такое время, когда духовная наука и литература были достоянием единственно духовных школ, главным образом, духовных академий, в изданиях которых помещались официальные труды профессоров и студентов, и впервые выступил со своей задачей отвечать на все важнейшие вопросы духовной мысли и церковно-общественной жизни, впервые открыл на своих страницах серьезную апологетику христианства и православия в борьбе с неверием, критику произведений духовной и светской литературы, насколько последняя касалась вопросов религии, равно, как обозрение и оценку текущих церковных и общественных дел. Предпринятый столь просвещенными и энергическими лицами из московского духовенства, каковы Η.А. Сергиевский, Г. П. Смирнов -Платонов и Π.А. Преображенский, орган этот сгруппировал вокруг себя людей способных, вызвал к жизни много новых молодых литературных сил и внес интерес духовного знания в среду светского общества, из которой он постоянно имел сотрудников и соревнователей. Православное Обозрение, верное своему имени, всегда отстаивало истину православия и в то же время, умело стоять на высоте современной науки и требований времени; произносило верную оценку текущих событий, – в особенности, духовно-учебная реформа прошлого царствования нашла в этом органе своего лучшего истолкователя. Опираясь только на свои силы и не получая ни откуда никаких субсидий, редакция Православного Обозрения пережила много критических моментов, в особенности когда по ее примеру стали возникать другие издания с одинаковой программой, когда по обстоятельствам оставляли ее прежние редакторы, как Η.А. Сергиевский и Г. П. Смирнов -Платанов, равно, как в последствии, примкнувший к редакции А.М. Иванцов-Платонов (не перестававший, впрочем, поддерживать журнал и нравственно и сотрудничеством), но благодаря энергии единственного оставшегося с 1674 года редактора, отца протоиерея Π.А. Преображенского, который принес в жертву этому делу все свои жизненные и личные интересы, орган этот, до сего времени, с таким же мужеством и честью держит свое знамя и, несмотря на резвившуюся конкуренцию с другими органами, нисколько не потерял своей прежней репутации, напротив, до сего времени, является почти единственным органом духовной науки для светского общества и единственным из духовных журналов, имеющим круг читателей за границей».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Исключение из семинарии главным образом падало на учеников нисших школ, если они долго пребывали в одном классе и не оказывали успехов. В 1769 году Платон предписал не держать учеников в грамматическом и синтакснческом классах более двух лет в каждом, и переводить их в следующие классы, или исключать. Ученики высших классов редко подлежали исключению, и если были исключаемы, то за опыты недоброго поведения. Из дел семинарии видно, что семинарское начальство было слишком строго и решительно в выборе исключаемых, – но встречало не редко отпор в доброй, снисходительной натуре Платона. Иларион, бывший ректором в первое время управления Платона лаврою, особенно был строг относительно оценки учеников; как только он всту- пил на должность, и произвел экзамен во всех классах, он в один раз назначил к исключению 39 человек (1766). Иногда ему представлялись довольно странные причины к исключению ученика: в 1768 году на экзаменических списках против имени ученика Иосифа Смирнова он написал: potius ex cludi videtur ob nimiam staturam. Но Платон, ко благу несчастных, нередко ограничивал распоряжения семинарского начальства: у него было почти всегдашним правилом дозволить исключенному опять учиться в семинарии, если он подавал ему о том прошение только в этом случае ученик должен был содержаться на своем коште. Мы имеем несколько замечательных примеров снисходительности Платона к ученикам, подлежавшим исключению: в 1770 году семинарская контора представляла Платону, что ученик богословия Иван Сомов «обращается в пианственных поступках» и назначала его к исключению. Платон написал на представлении: «от семинарии его уволить и дать аттестат снисходительный в надежде, что он может себя со временем поправить». В 1779 году ученик риторики Алексей Соколов 18-ти лет «за великовозрастием» представлен к исключению; Платон дал резолюцию: «великовозрастие 18 лет в риторике не есть резон ко исключению». В 1787 году Платон сделал запрос ректору Мефодию и префекту Илиодору, почему студенту философии Онисиму Стрельцову не дано ими дозволения ехать лечиться в Петропавловскую больницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Немалое количество книг было приобретено для библиотеки за деньги: так в 1772 году Платон купил в академии наук для семинарской библиотеки книг на 244 р., в числе их были: Orosii adversus paganos libri VII; Gratiani canones; Leibnitii Theodicaea; histoire générale de l’Amérique, par Touron 14 томов; Буало сочинения в 8 томах; Корнеля в 6 томах; 0леария voyages faits en Moscovie, Tartarie et Perse (цена 15 p.); oeuvres de Montesqvieu et Voltaire др. В том же году куплено книг у г. Наумова на 28 руб.; между ними были: Calvini opera in9 volum. Nouvelle bibliothque des auteurs ecclesiastiques par Dupin in 9 volum.; Melanchtoni opera in 4 volum. и друг. В 1774 году в московском университете и у переплетчика Ридигера куплено книг на 133 р.; между ними числятся: географический лексикон Российского государства; история Российская Татищева; записки Сюлли в 3 томах; повседневные дворцовые записки; опыт Российской географии 9 томов; но между книгами приобретено много и пустых, наприм. забавные, печальные и любовные истории для увеселения женского пола; Флорикурт развращенный; истолкование снов и др. Пересмотрев реестр купленных кпиг (по выбору префекта М. И. Ильинск ого), Платон дал резолюцию: «стараться впредь покупать такие книги, которые бы содержали в себе материю нужную, или полезную, а не пустую и ветренную». В 1776 году куплено много учебных книг именно риторики, пиитических правил 50 экз., trac» tatus Zemicaw и др. В 1802 г. за 131 рубль приобретены книги (34 названы) из библотеки умершего архимандрита Голутвина монастыря Варлаама; из них можно указать на Bernardi opera в 6 томах, Schu- berti institutions Theologiae polemicae в 4 томах, Римской истории Ролленя 16 томов, его же древней истории 10 томов. В 1803 году куплены для семинарии книги, оставшиеся после архимандрита воскресенского монастыря Иеронима: при выборе книг замечательно то обстоятельство, что Платон приказал прежде начальству Троицкой семинарии отобрать лучшие книги для своей библиотеки, а потом уже приобретать остальные предоставил московской академии и вифанской семинарии. Троицкая семинария купила книг 221 том за 202 р. Из них замечательны: Martini de antiquis Ecclesiae ritibus в 2 томах, Schcuchzeri physica sacra в 2 томах, Martii historia naturalus в 10 томах, Lilienthal commentaries в 9 томах, illustrissima bibliotheca concionatoria, проповеди Цоликопфера на немецком в 7 томах, проповеди Штурма на нем. в 5 томах, сочинения Мосгейма, Дедерлейна, Штокгаузена и др., discours historiques, critiques, theologiques et moraux par Saurin в 11 томах, sermons par Durand в 7 томах, sermons par Flechier в 5 томах и др. Сумма на покупку книг была отделяема из экономических остатков, и усиливаема повременными пожертвованиями. Сам Платон не раз из своих сумм уделял на приобретение книг; были опыты пожертвования и от сторонних лиц: так в 1800 году сенатор И. В. Лопухин пожертвовал 100 руб. собственно на библиотеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

1) «по каталогам, учеников, кои мною под именами их отмечены в другие школы, немедленно перевесть, а отмеченных ко исключению из семинарии по надлежащему исключить; 2) в высшем и низшем классах (грамматических) учеников в учении надежных должно терпеть не более двух лет, и дабы они того учения и понятия чрез толикое время достигали, об оных прилежно стараться тех школ учителям, а ежели из оных по толиком времени являться будут недостаточными к произведению в высшии школы, об оных ко исключению из семинарии представлять. 3) Что же надлежит до своевольно отлучившихся в свои домы, тех не оставить без штрафования; а при том, считая со дня экзаменов, вычесть за каждый день столько, сколько в день на пищу и платье по расчету придет, а чтобы они не остались совсем без прокормления, то половину выдавать, а половину удерживать. В списках учеников экзаменованных Платон сделал свои отметки: об ученике риторики Иване Флоринском, при имени которого ректор написал: remaneat, Платон дал определение: «исключить из семинарии, понеже он три уже года был в риторике, а в семинарии с 1763 года; почему, когда он не горит, так и куриться не для чего». Флоринский подал просьбу Платону, в которой писал, что он не имеет средств содержания и опасается попасть в рекрутский набор и слезно просил оставить его хотя бы на один год в семинарии, обещаясь в науках исправиться и по возможности показать успех: Платон дал ему разрешение продолжать учение. Всего неприятнее было для Платона, что учеников в низшем классе долго держали без перевода, некоторых даже по шести лет, и что из 48 учеников этого класса, пробывших в нем один только год, оказались достойными к переводу только четверо: сделав замечание учителю (Харламову), Платон приказал проэкзаменовать учеников низшего класса еще перед святками, и некоторых из них перевести тогда в синтаксию. В оправдание Харламова и против определения о двухлетнем курсе в низших классах, семинарская контора представляла Платону: «понеже некоторые из принимаемых вновь учеников бывают от рождения лет по 8-ми, 9-ти и 10-ти, то как для несовершенства лет, так и для деревенской грубости, которая и природному понятию показываться в них многократно препятствует, чрез двухгодичное время многие из них мало достойны быть могут к переведению в риторику, в которой требуется зрелейший рассудок, и в латинском языке чтоб несколько уже получено было знания».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010