Жданов Никол. Григор., магистр того же курса. Назначен профессором церковной и гражданской истории в архангельскую Семинарию. Был потом протоиереем и ректором шенкурских духовных училищ. В конце 50-х годов назначен кафедральным протоиереем в Архангельск. Скончался в начале 70-х годов. Субботин Дмитр. Иван, кандидат VI курса (1828). Определен учителем математики в уфимскую Семинарию. В конце 40-х годов был кафедральным протоиереем в Уфе. Путятин Иродион Тимоф., магистр IX курса (1834). По окончании курса определен профессором словесности в ярославскую Семинарию. После был соборным протоиерем в Рыбинске. Скончался 4 ноября 1869 г. Известен, как замечательный популярный проповедник. Проповеди его имели много изданий. Первое издание: «краткие поучения». М. 1842. Полное собрание поучений вышло в 1864 г. (Рыбинск, 13-е издание) и в 1865 г. (Москва 14-е издание), потом вышло еще два издания, и кроме того посмертное издание (1870) небывших еще в печати проповедей, с портретом автора, назначенное по его завещанию в пользу бедных жителей Рыбинска. В 1861 г. в Константинополе издан болгарский перевод поучений Путятина. Протасов Мих. Вас., магистр того же курса. Назначен профессором философии в пермскую Семинарию. В 40-х и 50-х годах был кафедральным протоиереем в Перми. Халколиванов Иван Егор, магистр XII курса (1840). Кафедральный протоиерей в Самаре и в то же время ректор самарских духовных училищ, потом наставник самарской Семинарии. Из сочинений его известны в печати: Слова и поучения на воскресные и праздничные дни. Спб. 1855. Слова и поучения на все недели в году, на праздники Господские и Богородичные, на дни святых, особенно чтимых св. православной церковью, на дни высокоторжественные, на некоторые особые случаи и на св. четыредесятницу. Две части. Спб. 1865. Краткое учение о св. храме и утварях его, о священноцерковно-служителях и облачениях их. Изд. 2-е. Самара 1862 г. Краткое учение о богослужебных книгах, употребляемых в православной русской церкви. Изд. 2. Москва. 1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

XI, XII), что к снисканию и сохранению богатства, достаточного не только для настоящего, но и для будущего времени, не только для нужд, но и для приличного и выгодного содержания, все мы обязываемся законом естественным (§ 81 pos. V, VI), а к раздаянию милостыни никто совершенно не обязан (§ 167 pos. III); что кто равнодушен к суждениям о нем людским, или почтительным или худым, тот подле и к исправлению едва-ли способен (§ 169, 170 pos. IX); что к достижению живого познания о добродетели .много способствуют вымышленные повести и особенно те сочинения, кои представляются на театре (§ 127 pos. XII) и проч. А поскольку сии положения тесно связаны с началами и целым составом Вольфианской нравственной философии, то и вся она ученикам приготовляющимся к слушанию богословия христианского не много приносит пользы, а между тем некоторые из положений оной могут в незрелых умах и сердцах оставить семена сомнений и возражений против истин богословских. В 1828 году ярославскую и костромскую Семинарии ревизовал бакалавр Академии иеромонах Афанасий 37 . В отчете своем и состоянии ярославской Семинарии он сделал между прочим замечание, что учитель, он же и секретарь семинарского правления, бывший прежде библиотекарем. Константин Милославов преподавал еврейский и немецкий язык в одно и то же время в двух разных классах; что во всех отделениях Семинарии по главным предметам найдено не малое число учеников, малоуспешных и безуспешных; что в математике, гражданской истории, греческом и французском языках есть знающие, но их очень немного; что библиотека после заведывании ею Милославова найдена в значительном расстройстве. В заключение отчета ревизор представил одобрительный отзыв о ректоре Семинарии архимандрите Аркадии и профессорах философии и словесности, магистре иеродиаконе Анастасии Лаврове и магистре священнике Дмитрии Попове. Правление Академии определило учителя Милославова уволить от службы, причем представить во внимание комиссии духовных училищ его 15-летнюю службу, а о представляемых к награде просить ходатайства митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Инспектор архимандрит Платон в 1832 году. Бакалавр иеромонах Филофей в 1838 году. Инспектор архимандрит Евсевий в 1840 году. Вятской: Инспектор архимандрит Евлампий в 1827 году. Бакалавр иеромонах Евгений в 1842 году. Сверх сего обозреваема была в 1822 году ректором нижегородской Семинарии архимандритом Гавриилом и в 1836 году ректором владимирской Семинарии архимандритом Неофитом. Тамбовской: Инспектор иеромонах Платон в 1821 году. Бакалавр иеромонах Филофей в 1836 году. Ректор архимандрит Филарет в 1841 году. Пензенской: Инспектор иеромонах Платон в 1821 году. Бакалавр иеромонах Филофей в 1836 году. Ректор архимандрит Филарет в 1841 году. Пермской: Инспектор архимандрит Евлампий в 1827 году. Бакалавр иеромонах Евгений в 1842 году. Сверх сего обозреваема была в 1829 году бывшим бакалавром московской духовной Академии, священником Моисеем Молчановым, и в 1836 году ректором Владимирской Семинарии архимандритом Неофитом. Оренбургской: Бакалавр иеромонах Агафангел в 1840 году. Саратовской: Инспектор архимандрит Евсевий в 1840 году. Симбирской: Ректор архимандрит Филарет в 1841 году. По причине отдаленности Семинарий казанского округа от московской духовной Академии, ревизии их в некоторые годы высшим начальством поручаема была местным епархиальным преосвященным. Сверх обозрения Семинарий, ревизоры осматривали и духовный училища. Чтобы дать понятие о характере ревизии Семинарий, представляем извлечение из дела обозрение двух Семинарий протоиереем Феодором Александровичем Голубинским, порученного ему в 1828 и 1832 годах. Темы для экзаменических сочинений даны были от него следующие в высшем отделении: «при обращении человека к Богу, что производит благодать Божия и что естественное произволение человека!» «Num noverant el quid neverant veteres prophetae et patriarchae de vita futura?» – в среднем: «знает ли естественный разум о всеобщем повреждении рода человеческого и нужно ли знание о сем в философии?» «то, что люди рождаются с различными способностями и склонностями, непротивно ли премудрости и правосудию Божию?» «Non пе repugnant divinae Providentiae proborum hominum fata adversa et malorum fortuna prospera?» – в низшем: «описание развалин Персеполя»; «Luxuria est infensissimus hostis prosperitatis civilis»; «Наполеон на утесе острова св. Елены»; «principiis obsta»; «sero medicina paratur, cum mala per longas invaluere moras и друг.»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

14 сентября. Прибыли в пустозерский приход. 15 сентября – 26 октября. Осенняя распутица не давала возможности предпринять путешествия в самоедские кочевья. Пользуясь этим обстоятельством, управляющий миссией в настоящее время перевел на самоедский язык Евангелие от Луки. 27 октября. Предложена была евангельская проповедь не малому числу таманских самоедов, прибывших сюда по открывшемуся зимнему пути. Они в простоте сердец внимали проповеди, и все единодушно изъявили готовность покориться Закону Христову и принять крещение. Замечательно было для нас то обстоятельство, что тиманские самоеды принимали христианскую веру охотнее самоедов прочих тундр, кашинской и большеземельской. 28 октября – 7 ноября. Они наставляемы были в Законе Божием, и в разные дни просвещены благодатию крещения, в числе 80 человек. 8–24 ноября. Евангелие проповедуемо было большеземельским самоедам. Некоторые из них мало внимали проповеди, не желая оставить свои заблуждения; а другие, напротив, внимая поучениям проповедников, сознались, что они сами не знают куда идут с своею верою, и возлюбив свет истины, просили крещения. Преподаны им были правила веры и жизни. 30 ноября. Крещено их 28 человек. 1–9 декабря. Снова старались мы вразумить тех самоедов, которые не хотели отказаться от идолопоклонства, но они и теперь остались в своем неверии, кроме 5 человек, которые, наконец, увидев свою слепоту, изъявили желание, чтобы их научили Закону Христову. Они были наставлены. 15 декабря. Сподоблены все святого крещения. 16–31 декабря. Предпринимали мы путешествия по чумам ново крещеных самоедов пустозерского прихода и утверждали их в христианской вере. Год 1828 1–5 января. Прибыло в пустозерский приход несколько большеземельских самоедов, которые хотя не раз уже слышали евангельскую проповедь, но оставались в идолопоклонстве. Здесь опять неоднократно мы предлагали им поучения; но они упорно противились евангельскому слову. Одни не хотели слушать нас; другие слушали с неверием, будучи предубеждены против истины.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ob-obras...

Наумов, уволенный из медиц. академии (тобол. сем.) в 1836 г., допущен приватно – на своем содержании – и просился даже на казенное, но вскоре был уволен за нетрезвость. Некоторые из исключенных поступали иногда в другие учебные заведения, напр. в старый педагогический институт. Когда же один из уволенных по неспособности воспитанников (1820 г.) выдержал экзамен в московское отделение медико-хирургической академии, то последовало предписание от Комиссии дух. уч. наблюдать осмотрительность, чтобы не исключать способных. Нередко воспитанники или родители их подавали прошения об увольнении из семинарии по болезни, или по другим причинам, но правление в этих случаях, особенно в первое время, поступало осмотрительно и не поспешно, тем более что нужно было представлять о том в Комиссию дух. учил. Считали нужным обращать внимание на успехи ученика. В 1812 г. не уволен по болезни воспитанник Оредежский, несмотря на представленное им докторское свидетельство. В 1814 г. отказано в увольнении Н. Налимову, согласно впрочем и мнению семин. врача Книпера. В 1818 г. воспитанник Хидковский подал прошение митрополиту Михаилу об увольнении его из семинарии, о чем и мать ученика просила, но правление не нашло нужным удовлетворить этому прошению, так как здоровье воспитанника, по отзыву штаб-лекаря Бока, было крепко; митрополит утвердил мнение правления. В 1827 г. ученик низш. отд. Быстров писал в прошении об увольнении: «третий год, как я стражду от удара, полученного в грудь, и был уволен в епархиальное ведомство, на основании докторского свидетельства. В 1828 г. 8-мь учеников семинарии просили об увольнении в епархиальное ведомство по болезни (груди, сухоткой, золотухой); одних сем. правление оставило до каникул, о других отправило донесение в Комиссию дух. уч., которая и уволила их; вообще подобное увольнение происходило с разрешения Комиссии. В 1831 г. уволено несколько человек по слабости здоровья. Вас. Владыкин (1837 г.) из высш. отд. вышел по слабости здоровья, на основании свидетельства штаб-лекаря Смирнова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

478. Автор оговорился, он имеет в виду торжества 1937 г. – к столетию со дня смерти поэта. 479. Скрытая цитата из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»://Что в мой жестокий век восславил я свободу//И милость к падшим призывал (1836). 480. «Уж видит с ужасом, что в мире он один…» 481. Автор говорит о праздновании столетия со дня рождения Пушкина в среде парижской эмиграции. 482. Пользуюсь этим случаем, чтобы, согласно его просьбе, оправдать в глазах грамотных русских читателей моего друга, проф. Краковского университета В.А. Ледницкого. В однодневной газете «Пушкин», изданной комитетом «Дня Русской Культуры», появилась его статья, в которой говорится о пушкинской повести «Замок». Такой повести у Пушкина нет, и ссылка на нее весьма компрометирует В. А. Ледницкого. Дело, однако, в том, что его статья была безграмотно переведена с польского. В ней говорилось о повести «Zamie», то есть о «Метели». 483. «Пал, оклеветанный молвой…» 484. См. прим. на с. 48. 485. Буду говорить язвительно (англ.). 486. («С Гомером долго ты беседовал один», 1832). 487. Храните молчание, безмолвствуйте (лат.). 488. «К этим словам В. И. прибавил на полях: “по Шопенгауэру”» (Прим. ред. указ. Собр. соч. В. И. Иванова.) 1971, т. 1, с. 862.//Печатается по: Иванов В.И. По Звездам. СПб., 1909. С. 33–42. Впервые: Весы, М., 1904. 489. Доу (Дау) Джордж (1781–1829) – английский живописец и портретист, работавший в России, автор портретов для Военной галереи Зимнего дворца в Петербурге, в частности, того самого известного портрета Барклая-де-Толли, который дает пищу для горестного размышления в стихотворении «Полководец» (1835). Но у Пушкина есть и прямое обращение к этому «художнику быстоокому» – в шутливом стихе «To Dave Esq-r» (1828): «Зачем твой дивный карандаш рисует мой арапский профиль?» 490. Смирнов Н. М. Из памятных заметок. Русск. архив, 1882, 1, с. 238. 491. См. прим. на с. 80. 492. Надлежит отметить, что это изображение политической «эволюции» Пушкина в основе согласно дается всеми добросовестными исследователями его духовной жизни, на какой бы точке зрения они сами ни стояли. В этом отношении следует внести поправку в изложение С. Л. Франка. Даже такой элементарный радикал, как покойный В.В. весьма объективно изобразил в специальном очерке (в Венгеровском издании) идейную эволюцию и основные взгляды Пушкина в области политики.

http://predanie.ru/book/219484-pushkin-v...

Английский Класс английского языка открыт в 1828 году. Изучение этого языка не было обязательно для всех студентов: для преподавания его назначено было два часа по четвергам после обеда. Грамматические правила изучали по грамматике М. Пареного (Спб. 1820), для переводов употребляли христоматию Шпицера. Сверх того, переводили из английской Библии , поучения Шерлока, книгу: The whole Lumy οf а Moter, сочинение Леканда: польза и необходимость христианского откровения и другие. В 1837 году класс английского языка закрыть по распоряжению М. Филарета, который писал академическому правлению: «класса английского языка в уставе не положено, а открыть он в пользу желающих с тем, чтоб обучал один из наличных наставников с умеренным вознаграждением за труд. Перевесть на сей неположенный в уставе предмет занимающего штатное место наставника и дать ему полный оклад, положенный в штатах, было бы несообразно с уставом и с прежним положением сего класса. Посему класс английского языка до усмотрения закрыть, предоставив желающим обучаться сему языку приватно из книг: ибо это не великая премудрость». Английский язык стали преподавать вновь с сентября 1863 года: преподавание поручалось не особому наставнику, а одному из наличных, читавших какой-нибудь другой предмет. Мы обозрели ход преподавания наук в Академии, следовавшей новому плану образования. Из обзора видим, какие существенное различие открывается между старым и новым образованием, какие новые элементы превзошли в жизнь Академии преобразованной. Старая московская Академия сознала преимущество Академии новой, послав в нее для образования 20 лучших студентов, прошедших уже полный академический курс к учившихся по 10 и по 15 лет: некоторые из них были к старой Академии информаторами, учителями. Что же было нового, особенного в Академии новой? Начнем с образования богословского. В старых Академиях эго образование носило чисто школьный характер и, несмотря на видимый упадок схоластики в последней четверти XVIII века, оставались еще ее приемы в ходе богословского образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Николаевский Ив. Филипп, магистр ΧΧΙV курса, директор несвижской учительской Семинарии. Шниповский Мих. Льв., кандидат того же курса, инспектор витебских народных училищ. Тяжелов Александр Афан., магистр ΧΧV курса, инспектор народных училищ тверской губернии. ‘ Акоронко Ник. Франц., старший кандидат того же курса, инспектор народных училищ минской губернии. Соловьев Алексей Ив, кандидат того же курса, инспектор народныхучплвщ в киевском учебном округе. Микулинский Ив. Степ, кандидат того же курса, инспектор гродненских народных училищ. Павловский-Михайлов Фед. Яков., магистр ΧΧVΙΙ курса, учитель бельской (в царстве польском) гимназия. Страхов Мих. Ив., магистр того же курса, инспектор народных училищ, в петербургском округе. Токаревский Ив. Мих., кандидат того же курса, директор учительской Семинарии в селе Новом (ярослав. губ.). Воспитанники м. д. Академии на службе по военному ведомству Покровский Петр Евдокимович, магистр VI курса. (1828). По окончании курса определен профессором московской Семинарии по классу еврейского и немецкого языков. В 1834 году принял сан священства и определен к московской Параскевиевской, в охотном ряду церкви. В 1855 г. назначен настоятелем московского Архангельского собора. В ноябре 1871 г. назначен главным священником армии и флотов. В 1878 году почетный член м. д. Академии. Попка Иван Диомидович, екатеринодарского уезда села Тимошевского, священников сын. Прислан из астраханской Семинарии для поступления в московскую духовную Академию в 1838 году и по выдержании экзамена занял в списке 16-е место. В 1839 г. оставил Академию по причине часто повторявшейся вследствие золотушного расположения головной боли и воспалительного состояния глаз. Ныне генерал-лейтенант черноморского войска. Говоров Козма Гаврил., кандидат XIV курса (1844). Статский Советник. Окончив курс, поступил на должность учителя рязанской Семинарии, из которой потом переведен в тамбовскую на класс чтения св. Писания. Из Семинарии перешел на службу учителем в тамбовскую гимназию, отсюда в воронежскую михайловскую военную гимназию. По выслуге пенсии оставил службу и скончался в 1874 году. Погребен в Троицкой Сергиевой лавре. Известен составленным им учебником, введенным в руководство под названием: «Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом. Составлен применительно к программе военно-учебных заведений. Сочинение это печаталось во множестве экземпляров. Курс 1 и 2, изд. 3. Воронеж 1866. – Изд. 9, Вор. 1872 (8 000 экз.). – Изд. 10. М. 1872 (21 600 экз.). – Издан. 11. М. 1873 (30 000 экз.) – Курс 3-й первоначально печатался в Филологических Записках 1863–1864, потом вышел отдельно, Воронеж 1864 г. – Третье изд. Ворон. 1865–1866. – Издание 8, Воронеж 1871 (6 000 экз.). – Издание 10, Москва. 1874 (18 000 экз.). – Его же Сокращенная практическая русская грамматика. Спб. 1871 (10 000 экз.). О романтической поэзии (Филолог. Зап. 1871).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Немалое количество книг поступило в библиотеку в разное время от митрополита Филарета. Между ними были дорогие издания, как напр. Aia Sophia. Кроме того, митрополит Филарет сдавал для хранения в академическую библиотеку и некоторые рукописи; напр. в 1828 году передал сюда дела о составлении им краткой священной истории, также краткого и пространного катехизиса с прибавлением наставления для воинов 206 . В начале 50-х годов митрополит передал на хранение в библиотеку портфель с некоторыми делами касательно раскола. Тут находятся следующие дела: 1) письмо к митрополиту Евлампия, епископа екатеринбургского от 28 февраля 1837 года о положении дел раскольников в тамошнем крае с приложением составленного Евлампием «опыта сличения разногласий, какие усматриваются в книгах, принижаемых раскольниками, о перстосложении»; 2) письмо к нему же Аркадия архиепископа пермского от 12 декабря 1835 года с приложением выписки из рукописи, отобранной у одного поморца в Перми, содержащей в себе рассказ у беспоповском соборе в Тюмени в 1805 году; 3) его же письмо к митрополиту Филарету от 21 января 1841 года; 4) записка о сектах, существующих в пермской губернии, присланная от него же; 5) записка о раскольниках пермской губернии и особенно о раскольниках, находящихся в имении графини С. В. Строгановой, составлена в 1834 году бывшим управляющим в селе Ильинском, губернским секретарем Федотом Волеговым; 6) замечания о раскольниках, находящихся в богородском уезде, – составлена в 1832 г. благочинным церквей г. Богородска, священником Нестором Архангельским; 7) им же составленная статья под заглавием: влияние раскола на нравственность жителей гуслицкого края; 8) его же изложение некоторых обстоятельств касательно мер, принятых против раскольников гуслицкого края; 9) краткое и известное показание, яко зовемый апостольский символ не есть святых Апостолов слог, но чуждий есть святыя церкве, зане подобен есть слогу Маркелла еретика; 10) о начале и происхождении раскольнического Преображенского кладбища; 11) указ св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

1824 Тверская, Смоленская и Могилевская ДС относились к С.-Петербургскому духовно-учебному округу и к С.-Петербургской ДА. Однако в целях поддержания единого духовного образовательного пространства осуществлялся некоторый обмен студентами. 1825 Окончившие семинарию выпускники имели возможность подать прошение руководству духовно-учебного округа или Синода с просьбой включить их в число абитуриентов следующего года, поступающих по квоте. 1826 Униатские семинарии Западного края (Могилевская, Литовская и Полоцкая) считались слабыми по уровню преподавания, так что зачисление из них производилось в «гуманитарных» и «политических» целях: «По воссоединению униатов видим в Академии воспитанников Греко-униатских Семинарий, которым при приеме оказываемо было особенное снисхождение» (Смирнов. С. 152). 1827 Орловская, Полтавская и Воронежская ДС относились к Киевскому духовно-учебному округу и к Киевской ДА. 1828 Провалился на вступительных экзаменах и не был зачислен в число студентов Академии. Правда, предполагая такую возможность, Орловская ДС отказалась вводить его в число направляемых абитуриентов, так что Григорий Георгиевский все-таки поступал как волонтер. 1829 Волонтерами называли абитуриентов, не вошедших в число зачисляемых по квоте. Вступительные экзамены осуществляли отбор только среди волонтеров. 1830 Вероятно, Матфей Иванович Жудро, поступивший на следующий год в С.-Петербургскую ДА, а по ее окончании определенный во Владимирскую ДС «на класс словесности и соединенных с нею предметов»; преподавал здесь эти и другие дисциплины вплоть до 1877 г.; рукоположен священником в 1859 г., с 1873 г. кафедральный протоиерей Владимирского собора. См. подробнее: Малицкий Н. История Владимирской духовной семинарии: . М., 1902. Вып. II. С. 265. 1831 Своекоштное обучение в МДА практиковалось в редчайших случаях и было скорее исключением из правил. 1832 В Российской империи XVIII–XIX вв. имели обращение три вида денежных знаков: золотой рубль, рубль серебром и рубль ассигнациями. Золотой и серебряный рубли имели жесткое номинальное выражение в соответствующих драгоценных металлах, тогда как курс рубля ассигнациями был плавающим и из-за мягкой кредитно-денежной политики постоянно падал. С 1780 г. до реформ С. Ю. Витте 1 рубль серебром обменивался на 18 грамм серебра и в 1830–1840-х гг. официально приравнивался к 3,5 рубля ассигнациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010