Ед. хр. 63. Л. 15, 16. Письмо, рук. Ед. хр. 9. Л. 9, 10. Письмо, рук. 423 …“Прекрасной Елены”… — опера Ж. Оффенбаха (1864). 424 … “книгой злобы и ненависти!” — имеется в виду оценка романа И. С. Шмелева “Солнце мертвых” в советской печати, был опубликован ряд отрицательных отзывов, в т.ч. И. Аксенова (Печать и революция. 1923. No 3. С. 256), Н. Смирнова (Красная новь. 1924. No 3. С. 256), А. Воронского (Прожектор. 1925. No 13. С. 21). Отзывы о романе “Солнце мертвых” см. также: Черников А. П. Проза И. С. Шмелева. Калуга, 1985 (библиография). 425 “Собрашеся архиереи и старцы…” — перефразировано из Мф. 26:3-4 . Ед. хр. 9. Л. 18, 19. Письмо, рук. 426 …отчаянные попытки хоть что-нибудь узнать… — после ареста Сергея Шмелева (3 декабря 1920 г.) И. С. и О. А. Шмелевы в 1921 — начале 1922 гг. оставались в Крыму. Пытаясь выяснить судьбу сына, Шмелевы ездили в Симферополь и Феодосию. И. С. Шмелев обращался во ВЦИК (к М. И. Калинину и П. Г. Смидовичу, август 1921), к А. В. Луначарскому, писателям В. Я. Брюсову, В. В. Вересаеву, М. Горькому, К. А. Треневу. См.: Волкова Н. Б. “Последний мой крик — спасите!” (Подборка писем И. С. Шмелева к В. В. Вересаеву//Встречи с прошлым. М., 1996. Вып. 8; Спиридонова Л. А. Трагедия И. С. Шмелева, писателя и человека//Шемелев И. С. Родное. М., 2000. В фонде OP РГБ находится документ “Сведения по делу И. С. Шмелева, обратившегося к В. Я. Брюсову с просьбой помочь разыскать сына” (К. 386. Оп. 117. Д. 16), предположительно датируемый 1920 г. 427 “Марфа и Мария” — Лк. 10:38-42 . 428 “Благословенно чрево, носившее Тя…” — Лк. 11:27 . 429 … брак в Кане! — Ин. 2:1-11 . 430 Моя “Арина Родионовна”… — именем няни А. С. Пушкина А. Р. Яковлевой (1758—1828) И. С. Шмелев называл женщину, помогавшую ему дома по хозяйству (Анна Васильевна, “Новгородка”). 431 …вроде рыжего Гараньки… — персонаж рассказа И. С. Шмелева “Небывалый обед”. 432 …мой Василий Васильевич… — персонаж романа “Лето Господне” и др. автобиографических произведений И. С. Шмелева.  Ед. хр. 9. Л. 24, 25. Письмо, рук. 433 …Эмигрантский комитет… — имеется в виду Комитет взаимопомощи русских эмигрантов во Франции, преобразованный 21 апреля 1942 г. в Управление делами русских эмигрантов. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

веселым, свободным и счастливым. Либо «Анчар» имел мысль сокровенную, гораздо более глубокую, на что наводят слова: «Анчар, как грозный часовой — Стоит один во всей вселенной… Но человека человек — Послал к Анчару властным взглядом… И умер верный раб у ног — Непобедимого владыки… И царь тем ядом напитал — Свои послушливые стрелы — И с ними гибель разослал — К соседям в чуждые пределы»… Чем больше я вдумываюсь теперь в это весьма загадочное произведение, тем более склоняюсь к тому, что, может быть, Третьяк до известной степени прав, и что граф Бенкендорф доказал свою проницательность, отнесясь подозрительно к «Анчару». Начало тридцатых годов еще не было столь тяжело для литературы, как во времена после февральской европейской революции 1848 г., когда начал действовать негласный (бутурлинский) комитет 2 апреля , когда русская литература платилась за политические беспорядки в западной Европе и когда прекратилось всякое свободное выражение мыслей по каким бы то ни было общественным вопросам. Но и в тридцатых годах уже определительно обозначалось, в каком направлении движется Россия и к какому умственному омертвению она должна прийти. Это настроение эпохи отражалось всего сильнее на Пушкине; не было человека более вольнолюбивого, чем он, но его не отпускали; он чувствовал себя по рукам и по ногам связанным и юридически, и нравственно, по чувству благодарности за непривлечение к ответственности по связям с декабристами, за монаршие милости и щедроты. Он был как птичка в клетке и, когда мог, пытался упорхнуть, просился В 1828 Г. на турецкую войну, но его не пустили; он сбежал без спроса в Эрзерум, но фельдмаршал Паскевич, по словам г–жи Смирновой, выпроводил его в Тифлис. Ему не позволили печатать даже хвалебных для правительства стихотворений, например «Друзьям»: «Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю» (март, 1828). На него находила порою хандра. В одну из таких минут, в Малинниках, в 1828 г., он имел поэтическое видение: ему представились в поэтическом образе те тяжелые для мысли, для свободного творчества условия, в которых приходилось и ему, и целому обществу жить; кругом — омертвение, пустыня, ужасающее однообразие; над отдельными людьми–особями высится всемогущая власть, перед которою все преклоняется, которая всему миру грозна и посылает послушные стрелы во владения соседей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

—48— 1828 г. Выйдя поскорее на берег, я оделся и побежал домой, и никогда никому об этом не говорил, опасаясь упрёков, а пожалуй, и наказания. Между тем, в этом событии, я не могу не признать и не исповедать над собой дивного действия охраняющей меня десницы Божественного Промысла. В первых числах июля у нас совершилось очень важное событие: нас посетил ректор семинарии, архимандрит Павел. Полный и очень благовидный собой, он тем более произвёл на меня сильное впечатление, что я до того времени архимандритов не видал. Приезжал он в Шую для освящения Троицкой Кладбищенской церкви, сооружённой и благоукрашенной усердием коммерции советника Ст. Ив. Посылина. Второй год учения почти незаметно прошёл для меня. Нас перевели в июле в низшее отделение уездного училища. Переход этот был довольно ощутителен для нас. В низшем отделении и время занятий в классе было продолжительнее (вместо трёх часов мы должны были высиживать до обеда уже четыре часа), и предметы занятий были многочисленнее и труднее, и вместо одного у нас было уже два наставника. Но едва лишь мы собрались в школу в сентябре, последовало следующее событие. Скончался учитель 1-го приходского класса Василий Иванович Назаретский, поступивший в 1828 году на место священника Иакова Ивановича Орлова, который почему-то, выпустивши наш курс из своего класса, и сам должен был удалиться из училища. Равно также и Константин Николаевич Цветков, простившись с нами пред вакацией, оставил учительство и принял священство, а его место занял студент Василий Алексеевич Осовецкий (фамилия – от села Осовец, Покровского уезда), с живой, поэтической натурой, и при высоком росте с необыкновенно малой головой. Учитель Назаретский – сын священника подгороднего села Горчакова. Ему не долго суждено было проходить педагогическое поприще. Чахотка, кажется, наследственная в его семействе, скоро свела его в могилу. Он умер в конце сентября или начале октября 1829 года в доме —49— 1829 г. своего родителя. Училищное начальство распорядилось воздать умершему наставнику подобающие почести. Между прочим, сочинены были помянутым сейчас учителем Осовецким стихи, которые предположено было произнести пред выносом из дома гроба с телом усопшего. Но кому произносить эти стихи? Жребий пал на меня. И вот эти стихи:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиепископия с 26.01.1589. Митрополия с 13.06.1669 по 1723 г. Именовалась (Н.Д. Иерархия... С. 330): Муромская и Рязанская; с 12.03.1291 – Рязанская и Муромская; с 29.05.1764 – Рязанская и Шацкая; с 16.10.1799 – Рязанская и Зарайская; Рязанская и Касимовская. Викарные кафедры: Михайловская, Ранненбургская, Спас-Кпепиковская, Скопинская, Зарайская, Шацкая. 26.09.1198 03.07.1295 Стефан (1303) Кирилл) Савва(1304) Митрофан (1304) Кирилл II Феодул Иосиф II (1340) 1354 (?) 03.07.1360 Вассиан II (1379) Феоктист 15.08.1388 Евфросин II (1410) 15.12.1448 01.1462 01.02.1462 08.12.1471 08.1481 18.12.1496 12.02.1517 23.03.1522 22.04.1548 01.1554 17.03.1554 Акакий Леонид (1564) 01.1562 (11.1570?) 1572(1573?) 09.02.1573 Леонид II Протасьев (Протасов) 05.1598 07.1598 17.02.1601 30.06.1605 08.1605 10.09.1617 10.01.1619 30.04.1620 05.05.1621 15.02.1637 10.01.1638 15.02.1651 13.04.1651 10.04.1655 05.1657 28.05.1673 09.08.1674 21.09.1681 11.1681 04.09.1686 25.03.1687 03.1700 07.04.1700 27.1 1.1722 03.02.1723 25.06.1725 Сильвестр Холмский 15.07.1726 03.10.1726 30.10.1726 27.04.1731 11.05.1731 26.09.1733 Лаврентий Горка 26.09.1733 17.09.1750 21.06.1752 22.10.1757 Димитрий Сеченов 18.06.1758 20.03.1778 Палладий Юрьев 31.03.1778 17.01.1804 29.01.1804 26.01.1809 05.03.1809 14.05.1817 04.06.1817 18.08.1824 12.01.1825 25.02.1828 Св. Филарет (в сх. Феодосий) Амфитеатров 03.03.1828 25.07.1831 07.08.1831 09.05.1837 15.07.1837 10.05.1858 05.06.1858 11.11.1863 20.12.1863 29.08.1867 28.11.1867 09.09.1876 09.09.1876 21.08.1882 28.09.1882 02.12.1894 10.12.1894 14.10.1896 Иустин Полянский 14.10.1896 14.01.1900 22.01.1900 07.11.1902 18.12.1902 03.11.1906 03.11.1906 25.07.1911 Никодим Боков 25.07.1911 17.06.1917 14.04.1917 26.05.1917 08.05.1917 09.10.1917 17.10.1917 11.1919 13(26)07.1920 12(25)09.1923 19.09(02.10)1923 Амвросий II Смирнов 19.09(02.10)1923 08(21)02.1928 5(28)12.1923 04(17)04.1925 14(27)04.1928 09(22)01.1936 07.1937 09.1942 11(24)07.1943 02.1944 31.12.1946(13.01.1947) .1946(13.01.1947) 14(27)02.1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом же году начало выходить в свет руководство ко всеобщей истории Лоренца, которое еще в 1840 году известно было в Академии в форме литографированных лекций, а вскоре затем появился Вебер, которого курс истории и принят был в руководство при повторении студентами уроков по истории. Сам П. С. Казанский в 1863 году издал в свет учебную книгу всеобщей истории для употребления в семинариях, но издание это ограничилось одною первою частию (до Константина Великого ). Математические науки С 1814 до 1828 года для преподавания математических наук назначаем был один наставник; но с 1828 года профессору математики дан адъюнкт, или бакалавр. Математике учились не все студенты, но в курсе одни из них по желанию слушали лекции гражданской истории, другие избирали математический класс. Так было до 1844 года, когда и математика, и история сделаны обязательными для всех студентов. В первом курсе учившихся математике было 18, и математику преподавал их В. И. Кутневич, а второму – А. Е. Покровский. С первого курса учебным руководством по геометрии назначена геометрия Гурьева; в 1819 г. введено, как руководство, его же дифференциальное исчисление. По алгебре руководством с третьего курса была книга Сербжинского. Но независимо от данных руководств, наставники составляли свои записки и предлагали научные сведения более полные и обстоятельные. Предписанием комиссии дух. училищ в 1834 году наставникам математики указано следовать курсу Лакроа, содержащему дополнение к основаниям алгебры, основания тригонометрии и приложение алгебры к геометрии, равно как основание дифференциального и интегрального исчисления. Класс математический открыт 24 октября 1814 года – профессором Кутневичем, который прочитал студентам 1-го курса геометрию, потом алгебру и высшую геометрию, но физика не была преподаваема. После А. Е. Покровского, который в течение одного курса приобрел известность отличного математика и который, по поступлении на священническое место в Москве, не оставлял занятий своею любимою наукою, преподавал математические науки в течение 45 лет профессор П. С. Делицын. Во время продолжительного служения науке он составил полные курсы алгебры и тригонометрии, написал об аналитическом определении кривых линий и поверхностей, руководства по механике, математической географии и пасхалии. (Все сии труды остаются в рукописи). В преподавании Делицын отличался отчетливостию изложения, строгим порядком, логическою последовательностью и связью. Сверх того, одно из достоинств его преподавания, это способность упростить решение сложных и трудных задач математики, искусство облегчать слушателям усвоение цельной операция в ходе решения того, или другого вопроса. – Искусство вести их внимание, ничем не отвлекая оного, к результату выкладок, нередко продолжительных 33 . Языки

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

17 В 1903 году проф. С. И. Смирнов поместил в «Православной Богословской Энциклопедии» (изд. Лопухина , т. IV, Спб. 1903, стр. 541–550) краткую, но обстоятельную статью, посвященную А. В. Горскому. Наконец, в «Русск. Архиве», 1913 г., т. I, стр. 762–768, напечатано: «А. В. Горский в воспоминаниях одного из его учеников» (сообщ. Н. Г. Высоцкий). II. А. В. Горский – студент Московской Духовной Академии «Новая эпоха моей жизни – поступление в Академию». (Дневник А. В-ча). Весной 1828 года в Костромской семинарии происходила ревизия. Бакалавр М. Д. Академии иеромонах Афанасий Дроздов обратил внимание на ответы 16-тилетнего сына костромского кафедрального протоиерея, ученика философского класса Александра Горского. Опасаясь, что талантливого ученика возьмут в Петербургскую Дух. Академию 488 , ревизор назначил его, минуя богословский класс, в состав VIII курса Моск. Дух. Акад. С рекомендательным письмом 489 отца к земляку-профессору Феодору Алекс. Голубинскому (от 18-го августа 1828 года) приехал юноша в лавру. «Рано молодое деревцо с отечественного грунта пересажено в вертоград, требующий возмужалости и опытности», писал о нем отец своему «несумненному благодетелю Ф. А.» Быстро, незаметно прошли здесь первые дни жизни А. В. Не сразу привыкал он к новому положению. «Сначала я и здесь держался той нитки, которой конец крепко привязан был в Костроме, – записал он в дневнике о времени своего первоначального пребывания в Академии, – довольно прошло времени, доколе меня не вывели на круг более просторной и более свободной деятельности» 490 . Свое академическое образование Горский начал с ревностного изучения наук. Старательно слушал он профессоров, и «почти никогда не оставался в номере на время лекций» 491 . Академическая наука того времени только начинала самостоятельно развиваться, а наставники были стеснены рекомендованными им учебниками и цензурой митр. Филарета 492 . Но многие из них старались заинтересовать студентов, составляли собственные записки, пользуясь лучшими по тому времени пособиями. Особенно охотно слушали студенты лекции Ф. А. Голубинского. Горский позже полюбил историю философии и буквально записывал слова профессора 493 . Другим любимым предметом А. В-ча на низшем отделении была всеобщая гражданская история. Ее читал бакалавр Ф. А. Терновский -Платонов, который увлекательно и красноречиво излагал свой предмет 494 . Он старался глубже взглянуть на дело, основательнее раскрыть причины различных исторических событий 495 . Эту особенность подметил А. В-ч и увлекся лекциями даровитого бакалавра. Он не только старательно записывал их, но и повторял взгляды Терновского-Платонова в своих студенческих сочинениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Савиньи отозвался о них Сперанскому, что из 500 студентов Берлинского Университета они были первые. Их предназначили к занятию кафедр юридических наук в Университетах или в предполагавшемся к открытию училище правоведения, а до времени их причислили ко 2-му отдалению канцелярии Его Величества, и Сперанский поручил им обрабатывать свод законов остзейских губерний. В 1833 году им дано Высочайше разрешение держать экзамен прямо на степень доктора. Весной 1834 года этот экзамен был ими выдержан и потом они представили докторские диссертации. Знаменский написал на тему: de philosophica iuris civilis tractandi ratione, per comparationem iurium diversarum gentium institaenda. Диссертация одобрена и уже печаталась: автору назначена кафедра законоведения в киевском Университете, как вдруг он сильно занемог воспалением легких и скончался в январе 1835 года (См. подробности о нем в моей статье: один из питомцев Сперанского. Русск. Вестн. 1866, январь). «Неволин Константин Алексеевич. Действительный статский советник. В одно время с Знаменским (см. это слово) в начале 1828 г. избран из студентов Академии и отправлен в Петербург и потом в Берлин для изучения правоведения. Возвратившись из-за границы выдержал докторский экзамен и защитил в феврале 1835 диссертацию на степень доктора: о философии законодательства у древних, и назначен профессором энциклопедии законоведения в киевский Университет, из которого в 1843 г. переведен в с.-петербургский на кафедру русских гражданских законов и гражданского судопроизводства. Скончался в октябре 1855 года, оставив, после себя значительное количество сочинений, которые изданы в 1857 году в шести томах. Из этих сочинений имеют особенно важное значение: Энциклопедия законоведения, в двух томах (изд. в Киеве в 1839 г.). История российских законов, в 3 частях (Спб. 1851), и О новгородских пятинах (Спб. 1853 г.) (Сведения о Неволине: Очерк служебной и ученой деятельности К.А. Неволина, М. Усова, в Северной Пчеле в 1855, 234 и 236; и особой брошюрой с прибавлением краткого изложения содержания всех его сочинений и с портретом. Спб. 1855. Москвит. 1855, т. VI, 21. Заблоцкого воспоминание о Неволине в Вестн. географ. общ., ч. XV, кн. 5, отд. 5. Русск. Вестн. 1866, январь. Императ. петерб. Университет В.В. Григорьева. Спб. 1870. «Благовещенский Алексей Андреевич. Вместе с Знаменским избран из студентов Академий в 1828 г. для изучения юридических наук – в Петербурге и за границею. По возвращении из Берлина выдержал экзамен на доктора прав и написал диссертацию: «О методе науки законоведения в XVIII веке» (напеч. в Ж.М.Н.Пр. 1835). Скончался в 1835 году». (Прот С.К. Смирнов, – История Московской Духовной Академии до ее преобразования. М., 1879, стр. 484–487. Несколько стихотворных произведений В. П. Знаменского напечатано в той же книге на стр.615–622, 623:624). 2899 Впрочем, на его слова об этом еще положиться нельзя, как мы видим из соображения всего дела и из прежних примеров. 2900

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопрошание Кириково. Особая редакция//Гайденко П. И. История Русской церкви и церковно-государственных отношений в Киевской Руси: (обзор письменных источников)/П. И. Гайденко, Т. Ю. Фомина. М.: Университет. кн., 2009. С. 187–188. [Вопрошание Кириково]//Герберштейн Сигизмунд Записки о Московии/Сигизмунд Герберштейн. М.: МГУ, 1988. С. 96–99. Извлечение из Особой редакции в изложении Герберштейна. [Вопрошание Кириково]//Макарий (Булгаков) История Русской церкви/митрополит Макарий (Булгаков) . М., 1995. Кн. 2. С. 389–395. Пересказ пунктов «Вопрошания» с разбивкой разделов по тематическому принципу. Е[вгений] (Болховитинов) Сведение о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту Епископу Новгородскому/Митрополит Евгений (Е. А. Болховитинов)//Труды и записки общества истории и древностей российских. М., 1828. Ч. 4, кн. С. 122–129. Первая публикация полного текста «Учения о числах» по Румянцевскому списку. [Древнерусский текст и перевод «Учения о числах» по Погодинскому списку]/пер. Р. А. Симонова//Громов М. Н. Идейные течения древнерусской мысли/М. Н. Громов, В. В. Мильков. СПб., 2001. С. 400–410. Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII века/К. Ф. Калайдович. М., 1821. С. 6, 173–203. Текст «Вопрошания Кирика» и заключительная часть «Учения о числах» по рукописи, ныне хранящейся в РНБ, собр. Погодина, 76. К[алайдович] К. [Ф]. Прибавление к статье «О времени перевода нашей Библии »/К. Ф. Калайдович//Труды Общества любителей российской словесности. М., 1823. Ч. 3. С. 170–171. Сообщается об «Учении» Кирика Новгородца по списку конца XV в.; приводится часть текста из заключительных слов этого списка. Особая редакция «Вопрошания Кирика»/ Смирнов С. [И]. Древнерусский духовник. Исследование с приложением: Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины: [тексты и заметки]/проф. С. [И]. Смирнов. М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1914. С. 1–27. Параллели к «Вопрошанию»// Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины/ С.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Бессознательно и постепенно в воспоминания прошлого вплеталось и все то, что обе Смирновы узнавали о Пушкине, либо вчитываясь в его произведения, либо следя за тем, что было о Пушкине другими писателями печатаемо. К несомненно достоверному присовокуплялось сказочное из наслоившихся постепенно налетов. Смешению достоверного с легендарным содействовала в значительной степени беспорядочность записей. Ни одна из этих записей не имеет числа и года; они перемешаны хронологически и позаимствованы из альбомов, записных книжек, клочков бумаги, писем и беглых заметок. Весь этот материал Смирнова–дочь получила только в 1886 и 1887 годах из Лондона и Дрездена. Она не подвергла этих записей строгой разборке, не расположила их годами. Сообщая материал в «Северный вестник», она сначала поставила события 1828 года и последующего времени, потом воспоминания матери о времени, проведенном в екатерининском институте, и о наводнении 1824 г., потом в записках заметен скачок с пропуском польского мятежа и затем является внезапно известие о взятии Варшавы и рассказываются позднейшие происшествия. Подлинных записей матери дочь никому не сообщала, ни в подлинниках, ни в копиях; она присылала в журнал, по словам редакции «Северного вестника», ею же писанные на французском языке сплошные листы, передающие нанизанные одно на другое воспоминания. Листы писаны «болезненно неправильным» почерком с недописанными словами (дочь Смирнова страдала глазами); в редакции «Северного вестника» рукописи дочери Смирновой переводились на русский язык. Приготовляя воспоминания, дочь пользовалась еще и своими собственными заметками, так как, по совету матери, она вела дневники, внося в них «только что выслушанное». Собственные ее заметки воспроизводили воспоминания матери; из этих выслушанных данных она намеревалась написать нечто особое. Она была сильно раздражена против новейшей русской литературы и в особенности против журналистики. Редакция «Северного вестника» присовокупляет, что дочь Смирнова (т. I «Зап.») обладала «целым философским и эстетическим миросозерцанием, сложившимся на основании огромного литературного образования и широкого знакомства с разнообразными вопросами истории России и других европейских государств».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

   В праздник Ага — Пайрэм кости зарывают в землю и, чтобы собаки не потревожили их, накладывают на них деревья. Керемети Купланган приносились в жертву: нос, ноги, уши жертвенного животного.    На Пасху бросают в огонь кусочки блинов, хлеба, лепешек, сырцев. В Сюрем всплескивается из варева несколько капель на священное дерево.    Люди становятся все более и более деятельными помощниками богов в деле уничтожения жертвоприношений», говорит проф. Смирнов (стр. 158). Интересен рассказ проф. Знаменского об одной жертве. „У одного из Юм кони объездили себе все ноги». Поэтому и должно было совершить жертвоприношения коней, ибо и Юмы нуждаются в поездках и в смене лошадей, для чего и нужны им лошадиные жертвы, хотя в большинстве они довольствуются и запахом жертв.    Случается, что черемис, не имея жертвы, разводит огонь, сыплет в него муку, соль, мед, а настоящую жертву просит подождать. Зная аппетит богов, черемис, вкушая, всегда частицу отделяет им, а проходя мимо керемети бросает и деньги. Особенно обильные угощения богам бывают в особые для того времена и в местах специально для того определенных. Эти жертвоприношения устраиваются за общий счет. Места и времена жертвоприношений черемис    В 1827 году в ноябре месяце, черемисы, в числе 4000 человек совершили торжественное жертвоприношение в деревне Варангуше, Царевококшайскаго уезда (см. Миссионер 1878 г. 31). В 1828 году особенно прославилось мольбище черемисское около деревни Кюпрюсь-соля, Уржумского уезда Вятской губернии. Двум черемисам здешним было сновидение, чтобы здесь совершено моление всего черемисского народа. Девять нарочито посланных глашатаев разгласили о сем, и собралось великое множество черемис не только Вятской губернии, но и Казанской, Уфимской и Оренбургской. Проф. Смирнов видел в этом народную общность черемис, а можно думать и так, что они очень суеверны. He меньше того известны черемисам величавые рощи Конганурские, Сернурские, Ирмучатские и Турекские. По словам проф. Смирнова есть молитвенные рощи (кю-соты) в несколько десятин. Но рощи — это позднейшие мольбища, а прежде кю-соты были в лесах. С уменьшением лесов, каждый домохозяин стал устраивать свой кю-сот, насаждая 9—10 деревьев, а потом стали устраивать мольбища и на горах, особенно там, где имеется источник, или на склонах гор, у оврагов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010