Имена «употребляются людьми к познанию и различению сущностей» (III, 183: туг же и о символической полноте имён Божиих). 4. Другими словами, имена – живые идеи вещей, а по отношению к Богу – живые образы божественных действий. 4. Отсюда и критика Евномия; 1. Сын – рождён, но это – об ипостаси, сущность же одна. 2. Рождение – от деления, но это не отделение сущности. 3. Поэтому рождение не противоречит вечности; рождение только противоположно безначальности. Таким образом, сущность спора об именах касается не самих имён и их объективности, но – способа узрения бытия через имя, способа употребления разума в имени. III 1. В 378 г. Евномий отвечает в «Апологии апологии» при помощи более разработанной теории имён. 2. а) Бог, творя мир, выразил Свою премудрость в наречении имён, из которых каждое точно выражает сущность предмета. в) Движимый благостью к человеку, он сообщает человеку имена и через них сущность вещей. с) Имена эти не суть изображение человека, ибо создание мира словом указывает на такие слова и имена, которые были ещё до человека. d) Uмeha эти непременны, и Бог вкладывает их в душу человека в виде семян, из которых и развиваются потом слова о природе, а не по человеческому произволу. (3). Здесь мы видим соединение идей Платонова Кратила со стоическим учением λγος σπερματικς. IV 1. Ответ Григория Нисского уже гораздо богаче, раздельнее и глубже. 2. Здесь разработка по всем пунктам. а) Исходный пункт и здесь: υσα – общая, неименуемая сущность и явление её в πστασις, в конкретной индивидуальности. в) Разработка понятия υσα. Почему она неименуема? α) Простота. β) Беспредельность. γ) В отношении к беск., бессм. Говорить о «больше», «меньше», «раньше» и т. д. с) Разработка понятия πστασις. 1. Сущность присутствует во всех ипостасях целиком. 2. Общее единство требует раздельности. 3. Специально об особой тайне раздельности в тождестве. а) Далее, разработано и учение о познании. 1. Сущность – неименуемая. Сила и энергия: 1. Богоявление в человеческом виде; простр.-временное явление Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Главные отправления жизни – периоды детства, юношества и полного развития сил, среднее продолжение жизни, употребление пищи и проч. – одинаковы у негра и европейца. Если племена разнятся между собою по цвету кожи и волос и по форме черепа, то первое зависит от разных климатических причин, а не от особенности природы самого организма, – второе – от степени образованности, а опять не от особенного устройства самого организма телесного. В-третьих, самый язык человеческих племен, не смотря на все свое разнообразие, свидетельствует о единстве всего человеческого рода. „Сравнительное изучение языков, говорит Гумбольдт, – показывает, как народные племена, разделенные пространствами, находятся в сродстве между собою и происходят из одного общего местообитания в первоначальное время». Наконец, в четвертых, ни один народ не может возвести своей хронологии далее праотца нашего Адама. Если некоторые из них и насчитывают себе десятки и сотни тысяч лет своего существования, то все эти хронологии – явно сказочного характера и сочинены, сравнительно, в очень позднее время. Что касается того вопроса, как люди из одного места рассеялись по всем частям света, то над этим перестали ныне я задумываться, после того, как между всеми народами доказано полное единство: рассеяться они могли также, как и ныне люди с одного края света способны переходить на другой, – разница только в большей или меньшей скорости перехода, смотря по степени культуры. (Из кн. пр. Титова: „Уроки по простр. христ. катихиз.» изд. 2, ч. I, стр. 180 – 1). 59 Примеч . Случаи эти, изучением коих особенно ревностно занимается учрежденное в Англии „общество для психических исследований“, в последнее время стали известны под одним общим именем телепатии (греч. тэлос – конец и пафос – страдание, а потом и вообще случай). Слово это явилось лет шесть или семь тому назад. В журнале „Вопросы философии и психологии» кн. II, стр. 147, слово это так передается: воздействие одного духа на другой независимо от обычных органов чувств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

И, наконец, г) когда кто совершенно ненамеренно, по нечаянности лишает ближнего жизни. Впрочем, такой ненамеренный убийца не может почитаться совершенно невинным, если он не употребил надлежащих предосторожностей против нечаянности, и во всяком случае имеет нужду в очищении совести, по установлению Церкви (См. Простр. Катих. стр. 137). Продолжение Обязанность пещись о жизни и здоровье ближнего требует, чтобы мы не только не посягали на жизнь других, но и 1) чтобы тщательно старались избегать всего того, что может каким-либо образом привести нас к убийству или что может быть опасно для жизни и здоровья ближнего, и потому: а) Мы должны бодрствовать над своим сердцем и обуздывать свои страсти; ибо из опыта известно, что человек, питающий в себе какую-либо страсть и обладаемый ею, может сделаться убийцей, даже и при добрых качествах сердца, при всем отвращении к убийству. б) Должны стараться избегать легкомыслия, неосторожности и небрежности, – от чего так много зла происходит для жизни и здоровья ближних, когда, например, худое имеют смотрение за малыми детьми или когда легкомысленно обращаются с опасными предметами, каковы суть: огонь, яд, порох, оружия и проч. или когда держат в доме опасных животных ( Исх. 21:28–32 ), или когда позволяют себе глупые шутки с другими, которые могут быть очень вредны для их здоровья и проч. и проч. в) Никак не должны приниматься за такие дела, от которых зависит жизнь и здоровье других, не сознавая в себе нужных для того познаний и опытности. Против сего правила поступает и делается виновным в убийстве неопытный врач, когда берётся за лечение важных болезней, худой аптекарь, несведущий архитектор и проч. г) Должны остерегаться того, чтобы нашим поведением и также обращением с другими не причинить им чувствительного огорчения, которое сокращает жизнь: так – обыкновенно говорят – дети убивают родителей своим непослушанием и вообще дурным поведением; муж убивает жену своей холодностью и проч. д) Должны тщательно избегать того, чтобы не только не располагать других к каким-либо опасным для жизни и здоровья их предприятиям, тем паче кубийственному для души и тела распутству, но и не подавать ни малейшего повода к тому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

Обозревает Новгородскую Епархию. Здесь теперь Рижский Владыка. 112 Скоро будет Тверской. 113 Слышно также, что около 1-го октября прибудет и Киевский. 114 Имеются в виду Св. Синода серьезные дела, требующие опытного суда; потому, кажется, и вызывается Киевский Митрополит. Пока я, кроме Св. Синода, почтя никуда не выезжаю, и ко мне также немногие приходят. Знаю, что здесь знакомство легко умножить; но к чему это послужит? А я и без того не умею владеть временем. Есть при том и частная у меня работа: пустил в типографию вторым изданием беседы на Воскресные и Праздничные Евангелия, чтобы видеть дело своими глазами. И другое дело также хотелось бы при себе напечатать: это поучения по порядку простр. Катехизиса, 3-я книга была уже напечатана под заглавием: о Христианской Надежде и Любви, и 1 и 2 должны выйти первым изданием. Это также требует не мало хлопот и труда келейного. О назначении на кафедры Псковскую и Ставропольскую молчать. Слухов не хочется мне передавать; вероятно, время скоро покажет дело. Есть, видно, обстоятельства, замедляющие движение дел. Если Ваша любовь внушит Вам утешить меня братским словом, прошу Вась усердно, скажите мне: как поживаете? благодушествуете ли? в чем находите утешение? Утешает ли Вась паства Ваша? Довольно ли успели совершить путешествий, к назиданию паствы? С весны я предполагал было и в настоящем году объехать всю Могилевскую Епархию; но вот Бог не велел. А я считаю существенно необходимым сколько можно чаще видеть паству вблизи, и сколько можно ближе быть к своим сотрудникам и чаще беседовать с ними об общих наших обязанностях по отношению к пастве. Вот из П.-Бурга какое можно иметь влияние на паству? Бумажные распоряжения и остаются только на бумаге. – Скажите, каково было у Вас лето? Здесь постоянно дождливое. Говорят, давно такого лета не было. Искренно желаю, да хранит Вас Господь в вожделенном здравии и дарует Вам обилие мира и радование о имени Его. Усердно прошу Вашей молитвенной памяти о моей немощи. С истинным почтением и душевною преданностью честь имею пребыть Вашего Высокопреосвященства, возлюбленнейшего о Господе Брата, покорнейшим слугою, Евсевий А.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

§4. Таинство Евхаристии, как совершение бескровной жертвы Тела и Крови Господней ни в каком случае не может быть совершаемо иначе, как только в освященном храме, и под тяжким грехом ни в каком другом месте совершаемо быть не может. (Учит. извест. сравн. правосл. исповед. ч. I отв. на вопр. 107. Также простр. катихиз. о причащении). Исключение из этого составляют только наши походные храмы, которые для совершения литургии могут быть устрояемы и в обыкновенных, частных домах, – хотя впрочем и здесь поставление иконостаса с подвижным престолом и освященным антиминсом сообщает самим этим домам характер церкви, и по крайней мере на время совершения литургии, так сказать, превращает оные в храмы Божии. (Дополнение к учительному известию). Настоящие же храмы обыкновенно должны быть освящаемы архиереем, или же в получивших уже освящение с благословения архиерейского, должны быть полагаемы антиминсы, освященные архиереем и надлежаще приобретенные для литургии по узаконению церковному. (Смотри ниже Отд. XV). §5. Таким же точно обр. священнодействие литургии не может быть совершено иначе, как законным священником, который для этой цели должен быть избран, честен, сведущ в Св. Писании и правильно рукоположен архиереем по чину церковному. От мирского и не освященного, но простого человека, также и от простого клирика, или диакона и поддиакона тайна Св. Евхаристии никогда не совершается, и тот, кто из непосвященных дерзнул бы служить литургию, не только не совершит Таинства, но и впадет в тяжкий грех святотатства и должен подлежать осуждению церковному. §6. Подобно сему самым строгим препятствием для священнослужителей к совершению литургии (а равно также и других Таинств и священнодействий церковных) служит то, когда кто из них состоит в клятве или отлучении и под запрещением архиерейским, или находится в грехе смертном. Во всех помянутых случаях священник и диакон никак не должны совершать литургию, пока не будут разрешены совершенно и прощены от того, кто связал их и имеет власть разрешения. Если же кто из них дерзнет священнодействовать без разрешения, то таковой сотворит грех святотатства, и с новым еще более тяжким грехом возвратится от Божественной службы, и будет повинен Телу и Крови Господней, и как Богоубийца, сопричтется с неверными иудеями, убившими Христа, и в суд себе и осуждение причастится Святым Тайнам Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Наши противники во всей своей литературе, направленной к унижению имени Иисуса Сына Божия, проводят мысль, что будто бы я называю Имя Божие сущностью Божьею! Неограниченная сила этой ужасающей клеветы превосходит всякую меру. Пусть они укажут строку на странице моей книги, где написано сие? Удивляет нас их бесстрашие и их озлобленность против нас, чтобы приписать мне хулу, от которой я, милостью Божьею, чист всеконечно. Но да простит их всеблагий Господь Бог, ради Своего неизреченного милосердия к человеческому роду! Вопрос 2: «обожаю ли я звуки и буквы имени Божия и что я разумею под Именем Божиим?» Выражаясь «имя Божие Сам Бог», я разумел не звуки и буквы, а идею Божию, свойства и действа Божии, качества природы Божией, или вообще её принадлежность, ибо св. Отцы под именами Божиими разумели не сущность Божию, которая неименуема, а именно: свойства или действа. Притом следует сказать ещё и то, что, выражаясь: «имя Божие есть Сам Бог», мы этим как бы так говорим: «имя Божие есть никто другой, но именно Он Сам». И это понятие для молитвенника весьма важно, именно: призывая Имя Божие, чтобы он не думал, что призывает кого другого, или бьёт словами напрасно по воздуху, но именно призывает Его Самого; для этого у нас и сказано, что имя Его есть Он Сам; повторяю, никто другой, но Он, – Он Сам, но неотделимости Его имени от Него Самого (хотя мы различаем Имя Божие от Сущности Божией, но, повторяю, не отделяем). А звуками мы только произносим, называем или призываем Имя Божие, которое находится в Боге, как Его принадлежность; буквами же начертываем Его, то есть изображаем, пишем; но это есть только внешняя сторона имени Божия, а внутренняя свойства или действа, которые мы облекли в сию нашу форму произношения или письма. Но и пред этой формой, то есть внешней стороной имени Божия, истинные последователи Христа Иисуса всегда благоговели и почитали её наравне со св. иконами и св. крестом; так, например, читаем в простр. катехизисе: «что имя Иисуса Христа распятого, с верою произнесённое движением уст, то самое есть и знамение креста, с верою сделанное движением руки, или другим каким-нибудь образом предоставленное» 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

б) Господь Иисус принес за нас плату преизбыточествующую. Ибо как бы не были велики и многочисленны грехи всего рода человеческого, но они ограничены и по природе своей, и по числу, а самоотвержение, страдания и смерть Иисуса Христа, Лица Божеского и безпредельного должны иметь безконечную цену, во всех отношениях, пред судом вечной правды. И след. как ни велико, как ни необъятно оскорбление, причиненное грехами нашими величеству высочайшего Существа; но удовлетворение, принесенное за них Иисусом Христом, несравненно больше. А потому Он не только совершенно уплатил за нас долг бесценной Своей кровью, но и купил за нее, приобрел для нас вечные блага. Эту истину ясно проповедует св. Апостол, говоря: не якоже прегрешение, тако и дар: аще бо прегрешением единаго мнози умроша, множае паче благодать Божия и дар благодатию единаго человека Иисуса Христа во многих преизлишествова... Аще бо единаго прегрешением смерть царствова единем, множае паче избыток благодати и дар правды приемлюще, в жизни воцарятся единем Иисус Христом ( Рим. 5:15, 17 ; снес. 8:32 ). Потому-то мы и веруем, что страдания и смерть нашего Спасителя имеют значение не только выкупа за нас и уплаты долга; но и значение величайших заслуг пред судом вечной Правды, ради которых Бог вся нам дарствует ( Рим. 8:32 : снес. Простр. Кат. о чл. IV). § 99. Обширность искупительных действий смерти Христовой Жертва, принесенная за нас Христом Спасителем на кресте, есть жертва всеобъемлющая. Сила ее и действия простираются– 1. На всех людей. Св. Апостолы называют Иисуса Христа – а) ходатаем за всех: един есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех ( 1Тим. 2:5–6 ); б) Спасителем мира: Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира ( 1Ин. 2:2 ); и мы видехом и свидетелъствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру ( 4:14 ); в) умершим за всех людей: аще един за всех умре, то убо вси умроша. Христос же за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему ( 2Кор. 5:14, 15 ; снес. Евр. 9:9 ). Если же в Св. Писании иногда говорится, что Господь дал душу Свою избавление только за многих ( Мф. 20:28 ), или вознес на крест грехи многих ( Евр. 9:28 ); то надобно помнить, во-первых, что, при выражении этой истины на свящ. языке, слово многие употребляется в значении всех, как часть вместо целого, например у Апостола: якоже единою прегрешением во вся человеки вниде осуждение: такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни. Якоже бо ослушанием единаго человека грешны быша мнози, аще и послушанием единаго праведни будут мнози ( Рим. 5:18, 19 ; снес. 12:15 ). А во-вторых, известно, что, хотя Христос умер за всех, и всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити ( 1Тим. 2:4 ), но не все веруют в Него, не все усвояют себе совершенное Им спасение, и, действительно, спасаются только многие ( Мф. 20:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

495 Вавилонские мудрецы, кроме научных знаний, занимались суеверными гаданиями о тайном и будущем по звездам и другими способами и, кроме того, говорили о себе, что Сам Бог открывает им тайны Свои. Когда они, будучи спрошены Навуходоносором вместе с гадателями, не сказали ему, что он видел во сне, то через это показали, что они обманывали, когда говорили, что могут знать тайны, и что Бог дает им Свои откровения. Поэтому Навуходоносор повелел казнить их, как весьма опасных и вредных обманщиков 500 13 саженей и 6 вершков. В Простр. Хр. Катих., в объяснении второй заповеди сказано, что Навуходоносор сам себе поставил этого золотого идола 501 Вавилон, действительно, был огромен и великолепен. Он расположен был на обоих берегах Евфрата, так что Евфрат протекал через него, разделяя его на две части. Город окружен был стенами. Внешняя стена окружала пространство в 450 квадратных верст, т.е. могла вместить в себе семь таких городов, как нынешний Париж. Внутренняя ограда заключала пространство 260 квадратных верст, т.е. вместила бы два Лондона. В городе были сады, парки, поля и огороды. Стена была высотой 300 футов, шириной 87 футов, так что по ней можно было проехать шести колесницам в ряд. Она была укреплена 250 башнями и имела 100 медных ворот, которые вели в 50 улиц, пересекавших одна другую под прямыми углами. Многие дома в городе были в три и даже четыре этажа. Из зданий особенно замечательны были: храм Бела, дворец и висячие сады. Висячие сады расположены были на террасах, возвышавшихся одна над другой до уровня городской стены и поддерживавшихся двадцатью гранитными стенами. Вавилон был промышленный и торговый город, потому был очень богат. Пророк Иеремия называет его золотой чашей в руках Господа ( Иер. 51:7 ). Торговля Вавилона была так обширна, что монеты, меры и весы вавилонские были приняты везде до времен римлян 503 Дарий Мидянин был сын Ассуира ( Дан. 9:1 ). Ассуиром в Библии называется мидийский царь Киаксар, разрушивший вместе с Навуходоносором I (Набополассаром) Ниневию ( Тов. 14, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Писание свидетельствует о творчестве Божием: сказал Бог: да будет, – и стал ( Быт. 1 гл.); Он повелел, и сотворились ( Пс.148:5 ; сн. Ис.40:22–23 ). Под творческим словом Божием, конечно, должно разуметь не какой-либо членораздельный звук, или слово, подобное человеческому, но именно выражение всемогущей воли Божией. Бог называет несуществующее, как существующее ( Рим.4:17 ). Итак, Бог сотворил мир по вечным первообразам (идеям) Своим о нем, совершенно свободно, всемогуществом воли Своей. В образах от века предначертан был план мироздания, свободная воля благоволила в определенное время осуществить этот план, действие всемогущества Божия вызвало из небытия в бытие сообразный с вечными первообразами мир. § 8 Побуждение и цель творения Бог сотворил вселенную совершенно свободно. Но воле Божией, как воле всесовершеннейшего Существа, не свойственно действовать без достойных побуждений (произвольно или по случайным влечением чувства), а всемогуществу высочайше премудрого Существа – без целей. Не напрасно сотворил ее, говорит Бог о земле ( Ис.45:18 ). Не напрасно сделал все то, что сделал в нем, (Иерусалиме), говорит Адонаи Господь ( Иез.14:23 ). Итак, что же побудило Бога к созданию мира, и для какой цели Он создан? Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 ). Следовательно, о побуждениях и цели творения мы можем знать только из откровения Божия, и при том настолько и так, насколько и как Сам Бог благоволил открыть нам о том. Православною церковью откровенное учение о побуждениях и цели творения преподается так: «должно верить, что Бог,... будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляли Его, участвовали в Его благости» (Пр. Исп. ч. 1 отв. на воп. 8; сн. Простр. Кат. о. 1 чл.) Таким образом, побуждением к творению мира служила бесконечная благость Божия, или желание иметь причастников славы Своей вне Своей внутренней жизни, а целью творения – блаженство тварей и слава Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Нравственные существа, стремясь к прославлению Бога, должны исполнять Его волю, выраженную в откровенном законе и чрез это более и более приближаться к идеалу: будете совершенны, якоже Отец ваш небесный совершен ( Мф.5 гл.). Чем более человек будет приближаться к этому идеалу, тем ближе он будет чувствовать к себе Бога и в Нем находить будет свое блаженство и счастие. Совершенство творения Божия Св. Писание нас учит, что все созданное Богом, создано совершенным. Так, свящ. Бытописатель, повествуя о днях творения, неоднократно замечает : и виде Бог, яко добро ( Быт.1 ), а в заключение говорит: и виде Бог вся елика сотвори, и се добра зело. Другие свящ. писатели повторяют ту же мысль ( Пс.103:24 ; 1Тим. 4:4 ). Понятие о Промысл Божием, его действия и виды. Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру помогает, а возникающее зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям (Простр. Катех. о чл. 1). Таким образом, в понятие о Промысле Божием входят три частные его действия: сохранение тварей, содействие им и управление ими. Сохранение тварей есть такое действие Божие, которым Он содержит в бытии как весь мир, так и все частные существа, в нем находящиеся. Содействие – такое действие Божие, которым Всеблагой, представляя тварям пользование собственными их силами и законами, вместе с тем оказывает им и Свою помощь. По отношению к тварям разумно-свободным действительное содействие Божие бывает тогда только, когда они свободно избирают и делают добро. Наконец, управление тварями есть такое действие Божие, которым Бог направляет их, со всею их жизнью и деятельностью, к предназначенным им целям. Итак, Бог, сохраняет все существа мира; содействует одним добрым, а злым только попущает их злую деятельность; управляет также всеми. Действительность Промысла Божия, каждого из его действий и обоих его видов. Действительность Промысла Божия о мире видна из бесчисленных мест Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010