И как бы желая показать, какое необыкновенно великое и чрезвычайное дело совершит частная добрая воля, когда обратит потерянного брата вновь к добру и возвратит его Церкви, Иисус Христос о потерянной драхме говорит: «...какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:8–10 ). Таким образом, деятельное добро всякой доброй воли в обращении потерянного брата, как вообще в обращении всякого «внешнего», совершает уже величайший подвиг служения Богу, подвиг, плоды которого исполняют радостию небеса! Но легко приметить, что плоды этого подвига есть более дело Божие, чем дело человеческое, ибо потерянная драхма найдена женщиною не потому, что она, зажегши светильник, потрудилась, а потому, что драхма могла быть найдена при употреблении тщательного труда: не настолько, значит, она сгинула и пропала, чтобы не могла быть найдена. Так бесконечно добро в наступательном своем воздействии на мир и на зло: оно бесконечно должно быть, по заповеди Спасителя, для всякой доброй воли, ибо суда своего о «ближнем» человек никогда не должен простирать далее суда Божия; а пока суд Божий не совершился над грешником и над всяким из внешних, человек доброй воли должен думать одно, что драхма потерянная может быть еще найдена. Но такое беспредельное наступление в добром на мир и на зло поставляет человека доброй воли уже в касательство со «внешними», а потому отношения его должны быть иными, чем отношения к «брату», о чем и будет сказано нами в своем месте. Теперь же возвратимся к тому, на чем остановились, именно: от рассмотрения образа действования частной доброй воли в ее отношении к частной злой воле мы пришли к тому пункту учения Иисуса Христа, в котором Он заповедует дело в отношении к злому брату одной частной воли, вспомоществуемой двумя или тремя другими добрыми людьми, предавать усмотрению и суду Церкви. Слово « Церковь » (εκκληια), со стороны человеческой, определяет собою коллективную добрую волю людей, имеющих целью своей жизни, в обширном смысле значения слова, служения Богу, а со стороны Божественной Церковь должна рассматриваться как общество людей, живущих во имя Божие в единстве воли, руководимых и воодушевляемых непосредственно Богом, и в этом случае «Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами» (Простр. Прав. Кат. Дев. ч в. 1) и, следовательно, единством благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Лк.16:23 . И во áде возвед óчи свои, сый в мýках, узре Авраáма издалéча, и лáзаря на лóне егó: Лк.16:24 . и тóй возглáшь речé: óтче Авраáме, помилуй мя, и посли лáзаря, да омóчит конéц пéрста своегó в воде и устудит язык мóй: яко стрáжду во плáмени сéм. (И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.) В загробной жизни роскошный и безжалостный богач оказался страдающим в аде. Ад , это, -как видно из самой притчи, место мучений, место, отделенное великою пропастью от того места, где блаженствуют праведники. Самое слово ад с греческого языка означает место, лишенное света. Этим именем называется состояние духов, отчужденных за грехи лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства (Простр. Кат.). Богатый из ада увидел (узре) Лазаря в раю с Авраамом, и это возбудило в нем некоторую надежду на облегчение своего положения, и вот он обращается с просьбою к Аврааму: умилосердись надо мною (помилуй мя), т. е. сжалься над моими страданиями и облегчи их, – пошли Лазаря, – того самого бедняка, который при жизни на земле лежал у ворот его в надежде напитаться крошками от стола его. «Какая поразительная противоположность, восклицает при этом еписк. Михаил, особенно для богатых фарисеев, слушавших Господа и смеявшихся над учением Его о правильном употреблении богатства!» Омочить конец перста своего в воде и пр. Представляется, что от сильного жара пересох язык у богача, и он просит Авраама приказать Лазарю хотя немного облегчить его мучения. Горение в огне – самое тяжкое мучение. Представляется, что грешники в загробной жизни уже мучаются в огне. Здесь о загробном мире Иисус Христос говорит применительно к понятиям человеческим, под образами, взятыми из видимого мира. Так умершие представляются в теле и с телесными членами. Говорится так потому, что иначе мы не можем представлять мир духовый, как под образами, заимствуемыми из мира видимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

На другой день после первого их допроса судьей Латронианом, они были по его же повелению приведены в народное собрание для дальнейшего испытания их. Судья, приняв теперь манеры лисицы, с хитрою ласкою спросил св. мучеников: «Почитаете ли вы теперь народных богов наших или еще остаетесь при своем неразумии?». На этот вопрос ответил св. Епиктет: «Напрасно ты, Латрониан, трудишься, мы адских страшилищ не почитаем: ты скорее можешь лишить нас здоровья и жизни, чем исповедания Христа, Бога нашего». При этих словах мучитель воскипел гневом, и, рыкая подобно льву, вскрикнул на своих рабов: «Подать сюда самого крепкого уксуса и соли! – Пусть узнают эти нечестивцы, что они имеют уже раны, а вы не щадите своих трудов, натирайте их израненные члены покрепче уксусом и солью». При всем этом св. мученики не произнесли ни одного слова, противного своему вероисповеданию. При всех мучениях оставаясь невредимыми, они опять заключены были в темницу, но по истечении 30 дней их опять представили на суд совершенно здоровыми: здесь сокрушали им уста и зубы камнями и жестоко били палками; они же все одно и то же возглашали всенародно: «Господи Боже наш, буди св. воля Твоя в нас», – и это продолжалось многократно, пока наконец не был произнесен смертный приговор, осуждавший их на смертную казнь через отсечение головы. Быв ведены на место казни вне города, св. мученики взаимно укрепляли друг друга терпением и великодушно восхваляли Господа, возглашая: «Хвалите имя Господне за то, что сбылась на нас воля Божественная», – и достигши места казни, воспели песнь св. трех отроков: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое во веки: ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и суды... истинны» ( Дан.3:26, 27 ); «благодарим Тебя, что не воля человека, но Твоя воля во всем совершилась в нас». И в то мгновение, когда им предстояло быть усеченными во главы, возник между ними похвальный спор о преимуществе и чести в том, кому из них первому наклонить свою голову под меч: Епиктет был уже сединами украшенный старик, лет 60-ти, он изъявил свое согласие, чтобы предпослать к Богу Астиона, а потом и самому склонить голову под меч. Нимало не прекословя, возгласил Астион: «О, возлюбленный отец, честный иерей (священник) Божий, пусть будет воля Божия и твоя», – и с этими словами наклонил свою голову под меч; святой же Епиктет, падши на тело ученика своего, с любовью обнял и поцеловал его, а затем охотно склонил и свою голову под меч. Таким образом оба богоугодно скончались. («Московск. простр. месяцеслов», под 7 июля, см. кн. « Илиотропион , или сообразование человеческой воли с Божественною волею» Иоанна Максимовича , митр. Тобольского, Киев, 1890 г., стр. 186–190).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Одна только Православная Церковь сохранила догмат о личных свойствах Божьих, как и все другие, во всей его перво­бытной чистоте и целости, и учит: “В одном Божестве три Лица, Отец, Сын и Дух Святой: Отец, который прежде веков рождает Сына из своего существа и производит Духа Святого; Сын, родившийся от Отца прежде веков и единосущ­ный Ему; Дух Святой, от вечности исходящий от Отца, еди­носущный Отцу и Сыну” (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 9). “Итак, Отец, Сын и Дух Святой, нерожденное, рожденное и исходящее – различают в Божестве Лица, а не существо, которое нераздельно само в себе” (там же отв. на вопр. 12). И в другом месте: “различие между Лицами Святой Троицы то, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца” (Простр. Катих. о чл. 1). 720 § 39. Личное свойство Бога Отца. Учение православной Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в Священном Писании. Сюда относят­ся: а) слова Спасителя: ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Иоан. 5:26 ), от­куда видно, что Отец ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит; б) все те места, где Он называется Отцом по отношению к Сыну, которых бесчисленное множество, например: все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Матф. 11:27 ); дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его ( Иоан. 5:23 ); или где говорится, что Он рождает Сына: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс. 2:7 ); из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое ( Пс. 109:3 ); в) наконец, места, представляющие Отца началом по отношению и к Святому Духу: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Иоан. 15:26 ); мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор. 2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Одна только православная Церковь сохранила догмат о личных свойствах Божьих, как и все другие, во всей его первобытной чистоте и целости, и учит: «В одном Божестве три Лица, Отец, Сын и Дух Святой: Отец, который прежде веков рождает Сына из своего существа и производит Духа Святого; Сын, родившийся от Отца прежде веков и единосущный Ему; Дух Святой, от вечности исходящий от Отца, единосущный Отцу и Сыну» (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 9). «Итак, Отец, Сын и Дух Святой, нерожденное, рожденное и исходящее — различают в Божестве Лица, а не существо, которое нераздельно само в себе» (там же отв. на вопр. 12). И в другом месте: «различие между Лицами Святой Троицы то, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца» (Простр. Катих. о чл. 1). § 39. Личное свойство Бога Отца Учение православной Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в Священном Писании. Сюда относятся: а) слова Спасителя: ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Иоан. 5:26), откуда видно, что Отец ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит; б) все те места, где Он называется Отцом по отношению к Сыну, которых бесчисленное множество, например: все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Матф. 11:27); дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Иоан. 5:23); или где говорится, что Он рождает Сына: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7); из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (Пс. 109:3); в) наконец, места, представляющие Отца началом по отношению и к Святому Духу: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Иоан. 15:26); мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога (1 Кор. 2:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

(Простр. Хр. Катих. о перв. члене). На это учение, которое всецело заимствовано у священного бытопи­сателя Моисея, было и особенно ныне существует три ложных взгляда. Одни не принимают Моисеева сказания о шестидневном творении за историю, а думают понимать его в смысле переносном, таинственном. 1226 Другие, принимая это сказание за историю, произвольно истолковывают его, или недоумевают, о чем здесь говорит Моисей: о сотворении ли всего мира, или только о сотворении земли, и притом, о первоначальном ли происхождении земли, или только о преобразовании ее и т. т.п. 1227 Третьи, наконец, хотя также принимают это сказание за историю, утверждают, будто оно содержит в себе много несообразностей и про­тиворечит показаниям наук естественных, а потому не заслуживает вероятия. 1228 Эти ложные мнения прямо указывают те стороны, с каких должно быть рассмотрено поддерживаемое право­славной Церковью откровенное учение о происхождении мира ве­щественного. § 72. Моисеево сказание о происхождении мира вещественного есть история. Признавать за историю Моисеево сказание о происхождении мира вещественного обязываемся потому, что – 1 . За историю принимал его сам Моисей. Он поместил это сказание в самом начале, как основание своей исторической книги, в которой предположил сообщить Израильтянам верные и точные понятия о Боге, как Творце мира и человека, следовательно, поступил бы против собственного намерения, если бы скрыл здесь какой-либо таинственный смысл, ни для кого непонятный. А главное, на этом сказании Моисей основал закон о субботе, данный Израильтянам, при изложении которого со всею ясностью раскрыл свои мысли о шестидневном творении. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил;… посему благословил Господь день субботний и освятил его ( Исх. 20:8–11 ). И в другом месте: и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;… потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился ( Исх. 31:16–17 ). Одно это побуждение видеть историю в сказании Моисеевом совершенно достаточно для цели, хотя бы не было никаких других побуждений, потому что вне сомнения, что слова всякого писателя надобно понимать в таком точно смысле, в каком он сам понимал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Разделы портала «Азбука веры» А антихрист это же человек или дух. Если это человек то он способен на покаяние и вообще на добрые поступки? Похожие вопросы 4 Ответа Согласно учению Церкви, антихрист – это человек, являющийся врагом Христа, который появится в конце времен и «будет стараться истребить христианство, но сам погибнет ужасным образом ( 2Фес. 2:8 )» (Простр. христ катехизис. О вере, о седьмом члене Символа веры; ср. Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 58). Указание на него можно видеть в словах Спасителя, обращенных к неверующим в Него иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ). Святой апостол Павел предвещает, что «откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Фес. 2:8–12 ). По словам прп. Иоанна Дамаскина , «не сам диавол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, да не будет!, но рождается человек от блуда и принимает на себя все действие сатанино.. тайно воспитывается, и внезапно возмущается, и восстает, и царствует. И в начале царствования своего, вернее же тирании, притворно усвояет себе наружность святости; когда же он сделается победоносным, то будет преследовать Церковь Божию и выкажет всю свою злобу» (Точное изложение православной веры, кн. 4, глава 26 (99)). В книге Откровения Иоанна Богослова рассказывается о звере, выходящем из моря и отождествляемом с антихристом (13:1), о его всемирном правлении в течение трех с половиной лет и гонениях на верных (13:5–7), о его изображении и начертании, накладываемом на людей, и о числе имени его (13:14–18), о его бесчестной гибели от пришедшего во второй раз настоящего Христа (19:20). В то же время Писание дает это именование всем, кто «не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» ( 1Ин. 4:3 ).

http://azbyka.ru/vopros/kto-takoj-antihr...

Так как Бог создал мир не в следствие необходимости, а совершенно свободно, то значит, создал по какому-либо по­буждение, – ибо мог и не создать. А так как создал премудростью и разумом, значит, создал для какой-либо цели, – по­тому что премудрость не может действовать без цели. Право­славная Церковь преподает нам об этом предмете следующее: “должно верить, что Бог..., будучи добрым и вседобрейшим, хотя сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир с той целью, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его блаженстве” (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 8; срав. Простр. Катих. стр. 35, М. 1845). Следовательно, Церковь считает побуждением к творению единственно бесконечную доброту Творца, а целью творения, с одной стороны, славу Творца, а с другой – блаженство тварей., И углубляясь в Слово Божие, легко убеждаемся, что другого побуждения, которое могло бы расположить Всевышнего создать вселенную, представить нельзя, кроме одной его доброты. К этой мысли приводить нас Священное Писание – а) частью уже в тех местах своих, где учит, что Бог есть существо всесовершенное ( Псал. 114:3 ; Мат. 5:45), а следовательно, всеславное ( Пс. 23:10; 28:3 ) и вседобрейшее ( 1Тим. 1:11 ; Пс. 15:11 ), что Он не нуж­дается ни в ком и ни в чем ( Деян. 17:25,26 ), что Он от века существовал один без мира ( Пс. 89:3 ; Ефес. 1:3–4 ), и следовательно, мог бы так же существовать и во веки веков, если бы не благоволил произвести другие существа; но – б) еще более в тех местах, где, возводя взоры наши на сами творения Божии, восклицает: благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его ( Пс. 144:9 ; срав. Прем. 11:25–27 ); или призывает нас исповедовать Его милости, явленные в деле творения: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его. Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его; Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его; Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его ( Пс. 135:1–9 ). Отцы и учители Церкви единодушно называли доброту Творца причиной творения. Вот, например, слова

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

к) Наконец, живой и нерукотворный памятник создало —460— Клименту народное предание. В Охриде и её окрестностях среди славянского населения личность его окружена целым роем сказаний и легенд. 2868 Эти сказания и легенды повествуют о его праведной жизни и чудесах, об отношениях его к Науму и о построении ими храмов. В некоторых случаях народное предание подробно развивает отрывочные замечания простр. жития. Так, известно, что Охрида и её окрестности отличаются богатой растительностью и редкими видами деревьев и плодов. И в Охриде до сих пор рассказывают, что это Климент перенес из Азии редкие растения и привил плодородные деревья к македонским – диким. 2869 О прививке деревьев Климентом, только без упоминания об Азии, говорит и простр. житие (XXIII гл.). Не только в Охриде, но и во всей Македонии до сих пор живут в народе рассказы о многочисленных сочинениях Климента, списки которых будто бы хранились в Охриде до самого преобразования Охридской архиепископии и лишения охридских архиепископов патриаршей власти (18 в.), после чего все славянские рукописи уничтожены греками. 2870 И составитель простр. жития как на источник своих сведений о сочинениях Климента, ссылается на рассказы о них (XXII). Народная память приурочивает к определенным местностям и две епископии Климента, которые он будто бы занимал последовательно одну за другой: первая – Главиница – отождествляется с Издеглавием в Дольней Дебърце; вторая – Величская – помещается на запад от Струги, в том месте, где теперь село Велеща. 2871 Как бы ни смотреть на эти и подобные им предания, но уже одна живучесть их в течение целых веков и чрезвычайная распространенность в Охриде заставляют отнестись к ним с некоторым вниманием, потому что в некоторых случаях под легендарными прикрасами может храниться зерно —461— исторической правды. Вообще следует заметить, что имя Климента занимает очень видное место в историческом и национальном сознании даже современного славянского населения Македонии, и можно сказать без преувеличения, что на всём протяжении её нельзя встретить ни одного славянина, который не знал бы имени Климента, не только как великого святителя, но и как поборника родной национальности и великого «списателя».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хр. Чт. 1876. Ч. 2, стр. 608. Christkatholischer Katechismus. Bern. 1889. S. 77. Frage 58. Cp. Altkathol. Katechismus von Watterich. Aarau. 1876. S. 50–51. Catéchisme catholique. Berne. 1876, p. 68. 362 Christkathol. Katech. Bern. 1889. S. 78. Frage 66. Cp. Kathol. Katech. Bonn. 1880. S. 54. Frage 241. Сравн. Простр. христ. катех. Москва. 1889. стр. 52. 363 Правосл.-догматич. богословие преосв. Макария. Спб. 1852, т. IV, стр. 131–132. Сравн. Christkatholischer Katech. Bern. 1889. S. 78, Frage 64. Catéchisme catholique. Berne. 1876. p. 69. Katechismus für den (alt)katholischen Religionsunterricht. Heidelberg. 1885. Frage 233. 365 «La confirmation c’est le sacrement qui confère le Saint-Esprit aux personnes baptisées». Catéchisme catholique. Berne. 1876. p. 70. Katholischer Katechismus. Bonn. S. 54. Frag. 243–244. Сравн. Простр. христ. катехизис. Москва. 1889. Стр. 52. 367 В большинстве старокатолических катехизисов впрочем еще удержано и рукоположение при совершении миропомазания: см. Altkatholischer Katechismus von Watterich. S. 52. Katholischer Katechismus. Bonn. S. 55. Catéchisme catholique. Berne. 1876. p. 70. Сравн. Прост. христ. катех. Москва. 1889. Ч. I, стр. 53. 368 Christkatholischer Katechismus. Bern. 1889. S, 79. Altkatholischer Katechismus von Watterich. 1876. S. 52 и др. катехизисы, Сравн. Правосл. испов., ч. 1, отв. на вопр. 105. 369 Этого взгляда придерживаются все вообще катехизисы: в Catéchisme catholique, p. 71 напр. говорится, что «tous les prêtres peuvent confirmer validement»; в Katholischer Katechismus. 1880. S. 55 говорится так же: «Alle Priester können die Firmung gültig spenden». См. также Katechismus für den (alt)katholischen Religionsunterricht. Heidelberg. 1885. Frage 240. 370 См. Руководство к обучению кафолической вере в высших школах. Христ. Чт. 1876. Ч. 2, стр. 609; Altkatholischer Katechismus von Watterich. S. 52–53 и др. Неотделимость таинства миропомазания от крещения была признана старокатоликами еще на кёльнском конгрессе. На нем проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010