«Когда мы оглядываемся на историю своей страны, видим множество славных побед, — сказал архипастырь. — Наши благочестивые предки оценивали их причины с христианских позиций, через призму Евангелия, понимая, что спасает Россию Покров Царицы Небесной. В XX веке люди попытались отказаться от веры Христовой, стали в своей гордыне приписывать воинские успехи собственному уму, усердию, мужеству. Однако можно обладать необыкновенными умом и храбростью, но, если Господь не благословит твой ратный подвиг, не будет победы. Ее дарует только Он по молитвам Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Русские люди знали об этом и возводили множество храмов в честь воинских побед. К примеру, Храм Христа Спасителя в Москве и Воскресения Словущего в Арзамасе воздвигнуты в честь победы над Наполеоном. Символично, что другой Воскресенский собор — главный храм Вооруженных сил России — построенный уже в наше время, освящен в день памяти Всех святых». Праздник Собора всех святых известен с конца IV – начала V веков. Существует проповедь святителя Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых. Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую Неделю (воскресенье) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых. Читающийся на Литургии отрывок из Послания к Евреям прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32); Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38); Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. Богослужение на День Всех Святых В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха. На утрене дня Всех Святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»); Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»); Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»). Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр.11:33 -12:2) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф.10:32-33, Мф.10:37-38, Мф.19:27-30) указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»).

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-istor...

Господь решительным взмахом выбивает ложные подпорки нашего «благочестия» В Неделю 1-ю по Пятидесятнице протоиерей Павел Великанов комментирует евангельское чтение: нужно ли возненавидеть близких для того, чтобы возлюбить Бога? Евангелие от Матфея, глава 10, стихи 32–33, 37–38, глава 19, стихи 27–30. 32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. ГЛАВА 19. 27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? 28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. 29 И всякий, кто оставит до’мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе’мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. 30 Многие же будут первые последними, и последние первыми. Протоиерей Павел Великанов: Протоиерей Павел Великанов — Повествование евангелиста, которое мы только что слышали, часто становится серьёзным камнем претыкания, камнем соблазна у тех, кто только знакомится с евангельским учением. На самом деле: не является ли крайним максимализмом требование от человека, как абсолютного условия следования за Христом, оставить всё, что дорого: близких, родителей, детей, жён, мужей, т. е. саму жизнь? На первый взгляд, действительно, такой максимализм кажется неоправданным, но если внимательно всмотреться в текст сегодняшнего Евангелия и вспомнить то, что было совсем недавно — а недавно была беседа с богатым юношей, где Господь решительным взмахом выбивает те подпорки, на которых и пыталось держаться благочестие Его учеников, — то ситуация становится несколько другой.

http://pravmir.ru/324499/

Вторая заповедь, указанная Спасителем, подобна заповеди о любви к Богу, —  возлюби ближнего твоего, как самого себя . Этой заповедью Господь как бы указывает нам, как устроить счастливую жизнь на земле, подобно жизни райской. И первенствующие христиане хранили эту заповедь Господню в точности, и было у них, по слову Божию, одно сердце и одна душа, ничего не считали они своим, и не было между ними нуждающегося, лишенного помощи (см.: Деян.4:32, 34-35 ). Они охотно продавали себя в рабство, чтобы освободить от оков рабства ближнего. Помолимся же, дорогие братия и сестры, Господу, чтобы Он помог и нам в точности исполнить эти две наибольшие заповеди — о любви к Богу и ближним — и таким образом, через исполнение их, сподобиться вечного покоя и радости в будущей вечной жизни. Аминь. 1964 г. В Неделю 17ю по Пятидесятнице. О силе молитвы хананеянки и об исцелении Иисусом Христом дочери ее Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему  ( Мф.15:28 ), — сказал Господь жене-хананеянке в ныне слышанном Евангелии. Дорогие братия и сестры, в земной нашей жизни немало бывает бед и несчастий у каждого из нас. То постигают нас болезни, то злые и коварные люди наносят нам какой-либо вред и чем-либо обижают нас. При всех подобных несчастьях мы глубоко скорбим и молим Бога об избавлении от них. Но бывает, и очень нередко, что Бог не внемлет, по-видимому, мольбам нашим: обстоятельства наши не только не улучшаются, но иногда и еще более и более ухудшаются. В таком положении мы часто охладеваем к молитве, оставляем ее, иногда даже и ропщем на свою судьбу и говорим: “Да чем же мы хуже других, живущих в благоденствии и счастье?” Но не подобает сему быть, дорогие братия и сестры! Как мы должны поступать, когда Бог не внемлет, по-видимому, нашим мольбам, — хороший урок преподает нам упоминаемая в нынешнем Евангелии язычница, жена хананейская. У нее была больная дочь, которую жестоко мучил вселившийся в нее бес. Глубоко скорбела, конечно, несчастная мать о страждущей своей дочери, но средств помочь горю в языческой вере своей не находила. И вот, зная о чудодейственной силе Спасителя, жена-хананеянка, когда Он на сей раз явился в их страну, обратилась к Нему как к необыкновенному Чудотворцу и стала просить Его об исцелении дочери своей:  Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется  ( Мф.15:22 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

Выражение «закон и пророки» , неоднократно встречающееся в Евангелии, означает все ветхозаветное Св. Писание: «законом» обозначаются Пятикнижие Моисеево и другие исторические книги; словом «пророки» – пророческие книги. Предсказания о том, что настанет время, когда Бог обильно изольет Свой Дух народу Своему, имеются в нескольких книгах Ветхого Завета. Здесь Косма напоминает нам те самые свидетельства из Библии , которые читаются на вечерне праздника Пятидесятницы. Под свидетельством от книг закона разумеется место из книги Чисел, где повествуется, как Божий Дух осенил семьдесят старейшин израильских, избранных Моисеем в помощь себе. Повествование заканчивается такими словами Моисея: «О, если бы все люди Господни (т. е. израильтяне) стали пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» ( Чис.11:29 ). О том же самом говорится у пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть , и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши... И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил.2:28–32 ). Эти пророчества, говорит прп. Косма, исполнились в даровании Святого Духа истинному, духовному Израилю – Церкви Христовой. Исполнилось то, что было в древности предсказано законом и пророками: сегодня благодать божественного Духа излилась всем верным. Канон 2-й, преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина . Глас 4. Песнь 1-я. Ирмос. Божественным покровен быв Медленноязычныи мраком, извествова богописанныи закон: тину бо отрясе очесе разумного, видит Сущего и гадает Духом, разум хваля Божественными песньми. Когда глас Божий, раздавшийся из горящего куста у подножия горы Хорив, призвал Моисея к пророческому служению, Моисей смиренно возразил: «О, Господи, человек я не речистый, ... я тяжело говорю и косноязычен ». На это Господь ответил ему: «Кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не я ли – Господь Бог ? Итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» ( Исх.4:10–12 ). Писание повествует нам, что, когда Бог на Синайской горе объявлял Моисею закон для Израиля, Он беседовал с пророком в облаке густого непроницаемого мрака ( Исх.19:9, 20:21 ). Св. Дионисий Ареопагит так истолковывает это место: «Божественный мрак – это неприступный свет, в котором, говорится, обитает Бог ( 1Тим. 6:16 ), – невидимый из-за чрезмерной светлости и неприступный из-за избытка сверхсущественного светоизлияния. В нем оказывается всякий, удостоившийся познать и видеть Бога...» (Послание 5, к Дорофею). Учение св. Дионисия о «вхождении в божественный мрак» как о состоянии боговидения было воспринято последующими поколениями церковных писателей. Этот образ очень часто используется в литургической поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Глава 19 Зач. 94. Господь в доме Закхея мытаря. Читается в 32-ю неделю по Пятидесятнице. Об этом обстоятельстве пишет в Евангелии только один св. Лука. Лк.19:1 . И вшéд прохождáше иерихóн. Лк.19:2 . И сé мýж нарицáемый закхéй, и сéй бе стáрей мытарéм, и тóй бе богáт: (Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,) Об Иерихоне чит. в объясн. 30 ст. 10 гл. Закхей – имя еврейское ( 1Ездр.2:9 ) и указывает на еврейское происхождение сего мытаря. Старей мытарем (начальник мытарей, т. е. сборщиков податей), – начальник над мытарями известного округа. Закхей был начальником над мытарями иерихонского округа. Иерихон во времена Христовы славился производством и большою торговлею бальзама, а потому должность иерихонского сборщика податей была более важною, и ему были подчинены другие, менее значительные, соседние сборщики (О мытарях чит. в объясн. 12 ст. 3 гл.). Бе богат (человек богатый). Из мытарей многие были богаты, как откупщики и сборщики податей. Еписк. Михаил замечает при этом: «не без цели, быть может, евангелист указывает, что Закхей был богат, так как мало богатых следовало за бедным Учителем Галилейским. Вероятно, богатство не удовлетворяло раскрывшихся духовных потребностей этого человека, и он искал чего-то другого, и – нашел Христа; богатство не вполне поглотило его душу, и – он нашел сокровище высшее». Лк.19:3 . и искáше видети Иисýса, ктó éсть, и не можáше от нарóда, яко вóзрастом мáл бе: Лк.19:4 . и предитéк, возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити. (искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.) Искаше (искал) видети Иисуса. Закхей слышал о Господе, как о великом учителе и чудотворце, и вот в нем загорелось желание видеть Его. И это желание было так сильно, что из своего дома он пришел туда, где проходил Христос; и когда, из-за множества окружавшего Господа народа и по причине своего малого роста, не мог видеть, Кого желал: то он, богатый человек, взлез на дерево, чтобы достигнуть своей цели. «Кто смотрит на Иисуса, замечает один из духовн. писателей, тот не может закосневать во грехах». Ягодичина или смоковница, это – дерево, с которого собирают плоды – смоквы или так называемые у нас винные ягоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

(И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, чтó вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали. Блажени очи видящии и пр. Чит. в объясн. 10 ст. 8 главы. Мф.13:16 . Зач. 53-е. Ответ Господа искушавшему Его законнику и притча о милосердом самарянине. Читается в 25-ю неделю по Пятидесятнице. Об искушении Господа одним из еврейских законников повествуют и евангелисты Матфей ( Мф.22:35, 40 ) и Марк ( Мк.12:28, 34 ), но еванг. Лука повествует совершенно о другом случае искушения, хотя в некоторых чертах есть сходство между тем и другим. Лк.10:25 . И сé, закóнник некий востá, искушáя егó и глагóля: учителю, чтó сотворив, живóт вечный наследую? (И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! чтó мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?) Законник – то же, что книжник. О них чит. в объясн. 7 ст. 3 гл. Искушая Его (И. Хр.), т. е. желая своим вопросом поставить в затруднение или довести до того, не скажет ли Он чего-либо противного закону Моисееву, чтобы иметь повод обвинить или унизить Его. Так не раз искушали Иисуса Христа враги Его ( Мф.22:15 и дал.). «Какая противоположность, восклицает при этом еписк. Михаил, – эта радость учеников, собравшихся вокруг своего Учителя (ст.17), это вдохновенное славословие и глубокое богословствование Господа (ст. 21–32), это ублажение возрадовавшихся учеников, одним словом – эта восторженная и задушевная беседа Учителя с учениками, и – это лукавое и темное намерение смутить эту радость святого общества лукавым вопросом, чтобы уловить на словах великого Учителя и обвинить Его в неправославном учении!» Лк.10:26 . Он же речé к немý: в закóне чтó писано éсть? кáко чтéши? (Он же сказал ему: в законе чтó написано? кáк читаешь?) Законнику, который сам хорошо знает закон, Господь отвечает ссылкой на самый закон: для получения вечного блаженства пусть исполняет он то, что говорит закон (28 ст.). Таким образом, искушение Господа со стороны законника оказалось безуспешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2007 год К любви через милосердие Евангелие на Литургии в неделю 26-ю по Пятидесятнице От Луки o глава 5 стихи 1-11 25 В то время некий учитель Закона встал и сказал, желая испытать Иисуса: «Учитель, что мне делать, чтобы получить в удел жизнь вечную?» 26 Он же сказал ему: «В Законе что написано? Как ты читаешь?» 27 Тот сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всей силой твоею, и всем рассуждением твоим; и ближнего твоего, как самого себя». 28 А Иисус сказал ему: «Ответил ты правильно; поступай так, и будешь жить». 29 Но тот, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мне ближний?» 30 На это Иисус ответил: «Шел человек из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; те раздели его, изранили и ушли, оставив полумертвым. 31 Некий священник случайно спускался той же дорогой, увидел его - и прошел мимо. 32 Также и левит, придя на это место, увидел его - и прошел мимо. 33 А некий самаритянин, шедший тем путем, 34 подошел и, увидев его, от сердца сжалился; наклонясь, он омыл ему раны вином, помазал оливковым маслом, перевязал, а после, погрузив на собственного осла, отвез его в гостиницу и там принял на себя заботы о нем. 35 А на другой день он вынул два динария, вручил хозяину гостиницы и сказал: «Позаботься о нем, а если тебе доведется потратить больше, на обратном пути все тебе выплачу». 36 Кто же из этих трех, по твоему мнению, оказался ближним для пострадавшего от разбойников?» 37 А тот сказал: «Сотворивший для него дело милосердия». И сказал ему Иисус: «Ступай, и поступай так же». Перевод Сергея Аверинцева Искушение без умысла Некий человек подошел к Спасителю и задал Ему вопрос. Евангелист Лука указывает, что этот человек был законником - знатоком Закона Моисеева и многочисленных ветхозаветных предписаний. Вопрос преследовал единственную цель. Законник спрашивает Иисуса, «искушая Его».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/2...

Митрополит Иларион: Мы сможем стать подлинными христианами, если научимся любить не только друзей, но и врагов 13 октября, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Очень многое Господь дает каждому из нас авансом для того, чтобы данное нам мы употребили на благо окружающих людей. 12 октября 2014 года, в неделю 18-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию. Затем владыка Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святое Евангелие донесло до нас слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые Он говорил Своим ученикам и обращал к простому народу. Среди этих слов были такие, которые не все и не сразу понимали, потому что очень часто Господь говорил народу притчами. Он обращался к людям, используя образы из их повседневной жизни, и раскрывал духовные истины, которые каждому из них должны были открыться по-разному и по-своему. Но бывали случаи, когда Господь говорил и Своим ученикам, и народу прямо, дабы наставления, которые Он им давал, запечатлелись в сердцах и в памяти людей. Одно из таких наставлений мы слышали сегодня в евангельском чтении из Евангелия от Луки. Мы слышали слова Господа Иисуса Христа, которые Он обратил ко всем Своим слушателям: и тогдашним, и последующим, и нынешним, и будущим. Он сказал: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (см. Лк. 6. 31). Это очень простая истина, которую в разной форме высказывали очень многие философы и учители. Но Господь такую простую формулу наполняет новым содержанием, потому что сразу же за этим Он говорит: «Если вы любите любящих вас, то что в этом особенного? Так поступают и грешники. Если вы оказываете благодеяния тем, кто вам оказывает благодеяния, то так же поступают и грешники. Если вы даете взаймы, надеясь получить обратно, то какая вам от этого польза? Так поступают и грешники. Но вы любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас» (см. Лк. 6. 32-35).

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-myi...

Но если любовь к врагам необходима в настоящей жизни, то тем более необходима она для жизни будущей. Настоящая жизнь дана нам для того, чтобы мы приготовили себя к жизни будущей. Но в чем, вы думаете, преимущественно должно состоять это приготовление? Именно в том, чтобы мы здесь приучались любить друг друга, любить всех, даже врагов. Жизнь на земле есть училище любви. Тому невозможно быть в раю, кто здесь не приучится любить всех. Вы скажете: есть такие люди, которых любить невозможно. Если есть у тебя такие люди, которых тебе невозможно любить, то будь уверен, что тебе и в раю быть невозможно. Врагов твоих там не будет, если они злы, да и тебя не будет, если ты злишься на них. Ведь не свойство людей, с которыми мы живем, делает нас блаженными или несчастными по смерти, а то свойство, которое мы в себе образуем, живя с людьми. Иисус Христос, Который для того сходил с Неба на землю, чтобы приготовить людей к вечному блаженству, учил нас жить в любви не с некоторыми только, а со всеми. Это еще не любовь, когда мы любим тех, которые нам нравятся или нас любят. Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность, говорит Спаситель, ибо и грешники любящих их любят… Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лк. 6:32,35). Итак, слушатели, будем любить друг друга, будем любить всех, даже врагов и недоброжелателей наших. Но любят ли они нас или нет, нам об этом нечего много беспокоиться; будем о том только заботиться, чтобы нам их полюбить. Не иметь врагов нельзя, нельзя, чтобы нас все любили. Но нам любить всех очень можно. Аминь. 107. В Неделю двадцатую по Пятидесятнице Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери (Лк. 7:12). Исцелив в Капернауме заочно сотникова раба, Иисус Христос пошел оттуда в город, называемый Наин. С Ним пошли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова, и много народу шло с ней из города. Увидев ее, Господь сжалился над ней и сказал: не плачь. И подойдя, прикоснулся к одру; несшие одр остановились, и Он сказал: юноша! Тебе говорю, встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери (см.: Лк.7:11–15).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010