В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодухновенного слова получил от паствы наименование " Златоуст " . Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда - каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей. В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике - науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений - толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: " Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух " . Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру.

http://patriarchia.ru/db/text/912599.htm...

В третьем слове автор говорит о единосущии Лиц Святой Троицы и о Божестве Сына Божия. О Боге три древнейших мнения: безначалие, многоначалие и единоначалие. Два первых являются игрой мысли сынов эллинских – мы можем принять только единоначалие. Но единица в Боге от начала существует (что невозможно в естестве сотворённом) в Троичности – Отец, Сын и Святой Дух – родитель и изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно вне времени; Сын – рождённое, Дух – изведённое. И рождение и исхождение нужно представлять актами вневременными. В четвёртом слове св. Григорий разбирает те места Священного Писания, которые приводили ариане в защиту своего учения о Сыне Божием, а в пятом опровергает их возражения против Божества Святого Духа. В заключение св. Григорий говорит о различных аналогиях, которые приводятся для уяснения тайны Святой Троицы. Близко по содержанию к словам о богословии подходят произнесённые также в Константинополе слова: 20-е («О поставлении епископов и о догмате Святыя Троицы») и 32-е («О соблюдении доброго порядка в собеседовании... о Боге»). В первом из них св. Григорий говорит о единстве существа Божия и различии Лиц; в то же время в этом слове порицаются те, которые принимаются богословствовать, не изучив Священного Писания и не позаботившись о своей нравственной чистоте. Во втором слове св. Григорий доказывает, что богословствовать возможно не каждому и не во всякое время, и особенно обличает страсть мирян, превращающих богословствование в пустые словопрения. Богатством догматического содержания отличаются также и некоторые слова на праздники. Из них сохранились: на Рождество Христово (38-е) и на Крещение (39-е и 40-е) – произнесены 25 декабря 379 года и 6, и 7 января 380 года соответственно; первое из этих слов было первым на праздник Рождества Христова в Константинополе и вообще на Востоке. Дошли до нас и два слова на Пасху (1-е и 45-е), «Слово 44, на неделю новую (Фомину), на весну и память мученика Маманта». Сохранилось также «Слово 41, на Святую Пятидесятницу», в котором доказывается Божество Святого Духа действиями Его во всей Вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Архив Пн Патриаршая проповедь после Литургии в Спасском кафедральном соборе г. Пензы 19 июня 2022 г. 15:34 19 июня 2022 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в возрожденном Спасском соборе г. Пензы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 10:32-33, 37-38; 19:27-30) мы слышим такие слова Самого Господа: «Кто исповедает Меня пред людьми, того и Я исповедаю пред лицом Отца Моего Небесного». А что же такое исповедание? О каком исповедании идет речь в этой цитате из Священного Писания? Здесь напрашивается другое слово, которое может прояснить смысл слова «исповедание», — слово «верность». Кто Мне верен, тому и Я буду верен пред лицом Отца Моего Небесного. Верность Господу — вот что такое исповедание. В эпоху гонений на христианство, которые в первые три века отличались особой жестокостью, исповедниками называли тех, кто подвергался мучениям на допросах и не предал Христа, но не был умерщвлен. Тех, кого убивали, называли мучениками, а тех, кто в полной мере проявил верность Спасителю, но по каким-то причинам не погиб от пыток и истязаний, называли исповедниками. И это замечательное понимание слова «исповедник» как того, кто явил верность, прошло через всю историю Церкви. Мы знаем, что в недавнем прошлом, когда и в Пензе, и по всей нашей стране разрушали храмы, когда безбожие стало некоей государственной религией, силой навязываемой народу, адепты этой новой религии очень часто умерщвляли тех, кто не принимал их убеждений. Жертвы гонений становились мучениками, а те, кого истязали, но не убивали, становились исповедниками. Сегодня эти мученики и исповедники земли нашей — как яркие звезды на Божественном небосклоне. И, подобно тому как в плохую погоду, при отсутствии всяких навигационных систем опытный мореплаватель может по звездам определить верный курс, так и эти звезды, сияющие на Божественном небосклоне, помогают нам, современным людям, избирать правильный курс или, как теперь говорят, правильную жизненную траекторию — как идти и куда идти.

http://patriarchia.ru/db/text/5937993.ht...

" Сохранять веру " января 2018 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе В Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, праздник Обрезания Господня, святителя Василия Великого , 14 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе . Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан , секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Николай Брындин с клиром и другие священнослужители. Чтец храма святых Константина и Елены   Игорь Щиров был рукоположен во диакона. Митрополит произнес архипастырское слово. " Сегодня мы празднуем Обрезание Господне - восьмой день от Рождества Христова, когда по ветхозаветному Закону Господь был обрезан, тем самым исполнив Свой Закон, который установил при праотце Аврааме. Этим Он завершил исполнение Закона, а в Новом Завете обрезанию придается духовный смысл, это - Таинство Крещения, - сказал владыка. - В этот день мы также празднуем память святителя Василия Великого, который оставил глубокий след в истории Церкви. Мы сегодня совершали его Божественную литургию. Святитель оставил нам множество трудов, не теряющих актуальности. Это был героический человек - он противостоял императору Валенту во время арианских споров. Святитель Василий прожил недолгую жизнь - скончался в сорок девять лет. Но обрел жизнь вечную - его чтит вся Церковь, особенно в дни, когда совершается его Божественная литургия " . " В этот день мы отмечаем также гражданское новолетие по старому стилю, - продолжил архипастырь. - В Новый год люди обычно радуются. Зададим вопрос: чему? Зачем веселятся всю ночь напролет? Радуются тому, что на год нам осталось меньше жить? Этот вопрос возникал и раньше. Апостол Павел, наблюдая за своими современниками, тоже удивлялся, чему так веселятся люди. В Послании к Галатам он говорит об этом. В тех местах иудейские проповедники пытались приспособить старые праздники к христианскому чину.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В той реальности люди пребывают как бы в разных мирах, и что каждый из этих миров соответствует внутреннему состоянию человека. Не может злой пребывать среди добрых – тогда ни он, ни добрые не будут счастливы, не будут иметь полноты жизни. Не может и добрый пребывать среди злых, что было бы несправедливым. Известно, как страдают невинные люди, которых помещают в тюремную камеру вместе с преступниками. Их жизнь становится адом, потому что их внутренний мир несовместим с миром тех, кто их окружает. Вот так же и после нашей земной жизни каждый будет там и в том окружении, которое соответствует его духовному и нравственному состоянию. Если внутри обман, коварство, злоба, ложь, предательство, лицемерие, стремление к богатству и наслаждениям, если разрушены все ценности жизни, если для достижения своих целей человек способен сделать все, переступив через любые принципы и идеалы, – то такой человек, если в какой-то момент окажется способен разобраться в самом себе, скажет про себя: «Недостоин я милости Божией». Но Господь учит нас, что даже такой падший человек, в котором как бы нет ничего такого, что может перейти в жизнь вечную, в котором все отягощено страстями, гнетущими и разрушающее душу, – даже такой человек по милости Божией, через Крест Христов, Его страдания и Его Воскресение имеет надежду на жизнь будущего века, если принесет искреннее покаяние и явит глубокую веру. Из проповеди в неделю 19-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя , 3 ноября 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей В. 5 ноября 2013, 08:32 Георгий, насущной бедой русского народа является его невоцерковленность. Главное, чтобы люди были в Церкви и со Христом, потому что без этого все эти русские общины ничего не значат в контексте вечности. Церковь не призвана решать текущие социально-политические вопросы, она призвана объединять людей через Таинства в единое Тело Христово. А политику оставьте политикам..! Вик 5 ноября 2013, 02:23 Недостоин я милости Божией. Я прочитал эти строки и остановился понимая что именно я тот самый не достойный. Подумал а потом вот ЭТО прочитал далее ,- Но Господь учит нас даже такой человек по милости Божией имеет надежду на жизнь будущего века. Вот чему учит нас Господь и как за этим не пойти? Аминь и Слава Богу нашему самому милосердному.

http://pravoslavie.ru/65437.html

Апостольские Постановления (книга V, глава 20) 20 , указывая праздновать Пятидесятницу целую седмицу, уже свидетельствуют о существовании к IV веку периода попразднства и о зарождении апостольского поста, как восстановления после праздника обычных для года постов: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь» 21 ; в VIII книге (33 глава) в Пятидесятницу рабам запрещается работать, «потому что тогда пришел Дух Святый, дарованный уверовавшим во Христа» 22 . Однако, по словам Эгерии, в Палестинской традиции того времени этот обычай не был распространен, поскольку, начиная со следующего дня Пятидесятницы, все постились, как в течение года, и восстанавливалось обычное богослужение 23 . Большое количество святоотеческих творений, посвященных празднику и связанных, в основном, с употреблением в литургическом собрании (так называемые Слова, Беседы и гимны), свидетельствует об исключительном положении Пятидесятницы в богослужебном году. Из сочинений западных отцов достаточно указать Беседу и гимн на праздник, приписываемые святителю Амвросию Медиоланскому (333–397) 24 ; четырнадцать Слов на Пятидесятницу блаженного Августина 25 ; три Беседы на праздник 26 святителя Льва I Великого (V век) и его же четыре Слова о посте Пятидесятницы 27 . Рабану Мавру († 856) 28 и святому Григорию I Великому (540–604) 29 принадлежат по одной гомилии на неделю Пятидесятницы, а Беде Достопочтенному (†735) две гомилии, связанные с этим периодом 30 . Кроме того, в Антифонарии святого Григория I (богослужебной книге, включающей в себя антифоны и респонсории 31 ) содержатся тексты для праздника 32 , а католическая гимнография знает гимн на 50-ницу папы Иннокентия III († 1216) 33 . Из восточных Отцов Церкви сочинили слова на Пятидесятницу святители Григорий Нисский 34 ; Григорий Богослов 35 ; святитель Иоанн Златоуст – 2 гомилии 36 и беседы 37 . Василий Селевкийский (V век) 38 и Леонтий Константинопольский (V–VI века) 39 составили Слово на праздник, а последний еще и гомилию 40 . Святителю Василию Великому принадлежит целый богословский трактат «О Святом Духе» (около 375 года), адресованный Амфилохию, епископу Иконийскому 41 . Кроме того, многие Писатели и Учители Церкви повествуют о празднике в контексте сочинений, прямо не относящихся к Пятидесятнице.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

В этой молитве Иисус Христос вполне открыл Свою Божественную славу, именуя Себя Сыном Божиим, вечным, единосущным и единочестным Богу Отцу, Господом всякой плоти, рожденным от Бога Отца, источником вечной блаженной жизни для всех. Чтение Евангелия в неделю святых отец поучает верующих обращаться с молитвою к Богу во всех делах, и кои чем важнее, тем сильнее обязуют нас к молитве. При молитве Своей Спаситель возвел очи Свои на небо. Если Сын Божия со внутреннею Своею молитвою соединял и внешнее выражение ее, сколько же необходимо и важно для нас, зависящих всегда от влияния чувств, сопровождать внутреннюю молитву наружными знаками, – свидетелями богатства и достоинства чувствований сердечных? Седмица Пятидесятницы Начало и событие праздника Пятидесятница или Пятидесятидневное ее продолжение начинается и оканчивается семидневным празднеством, которое в начале называется седмицею или неделею Пасхи, а в конце седмицею или неделею Пятидесятницы. День Пятидесятницы был праздником в Церкви ветхозаветной. Возвеселишися пред Господем Богом твоим, сказано в законе, ты и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, иже во градех твоих, и пришлец, и сирота, и вдова, яже в вас, на месте, идеже изберет Господь Бог твой призывати имя Его тамо ( Втор.16:11 ). Ветхозаветная Церковь совершала праздник Пятидесятницы по истечении 7 седмиц – в 50 день от Пасхи своей и потому назывался он в ветхом завете праздником седмиц ( Втор.16:9–10 ); – праздновала в благодарность Богу за произращение новых плодов земных ( Чис.28:26 ) и новой жатвы ( Исх.23:16 ), в память Синайского законоположения и торжественного вступления Бога в завет со всем народом избранным 593 . Праздник ветхозаветной Пятидесятницы в память Синайского законоположения, был предпразднством и преобразованием новозаветной Пятидесятницы и Сионского законоположения. Еще пр. Исаия предсказал, что из Сиона изыдет закон, и слово Господа из Иерусалима (2:3), и пр. Иоиль предвозвестил: излию от Духа Моего на всяку плоть, и будет в горе Сионе и в Иерусалиме спасаемый (2:28, 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Не на одних Апостолов и не для них одних сошел Святой Дух, но через Апостолов и на всех, и для всех нас. Сошествие Святого Духа не есть только чудо, прославившее Апостольскую Церковь , но и событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Настоящее торжество не есть простое воспоминание прошедшего, но и продолжение его. Есть как бы продолжающееся снисхождение на нас Святого Духа, непрестанно дышащего, идеже хощет. Как некогда при первом создании мира Отец творил все чрез Сына Святым Духом (см.: Пс.32:6 ), так ныне при новом воссоздании бытия все новотворит и воссоздает Он чрез Сына же и Святым Духом. И тогда и ныне представляй Трех, повелевающего Господа, созидающее Слово и утверждающего Духа. Отец предначинает, Сын творит, Дух совершает и в бытие, и в пакибытие. Дух Божий есть естество, окончательно совершающее Божьи дела. Велико Имя Святой Троицы! Ею создан и на Ней утверждается как на своем основании весь мир, и чувственный, и духовный. Сим Именем и создан и воссоздан и ты, о христианин! Им запечатлен ты в Таинстве Крещения. Оно, как Божественная молния, ниспадшая с небес, сокрывается в глубинах твоего сердца, дабы освятить и разжечь твое очерневшее от греха естество. Внемли себе: горит ли в глубинах твоего сердца сей Божественный огонь, заключенный в Божественном имени Святой Троицы или, забвенный тобой, он уже угас от нерадения твоего? Если сей огонь угас, паки возжги его непрестанным призыванием имени Святой Троицы, непрестанно возглашая сердцем, а если можно, то и устами, сию малую по количеству слов, но не малую по заключающейся в ней силе молитву великого молитвенника Святой Троицы: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой, Троице Святая, слава Тебе!» Или сию общеупотребительную молитву: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради». Или, наконец, сию краткую всеобдержную молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!» Ибо хотя молитва непосредственно и обращена ко Второму Лицу Святой Троицы, однако в ней заключается сокровенное указание и на Таинство Святой Троицы, поскольку Сын есть Сын Отца, а помилование нас, человеков, совершается благодатью Святого Духа. Аминь. Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

1) Можно, и гораздо полезнее, целое дневное Зачало постановить темой поучения, изъясняя оное либо догматически, либо нравственно, где нужно, филологически и т. д. Это есть наилучшая метода изъяснять Писание в проповедях, которой следовали знаменитейшие Учители церковные. Прекрасные образцы такой методы находим в толкованиях Св. Златоуста, в некоторых беседах Св. Дмитрия Ростовского , в приточнике Макария, в толковании воскресных Евангелий и Апостолов Никифора Архиепископа Астраханского, в толковании Евангелий на Господские и Богородичные праздники Варлаама, Экзарха Грузинского, в некоторых беседах Преосв. Михаила, Евгения Митрополита Киевского и проч. 2) Можно в одном поучении соединять два Зачала дневные, одно из Евангелия, другое из Апостола и проч. Повод к такому соединению подаёт сама Церковь , когда в некоторых дневных чтениях соединяет два Зачала под одно нераздельное; например, в неделю Всех Святых или первую по Пятидесятнице читается Евангелие от Матфея Зачало 38, гл. X, 32–35; к нему прибавляются 36-й и 37-й стихи из 39 Зачала, а к этим стихам присовокупляется ещё конец из 79 Зачала Мф.19:27–30 . Некоторый род двузачальных поучений находим у Св. Дмитрия Ростовского , полагавшего иногда два и три текста из разных мест Писания в основание одной беседы. Таковы его беседы в день Архистратига Михаила, на память Петра Митрополита Московского, и проч. Впрочем, подобное соединение можно делать только в случае очевидной пользы и с надлежащим благоразумием. 3) Но, может быть, лучше всего было бы, если бы проповедники буквально держались Церковного Устава, и тем восстановили древний образ проповеди. Церковь положила читать Слово Божие подряд, и для сего определила рядовые Зачала. Следовательно, по её намерению, проповедник должен изъяснять Слово Божие не по частям, не отрывкам из того или другого Священного писателя, а в ряд и цельно; должен иметь в виду не одно какое-либо Зачало, не одно предложение в Зачале, но целую книгу Священную. Что мешает усердному служителю Слова раскрывать Евангелие Иоанна в то время года, в которое Церковь положила читать оное, Евангелие Матфея излагать тогда, когда оно читается в храме и т. д.? Не так ли поступали древние учители Христианские? Св. Златоуст избирал для своих бесед не темы, не отдельные тексты из того или другого места Писания; нет, – он избирал целые книги библейские, и избранную дотоле не оставлял, пока не разобрал всю её пред своими слушателями. Только этой методой можно ввести слушателей в дух Писания, и только при этой методе можно сделать Писание учебной книгой для народа Христианского, а не отрывочными проповедями, не имеющими никакой между собою связи, как бы ни были хороши они 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Стефановском кафедральном соборе г. Сыктывкара 26 июня 2016 г. 23:09 26 июня 2016 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Стефановском кафедральном соборе г. Сыктывкара. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваши Высокопреосвященства! Владыка архиепископ Питирим! Ваше Превосходительство, уважаемый Сергей Анатольевич, исполняющий обязанности главы Республики Коми! Дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно поздравляю с этим воскресным днем и с особым праздником в честь всех святых. Этот праздник имеет отношение к каждому из нас, ибо каждый крещен с именем святого, который является его небесным покровителем. Сегодня первое воскресенье после праздника Троицы, завтра начинается Петров пост, и обычно в этот день торжественно совершаются богослужения, которые завершают празднование Пятидесятницы и открывают новый период духовной жизни каждого христианина в предстоящие недели молитвы и приуготовления себя к достойному празднованию памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Сегодня в чтении из Евангелия от Матфея мы слышали очень сильные слова, которые произнес Сам Господь. Его проповедь отличалась от всего, что говорили в Его время люди авторитетные, спокойствием, любовью, смирением, а в сегодняшних словах Спасителя слышатся сила и предупреждение. Эти слова звучат так: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33). Что означает исповедовать Христа? Это означает оставаться верными Ему не только в легких обстоятельствах, но и тогда, когда обстоятельства жизни становятся трудными. Если человек теряет верность, он перестает исповедовать Господа и Спасителя, а происходит это обычно под влиянием внешних неблагоприятных обстоятельств. Мы знаем, как в первые столетия христианской истории появилось множество мучеников и исповедников, которые жизнью своею запечатлели верность Спасителю. Им предлагалось отречься от Господа, и тогда они могли бы остаться в живых. Многие из них могли сохранить высокое положение в тогдашнем римском обществе, свои деньги, свое имущество; а если они не отрекались, то теряли всё — и имущество, и доброе имя, и саму жизнь. Очень многие, сотни и тысячи христиан, мы не знаем имена всех, исповедовали пред лицом людей свою веру в Господа и Спасителя и лишались жизни, но они помнили Его слова: «если вы исповедуете Меня пред людьми, и Я исповедую вас пред лицом Отца Моего Небесного», то есть если вы со Мной здесь, то вы со Мной и там, в вечной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/4548270.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010