Будем думать о будущем. Оно – светло. В то случае, если нам предстоит подвергнуться некоторым испытания, Дух Святой поддержит нас. Если кому-либо из нас предстоит горе, Дух Святой обрадует и утешит нас. Если мы, по немощи, окажемся бессильными, Дух Святой укрепит нас. Мы же постараемся не огорчать Духа Святого – ни грехом, ни леностью, а будем лучше с надеждой взирать на деятельность Пресвятого Духа Божия, исполняющего Церковь Христову своей благодатью. Аминь. Слово в Неделюпо Пятидесятнице, Всех Святых 13 июня 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем память Всех Святых. Сегодня великий праздник. Каждый из нас является именинником. В каком же отношении стоим мы ко всем Святым? Они были благодатнее нас, сильнее нас. Но все-таки есть что-то, что роднит нас со всеми святыми. Это вот что – они святые, а мы освященные. Чем мы освященные? Мы освящены благодатию Пресвятого Духа. Это величайшая наша радость и единственное наше утешение в этой жизни. Да, мы имеем благодать Пресвятого Духа. Поэтому нам надо стараться не только не терять, но даже стараться приумножать благодать Пресвятого Духа, которая дарована нам. А как ее приумножать? Верой! Вера есть первое и необходимейшее условие для освящения Святым Духом. И мы веруем! Мы должны чаще вспоминать о той большой вере и утверждать то, во что мы верим. Великое обещание дано Господом нашим Иисусом Христом тем, кто верит: «Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф.10:32 ). Поэтому мы никогда не должны отказываться от своей веры. А если откажемся, то другое слово Спасителя к нам относиться: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф.10:33 ). Конечно, не нужно заявлять о том, что ты верующий там, где тебя об этом не спрашивают. Нужно быть скромным человеком, но нужно действовать в соответствии со своей верой, и вот тогда-то благодать Пресвятого Духа будет более и более видимо изливаться на нас. Христос Спаситель оставил нам Божественные Свои заповеди.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Слово Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II за богослужением в Храме Христа Спасителя 22 января 2012 г. 15:48 22 января 2012 года, в неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, и день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. За богослужением Блаженнейший Патриарх Феодор обратился со словом к Предстоятелю Русской Православной Церкви. Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский, возлюбленный о Христе Собрат и Сослужитель, господин Кирилл! Благодатью Вочеловечившегося Христа мы причащаемся сегодня с Вами в Храме Христа Спасителя и, как члены тела Господня, как члены Единой Святой, Апостольской и Соборной Церкви, свидетельствуем современному миру о спасительном Вочеловечении Господа нашего.  Из сонма святых, мучеников и преподобных, чести и священной памяти которых посвящено нынешнее воскресенье, выделяется святитель священномученик Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец. Почитая и празднуя память святого священномученика Филиппа, мы соединяемся с ним, всем существом своим опытно переживаем его монашескую жизнь и подвижнический душевный склад и говорим: у нас, Православной Церкви, то же самосознание, какое было и у святителя Филиппа, который не убоялся воспротивиться произволу властей. Мы — Церковь, которая, подобно Филиппу, не боится сопротивляться беззаконным деяниям. Личность чествуемого нами сегодня святителя открывает суть и силу веры. Вера — это не какое-то обычное психологическое убеждение, но всеобщий факт возрождения и соединения со Христом для участия и общения в Его новом об о женном человеческом естестве. Только с этой святой верой Христовой, которая есть начало нашего единения с Богом, как отмечает и преподобный Серафим Саровский, мы можем, подобно священномученику Филиппу, выдержать и свидетельствовать о Господе, не бояться и знать, насколько ответственной является наша жизнь как христиан, потому что мы — свет миру и соль земли .

http://patriarchia.ru/db/text/1972016.ht...

2 . «Пришлите мне, Тимофей Иванович, экземпляр вашей записки о Павловках, написанной вашего рукою. Он, вероятно, сохранился у вас, а мне очень нужен. Для чего, – скажу при свидании. Нужен теперь же. Преданный вам Архиеп. Амвросий. Дек. 10, 1895». Истинное удовольствие имел преосвященный Амвросий 13-го сентября 1895 года – принимать у себя дорогого гостя – К.П. Победоносцева , которого он всегда глубоко уважал, искренно любил и пред которым он благоговел. Вместе они посетили тогда епархиальное училище, коммерческое училище и семинарию. Обозрев подробно епархиальное женское училище, г. Обер-Прокурор Св. Синода остался им вообще доволен и в книге для почетных посетителей собственноручно написал следующие лестные для училища слова: «13 сентября 1895 года был, с удовольствием. Обер-Прокурор Св. Синода К. Победоносцев », но об училищной церкви заметил, что она довольно тесна. Это замечание дало повод преосвященному Амвросию задумать устроение при училище нового большего трехэтажного церковного корпуса. Уже осенью 1895 года епархиальный архитектор, по указаниям владыки, составил план и смету предположенного здания, которое должно было обойтись в 144,000 рублей, а весною 1896 года уже начата была и постройка его. В 1895 году преосвященным Амвросием были написаны: 1) Слово в неделю 32-ю по Пятидесятнице – «о честности»; 2) Слово в день Преображения Господня – «о самоиспытании в деле веры» (это слово за болезнию владыки нигде не было произнесено). 1896 год преосвященный Амвросий провел в обычных занятиях; наиболее, впрочем, интересовало его окончание постройки Озерянской церкви, приобретение для нее утвари в Москве и построение нового церковного корпуса в епархиальном женском училище. В ноябре месяце Озерянская церковь была совершенно окончена как снаружи, так и внутри. 21-го ноября сам владыка совершил и освящение ее главного престола. После литургии приглашенным лицам, в количестве двухсот человек, была предложена радушная трапеза в сборной зале харьковского епархиального духовенства при духовной консистории. Владыка был благодушен и сердечен. Освящение двух других приделов: левого – во имя св. Димитрия Солунского и правого – во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова – было совершено 24 ноября. Левый придел был освящен пред ранней литургией преосвященным Петром, бывшим викарием харьковским, а правый – перед позднею литургиею – самим преосвященным Амвросием.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В церковном году есть воскресенья, когда, помимо рядовых чтений, положены еще и особые: чтения Недели святых праотец, святых отец пред Рождеством Христовым, по Рождестве Христовом, пред Богоявлением, по Богоявлении. Устав предписывает рядовые чтения Недель святых праотец и святых отец опускать совсем; также в праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, случившиеся в воскресенье, рядовое воскресное зачало не читается. Все эти непрочитанные рядовые воскресные зачала прочитываются во время отступки. При нехватке этих зачал в Неделю по Рождестве Христовом, пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих недель Евангелия 100 , а рядовые чтения этих недель читаются во время отступки. Если и этих зачал не хватит (при разрыве в четыре воскресенья), тогда, по Уставу, читается зачало Недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке. В любом случае при чтении во время отступки зачала располагают таким образом, чтобы пред Неделей о мытаре и фарисее читалось не­пременно Евангелие о Закхее (Лк. зач. 94), рядовое чтение Недели 32-й 101 . Апостолы всегда сопровождают «свои» Евангелия. §1.8. Стиль чтения Евангелия и Апостола Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует отметить, что любой начинающий священно- и церковнослужитель в совершенстве овладеть искусством чтения в церкви может только на практике, наблюдая за опытными священнослужителями и работая над собой. И хотя в книге сложно адекватно выразить практику стилевого чтения Священного Писания в церкви, все же необходимо уделить некоторое внимание этому аспекту. Церковный Устав ничего не говорит относительно стиля чтения Евангелия и Апостола, но практика Русской Церкви выработала следующую традицию. Священнослужитель должен читать Евангелие в среднем темпе (то есть не слишком быстро и не слишком медленно), громким и внятным голосом, заботясь в первую очередь о том, чтобы каждое читаемое слово в точности донести до слушателей. При этом конечная фраза произносится более высоким голосом, а последний ударный слог произносится нараспев, с постепенным повышением голоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Что хождение Иисуса Христа по морю не было произведением фантазии учеников, это видно, кроме вышеуказанных оснований, также из слов Иисуса Христа, которыми Он успокоил учеников, думавших, что это был призрак ( Мф.14:26–27 ; Мк.6:49–50 ), из Его разговора с Петром, простертия Им руки, которою Он поддержал усомнившегося в вере и вследствие того начинавшего утопать Петра, и наконец, из того, что Он вошел в лодку к ученикам ( Мф.14:28–32 ; Мк.6:51 ), – призрак, конечно, не мог делать этого. В частности, о воззрении на повествование о хождении Иисуса Христа по морю, как на докетический вымысел, нужно заметить, что это объяснение, несправедливое по отношению вообще ко всем четырем Евангелиям и обличающее крайнее неуважение к ним, в особенности неудачно по отношению к Евангелию от Иоанна, как потому что в этом Евангелии от 1 гл. 14 ст. и до конца самым решительным и очевидным образом исключается всякая тень докетизма, так и потому, что евангелист Иоанн излагает этот рассказ со всевозможною краткостью, как только переход к последующему, без присоединения каких-либо рассуждений и речей и, следовательно, без особенных дидактических целей. Поэтому единственно правильным нужно принять взгляд на хождение Иисуса Христа по морю как на действительное чудесное событие. Так именно смотрят на это событие евангелисты, излагающее повествование о нем. Того же взгляда держится и Православная Церковь , которая совершенно справедливо видит в этом событии одно из фактических доказательств Божественности Иисуса Христа. Библиографический указатель к 14-й гл. евангелия от Матфея и параллельным Святоотеческие толкования 1) Блаженный Августин . Слово на усекновение главы св. Иоанна Предтечи. «Воскресное чтение», 1815. 2) Св. Епифаний Кипрский . О пророках, их кончине и месте погребения. Иоанн Креститель. «Воскресное чтение», 1810. 3) Прп. Исидор Пелусиот . О четверовластнике Ироде, о Крестителе и об Иродиаде, ч. 2. «Твор. святых отцов», т. XXXV. 4) Матфея 14:14–22 . Блаженный Феофилакт. Изъяснение Еванг., читаемого в 8-ю неделю по Пятидесятнице. «Воскресное чтение», 1810.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Таков был и ублажаемый ныне в светлой памяти Подвижник воздержания преподобный Сергий, с веселием шествовавший по стопам Владыки своего узкий путь. Он претерпел тяжкую скорбь и от брата по плоти, терпел благодушно скорби и от братий и чад по духу, и не уклонился от стези смирения и незлобия, но превозмог кротостию и терпением. За то не только место подвигов его процвело, яко сад Божий, но и в других местах насажденный им и учениками его Обители суть, как благоплодные вертограды при водах. Восприяв образ злострадания и долготерпения Самого Господа, Его Пророков и Апостолов и всех истинных последователей, будем и мы друг ко другу блази, милосерды, прощающе друг другу, яко же и Бог во Христе простил нам есть. ( Еф. 4:32 ). Аминь. 1855 г. в Абалацком монастыре. Слово в 18-ю неделю по Пятидесятнице Изыде от мене, яко муже грешен есмь Господи ( Лук. 5:8 ). Ныне чтенное Евангелие представляет чудную ловитву рыб, которая изумила самых опытных рыбарей своею необычайностию, и уловила их самих в мрежу веры, соделав из ловцов рыб ловцами человеков во спасение. Рыбари, имевшие единственный промысл и пропитание от рыболовства, целую ночь занимались ловлею рыб и ничего не могли поймать. В утро того дня, когда рыбари кончили безуспешную ловлю, и оставив судна, вымывали мрежи, Спаситель, подошедши к тому месту, где рыбари производили лов и где стояли судна их, вошел в одно из них, принадлежащее Симону; седши там, стал учить собравшийся на берегу народ; когда кончил проповедь, попросил Симона отплыть на глубину и закинуть сети для лова. Рыбарь, измученный трудом безуспешной ночной ловли, объясняет о ней с скорбию Учителю: Наставниче, обнощь всю труждшеся, ничесоже яхом; однакож, по слову Наставника, безпрекословно закинул сеть. И что же? Там, где они в продолжении целой ночи ничего не изловили, теперь за один раз поймали такое множество рыб, что прорывавшуюся от тяжести сеть надлежало вытаскивать общими силами товарищей с другого судна, и когда сеть была вытащена: то оба судна до того были наполнены рыбою, что даже тонули.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), прп. (пам. 17 янв., 3 авг. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря в Новгороде. Немногочисленные сведения о преподобном содержатся в НПЛ и дополняются данными жития («Сказание о житии преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород»), известного в списках начиная со 2-й пол. XVI в. Не исключено, что в основе жития лежит более ранний несохранившийся агиографический текст (проложное житие), возможно написанный Андреем, 2-м игуменом Антониева мон-ря (1147-1157), к-рый в сохранившемся житии назван его автором. Вместе с житием А. Р. в рукописных сборниках обычно помещаются предисловие, «Слово похвальное на пречестную память преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина» (написаны ок. 1591 г., список: ГИМ. Муз. 1236, кон. XVI в.) и сказание о чудесах и обретении мощей («О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598), список: ГИМ. Востр. 1053, нач. XVII в.), принадлежащие перу Нифонта, постриженика Антониева мон-ря, работавшего в 80-90-х гг. XVI в., к-рому иногда приписывают также составление жития. По крайней мере в 2 списках XVI-XVII вв. известна духовная грамота А. Р. (сомнения в ее подлинности не имеют под собой достаточных оснований, наиболее вероятная датировка грамоты - до 1131/32). В тех же рукописях, где встречается духовная грамота, сохранилась купчая А. Р. на землю для мон-ря у р. Волхов; в описании границ участка купчая, по всей вероятности, является фальсификатом 2-й пол. XVI в., но в своей основе (формуляр, факт покупки земли преподобным) восходит к подлиннику XII в. Прп. Антоний Римлянин. Икона. XVII в. (ГМИР) Прп. Антоний Римлянин. Икона. XVII в. (ГМИР) В житии преподобный именуется «римлянином», т. е. уроженцем Рима. Когда там начались гонения на православных, А. Р., будучи уже монахом, поселился на берегу моря и, стоя на камне, день и ночь молился Богу. Однажды на море поднялась буря, волна сдвинула камень, на к-ром стоял А. Р., и святой поплыл на камне, «якобы на корабли легце». Через 2 дня камень пристал к берегу Волхова, в житии указывается точная дата - 5 сент. 1106 г. От купца-грека А. Р., не понимавший рус. языка, узнал, что попал в Новгород. Купец представил А. Р. Новгородскому еп. свт. Никите , к-рый поехал на берег Волхова, чтобы увидеть камень и удостовериться в чуде. По благословению святителя А. Р. основал мон-рь там, где пристал его камень.

http://pravenc.ru/text/116106.html

Если ангелы служат орудиями промышления Божия о нас, то крайне было бы грешно и опасно не дорожить их участием в нашей судьбе. Что же требуется от нас для того, чтобы это участие было для нас спасительно? Так как они суть слуги Божии, посредники между нами и Богом, то мы можем надеяться на силу их услуг в отношении к нам не иначе, как под условием упования на Господа и страха перед Господом. Кому дано обетование: «ангелом своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих» ( Пс.90:11 )? Тому, кто исповедует перед Господом: «заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него» ( Пс.90:2 ). Уповающий на милость Господа старается заслужить ее ревностью об исполнении Его св. заповедей, и потому не тщетно его упование. Он живет под кровом Бога вышнего и вверяется попечению о нем святых ангелов, которым свойственно любить всех любящих Господа. С упованием в нем соединяется страх перед Господом. Страхом суда Божия он удерживает себя от греховных искушений, особенно со стороны диавола и всей бесовской силы. Он не видит чувственными очами бесовских нападений, но зрит их ангел Господень и ополчается окрест боящихся Господа и не дает их в обиду нападающим. Молитвами Св. архангелов и ангелов да спасет всех нас Господь Бог своей благодатью. Бесовские козни – Поучение в 23-ю неделю по Пятидесятнице И моляху Его бесы, да не повелит им в бездну ити. Бе же ту стадо свиний много пасомо, и моляху Его, да повелит им в ты внити. И повеле им. ( Лк.8:31,32 ). Сын Божий, Господь Иисус Христос пришел на землю за тем, чтобы разрушить дела диавола, сокрушить царство его. Со времени грехопадения наших прародителей, не устоявших против искушения от диавола, они и потомки их сделались как бы пленниками и рабами его. Область его владычества над людьми или царство его обнимало всю землю. Все народы, за исключением немногих людей, стали служить идолам, покланялись ложным богам, т. е. бесам, ибо, по слову псалмопевца, «бози язык бесове» ( Пс.95:5 ), и по слову апостола Павла, язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу ( 1Кор.10:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Слово Африки Феодора II за в Христа Спасителя 22 2012 р. 15:48 22 января 2012 года, в неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, и день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. За богослужением Блаженнейший Патриарх Феодор обратился со словом к Предстоятелю Русской Православной Церкви. Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский, возлюбленный о Христе Собрат и Сослужитель, господин Кирилл! Благодатью Вочеловечившегося Христа мы причащаемся сегодня с Вами в Храме Христа Спасителя и, как члены тела Господня, как члены Единой Святой, Апостольской и Соборной Церкви, свидетельствуем современному миру о спасительном Вочеловечении Господа нашего.  Из сонма святых, мучеников и преподобных, чести и священной памяти которых посвящено нынешнее воскресение, выделяется святитель священномученик Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец. Почитая и празднуя память святого священномученика Филиппа, мы соединяемся с ним, всем существом своим опытно переживаем его монашескую жизнь и подвижнический душевный склад и говорим: у нас, Православной Церкви, то же самосознание, какое было и у святителя Филиппа, который не убоялся воспротивиться произволу властей. Мы — Церковь, которая, подобно Филиппу, не боится сопротивляться беззаконным деяниям. Личность чествуемого нами сегодня святителя открывает суть и силу веры. Вера это не какое-то обычное психологическое убеждение, но всеобщий факт возрождения и соединения со Христом для участия и общения в Его новом об о женном человеческом естестве. Только с этой святой верой Христовой, которая есть начало нашего единения с Богом, как отмечает и преподобный Серафим Саровский, мы можем, подобно священномученику Филиппу, выдержать и свидетельствовать о Господе, не бояться и знать, насколько ответственной является наша жизнь как христиан, потому что «мы — свет миру и соль земли».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1972018...

Слышать и видеть Благовестие Божие Слово на всенощном бдении накануне Недели 29-й по Пятидесятнице Архимандрит Тихон (Шевкунов) Апостолы Петр и Иоанн у гроба Господня      Мы с вами должны признать, что мы слепы и глухи. Если б мы были не такими, если б мы слышали и видели Благовестие Божие, то мы бы были совсем другими. Но, это проклятие лежит на нас, на человеческом роде, со времени падения Адама. Хотя бы то хорошо, что мы признаем вслед за апостолом, что, сколько бы нам не открывал Господь, все равно на этой земле мы будем слепы. Мы очень многого не видим. И только в пакибытии человек будет потрясен тем, насколько многое было ему открыто, и насколько мало он мог видеть. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:36 мин. Размер 7 Mb ) скрыть способы оплаты Комментарии Ольга 20 февраля 2015, 22:12 Спасибо вам за то,что открываете людям мир,который они не всегда способны увидеть. Я живу в такое время,когда каждый человечек,встречающиеся на моем пути,думает о чем угодно , но только не о не Всевышем . И в этом весь наш грех . И мой тоже . Но даже мысль о подобном может показаться всем- плохим недоразумением моей плохой души .Несмотря на все сказанное, я очень люблю Боженьку и я очень благодарна вам за книгу и необычайные проповеди. Вы помогаете приблизиться к нашему спасителю. Я к нему приблизилась. Но боюсь, я недостойна даже и этого,этой мыслью. Ведь мы столько плохого делаем. А Боженька все равно любит нас как своих детей. Надеюсь,он простит меня за все,а если и не простит,я все равно благодарна ему,что живу с мыслью о нем.Извините,сли написала что -то плохое. Хотела выразить благодарность и за свет,который вы излучаете . р.Божия Ирина 28 декабря 2014, 20:24 О.Тихон! Издайте Ваши проповеди в одной книге и в книгу вложите диски с проповедями,чтобы можно было их слушать в машине. Заранее спасибо! Многие бы купили их. tamara 28 декабря 2014, 17:18 Господи, буди милостив нам, открой нам очи и дай нам зрение. Александр 28 декабря 2014, 15:32 Господи, буди милостив нам, открой нам очи и дай нам зрение, аминь! Ирина 28 декабря 2014, 10:28 Спасибо батюшка.Вразумляете нас грешных.Спаси Вас Господь и многие Вам лета! Алексей 28 декабря 2014, 08:37 Смотрят глазами своими, и не видят, слышат ушами своими, и не разумеют... Юлия Лебедева 28 декабря 2014, 02:15 Как же это верно! У меня сегодня как раз схожие мысли. Многое очевидное мы начинаем видеть только после потери близкого человека. Увы, наверное, так устроен человек, что только страдая он начинает больше понимать и осознавать... Гульсина 27 декабря 2014, 23:35 Даже явное не всегда видим, не то, что скрытное, к сожалению. Или видим, но не обращаем внимание. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/76162.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010