8 . Но поскольку мы утверждаем, что Цельс заблуждается, [судя об этом] понаслышке 31 , то давайте мы по возможности выясним и покажем, что иудеям вовсе не свойственно поклонятся небу и небесным ангелам, как полагает Цельс, но что это [,наоборот,] является преступлением в отношении иудаизма, так же как и поклонение Солнцу, Луне и звездам, а тем более статуям [богов]. И в самом деле, ты найдешь, в особенности в книге [пророка] Иеремии, слово Божие, порицающее через пророка иудейский народ за поклонение [всему] подобному и за принесение жертв «Царице неба» и «всему воинству небесному» ( Иер.7:18; 19:13 ). И слова христиан, обличающие тех из иудеев, кто согрешает, показывают, что если Бог покинул этот народ за какие-то согрешения 32 , то они совершали и этот грех . И в самом деле, в Деяниях Апостолов о иудеях написано: «Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: Дом Израилев! Приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана (Ρομφα), изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им» ( Деян.7:42–43 ). И у ап. Павла, который был подробнейшим образом наставлен в иудейских догматах, но позже стал христианином из-за необыкновенного явления [ему] Христа, в послании к Колосянам говорится следующее: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, что [не] 33 видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» ( Кол.2:18–19 ). Не прочтя и не узнав этого, Цельс, я уж не знаю почему, заставил иудеев, якобы не преступая закона, поклоняться небу и существующим на нем ангелам. 9 . Кроме того, Цельс, запутавшись и не точно разобравшись в предмете, исходя из заклинаний, произносимых во время гаданий и колдовства, предположил, что иудеи, побуждаемые какими-то призраками, которые бывают у заклинателей в зависимости от заклинаний, поклоняются небесным ангелам 34 . Но вместе с тем Цельс не заметил, что они делали это вопреки закону, гласящему: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доведите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

IV. За непочитание родителей Бог детям великие наказания определил: 1) проклятие: проклят бесчестящий отца своего или мать свою (Втор 27:16); 2) смерть: человек, если злое скажет отцу своему или матери своей, смертью да умрет (Втор 27:16). Если дети неблагодарны будут к своим родителям, от которых столько благодеяний получили, то это следует не от чего иного, как от плохого воспитания, и в этом сами родители виноваты, потому что плохо их воспитывали. Так дети родителям своим, за их нерадение и небрежение в воспитании, воздают равное ослушанием, презрением, злословием, а иногда и биением. Не только в этом веке нерадивые отцы такое претерпевают, но и в будущем еще сильнее перед Страшным Судом Божиим наказаны будут. Посему внимайте этому, родители: храните детей своих от соблазнов так, как зеницу глаз ваших, или даже как души свои. Знайте, что вы за них ответ Богу дадите. Он вас за них сильно накажет. Что вы их по-французски, по-немецки, по-итальянски или светским правилам не научите, за то вас Бог не спросит, а за то, что их в добрых нравах не наставите, суда Божия и истязания не избежите. Помните вы это, я вам просто, да правду говорю: если дети ваши злыми будут, то внучата еще злее, а правнучата и еще злее. Ибо злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим не искоренится. А всему тому злу корень и начало – злое наше воспитание.   Здесь, ради малых детей, прилагаются   Заповеди, данные Моисею Богом, с кратким толкованием Они состоят в следующем: 1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов, кроме Меня (Исх 20:2–3). Толкование: Первая заповедь учит, чтобы мы сердцем признавали и устами исповедовали, что есть только один Бог, и понятие о Божественных свойствах такое бы содержали, как в том нас наставляет Божие слово. 2. Не сотвори себе кумира, и никакого изображения ни того, что на небе, наверху, ни того, что на земле, внизу, и что в воде под землею, да не поклонишься им, и да не будешь им служить (Исх 20:4-5). Толкование: Вторая заповедь запрещает идолослужение и всякий непозволительный способ богопочтения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

t.IV, 2 A. s. 222), De-Wette (Bibl. Dogmatik, s. 83) Lutz (Bibl. Theol. s. 78) Gesenius (Comm. üb. den Ies. Th. I, s. 256–268), Dillmann. (Schenkel – Bibel. lexic. Bd. V, s. 282), Ewald (Lehre d. Bibel v. Gott. Bd. II). Hirschfeld (Geschichte des Volkes Isr. 2 B. s. 276). 814 Gesenius, Comm. üb. В. ies. Th. I, s. 257, Baudissin, Studien zur semitischen Religionsgeschichte. H. I, 1876, s. 288. 815 Истинный смысл места Чис. 21:4–9 объясняется в следующих словах кн. Прем. Сол. (16:5–7, 10–12): «и тогда, когда постигла их (израильтян) ужасная ярость зверей, и они были истребляемы угрызениями коварных замиев, гнев Твой не продолжился до конца. Но они были смущены на краткое время для вразумления, получивши знамение спасения ( σμβολον σωτηρ ας), – на воспоминание о заповеди закона Твоего. Ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех.... сынов Твоих не одолели зубы ядовитых змиев, ибо милость Твоя пришла на помощь и исцелила их. Хотя они и были уязвляемы в напоминание им слов Твоих...., но скоро были и исцеляемы.... не трава и не пластырь врачевали их, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово». 818 LXX: τος φεις τος θανατοντας; Vulgata: serpentes ignitos; Luth.: feurige Schlangen; рус.: ядовитых змеев; слав.: змеев умерщвляющих. Поэтому Gesenius (Thesaur III, р. 1341) говорит: « serpent is potius attributum est, quam ipsum serpentem significat». 819 Это и делают, напр., Baudissin (Studien, s. 290), Oehler (Theologie, 3 Aufl s. 705), Delitzsch (Riehm, Handworterbuch, Bd. II, s. 1464) и др. 820 потока. Христианские экзегеты, держась того же значения, гл. saraph, видят в названии, если не определение природы, то, по крайней мере, ту связь с понятием огня, что от него отвлечена идея блистания, чему соответствует изображение явления небесных существ и в других библейских местах ( Иез. 1:13 ; Дан. 10:5 ; Мф. 28:3 ). Но и в древности, а особенно в новое время, собственно принадлежащим глаголу saraph значением считалось и считается значение переходящее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Uc.IX:7 . И велие начальство Его, и мира Его несть предела на престоле Давидове и на царстве его, исправити е и заступити (ему суждено установить и утвердить) его в суде и правде. Ревность бо Господа Саваофа сотворит сие В сем стихе царство Мессии описывается следующими чертами: 1) Мессии, как Царю, приписывается велие (обширное) начальство. Это значит, что в царство Его должны войти все народы и признать над собою власть Христа, как своего Царя. В этом смысле Церковь Христова называется вселенскою. 2) Царствование Христа будет иметь мирный характер, ибо власть Его будет распространяться мирными, духовными средствами, и повсюду будет водворять мир и любовь, – и этому миру несть конца, – т. е. он будет вечен. – На престоле Давидове и на царстве его. Продолжителен был мир в царстве Израильском во время сорокалетнего царствования Соломона, преемника престола Давидова, – но он кончился с его царствованием. Но Христос, потомок Давида по плоти и наследник Его царского достоинства, есть, по слову Архангела Гавриила, такой Царь, который воцарится в дому Иаковли – в Церкви Своей – во веки, и царствию Его не будет конца ( Лyk. I, 32–33 ), – не будет, стало быть, конца и миру в Его царстве, т. е. никогда оно не утратит своего мирного характера и с врагами своими будет сражаться не чувственным оружием, а силой духовной, пока, наконец, не преобразится в царство славы, царство ничем невозмущаемого мира. 3) В царстве Христовом будут господствовать суд и правда. Ему – Христу – суждено установить и утвердить царство Свое на суде и правде. Христос-Царь «будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде и дела страдальцев земли решать по истине» (Исаии XI, 3). Особенно на последнем своем суде Он воздаст каждому по делам его. – ревность Господа Саваофа сотворит сие. – Разумеется ревность о славе Своего имени и о благе человека. Он будет причиной и побуждением к водворению на земли суда и правды. Последние два стиха рассмотренной паремии составляют отдельную паримию, которая читается в навечерие Рождества Христова потому, что в лице новорожденного Христа явилось в мир то Отроча, которому суждено быть Царем, каким Он изображен в сей паремии. XIII. Паримия во вторник третьей седмицы Великого поста (Исаии IX, 9–21; X, 1–4)

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

XXI. И в шестой год седьмой седмины этого юбилея Авраам призвал сына своего Исаака и заповедал ему, говоря; «Я стар и не знаю, когда умру, ибо я пресытился днями своими. И вот мне сто семьдесят пять лет 58 , и в продолжение всей жизни моей я помышлял о Господе, и от всего сердца стремился исполнять волю Бога моего и ходить право по всем Его путям. Идолов ненавидела душа моя, дабы быть внимательным к исполнению воли Того, Кто сотворил меня; ибо Он – Бог живый, и свят, и верен, и праведен во всем, и нет неправды в Нем, чтобы взирать на лице и принимать дары; но Он есть Бог правды, совершающий наказание над всеми, которые преступают его заповеди и нарушают Его завет. И ты также, сын мой, соблюдай Его заповеди, Его установление и правду, и не ходите (?) вслед за мерзостию язычников, и изваяниями и литыми изображениями, и не ешьте крови ни зверей, ни скота, ни различных птиц, которые летают на небе. И если ты закалываешь, то закалывай в жертву мира, которая приятна Богу: закалывай ее, и кровь ее выливай к жертвеннику, с мукою и плодовыми жертвами, смешанными с маслом, вместе с жертвою возлияния. Принеси все это на жертвеннике всесожжения в приятное благоухание пред Господом. Как при жертве благодарения, положи куски тука на огонь жертвенника, именно – тук чрева, и тук внутренностей, и обе почки и весь тук на них, и тук на стегнах, и печень вместе с прилежащими к ней почками. И ты принесешь все в доброе благоухание, которое приятно Господу, с первыми жертвами и возлияниями, которые к сему относятся, в доброе благоухание, как хлеб всесожжения для Господа. Мясо же сей жертвы ешь в этот и в следующий дни, и не дай солнцу во второй день зайти над ним, пока оно не съедено. И ничего не должно оставлять на третий день, ибо это неприятно и неугодно Господу и его нельзя уже съедать. Все, которые будут есть его, понесут на себе грех; ибо так нашел я написанным о сем в книге моих праотцев, в словах Еноха и Ноя. На свою плодовую жертву ты должен положить соли, и без соли завета не должны быть оставляемы все твои плодовые жертвы пред Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

   3. Но выслушай далее и о другом способе изображения Христа в Писании. То, что выше сказал я, относится к Нему прежде Его вочеловечения. Теперь же послушай, что еще говорит Писание: «И Слово стало плотью, и обитало с нами» (Ин.1:14). Тот, кто сказал раньше: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» (Ин.1:1-3), напрасно стал бы изображать нам божество Слова, если бы умолчал о Его человечестве. Для того, чтобы можно было видеть то Слово, Оно здесь со мною вселяется. Чтобы сделать способным меня к созерцанию того (божества), Бог Сам нисходит к моему недостоинству. Приняв естество человеческое от естества же человеческого, Он стал Человеком, приходит с бременем плоти к тому, кто лежал израненный на пути (Лк.10:30-37), чтобы таинством воплощения Своего утвердить слабую веру нашу, просветить наш разум, сделать его способным к созерцанию того, чего никогда не лишался Он через то, что принял. Начал быть Человеком, но не перестал быть и Богом. Вот это есть изображение Христа Иисуса как ходатая нашего, и как Главы Церкви, именно, что Бог стал человеком, который вместе является и Богом, по слову св.Иоанна: «И Слово стало плотью, и обитало с нами (Ин.1:14).    4. Теперь узнайте о том и другом способе изображения Христа из следующих слов апостола Павла: «Он, будучи образом Божиим, — говорит апостол, — не почитал хищением быть равным Богу». Это то же, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Как апостол сказал бы: «не почитал хищением быть равным Богу», если бы Он (Сын) был не равен Богу? И если Отец Бог, а Тот не Бог, то как же Он равен Ему? Там евангелист говорит: «Слово было Бог», а здесь апостол говорит: «не почитал хищением быть равным Богу». И где тот пишет: «И Слово стало плотью, и обитало с нами» (Ин.1:14), там этот сказал: «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп.2:6-7). Обратите внимание: чрез то именно, что сделался человеком, чрез то, что «Слово стало плотью, и обитало с нами», через это Сын Божий «уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Чем уничижил? Не тем, что потерял божество, но тем, что принял человечество, явившись людям тем, чем был прежде, пока не сделался человеком. Так явлением Своим Он уничижил Себя, т.е. сохраняя достоинство величия, принял плоть — одеяние человечества. Через то именно, что Себя Самого уничижил, приняв образ раба (не образ Бога принял. Об образе Бога, когда говорит апостол, не сказал: приняв, — но «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу»), через это именно Он явился посредником (mediator) и Главою Церкви. При посредстве Его мы соединяемся с Богом чрез таинство воплощения, чрез Его страдания, воскресение, вознесение на небо и будущее славное пришествие Его, когда услышим те два решения, которые некогда произнес Господь. Когда услышатся эти два решения? Когда воздаст Он «каждому по делам его» (Мф.16:27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    Назвав его человеком беззакония, сыном погибели, он продолжает: «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2 Фес. 2:9-10). И апостол Иоанн Богослов говорит о нем же в Откровении, в главе 13-й. «Апостолами основанная Церковь пребывает на земле: это Православная Церковь. И здесь Христос. Если услышишь кого, говорящего, — во мне говорит Христос, а между тем Церкви он чуждается, пастырей ее знать не хочет и Таинствами не освящается, — не верь ему...» (епископ Феофан). Потому-то Я и сказываю вам все это, — говорит Господь: ВОТ, Я НАПЕРЕД СКАЗАЛ ВАМ, чтобы вы тверже стояли против обмана. ИТАК, ЕСЛИ СКАЖУТ ВАМ: «ВОТ, ОН (Мессия) В ПУСТЫНЕ», — НЕ ВЫХОДИТЕ, не ходите туда; «ВОТ, ОН В ПОТАЕННЫХ КОМНАТАХ», — НЕ ВЕРЬТЕ. Не так придет истинный Мессия, когда Ему должно будет прийти. Он не будет иметь нужды в указателях.     По толкованию иудейских книжников в субботу дозволялось проходить только две тысячи шагов или около километра, и это расстояние было известно под названием «субботнего пути». Внезапность пришествия Христова... Знамения на небе... Явлен...     ИБО , КАК МОЛНИЯ ИСХОДИТ ОТ ВОСТОКА И ВИДНА БЫВАЕТ — и вдруг блистает — ДАЖЕ ДО ЗАПАДА , ТАК БУДЕТ в свое время и ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  - неожиданно, мгновенно. «А как блистает молния? Она не требует вестника, не требует проповедника, но в малейшее мгновение является во всей вселенной, — говорит святитель! Златоуст, — и тем, которые сидят в домах, и тем, которые находятся во внутренних отделениях дома. Таково же будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы». ИБО , ГДЕ БУДЕТ ТРУП (мертвое тело), ТАМ СОБЕРУТСЯ ОРЛЫ . Как на мертвый труп скоро собираются хищные орлы, так и туда, где явится Христос, за всех умерший, соберутся все святые, царящие на высоте добродетелей, носимые облаками на высоте небесной подобно орлам  и «орлы»  можно понимать так: как на мертвый труп бросаются хищные орлы, так на умерший духовно Иерусалим устремятся римские войска с изображением орлов на своих знаменах. «Тогда следующее слово — «и вдруг» , — говорит один толкователь (епископ Михаил),— должно понимать не буквально: под этим пророческим «и вдруг»  скрываются целые века», — все то великое пространство времени, от разрушения Иерусалима до конца мира, которое у евангелиста Луки названо «временем язычников» ....

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    Народ: «Аминь».     Затем священник трижды благословляет елей, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» и читает над ним молитву: «Господи Боже наш! Милостиво прийми ныне молитву меня, смиренного и недостойного Твоего раба, и пошли благодать Твоего Пресвятого Духа на этот елей и освяти его, чтобы он послужил для освящения и этого места, и построенного на нем дома, а также для удаления всякой вражеской силы и сатанинских козней. Так как Ты — все благословляющий и освящающий Христос Бог наш, и мы воссылаем славу Тебе с Твоим Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков».     Народ: «Аминь».     После молитвы священник окропляет освященной водой все комнаты и стены дома внутри и снаружи, при окроплении каждый раз произносит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Через окропление этой освященной водой да обратятся в бегство все лукавые бесовские силы. Аминь».     Окропив все, берет елей и помазывает им стены дома: сначала восточную стену, затем западную, потом северную и южную, в тех местах, где изображен крест — в его средние, при помазании каждый раз произносит: «Благословляется этот дом помазанием этого святого елея, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».     После помазания елеем на каждой стене перед каждым крестом зажигают свечи. Народ в это время поет стихиру 5 гл.:    «Благослови, Господи, этот дом и наполни его Твоими земными благами, а всех, желающих благочестиво жить в нем, благослови изобилием всяких Твоих небесных и земных даров и сохрани их невредимыми от всяких злоумышленных нападений и, как Щедрый, помилуй по великой Твоей милости».     Затем священник читает Св. Евангелие от Луки 19:1—10 (см. стр. 61). После чтения Евангелия поется 100 псалом, в это время священник совершает каждение во всем доме, после чего произносит следующую ектенью;    1. Помилуй нас, Боже, по великой Твоей милости, молимся Тебе, услышь и помилуй. (Народ после каждого прошения трижды поет: Господи, помилуй). 2. Еще молимся, чтобы Господь Бог ниспослал Свое благословение на этот дом и на Своих рабов (имена) и на всех, желающих благочестии жить в нем, и послал им Своего милостивого ангела, соблюдающего и сохраняющего их от всякого зла и наставляющего к деланию всех добродетелей и к исполнению святых Христовых заповедей. 3. Еще молимся, чтобы сохранил их Господь от голода, истребления, землетрясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и от всякой смертоносной болезни и даровал им здоровье, долгоденствие и изобилие во всем. Воззовем к Нему: Господи, услышь и помилуй. 4. Еще молимся о всех наших братьях и о всех христианах. «Услышь нас, Боже, Спаситель наш» (см. стр. 160).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

   В XXXII главе пророчества Иезекииля мы также удостоверяемся в сказанной страшной истине, что души погибших навеки грешников узнают друг друга. Здесь, в грозно-величественном повествовании, царь египетский изображен сошедшим в ад, находящимся там среди князей и необрезанных, а в 21 ст. означенной главы нам сказано о фараоне: «Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечом» (Иез.32:21).    Это место Св. Писания изображает пред нами жилище ада и указывает, что души отошедших в мир загробный неистовых мучителей, их союзников и их полчища находятся вместе, и мы видим их говорящими с фараоном в аду, когда и он сошел туда к ним. А что царь египетский узнал их, это несомненно, так как вслед за перечислением царей и народов, о которых сказано, что они сошли в преисподнюю, и о которых утверждается (Иез.32:27), что «осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на земле живых», в ст. 31 мы читаем: «увидит их фараон и утешится о всем множестве своем, пораженном мечом, фараон и все войско его, говорит Господь Бог» (Иез.32:31). Из означенного места книги пророка Иезекииля мы узнаем, что царь египетский не только будет видеть тех царей и народы, которых он знал на земле, но что вид этих несчастных, преданных вечным мучениям, доставит ему род дьявольского удовольствия, раз он узнает, что те, которые были соучастниками его преступлений, станут сотоварищами его страданий.    Закончив рассмотрение свидетельств, представляемых Ветхим Заветом, мы теперь приступим к исследованию того свидетельства, которое дается относительно сказанной истины в евангельских повествованиях о земном служении нашего Господа.    В еванг. (Лк. 16:19-21) мы читаем о богаче жестокосердном и бедном Лазаре следующее «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   В тот день святой Павел произнес речь, которая состояла в кратком, но сильном изображении истории еврейского народа от времен патриархов до Давида. Целью этого исторического обзора было, как это сделал раньше и святой Стефан, указать на имевшие место тогда великие благодеяния Божьи. Затем он непосредственно перешел к истории Господа Иисуса Христа и учению о прощении грехов через Него, с сильным предостережением против неверия в Него. Речь его обращена не только к природным иудеям («мужие Израильтяне»), но и к прозелитам врат («боящиеся Бога»), которые занимали особые места на собраниях синагоги. Речь эта разделяется на три части:    1) Вступление с 16 по 22 стих, носящее чисто исторический характер, которое говорит о попечении Божьем над Израильским народом от патриархов до Давида;    2) Главная часть речи с 23 по 37 стих, содержащая учение о Господе Иисусе Христе, как о Мессии, предсказанном в Ветхом Завете — здесь говорится о проповеди Иоанна Крестителя, об осуждении Господа Иисуса Христа, о смерти Его и воскресении; характерно, что и святой Павел, подобно Апостолу Петру (Деян. 2:27—31), приводит те же самые слова Псалмопевца Давида из 15 псалма, утверждая, что невозможно приложить их к Давиду и что они могут быть приложены только ко Христу;    3) Заключение носит чисто-практический характер (стихи 38—41) — в нем Апостол возвещает о прощении грехов всем, кто уверует во Христа, и предостерегает от неверия словами пророка Аввакума (Деян. 1:5). Успех проповеди Апостола Павла и гонение со стороны иудеев (Деян. 13:42—52) Деян.13:42. При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Деян.13:43. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.    Проповедь Апостола Павла произвела, видимо, сильное впечатление на прозелитов (которых Дееписатель называет «язычниками»), так как при выходе Апостолов из синагоги (как видно, еще до формального роспуска собрания, что разрешалось для пришельцев-гостей), они просили их говорить о том же в следующую субботу. Впрочем, в большинстве древних рукописей этого слова «язычники» нет, так что можно полагать, что и иудеи также участвовали в этой просьбе, как это можно заключить из следующего стиха 43, где говорится, что «многие Иудеи последовали» за Павлом и Варнавой. Очевидно, сердца их коснулась благодать Божья.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010