Другой важной археологической находкой была стела Адад–Нирари III (811–783 гг. до Р. X.), обнаруженная в 1967 году в Телль–эр–Римахе в Северном Ираке. В надписи на этой стеле упоминается имя царя Иоаса, сына Иоахаза. Надпись сделана по указанию ассирийского царя, в ней сообщается о том, что в первый год своего правления он «получил дань от Я’асу (то есть Иоаса) самаритянина, от правителя Тира и правителя Сидона». 317 Таким образом, историчность еще одного израильского царя подтверждается археологически.   Пиры, ложа с отделкой из слоновой кости и дорогие благовония   На время правления израильского царя Иеровоама II и иудейского царя Озии приходится деятельность двух великих пророков, Амоса и Осии, которые в своих проповедях обличали народ за вероотступничество, бичевали князей и народ за грехи, забвение Бога и поклонение идолам. Пророк Амос также порицал бесполезную роскошь и чрезмерное богатство Самарии. Хотя сам он жил в Фекое, находившейся в Иудейском царстве, в 19 км к северу от Иерусалима, и именно там проповедовал покаяние ( Ам. 2, 4, 5 ), тем не менее он обличал и северное царство, и особенно его столицу Самарию ( Ам. 4, 1 ), а также идолослужение в Вефиле, где почитали золотого тельца ( Ам. 4,4 ). О самаритянах Амос сказал следующее: «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! Пройдите в Калне и посмотрите; оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? Не обширнее ли пределы их пределов ваших? Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, – вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями и не болезнуете о бедствии Иосифа!» ( Ам. 6,1–6 ). Археология пролила свет на эти слова Амоса, резко осуждающего негу, необузданную роскошь и характерное для самаритян материальное благополучие. В результате раскопок, начатых в Самарии в 1931 году группой археологов под руководством англичанина Дж. Кроуфута, в районе крепости и акрополя Самарии были обнаружены многочисленные фрагменты декоративной отделки из слоновой кости, подтверждающие слова пророка о ложах из слоновой кости. Большая часть фрагментов представляет собой пластины или рамки с рельефами. Очевидно, они украшали ложа или другую мебель. На рельефах встречаются изображения цветков лотоса, лилий, папирусов, львов, быков, оленей, крылатых мифологических существ с человеческим лицом, сфинксов и таких египетских богов, как, например, Исида и Гор. Некоторые изображения украшены золотом, полудрагоценными камнями, порошком из цветного стекла. 318

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Есть другое изображение Св. Троицы, называется оно «Отечество». Ветхозаветная Троица изображается в виде старца, который держит на руках младенца, а между ними Дух Святой. Изображение это не каноническое, но оно вошло в практику, хотя смысла троичного догмата оно и не выражает. Итак, Аврааму является Троица; в этот момент ему говорится о том, что у него через год родится сын. Сарра насмехается над этими словами. «И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась» (18:13–15). Господь знает все помыслы и намерения сердечные. Может быть, внешне это ничем и не выразилось, что Сарра рассмеялась, но в сердце у нее был смех: какой уж там сын, до того ли, когда она состарилась? Но Авраам верил Господу, и верой, которая вменялась в праведность ему, он не усомнился в Его словах. Авраам действительно был веден Духом Святым и настолько доверял этим словам, что места сомнению просто не было в его сердце. Кроме того, в этом видении Господь извещает Авраама о том, что надлежит исполниться Промыслу Божию, и гнев Божий изольется на два нечестивых города – Содом и Гоморру, где жил племянник Авраама Лот. В свое время Авраам и Лот разделились, так как у них было много стад и между их людьми все время происходили из-за них стычки. Авраам сказал Лоту: «Не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (13:9). И Лот пошел в «окрестность Иорданскую» (где были Содом и Гоморра), а Авраам остался близ Сихема, на земле Ханаанской. И вот путники говорят Аврааму: «Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (18:20–21). Опять здесь присутствуют Трое, а говорит Господь как Один. «И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа» (18:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Еще одним символом Страшного суда, который появляется примерно в середине V века и сохраняется в более поздних памятниках, является этимасия — изображение престола, приготовленного для Второго пришествия Господа Иисуса Христа. Идея о престоле, уготованном для судьи, восходит к Псалтири: «Ты воссел на престоле, Судия праведный. …Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой» (Пс 9:5–8). Баптистерий православных в Равенне, V в. На престоле изображается апокалиптический свиток или, в более поздней традиции, книга, запечатанная семью печатями. Эти изображения были особенно характерны для баптистериев. Арианский баптистерий. Равенна, V в. Престол, уготованный для Судии, иногда сочетается с сюжетом «Разоблачение Моисея». Мы видим седовласого старца, поднимающего над головой платок. Из Ветхого Завета нам известно, что Моисей покрыл лицо, чтобы не ослепить израильтян сиянием, которое исходило от него после разговора с Господом. Здесь иллюстрация разработанной святым Викторином из Петтау (ок. 304 г.) богословской формулы: «Что Моисей покрывает, учение Христа открывает». Внутри формулы игра слов — снятие покрова и откровение. В миниатюрах, которыми украшены каролингские турские Библии, можно также увидеть указание на то, кому надлежит снять семь печатей с книги. Это стоящие рядом с престолом лев и агнец. Оба эти животные в Откровении Иоанна Богослова означают Христа. Это Агнец, о котором уже сказано выше, и лев, о котором Апокалипсис говорит следующее: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее». В Базилике свв. Космы и Дамиана мы встречаем изображение, датированное 526 годом. Второе пришествие Господа Иисуса Христа неотличимо от сцены Вознесения. Христос на облаках. Он уходит и приходит одним и тем же путем. Это отсылка к словам ангелов: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11). Интересно, что в древнем храме Вознесения на Елеонской горе не было крыши или купола, для того чтобы видно было место Вознесения Господа. Алтарная мозаика века с изображением Второго пришествия Иисуса Христа. Базилика свв. Космы и Дамиана

http://blog.predanie.ru/article/strashny...

Идея о том, что основная ответственность за смерть Иисуса лежит на римлянах, представляет собой типичный научный миф, возникший под влиянием определенной идеологии и поддерживаемый с конкретными (пусть и весьма благородными) целями. Он занял свое место в современной новозаветной науке наряду с другими мифами – такими, как существование источника Q, из которого якобы возникло первоначальное христианство . Подлинное примирение между религиозными и этническими группами, жившими в прошлом в ситуации антагонизма, не может быть достигнуто путем пересмотра истории, искажения исторических фактов, замалчивания и «замыливания» трудных и болезненных вопросов. Для исцеления исторической памяти гораздо важнее обращаться к истокам, вчитываться в источники, вдумываться в то, как развивались события, искать их подлинные причины. И если говорить об истории суда над Иисусом, то только евангельские повествования позволяют составить о нем реальное, а не фантастическое представление. Любая попытка найти альтернативу неизбежно ставит исследователя на зыбкую почву догадок и гипотез, не подтвержденных источниками. Еврейский народ дал миру множество великих людей, чья жизнь и учение оказали и продолжают оказывать колоссальное влияние на миллионы людей, не принадлежащих к еврейской нации. Вклад израильского народа в формирование христианства был решающим. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в православный храм с многоярусным иконостасом. В нижнем ряду центральное место занимают образы Иисуса Христа и Богородицы. Следующий ряд включает изображения двенадцати апостолов, начиная с Петра и Павла. Затем идет пророческий ряд – изображения двенадцати ветхозаветных пророков. Все эти лица были евреями по крови. Еще один ряд, праздничный, изображает главным образом события еврейской истории. Иисус Христос был самым знаменитым представителем еврейского народа. И Он никогда не отрекался от Своей национальной и этнической идентичности. Самарянке Он сказал: вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев ( Ин.4:22 ), тем самым отождествив Себя с еврейским народом. Апостол Павел говорил о себе: я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге ( Деян.22:3 ). Сравнивая себя с другими апостолами, Павел пишет: Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я (Кор.11:22).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

( Исх. 20:4–5 ).– Но эта заповедь запрещает делать кумиры и какие-либо изображения для обоготворения и поклонения им вместо одного, истинного Бога, ибо, сказано в ней, Господь Бог есть Бог ревнитель, т. е. ревностно оберегает свои права на поклонение со стороны людей и не допускает, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались кому-либо другому ( Ис. 42:8; 48:11 ). Правда, в ней сказано: «не делай никакого изображения», но под этими словами нужно разуметь не всякое изображение, а только обоготворяемое, идольское, заменяющее истинного Бога, потому что в той же книге, немного далее, прямо сказано, что Сам Господь повелел Моисею сделать для скинии изображение херувимов и два из них, «чеканной работы», т. е. выбитые из золота, поместить на крышке ковчега завета, а остальные, вышитые шерстью, – на покрывалах скинии ( Исх. 25:18; 26:1 ). К тому же, если упомянутые слова понимать буквально, т. е. что нельзя делать решительно никакого изображения, то в таком случае и слова 4-й заповеди: «не делай (в субботу) никакого дела» нужно бы понимать буквально, т. е. что в этот день нельзя делать решительно ничего; между тем И.Христос строго осудил фарисеев за такое понимание и сказал, что добрые и неотложные дела можно делать и в субботу ( Мф. 12:5, 10–12 ; ср. Мк. 2:23–27; 3:1–5 ). 628 Во-вторых, сектанты ссылаются на беседу Христа с Самарянкой и говорят, что в Новом Завете Господь отменил всякое внешнее богопомоление, следов., и иконопочитание, так как сказал, что истинные его поклонники должны поклоняться в духе и истине ( Ин. 4:24 ), да и ап. Павел велел молиться только духом» ( Еф. 6:18 ). – Но евангелист Иоанн и ап. Павел в указанных местах совсем не говорят о св. иконах и не отрицают внешнего богопоклонения, а учат о том, что духовное поклонение выше, важнее, чем внешнее. В-третьих, ссылаются сектанты на следующие слова послания Иеремия: «теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых, и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам. Берегитесь же, чтоб и вам не сделаться подобными иноплеменникам, и чтобы страх перед ними не овладел и вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Итак, когда мы говорим о Боге как о Творце, мы имеем в виду, что Бог не есть мир, следовательно, Он не описывается теми характеристиками, которые существуют в мире. Бог нематериален. Каковы основные характеристики мира? Пространство, время, материя, энергия. Следовательно, Бог – вне пространства, вне времени, вне материи и вне энергии. Он иной – Он Дух. Дух есть нематериальное существо по определению. Нематериальность означает, что у Бога нет формы, цвета, вкуса, запаха, объема. Он не передвигается с места на место. У Него нет веса. Его нельзя измерить никакими приборами. Бога Отца изображать нельзя. Часто задают вопрос: «Почему у вас в храме изображают Бога Отца? Это неканонично. Это нарушение. Это запрещение VII Вселенского собора и Большого Московского собора 1667 года». Откуда же взялись такие изображения? В Библии, в Книге пророка Даниила, есть следующее описание: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьма тем предстояла пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» ( Дан. 7, 9–10 ). И дальше к Нему приведен был Сын Человеческий. Здесь нужно понимать, что святой Кирилл Александрийский эти слова понимал как относящиеся к Богу Сыну (Христу), а не Богу Отцу. Именно в этом виде апостол Иоанн Богослов созерцал Христа. В Апокалипсисе Бог Отец упоминается, и апостол Иоанн Его видел, но видел так, что описать Его невозможно. В Откровении описан Некто, сидящий на троне, подобный блеску драгоценных камней: «Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» ( Откр. 4, 3 ). И все. Самого Бога Отца изобразить невозможно, Его вид непередаваем. То, что видели пророки – это образ будущего. Даже если вам скажут, что это изображение Бога Отца, это все равно будет изображение образное, некое отпечатление этой Небесной Славы в уме человека. Но не описание той реальности, которая есть в действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Мы бросили рюкзак, туфли – все, что было в руках, и с плачем от страха бросились бежать обратно. На следующий день пришла бабушка, все забрала из церкви и принесла домой». Складывалось такое ощущение, что разрушающаяся церковь , святой преподобный Никандр, души живших и погребенных здесь монахов (об этом свидетельствуют особые, вытесанные из камня, со знаком схимы, надгробия) и православных предков наших взывают к нам: «Проснитесь!» Как сказал Господь: «И сбывáется в них прорóчество Исáиино, глагóлющее: слýхом услышите, и не имате разумети: и зряще ýзрите, и не имате видети. Отолсте бо сéрдце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и óчи свои смежиша, да не когдá ýзрят очима, и ушима услышат, и сéрдцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их» ( Мф.13:14–15 ). (И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Мф.13:14–15 ). Это о нас. – Сост. Ураган июля 1997 года значительно повредил старую кровлю храма, что ускорило процесс ее разрушения. Обвалилась маковка церкви, дожди размывали росписи. Особым повреждениям подверглись западная стена храма и ризница. Росписи купола и изображения евангелистов Луки и Марка были навсегда утрачены. В августе 2000 г. в день канонизации Новомучеников Российских было обнаружено мироточение стоявшего в алтарной части храма литографического изображения иконы Владимирской Божией Матери. Крупные капли появлялись вновь и вновь, источая временами аромат. Чтобы исключить сомнения, салфетка, лежащая под иконой, была заменена на совершенно новую чистую ткань – через некоторое время и она начала источать тот же запах. Вечером при чтении акафиста типографские краски иконы стали ярче, проступил розовый цвет края рукава одеяния Богородицы и хитона Богомладенца Иисуса. Икона «плакала» в рушившемся храме, повергая приходящих в изумление и священный трепет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Не убивай сына – сказал Он, – Я вижу, что ты так Меня любишь, что и единственного сына не пожалел для Меня. – Тут Авраам увидел барана, который запутался в кустах, и принес его в жертву вместо Исаака. За такую великую веру Господь благословил Авраама, как никого еще не благословлял, и с тех пор Авраам называется отцом всех верующих. Исаак – прообраз Иисуса Христа Но для чего же Господь потребовал от него такой тяжелой жертвы? Конечно, Сам Господь и без нее знал, как сильно Авраам его любит, но этим Он показал любовь Авраама всем людям, чтобы мы могли учиться, как нужно любить Господа. А, главное, это было изображением заранее Спасителя нашего Иисуса Христа. Ведь Он был Сын Божий, и Его Небесный Отец принес в жертву, отдал на страдание за спасение мира. Такое изображение чего-нибудь заранее называется предизображением или прообразом. Этот прообраз был нужен, чтобы помочь людям понять, что Сын Божий явится в мире не как великий царь, а как страдалец. И теперь, когда мы читаем рассказ про то, как Авраам жертвовал своим сыном, нам легче понять любовь Господа, Великую Жертву Его для нашего спасения. Жертва Авраама была прообразом того, как Господь отдал Сына Своего на распятие и смерть для нашего спасения. Этой великой жертвой мы спаслись, и мы ее вспоминаем и изображаем, когда служим обедню. Эта служба (правильнее называть ее литургией), – есть изображение жертвы Спасителя. Хлеб и вино изображают Спасителя Иисуса Христа и, по Его слову и силой Святого Духа, становятся Его Телом и Кровью. Но литургия изображает еще нашу жертву, наше желание принести самих себя в жертву Богу, т. е. отдать себя Богу и делать не все то, что нам приходит в голову, а только то, чего хочет от нас Господь. Такие чувства должны быть у нас всегда, когда мы бываем у обедни, а особенно, когда мы причащаемся. Об этом напоминают следующие слова, которые мы часто слышим на литургии и на других службах: Сами себе и друг друга и весь живот наш (т. е. всю жизнь нашу) Христу Богу предадим . Вопросы: Кто такой был Исаак?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышавши это, они удивились и, оставивши Его, ушли. Думая польстить и смягчить Его похвалами, они говорят вкрадчиво, в надежде, что Он, поддавшись их словам, скажет " не должно давать подать " , а они на этом основании схватят Его, как мятежника, возмущающего народ против кесаря. Потому-то привели они с собой и иродиан, преданных царской власти. Говорят: " Ты не смотришь ни на какое лице " , то есть ничего не станешь говорить в угоду Пилату или Ироду. Итак, скажи нам: должны ли мы быть данниками и людей и отдавать им подать, подобно тому, как Богу даем дидрахму, или же платить только Богу? Говорили это, как сказано, с такой целью: если Он скажет: " не должно платить дань кесарю " , Его схватят и убьют, как сторонника Иуды и Февды, которые восставали против принесения жертв за имя кесаря. Но Иисус на основании изображения кесаря на монете вразумляет их: что носит на себе изображение кесаря и что, значит, принадлежит ему, то кесарю и надо отдавать. Вообще это означает следующее: во внешних делах, касающихся телесной жизни, должно подчиняться царям, а во внутренних, духовных - Богу. Можно и так понимать: каждый из нас должен отдавать демону, этому кесарю преисподней, то, что принадлежит ему. Например, ты гневаешься: гнев - от кесаря, то есть от лукавого; направь же свой гнев на истинного виновника его; другими словами: гневайся и враждуй с дьяволом. Этим самым ты и Божие отдашь Богу: исполнишь Его веление. Еще понимание: мы двойственны, - состоим из тела и души: телу, как кесарю, мы должны давать пропитание и одежду, а более возвышенному в нас - душе, ей соответствующее. В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев: первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Пойми, что поклонение - это иногда способ почитания, a иногда нечто другое, нежели почитание. Среди людей, которые также считают непозволительным поклоняться чему-либо, кроме Бога, есть совсем другие люди, не такие, как ты. Они глумятся над христианами за то, что те поклоняются иконам и людям. Они утверждают, что поклонение и почитание - это одно и то же, храня в уме (al-Baqarah II:34): " Бог приказал всем ангелам поклониться Адаму, и все поклонились, кроме Иблиса, который был изгнан и прибывает с неверными " . Если поклонение - это почитание только Бога, тогда Бог, не сомневайтесь, приказал ангелам почитать Адама Богом! Думая так, как далеки они от Бога! Неужели никто из них не понимает, что поклонение бывает иногда способом чествования. Следует воздерживаться от насмешек над христианами, кланяющимся своему епископу, a также крепко помнить, что Иаков и сыновья низко поклонились Иосифу (Yusuf, XII:100). Не нужно винить кого-либо в том же, что и пророки делали. Сказанное выше, что нет воли Бога на то, чтобы поклоняться только ему, может относится и к иудеям, и к кому- либо еще. Царственное величие христианства заключается еще и в том, что оно не допускает противоречий в Боге, позволяя христианам поклоняться не только Богу. ГЛАВА X Божественной воли нет на то, чтобы верующие не делали изображений и подобий. Достойны упрека те, кто говорит, что художники, изображавшие живых существ, должны будут их оживить в Судный День. Бог говорит в законе (Исх. 20:4) " Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле вниз, и что в воде ниже земли " . Это не значит, что люди не могут изображать того, кто в небе, на земле или в воде. Кто считает по-другому, вносит противоречия в божественную волю, ведь Он повелел Моисею построить скинию, по подобию той, что показал ему на горе. Он сказал ему (Исх. 25:8-9) " Устроят мне святилище, и буду обитать посреди них. Все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте " (Исх. 25:40). Далее Он говорит ему следующее: " Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе " Как ты видишь, так повелел тебе Бог. Если хочешь знать, Он фактически приказал тебе изображать лица и другие части тела, то послушай, что Он говорит Моисею (Исх. 25:18) " И сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки " и затем: (Исх. 25:20) " И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, a лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов " . Заметь, что Бог повелел Моисею сделать лица и крылья точно такими же, что и их образцы, которые Он показал ему на горе. Поэтому, говоря Израилю: " Не сотвори себе кумира " (Исх. 20:4), Бог не подразумевает, что верующие в Него не должны делать вообще никаких изображений и подобий. Скорее, он запретил им те изображения, которые они делали раньше, и которым служили, так как делали это, не зная истинного Бога.

http://pravoslavie.ru/1738.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010