Прем.14:13 . Не было их вначале, и не во веки они будут. 13 . «Не было их в начале…» Писатель ясно выражает мысль, что многобожие – не изначальное, а позднейшее явление в религиозной жизни человечества. К мысли о том, что начальная религия была монотеистической, писатель пришел не путем отвлеченного размышления о существе религиозной потребности в человеке, как в этом убеждаются современные богословы, а через повествование Св. Писания о первых людях, которые знали и почитали единого истинного Бога. «…и не вовеки они будут» . На чем писатель основывает эту свою надежду, он раскрывает в следующем стихе. Прем.14:14 . Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец. 14 . Идолопоклонство потому не может быть вечным явлением в религиозной жизни, что оно явилось по пустому и ничтожному побуждению. Идолы «вошли в мир по человеческому тщеславию…» Κενοδοξα едва ли означает здесь в собственном смысле тщеславие, честолюбие, ибо, раскрывая свою мысль далее, писатель говорит о другом, более благородном мотиве возникновения идолопоклонства, о скорби по любимом покойнике. Поэтому лучше переводить это слово – «пустая мечта», «химера». Прем.14:15 . Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения. 15–20 . В этих стихах писатель указывает двоякое происхождение обоготворения изображений людей. Во-первых, скорбь о любимом покойнике побуждала для сохранения памяти о нем делать его изображение; впоследствии забывалось, что почитаемое изображение представляет человека; ему воздавались божеские почести (15–16 ст.). Во-вторых, подданные делали изображения своих князей, желая воздавать им почести и в их отсутствие; продолжаясь и после смерти князей это почитание переходило в обоготворение (17–20). Таким образом, по мысли писателя книги Премудрости, идолопоклонство явилось прежде всего в форме обоготворения людей, и языческие боги были умершие люди. Такого воззрения на происхождение идолопоклонства не встречается нигде в других книгах Св. Писания Ветхого Завета. Но у древних греческих писателей такой взгляд высказывался неоднократно, особенно же он был развит Эвгемером и по его имени называется обыкновенно эвгемеровским. Из этого источника писатель нашей книги, надо полагать, почерпнул свое объяснение происхождения идолопоклонства. Христианские писатели – Иустин Философ , Климент Александрийский , Тертуллиан , Лактанций , Августин – широко пользовались этим взглядом, как сильным доводом против веры язычников в своих богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Авраам, первый патриарх Израильского народа, был избран Богом, чтобы в его потомстве родился Спаситель мира Христос. Господь заключил с ним Завет, в котором за верность и хранение доброй совести, Аврааму было обещано многочисленное потомство и владение землей Ханаанской. Однако, обещанный наследник родился у Авраама и Сарры уже в преклонных годах. Когда Исаак подрос, Господь, испытывая веру праведника, повелел принести единственного сына во всесожжение на одной из гор в земле Мориа. Окончив трехдневный путь, отец связал сына и положил его поверх дров на приготовленный жертвенник. Занесенную руку с ножом остановил явившийся Ангел. Вместо Исаака в жертву был принесен запутавшийся в кустах овен. Описание На представленном полотне изображена сцена жертвоприношения Авраама. Художник запечатлел тот момент, когда Ангел останавливает Авраама, обратившись к нему со следующими словами: «Авраам! Авраам! … не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» ( Быт. 22:11-12 ). Композиция построена так, что в центре изображена фигура стоящего на коленях седовласого Авраама в одеждах темно-зеленого цвета. Его правую руку с занесенным клиновидным ножом удерживает слетающий с неба Ангел, который перстом указывает на пышный куст и запутавшегося в нем овна. Раскрытая ладонь левой руки патриарха лежит на голове Исаака. Авраам не может перечить воле Бога, однако его любовь к сыну глубока и искренна, и именно поэтому он закрывает ему глаза ладонью. Полуобнаженная фигура юноши со связанными за спиной руками расположена несколько по диагонали к нижнему краю полотна. Он лежит на ярко-красном покрывале, из-под которого видны концы поленьев. Справа у головы Исаака курится кадильница. На заднем плане художник изобразил условный пейзаж — окутанное мраком ночи предгорье с остроконечными уступами скал. История После обучения живописи в Берне, Касселе и Дюссельдорфе в 1837 году Рейтерн стал придворным художником российского императорского двора и получал почётную пенсию. В это время он создает картины на библейские сюжеты, в том числе «Авраам приносит Исаака в жертву». Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/zhertvoprinoshenie-...

Следующий атрибут, обязательный для изображения ангелов, это жезл. У нас его часто называют мерилом. Он не является ни посохом гонца, ни знаком посланничества, отнюдь нет. Это церемониальный жезл,  который восходит к церемониалу при императорском дворе в Византии. Разные посохи носились разными чиновниками. Дионисий Ареопагит считал посох символом царского и владычественного достоинства ангелов. Во всех великих восточных культурах жезл – это символ власти и царского достоинства, хотя иногда в Священном Писании он мог играть у Ангелов роль «волшебной палочки». Например, когда призывается судья Гедеон, мы читаем: «И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его» (Суд. 6,20-21). Жезл и зерцало были позаимствованы из атрибутов византийского императорского церемониала, потому что жезлы подобались только императору, патриарху. Иногда ангелы изображаются с лабарумами, это знамена. Они тоже восходят к древнеримским знаменам-штандартам. Со времен Константина лабарум является обязательным атрибутом византийского церемониала (был императорским боевым штандартом). Эта мозаика изображает нам ангелов в церкви Успения в Никее. Это мозаика VII века, к сожалению, до наших дней она не сохранилась, она была разрушена, сохранились изображения только в фотографиях. По соседству ангел XII века, мозаика из Мартораны на Сицилии. Так вот посмотрите, в руках у них штандарты, лабарумы, на которых было написано «Свят, Свят, Свят». Это отсылка к книге пророка Исайи, где говорится, что серафимы постоянно воспевали пред Лицем Божиим песнь «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля Славы Твоея». Обращаю ваше внимание на одеяния: с VII века меняется тип облачений. Самый ранний пример изменения облачения с хитона и гиматия на торжественное, лоратное облачение сановников византийского двора, мы имеем именно в церкви Успения в Никее. Откуда взялся этот лор, мы сейчас скажем. Сначала скажу о зерцале. Зерцало, оно же держава, заимствовано из византийского церемониала, это инсигния императорской власти. В нашей традиции державу стали именовать зерцалом и считать, что Ангелы узнают волю Господню, смотрясь в нее. Довольно странная ассоциация возникает в таком случае с Медузой Горгоной, на которую нельзя было смотреть. На самом деле никакого отношения к подобным мистификациям, а также никаких ассоциаций с хрустальным шарам для гадания эта держава не имеет. Это намек на царственное величие Ангелов. Ангел из церкви Федора Стратилата на Ручью в лоратном облачении. Так что же такое лор?

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

Филистимляне собрались воевать с израильтянами. Произошла битва, и израильтяне были поражены. После этого старейшины израильские сказали: «Возьмем себе из Силома ковчег Господень, и он спасет нас от врагов». Принесли к войску ковчег завета Божия, а при ковчеге были Офни и Финеес. Но святыня не помогла людям, прогневавшим Бога своими грехами. Филистимляне сразились с израильтянами, разбили их и обратили в бегство, а ковчег завета взяли в плен. Офни и Финеес были убиты. В тот же день с поля сражения прибежал в Силом вестник и рассказал о происшедшем бедствии. Илий в это время сидел при дороге у ворот скинии и смотрел; сердце его трепетало за ковчег Божий. Когда вестник сказал ему, что израильтяне поражены, Офни и Финеес пали мертвыми, и ковчег Божий взят в плен, он упал с седалища своего, сломал себе хребет и умер (98-и лет; 1Цар. 4 ). Пребывание ковчега Господня в земле Филистимской и возвращение Филистимляне, взяв ковчег Божий, принесли его в Азот, в храм Дагона, и поставили подле Дагона 332 . На другой день утром они нашли Догона лежащим пред ковчегом Господним. Они взяли и поставили Дагона на его место. На следующее утро они опять нашли Дагона лежащим пред ковчегом Господним, а голову, обе ноги и обе руки его на пороге. Вскоре самих жителей Азота Господь поразил мучительными наростами, а землю их стали опустошать мыши. Перенесли ковчег Господень в Геф; но те же казни Господни поразили и Геф. Из Гефа перенесли ковчег Господень в Аскалон, – и здесь произошли те же бедствия. Тогда филистимляне поставили ковчег Господень на колесницу, с боку его поставили ящик с пятью золотыми изображениями мышей и с пятью золотыми изображениями наростов, по числу владетелей филистимских, впрягли в колесницу двух отелившихся коров и пустили их идти по произволу, а телят их удержали дома. Коровы сами собою привезли ковчег Господень в землю Израильскую, в Вефсамис. Израильтяне с радостью встретили ковчег Господень, а левиты поставили его на камень. Изрубив колесницу на дрова, принесли коров во всесожжение Господу 333 . При этом случае многие из народа прикасались ковчегу Господню неосвященными руками и заглядывали в него, и за это были поражены от Господа смертью (50.070 человек) 334 . После сего ковчег Господень был поставлен в Кариафиариме, в доме благочестивого левита Аминадава ( 1Цар. 5, 6 ). Освобождение от филистимлян. Правление Самуила

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий, и Сей Сидящий был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду ( Откр.4:2–3 ). 13 . Почему третье Лицо Св. Троицы, Дух Святой, изображается в виде голубя? И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь ( Лк.3:22 ). 14 . Не говорят ли против возможности и уместности изображения лица Божия следующие места Св. Писания: а) слова Самого Бога к Моисею: Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ); б) слова ап. Иоанна: Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ); в) слова ап. Павла: Господь господствующих Единый, имеющий бессмертие, который обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим.6:16 ) Бог есть Дух, и потому Его невозможно видеть, как Духа, т. е. духовного существа Божия, природы Божией никто не видел и видеть не может. Об этом и говорят приведенные выше слова. Но в различные времена Бог являлся людям в различных наружных видах, или подобиях, как сказано выше: в образе ангела [Аврааму], младенца, мужа, старца, голубя, так что человек в этих случаях видел только наружный вид или облик Божества, а духовной природы или существа Божия не видел. Так, например, Иаков говорит о себе: я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт.32:10 ). О Моисее Бог говорил Аарону и Мариам: Устами к устам говорю с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит ( Числ.12:8 ). Михей говорит о себе: Я видел Господа, Сидящего на престоле Своем ( 2Пар.18:18 , ср. Ис.6:1 и Дан.7:9 ; Откр.4:2–11 ). Посему нужно мыслить так, что и на святых иконах изображается не природа или существо Божие, которое по своей духовности невидимо и неизобразимо, а изображаются те наружные видимые явления Божества, в каких Бог благоволил открывать Себя человеку. Объяснение. Хотя Бог являл Себя таинственным образом названным ветхозаветным праведникам, но эти откровения не могли служить поводом и основанием для изображения в ветхом завете лица Божия; ибо только эти праведники были введены в таинственное непосредственное общение с Богом, при котором они и удостоились таинственно зреть лице Божие; а весь народ израильский лишен был такового общения и зрения лица Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Я хочу разъяснить вам, что не одни апостолы, не одни пастыри, но и миряне, одним словом, все ученики Христовы призваны и обязаны проповедывать Христа. Представим этому яснейшее доказательство. Спрашивается, кто видел Христа по воскресении? На этот вопрос св. апостол Павел в 15-й главе 1-го послания к Коринфянам (ст.3–8) отвечает так: я первоначально преподал вам, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, апостолу Петру, потом двенадцати апостолам. Потом явился, – обратите внимание на это, – явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть до ныне остается в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, брату Господню, которому и поручил епископство над иерусалимской церковью. Это пред самым вознесением своим. Наконец явился всем апостолам уже в самый день вознесения. Так как, говоря о явлениях Воскресшего, святые евангелисты отчетливо не указывают, где и когда совершилось такое великое явление Воскресшего, о каком говорит св. апостол Павел, – о явлении более нежели пятистам братий в одно время, из которых в ту пору, в пору написания апостолом Павлом этого послания к Коринфянам, еще большая часть оставалась в живых, а некоторые уже и померли; посему толковники, на основании древнего предания, и положили, что это великое явление изображено в евангелии от Матфея, в последнем зачале; но только изображено без упоминания о точном числе очевидцев сего явления, в количестве более пятисот братий. Обстоятельства же сего великого явления у евангелиста Матфея представляются в следующих чертах. Воскресший Господь назначил собраться апостолам и другим ученикам своим, пред самым вознесением своим, на одной галилейской горе. Кроме одинадцати апостолов, туда собралось более пятисот веровавших во Христа. Апостолы и большая часть из веровавших, увидев Господа, поверглись пред Ним на землю и воздали Ему Поклонение. А иные усомнились в действительности видения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Старость, старец, старчество Старость, старец, старчество ( Uob. XV, 10 ). На Востоке оказывают большое уважение и почтение старцам. В Моисеевом законе заключалось следующее выразительное постановление: пред лицем седого вставай и почти лице старца ( Лeb. XIX, 32 ). В Афинах, Спарте и Египте господствовал тот же самый прекрасный обычай, основанный, конечно, на природе. Если Иов, как полагают, был аравитянин, то в его стране подобное же почтение оказывалось старцам: так, например, Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что три друга его были летами старше его. И седовласый и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего, говорил Елифаз феманитянин Иову ( Uob. XV, 10 ). Иудеи смотрели на долголетие как на особое благоволение Божие. Богом было обещано Израилю следующее: увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля! ( Nc. CXXVII, 6 ) и в другой форме – следующее: войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время ( Uob. V, 26 ). Потому-то евреи так желали долгоденствия и старости, что, по слову Божию, венец славы – седина, которая находится на пути правды ( Npumч. XVI, 31 ) и потому что слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина ( Притч. ХХ, 29 ). Обилие старцев в какой-либо земле служило знаком и доказательством мира и благоденствия. Пророк живописует это следующим образом: Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руках, от множества дней ( Зax. VIII, 4 ). Многолетняя опытность давала престарелым лицам особую способность для исправления различных должностей; и старейшины или люди зрелых и преклонных лет получали различные почетные назначения при Моисее и в последующее время. Жестокость халдейских завоевателей особенно выразилась в том, что они не пощадили ни юношей, ни девиц, ни старца, ни седовласого ( II Nap. XXXVI, 17 ). Живое изображение постепенной старости изображается в книге Екклезиаст, в главе 13-й. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

11 . Прародители наши чрез грех лишились блаженства; и мы, их потомки не блаженствуем; но назначение Божие человека к блаженству пребывает неизменным: потому что Бог, по милосердию Своему, и уклонившегося от блаженства человека предназначил к блаженству чрез Сына Своего, Иисуса Христа, Спасителя мира. 12 . Слово Божие так говорит об этом: Бог избрал нас в Нем (в Сыне Своем) прежде создания мира, т. е. еще прежде сотворения мира всеведущий Бог положил спасти нас чрез Иисуса Христа ( Еф.1:4 ). 13 . Но к блаженству Бог предопределил только тех, которые веруют в Спасителя и идут указанным Им путем к блаженству. Тех же, кто не верует и живет не по Закону Божию, Бог осудил на вечные мучения. В деле спасения Бог не стесняет свободы человека: свободно человек пал, только свободою может и восстать от падения. Бог своею помощью (благодатью) только наклоняет человека к добру и отклоняет от зла, не делая однако принуждения его свободе 18 . д) Промысл Божий о мире и человеке 14 . В Символе веры Бог называется Вседержителем , потому что все, что ни есть на небе и на земле, Он содержит в Своей силе и воле, т. е. над всем владычествует и всем управляет. Слово Вседержитель – то же, что Промыслитель . Сотворив мир, Бог не оставил его без своего попечения или, по-славянски, промышления. Он сохраняет все твари, особенно человека, направляет их ко благу, всякому добру помогает, а возникающее зло пресекает или обращает к добрым последствиям, например, разные беды, болезни и т.п. 15 . О Промысле Божием в отношении к миру и в особенности к человеку так говорит Сам Иисус Христос: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? ( Мф.6:26 ). Весь 90-й Псалом царя Давида „Живый в помощи Вышняго“ есть изображение Промысла Божия о человеке 19 . 16 . Пример на Промысл Божий о человеке представляет собою в Житиях Святых (в Прологе) некто огородник. Живя трудом, он, в надежде на Промысл Божий, весь свой избыток раздавал бедным и – пользовался благоденствием. Злой дух внушил ему следующую мысль: Злой дух внушил ему следующую мысль: „Не имея ничего в запасе, чем он будет жить, если захворает?“ И огородник перестал помогать бедным, а начал копить деньги. И действительно случилось, что он скоро заболел; стал лечиться, и все пролечил, а выздороветь, не выздоровел. Тогда он раскаялся в своем грехе и Бог исцелил его, и он снова начал благотворить бедным, ничего не оставляя для себя, и прожил до смерти благополучно . О втором члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

1Кор.2:6–9 Апостол пишет, как важно, чтобы в новообращенных вера утверждалась «не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор.2:5 ). Он радуется, что благовествование его в Коринфе было «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» ( 1Кор.2:4 ). Но положив такое основание, Апостол говорит, что от верующих не закрыта и мудрость; но мы, – продолжает он, – «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей». Премудрость эта дается «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» ( 1Кор.2:15 ). Премудростью в собственном смысле является Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий. И все, что Он говорил, будучи на земле, отличается, с одной стороны, удивительной простотой: все ясно, все на поверхности. И в то же время всегда чувствуешь, что под этой простотой, как под гладкой поверхностью моря, – неисчерпаемая глубина. Однажды фарисеи придумали очередной хитрый вопрос: «Учитель! … Как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет»? Любой прямой ответ был бы против Иисуса. Если не давать, значит – против римской власти. А если надо, значит соглашается с рабством богоизбранного народа. Обычный человек пустился бы в длинные рассуждения, или сказал бы что-нибудь необдуманное. А Господь начинает с того, до чего бы мы с вами никогда не додумались, но что является совершенно очевидным, с чего просто нельзя не начать. Он говорит: «Покажите Мне монету, которою платится подать». И сами же ответьте: чье на ней «изображение и надпись»? И они сами же ответили: «кесаревы». И сразу каждому ясно, что надо отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу». В словах и поступках Божьих людей – тот же дух: неожиданный поворот, и – совершенно точное раскрытие вопроса. Один подвижник изгонял беса из человека, а бес сказал ему: «Не выйду, если не скажешь мне, кто праведники, а кто грешники»? А подвижник и говорит: «Грешник я, а кто праведник – знает Бог». Читаешь такое, и думаешь: как все просто! В следующий раз и я так же смогу, и у меня так же получится! Но и в следующий раз не получится, потому что тут нужно не просто остроумие, не просто опытность и начитанность. Нужно стяжать самое начало премудрости, которое есть «страх Господень» ( Притч.1:7 ). Поэтому и пишет Апостол: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными», между научившимися всегда ходить пред лицем Господним. Если бы эта премудрость была в людях, то «не распяли бы Господа славы». А кто стал причастником этой премудрости, тому Господь даже говорит: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать: ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   А некоторые изречения, если не будут уточнены аллегорическим изъяснением и умягчены испытанием духовного огня, то без причинения расстройства никак не послужат спасительною пищею для внутреннего человека, и от принятия их последует больше вред, нежели какая-либо польза, каково следующее: да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи. У кого нет меча, продай одежду свою, и купи меч (Лк. 12:35; 22, 36). Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня (Мф. 10:38). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, но смех.    А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, то есть как буквальному, так и иносказательному, так что то и другое изъяснение доставляет жизненные соки душе, каково следующее: если кто ударит тебя в правую щеку твою, то обрати к нему и другую (Мф. 5:39), когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 10:23; 11, 21). Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Св. Писания, именно содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей, делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (Собесед. VIII, гл. 3).     О двояком смысле Св. Писания    Посему о том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение. А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Св. Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, не спешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего.    Ибо иногда, когда об одном предмете произносится различное мнение, то и то, и другое может считаться разумным и без ущерба для веры может быть принято или положительно, или в среднем смысле, то есть так, чтобы не принимать их с полною уверенностью и не отвергать совершенно. Не должно отвергать ни того, ни другого мнения, когда оба они не оказываются противными вере, как например, что Илия пришел в лице Иоанна (Мф. 11:14) и опять придет пред пришествием Христовым; или мнение о мерзости запустения, которая стояла на месте святом (Дан. 9:27), под которою разумеют изображение Юпитера, которое было поставлено в храме Иерусалимском, и еще будет стоять она с пришествием антихриста; так же следует понимать и все то, что изображается в Евангелии (Мф. 24), — что оно исполнилось и пред пленением Иерусалима и в конце мира исполнится. Из этих мнений ни одно не опровергает другого, и первое разумение не упраздняет последующего (Там же, гл. 4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010