12 стих: Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои, – ну вот как Давид мог знать это? Как Давид мог знать это? – Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросают жребий. Невозможно – это не постфактум – невозможно это было Давиду знать за 1000 лет, но как пророк (см. 1Пет. 1:10–11 ), – скажет Пётр, – он Духом Святым все это предвидел (см. Деян. 2:25–35 ). Дух показал ему – нам трудно понять, как он это всё видел: в видении ли, в ночном ли, в воздухе ли перед ним картинами всё это проходило, как это? Но вот, во всяком случае вот вам тема: «Семь слов со Креста в последовательности», какая фраза начальная, какая фраза конечная. И вот трёх полных дней не получается, но во всяком случае сбываются пророчества, сказанные Самим же Господом. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так подобает быть Сыну Человеческому в сердце Земли три дня и три ночи (см. Мф. 12:40 ). А поскольку спешили с погребением, то оно не было совершено полностью по ритуалу. Вот камень-то помазания сохранился – при входе сразу же находится. И вот жены-мроносицы пошли довершить этот чин, и с чем они столкнулись, и чем сопровождалась смерть Христа, об этом поговорим в следующий раз. Я благодарю вас за внимание. И к этим темам нельзя привыкать. И когда тиражируются до безконечности изображения Креста, Христос в терновом венце – нельзя тиражировать на разных продуктах, на разных других эти изображения. Они снижают и нивелируют наше отношение. Превращают неизвестно во что. Нельзя делать это нам такое – это кощунство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

516 В каком смутном состоянии находилась религиозная жизнь Израиля в эпоху Судей, — это можно с достаточною ясностью усмотреть из следующего любопытного рассказа, недаром сохраненного для нас Словом Божиим. «И был муж с горы Эфраим, и имя ему Микайгу. И сказал он матери своей: тысячу сто сребреников, что ты отложила для меня и закляла их в слух мне: вот сребро это со мною, Я взял его; и сказала мать его: благословен сын мой пред Ягвэ. И возвратил он тысячу сто сребреников матери своей. И сказала мать его: посвящая посвятила я сребро сие Ягвэ от руки моей за сына моего, чтобы сделать изваяние и литое изображение, и теперь передаю его тебе. Он же вернул сребро матери своей; и взяла мать его двести сребреников и отдала их мастеру, и сделал он изваяние и литое изображение (пэсэл у масэка) и было оно в доме Макайгу. И муж Мика — дом божий (бэт элогим) у него. И сделал он эфод и идолов (терафим) и уполномочил (ваймалэ эт-яд) одного из сыновей своих, и стал тот ему в священника. Во дни оны не было царя во Израиле: всякий делал угодное в очах своих. — И был юноша из Вифлеема Иудина, родом из колена Иудина (ми-мишпахат Иегуда), и был он Левит, и был он поселенец там. И пошел муж этот из города из Вифлеема Иудина, чтобы поселиться где придется. И пришел в горы Эфраимовы, к дому Мика, идя своею дорогою. И сказал ему Мика: откуда идешь? — И сказал ему Левит: я из Вифлеема Иудина и иду поселиться где придется. — И сказал ему Мика: живи со мною, и будешь мне отцем и священником; а я буду давать тебе по десять сребреников в год и перемену одежд и продовольствие. И пришел (к нему) Левит. И стал Левит с мужем тем. И был юноша у него как один из сыновей его. И уполномочил (ваймалэ эт-яд) Мика Левита, и был тот ему во священника; и был в доме Мика. И сказал Мика: теперь знаю я, что благоволить Ягвэ ко мне, ибо стал мне Левит во священника» (Суд. XVII). Из последних слов вполне ясно, что этот простодушный житель горы Эфраимовой, несмотря на то, что устраивает у себя дом Божий с литыми и лепными идолами и при том сам рукополагает себе во священники сначала своего сына, а потом странствующего Левита (коего левитское звание несколько загадочно, по-

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

54. Моление о чаше Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV7 – нач. XVI в. Классическая иконография включает изображение молящегося коленопреклоненного Иисуса среди пустынных гор и спящих апостолов. Обычно Христос изображается дважды: молящимся и стоящим перед спящими учениками. В верхнем углу изображается небесный сегмент, из которого «нисходит» ангел. Если в Россанском евангелии мы видим фигуры трех апостолов, то на Софийской таблетке в нижнем регистре сцены – одиннадцать спящих апостолов. Следующий эпизод – «Предание Иуды». Эта сцена может получать различную трактовку, и в зависимости от того, какой эпизод больше акцентируется, складываются различные иконографические типы. 55. Поцелуй Иуды. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекционарий 1059 г. из монастыря Дионисиат. Афон Евангелисты сообщают, что при выходе из Гефсиманского сада Христос встретил Иуду Искариота, который стоял в окружении людей, вооруженных мечами и копьями. «Предающий же его дал им знак, сказав: кого я поцелую, тот и есть, возьмите его». Затем Иуда подошел и поцеловал Иисуса, после чего стражники схватили Христа и отвели его к первосвященнику Каиафе ( Мф.26:47–56 ; Мк.14:43–50 ; Лк.22:47–54 ; Ин.18:3–12 ). Изображение на миниатюре сирийского евангелия Рабулы (VI в.) является одной из первых попыток воплощения иконографической схемы, которую можно обозначить как «Поцелуй Иуды». В центре композиции изображен Христос, руку которого лобзает Иуда, рядом два стражника берут Иисуса под руки. Уже здесь определилось фронтальное построение композиции. В дальнейшем сложилась схема, согласно которой Иуда обнимает Христа и целует его в щеку, их окружает толпа воинов с копьями и факелами в руках. Например, на новгородской иконе «Земная жизнь Христа» (1-я пол. XV в.), близкой по трактовке сюжета к южнославянским росписям XIII-XIV веков, в центре над головой Христа, как бы поднятый над толпой, изображен воин в развевающемся красном плаще, а в нижней части сцены – Петр, отрезающий ухо рабу Малху. Последний эпизод иллюстрирует слова Евангелия: «Один из бывших с Иисусом, простерши руки, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

   Преп. Иоанн Дамаскин говорил о почитании святых мощей следующим образом: «Владыка Христос дал нам спасительные источники: мощи святых, многообразно изливающие благодеяния, источающие миро благовония... По закону всякий, прикасающийся к мертвецу, становится нечистым (см.: Чис.19:11); но они не мертвецы. Ибо с тех пор как Тот, Кто есть сама жизнь, Причина жизни, в мертвецех вменяшеся, мы не называем мертвыми усопших в надежде на воскресение и с верою в Него... Через них демоны отгоняются, немощные врачуются, слепые прозревают, прокаженные очищаются, искушения и скорби прекращаются, всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак.1:17) через них для тех, кто просит с несомнительной верою...» 5.4. Почитание святых икон    Священные изображения в христианской Церкви существовали уже во времена апостольские. Известно, что город Помпея в Италии был уничтожен извержением вулкана в 79 г. по P. X., т. е. еще в апостольское время. Тем не менее при раскопках в этом городе были обнаружены молитвенные помещения христиан, где имелись настенные изображения, в том числе и изображение креста. Правда, нельзя однозначно утверждать, что в то время существовала практика особого почитания и поклонения этим изображениям.    Всем известно обвинение протестантами православных в идолопоклонстве именно по причине иконопочитания. При этом обычно ссылаются на соответствующую заповедь Декалога (см.: Втор.5:8-9). Конечно, сначала следовало бы доказать, что христианские иконы действительно суть идолы или кумиры, поскольку в греческом языке слова «икона» (εκν) и «идол» (εδολον) — имеют совершенно разное значение. Против тех, кто не умеет отличать священное изображение от идолов, можно обратить слова ап. Павла: Как же ты... гнушаясь идолов, святотатствуешь? (Рим.2:21-22).    Действительно, в Ветхом Завете существовал запрет на создание и почитание изображений. Это было исторически обусловлено жизнью богоизбранного народа, который находился в языческом окружении, но этот запрет и в Ветхом Завете не был безусловным. Например, Моисей по непосредственному указанию Божию изготовил медного змия, и этот змий много веков хранился во святая святых Иерусалимского храма. Над Ковчегом завета, который находился в святая святых храма, также по непосредственному указанию Божию были сделаны изображения двух херувимов: Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедыват чрез тебя сынам Израилевым (Исх.25:22). Таким образом, херувимы и Ковчег завета были видимым образом невидимого Бога, и отношение к этим видимым образам, безусловно, предполагало благоговейное почитание. В Ветхом Завете описывается случай с израильтянином Озой, который за неблагоговейное прикосновение к Ковчегу завета был поражен смертью (см.: 2 Цар.6:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А если бы Он не был описуем, то перестал бы быть Человеком, и тем более - Посредником, так как с уничтожением описуемости уничтожаются все однородные ей свойства. Ибо, если Он не описуем, то и не осязаем; а если осязаем, то вместе с тем описуем, чему противоречить было бы глупо так как это свойства тела, подлежащего осязанию и изображению. И как Он будет неописуем, если может страдать? Если же Он описуем и может страдать, то, конечно, нужно и поклоняться Ему в том виде, в каком Он изображается. Ибо слава первообраза не разделяется в образе, по выражению Василия Великого. Чествование образа переходит к первообразу т.е. чествование всякого, естественного ли, или художественного образа. Так же точно надобно рассуждать и относительно изображения Честного Креста: через поклонение этому изображению чествуется поклонением и Животворящее Древо; равно как и, наоборот, вместе с уничтожением первого по необходимости уничтожается и второе. Разве исповедание этого изображения не является исповеданием Животворящего Креста? Равным образом и отвержение преображения отвергает сам Крест. Подобное отношение надобно предполагать и между иконой Христовой и Самим Христом всякому здравомыслящему. Впрочем, теперь не время для догматического изложения, которое может легко убедить признать свет истины даже слабоумного. Такова наша, грешных, евангельская вера, таково наше, смиренных, апостольское исповедание; такое передано нам, нижайшим, богопочитание от Отцов! Сверх этого, если не только кто-нибудь из нынешних или древних, но даже если Петр и Павел, - говорим о невозможном, как бы о возможном, - даже если пришедший с самих небес станет учить и проповедовать иначе (см. Гал.1:8), то мы не можем принять его в общение, как не согласующегося со здравым учением веры. Наконец, как бы ни было угодно вашей власти, наше смирение готово скорее страдать до смерти, чем отречься от нашего искреннего исповедания. Примечания 1. Это и следующее письмо написаны в 815 г. по случаю возобновления иконоборческой ереси при императоре Льве Армянине. В заглавии этого письма прибавляется: " Как бы от лица всех игуменов " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Ам.5:25—27. Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары (sacrificium) в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? И носили вы скинию Молоха вашего, и изображение идолов ваших, звезду бога вашего, которые вы сделали для себя. И переселю Я вас за Дамаск, сказал» (вульг. «говорит») «Господь: Бог воинств — имя Ему. LXX: Приносили ли вы Мне заколения (hostias) и жертвы в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? И приняли вы скинию Мелхома и звезду бога вашего Рефама, изображения их, которые вы сделали для себя. И переселил Я вас за Дамаск, говорит Господь: Бог всемогущий имя Ему.    Из этого места мы узнаем, что все жертвы и дары, которые Израильтяне приносили в пустыне, приносили они не Богу, но Молоху, царю своему, скинии которого они носили, и что они покланялись изображению идолов своих и кумиров. Какое было самое изображение или идол, это показывают следующие затем слова: «звезду бога вашего», что по-еврейски называется «cochab», то есть «Люцифера», которому до сего времени покланяются сарацины. Поэтому Господь переселил их за Дамаск, то есть в Ассирию и Халдею, и всемогущество Его определяется тем, что Он есть Господь Бог воинств. Спрашивается: каким образом они приносили жертвы и дары в пустыне не Богу, а царю своему, которого называют Люцифером? С того времени, как они превратили золото в голову тельца, говоря: «сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли египетския» (Исх. 32:4), обнаруживается, что вое, что они делали, делали они не для Бога, а для идолов. Если же мы читаем, что и после того они делали некоторые приношения Господу, то они делали это не по желанию, но по страху наказаний и по причине смерти тех, которые погибли из-за идолов; Господь же взирает не на то, что приносится, а на расположение приносящих. Они всякий раз, как только представлялся случай, возвращались сердцем в Египет и жалели о чесноке, луке, огурцах и мясе египетском, пренебрегая манною, которая была дана с неба (Числ. гл. 11). Что это так мы должны понимать, об этом свидетельствует в истории апостольской первый мученик евангельский Стефан, достойный своего имени: «и сотвориша телца во дни оны, и принесоша жертву идолу, и веселяхуся в делех руку своею.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бегбедер: В Америке много сторонников такого толкования, они называют себя креационистами. Вот что, по-моему, забавно: человечество оказывается плодом кровосмешения. Адам и Ева производят детей, и те совокупляются в пределах семьи. И кто-то по-прежнему воспринимает сие буквально! Выходит, мы – продукт первородного инцеста, оттого мы и выродились – дефективные создания, связанные кровным родством… Ди Фалько: Креационисты привязаны к букве. Мы, христиане, стремимся понять суть вести. В начале истории человечества люди восстали против Бога. Рассказ о яблоке – притча. В том же духе рассказано и о сотворении мира, смысл заключается в том, что у истоков жизни стоит Бог. Вот лишь некоторые примеры (а на страницах Библии их множество), показывающие, какой осторожности требует чтение Библии. Запомним для начала, что оба собрания книг – Ветхий и Новый Завет – боговдохновенны. Они вдохновлены Богом. То, что Он хотел открыть людям, «слово Божие», выражено авторами книг на своем языке, в соответствии с их уровнем культуры, их знаниями и с учетом аудитории, к которой они обращаются. Этим текстам, несомненно, предшествовала устная традиция, а что касается описаний Творения или Потопа, – еще и письменные документы, относящиеся к третьему тысячелетию до Рождества Христова. Археологи нашли в Месопотамии таблички с клинописью, которые повествуют о событиях, описанных в Библии, составленной примерно на три тысячи лет позднее. Наиболее яркий пример – «Эпос о Гильгамеше». Бегбедер: Сегодня в издательском мире из-за этого разразился бы чертовски громкий процесс о плагиате! Ну, хорошо: Библия дает кучу предписаний или заповедей, которые Церковь хочет заставить нас выполнять и сегодня, в то время как они совершенно устарели. Начнем со следующих: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу… Не поклоняйся им и не служи им». Реклама, телевидение, кино творят кумиров, которые порабощают людей. Я и сам много раз нарушал эту заповедь, работая десять лет в рекламе. Мне приходилось создавать изображения, кумиров, организовывать рекламные кампании, иногда я сам поклонялся этим кумирам и увлекал за собой массы людей, превращая их в таких же идолопоклонников.

http://azbyka.ru/fiction/ja-veruju-ja-to...

В Толковой Библии смысл такого построения комментируется следующим образом: «Пророк как бы хочет этим сказать, что он выразил всю полноту страданий своего народа, что он не пропустил ничего, что может быть выражено обыкновенными человеческими словами, с каких бы букв они ни начинались. Только тогда, когда скорбь его утихает, именно к 5-й песни, он перестает соблюдать этот акростишный порядок, и 5-я песнь сохранила только число букв еврейского алфавита, но не есть акростих» 364 . Кроме того, нарушение формы последней песни может символизировать разоренное и расстроенное состояние Иудеи после нашествия Навуходоносора. Пророк оплакивает гибель Иерусалима. Он описывает ужасы осады, то, как матери ели своих младенцев, как умирали от голода и меча. Непогребенные тела лежали среди развалин ( Плач 2:21 ). Рассказывает о своих собственных страданиях и переживаниях во время этого разрушения ( Плач 3 ) и говорит о тех грехах, о нарушении суда и справедливости, о лжепророках, о притеснениях, которыми наполнился перед этим Иерусалим ( Плач 2 ). Затем он возносит молитву к Богу, в которой от имени народа исповедует сознание своей греховности, молит о милости и помощи ( Плач 5 ). Изображение падшего Иерусалима перекликается с евангельским повествованием ( Мф. 24 ). «Руками всплескивают о тебе все, проходящие путем, свищут и качают головою своею о дщери Иерусалима, говоря: “это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли?” Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: “поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели!”» ( Плач 2:15–16 ). О себе пророк Иеремия говорит: «Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением» ( Плач 3:26–30 ). Очевидна параллель с Нагорной проповедью ( Мф. 5:39 ). Преподобный Ефрем Сирин видит здесь таинственное указание на путь монашеского подвига 365 . Послание Иеремии – книга неканоническая, содержит в себе обличение идолопоклонства, довольно развернутое изображение тщетности почитания идолов и многообразные доказательства, что идол не есть бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Видишь ли, человек Божий, до какой бездны нечестия дошли иконоборцы, утверждая, что Христос не может быть изображен на картине? Они, несомненно, иудействуют. Поэтому они не принимают и Богородицы и никого из святых, через отвержение свойственных им образов гнушаясь самих изображаемых. Ибо почитание и не почитание образа относится к первообразу, как говорит свт. Василий Великий. Если ты отверг изображение Креста, то кого ты отверг? Не Животворящий ли Крест? Так и в отношении к царю и ко всякому человеку, так и в отношении ко Христу, и к Матери Его, и ко всякому святому. Ныне Христос отвергается, преследуется и унижается. И блажен ты, отец, подвизающийся и работоборствующий за Православие. Молись же и о мне, несчастном, чтобы мне идти по следам твоей святости и не быть отвергнутым за грехи мои. Послание 24(83). К Игнатию, сыну Я понял то, что ты написал, возлюбленный сын, и радуюсь, слыша голос твой. Впрочем, мое состояние не таково, как ты думаешь. Оно пусто и ничтожно, может быть только ты, как говоришь, получаешь пользу от слов моих. Пиши и получай: зависти у меня никакой не будет. Я понимаю, что при настоящем гонении ты проводишь жизнь в стесненных условиях, так же, как и все скрывающиеся подобно тебе. Но пусть тебя ободряет надежда. Осторожно наблюдай за своими делами вместе с добрым Евсевием, которого приветствую. Общение с еретиками - это не общий хлеб, а яд, повреждающий не тело, но очерняющий и омрачающий душу. Но и о его тайном отвержении не мне говорить, а тем, которые поступают так по страху. О них можно сказать следующее: Из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию (Ин.12:42-43). Если же молитвы богослужения принадлежат православным, то незачем недоумевать, если они совершаются еретиками. Они понимают их не так, как тот, кто составил их, и веруют не так, как гласят самые слова. Ибо все тайнодействие учит, что Христос истинно стал Человеком, а они отвергают это, что бы ни говорили своим умствованием о том, что Он не может быть изображен на иконе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Все эти раны оказываются отмеченными на плащанице.  Однако для получения изображения от тела умершего нужны еще три условия:  1) чувствительная поверхность;  2) предмет, могущий быть зафиксированным благодаря истечению с его поверхности паров (химический фактор);  3) достаточный срок действия.  1. Чувствительная поверхность - сама плащаница (Мф. " И взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницей " (27,59);  Марк. " Купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею " (15,46).  Лука: " И сняв Его, обвил плащаницею " (23, 53).  Итак, сам порядок погребения предусматривал материальную поверхность, которая становилась чувствительной, если была припитана соответствующими реактивами.  2. Химический фактор.  " Пришел также Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоэ литр около ста " (Иоанн, 19, 39) . Смирна не способствует получению изображения, но действие елея достаточно эффективно для получения любого изображения.  3. Срок действия.  Начало действия дано в текстах Матфея (27, 57-8, 60), Марка (15, 42-43, 45-46), Луки (23, 52--53); Иоанна (19, 38, 41-42) - оно началось после полудня, но до шести часов вечера (с этого часа началась суббота) - конец действия обозначен в текстах Марка (16, 1), Луки (24, 1-3), Иоанна (20, 1-2) - из них мы знаем, что на рассвете следующего за субботою дня тела в гробе не оказалось. Следовательно, оно находилось там со второй половины дня пятницы до какого-то часа ночи с субботы на воскресенье, то есть приблизительно 30 часов. Это время, в среднем, приблизительно необходимо, чтобы получить в лаборатории на смоченном елеем холсте изображение, нарисованное испарениями углекислого аммония. Соблюдено было и еще одно условие - неподвижность атмосферы. Тело было положено в гроб, высеченный в скале и закрытый камнем. Если бы тело лежало больше тридцати часов изображение потускнело бы, тем более что ко временному действию возможных аммиачных испарений, которые к тому же образуются не во всех случаях смерти, прибавилось бы и влияние последующего тления. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010