В.С. Анисимов, глава пресс-службы Украинской Православной Церкви, заслуженный журналист Украины - Василий Семенович, намеченный на 8 июля Собор УПЦ вызвал традиционную бурю споров, страхов, версий. Чем ты можешь это объяснить? - Тем, что Православная Церковь в Украине пользуется огромным авторитетом и влиянием, поэтому многим интересно, что в ней происходит. С другой стороны, к Церкви продолжают относиться, как к политической партии или общественно-политической организации, где в руководстве идет постоянная борьба влиятельных группировок, плетутся интриги, молодые и алчные пытаются проглотить великих и мудрых и т.д. По этой матрице светские СМИ и «раскатывают» церковную проблематику. Но ведь понятно, что законы политики к Церкви непреложны. Уже на следующий день после Синода я двадцать комментариев дал о нелепости избрания местоблюстителя, замены старших членов Синода молодыми и т.д., но ведь мало кто слушает, и море конспиралогических версий гуляет в сети. - Я имею в виду не светские СМИ, а верующих, причем, из многих епархий. Почему всякое подобное собрание вызывает страхи и опасения, что на них примут что-то непоправимое и опасное для Церкви, разрывающее ее единство. Откуда это недоверие к священноначалию? Ведь опять мы видим обращения, призывы к стояниям. - Ты знаешь, до прихода к власти оранжевых таких опасений не было. А потом появился страх, что наши епископы дрогнут, их переломают, и он был небезоснователен, поскольку власть при Викторе Ющенко много и основательно интриговала против Церкви, о чем сегодня глава его тогдашнего секретариата Виктор Балога сам не без удовольствия рассказывает журналистам. И вот эта инерция страха продолжается, множество звонков поступают в пресс-службу, даже факсы длиннющие с подписями прислали верующие Запорожской, Черниговской и еще каких-то епархий: не допустите автокефалии! Хотя это вообще не предмет соборного обсуждения. Да и власть ныне проправославная, правда, с некоторыми досадными униато-раскольничьими вкраплениями. Она понимает Церковь, уважает ее единство и никакого давления на нее не оказывает. По крайней мере, до сих пор. Что же касается Собора, то архиепископы Митрофан и Александр провели пресс-конференцию, на которой изложили его программу.

http://pravoslavie.ru/47489.html

Василий Васильев Глава IV. Порядок и ход канонизации Русских святых с половины и до XVII века включительно Приступая к обозрению общего хода и порядка канонизации наших святых после Макарьевских соборов и до века включительно, мы должны бы, прежде всего, представить историю канонизации каждого святого отдельно и потом уже, на основании представленных фактов, составить себе понятие о том, как у нас совершалась в это время канонизация святых. Но по некоторым причинам мы отступаем от этого плана и избираем другой, более короткий путь, по которому мы уже не будем излагать канонизацию каждого святого отдельно, а прямо представим только общий ход и порядок совершения ет за это время. Без сомнения, путь этот короче. Вся черновая работа по собиранию материала будет уже не видна читателю, которому представлены будут только одни выводы, – это одна причина. Другая причина заключается в том, что самая канонизация святых у нас к этому времени принимает более определенный характер. Ибо те правила, которые были установлены на Макарьевских соборах, как мы уже говорили выше, вошли в постоянную практику нашей Церкви последующего времени; вследствие чего каждый факт канонизации является в своих существенных чертах повторением прежнего. Не излагая, поэтому, истории канонизации каждого из святых, канонизованных нашею Церковию в этот период, мы сделаем только краткий перечень их с указанием времени их канонизации. В этот период, обнимающий собою время с половины XVI и до XVIII века, были канонизованы следующие святые. При митрополите Макарии: преп. Савва Крыпецкий, канопизация которого была вызвана открытием в 1554 году его мощей 462 ; тогда же собор определил праздновать память его; житие этого святого, написанное по просьбе братии Крыпедкого монастыря Псковским священником Василием, явилось в следующем 1555 году 463 ; Никита, архиепископ Новгородский, канонизация которого совершилась в 1558 году, когда открыты были мощи его и когда составлено было житие этого святого. Впрочем, мысль об открытии мощей этого святителя явилась несколько ранее 1558 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Василий Попов Часть первая Глава I. Освобождение иудеев из вавилонского плена Момент выхода указа Кира об освобождении иудеев из плена как момент рождения иудейства. Определение времени выхода указа Кира. Двоякая версия этого указа ( 1Ездр. 1:1–4; 6:3–5 ). Возражения отрицательной критики против подлинности первой и второй версии и доказательство достоверности той и другой. Попытки объяснения различия версий. Синтез их положений. Причины освобождения Киром иудеев. Вопросы, касающиеся пунктов указа о пожертвованиях освобожденным иудеям и выдаче им храмовых сосудов (число сосудов). Факт первого возвращения иудеев из плена вавилонского в Палестину является в истории теократического народа начальным пунктом нового «послепленного» периода его жизни, называемого еще в науке периодом восстановления израиля или происхождения иудейства. Но если возвращение и прибытие иудеев в Палестину из вавилонского плена является начальным пунктом происхождения иудейства de facto, то освобождение иудеев от плена – время выхода указа Кира ( 1Ездр. 1:1–4 ) – по справедливости должно считать моментом рождения иудейской общины de jure. Освобождение иудеев от плена – необходимый prius возвращения. С этого-то момента освобождения мы и начинаем свою работу. На вопрос, когда иудеи были освобождены от плена, дают ответ 2Пар. 36:22–23 и 1Ездр.; но так как эти книги в указанных местах почти буквально повторили друг друга, то мы ограничимся приведением свидетельства кн. Ездры, как по преимуществу главного источника для восстановления послепленного периода истории еврейского народа. Свидетельство это следующее: «в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, и он повелел объявить по всему царству своему... кто есть из вас, из всего народа Его (Иеговы)... пусть он идет в Иерусалим ( 1Ездр. 1:1–3 ). По-видимому, дата освобождения иудеев от плена в данном месте указана настолько определенно: «в первый год Кира, царя Персидского», что и не остается желать каких-либо еще хронологических пояснений, тем более, если примем во внимание еще то обстоятельство, что библейская хронология вообще располагается не по одной какой-либо непрерывной и строго последовательной эре, а по годам управления каждого из царей. Отсюда ясный вывод тот, что стоит только обратиться к древней истории, располагающей управления царей по строго определенной эре, по так называемому счету лет до P. X., и посмотреть, к какому именно году приурочивается здесь вступление на престол Кира, или первый год его царствования, чтобы к этому году отнести и освобождение иудеев из плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ввиду сложившихся предстоятельств Патриарх Кирилл встретится с папой Франциском в Гаване 6 февраля, 2016 Патриарх Кирилл встретится с папой Франциском в Гаване Представители Московского патриархата вчера официально объявили, что в конце следующей недели патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретится с папой Франциском. Первая в истории церквей встреча пройдет на нейтральной территории — в аэропорту Гаваны. Этот религиозный саммит готовился последние несколько десятилетий. Добиться результата, говорят источники, близкие к переговорам, удалось в том числе благодаря «взаимной симпатии Франциска и президента Владимира Путина». О предстоящей встрече первоиерархов Русской православной (РПЦ) и Римско-католической церквей вчера объявил глава внешнеполитического ведомства РПЦ митрополит Волоколамский Иларион. «Ввиду пересечения маршрутов патриарха Кирилла и папы римского Франциска, который в эти же дни будет посещать Мексику, принято решение о проведении встречи на Острове свободы 12 февраля,— заявил митрополит.— Встреча состоится в аэропорту Гаваны». Напомним, разговоры о возможной встрече патриарха с католическим понтификом ведутся в течение последних двух десятилетий. Так, в 1996-1997 годах стороны были близки к договоренности относительно личных переговоров патриарха Aлekcuя II и папы Иоанна Nabлa II в Австрии. Однако глава РПЦ в последний момент отказался из-за проблем, по которым не удалось достичь согласия. «Прежде всего это касалось действий грекокатоликов на Украине и прозелитизма католических миссионеров на канонической территории Московского патриархата»,— уточнил вчера митрополит Иларион. При Бeheдukme XVI отношения церквей вышли на новый уровень. «Он сумел снять то напряжение, которое существовало при предыдущем понтификате»,— рассказал митрополит Иларион «Ъ» в декабре 2013 года. Однако в марте 2013 года папа Бенедикт ушел в отставку. «Я думаю, что если бы он не ушел на покой, то, может быть, состоялась бы встреча патриарха с ним»,— признался в связи с этим митрополит Иларион.

http://pravmir.ru/vvidu-slozhivshihsya-p...

Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский Будучи преемником святого Афанасия Великого , а также и архиепископа Александрийского Феофила (врага Златоуста), святой Кирилл обладал в Египте огромной властью и авторитетом и всю жизнь умело пользовался этой властью во имя успеха своих убеждений. Дата его рождения нам неизвестна, но мы знаем, что он всю свою жизнь посвятил духовной карьере и был рукоположен во епископа александрийского в 412 году. Он был племянником Феофила и епископом стал не случайно – в египетской Церкви в IV-V веках образовалась настоящая династия архиереев, в которой должность передавалась почти регулярно от дяди к племяннику: святому Афанасию наследовал его племянник Петр, Петру – его племянник Феофил, святой Кирилл был племянником Феофила, а сам он в свою очередь был дядей следующего епископа – Диоскора. Все это обеспечивало монолитность и единодушие александрийской Церкви, основную массу которой составляли говорящие по-египетски коптские крестьяне, хотя в самой Александрии в культурных кругах говорили и писали по-гречески. Между Александрией, старым центром христианского Востока, и новой столицей- " выскочкой», Константинополем, существовало давнее чувство ревности и соревнования. Петр Александрийский не признавал епископство Григория Богослова в Константинополе (381 год) и поставил ему соперника – Максима Циника. Святитель Иоанн Златоуст , вероятно, намекая на династические порядки египетской Церкви, называл Феофила «фараоном». С неменьшим основанием то же самое прозвище подходило и святому Кириллу. Когда в 417 году тело Златоуста было привезено в Константинополь, Кирилл негодующе писал: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?» Свою бурную карьеру Кирилл начал диаконом при Феофиле и в этом качестве присутствовал на соборе «под дубом», осудившем, как мы помним, Златоуста. Позднее, уже будучи епископом, он непосредственно участвовал в знаменитой ссоре с представителем императора, префектом Египта Орестом. В общей смуте участвовали также и монахи, толпами пришедшие из пустыни на зов Кирилла. Во время уличных демонстраций один из монахов, Аммоний, был задавлен насмерть, и Кирилл немедленно объявил его мучеником. Историк Сократ по этому поводу замечает, что люди благоразумные отнеслись к энтузиазму Кирилла с неодобрением, правильно полагая, что Аммоний погиб не за веру, а исключительно по своей собственной глупости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава 10. Хлопоты Московского правительства о восстановлении Паисия александрийского и Макария антиохийского на их патриарших кафедрах и о разрешении от запрещения Паисия Лигарида Заявление Никона, что приехавшие в Москву восточные патриархи Паисий александрийский и Макарий антиохийский не настоящие патриархи, а отставные. Справедливость этого заявления Никона. Хлопоты нашего правительства о возвращении Паисию и Макарию отнятых у них патриарших кафедр. Отправка с этою целью в Константинополь послов Нестерова и Вахрамеева. Переговоры по этому поводу послов с турецким правительством, увенчавшиеся полным успехом. Хлопоты нашего правительства пред константинопольским и иерусалимским патриархами о восстановлении Паисия и Макария на их патриарших кафедрах и о признании Константинопольскою церковью деяний Московского собора 1667 года. Истинный характер отношений патриархов Паисия и Макария к нашему правительству, сказавшийся как в мотивах их поездки в Москву, так и в их последующих обращениях к государю, Паисий Лигарид был запрещенный архиерей. Неудачные хлопоты государя добыть от иерусалимского патриарха разрешение Лигариду, который так и умер неразрешенным. Восточные патриархи произвели в Москве суд над патриархом Никоном , суд над старообрядцами и всей русскою церковною стариною, сделали свои авторитетные постановления относительно разных сторон русской церковной жизни в видах ее успокоения, водворения в ней более лучших и совершеннейших порядков и, получив за свои труды довольную милостыню, направились в обратный путь. Дело, соборно совершенное ими в Москве, казалось во всех отношениях вполне прочным, не вызывающим каких-либо сомнений и недоумений, так как все сомнительное патриархами было разъяснено, колебавшееся прочно установлено. Наше правительство, как светское, так и духовное, могло теперь успокоиться относительно мирного течения нашей церковной жизни, ему оставалось только практически проводить в жизнь то, что было постановлено на соборе. Но все это только казалось. В действительности же нашему правительству приходилось пережить по поводу уже закончившегося собора много беспокойств и волнений, пришлось употребить особые хлопоты даже перед самим турецким султаном, чтобы спасти собор 1667 года от зазора и нареканий со стороны. Дело тут заключалось в следующем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Глава 12. ПРЕПЯТСТВИЯ К ЧИСТОЙ МОЛИТВЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 12.1. Празднословие, нецеломудрие, сребролюбие – несовместимы с чистой молитвой При чистой молитве, по словам святого Кассиана Римлянина, «недопускаемы развлечения, пустословие, многословие и шутки, а пагубное возбуждение плотской похоти и сребролюбие должны быть с корнем исторгнуты» 738 . Итак, празднословие, нецеломудрие и сребролюбие – вот препятствия, от которых должен освободиться молящийся. Насколько вредно для молитвы празднословие, показывают следующие слова святого Илии Екдика: «Не пребудет с тобой молитва, если замедляешь в суетных помыслах внутри и в пустых беседах вне; но она скоро возвращается к тому, кто ради нее многое отсекает в себе» 739 . «Молитва, подкрепляемая слезами, – говорит святой Илия Екдик, – извергает из души во вне все враждебные ей помыслы; но их возвращает опять блуждание ума, усиливаемое празднословием, которое изгнавший изгоняет вместе и всегубительное зло дерзости (несдержанности во взорах, речах и движениях)» 740 . Нецеломудрие также стоит в ряду крупных препятствий к молитве. Не хранящий целомудрия этим самым отвергает себя от единения с Богом, как об этом говорит святой апостол Павел: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» ( 1Кор.6:15 ). Нецеломудренный нарушает заповедь Господа: «а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ), учившего о недопустимости не только греховных дел, но даже и мыслей. Поэтому святой Исаак Сирианин призывает «возлюбить целомудрие, чтобы не постыдиться во время молитвы своей пред Богом» 741 . Средством, очищающим молитву и способствующим ей, является также и нестяжательность. «Не отрицайся, – говорит преподобный Нил Синайский , – от нищеты и прискорбности (жизни), – сих орудий (крыльев) легкой молитвы». Святой Иоанн Лествичник свидетельствует, что лишь «нестяжательный чисто молится, а любостяжательный во время молитвы бывает исполнен вещественных образов и будто им молится» 742 . 12.2. Память о смерти – мать непрестанной молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Глава 12. Сношения второй русской духовной миссии в Иерусалиме с Абиссинами Инструкция, которая была дана нашим правительством второй русской духовной миссии в Иерусалиме, требовала, чтобы миссия наша, не ограничиваясь одним Иерусалимом, распространяла свое влияние и действия и на соседние патриархаты, т.е. антиохийский и александрийский 330 . Сношения второй русской миссии в Иерусалиме с антиохийским патриархатом выразились, как мы уже знаем, в живом и деятельном участии ее в воссоединении сирийских униатов (мельхитов) с православною церковью, состоявшемся 26 ноября 1860 года 331 , и отчасти в содействии сиро-халдейским несторианам (насколько эти последние могут быть рассматриваемы, как община, входившая в область юрисдикции антиохийского патриарха) в их стремлении присоединиться к русской православной церкви 332 . Что касается, в частности, александрийского патриархата, то наше правительство рекомендовало иерусалимской миссии обратить здесь особенное внимание на коптов, которые были «нам не враждебны», и на синайскую обитель. В отношении этой последней рекомендовалось, в частности, миссии примирить иноков ее с александрийским патриархом, который не позволял им устроить домовую церковь на их подворье в Каире, и вообще стараться восстановить упадающую обитель, которая, по выражению составителей инструкции для миссии, «должна быть рассадником христианства». Но, к сожалению, нам ничего неизвестно о сношениях нашей второй духовной миссии в Иерусалиме с александрийским патриархатом. На основании переписки преосв. Кирилла, можно с несомненностью утверждать только то, что начальник нашей иерусалимской миссии собирался в Египет, куда приглашал его сам александрийский патриарх. «Осенью думаю, – писал он 10 августа 1859 года преосв.  Макарию (Булгакову) , – опять сделать маленький вояж по Египту, которого еще не видал и куда уже зовет блаженнейший александрийский: вояж непродолжительный, благодаря железным дорогам и пароходам. Может быть, после взгляну и на самостоятельную кипрскую иерархию, чтобы, таким образом, иметь по возможности полное понятие о восточной церкви…» 333 . Через два года после того преосв. Кирилл, видимо, не оставлял своей мысли о посещении Египта, Александрии и даже далекой Абиссинии. 28 декабря 1861 года он писал своим петербургским родным, между прочим, следующее: «один край совсем еще нетронут. А как зовут туда, как ждут там (в Александрии) меня и как чудесно расположились там все обстоятельства! Если бы Господь благословил! Уповаю на Его милость, хотя чувствую, очень чувствую, что и враг не спит» 334 . Незадолго пред этим, 7 декабря 1861 года он писал к преосв. Макарию: «я прошусь на время (на полгодика этак) в Абиссинию, куда мне проложена уже дорога» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Глава 13 Зач. 70. Ответ Господа сказавшим Ему о погибели Галилеян. Читается в четверг 25-й недели по Пятидесятнице. Этот ответ, как равно и дальнейшее повествование св. Луки – притча Христова о смоковнице и исцеление Им скорченной женщины – находятся только в Евангелии сего евангелиста. Лк.13:1 . Приидóша же нецыи в тó врéмя, поведающе емý о Галилéех, ихже крóвь пилáт смеси с жéртвами их. (В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.) Приидоша нецыи (пришли некоторые) и пр. Кто были эти некоторые, рассказывавшие Господу об избиении царем Иродом галилеян, и с какою целию они рассказали Ему об этом, не видно из повествования. Быть может, это была новость дня и притом такая необыкновенная; или, если рассказывавшие были врагами Христовыми, то они ожидали, не скажет ли Господь по сему случаю о правителе Иудейском чего-либо такого, за что можно будет обвинить Его, как оскорбителя власти (Мих.), как иногда делали они. Галилеяне были евреи, из области иудейской земли или Палестины, называвшейся Галилеею. В первые времена Христовы, как известно ( Лк.3:1 ), эту землю составляли следующие области: Иудея, Самария и Идумея, которыми управлял Архелай; Галилея и Перея, которыми управлял Ирод Антипа; Ватанея, Трахонитида и Авранитида, которыми управлял Филипп. Правители все трое были дети Ирода, который за свои заслуги пред римским императором получил в управление Иудейскую землю. Пилат, это – позднейший правитель иудеи, при котором пострадал Господь. Смешал (смеси) кровь с жертвами их. Полагают, это было следующим образом. Пилат велел поставить в Иерусалимском храме статую римского императора и потребовал, чтобы иудейские священники приносили пред нею жертвы. В это время в ограде храма находились многие галилеяне, пришедшие для жертвоприношения. Они сильно восстали против предпринятого Пилатом осквернения дома Божия и за свое сопротивление были убиты римскими воинами, причем кровь убитых смешалась с кровию закланных ими жертвенных животных (Воскр. Чт. 20. стр. 204). Хотя Галилея в то время не подлежала управлению Пилата и ею управлял Ирод Антипа, но от Пилата, судя по его характеру, можно было ожидать всего. Не находится ли в связи с этим поступком, замечает еписк. Михаил, то, что Пилат был во вражде с Иродом ( Лк.23:12 )? Объясняют убиение галилеян и другим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 13. ИСКУШЕНИЯ ОТ БЕСОВ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ 13.1. Искушения от бесов через мысли Люди, достигшие известных высот в молитвенном подвиге, подвергаются еще особым искушениям во время молитвы. Про таковых святой Иоанн Карпафский говорит, что, «которые сильнее налегают на молитву, те подвергаются более страшным и свирепым искушениям» 767 . «На высоких подвижников нападают демоны» 768 , – пишет святой Максим Исповедник . Искушения эти проявляются различно. По словам священномученика Диадоха, «бесы отнюдь не хотят, чтобы люди как-нибудь удостоверялись в том, что они гнездятся в них, дабы ум, верно зная это, не вооружился против них непрестанною памятию о Боге» 769 . Большею частию, принимая, по слову апостола, вид ангела света – «и не дивно: сам бо сатана преобразуется во ангела света» ( 2Кор.11:14 ), – темные силы влияют на человека через его мозг, стремясь внушить ему, что то или иное видение посылается от Бога. На самом же деле это оказывается лишь вражеским действием. Преподобный Нил Синайский рассуждает об этом таким образом: «Когда ум начнет наконец чисто и бесстрастно молиться, тогда демоны наступают на него уже не от шуиих, а от десных: представляют явления будто славы Божией и какое-либо образное представление, чувству приятное, так что ему покажется, будто он совершенно достиг уже цели молитвы. Это, как сказал один знающий дело муж (Евагрий), бывает от страсти тщеславия, и от бесовского прикосновения к известному месту мозга, и от потрясения (или воспаления) в нем жил... От этого тщеславие подвигается на помысл, понуждающий ум легкомысленно присвоять себе Божественное и существенное ведение» 770 . Но опаснее всего в данном случае, по словам преподобного Нила, следующее: так как человека «не тревожат плотские нечистые страсти, а он чисто предстоит в молитве, то ему никак не думается, чтобы тут было какое-либо вражеское действие, – и он уверяется, что это есть точно Божественное явление, тогда как оно произошло от демона, который, крайнюю употребляя хитрость, чрез мозг, как мы сказали, изменяет сопряженный с умом свет и его самого образует (ему самому дает образ или то и другое заставляет воображать)» 771 . 13.2. Искушение от бесов через ощущение «света»

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010