А.М. Величко XLII. Император Лев VI Мудрый (886–912) Глава 1. Нелюбимый сын. Философ на троне Родившийся в 866 г. Лев VI, прозванный впоследствии Мудрым, имел все основания считать свое детство малосчастливым. Вследствие упорных сплетен и слухов, бродивших по дворцу, Василий Македонянин до конца своих дней полагал, что Лев является отпрыском покойного императора Михаила III и откровенно недолюбливал сына. Правда, в 870 г. Лев вместе со старшим братом Константином был удостоен императорского титула, но в принципе это еще ничего не значило. Нет, конечно, Лев получил блестящее образование – его учителем был сам св. Фотий, но Василий I наглядно демонстрировал перед всеми, что его сердце отдано старшему сыну Константину, которого он желал видеть наследником престола. Когда вследствие роковой болезни Константин умер в декабре 879 г., Лев неожиданно для себя стал первым претендентом на императорство, что, впрочем, не улучшило их отношений с отцом. Нередко излишне прагматичный и властный, Василий Македонянин по-своему устраивал судьбу сына, мало заботясь о его интересах и желаниях. Отдавая себе отчет в том, что сыну необходимо получить поддержку со стороны высшей аристократии Римской империи, он женил его в 882 г. на дочери патрикия Константина из знатного рода Мартинакиев св. Феофании, 16-летней скромной и богобоязненной девушке, к которой Лев не испытывал ровным счетом никакого влечения. По преданию, выбор невесты произошел следующим образом. Как обычно, созвали девушек из богатых семей со всех уголков Римской империи, и когда выдалось свободное время, девушки коротали время, возбужденные предстоящими смотринами. Одна из кандидаток, афинянка, предложила погадать необычным образом: все должны были разуться, и первая, кто встанет, наденет свои туфли и сделает красивый поклон, станет избранницей судьбы. Так и поступили, и св. Феофания выиграла состязание. Девушки живо обсуждали происшедшее событие, когда в дверь вошли император и императрица. Они сразу обратили внимание на св. Феофанию, стоящую в центре залы в окружении остальных девиц. Девушка понравилась им своей красотой и набожностью, и они тут же остановили свой выбор на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.М. Величко Внединастические императоры XXVI. Императоры Леонтий (695–698) и Тиверий II (698–705) Глава 1. Мятежное десятилетие Когда Леонтий воцарился на царство, всем казалось, по словам летописца, что «всюду был мир». Но это обманчивая иллюзия вскоре развеялась. Хотя Леонтий был прекрасным полководцем, но не стал хорошим царём. Уже в 696 г. от Римской империи отделилась Лазика, правитель которой Сергий, сын Варпукия, заявил о добровольном подчинении этой страны арабам. В этом же году мусульмане совершили страшное по своим последствиям нашествие в Малую Азию, уведя множество пленных. А в следующем 697 г., Абд-Аль-Малик направил полководца Хасана в Африку, и после непродолжительной кампании арабы захватили Карфаген. Узнав об этих печальных событиях, император отдал приказ подготовить флот и, посадив на суда армию под командованием патриция Иоанна, отправил её в Африку. На счастье греков, в это же время Хасан попытался проникнуть вглубь Намибии, но там его войско пало в битве с маврами, возглавляемыми собственной царицей Аль-Кахиной. Поэтому, когда Иоанн прибыл к Карфагену, ему никто не оказал сопротивления. Город был с лёгкостью возвращён обратно, но римляне оказались столь же беспечны, как арабы не так давно легкомысленны. В 698 г. Абд-Аль-Малик направил к Карфагену огромный флот и армию, которую возглавил всё тот же Хасан. Всю зиму с 697 на 698 г. греки защищали Карфаген, но затем к Хасану подошли подкрепления, римский флот потерпел поражение в битве, и помощи византийцам ждать было неоткуда. Поняв, что соотношение сил просто убийственно для римлян, патриций Иоанн отдал приказ оставить Карфаген, а сам передислоцировался с армией на остров Крит. В столице в то время свирепствовала чума, и войско решило переждать в безопасном месте 836 . Видимо, оставление Карфагена было сделано без ведома и разрешения царя, поскольку высшие офицеры римской армии очень боялись гнева императора по возвращении в Константинополь. Как известно, самым простым способом избегнуть наказания является заговор с целью смены правителя. И в этот раз всё прошло по этому сценарию. Патриций Иоанн был убит, а армия назначила своим императором этнического гота Апсимара, друнгария фемы кивиритов. Как видно из наименования его должности, это был командир среднего звена, под командованием которого состояло не более 1 тыс. человек, и выбор армии трудно прокомментировать. Приняв предложение войска, Апсимар сменил своё имя на более благозвучное – Тиверий II 837 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.Н. Новиков Скачать epub pdf Глава I. ОТРОЧЕСТВО Иеросхимонах Серафим, в миру Василий, духовник Александро-Невской Лавры родился в 1865 году. Его родители Николай и Хиония Муравьевы были крестьянами Ярославской губернии Рыбинского уезда с. Черемушки. После смерти родного отца десятилетний отрок Василий остался за старшего в семье, состоящей из больной матери и родной сестры. 1 По промыслу Божьему обездоленная семья Муравьевых не была оставлена в этот трудный час Для семьи нашелся добрый человек, проживающий по соседству, работающий старшим приказчиком в одной из лавок Санкт-Петербурга. Вместе с ним Василий едет в столичный город на заработки. Но в душе мальчика заветная мечта: с детских лет пойти в монастырь. Поэтому, в ближайшее время, прибыв в Санкт-Петербург, испросив разрешения хозяина, он ранним утром приходит к вратам Александро-Невской Лавры и просит привратника о встрече с игуменом. Однако, из-за столь раннего времени, ему отказывают и предлагают встретиться со схимником. При этой встрече Василий просит на коленях старца взять его в монастырь на любую работу, но получает следующий ответ: пока оставаться в миру, чтобы создать благочестивую семью, воспитать своих детей, а уж после, вместе со своей супругой разделить участь монашеского молитвенного подвига. По своей кротости и смирению, уже в те годы Василий Муравьев воспринял подобное благословение как должное и в дальнейшем прожил свою жизнь именно так, как ему предписано по Божьему промыслу. В своих повседневных делах, в обращении с людьми, в молитвах, основой ему служили три главных заповеди: правда, любовь и добро, которые он впоследствии завещал не только родным и близким, но и всем, кто нуждался в его духовной помощи. Способности, данные от Господа Бога, помогали ему в ранней трудовой деятельности. Так, работая в купеческой лавке, он самостоятельно научился грамоте, освоил историю русского государства и, обладая хорошими математическими наклонностями, в шестнадцать лет был назначен сначала младшим приказчиком, а в семнадцать лет старшим приказчиком. Все свое жалование, состоящее из 9–12 рублей в год, Василий высылал больной матери. Глава II. СУПРУЖЕСКАЯ ЖИЗНЬ

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Александро-Невский монастырь под управлением епархиальных архиереев (1742–1797 годы) Глава первая. Преосвященные архимандриты Александро-Невского Монастыря Восшествие на престол Императрицы Елисаветы Петровны. Учреждение С.-Петербургской епархии. Преосвященный Никодим (Сребницкий), епископ С.-Петербургский и Шлиссельбургский. Архиепископ Феодосий (Янковский). Архиепископ Сильвестр (Кулябка), Архиепископ Вениамин (Пуцек-Григорович). Архиепископ Гавриил (Кременецкий). Архиепископ Гавриил (Петров) Восшествие на престол Императрицы Елисаветы Петровны последовавшее 25-го ноября 1741 года 2924 , внесло заметное оживление в церковную жизнь России. Это оживление отразилось и в положении Александро-Невского Монастыря. Возобновилось строение, улучшилось материальное положение, достигла расцвета Александро-Невская Семинария. Изменилось и внешнее положение Монастыря: Монастырь стал под главенство архиереев новоучрежденной С.-Петербургской епархии. С. Петербургская епархия учреждена в 1742-м году. В этом году Императрица и высшие правительственные установления, в их числе и Святейший Синод, – выезжали в Москву на коронацию, бывшую 25-го апреля 2925 , и после коронации довольно долго оставались в Москве. Только 30-го ноября 1742-го года Государыня повелела, чтобы высшие правительственные учреждения вернулись из Москвы в Петербургу причем Государыней назначен был и срок – 20-го декабря 2926 . 1-го сентября 1742-го года состоялся следующий высочайший указ: «Хотя в Регламент Духовном, в третьей части, в восьмом артикуле, положено Святейшему Синоду все дела, которые к суду патриаршу надлежали, управлять, между которыми делами обретаются монастыри и церкви, в разных местах Государства нашего обретающиеся, собственно патриаршей власти принадлежащие, которые ныне называются синодального ведомства; но понеже усмотрили Мы, что оные синодального ведомства монастыри и церкви без собственного архиереея в церковных делах довольного надзирания не имеют, – того для повелеваем. чтоб оные синодальной области церкви и монастыри управляемы были от собственного архиерея, к чему определяем ныне Иосифа (Волчанского), епископа Белорусского, которому писаться архиепископом Московским и Владимирским, и быть особливой Московской епархии. Тако ж поволеваем быть собственному ж в Санкт-Петербурге архиереею и к тому определяем, Никодима, епископа Черниговского, и писаться ему С.-Петербургским и Шлютельбургским, и притом быть архимандритом в Невском Монастыре и жить в оном, и быть особливой епархии Санкт-Петербургской» 2927 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Антон Анатольевич Горский Глава вторая. Ослушник двух ханов: Юрий Данилович (1303–1325) Первым деянием нового московского князя Юрия, старшего из пяти сыновей Даниила Александровича, стал поход на Можайск. Как говорилось выше, Можайск перешел под власть Москвы, скорее всего, еще в 1291 г. После смерти Даниила смоленские князья (возможно, в союзе с Михаилом Тверским) попытались вернуть это владение; в Можайске обосновался Святослав Глебович (княживший тогда скорее всего в Ржеве, т.е. на границе с московскими и тверскими землями) 239 . Юрий с братьями занял Можайск, Святослав был взят в плен и отвезен в Москву 240 . Осенью того же года возвратился из Орды великий князь Андрей Александрович, после чего в Переяславле состоялся княжеский съезд. По его итогам Переяславль остался за Юрием, но, по-видимому, с условием, что после смерти Андрея Александровича он отойдет к его преемнику на великокняжеском столе 241 . Такой итог съезда позволяет предполагать, что Даниил Александрович попытался каким-то образом подкрепить в Орде свои притязания на Переяславль и это имело успех, хотя и ограниченный; возможно, Тохта не захотел чрезмерно усиливать Андрея. Великий князь Андрей скончался 27 июля 1304 г. 242 Если бы Даниил Московский пережил брата, он, как следующий по старшинству среди князей Северо-Восточной Руси, имел бы преимущественные права на владимирский стол. В сложившейся же ситуации старейшим был Михаил Тверской: он остался единственным внуком князя Ярослава Всеволодича. Юрий Данилович правами на великое княжение не обладал: по родовому принципу он был младше не только Михаила Тверского, своего двоюродного дяди, но и сына Андрея Александровича Михаила – своего двоюродного брата, а по отчинному даже в перспективе не имел оснований претендовать на Владимир, так как Даниил, его отец, великим княжением не владел. Ранее были случаи, когда князь, не являвшийся «старейшим» среди потомков Ярослава Всеволодича, оспаривал великое княжение. Но во всех случаях это был второй по старшинству князь (имевший к тому же права на великое княжение «по отчине»): с Ярославом Ярославичем (1264–1271) боролся его младший брат Василий, с Василием (1272–1276) его старший племянник Дмитрий Александрович, с Дмитрием (1277–1294) его младший брат Айдрей, с Андреем – младший из Александровичей Даниил. Другие князья, независимо от того, насколько сильны они были, в борьбу за великое княжение не вступали. Теперь же Юрий нарушил традицию, предъявив претензии на великокняжеский стол 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антон Анатольевич Горский Глава пятая. Сохранение позиций: Иван Иванович (1353–1359) После смерти Семена Ивановича 26 апреля 1353 г. 446 встал вопрос о его преемнике на владимирском великокняжеском столе. Помимо следующего по старшинству сына Калиты – Ивана, занявшего московский стол, претендентом выступил князь нижегородский и суздальский Константин Васильевич. Оба соперника отправились в Орду, причем с целью поддержки Константина туда прибыла делегация от Великого Новгорода 447 . Джанибек принял, однако, решение в пользу московского князя, и 25 марта 1354 г. Иван Иванович взошел на владимирской стол 448 . В отсутствие Ивана молодой рязанский князь Олег Иванович захватил Лопасню 449 . Лопасня входила в число московских территорий, которые позже признавались отошедшими к Рязани взамен земель по Протве и Луже. Очевидно, после обмена, совершенного Семеном Ивановичем с рязанскими князьями, она по каким-то причинам была удержана Москвой. Иван Иванович, вернувшись из Орды, не стал пытаться вернуть Лопасню. Поскольку военной силы у великого князя для решения такой задачи было, без сомнения, достаточно, следует полагать, что в данном случае имела место благожелательная в отношении возвращения Лопасни в состав Рязанского княжества позиция Орды. В 1355 г. произошли бурные события в жизни Муромского княжества. Оно, как и Рязанское княжество, не входило в систему княжеств Северо-Восточной Руси, во главе которой стояло великое княжество Владимирское, а издревле (с XII в.) управлялось особой династией. Муромское княжество было невелико по размерам, но с ним непосредственно граничило на юго-востоке Владимирское великое княжество, и владимирские князья всегда заинтересованно относились к муромским делам. В 1355 г. «князь Феодор Глебовичь и собрав воя многы иде ратию к Мурому на князя Юрья Ярославича и согна его с города с Мурома, а сам князь Феодоръ седе на княжении в Мурома. А муромци яшася за него и поидоша с ним в Орду. А князь Юрьи Ярославичь приеха в Муром за неделю после князя Феодора и собрав останочныя люди муромци и поиде за ним в Орду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа 18. Евангелие от Матфея, глава 6, 12. «Отче наш. 5» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея; мы продолжаем цикл бесед по Четвероевангелию. Сегодня мы рассмотрим пятое прошение из Молитвы Господней «Отче наш». Это прошение следующее: Мф.6:12 . «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Первая часть этого прошения есть молитвенное обращение к Богу о грехах наших; вторая часть прошения выражает готовность кающегося принести плод покаяния. В этих двух аспектах мы и будем рассматривать данное прошение. Итак, это прошение исследует вопрос об отношении к нашим долгам, то есть грехам. В Православном Катехизисе сказано: «В Молитве Господней под наименованием долгов наших следует понимать грехи наши. Грех называется долгом, потому что мы всё получили от Бога и должны всё отдать Богу, то есть всё подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то и остаемся должниками перед Его правосудием» (417). Причем ответственность пред Богом не есть сугубо частное дело отдельно взятого человека. Мы несем ответственность пред Богом как народ, как члены сообщества, которое называется Государством, как семья, как Церковь . Общественное складывается из личного, а личное – из общественного. Мы не можем совершенно отмежеваться от коллективных грехов общества, к которому мы принадлежим (равно как его светской, так и его религиозной составляющей); точно так же и общество испытывает на себе влияние как наших дурных (грешных), так и наших добрых (праведных) поступков. Поэтому изменение наших отношений с ближними всегда сказывается и на нашем, и на их собственном духовном состоянии. Если, например, мы вернули все наши долги ближним нашим, то мы прекратили наличие напряженного отношения между ними и нами и обрели нравственную свободу и независимость. Еще лучше, если мы сами простили долги другим людям, которые были должны нам. Иными словами, со своей стороны мы должны все сделать, чтобы никому из человеков не быть ничем должным. Вы можете задать вопрос, а что произойдет, если кто-то откажет нам в примирении и не простит нам наших грехов и не примет нашего прощения?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 41. Евангелие от Матфея, глава 12, 15–30. «Избранный Отрок. Исцеление бесноватого, слепого и глухого» Рассмотрим две темы: «Избранный Отрок» и «Исцеление бесноватого, слепого и глухого». И мы читаем следующие стихи: Мф.12:15–16 . «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Зная козни их, зная, что они желают погубить Спасителя своего, Он удалился оттуда, чтобы отнять у фарисеев случай совершить нечестивое против Него дело» . Народ последовал во множестве за Иисусом, потому что видели исцеление сухорукого. Толпа всегда бурно реагирует на чудеса. Истинными последователями Господа Иисуса Христа остаются Его апостолы и те немногие из уверовавших, которые искали для себя наставления в вере и новой жизни – в Боге и с Богом. Блаженный Феофилакт дает на данный отрывок следующее толкование: «Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили: Он всеми способами старался уврачевать их» . Здесь говорится о том, что, удаляясь с места совершения чуда, Он проявлял заботу и о фарисеях. Так Феофилакт и пишет: «Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили» , – то есть чтобы Его хвалили в глазах завистников Его. Он понимает, что прославление Его за чудо исцеления сухорукого вызовет боль в сердцах завистливых фарисеев и ввергнет их и в большее озлобление. И чтобы читающие Евангелие не удивились сему, блаженный Феофилакт Болгарский прибавляет и следующие слова: «Он всеми способами старался уврачевать их» . Видите, как Свою заботу об исцелении рода человеческого Он распространяет и на врагов Своих! Вот пример подлинного человеколюбия! А так ли мы поступаем с врагами нашими, желаем ли мы им блага, духовного исцеления, молимся ли мы за них, благословляем ли их? И мы читаем далее: Мф.17–18 . «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 43. Евангелие от Матфея, глава 12, 38–50. «Знамение Ионы пророка» Мы продолжаем беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и сегодня рассмотрим темы: «Знамение пророка Ионы», «Возвращение нечистого духа» и «Мать и братья Иисуса Христа». Мы будем читать текст 12-й главы, с 38-го по 50-й стих. И мы читаем 38-й стих: Мф.12:38 . «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Евангелист как бы с удивлением присовокупил – ″тогда″: ибо, когда надлежало покориться вследствие бывших чудес, тогда они просят знамения. Хотят видеть знамение с неба, как говорит другой Евангелист, поскольку им думалось, что земные знамения производит Он силою дьявольскою» . Трудно и представить такое упрямство! Апостол Павел пишет в 1-м Послании к Коринфянам: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор.1:22–23 ). В явлении Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа на землю, исполнились многие и многие пророчества, относящиеся к Его Первому Пришествию. В наше же время исполняются пророчества относительно Его Второго Пришествия. Но иудеи по-прежнему ожидают пришествия Мессии, опираясь менее на Закон, пророков и Писания, а более доверяя нелепым предсказаниям из своих талмудических текстов. А действительно, исполнения каких знамений и пророчеств они ожидали? Следующая раввинская история хорошо показывает, чего иудеи ожидали от Мессии: «Когда ученики спросили одного раввина о времени пришествия Мессии, он ответил: ″Боюсь, что вы еще потребуете, чтобы я указал вам знамение″. Когда ученики обещали, что этого они не сделают, раввин сказал, что врата Рима падут и будут отстроены вновь, и падут вновь, и уже не будет времени на то, чтобы восстановить их, прежде чем придет сын Давидов. Тогда ученики, несмотря на его протест, потребовали, чтобы он назвал им знамение. Он назвал им: вода, вытекающая из пещеры Баниас, обратится в кровь» (Баркли). То есть их отрицание факта Первого Пришествия Христова зиждется не на Танахе (Ветхом Завете), а на полу-шуточных эзотерических намеках их учителей и наставников.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В. В. Печатнов Глава 1. Обзор истории византийской божественной литургии Под византийской Божественной литургией мы понимаем полную 13 Божественную литургию византийского церковного обряда, сложившегося как обряд Византии – Константинополя и постепенно распространившегося во всём православном мире. Для настоящего обзора мы избрали синтетический, а не аналитический подход, который прослеживал бы историю И и В отдельно. Для периода с первого века по восьмой, к которому относится древнейшая сохранившаяся рукопись с полным чином литургии, последний подход в настоящее время просто невозможен, хотя богослужебная наука и располагает сведениями о Божественной литургии IV b. в Антиохии, которая легла в основу И 14 . Поэтому, а также исходя из того, что: 1)  И и В принадлежат к одному и тому же обряду – византийскому, в лоне которого они развивались совместно по крайней мере с VIII b.; 2) задолго до падения Византийской империи они различались лишь текстом ряда молитв, а совершались совершенно одинаково, что документально подтверждается с XII–XIII bb. «уставами Божественной литургии» 15 , едиными для И и В ; и 3) для святоотеческого предания (кроме богослужебного Устава) в целом нехарактерно использование отдельных понятий «литургия св. Иоанна Златоуста » и «литургия св. Василия Великого », мы решили дать обзор общей истории И и В , объединённых общим названием «византийская Божественная литургия», различая их лишь тогда, когда это возможно и полезно для понимания истории их формирования. Оговорив это, мы можем приступить к первому разделу нашего обзора. § 1. Греческий православный мир 16 В греческом православном мире историю византийской Божественной литургии можно разделить на следующие четыре периода: a) I – нач. IV bb., древнехристианская литургия до Константина Великого . Это период предыстории византийской литургии; б) IV–VIII bb., ранний византийский период до древнейших сохранившихся богослужебных рукописей; b) VIII–XVI bb., период богослужебных рукописей до появления печатных изданий Божественной литургии, и

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010