В разделе «Церковь и государство» присутствуют следующие слова: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции… обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению». Теперь возьмем такое понятие как «гражданское общество». Оно было выдвинуто в конце XVII века Джоном Локком. В его Втором трактате о правлении представлена глава под названием «О политическом и гражданском обществе». Гражданское общество здесь противопоставлялось государству в качестве некоего нравственного противовеса, призванного смягчать произвол властей. Оно противопоставлялось и господствовавшему вероисповеданию, что естественно, потому что глава государства был провозглашен в Англии главой церкви. Мы не собираемся спорить с тем, что в известный исторический период, когда европейские нации были раздираемы религиозными войнами, гражданское общество способствовало преодолению внутринациональных разногласий. Однако мы намереваемся оспорить слишком активно в последнее время навязываемое утверждение, будто гражданское общество – некая универсальная ценность, одинаково благотворная для любого государства. Имелись достаточно веские причины появления гражданского общества в рамках Западной цивилизации. В ходе отпадения Западной Церкви от вселенского Православия отношения церкви и государства на Западе постепенно приняли извращенную форму. Ибо церковь там стала конкурировать с государством, пытаясь его подменить, подмять под себя. Возник вакуум того самого внутреннего противовеса произволу государственной системы, который должна являть истинная Церковь, ибо, став государством, Римская церковь сама погрязла во властном произволе. Отсюда явилась потребность гражданского общества, которое люди стали создавать уже независимо от Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/29/ce...

Глава XXXI. Последний приезд преосвященного Леонида в Москву; известие о его кончине; обстоятельства оной; погребение Ноября 23 дня 1876 года в 9 часов утра по Ярославской железной дороге прибыл в Москву архиепископ Ярославский преосвященный Леонид, вызванный для совещания в Комитет по построению Храма Христа Спасителя. С железной дороги он проехал прямо в Алексеевский монастырь, где отслушав литургию, зашел к своей сестре, Екатерине Васильевне, там живущей, и, посетив игумению Антонию, отправился на Троицкое подворье, чтобы застать еще в Москве владыку, в тот день отъезжавшего в Петербург на чреду в Святейший Синод. На подворье преосвященный нашел весьма много из Московского духовенства, и собравшиеся для проводов отъезжавшего владыки и для принятия от него благословения, совершенно неожиданно встретили приехавшего преосвященного. В 3 часа все отправились на Николаевскую железную дорогу, куда вскоре прибыл и князь Владимир Андреевич Долгорукий; он поздоровался с преосвященным Ярославским и, проводив владыку, медлил уезжать, чтобы подольше поговорить со вновь прибывшим преосвященным, которого не видал с июля. Преосвященный пригласил меня сесть в его карету, и мы отправились прямо к Иверской часовне, приложились к иконе и поехали в Чудов монастырь. Там мы застали еше совершавшееся молебное пение о бдагополучном путном шествии владыки нашего, приложились к святым мощам святителя и из церкви прошли в настоятельские келии, приготовленные для преосвященного. На следующий день он приглашал меня приехать обедать с ним к его сестре в Алексеевский монастырь, так как этот был день ее именин, но, к сожалению, мне было невозможно и, поздравив поутру Екатерину Васильевну, я поспешил отправиться к себе в монастырь, куда на следующий день ожидал нашего нового викария, преосвященного Никодима: он намеревался 26 числа, в день тезоименитства владыки, служить в домовой церкви Островской богадельни, которая во имя святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца. Преосвященный Никодим прибыл на Угрешу 25 числа часу в пятом вечера. У него сделалась сильная зубная боль, так что он с великим трудом мог дослушать всенощное бдение в Крестовой церкви архиерейских палат, и не знал, возможно ли ему будет наутро совершать литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Князь Димитрий Александрович переяславский, присоединивши к своей отчине область Владимирскую, начал тем же, чем начинали его предшественники, – стремлением усилиться на счет Новгорода, который по смерти Василия поспешил признать его своим князем. В 1279 году он, по словам летописца, выпросил у новгородцев позволение поставить для себя крепость Копорье, пошел и сам срубил ее; в следующем году он поехал туда вторично с посадником Михаилом, с лучшими гражданами; заложили в Копорье крепость каменную. В том же году посадник Михаил Мишинич, возведенный в это достоинство при Василии, был сменен, и на его место был возведен Семен Михайлович, неизвестно, сын какого из прежде бывших посадников – Михалка Степановича или Михаила Федоровича. Летопись говорит, что у Мишинича отнято было посадничество князем и новгородцами вместе – все показывало, следовательно, согласие города с Димитрием; но в следующем 1281 году вдруг встречаем известие о ссоре великого князя с новгородцами. Очень вероятно, что ссора эта произошла по поводу Копорья, на который Димитрий хотел смотреть как на свою собственность, что не нравилось новгородцам. Как бы то ни было, когда новгородцы отправили к Димитрию владыку с мольбою, то он не послушал его, пришел с войском на волость Новгородскую и сильно опустошил ее, после чего заключен был мир, как видно на всей воле великого князя. Быть может, этот поступок Димитрия, обличавший стремление его усилить себя на счет других, послужил Андрею Александровичу городецкому знаком к восстанию на старшего брата; быть может, он хотел подражать дяде своему Василию Ярославичу, который посредством хана не позволил брату своему Ярославу усилиться окончательно на счет Новгорода; впрочем, летописцы указывают на бояр Андреевых, и особенно на одного из них, Семена Тонилиевича, как главного виновника этого восстания. Мы видели у князя Василия костромского воеводу Семена, который водил полки своего князя против Димитрия и новгородцев. Очень вероятно, что вследствие этих отношений к Димитрию Семен по смерти Василия перешел не к переяславскому князю, а к городецкому Андрею, тем более что Кострома по смерти бездетного Василия перешла к Андрею Этот-то Семен начал вооружать нового князя против Димитрия, и вот Андрей отправляется в Орду, имея споспешником себе и помощником Семена Тонилиевича и других многих, говорит летописец.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы заседания Священного Синода от 30 августа 2019 года 30 августа 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии. Для участия в сегодняшнем заседании приглашены следующие временные члены Синода: митрополит Челябинский и Миасский Григорий, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, епископ Волгодонский и Сальский Корнилий, епископ Сурожский Матфей.   ЖУРНАЛ 94 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени заседания Священного Синода от 9 июля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 7 июля 2019 года — Выборгскую; 21 июля 2019 года — Тверскую; 31 июля — 1 августа 2019 года — Нижегородскую; 31 июля 2019 года — Саранскую; 18-19 августа 2019 года — Санкт-Петербургскую; 21 августа — Плесецкую.

http://mospat.ru/ru/news/46160/

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 68. Пост по Типикону Типы уставных трапез Собор всех святых. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня как и обещал мы ознакомимся с рекомендациями Типикона относительно трапез Общие положения Типикона о трапезе Устав предполагает не более 2х трапез в день. Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии, т.е. около 12:00, а вторая – после вечерни. Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается в 9й час (около 15:00) или после Вечерни (около 18:00 часов). В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы: Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу. Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе. Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. При этом обязательно и весьма четко оговаривается мера вина: от 1 до 3 красовуль (чаш вместимостью около 200 гр.). Также устав отмечает, что «похвала монаху, еже не пити вина» (глава 35), т.е. что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально. Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, т.е. степенью праздников, что опять же доказывает ее богослужебное значение. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I – великие, II – средние, III – малые. Общий порядок трапезы описан в 35главе Типикона. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32,33,34,36, а также в самом месяцеслове (глава 48), где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Также указания о трапезе есть в главах 49 и 50 – «О Четыредесятнице» и «О Пятидесятнице» и 51 «Начало Поста святых славных и всехвальных Апостол».

http://azbyka.ru/video/68-post-po-tipiko...

Скачать epub pdf Глава 2. Иисус, Храм и иудеи Рассказ Евангелия от Иоанна о призвании первых учеников ( Ин.1:37–51 ), следующий за повествованием об Иоанне Крестителе, был рассмотрен нами в книге «Начало Евангелия». В книге «Чудеса Иисуса» мы рассмотрели следующий за тем рассказ о первом чуде Иисуса – претворении воды в вино на браке в Кане Галилейской ( Ин.2:1–11 ) 78 . Из Каны Иисус, согласно Иоанну, пришел в Капернаум, где пробыл немного дней ( Ин.2:12 ). Далее в Евангелии от Иоанна следует рассказ о посещении Иисусом Иерусалима в праздник Пасхи и изгнании торгующих из храма ( Ин.2:14–22 ). Об этом посещении Иерусалима синоптики вообще не упоминают, как не упоминают они о другом путешествии Иисуса в Иерусалим, когда Он исцелил расслабленного у Овчей купели ( Ин.5:1–17 ). Именно Евангелие от Иоанна позволяет выстроить повествование синоптиков в хронологический ряд, помещая все описываемые ими события в три временных отрезка: от первой Пасхи до второй, от второй до третьей и от третьей до четвертой. Только в событиях последних дней земной жизни Иисуса (вечеря в Вифании, вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, моление в Гефсиманском саду, взятие Иисуса под стражу, суд синедриона, отречение Петра, суд Пилата, распятие и погребение) Иоанн сходится с синоптиками, хотя и в этих повествованиях добавляет подробности, отсутствующие у синоптиков (в частности, беседа Иисуса с учениками на Тайной Вечере, суд у первосвященника Анны). Что же касается предшествующего повествования, то сюжетные линии синоптических Евангелий, постоянно пересекающиеся между собой, очень редко пересекаются с теми, которые проводит Иоанн. Наиболее заметным отличием четвертого Евангелия от синоптических является то, что в нем описываются главным образом события, происходившие в Иерусалиме. На этом основании было даже высказано предположение, что автор четвертого Евангелия жил в Иерусалиме и не был участником основных событий, разворачивавшихся в Галилее и описанных у синоптиков. Об этом мы достаточно подробно говорили в книге «Начало Евангелия» 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Часть первая Глава 1. Преподобный Дионисий до его архимандритства в Троицком монастыре 62 Первоначальные биографические сведения о Дионисии. – Дионисий – постриженник и казначей Старицкого Успенского монастыря. – Время назначения его в архимандриты Старицкого монастыря и деятельность его в этом звании на Москве. – Вклады его. – Назначение Дионисия в архимандриты Троицкого монастыря. Если предметом исследования является такая историческая личность, которая носит фамилию какого либо знаменитого дворянского или княжеского рода, то историки начинают свои изыскания о такой личности, обыкновенно, с отдаленной древности, когда в первый раз упоминается эта фамилия, они стараются разыскать родоначальника, или тех или других носителей ее во все время до того момента, в который выступает уже наследуемая личность. Предметом же нашего исследования является деятель, – известный в истории, но не носящий знатной фамилии, и потому-то не только о его предках, но даже о родителях очень мало известно. Все, что мы могли узнать о родителях преподобного Дионисия заключается в следующем. Отец Дионисия Федор и мать Иулиания жили сначала в городе Ржев (Тверской губ.), а потом переселились в г. Старицу (той же губ.). В Старице Федор был выбран в старосты Ямской слободы. 63 Известно, что ямская повинность в XVI–XVII веке была очень важною и тяжелою; а потому и выполнение обязанностей ямского старосты было, вероятно, очень затруднительно. Обязанности же ямского старосты заключались в следующем: он должен был собирать и представлять в Москву казенные подати, наперед записав их в «разметные» книги, должен был вести дела даже по суду гражданскому в своей избе и под. Если же ямской староста был начальником судных дел у своей братии, то естественно, что в эту должность народ избирал людей более уважаемых, которым можно бы было довериться и которые, по общему мирскому голосу, признавались честными и разумными. На основании этого можно догадываться, что и Федор – отец преподобного Дионисия обладал этими прекрасными качествами души.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

преподобный Ефрем Сирин 4. О ДОБРОДЕТЕЛЯХ И СТРАСТЯХ (т. 3, стр. 519–634) 1. Надобно знать, что поскольку человек двойствен, т.е. состоит из тела и души, то и чувства имеет двоякие. Есть пять чувств душевных и пять чувств телесных. Душевные у мудрецов называются силами души, и суть следующие: ум, разум (рассудок), мнение (смысл), воображение и чувствование; телесные же чувства суть: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Отсюда происходят двоякие добродетели и двоякие пороки. И всякому человеку весьма необходимо знать в ясности, какие есть добродетели душевные, и какие добродетели телесные, а также какие душевные и какие телесные страсти. Добродетели душевные 2. О душевных добродетелях утверждаем, что главным образом четыре родовые добродетели, а именно: мужество, благоразумие, целомудрие, справедливость. От них же рождаются следующие душевные добродетели: вера, надежда, любовь, молитва, смирение, кротость, великодушие, терпение, доброта, негневливость, Боговедение, нераздражительность, простота, невозмущаемость, нелицемерие, правдолюбие, свобода, отвращение от осуждения, от тщеславия, от кичения, от гордости, от зависти, от коварства и от сребролюбия, сострадательность, милосердие, щедрость, почтительность, благоговение, влечение к будущим бессмертным благам, желание Царствия Божия, вожделение всыновления. Добродетели телесные 3. Телесные же добродетели, о которых вернее можно сказать, что они ведением по Богу обращаются в орудие добродетелей, и если чужды всякого лицемерия и человекоугодия, возводят человека к преуспеянию в смирении и бесстрастии, суть следующие: воздержание, пост, голод, жажда, бдение, всенощное стояние, коленопреклонение, постоянное нехождение в баню, удовлетворение себя одним хитоном, сухоедение, позднее и то в малом количестве вкушение пищи, питие одной воды, возлежание на голой земле, нищета, нестяжательность, изможденность, непопечительность об одежде, несамолюбивость, уединение, безмолвие, безвыходное пребывание в келье, скудость, довольство малым, молчаливость, собственноручное упражнение в рукоделии, всякое злострадание и всякий телесный подвиг. Все сие, когда тело здорово, и тревожат его плотские страсти, весьма нужно и полезно, а когда оно немощно, и при помощи Божией преодолело в себе страсти, не столько необходимо; потому что все исполняет святое смирение и благодарение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

23. Вторник 1-й седмицы. Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. Обретение мощей блж. Матроны Московской (службу зри 19 апреля; служба может быть перенесена на воскресенье, 21 февраля) . Прп. Поликарпа Брянского . Примечание. Полиелейная служба в честь обретения мощей блж. Матроны Московской может быть перенесена на воскресенье, 21 февраля (ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава). Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 22 февраля. Примечание. Если во вторник, среду, четверг или пятницу 1-й седмицы поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на субботу 1-й седмицы поста и соединяется со службой вмч. Феодора Тирона (см. Типикон, 31-я и 32-я Храмовые главы, 8-я Маркова глава под 24 февраля). На утрене вся служба совершается, как указано в понедельник. Особенности следующие: припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». На «Слава» и на «И ныне» окончания Троична те же, что и в понедельник. Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Сокращенная общая схема исполнения канона во вторник (при одном каноне Минеи): Поется ирмос 1-й песни канона из Минеи и стих (на 4): «Господь, царствуяй веки…». Чтец ­– 1-й тропарь канона Минеи. Певцы : «И наведе на ня Господь…». Чтец – 2-й тропарь. Певцы : «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Певцы : «И ныне». Чтец – Богородичен канона Минеи. Далее – «поскору» 2-я библейская песнь: «Вонми, Небо, и возглаголю…» (полностью) . Потом певцы поют ирмос 2-й песни Триоди (трипеснец по вторникам состоит из 2-й, 8-й и 9-й песней), на 2-й глас: «Видите, видите, яко Аз есмь в мори спасый…» и затем – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и глаголется тропарь Триоди. Перед следующими двумя тропарями также поется: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Перед Богородичном поется: «Пресвятая Богородице, спаси нас». После Богородична – певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и глаголется тропарь 2-го трипеснца. Так же и перед следующим тропарем. Затем певцы: «Слава». Чтец – Троичен.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-08/

44. Обновление мира 1. Учение Слова Божия. Совместно с воскресением мертвых, имеющим положить конец владычеству в людях смерти, по учению откровения, последует подобное обновление и во всей видимой твари, «покоривщейся суете», как говорит ап. Павел, «не добровольно, но по воле покорившего ее» (человека), и потому совместно с человеком чающей «освобождения от рабства тлению» ( Рим. 8:20, 21 ). Еще пророк Давид ясно предуказывал на то, что некогда мир прекратит свое настоящее существование и изменится или получить иной вид, так выразившись в своем обращении к Богу о созданных Им небе и земле: «Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся» ( Пс. 101:26, 27 ). Правда, отрывочно взятыя здесь слова: «Та погибнут» могут приводить к той мысли, что небо и земля некогда совершенно уничтожатся или исчезнут, но их подлинный, а именно тот смысл, что небо и земля только прекратят настоящий образ существования и получать иной вид, вполне определяют и оправдывают дальнейшие слова полустишия: «и яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся». Сам Иисус Христос прямо и ясно учил о кончине мира ( Мф. 24:6, 14 ; Мк. 13:7 ; Лк. 21:9 ), характерно называемой Им «кончиною» века ( Мф. 13:39, 24:3, 28:20 ), но под кончиною мира, с которою должен прекратиться и нынешний век, разумел тоже отнюдь не уничтожение мира, а только прекращение нынешнего его образа и порядка бытия, подтверждением чему между прочим служат Его выражения о небе и земле, сравнительно с Его учением: «небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут» ( Мф. 24:35 ), каковые выражения, подобно словам ап. Павла: «преходит... образ мира сего» ( 1Кор. 7:31 ), обозначают только изменчивость мира по образу его бытия, а отнюдь не уничтожение самой его сущности. Так поняли Своего блаженного Учителя и согласно с Ним о кончине мира учили апостолы – Петр, Павел и Иоанн. Ап. Петр в следующих чертах изображает самый последний и окончательный переворот в мире: «нынешняя небеса и земля темже Словом сокровена сут, огню блюдома ( содержимые тем же Словом, сберегаются огню) на день суда и погибели нечестивых человек...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010