Так, от превратного направления ума – нечестие, не различение добра и зла, неверие, суеверие и пр.; от силы вожделения – сластолюбие, сребролюбие, славолюбие и т. п.; от раздражения – ненависть, зависть, вражда, злоумышление, памятозлобие и т. п. Каждое из этих греховных расположений производит сродные себе злые дела, – и падение человека. Что же касается до степени важности их, то св. отцы судили грехи, касающиеся мысленной способности души, как тягчайшие и требующие большого, продолжительнейшего и строжайшего покаяния (св. Григ. Нисс. 2). Сюда, в особенности, относятся: отречение от веры, идолослужение, чародейство и пр. После этих строже других судятся грехи от раздражения, как соединяемые, большей частью, со злом для ближних; особенно тяжкое этого рода преступление – убийство; после этого осуждается в особенности любодеяние, как важнейший из грехов вожделения; затем – татьба, гробокопательство и святотатство, как важнейшие виды греха любостяжания (там же, 3–8). в) продолжение греховных расположений и действий. Ибо естественно, что падение временное, зло преходящее заслуживают меньшего суда и наказания, чем падение без исправления, зло, обращающееся в навык 4 . Церковные правила постоянно имеют в виду это различие грехопадений, и всю строгость суда обращают на грехи, укоренившиеся в человеке продолжительным навыком и его упорство во зле. Как для искренно раскаивающихся и ревностных в самоисправлении правила сокращают время и подвиги покаяния, хотя бы их грехи были самые тяжкие, так для упорных во зле не допускают никакого послабления. I всел. соб. правило 12: «надлежит приимати в рассуждение расположение, и образ покаяния. Ибо, которые, со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями, обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определенного времени, прилично будет приимати в общение молитве. Даже позволительно епископу и человеколюбивее нечто о них устроити. А которые равнодушно понесли свое грехопадение и вид вхождения в Церковь возомнили для себя довольным ко обращению: те всецело да исполняют время покаяния».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О страстях и добродетелях Святой Иоанн Дамаскин — один из самых выдающихся и славных отцов Церкви. «Источник знания» ценен тем, что представляет собой полный свод всех христианских догматов. Его автор жил в эпоху после первых шести Вселенских Соборов и, по сути дела, является создателем соборной формулы последнего, VII Вселенского Собора. Все предшествовавшие Иоанну Дамаскину отцы жили по крайней мере до возникновения иконоборческой ереси и потому не передали нам всю полноту догматики. Так, свв. отцы–каппадокийцы жили в IV, «Ареопагитики» относятся к VI в., прп. Максим Исповедник жил в VII в. Именно в силу того, что он был первым полным сводом христианских догматов, «Источник знания» имел огромное, ни с чем не сравнимое влияние на развитие позднейшего богословия как на Востоке, так и на Западе. Предлагаем ознакомится с одним из творений книги «Источник знания»  Иоанна Дамаскина. О страстях и добродетелях Об осьми главных страстях (С греческого перевод святителя Феофана — из рукописей его) 1) Знай, брате, что есть восемь помыслов, воюющих с монахом, как говорят св. отцы. Первый — чревоугодия; второй — злой и срамной похоти; третий — сребролюбия; четвертый — печали; пятый — гнева; шестой — уныния; седьмой — тщеславия, и гордости — восьмой. И так ведать тебе, монах, и внимать тщательно надлежит, какою страстью возмущаем бываешь ты и тревожим от врагов наших, духов злобы, и к какому страстному помышлению склонность имеет ум твой. 2) Если увидишь, что бываешь тревожим от чревоугодия и сластености, то утесни чрево свое, весом и мерою определяя, для себя пищу и питие; имей непрестанную память об отшествии отселе души, также о будущем суде и страшной геенне; возгревая в тоже время и возжелание царствия небесного. Сим способом возможешь ты победить чревоугодливое сластолюбие, и возымеешь к нему омерзение. 3) Если схвачен будеши духом срамной и злой похоти, то восприими подвиг воздержания телесного и сокрушения душевного, равно как бдения и прилежной молитвы; к тому же держи себя бездерзновенно (не смело пред всеми), никого не осуждай и не оговаривай, и ни к кому не имей отвращения; еще поминай о смерти и возлюби жажду; наипаче же не позволяй себе видеться с женщинами и беседы с ними вести, — еще лучше совсем не смотреть на лица их. Делай так, и избавишься от этой страсти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Впрочем, смирение и частая молитва научает, как тут поступать; подробно же говорить о сем здесь не нахожу уместным; разумеяй, да разумеет " (преп. Симеон Благоговейный ДV - 67). Для Отцов характерно это " впрочем " . " Слова Отцов, - говорит авва Иоанн-пророк - " никто не должен, оставя своего мертвеца (дело своего подвига), идти оплакивать другого " , относятся к юным; ибо совершенным свойственно сострадать ближнему " . (В-254). Совершенная любовь все может, потому что через человека видит Бога. " Пока мы состоим под стихиями телесного обучения, дотоле бываем как младенцы, стрегомы, чтобы не касались брашен не должных, не давали воли осязанию, не засматривались на красоту, не смущали песней сладких, не услаждали обоняния ароматами, хотя мы наследники и господа всего отцовского достояния. Когда же кончится это время обучения и завершится бесстрастием, тогда, освободясь от закона мудрования плотского, пребываем мы под законом Духом и всыновление приемлем " (преп. Никита Стифат ДV - 164). " Некто, - пишет св. Иоанн Лествичник, - увидев необыкновенно красивую женщину, прославил о ней Творца. От воззрения на нее возгорелась в нем любовь к Богу и из очей исторгся источник слез. И дивно было видеть, как то, что для другого послужило бы в погибель, для него паче естества стало венцом победы " . " Таким же правилом, - добавляет великий начертатель аскетической Лествицы - должно нам руководствоваться и в отношении к сладкопению и песням. Боголюбивые и мирскими и духовными песнями возбуждаются обыкновенно к святому радованию, Божией любви и слезам, а сластолюбцы к противному " (ДII - 524). Для чистых - все чисто, - сказал Апостол (Тит. I, 15). " Как солнце светозарными лучами улыбается всей земле, так любовь светозарными деяниями приветствует всякую душу. Если приобретем ее, то угасим страсти и просияем до небес. А когда нет ее, ни в чем нет успеха " (преп. Нил Синайский ДII - 293). " Отчего мы осуждаем? - спрашивает св. авва Дорофей, - оттого, что нет в нас любви, ибо любовь покрывает множество грехов (1 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

105. Поучение в неделю 26-ю по Пятидесятнице Безумне, в сию нощь душу твою возьмут у тебя ( Лк.12:20 ) Кто возьмет? Разумеется не Ангелы, а злые демоны. Ангелы кротко отделяют душу от тела, берут на руки и относят на лоно Авраамово; а грешника демоны – станут одни душить, другие трезубцем вырывать сердце; те будут отсекать руки и ноги, те бичами бить, и терзать во все стороны. Одни бесы скажут: «это моя душа – она любила сластолюбие»; другие: «это моя – она любила разврат»; третьи: «моя – она любила пьянствовать»; четвертые: «нет: это наша – она любила деньги больше всего на свете»; «нет! любила мягкое ложе, сластные блюда, напитки, пиры, увеселения» и проч. и проч., пойдут споры, драки, состязания за бедную душу грешника, – и это случится именно с тем грешником, который бывает на верху благополучия, который наживши копейку и построившись, и собравши сокровища – весело проводит жизнь, и часто говорит: «душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися» ( Лк.12:19 ). Ибо – после такой, именно после такой приятной беседы с своею душею – грешника внезапно накрывает смерть, и бедную душу схватывают демоны и всячески ее истязают и во ад ее влекут? Хоть бы в настоящей жизни душа твоя погуляла, понатешилась всякими благами; «почивай», – дом большой, комнаты просторны, пуховики мягки, никто не дерзнёт беспокоить тебя. «Яждь» – любимые кушанья, «пий» – любимые напитки, – «веселись» – дома ли, или в гостинице, или в клубе, где певцы или певицы услаждают слух, где все к твоим услугам, к твоему удовольствию. – Веселись – но только помни ту ночь, в которую придут за твоею душею аггелы – бесы, демоны, но не Ангелы. Думаешь ли ты об этом, богач? Да кто ныне об этом думает? Теперь думают о покое, о роскоши, об увеселении: – разве тогда придёт мысль о смерти? Ах! Помни о смерти человек – кто бы ты ни был, – все забудешь и все тебя забудут. Помни о смерти и не забывай, что ты можешь умереть в каждую минуту. Так нечаянно умирают многие богачи и чаще всего внезапного удара. И никто тебя тогда не укроет, не защитит, не пощадит. Не минет тебя час смерти, чтобы ты не думал, чтобы ты ни делал. Несчастный ты человек; если ты не веришь слову Божию. А если ты не веришь Богу, то кому же ты и чему веришь? Нет! Живи и озирайся во все стороны, посматривай на гроб, на могилу. Ты христианин – так должен верить учению христианскому; а учение христианское или Христово ясно говорит, что праведники спасутся, а грешники погибнут. Покайся несчастный! Отложи покой, примись за пост и молитву, за самоотвержение и слезы, за покаяние и подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Если б кому нужно было пояснение, какие это добродетели надо вам в сердце засеменить здесь, чтоб они там явились вовне со славою, – можно ответить: станьте таковыми в сердце, какими означает вас одежда ваша, и – довольно. Носите куколь на главе – символ незлобия младенческого – и будьте как дети незлобивы, послушны, не многозаботливы, ко всем приветливы и радушны, приемлюще друг друга любовию. Носите аналав 400 на раменах ваших – образ креста всестороннего терпения – и будьте терпеливы и благодушны, пребывайте в трудах, молитвах, пощениях, коленопреклонениях, одна другой прощайте, одна другой помогайте и все сносите без роптания. Носите пояс – символ готовности на всякое дело и умерщвление страстей – и будьте таковы: бодренны, не саможалетельны, не поблажливы себе, скоры на все благое до положения живота. Носите мантию – образ савана погребального – и будьте мертвы ко всему, что вне вас и вокруг вас: бранят – не оскорбляйтесь, и хвалят – не возноситесь, благо получив – не увлекайтесь, и бедствуя – не малодушествуйте. Одно имейте в уме и сердце – спасение души и богоугодность жития. Имеете четки – символ и правило непрестанной молитвы – и навыкайте такой молитве, чтоб и сидя, и ходя, и дома, и вне, и в церкви, и за трапезой, и во всяком деле и месте непрестанно иметь молитву в сердце, – с нею засыпать и с нею просыпаться. О всем сем и подобном, напоминаемом одеянием вашим, поревнуйте, сестры, чтоб в свое время не послужила вам в обличение одежда сия. Теперь миряне и мирянки почтительно относятся к нам в уверенности, что мы и внутренне таковы, какими показывает нас вовне одежда наша. И хорошо делают, отдавая тем честь добродетели, хотя бы предполагаемой, которую нельзя не чтить. Они не видят, что у нас на сердце. Но что у нас на сердце, сие сокрыто только во времени. Там все будет явлено. Как же будет нам стыдно, когда пред всеми, знающими нас теперь, откроется тогда, что мы не таковы в сердце, каковыми являемся по одежде! Как стерпим укор их, который обратят они тогда к нам! Мы вас считали смиренными, а вас осуждают как гордых и тщеславных. Мы думали, что вы чужды увлечений сердца и помыслов, а вас осуждают за невоздержание очей и чувств. Мы думали, что вы постницы, а вас осуждают за сластолюбие. Мы думали, что вы молитвенницы, а вас осуждают за непамятование о Боге. Мы думали, что вы труженицы, а вас осуждают за леность и многоспание. Мы думали, что вы терпеливы, а вас осуждают за ропотливость. Мы думали, что вы не любите мира, ни яже в мире, а вас осуждают вместе с миролюбцами. Мы думали, что вы кротки, послушны, миролюбивы, а вас осуждают за гнев, непокорность, грубость и свары, – Как стерпим такие и подобные укоры?! А они еще несравненно больнее будут, когда миряне пойдут в рай за свои добродетели, а нас погонят в ад за наше нерадение и беспечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

максим 11 сентября 2018, 05:48 Добавлю один ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ момент - их так наз старцы довольно равнодушно относятся к грехам их паствы, дескать, не дозрел еще, научится не грешить, и лишь в православии Бог открыл мне грехи " многочисленный как песок морской " и я реально вдруг увидел свое истинное нутро, настоящее, а ведь считал себя довольно хорошим приличным человеком которую и каяться особенно не в чем. У кришнаитов же об этом вообще не говорят, все одно и то же что надо любить кришну потому что он классный. Но его похождения это же из области какого то сатанизма - он эгоист, сластолюбец, агрессивный, надменный. Но там пытаются это подать в стиле " мы не доросли чтобы понимать всю возвышенность этих строк " . куда нам.... Елена 10 сентября 2018, 17:39 и ничего у Ольги не легко и вообще что это за мера такая? Кто так говорит очень уж похож на старшего брата блудного сына, который видя как отец встречает возвратившегося, выказывал свое недовольство Светлана 10 сентября 2018, 16:16 Повторюсь, и вроде бы статья не о том, но ощущение, как и у Анны, просто мысль пронзает: " Как же Господь нас любит " . Я не знаю, как так выходит, вроде не проповедь, а чувство это не у одной меня. Спасибо автору, сайту, редакторам и Ольге, что поделилась. Спаси Господи! Ирина 10 сентября 2018, 11:25 Ольга,рада за Вас.Совсем не согласна с мнением некоторых,что у Вас всё как-то легко.Чувствуется,что совсем не легко,просто Вы человек с юмором и никого не хотите пугать,так держать,я с Вами согласна,а без юмора в таких вещах с ума можно сойти.Думаю,что " видения " рано или поздно закончатся.Слава Богу за всё! Елена 10 сентября 2018, 09:41 Слава Богу!! так рада за Ольгу!!! Сама в поисках Бога увлеклась идеями Торсунова и Ко, но Христос меня вытащил из этого, так что очень понимаю Вашу историю!!!! Ещё раз очень радуюсь за Вас.. нет за всех нас!!!Спасибо за эту беседу - в очередной раз ощутила счастье того чуда, что произошло со мной. Через вот такое мое падение Христос вошел в мою жизнь и это самое мое большое богатство, если уместно выразиться таким словом.

http://pravoslavie.ru/115560.html

Первое послание апостола Павла к Тимофею. 5.3–16 (3) Вдов почитай, истинных вдов. (4) Если же какая вдова имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. (5) Истинная вдова и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь. (6) А сластолюбивая заживо умерла. (7) И сие внушай им, чтоб были беспорочны. (8) Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. (9) Вдова должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женой одного мужа (10), известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. (11) Молодых же вдов не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступить в брак; (12) они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; (13) притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны и говорят, чего не должно. (14) Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; (15) ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. (16) Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять церковь , чтобы она могла довольствовать истинных вдов. Acta apostolorum. 9.39–41 «Деяния апостолов» относятся к 60-м годам I века, Тавифа – первая нам известная руководительница некой общины вдов. (39) ναστς δ Πτρος συνλθεν ατος· δν παραγενμενον νγαγον ες τ περον, κα παρστησαν ατ πσαι α χραι κλαουσαι κα πιδεικνμεναι χιτνας κα μτια σα ποει μετ’ ατν οσα Δορκς. (40) κβαλν δ ξω πντας Πτρος κα θες τ γνατα προσηξατο, κα πιστρψας πρς τ σμα επεν, Ταβιθ, νστηθι. δ νοιξεν τος φθαλμος ατς, κα δοσα τν Πτρον νεκθισεν. (41) Δος δ ατ χερα νστησεν ατν, φωνσας δ τος γους κα τς χρας παρστησεν ατν ζσαν.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священное Писание указывает на множество различных грехов, которым подвержены люди. Господь Иисус Христос указывает на греховные устремления, которые коренятся в сердце человека: злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость (см.: Мк 7:2023 ). Апостол Павел напоминает христианам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» ( 1Кор 6:9 ). В другом месте апостол пишет о тех, кто противится воле Божией: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» ( Рим 1:2832 ). Говоря о последних временах, когда человеческий грех проявит себя с наибольшей силой, апостол пишет: «Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим 3:25 ). § 2. Грехи против Бога К грехам против Бога относятся, в частности, неверие, маловерие, сомнение в истинах веры, стыд исповедать свою веру перед людьми, богохульство, вероотступничество. К грехам против Бога относятся также кощунство и святотатство, то есть надругательство над священными символами и предметами, осквернение религиозной (церковной) святыни, в том числе осквернение могил и похищение священных предметов. Согрешает тот, кто перестает уповать на Бога, не доверяет благому Промыслу Божию и ропщет на Бога, проявляя неблагодарность за Его любовь и благодеяния.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Их программа «воспитание лидеров», школа эгоизма и хамства, когда молодое поколение противопоставляют «старшему», когда буквально наталкивают детей на родителей и родителей на детей. Сказано: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» ( 2Тим.3:1–5 ); и еще: «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» ( Мф.10:21 ). Какие страшные слова: «и восстанут дети на родителей, и умертвят их», но именно такие преступления в нашем секуляризированном обществе считают несерьезными и относят их к так называемым «бытовым преступлениям», не понимая того, что «бытовое», или «совершенное на бытовой почве преступление», и есть самое страшное, ибо может произойти в каждой семье и каждом доме. Православный человек, даже если он сам и есть тот самый последний грешник, никогда не назовет разврат любовью, а грехи духовными экспериментами и поисками форм религиозной открытости. Христианин не может и не должен заниматься апологией своих собственных грехов, ибо необходимо никогда не соглашаться с собственными грехами, противостоять им и ненавидеть их. Особенно настораживает во всех новомодных сектантских и модернистских течениях, как разнуздано ведут себя там представительницы слабого пола. А ведь там, где женщины впадают в блуд, там общество теряет будущее и обрекается на вымирание. Женщины в общинах обновленцев не носят платки, красятся и позволяют себе во время молитвы стоять в непозволительной близости от мужчин. Писание предупреждает таковых: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» ( 1Кор.11:5–6 ); и еще: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» ( 1Пет.3:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А сластолюбивая () заживо умерла. Так как многие женщины избирают вдовство для того, чтобы с большей независимостью делать приятное себе, то он говорит: сластолюбивая () женщина, хотя она по видимости и живет этой чувственной жизнью, по духу же умерла. Но если женщине непозволительно предаваться наслаждениям, где во всяком случае и природа, и возраст часто оказываются немощными, то что скажут сластолюбивые мужчины? И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Видишь, что он желает, чтобы это было законом. Не на произвол оставляет, поблажать утехам или нет, но запрещает это, как грех. Ибо такое значение имеет слово внушай (εε), оно стоит вместо: со всею строгостью запрещай дерзать на это. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется. Сластолюбивая женщина, говорит, потому уже умерла и погибла, что всю заботу употребляет на себя. Между тем должно заботиться о своих то есть верных, и особенно о домашних, то есть принадлежащих к роду, разумеет всякую заботу - и о душе, и о теле. Тот отрекся от веры. Почему? Потому что дела его такие не суть дела верующего. Если бы он веровал в Бога, то слушался бы слов его: от единокровного своего не укрывайся (Ис.58:7). Говорят, что они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит.1:16). И хуже неверного. Потому что последний если и презирает чужих, то по крайней мере не презирает близких себе, конечно, побуждаемый природой; А он нарушает и закон Божий, и закон природы, и поступает несправедливо. Кто же поверит, что такой человек может быть милостивым к чужим? А если он действительно милостив к чужим, то не тщеславие ли это? Поразмысли: если хуже неверного тот, кто не заботится о домашних, то куда причислить того, кто обижает своих? Ведь всякому для спасения недостаточно своей собственной добродетели, если он, сам будучи добродетелен, не учит и не убеждает быть таковыми своих родственников. Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа. Так как выше апостолов сказал, что сластолюбивая женщина и не заботящаяся о своих домашних недостойна быть в числе вдов, то теперь он учит нас, что она должна иметь. На первом месте апостол ставит определенно ее лета, а причину этого указывает после. Впрочем, он не просто за один возраст одобряет шестидесятилетнюю; ибо и таковая может оказаться недостойной. Потом апостол требует от нее единобрачия, как знака ее степенной честности и любви к целомудрию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1041...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010