церкви, возлюбив паче тьму, неже свет, и вследствие этого относится отрицательно и к средствам, предлагаемым церковью для его успокоения, утешения и спасения. 5) С порывами вихря увлекая человека от одних развлечений к другим и приучая его к рассеянности, небрежению и к жизненному индифферентизму, пристрастие к мирским удовольствиям приводит иногда его, как совершенного раба своего, к действиям весьма печальным, но в наше время нередко повторяющимся на сцене общественной жизни, – к обманам, насилиям, хищениям чужого достояния и т. п. Постоянные повторения таких печальных явлений, как печальных результатов страстных увлечений, так обычны сделались в обиходе жизненном, что перестают удивляться им и смотрят на них, как на нечто, не выходящее из ряда. И в самом деле, чего же и ждать лучшего, когда человек сделался рабом страстей, когда и мысли, и чувства, и желания его направлены лишь в эту сторону? Сознание высших потребностей духа потеряно, совесть заглушена, жизненное русло слишком засорено; пробуждающий голос св. церкви не слышится, как отвергнутый уже. Весьма естественно, что такой человек неудержимо стремиться от одного зла к другому, прибегая ко всем без разбора средствам, лишь бы удовлетворить своей страсти, пировать и веселиться по вся дни светло. Св. апостол говорит: блюдите, како опасно ходите… искупующе время, яко дние лукави суть, не приобщайтеся к делом неплодным тмы; для таких людей такие предостережения не имеют значения, да и непонятны; они не только отрицательно относятся к ним, но и готовы глумиться над ними и называть их бабьими баснями. В их потускневшем сознании нет того истинно священного, что исходит от Господа и Его св. церкви; священно, в их смысле, то только, что отвечает их страстным вожделениям; они всегда готовы преклоняться только пред своим молохом – идолом чрева и мамоны. Теперь уже все высшее утрачено: сознание своего человеческого достоинства, сознание долга семейного и общественного и тем более сознание христианского звания. Неудовлетворенный на этом пути, а тем более уличенный в преступлении, такой человек становится уже неспособным ни к сознанию тщетности тех поисков, которым он предался для своего сластолюбивого самоудовлетворения, ни к сознанию необходимости обратиться на путь истины и добра, подобно блудному сыну, ни к сознанию преступности своих действий и того вреда, какой он наносит другим; и тогда, если закон не успеет предупредить, нередко решается на самоубийство, как единственно лучший представляющийся ему исход жизненный. Печальными подобными явлениями испещряются наши газетные столбцы, и, к сожалению, говорят о них, как явлениях обычных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Но если и бунтовать против закольцованной судьбы, то вместе с Христом, не переиначенным в угоду сластолюбцам. Бунтовать со Христом означает исходить из того, что человек не останется вечно человеком падшим и погибшим, возящимся на гноище Иовом, но восстанет на себя же самого и истребит в себе ростки погибели ростками возрождения к вечной жизни. Только тогда и смогут отступить и страхи, и неуверенность, и в нас проявится лучшее из того, что нам дано. Сергей Сергеевич Арутюнов , доцент Литературного института им. Горького, научный сотрудник Издательского совета Московской Патриархии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 4. александрович Присоединяюсь к такому знаменательному,трогательному,нежному событию и хочу поздравить тех кто получит от этого события ещё много и много чего хорошего.При Царе-Батюшке призывной возраст начинался с 21 годика,ибо русский человек долго мужает и взрослеет.И исходя из этого было принято Царями призывать опытных и мужественных людей.Дети не оставят после себя потомства-это решительное и благонравное узаконенное бЛАГОДЕЯНИЕ для русского племени!Браво! 3. сегодня отличный день! И он несомненно войдёт в историю! Сегодня Русский Государь Владимир Владимирвоич Путин подписал закон, устанавливающий призывной возраст в России с 18 до 30 лет. Закон вступит в силу только с 1 января 2024 года, так что придётся немного подождать. Помимо этого подписан закон, вводящий запрет на выезд за границу для граждан со дня вручения им повестки, в том числе по месту работы или учёбы. Также уже совсем скоро статья 328 УК РФ будет дополнена частью третьей, в которой будет идти речь о наказании за уклонение от мобилизации - это будет штраф до полумиллиона рублей или же лишение свободы на срок до пяти лет. Правительство эту инициативу уже поддержало, есть положительный отзыв (председатель Комитета по обороне Государственной Думы России генерал Андрей Картаполов).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/28/v_...

О различных действиях любви в сердцах, любящих Бога. 30: 17. Достигшие любви часто забывают телесную пищу. 30: 18, 19. Тела достигших совершенства любви не подвергаются болезням по обыкновенным причинам, и почему. 30: 29. Умножение страха Божия есть начало любви. 30: 20. Любящий Господа прежде возлюбил своего брата. 30: 25, 27. Любящий ближнего не терпит клеветников. 30: 26. Плоды любви и высокие ее действия. 30: 35, 36. ЛЮБОПЫТСТВО. Любопытство вредно, особенно безмолвникам. 27: 82. М О МАКЕДОНИИ. Повесть. 4: 31. МИЛОСТЬ И МИЛОСТЫНЯ. Когда познают свое приобретение идущие путем милостыни. 5: 35. Две лепты вдовицы купили Царство Небесное. 16: 5. Различие устроения благотворящих. 26: 74. Иногда бес тщеславия и бес сластолюбия побуждают к милостыне. И когда можем творить оную без вреда для себя. 26: 84. Прилежащему к молитве должно быть милосердым, и почему. 28: 44. О МИНЕ. Повесть. 4: 34. МИР ДУШЕВНЫЙ, ИЛИ СПОКОЙСТВИЕ. По приобретении нами малого душевного спокойствия бес тщеславия понуждает идти в мир для спасения погибающих душ. 22: 20. МИР. Что есть отречение от мира. 1: 4, 15, 19. С каким намерением должно оставлять мирскую жизнь. 1: 5. Господь ожидает, какой будет конец течения нашего в жизни. 1: 5. Оставивший мир что должен делать, чтобы избавиться от бремени грехов. 1: 6. Хотящим выйти из мира необходимо нужен наставник. 1: 7. Какое имеет различие отречение от мира: из страха, ради награды и из любви к Богу. 1: 13. Не должно охуждать отрекающихся мира по некоторым обстоятельствам. 1: 18. Кому подобны обязанные супружеством и безженные, живущие в мире. 1: 20. Что должны делать мирские, желающие подражать монашеской жизни. 1: 21. Почему Господь сокрывает от живущих в мире удобство и неудобство монашеского жительства. 1: 23. Кто без печали может отречься мира и последовать Христу. 2: 1. Каким образом бесы стараются отрекшихся от мира обратить опять в мир. 2: 3. К отрекающимся от мира относятся слова, сказанные юноше о раздаянии имения нищим. 2: 4. Почему некоторые, живши в мире, исполняли различные добродетели, а по отречении от мира не исполняют оных. 2: 6.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ему ничего не стоит сравнить современного сластолюбца с «жеребцом», «свиньей», «псом», «свинопасом», «сатаной» и т. под. Но обыкновенно после того, как проповедник разразится массою самых строгих и сильных обличений, он быстро смягчает свой тон, просит извинения перед своими слушателями и читателями и здесь же весьма часто начинает излагать полные искренней и сердечной любви наставления. Вообще в тех случаях, когда Даниил касается современных ему недостатков, т. е. предметов и явлений частных, то здесь язык его отличается живостью, соединенной с простотою и общедоступностью. Охарактеризованные со внешней стороны сочинения митрополита Даниила весьма замечательны и по своему внутреннему характеру, или содержанию. Изучение содержания их составляет самую существенную задачу исследования. При изложении всяких сочинений для удобства исследования необходима известного рода группировка, классификация. В отношении классификации сочинений Даниила по особенностям их плана находятся в исключительном положении. К ним с трудом можно приложить обыкновенный способ деления, наприм. деление на слова догматические, нравственные и под. Трудность такого разделения обусловливается отсутствием единства содержания в словах Даниила, в которых в каждом весьма часто трактуется и о некоторых догматических истинах и в тоже время дается масса самых разнообразных нравственных наставлений. Неудобство это увеличивается еще тем обстоятельством, что некоторые слова Даниила вызваны своими особенными, исключительными историческими условиями современной жизни, предварительное знакомство с которыми совершенно необходимо для определения значения и степени удовлетворяемости известного слова тем или другим потребностям времени. При чем случается так, что исторические условия, вызвавшие собою появление известных слов, сходны между собою или даже совершенно одинаковы, но самые слова, написанные по поводу их, могут и действительно отличаются различным содержанием, и одни из них относятся к группе слов догматических, другие – нравственных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Ложь жизнью    Жизнью лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержанным или, будучи сребролюбцем, говорит о милосердии. И такой лжец делает это по причине того, чтобы прикрыть свой грех или обольстить чью-то душу добродетельным видом. Священное Писание о страсти    «Участь всех лжецов в озере огненном» (Откр.21:8).    «Дьявол... лжец и отец лжи» (Ин.8:44).    «Бог есть истина» (Ин.14:6).    «Проклят лживый» (Мал.1:14).    «Кто говорит ложь — погибнет» (Притч.19:9).    «Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим.3:4).     Причины лжи    1) Лицемерие есть мать лжи (Леств.12:6).    2) Многословие и смехотворство порождают ложь (Леств.12:1).    3) Ложь рождается из-за страха наказания (Леств.12:8).    4) Ложь для причинения зла ближнему (Леств.12:9).    5) Ложь из-за страсти славолюбия, чтобы не смириться.    6) Ложь из-за страсти сластолюбия, ради исполнения своих желаний.    7) Ложь из-за страсти сребролюбия, чтобы приобрести или продать, как говорит русская народная пословица: «Не обманешь — не продашь». Средства борьбы со страстью    Главное средство борьбы с ложью — правдивость. Хотя в некоторых случаях правда может быть очень страшным оружием против ближнего: «Правда, сказанная злобно — лжи отъявленной подобна».    1) Возникающие в нас ложные помыслы необходимо обращать в добрые.     Совет старца Паисия Святогореца как обращать ложные помыслы в добрые: Самая тяжелая болезнь нашей эпохи — это суетные помыслы мирских людей. У них может быть все, что хочешь, кроме добрых помыслов. Они мучаются, потому что не относятся к обстоятельствам духовно. К примеру, человек едет куда-то на машине. В дороге начинает барахлить двигатель, и он приезжает на место назначения с небольшой задержкой. Имея добрый помысел, опоздавший скажет так: «Видимо, Благой Бог притормозил меня неслучайно. Кто знает: может быть, если бы не возникло этой задержки, я попал бы в аварию! Боже мой, как мне благодарить Тебя за то, что Ты уберег меня от опасности!» И такой человек славит Бога. А тот, кто не имеет доброго помысла, отнесется к происшедшему недуховно и начнет обвинять и хулить Бога: «Да что еще за невезуха! Мне надо было приехать раньше, а я опоздал! Все наперекосяк! И все этот Бог».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

Кто внимательно читал наставления святых отцов Церкви – тот, безусловно, заметил, что более всего в этих учениях говорится о покаянии, о смирении, о плаче пред Богом за грехи свои. Об этом так много написано отцами, что почти в каждой святоотеческой книге и на каждой странице ее можно найти подобное наставление. Но как ни странно – в наше время христианами больше всего упускается, искажается и нарушается именно это учение, этот важнейший закон духовной жизни. И это не случайно! По мере того как век сей движется к страшному концу своему, приближаются времена всеобщего отступления от истины, всецелого обольщения мира диаволом и всеобщей прелести – люди все глубже погрязают во всех страстях своих, во всех грехах и заблуждениях. Первая же из всех болезней века сего – гордыня, она-то и поднимает все выше главу свою. Об этом ясно предсказывал апостол Павел 2 : что в последние времена люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся и т. п. И теперь уже каждый духовник, старающийся помогать приходящим к нему верующим врачевать душевные недуги, знает, какая сегодня это непростая работа, как въелись эти болезни в души людей, как все от мала до велика глубоко поражены безумной гордыней, тщеславием, самолюбием, как велеречивы, заносчивы, обидчивы, как все своевольны, непокорны, непослушны, недоверчивы. А в духовной жизни это самое тяжкое. Теперь очень редко кто доверяет своим наставникам, больше же каждый следует своему рассудку, к духовникам же обращаются только для виду, потому что так принято, на самом же деле во всем полагаются на себя. Вообще картина духовной жизни сегодня очень бедственная; если бы кто из древних отцов взглянул на нее своим очищенным взором, наверно, не вынес бы этого зрелища и горько рыдал бы о наших душах. (Так Пахомий Великий , живший еще в четвертом веке, имел видение от Бога о том, как будут жить последние монахи, после этого он долго плакал, скорбел, отказывался от пищи 3 ). Но мы так уже свыклись с этим положением, что вовсе даже и не видим этого нашего бедствия. Многие страсти так откровенно гуляют сегодня в среде христиан, к ним относятся как к самым безобидным и даже забавным чертам характера, никто не ужасается им, не пресекает их, хотя многие из этих «шалостей» прямо убивают душу и сеют духовную смерть вокруг того, кто проявляет эту страсть и заражает ею других.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Грехи, бывающие от вожделения и сладострастия, разделяются следующим образом: иный называется прелюбодеянием, а иный блудом. Некоторыми же тончайшим изследователями заблагоразсудилось и грех блуда именовати прелюбодеянием: поскольку един есть законный союз жены с мужем, и мужа с женою. Итак все незаконное есть уже противозаконное, и вземлющий несобственное очевидно вземлет чужое. Ибо человеку дана от Бога единая помошница, и над женою поставлена единая глава. Итак аще кто стяжал себе, по выражению Божественнаго Павла, свой собственный сосуд ( 1Сол.4,4 ): тому закон естественный предоставляет праведное употребление онаго. Но аще кто обратится не к собственному: таковый без сомнения чуждый восхитит. Для всякаго чужое есть то, что не есть его собственное, хотя бы и не было в виду владельца оное присвояющаго. Посему, строжае изследовавшим сей предмет, представлялся блуд недалеко отстоящим от греха прелюбодеяния, ибо и Божественное Писание глаголет: не мног буди к чуждей ( Прит.5,20 ). Но поскольку к немощнейшым отцы являли некое снисхождение: то положено в сем грехе общее различие таковое: блудом называется исполнение похоти, соделанное с кем либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чуждому союзу. К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяния противу естества. Поскольку причиняется обида чуждому роду, и притом вопреки естеству. При таковом разделении видов, и сего греха общее врачевание состоит в том, да соделается человек, чрез покаяние, чистым от страстнаго неистовства к таковому плотоугодию. Поскольку же у осквернившихся блудодеянием не сопряжена с сим грехом обида: того ради сугубое время покаяния определено тем, кои осквернили себя прелюбодеянием, или иными студодеяниями, как то, смешением со скотом, или неистовством к мужескому полу. Ибо в сих случаях, как речено мною, грех становится сугубым: един состоит в непохвалительном сластолюбии, а другий в обиде другому. Да будет же некое различие образа покаяния, во грехах сладострастия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

   4. Грехи, бывающие от вожделения и сладострастия, разделяются следующим образом: иный называется прелюбодеянием, а иный блудом. Некоторыми же тончайшим изследователями заблагоразсудилось и грех блуда именовати прелюбодеянием: поелику един есть законный союз жены с мужем, и мужа с женою. Итак все незаконное есть уже противозаконное, и вземлющий несобственное очевидно вземлет чужое. Ибо человеку дана от Бога единая помошница, и над женою поставлена единая глава. Итак аще кто стяжал себе, по выражению Божественнаго Павла, свой собственный сосуд (1Сол.4:4): тому закон естественный предоставляет праведное употребление онаго. Но аще кто обратится не к собственному: таковый без сомнения чуждый восхитит. Для всякаго чужое есть то, что не есть его собственное, хотя бы и не было в виду владельца оное присвояющаго. Посему, строжае изследовавшим сей предмет, представлялся блуд недалеко отстоящим от греха прелюбодеяния, ибо и Божественное Писание глаголет: не мног буди к чуждей (Прит.5:20). Но поелику к немощнейшым отцы являли некое снисхождение: то положено в сем грехе общее различие таковое: блудом называется исполнение похоти, соделанное с кем либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чуждому союзу. К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяния противу естества. Поелику причиняется обида чуждому роду, и притом вопреки естеству. При таковом разделении видов, и сего греха общее врачевание состоит в том, да соделается человек, чрез покаяние, чистым от страстнаго неистовства к таковому плотоугодию. Поелику же у осквернившихся блудодеянием не сопряжена с сим грехом обида: того ради сугубое время покаяния определено тем, кои осквернили себя прелюбодеянием, или иными студодеяниями, как то, смешением со скотом, или неистовством к мужескому полу. Ибо в сих случаях, как речено мною, грех становится сугубым: един состоит в непохвалительном сластолюбии, а другий в обиде другому. Да будет же некое различие образа покаяния, во грехах сладострастия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

Лариса Кузнецова, г. Екатеринбург – Нет, вы не правы. Во-первых, целомудрие – особый дар, данный человеку Богом. Девушка по своей природе создана быть хранительницей целомудрия. И это прекрасное качество она должна беречь как зеницу ока, не поддаваясь на дешевый обман, «гражданские браки» и общественное мнение. Да, сегодня хранить строгость трудно, это своего рода нравственный подвиг. Гораздо легче поддаться на всякие искушения и эксперименты, которые разрушают личность. Кстати, слово «блуд» происходит от слов «блуждать», «заблуждаться». Посмотрите на ваших знакомых, которые решились на сожительство. Поговорите откровенно с ними. Они счастливы? В том-то и дело, что после нескольких таких экспериментов у девушки теряется здравое отношение к себе. Появляются комплексы неполноценности. После таких неудач – попробуй докажи ей, что можно создать большую, крепкую семью. К большому сожалению, сейчас мало девушек сохраняют чистоту до брака. Именно поэтому так много браков распадается. И кого в этом винить? Общество, родителей, себя? Современный человек гонится за удовольствиями, не думая о том, что брак -это труд, ответственность, это воспитание детей, необходимость обеспечивать семью. Ну и за все, конечно, в жизни приходится платить. Что касается «остаться старой девой» – вряд ли останетесь, если сохраните себя в чистоте. Мужчинам ведь для создания семьи нужны именно такие девушки, а не «гражданские» жены. А то, что сейчас происходит, свидетельствует лишь о деградации общества. Мужчины относятся к женщинам потребительски. И нередко виноваты в этом вы, милые барышни. Потому что разбаловали сильную половину человечества. Девушка должна быть неприступной. Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность. Он станет рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. Ему придется завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины. «Я люблю одного человека. Мы вместе живем 10 месяцев, но он не предлагает мне выйти за него замуж. Как мне быть?»

http://pravoslavie.ru/37085.html

Некоторые из верующих, вполне сознавая важность покаяния и необходимость его для спасения души, отлагают покаяние на последние дни своей жизни, но как неразумно поступают они, как легко относятся к делу спасения своего и как рискуют этим спасением! Не видим ли почти ежедневно, что пользующиеся совершенным здоровьем, и рассчитывающие на долговечность, внезапно похищаются неумолимою смертию! Каяться должно немедля по согрешении, ибо пока язва ещё свежа, то легко исцеляется, застарелые же и оставленные в небрежении язвы с большим трудом врачуются. Если желаем мы получить прощение, то и сами должны прощать: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный ( Мф. 6:14 ). Грехи, не очищенные покаянием, – это чёрные пятна на душе; отмываются они ничем иным,как только слезами сердечного покаяния. Согрешил Давид и столь великое принёс покаяние, что даже кости его иссыхали от скорби и туги сердечной; а как он оплакивал свой грех ! «Слёзы моя быша мне хлеб день и нощь; измыю на всяку нощь ложе моё, слезами моими постелю мою омочу», – вещает он в исповедании своём. Отрёкся Учителя своего Пётр в грозную ночь страстей Христовых и плакал горько о минутном отпадении своём; проводила блудное житие свое Мария Египетская и какое суровое принесла покаяние: лишила себя всего, даже самого необходимого, день и ночь болезновала, стенала о своих грехах, в продолжении 17 лет боролась с бесовскими помыслами, понуждавшими её возвратиться на прежнее житие, и за такое многоскорбное, досточудное терпение, столь великой благодати удостоилась, что реку Иордан переходила, как по суху, а когда молилась, то видима была стоящей не на земле, а на воздухе! Вот какое покаяние есть истинное покаяние, и за оное прощает Господь все грехи наши, по реченному: омыеши мя, и паче снега убелюся ( Пс. 50:9 ). Связанные узами сластолюбия скажут: мы не можем так каяться, нам не по силам такое покаяние. На это ответим им словами Божественного Учителя: просите и дастся вам ( Мф. 7:7 ). Вот нам путь к покаянию: просить Господа даровать нам оное, и вместе с тем понуждать себя к сокрушению и болезнованию сердечному, вспоминать грехи свои и уготованное за них наказание, чаще приводить себе на память час смерти, нередко постигающий нас внезапно, как говорит св. Евангелие: бдите, не весте ни дня, ни часа ( Мф. 25:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010