На Петербургской стороне доселе уцелело название Зелейной улицы. 27 Эта битва – если не ошибаюсь – 8-го апреля нигде так подробно не описана, как в нашей Повести. Сравн. Леонарда Хиос., стр. 117. Францы, стр. 238 – 239. 28 Во святую м великую церковь . Имя великой церкви придавалось постоянно Софийскому храму. «В великой церкви (ν τ μεγλ κκλησ) совершилось соглашение унии». Дука, стр. 263. «И храм, который создан к посвящен был во имя Премудрости Слова Божия, великая церковь (μεγλη κκλησα), новый Сион, ныне преобразился в жертвенник варваровым»... Дука, стр. 299. Великою церковью называет храм св. Софии и Стефан Новгородец (Сказ. Русск. нар. VIII. 51). 29 На седьмой день: по моему расчету, это приходится 15 апреля. Франца,239. Гаммер, 402 – 403. В этом месте, как и в других, употреблено в Повести слово магистры, без сомнения в смысле magistri militum, в таком же, как стратиги, или подобном. В таком смысле есть это слово и у Леонарда Хиосского (118): magistros arcessiri jussit. 30 Морея названа в Повести Амория, Генуя – Зеновия, Албанцы – Арбанаси. Особенно любопытно второе имя: в нем з вместо г по северному Итальянскому выговору: Z’enova вместо Genova. – Арбанасами называют Албанцев и теперь Сербы и Болгары: в наших старинных памятниках это название довольно обыкновенно. – Сравн. у Халкокондила стр. 374 и 407, у Францы стр. 383. 31 Катарга – галера: κτεργον, κτεργα. Леунклавий, объясняя это слово, говорит: Caterga, tam Turcis, quam Graecis hodiernis sunt triremes et galeae, qua ipsa etiam voce nunc Graeci utuntur, γαλας, nominantes, quae mqjoribus ipsoram quondam τριρας erant (Hist. Musulm. 1591. стр. 878; сравн. стр. 551, где Л. объясняет Catergo-liman, quasi κατργων λιμν, galeorum ас triremium portus). В Страннике Степана Новгородца читаем: «ту (в гавани) держат корабли катархи до 300; имеют же катархи весел 200, а иные 300 весел» (Сказ. Русск» нар. VIII.53). 32 Гевуэзский военачальник Иоанн Юстиниан (Johannes Longus ex genie Justiniana: Дука, 266. Johannes Longus Januensis, de Justiarorum prosapia: Леонард, 117–118) назван в ПовЪсти Зустуней=Зостуней; з вместо g по такому же требованию выговора, как и в слове Зеновия: Z’ustiniani вместо Giustiniani.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

443 Собрание государст. грамот и договоров, II, 208, 212, 216, 220. Нов. лет., там же; Летоп. о мят., там же. 454 Там же. Так повествует об этом разговоре патриарха с Салтыковым автор так называемой – Новой Повести. –Он не называет Салтыкова по имени, а лишь упоминает о нем с презрительными эпитетами, как начальный губитель, злой человекоядный волк–. Если не предполагать, говорит Платонов, в начальном губителе Салтыкова, то трудно указать другое лицо из московского боярства, всем известное и стоявшее во главе сторонников Сигизмунда (Древ. рус. сказ. о смут, врем., стр. 90, прим. 1-е). 458 Пр. Мак., ист. р. ц., т. X, стр. 151–152; Летоп. о мят., стр. 206–207; Нов. летоп., стр. 129–130. 462 Р. И. Б. XIII, стр. 606; Изб. Поп., стр. 306; С. г. и д. II, 229; А. э. II, 176, 179; Платонов, Др. рус. сказ., стр. 92, пр. 5. 468 Для иллюстрации сознания народом Москвы, как центра религиозной святыни земли русской, можно указать на следующий обычай, практиковавшийся до Петра I в Москве. До Петра Великого, говорит К. Аксаков, существовала в Москве такая перекличка стрельцов, когда вечером в 8 или 9 часов запирались ворота Кремлевские. Близ Успенского сбора часовой страж первый начинает протяжно и громогласно, как-бы на распев, возглашать: Пресвятая Богородица, спаси нас; за ним 2-й, в ближнем притине, возглашает: святые Московские Чудотворцы, молите Бога о нас; потом 3-й – святый Николай чудотворец, моли Бога о нас; потом 4-й – все святые, молите Бога о нас; 5-й – славен город Москва; 6-й – славен город Киев; 7-й – славен город Владимир; 8-й – славен город Суздаль – и так поименуют: Ростов, Смоленск, Ярославль и пр. многозначительное свидетельство. В этой перекличке раздается голос русской земли: слышишь как она сама себя чувствует, сама себя называет и сознает в городах своих, в общем чувстве себя самой единым совершенным целым. В этом не придуманом народном голосе слышишь, что царствующий град Москва помнила все города русские, всю русскую землю – (Константин Аксаков, сочинения, т. 1-й, стр. 603–601).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV. Св. Иоанн Лествтник – этот великий учитель духовной жизни – высказывает следующие мысли о посте: а) «Пост есть насилие естества, – отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, свобода от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечного ожесточения, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, недействие многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение». («Лествица». Сл.14, §§ 20,31 и 33, стр. 147, 149, 150). б) «Как змея не может совлечь с себя старой кожи, если не пролезет чрез тесную скважину, так и мы не можем отвергнуть прежние злые навыки и ветхость души и ризу ветхого человека, если не пройдем узкого и тесного пути поста и бесчестия». в) «Как тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо». (Там же, «Возоглавление», §§ 15 и 16; стр. 282). V. Авва Даниил говорил, что «по той мере, как тучнеет тело, истощается душа; и напротив – по мере истощения тела укрепляется душа». (Дост. сказ. о под. св. отц. § 4 стр. 63 изд. 1845 г см. стр. 100 § 3, 160, § 16, 68). VIII. Блаж. Августин говорит: «если вас спросят: для чего вы поститесь и мучите себя? отвечайте: бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою». (Бл. Август. о посте). IX. «Когда полководец хочет взять неприятельскую крепость, то прежде всего ищет, нельзя ли удержать воду и съестные припасы, чтобы неприятель, понуждаемый голодом и жаждою, сдался: так бывает и с плотскими страстами, учат святые отцы, победившие их» 97 . (Дост. сказ.... стр. 121). з) Наставления св. отцов и учителей церкви о том, что пост телесный должен соединен с духовным I. Бог истинный взгляд на посты св. церкви, высказанный св. отцами ее. «Для до стохвального поста недостаточно воздержаний от яств: истинный посте есть удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей злословия, лжи, клятвопрестусления», говорит св. Василий Великий . (Слово о посте 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

101 Второй Епископ, Исаакий рукоположен 20 Января 1398 г. (Летописи и Карамзин, «Ист. Г. Р.» т. V, примеч. 232). Отсюда следует, что Еиифаний писал «повесть о Стефане между 26 Апр. 1396 г. и 20 Янв. 1398 г. 107 В «слове об исхождении Св. Духа» см. Допол. к Акт.» Истор., т. 1, стр. 13. «Русс. Свят.» Филар. т. II, стр. 307. СПБ. 1882. Имя св. Стефана, как святого, встречается в месяцесловах XV в. (Макарий. Ист. Р. Церкви, т. IV, стр. 298). 111 «Описание Румянцевск. музея», А. Востокова. Спб. 1842 г. CCCXCVII. «Истор. Русс. Церкви» Макария, период IV, стр. 205, период V. стр. 162. 112 Из трех приделов храма один посвящен Св. Стефану. Гробница поверх пола помещена против придела в северном углу. Вид храма и историч. описание см. у Лыткина («Зырян. край», стр. 39). 113 «Памятники Москов. Древ.» Снегирева, стр. 127. «Историч. свед. о монаст. и церкв.» Ратшина, стр. 328 «Сказ, о житии Св. Стефана», А. М. прим. 69. 114 Год этот соответствует 1372 (ср. Древн. Росс. Библиот. ч. 18, стр. 220), когда Св. Стефан получил иеродиаконский сан в Ростовском монастыре и положил первое основание изучению зырянского языка и составлению зырянской азбуки. 115 Время кончины св. Стефана, как на этой иконе, так равно и во всех письменных памятниках, относится к 1396 г. 116 Копия с этого образа, но без изображения чудес, находящаяся в опочивальне Великой Княгини Александры Иосифовны (Лыткин «Зырян. край» стр. 39), помещена в нашей книге: «Зыряне и св. Стефан Еп. Пермский. К 500-ой годовщине со дня кончины св. Стефана, Просветителя Зырян». Спб. 1896 г. ц. 1 р. 50 к. Другое старинное изображение св. Стефана вместе с Ростовскими Святителями находится на пелене XVII в., пожертвованной Григорием Строгановым в Нижегородский Кафедральный Собор («Сказ. о жизни св. Стефана», А. М. пр. 16). 119 В этом монастыре с 1383 г. был «Владычний дом Пермских Архиреев» до нач. XVI в. По переселении их в Вологду, монастырь оставался под именем Устьвымской Архангельской пустыни с управлением игуменским, иногда строительским, до штатов 1764 г., когда был обращен в приходскую церковь . Теперь приход. Устьв. Мих.-Арханг. церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Впрочем, о Сергиевой обители следует сделать особое замечание: жили ли в ней традиции иные, шедшие из более раннего времени и во многом несогласные с «иосифлянскими», или она, одинаково дорогая для всех русских благочестивых людей, одинаково влекла к себе всех их, – только и во второй половине XV и в XVI веке в ней появляются, часто в сане игумена, люди того образа мыслей, который тогда приписывался уже «заволжским старцам»; эти люди и приходят обыкновенно из-за Волги – с Белоозера; таковы: игумен Мартиниан (святой), игумен Арсений (святой), игумен Паисий (Ярославов), игумен Порфирий I, по всей вероятности и Порфирий II (см. выше), Иларион (впоследствии архимандрит Данилова Переяславского монастыря), игумен Артемий и ученик последнего Порфирий. Но характерно, что эти люди тут теперь не уживаются, а удаляются но разным причинам, или своей волей (причем, как Мартиниан или Паисий, уходят опять за Волгу) или нередко неволей, так как жизнь среди людей другого направления не проходит им даром: если препод. Мартиниан при Василии II (см. его житие) и не потерпел еще преследования за свое обличение, то позднее игумен Порфирий за подобную же независимость потерпел гонение от Василия III (Сказания Курбского, 127–129), а Артемий и его ученик Порфирий уже в последнем периоде борьбы, кончившемся торжеством „иосифлян», при Иване IV, потерпели обвинение в ереси и осуждение (Акты Археогр. Эксп., I, 246 слл.; Чтения..., 1847, 3; Сказ. Курбск., 134–136; Макарий, И. Р. Ц., VI; Костомаров, Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI в., в „Историч. монографиях», т. I; Садковский, Артемий, игумен Троицкий, в „Чтениях...»,1891, 4, и отд.); таким же образом не ужились Иларион в Даниловом монастыре и известный Феодорит в Спасо-Евфимиевом Суздальском (Сказания Курбского, 133, 135, 136). На это обстоятельство было уже указано А. С. Павловы м (Очерк секуляризации..., 126), объясняющим его именно на почве тех идей нестяжательности, в каких были воспитаны пришельцы из-за Волги; но недовольство их простиралось, можем мы думать, и на весь строй жизни и склад понятий, какой они нашли в центральных областях. Замечу, кстати, еще одну небольшую подробность: Феодорит поставлен игуменом в Суздаль по рекомендации Артемия (Сказ. Курбск., 134); сам Артемий постриженник Корнилиева Комельского монастыря, лежащего в вологодских пределах; Феодорит же, начав свои подвиги в Соловецком монастыре, обходил различные заволжские обители и потом жил в Кириллове и в „тамошних пустынях» (там же, стр. 127), т. е. белозереких; эта подробность является лишней чертой для оправдания мнения о солидарности между собой иноков белозерских и вологодских, высказанного мной раньше на основании разбора житий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И Вассиан снова отвечал: «Я не ведаю де – Иона чудотворец ли»? Вассиан мог говорить о Макарии, подразумевая духовную простоту. Макария выводят от прославившегося в боях бояр. Василия Кожи, рода бояр Кожиных (Оп. рус. историогр. II, 996, 1687). Вассиан против обвинения Иосифа возражал, что киевских и всех русских чудотворцев он чтит и называет их знаменоносцами (Прав. Соб. 1863, III, 204–205). Хотя мощи Макария были открыты в 1521 г., но повсеместное чествование его установлено только в 1547 г. (Барсуков, 340, Макарий, VI, 200, прим. 271). Может быть тут сказалось и чувство особенного почитания, какое питал к Макарию Иосиф Волоцкий (Сказ. о св. отцах. Лет. зан. Арх. ком., II, 89), наставник Даниила. Хотя почитание м. Ионы началось вскоре после смерти (П. С. Р. лет. тт. VI и VIII), но канонизован он был в 1547 г. (Барсуков, 270). В силу преобладания местного почитания святых до собора 1547 г., часто встречаются примеры недоверчивого и неуважительного отношения к ним, напр. архиеп. новгор. Сергия (москвитянин) к мощам Моисея новгород. (П. С. Р. л., III, 183–184), ряз. еп. Кассиана к мощам Димитрия Прилуцкого (Чт. в Общ. ист. 1847, 3, отд. 2-ой); архим. Илариона к мощам Ионы новгород., других к еп. новгор. Никите; Иова философа к Евфросину Псков.; рост. еп. Трифона к Феодору кн. ярослав. и сынов. его Давиду и Константину (Ключевский, Жития, 171, 421; И.Некрасов, Древн. рус. литер., Беседы Общ. любит. рос. слов. I, 48–49; Калугин, Зиновий Отенский , 65, 205, 206–210 и 212). Вассиан Патрикеев осуждал иосифлян за поспешную канонизацию (Прав. Соб. 1863, III, 190). Рассуждение летописца на эту тему (П. С. Р. лет., VI, 196) – весьма характерное в этом отношении и по мотивам почитания. Курбский пишет, будто вел. князь повелел блаж. Вассиана заточить в прегорчайшую темницу в Иосифом мон. и скорой смертью уморить и иноки будто бы уморили его (Сказ. I, 4), причем в монастыре он подвергался мучениям, почему и назвал его преподобным мучеником (предисл. к Твор. И.Дамаскина; Опис. рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

е) Случаи, в которых позволительно говорит о ком-нибудь дурно. «Думаю, говорит св. Василий Великий , что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть не редко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым; тогда как апостол повелевает не примешаться таковым ( 2Сол. 3, 14 ), чтобы не наложить как бы силков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: «Александр ковач многа ми зла сотвори: от негоже и ты себе блюди, зело бо противится словесен нашим» ( 2Тим. 4, 14. 15 ). А кто без таковой необходимости говорить что-нибудь о другом, с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду». («Творения св. Василия Вел.» т. V стр. 226 – 227). 3. Неосуждение ближних а) Рассказы, показывающие, что Бог награждает тех, кто не осуждает ближних. I. Авва Пафнутий рассказывал о се бе: «однажды, путешествуя, сбился я с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых, бесстыдно разговаривавших между собою. Остановившись, начал я молиться о грехах своих. И вот явился мне ангел с мечем и говорит: Пафнутий! все осуждающие братий своих погибнуть от меча сего! Но ты не осудил, а смирился пред Богом, как бы виновный в грехе. Посему имя твое вписано в книгу живых». (Достоп. сказ. о подвиг. св. отец, стр. 235, 1). Итак, да внимаем себе самим и о своих грехах будем более заботиться, чтобы от них освободиться. Один благочестивый старец, видя, что брат его согрешил, со вздохом сказал: «горе мне! как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Подобным образом и всякому из нас надлежит памятию о собственном недостоинстве и бессилии отражать от ума своего горделивые помыслы осуждения ближнего. (Дост. сказ. о подв. св. и блаж. отец). II. Один инок был довольно не радив на пути спасения, в постничестве и молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

270 Скворцов в своем исследовании (Пр. Дион. Зобн., стр. 54) делает предположение, что в это время прибыл с Иовом Старицкий, архимандрит Дионисий, впоследствие знаменитый архимандрит Троицкой лавры. 289 Речь Гермогена находится в так называемой рукописи Филарета (Сб. Мух. 278–80). Платонов относит эту речь к риторическим упражнениям, составленным для того, чтобы украсить простой и краткий слог Котырева, послуживший основой для этого памятника (Древнерусск. сказ., 228 и прим. I). 299 Это, по словам пр. Макария, было знаком того, „что самозванец действовал под влиянием поляков или литовцев: ибо только в литовской митрополии существовал обычай, что святители, назначаемые государем на ту или другую кафедру, назывались сперва „нареченными“, пока кафедра та была еще занята другим иерархом, или пока они сами не были посвящены, а в Руси Московской такого обычая не было никогда“. (История русск. церкви, X, 139). Смирнов в своем исследовании о Филарете, говорит: „Причиною этого не была ли польская инструкция первому еще самозванцу, в которой, между прочим, были такие пункты: не нужно много хлопотать о титуле императора, и потому, что для принятия его необходимо новое венчание, которое патриарх совершить не может, предложить вопрос об отношении патриарха Московского к Византийскому, откуда его власть раздавать должности людям, приверженным к унии. Особенно высшее духовенство должно быть за унию, оно должно руководить народ к предположенной цели, – а это в руках его царского величества“ (Чт. в О-ве люб. духовн. просв. 1873 г., стр. 344, пр. 97-е). 300 Сказ. совр. о самозв. т. I, стр. 144. „Невероятно, говорит Смирнов в упомянутом нами исследовании, чтобы такая бросающаяся в глаза драгоценная вещь могла сохраниться при митрополите. Мы знаем что его застали в полном святительском облачении и, конечно, с жезлом. Как же мог не броситься в глаза такой дорогой яхонт, когда снимали ризы со святителя? Как мог он сохраниться от алчности поляков, когда они раку святого Леонтия на части рассекли“ (Лет. о мятеж., 141) Цит. соч. 344, прим. 99.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слушающий слова Господни и исполняющий их подобен строящему дом на камне; а слушающий и не исполняющий подобен строящему дом на песке. Заучи это всякий и почаще повторяй; истина же, в нем содержащаяся, всякому понятна и ясна наглядно. И собственных опытов всякий имеет под руками в этом роде множество. Мысли, например, пока еще думаешь о чем, бывают неустойчивы и мятутся; когда же изложишь их на бумаге, они получают окреплость и неподвижность. Предприятие какое-нибудь все еще бывает неверно и меняется в частностях, пока не начато; а когда пустишь его в ход, всем исполнительным соображениям конец. Так и нравственные правила, пока не исполнены, они как будто чужие, суть вне нас и непрочны; а когда исполняешь их, они входят внутрь, оседают в сердце и полагают там основу характеру доброму, или злому. Блюдите убо, како опасно ходите. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ К 7-й ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ О неосуждении ближних ( Мф.7:1–5 ) Святоотеческие толкования 1) Св. Иоанн Златоуст . »Духовная беседа». 1862. 2) Св. Григорий Богослов , т. 1. 3) Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1858. 4) Св. Ефрем Сирин. О том, чтобы не быть злоречивым. Твор. О злоречии и злоречивых. Там же. Слово о злоязычии и о страстях. 5) Прп. Исидор Пелусиот на слова: что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, иже есть во оце твоем, не чуеши (ст. 3). 6) Предостережение и назидание склонных к осуждению ближнего. Достопамятные сказ, о подвижничестве святых отцов. 7) Не осуждай священника. Достопамятные сказ, о подвижничестве святых отцов. 8) Св. Анастасий Синаит о том, что не должно осуждать никого, наипаче же священника. «Воскресное чтение», 1822.   Новейшие толкования 9) Еп. Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям. 10) На Ев. Лк. 6:41 . «Воскресное чтение», 1824. На ст. 1–2 Матфея, 1802, 1823, 1817, 1816, 1880. 11) Певницкий о пересудах. «Воскресное чтение», 1883. 12) Один из ближайших путей в Царствие Небесное. «Воскресное чтение», 1885. 13) Диакон Воинов о грехе осуждения ближних. «Душеполезное чтение», 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

628 Забелин, на основании того, что Пожарский не упоминает в своих грамотах об этой грамоте (в Путивль от 6-го июня – С. г. г. и д. II, 593 – и в Сольвычегодск от 7-го апреля – А. Э. II, 203), думает, что Пожарский не знал грамоты Троицких властей еще от 7-го апреля. Из слов Палицына видно, что Пожарский получил эту грамоту, но не обратил на неё внимания (Палицын, Сказание об осаде Троиц. монастыря, стр. 262; Кедров, цит. соч., стр. 113 и др.). 632 Палицын, сказание, стр. 264, 28 июля. Кедров (цит. соч., стр. 120, прим. 2) подробно разбирает мнение Голохвастова, что Палицын не мог уже 28 июля застать Пожарского в Ярославле и потому его поход в Ярославль – вымысел. На основании 6 рукоп. списков Сказания Палицына, где вместо – июля – стоит – июня, Кедров признает, что стоящее в печатном издании – июля – описка, а должно быть – июня. 633 Палицын, сказ., стр. 264. Как известно, в исторической литературе было высказано мнение Забелиным, Погодиным и Голохвастовым, что словам Палицына о Пожарском здесь нельзя доверять, как о трепезолюбителе. Кедров говорит: Палицын сообщает здесь действительный факт, то, что ему говорили и что он сам видел, когда был в Ярославле (цит. соч., стр. 116). 638 Келарь, по его словам, говорил Пожарскому: „помни, княже, Господне слово в Евангелии реченное: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих коснуться, но аще что и случится, и постраждеши, то мученик будешь Господеви. Многа же и ина глаголя ему от Божественных писаний“ (Сказ., стр. 267). Забелин по поводу этих слов Сказания говорит: „старец и именно он, даже и не архимандрит Дионисий, много поучал всех, особенно Пожарского… он из обычного поучения в церкви устраивает похвалу для своего личного подвига, высовывая и здесь свою фигуру всем на глаза“ (цит. соч., стр. 104). Кедров признает, что Палицын, не желая приписывать себе одному инициативу выхода Пожарского из Лавры, все-таки выделялся при этих поучениях, что доказывается приглашением Палицына Пожарским следовать в Москву. 660 Кедров, цит. соч., стр. 148; Скворцов, цит. соч., стр. 159; Забелин, цит. соч., стр. 115; Иловайский (Смут, время, стр. 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010