Феодосий, с 1542 г. архиеп. Новгор.), 217 (игум. Варлаам поставил церк. 1192 г.), 219 (чернец Арсений, 1219 г. архиеп. Новгор., а в 1225 г. Антоний ушел сюда на покой), 220 (в 1243 г. преставися преп. Варлаам чудотв. Новгород., иже бе на Хутыни), 232 (игум. Иоанн, с 1388 г. архиеп. Новгор.), 236 (в 1417 г. постр. церк. Антония), 240 (в 1445 г. постр. церк. Григория Велик.), 241 (в м-ре колокола сами зазвонили и приход царя Иоанна Василь. к гробу преп. Варлаама), 245 (явление преп. Варлаама в 1505 г. пономарю Тарасию), 277 (в 1515 г. освящен храм Преображ. вместо старой, стоявшей 273 года), 249 (в 1533 г. игум. Феодосий; в 1535 г. освящена церк. Григория Вел.; в 1540 г. пожар при гробе преп. Варлаама), 251 (в 1552 г. освящ. церк. в трапезе при игум. Гурии Коровине), 263 (в 1587 г. сюда прислан Моск. митр. Дионисий), 273 (в 1649 г. отошел на покой митроп. Афанасий и в 1652 г. скончался); IV, 17 (в 1192 г. поставл. церк. Спаса, а в 1193 г. преставися игум. Варлаам 6 ноября), 27 (чернец Арсений, с 1223 г. архиеп. Новгор.), 118 (постр. церк. св. Илии в 1418 г.), 123 (постр. церк. св. Варлаама с колокольн. в 1446 г.), 127 (исцелел отрок княж. Григорий в 1461 г.); V, 42 (здесь принял схиму еписк. Сергий в 1484 г.), 169 (преставися игум. Варлаам 1193 г.); VI, 134 (житие св. Варлаама чудотв., и исцеление у гроба его кн. Констант. Дмитр.), 184 (в 1461 г. в Москве начали празднов. преп. Варлаама по случаю воскр. из мертв. Тумгеня), 201 (игум. Нафанаил в 1476 г. был при встрече В. кн. Ив. Вас.), 289 (игум. Феодосий с 1532 г. из старцев Иосифова м.), 290 (в 1583 г. чудо у гроба преп. Варлаама), 296 (в 1535 г. основ. кам. цер. Григория Вел., освящена в 1536 г. при игум. Феодосии), 320 (сказ. чудеси вел. чудотв. Варлаама, 1460 г., при игум. Леонтие); VII, 102 (в 1192 г. заложи церк. кам. Преображения, чудотв. Варлаам Хутын.; того же лета и преставися), 118 (в 1212 г. пришел бяше из Царягорода Добрыня Андрейкович, и привезе с собою гроба Господня, и пострижеся на Хутыне у св. Спаса), 152 (преставися Варлаам Хутын.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

24. Св. муч. Евтиха, ученика I. Богослова (Вас.). Св. муч. Татиана (Вас. с разностию). Св. муч. Георгия езерника (Вас. – довольно сокращено). Свв. 37 мучч. в Византии, Фракии и Филиппополи (многие имена). Пренесение мощей св. ап. Варфоломея. 25. Св. ап. Тита (Вас.). Св. Мины, архиеп. конст. (Вас. 24). Успение Синклитикии. Во 2 ред. 37 мучч. в Византии, Фракии и Филиппополи ( а сказ. о пострадавших в Едесе при Валенте из Феодорита, кн. IV, гл. 17). 26. Свв. мучч. Адриана и Наталии (Вас.). Св. муч. Адриана другого (Вас.). 27. Пр. о. н. Пимена отходника (Вас.). Пр. Осии, еп. Кудровья (Вас.). Св. о. н. Ливерия, архиен. римского (Вас.). Пр. о. н. Саввы, иже в Венефалех. Во 2 ред. пр. о. и. Пимена ( особ. сказ.). 28. Пр. Моисея Мурина (сказ. Вас. лист утрач.). Свв. 33 мучч. в Никомидии. Пр. Анастасии патрикии. Во 2 ред. Моисея Мурина ( сказ. другое простр.). 29. Усекновение главы Иоанна Предтечи (сказ. Вас. лист утрач.). 30. Св. муч. Филика и иже с ним Ианнуария, Септимина и Фуртиниана (сказ. Вас. лист утрач.). Св. Филонида, еп. киринейского (сказ. Вас. лист утрач.). Свв. архиеп. Александра, Иоанна, Павла. Пр. Фантина. Пр. Христофора мниха (сказ.). 31. Положение честного пояса Богородицы в Халкопратии (сказ. Вас. лист утрач.). Приложение 15. Памяти пролога Петрова, коих нет в редакциях месяцеслова Василия или древнейших славянских прологах, но некоторые есть в Конст. типиконе IX-X в. Сентябрь. 3 царя Константина. Октябрь. 4 Домнины, Вереники и Просдоки, 7 память труса, муч. Полихрония, 12 мучч. Андромаха и Диодора и Кт., 13 муч. Диоскора, 30 муч. Ерминигельда. Декабрь. 4 св. Иоанна поливотского, 26 пр. Константина синадского. Январь. 15 пр. Космы творца канонов, 17 Иулиана Савы (из Феодорита), 18 пр. Маркиана кирского (из Феодорита), 26 пр. Симеона ветхого (из Феодорита), 27 Маркианы царицы, 29 мучч. Романа. Иакова, Филофея, Иперихия и дружины. Пр. Афраата (из Феодорита). Февраль. 5 пр. Феодосия в Скопеле (из Феодорита), 8 Макария, еп. Пафа и Кт., 9 пр. Романа киликийского (из Феодорита), 10 пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

20. Св. муч. Евстафия стратилата (Вас.). Св. муч. Сосанны (Вас.). Св. священномуч. Иоанна египетского, убиенного с 40 другими при Максимиане. Св. муч. Мирона. Во 2 ред. св. муч. Михаила, князя черниговского и Феодора боярина его ( особое сказ., но не во всех. Оно же в Печ.) в некоторых 1 ред. 23 сент. другое. 21. Св. муч. Феодора пергийского (Вас.). Свв. отец Исаакия и Мелетия, епп. кипрских (Вас.). Св. ап. Кодрата в Магнисии (Вас.). Св. муч. Приска (Вас.). Свв. исповедников Ипатия и Андроника. Свв. мучч. Васиса, Евсевия, Нестава, Зинона, Нестора, Висурия, иже мучены быша при Иулиане (Васиса не во всех, вместо Висурия в некоторых стоит: иже в Сури). 22. Св. муч. Фоки синопийского (Вас.). Св. пр. Ионы (Вас. – ). Пр. о. Ионы Савваита (близко к Вас.). Друзиллы, дщери Траяна царя. Св. священномуч. Исаака и с ним 5 мучеников. 23. Зачатие Иоанна Крестителя (Вас.). Св. муч. Ираиды (Вас.). Свв. жен Ксанфиппы и Поликсении (близко к Вас.). Св. Евсевия исповедника. Свв. мучч. Андрея, Иоанна, Антония, в Африке скончавшихся при Василие царе греческом. В 239 Михаила черниговского ( большое сказ. (сн. 20 числа)). 24. Первомуч. Феклы (Вас. – ). 25. Память велик. труса (Вас.). Св. преподобномуч. Пафнутия. (Вас.). Пр. Ефросинии (Вас.). Свв. мучч. Савиниана, Павла и Татты. Св. Феофила, еп. ефесского. Во 2 ред. пр. Сергия радонежского ( сказ. только в 727 Лавр.). 26. Св. Иоанна Богослова (Вас.). Во 2 ред. св. Иоанна Богослова ( особое сказ. конец Вас.). Свв. пяти дев черноризиц. 27. Св. муч. Епихарии (Вас.). Муч. Каллистрата и дружины. (Вас.). Свв. мучч. Филика епископа, Ианнуария пресвитера, Фортуната и Септимия в Риме. 28. Пр. о. н. исповедника Харитона (Вас.). Свв. мучч. Калутинских Алфия, Александра и дружины (Вас.). Во 2 ред. Вячеслава князя чешского ( сказ. Оно же в Печ.). 29. Пр. о. н. Кириака (Вас.). Свв. мучч. Дады, Говделы и Каздоя (особое сказ., в Вас. нет совсем и в 1 ред. не во всех экземп.). Муч. Говделы ( Гудилии особое сказ., в Вас. нет). Слово о Феофане милостивом ( Оно же в Печ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Марк , ученик Сидвана на Синае, 4 века. Канон сырн. субботы. Достопам. Сказ. Марфа мономвасийская, † окт. 990 г. Филарета: Подвижницы. Матой келлийский, он же Далматой. Канон сырной субботы. Милл , воскреситель мертвых. Канон сырн. субб. Нектарий преподобномуч. 11 июля 1820 г. Афон. патерик. Никодим мирототец охридский. Мощи в Белграде албанском. Паис. Николай . Караман муч. в Смирне 1657 г. Солов. Николай муч. болгарский, усеченный при султане Селиме. Мощи в Софии. Паис. Никон пр. синайский 5 века. Канон сырной субботы. Достопам. Сказ. Нисферой , ученик пр. Антония В. Канон сырн. субб. Деян. св. Январь II. 112. Павел , еп. миласский, в житии пр. Ксении 24 янв. Палладий , еп. елеонопольский, писатель Лавсаика † ок. 420 г. Канон сырн. субботы. Пафнутий пр. епископ и исповедник египетский. Канон сырн. субб. Петр I. Черные горы митрополит. В Сербляке. Правил 1782–1880 г. † 18 окт. Голуб. стран. 601. Петр меглинский. Паис. О церкви во имя его в Путешествии Григоровича стр. 176. Серапион нитрийский † 358. Канон сырн. субб. Созон. III, 14. Силуан , ученик Пахомии В. Канон сырн. субб. Житие Пахомия 15 мая. Силван подвижник скитский в Египте до 363 г., затем на Синае и в Палестине. Канон сырн. субб. Созом. VI, гл. 32. Симеон столпник киликийский в 6 веке. Каном сырн. субб. Стефан преп. шиперский, † 1697 г. Сербляк и Сербско-Далматский Магазин 1868 г. стр. 162. Тимофей преподобномуч. есфигменский 29 окт. 1820 г. Афон. патер. Тривелия король, нареченный Феоктист монах в 703-е лето от 6 вселенского собора. Паис. Сомнительный. Федим амасийский, рукоположивший св. Григория чудотворца в 3 веке. Канон сырн. субб. Житие Григория 17 нояб. Фока , отшельник скитский, потом палестинский, живший после хадкидонского собора. Канон сырной субб. Достоп. Сказ. Фотий св. отец фессалийский. Житие в четьей греч. минее XI. века Синод. 159. Феодор фермийский, † ок. 387 г. Канон сырн. субб. Достоп. Сказ. Феодор егпитский из обители Ениата близ Александрии. Канон сырн. субб. Достоп. сказ. Феодор новый муч. в Митилене 1792 г. Солов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

485 Лет. о мят., стр. 214. По сообщению Бэра, Гермоген был заключен на Кириллово подворье – Сказ. соврем. о Дим. сам., т. I, стр. 209; V, 87. 492 А. Э. II, 188. стр. 322. Автор летописи о мятежах говорит, что архиепископ Сергий был в розни с Шеиным, потому что хотел сдаться королю. По свидетельству-же Кобержицкого, Шеин, с совета архиепископа Сергия, не хотел ни слушать, ни толковать предложений о сдаче. Костомаров, Смут. время, т. III, стр. 352; См. о том же – ист. рус. цер. Пр. Мак., т. X, стр. 205. 499 Карамзин, т. XII, прим. 793. – Платонов, Очерки по ист. смуты, стр. 502. – Костомаров, См. вр., т. III, стр. 171–174. 527 Там же. – Нов. лет., стр. 146. – А. Э. II. 202. – Сказ. совр. о Дим. Самозв., т. V, стр. 87. В Рукописи Фил. (Сб. Мух., стр. 319) сказано: генваря в 17 день святейший Гермоген патриарх мученически за веру Христову скончась, от зноя затхошася... По польским известиям, Гермоген удавлен был (Ист. р. ц. Пр. М., т. X, стр. 156, прим. 107). 528 Прав, соб., 1866, июнь. Мощи свящеиномученника Гермогена при перенесении их в Успенский собор были найдены нетленными. В 1812 г. враги – грабители извлекли их из ящика, думая, что там скрыты сокровища. По изгнании Наполеона из Москвы мощи Гермогена найдены нетленными на полу. Толстой, расск. из ист. рус. цер., стр. 432, пр. 31 – по изд. 5-му. 535 Эпитеты эти мы заимствуем из так называемой Новой повести о Московском государстве. Взгляды на события, говорит об этом произведении исследователь их Платонов (Древ. рус. сказ. о смут. врем., стр. 102), отзывы о лицах, тон, которым говорит автор о том или другом современном явлении, драгоцены для историка потому, что помогают ему уловить и воссоздать первые проблески того общественного настроения, которое быстро окрепло, сплотило народную массу одним национальным чувством и повело к возвращению государственного порядка и национальной самостоятельности. 551 Говоря о точной посылке грамоты в Казань в июле, он замечает, что она составлена по прежписанному (сказ., стр. 253). Выражением по прежписанному, по мнению Скворцова, предполагается, что и раньше этого из монастыря посылались грамоты (Скворцов, Пр. Дионисий, стр. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

242 По мнению Платонова, в Ркп. Филарета здесь есть замечания самого митрополита Филарета. Такова может быть приписка, сделанная на полях: „приписать: долго не берли и молебны пели и по молебны само явилось тело, кабы дымок из стороны рва копанова показался благовонии, тут скоро обрели“ (Ркп. Ф-та Сб. Мух. 4 (267). Платонов: „Древне-русск. сказ.“ стр. 227, прим. I, А. э. II, стр. 1111. 243 „Нов. Летоп.“ 76; Летоп. о мят. 103–106, говорится, что Шуйского венчал Гермоген. Но в официальном чине венчания царя Василия (А. Э. II, 47), первое место занимает митрополит новгородский Исидор. Гермоген был посвящен в патриархи 3 июля 1606 года (пр. Макарий. Ист. Русск. Церкви, т. X, стр. 130; Платонов „Др. русск. сказ. о см. вр.“ 227). В чине венчания упоминается ростовский митрополит, который в это время был в Угличе, так что чин венчания мог быть только предполагаемой программой. 244 Пр. Макарий. „Ист. Русск. Церкви“ X, 125. „В указании числа перенесения мощей в Москву тоже разница. Ркп. Ф-та, А. А. Э., Иное сказ, о сам., Голиков, Карамзин, Арцыб. считают 3 июня; по Беру, за мощами царь послал 30 июня; по Паерле, народу говорили 4 июня, что мощи везут к Москве; по писателю дневника Марины – что мощи везли в Москву 12 июня сказ. соврем. о самозв. I, стр. 108; т. II, стр. 77, т. IV, стр. 64“ (Смирнов: „Свят. патр. Филарет Никитич“. Чтен. в О-ве люб. дух. просв. 1873 г., стр. 337, пр. 1-е). В ркп. Ф-та (Сб. Мух. 270) сказано, что при встрече мощей в Москве был патриарх; в Изб. Поп., 195, Нов. Лет., Врем. XVII, 76; Лет. о мят., 103; патриарх при встрече мощей – Гермоген. Но „по свидетельству царя и царицы патриарха при этом не было“ (С. г. гр. и дог. II, стр. 311–316); Макар. X, 126, примеч. 88. Гермоген же был поставлен в патр. 3 июля (Макар. X, 130, пр. 95). 245 „По одному известию, случилось, что введенный во храм один больной умер. Это объяснили его безверием. Иностранцы-протестанты спрашивали у сидевших около Церкви увечных и слепых: Что же вас не исцеляет царевич“. „По маловерию нашему“ отвечали страдальцы: „Бог чрез ангела своего объявляет нашим архиереям и попам, кого он удостоит исцелить“. Иноземцы удивлялись находчивости этих людей и крепости веры православных, непонятной для их протестантского свободомыслия (Комаров. „Смутное время Московск. госуд.“ т. II, стр. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

384 См. Нов. Летоп. Времен. 17 т. 27 стр. Иное сказ. о самозв. Времен. 18 т. 82 стр. В заточение был сослан и митроп. Варлаам (Ник. летоп. IV, 264 стр.). 387 Изб. Иоп. 194, 241, 276. 410. Во всех этих местах сказано: «его же (Филарета) тогда едва священным собором умолиша и поставиша его митрополитом Ростову граду и Ярославлю». 388 Многие хронографы обвиняют Лжемитрия исключительно только за низложение патриарха Иова, не указывая других «актов Василия самозванца над другими пастырями (Изб. Поп. 292 и 329 стр.). А один хронограф и ту вину, как мы знаем, приписывает «суровости и безчеловечию» других людей «суровейших» (Изб. Поп. 415 стр.). 392 Преосв. Филарет говорит: «самозванец приказал емедленно выслать Гермогена из столицы в казанский монастырь (правда ли?) и грозил лишить его сана. Такая же участь ожидала и Иосафа (так называет коломенского епископа и Соловьев: VIII, 136 стр.). «Но Господь защитил церковь !» (200 стр.). Буквально то же повторяет и М. Толстой в своих «рассказах из истории рус. церкви» (499 стр.) 395 Соловьев в недоумении говорит, что «неизвестно, по каким причинам!» Иосифа оставили в покое (VIII, 136 стр.). Нам думается, что причины эти, так сказать, субъективные и заключаются в характере самозванца. Для тех же, которые считают Лжедимитрия гонителем православия, случай с Иосифом остается загадкою и, чтобы не было разногласия с предвзятой идеей, нередко истолковывается в смысле неблагоприятном для самозванца и даже вопреки исторической правде (об этом сейчас ниже). 401 «Сказ., еже содеяся...» 18, 20 и 21 стр. Лет. о мятеж. 106 стр. Изб. Поп. 329, 270, 292, 407 стр. 406 Сказ. совр. о Димитр. самозв. I, 52 стр. Тоже говорят Костомаров (Ист. III, стр.) и Карамз. (XI, 238 стр.). 409 См. Послание митр. Макария в «Летоп. рус. литер, и древ». V г. Отд. Ill, 129–136 стр. Опис. рукоп. Имп. Пуб. библ. Бычк. I, 286–287 стр. 411 Преосв. Филарет говорит, что Лжедимитрий «обобрал монастыри» (199 стр.). Ужели это не преувеличение? 413 «Сказ., еже сод...» 17, 25. Изб. Поп. 235, 417 и др. стр. Шуйский говорил Федору Коневу с товарищами, что на престоле «не прямой царевич Димитрий Иванович, но злой враг христианский, еретик и вор Гришка Отрепьев».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

13. Свв. мучч. Евстратия, Авксентия, Мардария и дружины (Вас.). Св. муч. Лукии девицы (Вас.). 14. Свв. мучч. Фирса, Левкия и Каллиника (Вас.). Свв. мучч. Филимона и Аполлония и друж. (Вас.). Обретение мощей св. Арриана и старейших града (Вас.). Память труса. 15. Св. священномуч. Елевферия (Вас.). Муч. Сосанны (20 сен.). Пр. Павла в Латре. Св. муч. Вакха нового (см. 17). Во 2 ред. пр. Парда отшельника ( сказ. Оно же в печ. слав. Вас. нет). 16. Св. прор. Аггея (Вас.). Св. муч. Марина (Вас.). Св. блаж. Феофании царицы (Вас.). Свв. отец Авраама, Исаака и Иакова, если в воскресенье (Вас.). Св. Николая, патр. конст. града, Златого прута (Хрисоверга). 17. Свв. отроков Анании, Азарии и Мисаила (Вас.). Св. пр. Даниила (Вас.). Св. муч. Вакха (Вас.). Во 2 ред. свв. мучч. Закхея диакона и Алфея чтеца в Кесарии. Св. муч. Еввиота, иже бе от села Птокета и мучен при Диоклитиане. Св. чудотворицы Софии. Пр. Михаила Синкелла. 18. Пр. Флора еп. (Вас.). Свв. мучч. Севастиана, Терентия, Никострата, Клавдия, Кастора, Тивуртия, Марка. Св. муч. Закхея диакона и Алфея чтеца. Св. чудотворицы Софии. Муч. Еввиота. Св. Михаила Синкелла. Священие дому Пречист. Богородицы в Халкопратии. В Соф. еще Елисаветы. Во 2 ред. Севастиана и дружины (в. краткое сказ.). Капитона, еп. корсунского (Вас. и 1 ред. 22 дек. тоже). 19. Свв. мучч. Прома, Арея и Илии (Вас.). Св. муч. Тимофея диакона (Вас.). Св. муч. Полиевкта (Вас.). Св. муч. Афинодора от междоречья Сирского. Св муч. Агапия в Кесарии. Св. Григентия, еп. негранского. Св. муч, Евтихия и с ним 200 жен. Свв. мучч. Бонифатия и Ермолы. Слово о Бонифатии милостивом. Во 2 ред. св. муч. Бонифатия (Вас. и 1 ред. 20 дев. сказ. тоже). 20. Св. священномуч. Игнатия (Вас.). Св. муч. Бонифатия (Вас.). Свв. мучч. Евгения и Макария (Вас.). Во 2 ред. св. муч. Милия пустынника и с ним двух учеников его ( Особ. сказ. В Вас., 1 ред. и во 2 ред., в сей вторично, 13 нояб. другое сказание). 21. Св. муч. Иулгании (Вас.). Св. муч. Фемистоклея (Вас.). Св. о. Филогона еп. (Вас.). Постановление патриархом в Константине граде Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

20 Об основании Цареграда см. у Зосимы: Urbem quandam Romae parem quaerebat, in qua palatiura sibi conderet. Itaque cum yenisset inter Troadam et priscum illud Ilium , invento loco ad urbem coudendam idoneo fundamenta iecit et muri partem aliquam in altum egit . . . . sed " quod cum hujus operis instituti poenituisset , eo relicto , ut erat imperfectum, Byzantium concessit (Бон. изд. стр. 9o – 96). Говоря о Троаде, где «всемирная победа бысть Греком над Фряги», сочинитель Повсти думал о битве Троянской, и случайно или может быть и нарочно смешал Фрягов (Φργγοι) с Фригами (Φρυγες), обитателями Троады (сравн. кстати Θρξ и Φρξ). В обоих случаях это смешение очень замечательно: едва ли в нем не скрывается тайная мысль. (Сравн. у Халкокондилы, стр. 403). В старой Руси Фрягами постоянно называли Латинцев, особенно Романского происхождения. Так в Сказании о взятии Цареграда Латинами читаем: «Погыбе царство Костянтина града и земля Греческая в сваде царств, еюже обладают Фрязи» (Полн. Собр. Русск. лет. III. 29). Так и диакон Игнатий, описывая храм, говорит: «а с правую сторону от гроба Господня на земле Фрязская служба, Фрязи служат» (Сказ. Русск. нар. Ш. 101). Симеон Суздальский называет Фрязской землей Италию (Сказ. Русск. нар. VIII. 84). 21 Под именем Белого моря в Повести разумеется то, что обыкновенно называлось у нас Узким морем. Белым морем называют Болгары и теперь весь Архипелаг, не только Узкое, т. е. Мраморное море. У Симеона Суздальского под именем Белого моря можно понимать все Средиземное (Сказ. Русск.нар. VIII. 81). 22 Седьмихолмый: это название придано Константинополю и в так называемой надписи на гробе Константина: πτλοφος Banduri, Imperium orientale. I:Ь. 184, 185. Леонард Хиосский: Septicollim autem Graeci πταβονον vocant. Epist.Turc. Libri V. 116. Другие сказания у Дюканжа, Historia Bysantina. II, стр. 37. Предсказания о Константинополе, относимые ко времени его основания, собраны Дюканжем, Historia Bysantina, II. 23 – 24. Тут же далее и о построении Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/m...

32 . От сей или вместе с нею приходят: 3) радость доброделания и пребывания в порядках Божиих, которые в свою очередь становятся возбудителем ревности. Сюда относится следующее изречение святого Антония. Спросили его: «Что есть радость о Господе?» Он ответил: «Делом исполнить какую-либо заповедь с радостью, во славу Божию – вот что есть радость о Господе. Ибо когда исполняем Его заповеди, нам должно радоваться; напротив, когда не исполняем их, должно нам печалиться. Поэтому постараемся исполнять заповеди с радостью сердца, чтобы взаимно соутешаться в Господе. Только всячески при этом будем опасаться, чтобы, радуясь, не вознестись гордостью, но все упование свое возлагать на Господа» (Patr. graec., t. 40, р. 1095. Подобная мысль у Василия Великого ). Подвиги, и доброделание в частности Так, руководимая и возгреваемая ревность обращается на подвиги, и телесные и душевные, и на всякое доброделание. 33 . Сколько надо измождать плоть свою, указал святой Антоний в общем наставлении о подвигах (см. п. 7) и в вычислении причин движения похоти (см. извлеч. п. 18), между которыми стоит и питание вдоволь плоти, чем (как на средство против таких движений) указывается на истощание тела постом (Дост. сказ. 22). Святой Антоний заповедовал быть к телу очень строгим (см. п. 7) и осуждал всякую поблажку. Поэтому неблаговолительно отнесся о тех, кто ходят в баню. «Отцы наши, – говорил он, – и лиц своих никогда не умывали, – а мы ходим в бани мирские» (Алфав. патер., ст. 4). 34 . После усмирения плоти большое значение придавал он обузданию языка. Этот подвиг ставил он наряду со странничеством, говоря: «Странничество наше в том, чтобы держать затворенными уста свои» (там же, с. 4, обор.). 35 . Те же, которые говорят все, что ни приходит им в голову, походят на двор без ворот, на который всходит, кто ни захочет, подходит к стойлу и отвязывает осла. Мысль эта хоть не святым Антонием высказана, но в присутствии его и им, конечно, одобрена (Дост. сказ. 18). 36 . И еще большее значение придавал сидению в келлии. «Как рыбы, – говорит он, – оставшись долго на суше, умирают, так и монахи, находясь долго вне келлии или пребывая с мирскими людьми, теряют любовь к безмолвию. Посему, как рыба рвется в море, так и мы должны спешить в келлию, дабы, оставаясь вне оной, не забыть о внутреннем бдении» (Дост. сказ. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010