1324 Тихонравов, Памятн. отреч. рус. лит. А.Веселовский, Славян. сказ. о Соломоне и Китоврасе и западн. легенды о Морольфе и Мерлине, Спб. 1872 1328 В апокр. Адам даются подроб. сказ. о пребывании Адама и Евы в раю и дальн. их жизни (Порфирьев, 179–197). В истории ересей Епифания много апокриф. сказаний (Порфирьев, 87) 1329 Пыпин, Лож. кн., Рус. Сл. 1862, янв., 97. Румянц. муз., 167. Отреч. кн. Тихонравова. Опис. рук. Синод. библ., II, 507; Порфирьев, ibid; Апокриф об Аврааме, о заветах 12 патр., Лествица Иакова (Порфирьев, 197–306). Извлечения из них (Сборн. Ак. Н., XVII, 1–273). О новозаветн. апокрифах – его исслед.; также Макарий, V, 253 и д.; Виз. Врем. I, в. 2, 180–224 1336 На Западе мы встречаем распоряжение об апокрифических сочинениях в «Capitulare ecclesiasticum» Карла В. Там говорится: «Не должно ни верить, ни читать поддельные сочинения, рассказы сомнительной верности и вообще все, что против кафолической веры, сквернейшие и ложные писания, которые в прошедшем году разносились бродягами, уверявшими, что эти послания упали с неба; тем самым они ввели иных в заблуждение. Все такое сожигать, чтобы народ подобными сочинениями не был вовлечен в заблуждение. Можно читать и передавать одни канонические книги, кафолические трактаты и сказания святых отцов». Pertz, Monum. Germ I, Leg. 53 1339 Пыпин (Рус. Сл. 1862 г., янв., 88,89). Иоанн екс. болг. 208–210. Румянц. муз., 16. Свод запретит. старой лит. о ложных книгах (Лет. зан. Арх. ком. I, 1–55). Древнейший индекс Номокан., Погодин, собр. XIV в. 1341 В Чет. Мин. Макария помещены отрывки из книги «Еноха» (31 декабря), др. в Мин. и Прологах (Древн. Рос. 1875 г., III, 130), как делает и генуэз. еп. Иаков Варагине (Владимиров, Унив. Изв. 1900 г., 2, с. 68). На апокриф «Енох» ссылаются Иосиф Волоцкий (429) и Геннадий; Обзор хроногр., II, 161–164 1344 Порфирьев, Апокриф. сказания о ветхозав. соб., 178. В «путешествии Арсения Селунского в Иерусалим читаем «А на брезе Иордана камень, знати стопы Христовы на нем, а под тем камением кости змиевы видети, что блюл рукописание Адамле» (Сахаров, Сказ. рус. нар., II, 76)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

292 Св. Дионисий Алек., еп. Из письма его к Фабию, епископу Антиохийскому//Евсевий. Церковная история. Кн. VI. Гл. 44. 318 Печатается с исправлением опечаток по: Архимандрит Арсений, наместник Чудова монастыря. Преподобный Макарий Египетский . М. Печатня А. И. Снегиревой . 1914. 175 с. Первые публикации: Жадановский А. И. Преподобный Макарий Египетский . М. Печатня А. И. Снегиревой . 1899. VIII. 177 с.; Архим. Арсений. Светоч Православной Церкви – преподобный Макарий Египетский //Голос Церкви. М. 1913. 2. С. 45–59; 3. С. 37–60; его же. Творения преподобного Макария Египетского в их систематическом изложении//Голос Церкви. М. 1913. 4. С. 28–39; 5. С. 41–59; 6. С. 67–90; 7. С. 42–57; 8–9. С. 48–70; его же. Обзор бесед преподобного Макария Египетского //Голос Церкви. М. 1913. 10. С. 78–89; 11. С. 56–81; его же. Творения, приписываемые преподобному Макарию//Голос Церкви. М. 1913. 12. С. 84–92. Настоящая работа является кандидатским сочинением вл. Арсения в годы его учебы в Московской Духовной академии. Все ссылки к наст. сочинению принадлежат вл. Арсению. 335 Coteler. T. I. Р. 546. 37; Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 258. 37; Достопамятные сказания. С. 183. 36. Новооткр. сказания. 3.С. 8. 336 Сл. рук. С. 475. Копт. житие. С. 54. Coteler. T. I. Р. 524–528. 1. Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 236. 1. Достоп. сказ. С. 164. 1. Патер. С. 286. 37. Новооткр. сказания. 1. С. 6. 338 С этого времени ему было усвоено прозвище «вожатого верблюдов», по всей вероятности на том основании, что в этом путешествии ему приходилось гнать тех верблюдов, на которых предполагалось привезти домой натр (Слав. рук. С. 476. Копт. житие. С. 56). 340 Сл. рук. С. 481–484. Копт. житие. С. 66–72. Эта история короче передается у Coteler. T. 1; Пр. 525–526; Migne. S. G. T. XXXIV. Р. 235–238. 1. Достопамятные сказ. С. 164–165. 1. Древний Патерик. С. 286–287. 37. Новооткр. сказ. 1. С. 6–7. 341 Сл. рук. С. 485. В Коптском житии передается, что по соседству с келлией преп. Макария купцы добывали натр, вследствии чего эта местность была безпокойна. Весьма возможно, что и это побудило нашего отца перейти в другую келлию. Копт. житие. С. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

30. Св. священномуч. Григория Великия Армении (Вас.) Свв. мучч. жен Рипсимии и Гаианы и дружины их (Вас.). Октябрь 1. Св. ап. Анании (близко к Вас.). Пр. Михаила, игумена Зовийского (Вас.). Пр. Романа (Вас.). Св. муч. Домнина (Вас.). Покров Пресв. Богородицы ( Слово на Покров. Оно в Печ.). 2. Свв. мучч. Киприана и Иустины (Вас.). Пр. Феофила исповедника (Вас ). 3. Св. священномуч. Дионисия ареопагита (Вас.). Св. священномуч. Дионисия александрийского . 4. Св. Иерофея (Вас.). Мучч. Адавкта и Калисфены (Вас.). Св. муч. Дометия персянина (Вас.). Пр. Аммона египтянина (Вас.). Муч. Петра капетолийского (Вас.). Пр. н. Павла простого (Вас). Св. Дионисия, архиеп. александрийского (Вас., а Печ. 5 окт.). Мучч. Гаия, Фавста, Евсевия и дружины (Вас. кроме конца). Во многих экземплярах не все сии памяти, но все в 1146 и Соф. 5. Св. муч. Мамелхфи (Вас.). Св. муч. Харитины (Вас.). Во 2 ред. Св. Дионисия алекс. (Вас. и 1 ред. 4). 6. Св. ап. Фомы ( особое сказ. далеко от Вас.). Пр. о. н. Никиты ( особое сказ. Вас. много изменено и дополнено). 7. Свв. мучч. Сергия и Вакха (Вас.). Св. муч. Пелагии (Вас.). 8. Св. Пелагии блудницы (Вас.). Св. муч. Пелагии другие при Нумериане (Вас.). 9. Св. ап. Иакова Алфеева (Вас.). Свв. мучч. Иувентина и Максима (Вас.). Св. Поплии (Вас.). Св. Дорофея, еп. тирского (Вас., в Печ. 5 июня). Св. Флорентия и Диоклитиана. Пр. Авраама и Лота. Свв. мучч. Анны, Елисавы и дружины их. Свв. мучч. Стратоника и Селевкия подружия его, яже рожество имеяста от Антиохия. Пр. о. н. Петра в чудесех дивного, лежащего в монастыре св. муч. Фоки. Св. муч. Никодима (239 Пикомида). Св. Петрониллы, дщери св. ап. Петра. Во 2 ред. об Аврааме слово. 10. Свв. мучч. Евлампия и Евлампии (Вас.). Пр. о. Вассиана (Вар.). Пр. о. н. Иакова постника (Вас.). Во 2 ред. св. муч. Феотекна ( особое сказ., оно и в печ. Слав. прологе). 11. Св. ап. Филиппа (Вас.). Пр. Зинаиды и Филониллы (Вас. +). Память 7 вселенского собора (Вас. 12). Архиеп. константин. Арсакия, Нектария, Аттика и Сисиния. Во 2 ред, пр. Феофана, творца канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В случае голода, кто из них будет иметь пропитание?». Брат отвечал: «Тот, кто собрал немного хлеба, хотя и нечистого». Старец сказал: «Так будем же и мы сеять немного, хотя даже и нечистого, дабы не умереть от голода» (Дост. сказ. о подвиж. свв. и блаж. отц., стр. 282). X. Ничего не жалей для твоего ближнего, просящего у тебя помощи. Один брат, увидев, что авва Нистерой имеет у себя две одежды, спросил его: «Если придет нищий и попросит у тебя одежды, то какую ты отдашь ему?». Старец отвечал: «Лучшую». Брат опять спросил: «А если кто еще попросит у тебя, тому что дать?» Старец отвечал: «Половину другой одежды». Брат опять спросил: «В если кто еще попросит у тебя, ему что дашь?» Старец сказал: «Раздеру остальное и дам ему половину, а из другой половины сделаю себе опоясание». Наконец брат спросил: «Если кто попросит у тебя опоясание, тогда что сделаешь?» Старец говорил: «Отдам ему остальное, а сам пойду куда-нибудь и буду дожидаться, пока Бог пошлет мне одежду и прикроет меня» (Дост. сказ. о подв. св. отц., стр. 177, § 4). XI. Благодари за милостыню. а) «Однажды авва Арсений занемог в скиту, и не было у него даже рубашки для перемены. Не имея на что купить ее, он принял от кого-то милостыню и сказал: «Благодарю Тебя, Господи, что удостоил меня принять милостыню во имя Твое!» (Из «Достопам. сказ. о подв. св. и блаж. отцов»). б) Приемлющие милостыню должны молиться за своих благодетелей. Некоторый затворник, в юности отказавшись от всех удовольствий света, жил в тесной хижине и, занимаясь молитвою, умерщвлял тело свое постом и всенощным бдением. За столь равноангельскую жизнь праведник удостоился откровения свыше. В один день пришел в монастырь старейшина города, чтоб подать, по обыкновению своему, милостыню братии. Он оделил всех иноков по сребреннику, а к затворнику принес златницу и, стоя у окна кельи, усердно просил его, чтобы тот не отвергнул столь неважного дара. Старец употреблял в пищу и питие не более, как по одному сухарю и по чашке воды на день; хотя никогда не принимал ни золота, ни серебра, но, устыдясь просьбы человека благородного и благодетельного, взял златницу...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

9 Сравн. у Зосима: Urbem quandam Romae parem quaerebat, in qua palatium sibi conderet. Itaque cum venisset inter Troadam el priscum illud ilium, invento loco ad urbem condendam idoneo fundamenta iecit et muri partem aliquam in altum egit... aed quod cum hujus operis instituti poeniluisset, eo relicto, ut erat imperfectum, Byzantium concessit (Бон. изд. стр. 93–96). Говоря о Троаде, где «всемирная победа бысть Греком над Фряги», сочинитель Повести думал о битве Троянской, не случайно или может быть и нарочно смещал Фрягов (Φργγοι) с Фригами (Φργες), обитателями Троады (сравн. кстати Θρξ и Φρξ). В обоих случаях это смешение очень замечательно: едва ли в нем не скрывается тайная мысль (Сравн. у Халкокондила, стр 403). В старой Руси Фрягами постоянно называли Латинцев, особенно Романского происхождения. Так в Сказании и о взятии Цареграда Латинами читаем: «Погыбе царьство Костянтиня града и земля Грьчьская в своде царьств, еюже обладают Фрязи» (Поля. Собр. Русск. лет. III. 29). Так и диакон Игнатий, описывая Иерусалкмский храм, говорит: «а с правую сторону от гроба Господня на земле Фрязская служба, Фрязи служат» (Сказ. Русск. нар. VIII. 101). Симеон Сузадальский называет Фрязскою землею Италию (Сказ. Русск. нар. VIII. 84). 10 Тут под именем Белого моря разумеется то, что обыкновенно называлось у нас Узким морем. Белым морем называют Болгары и теперь весь Архипелаг, не только Узкое, т.е. Мраморное море. У Симеона Суздальского (Сказ. Русск. нар. VIII.81). 11 Седьмихолмый: это название придано Константинополю и в так называемой надписи на гробе Константина: πτλοφος Banduri, Imperium orientale. I: b. 184, 185. Леоуард Хиосский: Septicollim autem Graeci πταβονον vocant. Epist Turc. Lihri V. 116. Другие сказания у Дюканжа, Historia Bysantina. Il, стр. 37. Предсказания о Константинополе, относимые ко времени его основания, собраны Дюканжем, Historia Bysantina, II. 23 – 24. Тут же далее и о построении Константинополя 12 Мегистаны – μεγιστνες и μεγιστνοι (от μγας – большой, μγιστος – больший), то же, что Серб. Хорв. великашн, наше народное: нàбольшие; вельможи, гранды.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Сказ о радостях и бедах рода Питиримова В ту же поездку довелось губернатору и мне услышать под вагонные перестуки колес сказ Владыки о его старинном и заметном для русского православия роде. Мне не хотелось преобразовывать этот сказ в подобие «беседы для печати», а посему я незаметно уложил блокнотик на коленке под столешницей, чтобы записать хотя бы кое-что. – Мои предки – а это далекие прадеды с XVII века – были священниками на этой земле, в Тамбовской епархии. Один из них, Николай Доброхотов, прошел полный курс Киевской Духовной академии, мало того – вышел из нее в звании магистра богословия. Его истовое служение духовной науке и выделяющаяся черта – желание быть наставником молодежи – сказались: его благословили стать ректором в Санкт-Петербургской Духовной академии. И был оным с 1837-го по 1841-й. Затем был хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого и занимал эту кафедру 16 лет, да оставил по себе память, не уходящую даже сегодня. Для Тамбовской епархии те годы стали взлетом церковного созидания. Он основал четыре женских монастыря, воздвиг и освятил много храмов. Его богоугодными заботами был капитально отремонтирован и отреставрирован Спасо-Преображенский собор. Но ведь это особый храм – первый каменный в Тамбове, он был основан святителем Питиримом Тамбовским еще в 1694 году. Кроме того, довел до конца сооружение Троицкого собора в городе Моршанске, (о, как величественен этот храм!). Но не только этим остался в памяти людей епископ Николай – он оставил по себе память верного покровителя всех нуждающихся и обездоленных. Потом Владыка добавил: «По материнской линии прадеды тоже были священнослужители...» О том, что его отец-священник был арестован и сослан в Сибирь в довоенные годы, рассказывал со скорбью, но сдержанно и немногословно. Я догадывался, отчего такая сдержанность: или не хотел бередить свои душевные раны, или отказывался говорить о своих горестных воспоминаниях на людях, что стало модой с перестройки. Увы, изложение родословной прервалось – поезд подходил к вокзалу. Но оно продолжилось в главном храме Мичуринска – здешний батюшка начал церемонию встречи с гостем с того, что напомнил прихожанам, как заботливо – и в радости, и в горести – вели свою паству отец, дед и прадеды Владыки Питирима.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

59 Сказание, еже сод... Чтен. в общ. ист. 1847 г. 9, 18 стр. Ср. Опис. рук. Имп. Пуб. Биб. I, 156 стр. 60 Венец Лжедимитрия, говорит Костомаров, был изготовлен нарочно и превосходил своим богатством те венцы, которыми венчались прежние цари. Смут. врем. Μ. гос. I, 237 стр. 63 Ещё Борис имел намерение ввести в России просвещение, но этому воспротивилось русское духовенство (Сказ. соврем. I, 18 стр.). По свидетельству Маржерета, русский народ «ненавидит науки и особенно язык латинский. (Ibid. 260 стр. Ревнители старины уверяли, что вся апостольская церковь учит «божественными правилы имети хранение от латинских наук». (Челоб. Авраамия. Рукоп. 114 л. наобор.). 65 См. Сказание еже сод... 18, 20, 21 стр. Изб. Поп. 329, 193, 238, 270 и др. стр. Лет. о мят. 97 и 106 стр. 66 Собр. гос. грам. и дог. II, 93. На аудиенции польских послов патриарх сидел подле царского тропа; а прочее духовенство–вдали. Сказан. совр. о Дм. самозв. II, 208 стр. См. I, 177 стр. 68 Подробному развитию этих мыслей посвящена моя статья: «Лжедимитрий I, как пропагандист католичества в Москве», напечат. в Христ. Чт. 1885 и 1886 г. 79 Об этом подробнее см. в моей ст.: «Лжедимитрий I, как пропаганд. католич. в Москве». Христ. Чт. 1885 г. II т. 401–402 стр. 82 По нашему мнению, вполне справедливо говорит один хронист: «Советом его (Лжедимитрия) злым патриархом Игнатием покоршеся вси митрополиты». Изб. Поп. 272 стр. 84 Это передаёт составитель «Légende de la vie et de la mort de Demetrius». Аделун. II, 121 стр. 85 Подробности сношений между Москвой и Римом по вопросу об исполнении Мариной обрядов православия см. в ст.: «Лжедимитр. I, как пропаг. катол....» Христ. Чтен. 1885 г. II, 411–415 стр. 89 Кубасов говорят о Гермогене, что он «не последова делам растриги и о женитьбе запрещение подавая на соборах», Изб. Поп. 295 стр. 92 См. Страв. 1864 г. II, О. I, 100 стр. Ср. «Сказ., еже сод...» 20 стр. Сказ. о осаде Троиц.-Серг. мон. Палиц. 22 стр. 97 Феодосий был вызван в Москву в начал царствования Лжедимитрия (Чтен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

131 Сказ. Соврем. о Дим. самоз. I, 340 стр. Петр. Истор. о Велик, княж. Москов. 210 стр. Аделунг. II, 129 стр. 144 Посеевин напр.просил у Грозного построить в Москве костел, но царь сказал ему: «церквей римских у нас не было и не будет» (Карамз. IX, 194 стр.). Того же права добивались католики при Бор. Годунове (см. Instrukcya Leonowj Sapiezie. Сборник кн. Оболен.1838 г. 9 стр.), но опять без успеха. 149 Но Лжедимитрий оказался неуступчивым по вопросу о своем царском титуле и, как увидим ниже, об отношении Марины к православию, об исполнении ею обрядов православной церкви. 165 Говорят, в Польше Лжедимитрию предлагали невесту и получше Марины – или княжну Трансильванскую иди сестру Сигизмунда. Солов. V1I1, 119 стр. Костом. Смутн. время I, 111 стр. 169 Лжедимитрий отправил к Мнишку до 23 писем. См. Собр. гос. гр. и дог. И, 104–106, 109, 110, 112, 113, 116–120, 123, 127–129, 131–137 Сказ. совр. о Дим. сам. II, 133, 134, 135 стр. 177 Hist. Russ. mon. II, LXIII. Обряд, совершенный в Кракове (в ноябре 1605 г.), и у современников (см. Сказ. соврем, о Дим. самоз. I, 51, 175, 207, 299, 342 стр. II, 134 стр. Сказание, еже сод... 20 стр.), и у позднейших историков (Сол. VIII, 119, Карай. XI, 230) обыкновенно называется обручением Лжедимитрия с Мариной; но в существе дела он был и венчанием по уставу римской церкви, как и назван в церемониале (Рус. Ист. Биб. I, 51–71 стр.). А так как папа благословил Савицкого повенчать царя в великий пост, то нужно думать, онъ хотел сообщить еще большую санкцию браку Марины непосредственно с Лжедимитрием, которого в Кракове заменял посол. 187 В наказе, составленном для Лжедимитрия второго, выражено желание окружать государя католиками, которые «не сближали бы его с еретиками, не подсовывали книг арианских и кальвинских» (Солов. VШ, 198 стр.). Значит, при Лжедимитрии 1 бывали такие случаи. 189 Мы утверждаем (вопреки преосв. Филарету, Костомарову, Карамзину, Соловьеву), что попытка сделать Марину православною только по наружности была делом Лжедимитрия и патриарха, а не всего духовенства, См. об этом в моей статье: «Игнатий, названный патриарх Москов.» Стран. 1881 г. III, 210–212 стр. Сл. Изб. Поп. 272 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Старец в Господе почил. Он к Нему всегда стремился, Вслед Ему пошёл, взяв крест. Свет лампадки всё светился – Свет любви из этих мест. «Свете Тихий, Святый Отче, Славы свет незаходимой В этот час Пасхальной ночи Принял старца Серафима. Послесловие Люд у старца окормлялся, Памятью о нём живёт. Кто от тех корней питался, Тот и добрый плод даёт. Старец нас не покидает, Он средь нас всегда незримо. Кто бывал в Ракитном, знает Помощь старца Серафима. С постоянством очевидным Храм традицию хранит И доныне! Там в Ракитном Всё о старце говорит. Лариса Самбурская, март 2010 год, город Москва Стихи она начала писать еще школьные годы. Ее первый Лариса Петровна Самбурская поэтический сборник «Золотая россыпь» вышел в 2009 году. Второй – «Остров фламинго» – в 2010 году. Стихи Ларисы Самбурской вошли в альманах «Москва поэтическая» и в сборник православной поэзии «Только бы свеча не погасла» . В 2010 году она написала «Сказ о старце Серафиме (Тяпочкине)» . Сказ – это не документальная поэзия, а поэтическая форма описания жития великого старца. Творчество Ларисы Петровны по достоинству оценили в Союзе писателей России. В 2011 году ее наградили дипломом Осипа Мандельштама и медалью «Александра Грибоедова». Она награждена дитомами: Федора Тютчева и Марины Цветаевой. Стихи она пишет не ради наград и славы. Для нее это духовная потребность. Архиерейские отзывы о «СКАЗЕ...» Христос Воскресе! Глубокоуважаемая Лариса Петровна! Сердечно благодарю Вас за чудесную поэму о старце Серафиме (Тяпочкине). Высокий поэтический стиль, в котором написана поэма, весьма достоин сего праведника наших дней. С удовольствием прочел Ваше произведение, которое откликнулось в сердце благодарностью. Желаю Вам дальнейших творческих успехов, для тела – здравия, а для души – спасения! Всемилостивый Господь пусть благословит все Ваши добрые дела и начинания! С уважением 23.04.2010 г. Митрополит Хмельницкий и Староконстантинопольский Самбурской Ларисе Петровне 127322 г.Москва, Милашенкова, 17–6. Канцелярия Митрополита Волгоградского и Камышинского ГЕРМАНА сообщает Вам резолюцию Его Высокопреосвященства, положенную на Ваше письмо от 07.04.2010 года: «Воистину Христос воскресе! Благодарю за сказ об отце Серафиме (Тяпочкине). Я его очень почитаю. Митрополит Герман.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н. Попова , стр. 382; сказ. Палиц. стран. 190–193). Оказывается, что неизвестный повествователь о Скопине Шуйском заимствовал это описание у Палицына. Труднее объяснить, почему Авраамий Палицын, писатель плодовитый словом и знающий, сам заимствовал буквально немногие впрочем строки из повести 1606 года об избрании царя Бориса Федоровича Годунова: хотел ли он привести в согласие свой рассказ с повестью 1606 года, писаною в Троицком же монастыре? Или же Авраамий Палицын был автором и той повести? Вот частные, не небезынтересные вопросы, требующие расследования. Сравн. Сказан. Палиц. стран. 7, и «Иное сказание и самозванцах», во главе которого находится повесть 1606 года, во Временнике Об. И. и Д. XVI, стр. 7 и 9; сравн. Также замечание С.Ф. Платонова, Древнерус. сказ. и пов. о смутн. врем. на стр. 180; у того же автора прекрасной книги много ценных примечаний о Палицыне, на стр. 168–180. Как известно, Сказание Палицына и «Иное сказание», так называемое, в старых сборниках помещались рядом таким образом, что сначала было сочинение Палицына, а потом – Иное сказание; но в иных сборниках наоборот: сначала сказание неизвестного, а потом сказание Палицына (Платонов, Древнер. сказ. и пов. стр. 1–2; «Временник» XVI, Материалы, I–VI, 1–146, где даны образцы «Иного сказания» после и вперед «Сказания Палицына»). Видно, что и в XVII веке предполагали близкую связь обоих сочинений, может быть приписывали их одному автору; во всяком случае переписывали их вместе, как два троицких монастырских произведения. В настоящее время было бы желательно научное расследование о летописательской и вообще литературной деятельности братии Троицкого монастыря в XVII веке; этот вопрос стóит расследования: монастырь писал немало, настраивал общественное мнение и установлял исторические взгляды, или старался установлять их. Новые историки осады Троицкого монастыря, они же при этом критики в той или другой мере Сказания Палицына, не малочисленны: по Палицыну и о нем самом писали у нас не мало. В журнале Погодина, «Москвитянине» за 1842 г., в 6 и 7 появились «Замечания об осаде Троицкой Лавры 1608–1610 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010