в) «Ты – человек, и тебе нужно работать, чтоб пропитать себя». (Рассказ). Один подвижник, авва Иоанн Колов, живший в одной келье с братом своим, однажды сказал ему: «я решился не иметь никаких забот, как не имеют их ангелы, которые ничего не работают, а постоянно служат Богу». Вместе с этим он скинул одежду и удалился в пустыню. Видя, что трудно отклонить Иоанна от намерения, брат молчал. Прожив неделю в пустыне, Иоанн пришел к келлии брата своего, но, когда постучался, брат не отворил ему дверей. «Кто ты?» спросил он Иоанна, хотя и узнал его. Иоанн отвечал: «я Иоанн, брат твой». – «Иоанн стал уже ангелом», сказал ему брат: «и его нет между людьми». Иоанн продолжал упрашивать брата, и доказывал ему, что это действительно он, брат его. – Но не смотря на то, брат не отворял ему, и оставил его при дверях скорбеть до утра. Утром брат отворил Иоанну двери, и в назидание сказал ему: «ты – человек, и тебе нужно работать, чтобы пропитать себя». Иоанн, испросив у него прощение, стал работать по-прежнему. («Оказан. о подвиж. св. и блаж. отец», стр. 121). г) Рассказ, объясняющий ту истину, что «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». О необходимости для всех трудиться и о том, что труд может быть совместным с делами благочестия, вот какое наглядное доказательство привел строгий подвижник благочестия Силуан, бывший игуменом в одном монастыре синайской горы. К Силуану в монастырь пришел однажды посторонний инок и, увидев братию, упражняющуюся в разных трудах, осудил их за житейское попечение и сказал словами евангелия: «делайте не брашно гиблющее... Мария бо благую часть избра» ( Иоан. 6, 27 . Лук. 10, 4, 2 ). Игумен, услышав это, велел пришедшего инока поместить в отдельную, уединенную келлию. Между тем иноки, по окончании своих занятий, отправились в трапезу и вкусили пищи. Гость смотрел в окно и ждал, скоро ли позовут его обедать, – но его никто не звал. Побуждаемый голодом, он пришел в настоятелю и спросил: «ели ли ныне иноки?» – «ели», ответил настоятель. «Почему же меня не позвали», сказал гость. – «Ты человек духовный, возразил настоятель, и не требуешь пищи, а мы одеяны в плоть и хотим есть, потому и трудимся; ты избрал благую часть: читай же книги и питайся одними словами духовными!» Инок устыдился своего умствования и, поклонившись до земли настоятелю, просил прощения. Настоятель, вразумляя ослепленного духовною гордостию инока, сказал: «с какой стороны ни рассматривай, – от трудов всегда есть польза». Урон этот опытного старца прямо заимствован из опытов долговременной подвижнической жизни и сообразен с наставлением св. ап. Павла: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». ( 2Сол. 3, 10 ). (Сост. по «Дост. сказ. о подв. св. и блаж. отцов»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

IV. Молитва за ближнего. Жизнь святых представляет многочисленные примеры этой христианской добродетели. Вот что повествуется о св. апостоле Петре: однажды он содержался в темничных оковах; все христианское общество возносило усердные молитвы к Богу об избавлении его от опасности; в ночь, когда Ирод хотел вывести Петра из темницы для суда и вероятно для убиения, Петр, связанный железными цепями, спал между двумя воинами; перед дверями темницы тоже были воины. Опасность была крайняя, избавление представлялось невозможным. При том же сам ап. Петр, измученный усталостью, не молится об избавлении, – он спит. Но вот, внезапно предстал ангел пред Петром. Он разбудил его, оковы спали с него сами собою. Ангел провел его сквозь запертые двери, между стоящими при них сторожами, и оставил на свободе. Так молитва христиан к Богу – это святое и мощное проявление духовного милосердия – совершила избавление Петра без его усилия и без его ведома ( Деян.12:3–11 ). V. Утешение печального. В одном монастыре один из братии согрешил и по совету отшельника, подвизавшегося в тех местах, был изгнан из монастыря. Изгнанный был весьма опечален, он поселился в пещере и горько плакал о своем безчестии. Проходившие мимо пещеры иноки увидали скорбящего и советовали ему идти к преп. Пимену. Но тот не хотел и говорил: «я здесь умру». Иноки рассказали о печалующемся брате Пимену. Тогда преподобный попросил их сходить к печальному и сказать ему от его имени: «авва Пимен зовет тебя». Падший брат пришел на зов Пимена. Старец, видя его печаль и сокрушение, приветствовал его, обращался с ним ласково и попросил вкусить пищи. Печальный брат был, таким образом, утешен преподобным и успокоился. Но Пимен не ограничился этим, но упросил простить падшего у настоятеля монастыря, в котором тот жил, и у отшельника, по совету которого он был изгнан из монастыря». («Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. оо.», стр. 224–226). VI. Прощение обид. «Побеждай благим злое», учит слово Божие, а злом зла победить нельзя. В самом деле, «если воздано за рану раною», говорит святитель Филарет, митрополит московский, – «то произойдет двое раненых вместо одного, и, следовательно, зло удвоено, а не прекращено, потому что обиженный, нанеся рану обидчику, не излечил тем своей раны».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кончина о. игумена Геронтия последовала после тяжкой болезни в июле 1857 года, на Калужском подворье, а погребен он в своей пустыни. Погребальную службу и отпевание совершал сам преосвященный, калужский епископ Григорий, а проповедь говорил ректор калужской семинарии архимандрит Феофилакт, в которой он почтил неотъемлемые заслуги покойного в пользу обители красноречивым словом. Во время предсмертной болезни о. Геронтия, с 10 апреля и по 8 июля 1857 года, управлял обителью, иеромонах Иннокентий со старшею братиею. 8 июля 1857 года, по резолюции преосвященного Григория, назначен строителем Тихоновой пустыни, из Оптиной пустыни духовник оной, иеромонах Паисий. Но через год, 10 июля 1858 года он уволен за болезнью от строительской должности, а вместо его, указом 17 сентября того же года, определен строителем Тихоновой пустыни иеромонах Оптиной же пустыни, о. Моисей, который и поныне управляет обителью преподобного Тихона. Ему то промысел Божий предоставил благоустроить внутренний порядок в обители, чего он и достиг, при помощи Божией, силою личного примера и любви двух самых надежнейших к сему руководителей. При сем, не оставлена в стороне и забота об усилении способов к содержанию обители, не имеющей постоянных к тому средств. В короткое время своего настоятельства, о. Моисей успел уже оказать вверенной ему обители значительную услугу, приобретя при помощи благотворителей в пользу ее лесной участок в 5-ти верстах от монастыря, называемый пустошью «Бородатовой», в количестве 200 десятин, из коих 40 десятин луговой; а в настоящее время хлопочет об устройстве при церкви Успения Божией Матери больницы, во исполнение благого желания изъявленного постоянными благотворителями Тихоновой пустыни, бывшим главою с.– петербургского купечества Иваном Петровичем и его матерью почетной гражданкою Евдокиею Терентьевною Лесниковыми. Боясь оскорбить скромность смиренного делателя вертограда Христова, мы не будем распространяться о трудах его: заметим лишь, что он принадлежит к числу учеников недавно почившего о Господе старца Оптинского иеросхимонаха Макария, который постоянно содействовал о. Моисею в устроении внутреннего порядка обители своими мудрыми советами; подобно о. Леониду он по временам сам навещал эту тихую обитель, и радуясь процветанию ее, говорил: «я здесь отдыхаю душой!» (См. сказ, о жизни и подв. Старца о. Макария стр. 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По учению нашей православной Церкви, «смерть есть разлучение души от тела», после чего душа остается одна с собою, а тело предается земле и там разлагается на свои составные части (элементы). Эта последняя участь человека на земле – смерть, о которой св. Писание свидетельствует так: «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). Всеобщность смертного закона Закон смерти – общий для всего человечества. Смерть неизбежна всем и каждому. Слово Божье о всеобщности смертного закона свидетельствует: «кто из людей жил – и не видел смерти»? ( Пс.88:49 ). «Человекам положено однажды умереть» ( Евр.9:27 ). «В Адаме все умирают» ( 1Кор.15:22 ). Смерть приходит к человеку тогда, когда он достиг предела жизни, какой предопределен ему праведным судом Божьим для совершения дела, ему предназначенного; предел в котором предусмотрено все, что полезно человеку; следовательно, смерть полезна человеку. И нам заповедано за все благодарить промыслителя Бога; следовательно: слава Тебе Боже, строившему все для пользы нашей... Да будет Имя Твое, Господи, благословенно от ныне и до века. Св. Антоний Великий , проникая в глубину судеб Божьих, однажды обратился к Богу с такою молитвою: «Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости?» И был ему ответ от Бога: «Антоний, себе внимай! а то – суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их» (Дост. сказ о подв. св. От.). Душе от Бога назначается пройти три состояния, составляющие ее вечную жизнь: в утробе матери, на земле и за гробом. Чему же после того ужасаться, когда во всем воля Божья, а мы Господни? Мы не готовились к первому рождению на земле и ничего не помним о нашем первом состоянии; будем же теперь готовиться ко второму рождению, в загробную жизнь и вечную. Мы имеем руководства, как готовиться, и знаем уже, что будет за гробом. Вот что пишет Златоустый о смерти: «Ужасна смерть и страшна для незнающих высшего любомудрия, для незнающих загробной жизни, для считающих смерть уничтожением бытия, разумеется, для таких смерть ужасна, уже самое название ее убийственно. Мы же, благодатью Божьей увидевшие безвестные и тайные премудрости Его, и почитающие смерть переселением, не должны трепетать, но радоваться и благодушествовать, потому что оставляем тленную жизнь и переходим к жизни иной, нескончаемой и несравненно лучшей (Бесед. 83. толк. на Иоанна). Причина смерти

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Итак, да внимаем себе самим и о своих грехах будем более заботиться, чтобы от них освободиться. Один благочестивый старец, видя, что брат его согрешил, со вздохом сказал: «горе мне! как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Подобным образом и всякому из нас надлежит памятию о собственном недостоинстве и бессилии отражать от ума своего горделивые помыслы осуждения ближняго. (Дост. сказ. о подв. св. и блаж. отец). Один инок был довольно нерадив на пути спасения, в постничестве и молитвах. Наконец пришло время расстаться ему с жизнию, и собравшиеся вокруг одра его братия чрезвычайно удивились, видя, что этот, по мнению их, беспечный инок оставляет мир не только без трепета, но благодаря Бога и даже улыбаясь. – «Отчего ты в грозный час суда Божия так беспечален?» спросили они: «мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушие; укрепись силою Христа, Бога нашего, и скажи нам, да прославим Его милосердие». – Тогда умирающий инок, несколько поднявшись с одра, сказал им: – «так отцы и братия! я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мне и прочтены ангелами Божиими; я с сокрушением признался в них, и ожидал всей строгости суда Господня... Но вдруг ангелы сказали мне: «при всем небрежении, ты не осуждал и был незлобив», и с этими словами раздрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости!» Сказав это, инок предал с миром душу свою Господу. «Не осуждайте, да не осуждены будете; оставьте, и оставится вам», сказал Господь ( Лук. 6, 37 ). («Уч. бл.»). «Вот один из самых кратких путей, ведущих к получению прощения грехов, говорит св. Иоанн Лествичник , а именно – «не осуждать!» Если вы не судите, то и вас не будут судить» ( Лyk. VI, 37 ). («Лествица»). Как строгие подвижники благочестия старались всемерно избегать греха осуждения ближних, – это ясно можно видеть из примера одного благочестивого старца: один инок учинил прегрешение; братия, собравшись рассуждать о его вине, послали за аввою Моисеем; но смиренный старец отказался быть в их совете. Скитский пресвитер приказал сходить за ним вторично и сказать, что братия ожидают его всем собором. Тогда Моисей пошел, но каким образом? – Он насыпал в ветхую корзину песку и понес с собою. «Что это значит, авва?» спрашивали иноки, встречая его. – «Видите, сколько за мною грехов», указывая на сыплющийся песок, отвечал Моисей, – «я не вижу их, а между тем иду совершать суд над другим». Услышав это, иноки ничего не сказали согрешившему брату и безмолвно простили его. (См. «Воскр. чт.» 1888 г., стр. 789).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Однажды старец Афанасий услышал, что некоторые из иноков хотели уподобиться древним мученикам и спрашивали: «где ныне гонения на христиан и мученичество?» Он отвечал так: – «ты хочешь мученичества? Мучься совестью, умри для греха, и будешь мучеником. Против мучеников были языческие цари и князья; и у тебя есть противники – диавол, царь грехам, и князья – демоны. Тем предлежали капища (языческие храмы), жертвы и скверное служение идолам (ложным богам); знай и ты, что ныне есть также капище, жертва и идолы в душах – мысленные; кто раб сладострастия, тот отрекся Иисуса и поклоняется идолу (ложному богу), кто побежден гневом и яростью, тот также отрекся Иисуса и имеет в себе своего ложного бога; сребролюбец и сластолюбец, презирающий и не милующий ближнего своего, опять отрекся Иисуса и работает своему идолу: он почитает тварь больше Творца. Итак, если ты от всего этого удержишься, если сохранишь себя от неистовых страстей, то ты попираешь языческие кумиры и делаешься мучеником». (Из «Дост. сказ. о подв. св. и бл. отцов»). Май месяц. 8-й день. Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова 209 Еванг. от Иоан., зач. 61-е и 67-е, гл. XIX, 15–25; XXI, 24–25 ст. 1. Свойства христианской любви по изъяснению св. отцев и учителей церкви Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звеняща, или кимвал звяцаяй, – говорит св. ап. Павел ( 1Кор.13:1 ). «Апостол говорит: если узнаю все человеческие языки, а сверх того и языки невидимых сил, но любви к ближнему иметь не буду, то ничем не отличусь от неодушевленных орудий» (Феодорит). «И смотри, с чего начинает он: прежде всего с того, что они почитали удивительным и великим, т. е. с дара языков, и, говоря об этом даре, представляет его не таким, какой они имели, но гораздо большим. Не сказал: аще языки глаголю, но: аще языки человеческими глаголю. Что значит человеческими? Языки всех народов вселенной. Не довольствуясь и этим увеличением, прибавляет еще другое, гораздо большее: и ангельскими, говорит. Видишь ли, как он возвысил этот дар и как после низвел и уничтожил его? Не просто сказал: тогда я ничто, но: был яко медь звеняща, нечто безчувственное и бездушное, издающее звук попусту, без цели и без всякой пользы, и не только пользы никому не приносящее, но для многих кажущееся безпокойным, тягостным и несносным (μβαλον – означает и трещетку)» (св. Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

195 Мы тоже можем уподобляться св. мученикам. «Мученики, говорит св. Иоанн Златоуст , презирали жизнь, – ты презирай удовольствия. Они ввергали тела свои в огонь, – ты ввергай теперь деньги в руки бедных. Они попирали уголья, – погашай пламень похоти . . . Ты поворачиваешься, лежа на мягкой постели и медлишь встать? Представь мучеников, которые лежали на железной решетке, где не постель была подостлана, но положены горячие уголья» (Твор. т. 2, стр. 757–758). Однажды старец Афанасий услышал, что некоторые из иноков хотели уподобиться древним мученикам и спрашивали: «Где теперь гонения на христиан и мученичество?» Он отвечал так. «Ты хочешь мученичества? Мучься совестью, умри для греха, и будешь мучеником. Против мучеников были языческие цари и князья; и у тебя есть противники дьявол , царь грехам, и князья демоны. Там предлежали капища, жертвы и скверное служение идолам, знай и ты, что ныне есть также капище, жертвы и скверное служение идолам мысленные; кто раб сладострастия, тот отрекся Иисуса и поклоняется идолу, кто побежден гневом и яростью, тот также отрекся Иисуса и имеет в себе своего ложного Бога; сребролюбец и сластолюбец, презирающий и не милующий ближнего своего, опять отрекся Иисуса и работает своему идолу, он почитает тварь больше Творца. Итак, если ты от всего этого удержишься, если сохранишь себя от неистовых страстей, то ты попираешь языческие кумиры и делаешься мучеником» (Из «Дост. сказ. о подв. св. и бл. отцов»). 196 Другими словами, Господу Иисусу Христу нельзя угодить исполнением одних обрядов (внешних, видимых действий благочестия), но верой, соединенной с добрыми делами. 197 Многие из людей, совершая некоторые добрые дела и видя, что их совершают даже и не христиане Евреи, магометане и др., думают, что и без благодати Божией можно делать добро. Но это явное заблуждение. «При случае не трудно сделать иногда что-нибудь доброе, говорит епископ Феофан, как это делали и язычники. Но определить себя на постоянное делание добра, решиться на неуклонное следование закону Божию и остаться верным этому решению не на один день, месяц или год, а на всю жизнь, этого человек не в силах уже сделать без благодати Божией». Собственный опыт убеждает каждого в этой неоспоримой истине. Вообще вне христианства невозможна совершенная нравственность.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Они самовольно и дерзко отнимают у небесного Судии право судить всех людей. «У нас един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» – спрашивает апостол Иаков ( Иак. 4:12 ). Зачем предвосхищаешь, как фарисей, суд Божий и судишь другого? Будем беречься, чтобы не случилось с нами за осуждение других чего худого и страшного. Вот что было с одним монахом – аввою Исааком Фивским. «Быв в соседнем монастыре, – разсказывал сам о себе Исаак, – я заметил в нем одного монаха нерадивой жизни и мысленно осудил его; а когда возвращался к своей келлии, то в самых дверях предстал пред мною Ангел и строго сказал: «Спаситель повелел мне узнать твое мнение: что должно сделать с монахом, осужденным тобою?» Исаак почувствовал вину и, повергшись пред Ангелом, каялся и просил молитв. «Встань, – сказал Ангел, – на этот раз Господь прощает тебя, но впредь страшись осуждать твоего брата, прежде нежели Господь осудит его, иначе и в сию келлию впущен не будешь» («Учил. благоч.» т. 1-й, стр. 128). 5. Разсказы о том, что не должно осуждать наших ближних 1 . Один брат в ските пал в грех . Братия собралась и послала за аввою Моисеем; но он не хотел идти. Пресвитер (священник) опять послал звать его таким образом: «Иди, тебя ожидает собрание». Авва Моисей встал и пошел. Взяв корзину с дырами и наполнив ее песком, он нес ее позади себя. Братия, вышедшие к нему навстречу, спрашивают его: «Что это такое, отец?» Старец отвечал им: «Это грехи мои сыплются позади меня, но я не смотрю на них, а пришел теперь судить чужие грехи». Братия, услышав это, ничего не стала говорить согрешившему брату и простила его (из «Достоп. сказ. о подв. св. и блажен. от.»). 2 . В одном монастыре жили два брата, и каждый из них удостоился видеть благодать Божию на брате своем 91 . Однажды случилось, что один из них в пяток вышел из монастыря и увидел кого-то ядущего утром и сказал ему: «В пяток ты ешь в такой ранний час?» В следующий день было собрание, куда пришел и брат, отлучившийся из монастыря и произнесший осуждение по поводу нарушения поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Был один муж, который часто страдал от разных недугов. Случилось, что в один год его не постигла никакая болезнь. Благочестивый человек начал плакать и скорбеть, говоря: «оставил меня Господь н не восхотел в нынешний год посетить меня»! Другой, равный ему в терпении, во время тяжкой болезни, отказался от предложенного ему братом в утешение яства, сказав: «поверь, брат, тридцать лет желал бы я провесть в этой болезни». Думаем, что эти люди не переносили бы так благодушно страданий, если бы не надеялись за терпение их получить от Господа более воздаяний, чем за другие добрыя дела. (См. Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отцов). Здесь нельзя не привести следующего мудрого наставления одного нашего пастыря, показывающего всю пользу терпеливого перенесения болезней.. «Когда страдает от болезней плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения, который болезнию обессиливается, и терпи великодушно болезнь свою во имя Гопода Иисуса Христа, нас ради претерпевшего крест и смерть; еще помни, что все наши болезни суть наказание Божие за грехи; они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его. Помни, что в болезни Господь с тобою: «с ним есмь в скорби» ( Пс. 90, 15 ), что она произошла от мановения Владыки, отечески наказующего нас. Веруя – во время благополучное, смотри, не отпадай во время напасти, но, как мученик, будь постоянен в вере, надежде и любви». (См. кн. «Моя жизнь во Христе», прот. кронштадтского Иоанна Сергиева, т. II, изд. 1. 1892 г., стр. 69). г) Наконец, четвертое ободрение к терпению мы можем найти в мысли, что все скорби века сего временны, что они заменятся радостями нескончаемыми, и что будет время, когда Господь навсегда отрет слезы наших очей ( Апок. 7. 17 ). Св. Андрей Христа ради юродивый видел себя в чертогах царских перед царем. Царь дал ему вкусить сначала нечто весьма горькое, и сказал: «таков скорбный путь служащих Мне в настоящей жизни!» Потом подал другую снедь слаще манны, сказав: «такова пища моим служителям, претерпевшим все до конца».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(См. «Троицк, листа.», 709.) 7. Промысл Божий в наказании преступников 1. Мучение совести за совершенное человекоубийство. Прп. Зосима проводил безмолвную жизнь в синайской пустыне. Однажды пришел к нему разбойник и, исповедав свои тяжкие преступления, просил преподобного принять его в иночество, чтобы слезами покаяния омыть свои грехи. Прп. Зосима, по испытании искренности кающегося, облек его в иноческий чин. Вскоре после того он сказал новопоступившему иноку, что ему в этом месте трудно будет укрыться, потому что многие сюда приходят и его, как бывшего разбойника, могут узнать, потому советовал из монастыря удалиться и сам препроводил его в уединенный скит аввы Дорофея . Девять лет прожил в этом скиту кающийся разбойник, изучил все псалмы и неизменно исполнял все скитские послушания. После столь продолжительного иночества он неожиданно оставляет скит и возвращается к прп. Зосиме, прося его взять от него иноческие одежды и возвратить мирские. Зосима в недоумении спросил, что заставляет его отречься от иноческого жития. Бывший разбойник поведал старцу следующее: «Вот уже девять лет, как ты сам знаешь, я, отче, пробыл в скиту и сколько возможно постился, пребывал в воздержании и трудах, повинуясь всем с кротостью, молчанием и страхом Божиим, надеясь на милосердие Божие о прощении тяжких грехов моих, но не нашел себе мира и отрады. Представляется мне ежеминутно дитя, убитое мною и спрашивающее: за что ты убил меня?.. Это представляется мне не только во сне, но и наяву, когда в церкви стою на молитве, когда к Божественным Тайнам приступаю, когда в трапезе с братией пищу вкушаю, когда иду куда-нибудь, непрестанно предо мною дитя, одно и то же говорящее: за что ты убил меня?.. Потому хочу, отче, – продолжал бывший разбойник, – идти туда, где я разбойничал, чтобы меня взяли и предали казни». Прп. Зосима, не предвидя другого исхода к умиротворению души разбойника, отпустил его, и он, сам отдавшись в руки правосудия, был усечен мечом и, таким образом, только своею кровью мог омыть свое преступление, мучительного воспоминания о котором никакие слезы и сокрушения покаянные не в силах были изгладить из его совести и сердца («Дост. сказ, о подв. св. и блаж. отцов»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010