Пример этот вполне недостижим ни для кого. Даже св. подвижники и угодники Божии не достигали совершенной чистоты сердца. II. Между всеми земнородными одна Пренепорочная и Пречистая Матерь Божия более всех приблизилась к истинной и совершенной чистоте сердца. Она, по преимуществу, образ и пример чистоты сердца; Она, по преимуществу, покровительница дев и девственников, скорая помощница душ чистых; к Ней с таким молением, от лица верующих, обращается Св. Церковь : «Чистое Божие жилище бывши, чистая, с безплотными молися, чисте совершит ми путь житейский» (Кан. Арханг. и Анг. стих. Бог.). III. Иоанн Креститель, дивный пустынножитель и проповедник покаяния, строгий девственник, великий борец и мученик за правду, служит образцом чистоты сердца. IV. Все св. подвижники благочестия стремились к достижению чистоты сердца и по мере сил своих и возможности достигали ее. Так, о преп. Силуане повествуют, что он никогда не допускал в сердце свое помыслов, прогневляющих Бога («Дост. сказ. о подв. св. и бл. отц.», стр. 311). V. Рассказывают также о преп. Исидоре, что он, в течение сорока лет своих подвигов, ощущая греховные помыслы, никогда не предавался ни пожеланиям, ни гневу (там же, стр. 108). VI. Преп. Исаак Сирин в пример чистоты сердца поставляет преп. Сисоя. Он совершенно отрешился от мирских желаний и помышлений, и, пришедши в первоначальную простоту, стал как бы младенцем, только без младенческих недостатков. Преп. Сисой даже спрашивал ученика своего: «Ел я, или не ел?». Но будучи для мира младенцем, он для Бога был совершен душой (Св. Исаака Сир. «Слова подв.» стр. 142). Как редко и как трудно достигают чистоты сердечной и св. подвижники, показывают слова преп. Пимена, который говорил: «Многие из отцов наших были сильны в подвигах; но сильных по чистоте помыслов, – один или два» 133 («Дост. сказ. о подв. св. и бл. отц.», стр. 252). VII. Св. Андрей Христа ради юродивый служит высоким образцом чистоты сердца и получил от Бога за свою нравственную чистоту и смирение духа дар прозорливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В случае голода, кто из них будет иметь пропитание?». Брат отвечал: «Тот, кто собрал немного хлеба, хотя и нечистого». Старец сказал: «Так будем же и мы сеять немного, хотя даже и нечистого, дабы не умереть от голода» (Дост. сказ. о подвиж. свв. и блаж. отц., стр. 282). X. Ничего не жалей для твоего ближнего, просящего у тебя помощи. Один брат, увидев, что авва Нистерой имеет у себя две одежды, спросил его: «Если придет нищий и попросит у тебя одежды, то какую ты отдашь ему?». Старец отвечал: «Лучшую». Брат опять спросил: «А если кто еще попросит у тебя, тому что дать?» Старец отвечал: «Половину другой одежды». Брат опять спросил: «В если кто еще попросит у тебя, ему что дашь?» Старец сказал: «Раздеру остальное и дам ему половину, а из другой половины сделаю себе опоясание». Наконец брат спросил: «Если кто попросит у тебя опоясание, тогда что сделаешь?» Старец говорил: «Отдам ему остальное, а сам пойду куда-нибудь и буду дожидаться, пока Бог пошлет мне одежду и прикроет меня» (Дост. сказ. о подв. св. отц., стр. 177, § 4). XI. Благодари за милостыню. а) «Однажды авва Арсений занемог в скиту, и не было у него даже рубашки для перемены. Не имея на что купить ее, он принял от кого-то милостыню и сказал: «Благодарю Тебя, Господи, что удостоил меня принять милостыню во имя Твое!» (Из «Достопам. сказ. о подв. св. и блаж. отцов»). б) Приемлющие милостыню должны молиться за своих благодетелей. Некоторый затворник, в юности отказавшись от всех удовольствий света, жил в тесной хижине и, занимаясь молитвою, умерщвлял тело свое постом и всенощным бдением. За столь равноангельскую жизнь праведник удостоился откровения свыше. В один день пришел в монастырь старейшина города, чтоб подать, по обыкновению своему, милостыню братии. Он оделил всех иноков по сребреннику, а к затворнику принес златницу и, стоя у окна кельи, усердно просил его, чтобы тот не отвергнул столь неважного дара. Старец употреблял в пищу и питие не более, как по одному сухарю и по чашке воды на день; хотя никогда не принимал ни золота, ни серебра, но, устыдясь просьбы человека благородного и благодетельного, взял златницу...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В сем отношении авва Дорофей прекрасное наставление дал своему келарю: " Если не хочешь впадать в ярость и злопомнение, - говорит святой Дорофей, - то отнюдь не имей пристрастия к вещам, и не беспокойся много о каком-нибудь сосуде, не пренебрегая впрочем им. Если кто хочет взять у тебя, давай; если же по неосторожности, или как-нибудь случайно, разобьется или затеряется, не печалься. Но это должен делать не по небрежению о монастырских сосудах, но по желанию сохранить себя без смущения. Сего же можешь достигнуть, когда будешь всем распоряжаться не как своим, но как Божиим имуществом, которое вверено тебе для употребления. А если не будешь иметь такого разума, то непрестанно будешь и сам смущаться и других смущать " (Наставл. келарю. В конце его творений, в слав.изд.). В расположении своем ко всему мирскому монах должен быть подобен мертвецу, который ничего земного уже не желает и не имеет пристрастия к земным вещам. Так о святом Арсении Великом рассказывают, что когда греческий император Аркадий предоставлял ему брать дань с Египта для своего монастыря, он отвечал императору: " Арсений не требует этого, потому что он давно уже умер для мира " (Чет.Мин.8 мая. Подобн. см. Достоп. сказ. о подв. св.отц. 29. Об Арсении). Если же и нужно когда пользоваться какими вещами, то пользующийся ими монах, по Апостолу, должен быть как непользующийся (1Кор.7:31), т.е. о получении какой-нибудь вещи не радоваться и о потере не печалиться. Равно должен не иметь привязанности и к внешним достоинствам, не восхищаться похвалами, почестями, и не оскорбляться бесчестием, уничижением; но в том и другом случае быть в одинаковом расположении духа, по словам аввы Пимена (Скит. Патер. и Чет.Мин.), уподобляться мертвецу или истукану, который, когда его хвалят, не превозносится, когда поносят, не гневается, и ни на то, ни на другое ничего не отвечает. Однажды Макарий Египетский для наставления своего ученика приказал ему идти на кладбище и ругать мертвецов. Когда ученик это сделал, авва спросил его: что сказали тебе мертвецы? Ученик отвечал: ничего. После сего авва приказал ему идти и хвалить мертвых. Когда ученик исполнил, то авва опять спросил: что сказали мертвецы? Ученик отвечал: опять ничего. Тогда авва Макарий сказал ему: так и ты будь мертв, если хочешь спастись. Когда ругают тебя, молчи, не сердись, а когда хвалят, не превозносись, даже и не думай, подобно мертвому, ни об оскорблениях, ни о похвалах, и спасешься " (Достоп. сказан. о подв. св.отц. 23.С.148).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

Марк , ученик Сидвана на Синае, 4 века. Канон сырн. субботы. Достопам. Сказ. Марфа мономвасийская, † окт. 990 г. Филарета: Подвижницы. Матой келлийский, он же Далматой. Канон сырной субботы. Милл , воскреситель мертвых. Канон сырн. субб. Нектарий преподобномуч. 11 июля 1820 г. Афон. патерик. Никодим мирототец охридский. Мощи в Белграде албанском. Паис. Николай . Караман муч. в Смирне 1657 г. Солов. Николай муч. болгарский, усеченный при султане Селиме. Мощи в Софии. Паис. Никон пр. синайский 5 века. Канон сырной субботы. Достопам. Сказ. Нисферой , ученик пр. Антония В. Канон сырн. субб. Деян. св. Январь II. 112. Павел , еп. миласский, в житии пр. Ксении 24 янв. Палладий , еп. елеонопольский, писатель Лавсаика † ок. 420 г. Канон сырн. субботы. Пафнутий пр. епископ и исповедник египетский. Канон сырн. субб. Петр I. Черные горы митрополит. В Сербляке. Правил 1782–1880 г. † 18 окт. Голуб. стран. 601. Петр меглинский. Паис. О церкви во имя его в Путешествии Григоровича стр. 176. Серапион нитрийский † 358. Канон сырн. субб. Созон. III, 14. Силуан , ученик Пахомии В. Канон сырн. субб. Житие Пахомия 15 мая. Силван подвижник скитский в Египте до 363 г., затем на Синае и в Палестине. Канон сырн. субб. Созом. VI, гл. 32. Симеон столпник киликийский в 6 веке. Каном сырн. субб. Стефан преп. шиперский, † 1697 г. Сербляк и Сербско-Далматский Магазин 1868 г. стр. 162. Тимофей преподобномуч. есфигменский 29 окт. 1820 г. Афон. патер. Тривелия король, нареченный Феоктист монах в 703-е лето от 6 вселенского собора. Паис. Сомнительный. Федим амасийский, рукоположивший св. Григория чудотворца в 3 веке. Канон сырн. субб. Житие Григория 17 нояб. Фока , отшельник скитский, потом палестинский, живший после хадкидонского собора. Канон сырной субб. Достоп. Сказ. Фотий св. отец фессалийский. Житие в четьей греч. минее XI. века Синод. 159. Феодор фермийский, † ок. 387 г. Канон сырн. субб. Достоп. Сказ. Феодор егпитский из обители Ениата близ Александрии. Канон сырн. субб. Достоп. сказ. Феодор новый муч. в Митилене 1792 г. Солов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Merton, Thomas (1915–68): Roman Catholic Cistercian writer in the USA, author of The Sign of Jonas (London, 1953), Conjectures of a Guilty Bystander (Image Books, New York, 1968), etc. New Clairvaux, Monk of: author of Don’t You Belong to Me? (Paulist Press, N.Y., 1979). Newman, John Henry Cardinal (1801–90): leader of the Anglican Tractarians; became a Roman Catholic in 1845; author of The Arians of the Fourth Century (1833) and other works on the Fathers. Suso, Henry (c. 1295–1366): German Dominican mystical writer. See The Life of Blessed Henry Suso by Himself, tr. T.F. Knox (London, 1913). Thompson, Francis (1859–1907): Roman Catholic poet. Traherne, Thomas (c. 1636–74): English mystical poet and spiritual writer; author of Centuries of Meditations. Tyrrell, George (1861–1909): Roman Catholic writer linked with the Modernist movement. Index AUTHORS AND SOURCES Abraham Yakov of Sadagora, 70 Agathon, Abba, 140, 151 Andrew of Crete, St, 180, 186 Antony of Egypt, St, 12, 54, 142, 143, 146, 186 Antony, Metropolitan of Kiev, 105, 186 Aphrahat, 42, 52, 186 Arsenius, Abba, 172 Athanasius of Alexandria, St, 27, 186 Augustine, St, 22, 59, 108, 186 Basil the Great, St, 27, 43, 71, 93,186 Liturgy of, 103, 109 Beausobre, lulia de, 86, 131, 186 Berdyaev, Nicolas, 73, 186 Betjeman, John, 9 Blake, William, 14–15, 158 Boehme, Jacob, 172, 194 Book of the Poor in Spirit, 83,194 Brianchaninov: see Ignatii Bulgakov, Sergius, 79,187 Cabasilas: see Nicolas Cabasilas Christmas, hymns for, 94, 98, 103,114 Chrysostom: see John Chrysostom Clement of Alexandria, St, 71, 169, 187 Clément, Olivier, 22, 86, 159, 187 Climacus: see John Climacus Cloud of Unknowing, 20, 194 Colliander, Tito, 48, 151, 172, 173, 187 Cyril of Alexandria, St, 103, 187 Cyril of Jerusalem, St, 182, 187 Desert Fathers: see Sayings of the Desert Fathers Diadochus of Photike, St, 175, 187 Dimitrii of Rostov, St, 21, 187 Dionysius the Areopagite, St, 31, 141, 169, 172,187 Dostoevsky, Feodor, 73, 81, 108, 127, 128, 187 Duns Scotus, 92

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/th...

437 А. В. Горскому принадлежала также значительная часть труда по сличению с различными текстами и пересмотру переведенного П. И. Горским, что они потом обоюдными усилиями приводили к единству; третий член Комитета, о. Михаил (Лузин) мало участвовал при этих работах. 438 См. примечание к изданию исправленного перевода Псалтири особым приложением к 1-й части Душепол. Чтения за 1868 год, стр. I. Кроме того у нас под руками были и самые канцелярские бумаги по сему делу. 439 Срав. Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 611. Киев, 1869. Относительно же разновременного пересмотра Псалмов 76–150 владыкою см. дело архива канцелярии Совета Моск. дух. академии за 1867 г. под 12. 440 В Христианском Чтении потом (в 1870 году), независимо от сего перевода, был напечатан перевод книги Екклезиаста, – труд переводного Комитета при Петербургской дух. академии. Срав. Чистовича в Христ. Чтен. за 1873 г. ч. 2, стр. 611. 441 См. Письма Филарета к А. В. Горскому в Прибавл. к Твор. Св. Отц. за 1882 г. часть 30, стр. 55, с примечаниями о. Ректора, протоиерея С. К. Смирнова. 443 Это мнение потом было и напечатано в конце того же 1862 года под заглавием: «Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет – неполный и весь Новый Завет с посланием апостола Варнавы и книгою Ермы». Спб., 1862. Срав. прим. С. К. Смирнова в Прибавл. к Твор. Св. Отц. за 1882 г. ч. 29, стр. 550. Разработкой этой рукописи занимались Тишендорф, Мюральт и др., особенно же первый. Он же и издал ее под заглавием: Bibliorum codex Sinaiticus Petropolitamus. Edidit С. Tischendorfus. Т I-IV. Petropoli. 1862. 445 См в Прибавл. к Твор. Св. Отцов, 1882 г. ч. 29, стр. 544–545. Срав. ответное письмо А. В. Горского от 19 июля 1862 г. там же, на стр. 545–550. 446 То есть цитованный в примеч. 3-м на стр. 435–436 настоящ. изд. Bibliorum codex Sinaiticus Petropolitamus, ed. Tischendorf. 447 Прибавл к Твор. Св. Отц. 1882 г. ч. 29, стр. 552–553. Главная работа по поручению владыки досталась на долю инспектора академии, архимандрита (ныне епископа) Михаила (Лузина), плоды трудов которого по этому делу были изложены в статье: «О тексте Синайской рукописи Библии», напечатанной в Прибавлениях в Твор. Св. Отц. за 1863 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

485 Лет. о мят., стр. 214. По сообщению Бэра, Гермоген был заключен на Кириллово подворьеСказ. соврем. о Дим. сам., т. I, стр. 209; V, 87. 492 А. Э. II, 188. стр. 322. Автор летописи о мятежах говорит, что архиепископ Сергий был в розни с Шеиным, потому что хотел сдаться королю. По свидетельству-же Кобержицкого, Шеин, с совета архиепископа Сергия, не хотел ни слушать, ни толковать предложений о сдаче. Костомаров, Смут. время, т. III, стр. 352; См. о том же – ист. рус. цер. Пр. Мак., т. X, стр. 205. 499 Карамзин, т. XII, прим. 793. – Платонов, Очерки по ист. смуты, стр. 502. – Костомаров, См. вр., т. III, стр. 171–174. 527 Там же. – Нов. лет., стр. 146. – А. Э. II. 202. – Сказ. совр. о Дим. Самозв., т. V, стр. 87. В Рукописи Фил. (Сб. Мух., стр. 319) сказано: генваря в 17 день святейший Гермоген патриарх мученически за веру Христову скончась, от зноя затхошася... По польским известиям, Гермоген удавлен был (Ист. р. ц. Пр. М., т. X, стр. 156, прим. 107). 528 Прав, соб., 1866, июнь. Мощи свящеиномученника Гермогена при перенесении их в Успенский собор были найдены нетленными. В 1812 г. враги – грабители извлекли их из ящика, думая, что там скрыты сокровища. По изгнании Наполеона из Москвы мощи Гермогена найдены нетленными на полу. Толстой, расск. из ист. рус. цер., стр. 432, пр. 31 – по изд. 5-му. 535 Эпитеты эти мы заимствуем из так называемой Новой повести о Московском государстве. Взгляды на события, говорит об этом произведении исследователь их Платонов (Древ. рус. сказ. о смут. врем., стр. 102), отзывы о лицах, тон, которым говорит автор о том или другом современном явлении, драгоцены для историка потому, что помогают ему уловить и воссоздать первые проблески того общественного настроения, которое быстро окрепло, сплотило народную массу одним национальным чувством и повело к возвращению государственного порядка и национальной самостоятельности. 551 Говоря о точной посылке грамоты в Казань в июле, он замечает, что она составлена по прежписанному (сказ., стр. 253). Выражением по прежписанному, по мнению Скворцова, предполагается, что и раньше этого из монастыря посылались грамоты (Скворцов, Пр. Дионисий, стр. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

242 По мнению Платонова, в Ркп. Филарета здесь есть замечания самого митрополита Филарета. Такова может быть приписка, сделанная на полях: „приписать: долго не берли и молебны пели и по молебны само явилось тело, кабы дымок из стороны рва копанова показался благовонии, тут скоро обрели“ (Ркп. Ф-та Сб. Мух. 4 (267). Платонов: „Древне-русск. сказ.“ стр. 227, прим. I, А. э. II, стр. 1111. 243 „Нов. Летоп.“ 76; Летоп. о мят. 103–106, говорится, что Шуйского венчал Гермоген. Но в официальном чине венчания царя Василия (А. Э. II, 47), первое место занимает митрополит новгородский Исидор. Гермоген был посвящен в патриархи 3 июля 1606 года (пр. Макарий. Ист. Русск. Церкви, т. X, стр. 130; Платонов „Др. русск. сказ. о см. вр.“ 227). В чине венчания упоминается ростовский митрополит, который в это время был в Угличе, так что чин венчания мог быть только предполагаемой программой. 244 Пр. Макарий. „Ист. Русск. Церкви“ X, 125. „В указании числа перенесения мощей в Москву тоже разница. Ркп. Ф-та, А. А. Э., Иное сказ, о сам., Голиков, Карамзин, Арцыб. считают 3 июня; по Беру, за мощами царь послал 30 июня; по Паерле, народу говорили 4 июня, что мощи везут к Москве; по писателю дневника Марины – что мощи везли в Москву 12 июня сказ. соврем. о самозв. I, стр. 108; т. II, стр. 77, т. IV, стр. 64“ (Смирнов: „Свят. патр. Филарет Никитич“. Чтен. в О-ве люб. дух. просв. 1873 г., стр. 337, пр. 1-е). В ркп. Ф-та (Сб. Мух. 270) сказано, что при встрече мощей в Москве был патриарх; в Изб. Поп., 195, Нов. Лет., Врем. XVII, 76; Лет. о мят., 103; патриарх при встрече мощей – Гермоген. Но „по свидетельству царя и царицы патриарха при этом не было“ (С. г. гр. и дог. II, стр. 311–316); Макар. X, 126, примеч. 88. Гермоген же был поставлен в патр. 3 июля (Макар. X, 130, пр. 95). 245 „По одному известию, случилось, что введенный во храм один больной умер. Это объяснили его безверием. Иностранцы-протестанты спрашивали у сидевших около Церкви увечных и слепых: Что же вас не исцеляет царевич“. „По маловерию нашему“ отвечали страдальцы: „Бог чрез ангела своего объявляет нашим архиереям и попам, кого он удостоит исцелить“. Иноземцы удивлялись находчивости этих людей и крепости веры православных, непонятной для их протестантского свободомыслия (Комаров. „Смутное время Московск. госуд.“ т. II, стр. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

384 См. Нов. Летоп. Времен. 17 т. 27 стр. Иное сказ. о самозв. Времен. 18 т. 82 стр. В заточение был сослан и митроп. Варлаам (Ник. летоп. IV, 264 стр.). 387 Изб. Иоп. 194, 241, 276. 410. Во всех этих местах сказано: «его же (Филарета) тогда едва священным собором умолиша и поставиша его митрополитом Ростову граду и Ярославлю». 388 Многие хронографы обвиняют Лжемитрия исключительно только за низложение патриарха Иова, не указывая других «актов Василия самозванца над другими пастырями (Изб. Поп. 292 и 329 стр.). А один хронограф и ту вину, как мы знаем, приписывает «суровости и безчеловечию» других людей «суровейших» (Изб. Поп. 415 стр.). 392 Преосв. Филарет говорит: «самозванец приказал емедленно выслать Гермогена из столицы в казанский монастырь (правда ли?) и грозил лишить его сана. Такая же участь ожидала и Иосафа (так называет коломенского епископа и Соловьев: VIII, 136 стр.). «Но Господь защитил церковь !» (200 стр.). Буквально то же повторяет и М. Толстой в своих «рассказах из истории рус. церкви» (499 стр.) 395 Соловьев в недоумении говорит, что «неизвестно, по каким причинам!» Иосифа оставили в покое (VIII, 136 стр.). Нам думается, что причины эти, так сказать, субъективные и заключаются в характере самозванца. Для тех же, которые считают Лжедимитрия гонителем православия, случай с Иосифом остается загадкою и, чтобы не было разногласия с предвзятой идеей, нередко истолковывается в смысле неблагоприятном для самозванца и даже вопреки исторической правде (об этом сейчас ниже). 401 «Сказ., еже содеяся...» 18, 20 и 21 стр. Лет. о мятеж. 106 стр. Изб. Поп. 329, 270, 292, 407 стр. 406 Сказ. совр. о Димитр. самозв. I, 52 стр. Тоже говорят Костомаров (Ист. III, стр.) и Карамз. (XI, 238 стр.). 409 См. Послание митр. Макария в «Летоп. рус. литер, и древ». V г. Отд. Ill, 129–136 стр. Опис. рукоп. Имп. Пуб. библ. Бычк. I, 286–287 стр. 411 Преосв. Филарет говорит, что Лжедимитрий «обобрал монастыри» (199 стр.). Ужели это не преувеличение? 413 «Сказ., еже сод...» 17, 25. Изб. Поп. 235, 417 и др. стр. Шуйский говорил Федору Коневу с товарищами, что на престоле «не прямой царевич Димитрий Иванович, но злой враг христианский, еретик и вор Гришка Отрепьев».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Если Бог принял нас в общение Божества, в общение Своей Плоти и Крови, то и мы должны помогать бедным, подавать милостыню, принимать странных, посещать больных, утешать печальных, наставлять невежд, вразумлять заблуждающихся, прощать обиды, памятуя, что все мы – Христовы. И за всех и за все Христос воздаст!» г) Милостыне и благотворению научают нас и примеры великих угодников Божиих, «которые на земле жили небесно, чудно, в великих подвигах, в великой любви, в великом смирении, незлобии, терпении, самоотвержении, возлюбив Бога паче всего!» «Если мы будем иметь живую, деятельную связь с членами Христовыми здесь, будем любить их делом и истиною, то и с нами будут иметь живой союз все святые Божии человеки, и о чем бы мы ни попросили их, они исходатайствуют нам сие у Христа Бога, для Которого они всем, что было для них дорого, пожертвовали» (из кн. «Уроки благодати, жизни по рук. о. Иоанна Кронштадтскаго », стр. 184–186). 16. Примеры милосердия духовного (дела милости духовные) I. Примеры обращения грешника от заблуждения пути его. а) Преп. Таисия, родом египтянка, в юности была увлечена своей матерью к позорной жизни. И вот, преп. Пафнутий, ревнуя о спасении ближних, вознамерился обратить ее на путь истины. Не боясь укоров и насмешек, он в одежде мирянина вошел в дом позора, где жила Таисия. Убедительные наставления св. подвижника сильно тронули грешницу и побудили ее искать спасения души в иноческих подвигах. В уединенной келье она омывала грехи свои непрестанными слезами, и спустя три года переселилась в вечную, блаженную жизнь (Ч.-М. окт. 8). б) Преп. Исидор, пресвитер скитский, видя кого-нибудь из братии слабого, или нерадивого, или малодушного, или буйного, изгоняемого за эти пороки старцами, всегда приглашал такого к себе. С помощью то терпения, то дружелюбных замечаний преподобный наставлял неведущего на путь истины («Дост. сказ. о подв. св. и бл. отц.», стр. 108). в) Св. Климент, сын идолопоклонника и христианки, в нежной юности лишившись отца и матери, был усыновлен Софией, благородной и добродетельной гражданкой Анкиры (город в Малой Азии), подругой его матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010