Жизнь святых угодников Божиих представляет высокие примеры христианского миротворения и миролюбия. Приведем здесь некоторые из них. I. По прибытии на 1-й Вселенский Собор император Константин Великий был осаждаем некоторыми епископами, которые настойчиво требовали от него выслушать их жалобы друг против друга, и так как эти раздоры не только были недостойны, но и легко могли затруднять собственно делопроизводство на Соборе, то он решился сразу же положить им конец. Назначив день для решения подобных дел, он занял место в качестве судьи и принял все докладные записки, содержавшие взаимные жалобы и взаимные обвинения епископов; затем, после краткого увещания им к единению и согласию, он сжег все эти бумаги, не раскрывая их, «дабы распри священников не сделались известными кому-нибудь» (Rufin, 1, 2). После этого Собор приступил к обсуждению того, для чего он собственно и был созван (извл. из «Истории христ. Церкви» Робертсона, т. 1-й, стр. 191). II. Св. Григорий Богослов , узнав, что отцы 2-го Вселенского Собора спорят о правах его святительства в Константинополе, добровольно отрекся от этих прав, объявив: «Я не лучше пророка Ионы, ввергните и меня в море, чтобы утихло происшедшее ради меня волнение» (Ч.-М. 26 янв.). III. Авва Павел Космит и Тимофей, брат его, живя в скиту вместе, часто между собою спорили. Наконец авва Павел сказал однажды: «Долго ли нам жить так?». На это брат Тимофей отвечал ему: «Сделай милость, когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня; а я буду терпеть, когда ты станешь оскорблять меня». Поступая так, они были мирны и покойны в остальные дни свои (из «Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отц.»). IV. Один благочестивый пустынник пришел в пустыню Скит и поселился в пустой келье, которую дал ему на время скитский старец. Оба инока сначала жили в братском согласии, но скоро это согласие рушилось: скитский старец позавидовал пришедшему пустыннику в том, что к нему стало стекаться много народа слушать его поучительные беседы. Побуждаемый завистью, скитский старец послал своего юного послушника сказать гостившему пустыннику, чтобы он очистил принадлежащую ему келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вместо того послушник, пришед к гостю, поклонился и сказал: «Отец мой приказал испросить у тебя, здоров ли ты?» – «Скажи отцу твоему, – ответил пустынник, – чтобы помолился о мне Господу Богу: я немного болен». Возвратясь, послушник сказал старцу своему, будто пустынник нашел другую келью и скоро уйдет от него. Прошло несколько времени, старец опять послал послушника своего сказать пришельцу, чтобы выходил из кельи, угрожая силой выгнать его. Пришедши опять, послушник сказал: «Отец мой, услышав, что ты болен, прислал меня навестить тебя». – «Скажи отцу твоему, что я молитвами его выздоровел», – сказал гость. Послушник, напротив, передал своему старцу, что гость просит позволения только одну неделю пожить в его келье. Прошла неделя, а пришлец не оставляет кельи; тогда раздраженный старец сам идет выгонять его. Послушник же поспешил вперед и сказал пустыннику, что старец идет звать его к себе на трапезу. Услышав это, гость выходит к старцу навстречу, принимает его с распростертыми объятиями и со взором, исполненным любви, говорит: «Я иду к тебе, любезный о Христе брат! Не трудись идти ко мне». Пораженный незлобием пришельца, старец невольно умиротворился душою, забыл свою досаду, облобызал гостя и увел его в свою келью для угощения. Проводив гостя, старец узнал, как послушник изменял его приказания, и душевно возрадовался, что избавился от сетей демона, припал к ногам ученика своего и сказал: «Отныне ты мой наставник, а я твой ученик, ибо через твой поступок спасены наши души» (Дост. сказ. о подв. св. и бл. отц.). V. Св. Иоанн Милостивый, патриарх Иерусалимский, кроме необычайного милосердия ко всем бедным и нуждающимся, отличался еще и глубоким миролюбием. До какой степени простиралось его миролюбие, показывает следующий случай из его жизни: один клирик, наказанный св. Иоанном за некоторый проступок, был в крайнем на него неудовольствии. Святитель думал призвать его для увещаний, но, занятый различными делами, забыл об этом. Вскоре во время служения им литургии, читая слова Евангелия: «Аще...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сл.1,с.164 на об. в слав.изд.). Так например, Павел Препростой по приказанию Антония Великого плел и опять расплетал корзины; черпал воду из колодезя целый день, и, по-видимому, без нужды, без цели выливал на землю (Rufin. de vit. Patr.1.1. С.30. Паллад. Гл.28. apud Rosweid. de vitis Patrum Eremit.). Св. Иоанн Дамаскин показал высокий пример послушания своему наставнику, когда по его приказанию своими чистыми руками очистил все нечистые места в монастыре (Чет.Мин.4дек.). Послушник должен оказывать послушание своему отцу в делах не только удобоисполнимых, но и самых трудных (Кассиан. insmim.I.IV.c.26). Должно оказывать послушание даже и в таких делах, которые с первого взгляда представляются не совсем правильными, несогласными с доброй нравственностью, или, по словам св. Лествичника, противными нашему спасению, зная, что грех за это понесет авва, приказавший сделать (Леств.4:32); он отдаст отчет пред Богом за поступок послушника, говорит авва Дорофей (В вопр. и отв. С.112 в славян.изд.). Так, один брат рассказывал: ходил, дескать, я однажды к авве Иосифу. В монастыре его была прекрасная смоковница. Поутру он сказал мне: пойди, ешь. А была пятница; я не пошел ради поста. После того, умоляя, спрашивал я старца: ради Бога разреши мое недоумение: вот ты сказал мне: пойди, ешь; а я ради поста не пошел; и стыдясь за твое повеление, размышлял в себе, с каким бы намерением это сказал мне старец? Что мне должно было делать, когда ты сказал: пойди? Старец отвечал: отцы сначала говорят братиям не прямо, но более наоборот, и если видят, что братия исполняют такие приказания, тогда говорят прямо истину, уверившись, что братия послушны во всем (Достоп. сказ. о подв. св.отц. 5,с.114). Однажды авва ученику своему Муцию приказал бросить в реку сына своего, жившего с ним. Муций, тотчас схватив сына, понес в реку, чтобы исполнить приказание своего аввы. Но авва, видя его послушание, приказал ему возвратиться (Кассиан. insmim.1.IV.C.27). Послушник должен делать все, что ни прикажет авва, и делать так именно, как приказано, ничего не опуская и не прибавляя; иначе, если кто, говорит Василий Великий, прилежно исполняет приказанное, но делает нечто и сверх приказания аввы, как самому захочется, то он достоин мзды самоугодия и непокорности (Подвиж.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

(«Дост. сказ. о подв. св. и бл. отц.») Не смейся над ближним Один мастеровой по усердной молитве избавлен был от запоя и два года удерживался. Но как только посмеялся над своим хозяином (нарисовав его в пьяном виде), тотчас сам запил и продолжал пить до самой смерти, приключившейся не в долгом после того времени. (Из «Душепол. Чтения») Благоразумная осторожность при обличении Однажды после богослужения египетские братья в ските говорили различное о жизни и погрешностях других: недуг, которым страждут почти все в мире, и который редко не прокрадывается и к удаляющимся от мира. Старец наставник хранил глубокое молчание во все продолжение разговора. Разговор длился, а он, незамеченный никем, вышел, наполнил мешок песком и положил его на свои плечи, несколько же песку нес пред собою в корзине. Так явился он опять в собрание. Братия, увидев его, спросили, что хочет он этим сказать. Он отвечал: – Мешок на моих плечах, это – мои грехи, и я для того положил его на плечи, чтобы не видеть своих грехов; напротив, погрешности моей братии я ношу пред собою, потому что мне приятно рассматривать их. Но, конечно, не так должно быть; я должен всегда иметь пред глазами свои заблуждения, дабы ежедневно оплакивать их и молиться о прощении их. Наставление и словом и делом имело свое действие: братия сознали свою вину и раскаялись. (Из «Духовн. Бесед») С кающимися грешниками должно обращаться кротко Однажды преп. Серапион, пришедши по нужде из пустыни в город, увидел блудницу, сжалился над ней и стал усердно просить Бога о ее спасении. Молитва его была услышана: блудница пала к ногам его и с воплем сказала ему: – Отче, будь милостив, куда хочешь, отведи меня, только бы мне спастись; ведь ради этого Сам Господь послал тебя ко мне! Серапион исполнил ее просьбу, взял ее с собою и привел в женский монастырь. Там, поручая ее попечению игуменьи, он сказал последней: – Не накладывай на нее никакого запрещения, но пусть живет, как ей угодно; не трогай ее. Что же? Благое распоряжение принесло и благие плоды. Чем более грешница видела кротости и любви в других, тем глубже сознавала недостатки собственные и потому тем скорее старалась загладить их. Немного поживши в монастыре, она сама сначала пожелала вкушать пищу однажды в день, затем – через день, затем пожелала уединеения и, наконец, заключает сказание, покаявшись, угодила Господу и, спасшись, почила о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Итак, блаженны нищие духом, т. е. считающие себя за ничто, яко тех есть Царство Небесное (извлеч. в сокращ. из «Полн. собр. сочин.» прот. Иоанна Сергиева, т. I, стр. 167–168). 2. Дух смиренномудрия В одно время преподобный Сергий своими к Владыке живота и смерти молитвами воскресил умершего младенца. Отец, узрев дитя свое живым и будучи объят страхом и радостию, припал к ногам человека Божия и воздал ему благолепное благодарение. Это свойственное единому Богу дело угодник Божий не только себе не присвоил, но и самое мнение о том почел для себя тягостным. «Нет, чадо мое! – сказал он, – сын твой не был мертв, но он от стужи изнемог и ослаб; только тебе показалось, что дитя умерло. Будь уверен, что, принесено будучи в теплую келлию, оно согрелось, и отнюдь не думай, что ожило» (из жития преп. Сергия). 3. Смирение Когда св. Иоанн Дамаскин , бывший правителем города Дамаска, после совершенного над ним чуда исцеления усеченной руки по молитве пред Богоматерью, поступил в монастырь, то находился в начале под руководством одного добродетельного старца. Однажды старец, желая испытать смирение Иоанна, послал его в город Дамаск, чтобы продать там в пользу монастыря корзинки, которые плели монахи. Иоанн охотно исполнил повеление старца; одетый в рубище, он явился в город, где был некогда самым знатным вельможей, и продал корзинки. Такой подвиг не был тягостен для Иоанна: предавшись Богу всею душею, он не мог уже дорожить земным блеском и величием и потому никакое состояние не считал для себя унизительным («Ч.-М.»). 4. Совет Желаешь ли в раю ко Господу быть ближе? Будь пред другими здесь смиреннее и ниже. (Памятник веры)   5. Примеры глубокого смирения 1 . Преп. Моисей говорит: «Если человек в своем сердце не сознáет себя грешником, Бог не услышит его» (Достоп. Сказ. о подв. св. и блаж. отц. стр. 160, § 14). Когда препод. Моисей сделан был клириком и облекли его в стихарь, архиепископ сказал ему: «Вот ты теперь весь стал белым, авва Моисей!» Он отвечал: – «О, если бы, владыко, и извнутри так же, как извне». Архиепископ, желая испытать авву Моисея, сказал клирикам: «Когда войдет авва Моисей в алтарь, изгоните его и идите за ним, чтобы услышать, что станет он говорить». Старец вошел, клирики начали поносить его и выгнали, говоря: «Ступай вон, эфиоп!» Старец, выходя, говорил самому себе: «По правде с тобою сделано, чернокожий эфиоп: ты не человек, зачем ходишь с людьми!» (там же, стр. 157, § 4). Таково было смирение одного из великих подвижников!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Авва Пимен, опытный в хранении сердца подвижник благочестия, наставляет: «Когда горшок снизу подогревается огнём, то ни муха, ни иное какое насекомое или пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, то садятся на него: то же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его» («Дост. сказ. о подв. св. отц.», стр. 212). Но что делать, если нет у нас чистого сердца? Как очистить его от всякой скверны? Прежде всего надо молиться, чтобы Господь даровал нам духовное прозрение, чтобы даровал нам Духа Святого, который всё проницает, всё видит. Такая молитва всегда бывает услышанной, ибо Господь обещал: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:13 ). Молящееся сердце, наполненное сокрушением, Богу приятно, ибо, как сказано в 50-ом псалме:сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже ( Пс.50:19 ). Искренняя молитва согревает сердце, возбуждает благоговейное умиление и привлекает к себе очищающую и освящающую благодать Божию. Так и Церковь учит нас очищать сердце теплой молитвой. В Каноне ко Святому Причащению мы читаем: «Слезные ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия» (песнь 3). Молитва изгоняет из сердца лукавство — это порождение Сатаны, врага нашего спасения. Нужно упражняться в частом и благоговейном призывании имени Иисуса Христа. Сказал Спаситель: именем Моим будут изгонять бесов ( Мк.16:17 ). Частое призывание с верой и благоговением этого сладчайшего имени в, так называемой, умной или Иисусовой молитве способно не только изгнать из сердца все нечистые его движения, но и наполнить его высоким блаженством, то есть небесной радостью и миром. В замечательной книге Тито Коллиандера «Узкий путь» есть вдохновенные строки о значении Иисусовой молитвы. Ими и завершим эту беседу. В 25-ой главе мы читаем: «По словам св. Аввы Исаии , египетского отшельника, Иисусова молитва есть зеркало души и свет для совести. Кто-то сравнил ее с тихим голосом, непрестанно слышным в доме: воры, подкравшиеся к дому, обращаются в бегство, ибо слышат, что кто-то бодрствует в нем. Дом — это сердце, воры — злые помыслы, молитва есть бодрствующий голос. Но бодрствующий уже не я сам, а Христос.

http://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie...

Один старец рассказывал об авве Павле, жившем близ Фиваиды, что он без вреда брал руками аспидов, змей и скорпионов, и разрывал их пополам. Братия, видя это, спросили его: " Чем приобрел ты, авва, такую благодать? " Старец отвечал: " Кто приобретет чистоту, тому все будет повиноваться так же, как все повиновалось Адаму в раю, когда он не преступил еще заповеди Божией " (Достоп. сказ. о подв. св.отц. С.233). Ибо чистота девственная, более всего уясняя в душе образ Божий, по благодати Божией, и лютых зверей заставляет благоговеть пред светлым образом Божиим в человеке. Об авве Аммонии рассказывают, что он до такой степени сохранял целомудренную стыдливость, что когда с учеником своим Феодором должен был на пути переправиться чрез реку, сперва велел ему отойти от себя, потом и один стыдился обнажить свое тело и, озабоченный сею мыслею, сам не чувствовал, как, перенесенный сверхъестественной силой, увидел себя уже на другом берегу реки (Прол. 26июня). Вот как св. отцы хранили чистоту! Хотя и никем не были видимы, однако же стыдились последующего за ними Ангела Хранителя и сияющего на них солнца, чтобы и им не показать наготы своей. 46. Св. Исаак Сириянин говорит: " Иноческое жительство - похвала Церкви " (в сл.63). " Свет инокам суть Ангелы, а свет всем мирским людям суть иноки " , - говорит св. Лествичник (Степ.26.С.116). Блж. Иероним: " Сословие монахов есть красота, прекраснейший цвет, драгоценнейший камень в украшении Церкви " (Epist. ad Marcellam). 47. По свидетельству блж. Августина (de moribus Eccl. C.34) и прп. Кассиана (Inst.I.X. с.22), египетские монахи, своими трудами снискивая себе пропитание, подавали и другим неимущим; часто целые барки, нагруженные съестными припасами, отправляли в Ливию и другие бесплодные страны, также в города - бедным, страждущим в темницах. Подобно сему делали в монастыре Феодосия Великого (Пролог. 29 мая. Лист.89 на об.). Во все времена многие монастыри были лучшим училищем благочестия и образования юношества в науках. В монастырях всегда находили себе мирное жилище и призрение недужные, бедные, не имеющие где преклонить главу, и странники - приют для успокоения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

монах.): " Инок есть исполнитель Христовых заповедей, совершение христианства, бездна смирения, столп терпения, незабвенная память смерти, неоскудевающий источник слезного течения, сокровище чистоты, любитель смиренномудрия, ругатель тленного, попиратель и презритель всего красивого и прелестного в сем мире, добровольное умерщвление или добровольный мертвец, повседневный мученик, Богоприятная жертва, непрестанно горящий светильник духовной мудрости, созерцатель видимого и невидимого, скорошественная молния Богомыслия, сердце чистое на моление, жилище Пресвятой Троицы, позор ангелов и человеков (то, что представляется взору), страшилище бесов " . Итак, очевидно, сколь важны монашеские обеты девства, нестяжательности и послушания, как средства к достижению высшего духовного совершенства; столь же важное имеют они и нравственное значение, как добродетели. Важность девства, нестяжательности и послушания как добродетелей Девство, нестяжательность и послушание, как добродетели, важны: и сами в себе - по высоте нравственного своего достоинства, и особенно по освящению их обетами; имеют высокую цену и в очах Божиих; и весьма важны в отношении к Церкви. Важность девства, нестяжательности и послушания по высоте нравственного их достоинства Св. отцы Церкви - светильники мира - всегда высоко ценили послушание, нестяжательность и девство. Так послушание, по словам аввы Памвы, равняется мученичеству (Достоп. сказ. о подв. св.отц. 3.С.227); по словам св. Афанасия Великого, послушание есть произвольное мученичество (Пролог.8 мая). Ибо инок добровольно ради Господа умерщвляет свою волю, свою плоть со страстьми и похотьми, каждый день умирает по ветхому своему человеку в добровольных страданиях и скорбях среди искушений и борьбы с плотью и диаволом. Григорий Великий всецелое посвящение себя обетом Богу называет приятным Богу всесожжением, и, объясняя слова Самуила Пророка: послушание паче жертвы благи (1Цар.15:22), говорит: " Послушание лучше жертвы, приятнее Богу потому, что в жертвах закалается чужая плоть, а в послушании собственная своя воля " (Нот.20 in lezech.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

53. Примеры охранения людей Ангелами I. Ангелы охраняют людей от разных опасностей, грозящих их жизни. 1 . Когда преп. Кирилл строил Белозерский монастырь, все соседние жители, удивляясь успеху постройки, считали Кирилла великим богачом. При такой молве один корыстолюбивый помещик собрал всех своих слуг и отправился в ночь ограбить Кирилла и монастырь. Подойдя к ограде, злоумышленники видят, что около монастыря ходит несметное множество воинов с обнаженными саблями. Разбойники до самого утра ждали, что воины эти уснут, но не дождались; так и отправились домой. На вторую ночь злоумышленники заметили еще более воинов, – опять без успеха возвратились. Когда наступило утро, помещик послал слугу в монастырь узнать, какой полк стоит в монастыре, и долго ли пробудет он здесь? Посланный, возвратясь, донес помещику, что больше недели ни одного и богомольца не было в монастыре, не только что войска. Тогда помещик понял, что монастырь охраняют Ангелы Божии и раскаялся в своем намерении (Чет.-Мин. 9 июля). 2 . «Св. авва Антоний, – повествуется об отце иночествующих, – пребывая некогда в пустыне, впал в уныние и в глубокую тму помыслов, и взывал к Богу: Господи! я хочу спастися, а помыслы не дают мне. Что мне делать в моей скорби? Как спастися? И вскоре потом Антоний, встав, вышел из келии; и вот видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился, – после опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал вслух ему: «И ты делай так и спасешься, т. е. труд сменяй молитвою и молитву трудом – трудись и молись!» Услышав это, Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать и спасался» («Сказ. о подв., св. и блаж. отц.» стр. 3). 3 . Они наблюдают за людьми не только в бодрственном состоянии их, но и во время сна. К преподобному Паисию пришел некоторый инок, имея нужду побеседовать с ним. Нашедши его спящим, он увидел стоявшего перед ним святого Ангела-Хранителя в образе прекрасного юноши, и с удивлением сказал: «Поистине Бог хранит любящих Его». Он не осмелился приступить к спящему старцу ради присутствия ангельского и, воздав благодарение Богу, удалился. Подобным образом видимы были Ангелы Божии, с веерами в руках над почившим Петром, епископом Севастийским, братом святого Василия Великого . Эти посланники небесные имеют попечение не только о душевном спасении, но и о телесном здравии людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Истинный послушник, отвергнув свою волю, свое разумение, и во всем последуя наставлениям опытного старца, восходит к высшему совершенству, как бы со светильником, озаряющим путь сей среди глубокого мрака настоящей греховной жизни, и идет прямо; следовательно, скорее и безопаснее от заблуждений и самообольщений; идет путем ровным и непоползновенным, а потому легче, не подвергаясь преткновениям и жестоким падениям, которые неизбежны для идущего самочинно, т.е. для осмеливающегося достигнуть высшего духовного совершенства без наставника. " Как не имеющий руководителя легко заблуждается в пути, - говорит св. Лествичник, - так и иноческим путем самочинно идущий легко погибает, хотя бы и всю мудрость мира сего знал " (Каллист. и Игнат. Гл.14. Доброт. Ч.2). Это и опыт подтверждает. Прп. Иоанн Кассиан много представляет несчастных примеров самообольщения самочинников. Так, например, старец Ирон, пятьдесят лет пробыв в уединенной пустыне в многотрудных подвигах, поелику не пользовался советами отцев, и во всем следовал своему помыслу, подвергся бесовскому обольщению, - вместо Ангела света принял и поклонился ангелу сатаны, который, уверяя его, что он уже совершенно угодил Богу и не может потерпеть никакого вреда ради своих добродетелей, в доказательство сего велел ему в полночь броситься в глубокий клодец. Обольщенный старец бросился туда и погиб (Collam.II.C.5). Один самочинный инок подвергся бесовской прелести - вместо Ангела часто принимал к себе демона, получал от него откровения и по его внушению едва не заколол своего сына, будто бы в угождение Богу, по примеру Авраама, но сын заметил намерение отца и спасся бегством (Collam.II.C.7). Другой самочинный инок по бесовскому обольщению, приняв за истину ложное откровение, повелевавшее ему оставить христианство, перешел в иудейство и принял обрезание (Collam.II.C.8). А многие от самочиния, подвергаясь бесовской прелести, приходили в исступление ума. Антоний Великий говорит: " Знаю монахов, которые после многих трудов пали и вышли из ума, потому что понадеялись на свои дела, и презрели заповедь Того, Кто сказал: вопроси отца твоего, и возвестит тебе (Втор.32:7) " (Духов.наставл. Христ.Чт.1826г.Ч.21. Достоп.сказ. о подв. св.отц. 37.С.12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010