13 Migne, Patrol. Cur. compl., ser. gr., tom. 150, col. 380D–385D. Рус. перев. в Пис. отц. и учит. церк., том III, стр. 305–312. 14 В толковании Софрония «дискос в малом виде изображает облако»; в толковании Германа в одном месте: «дискос есть ложе, на котором иерей и диакон уготовляют тело Господне, сам нося образ Иосифа и Никодима», в другом месте: «дискос представляет образ рук Иосифа и Никодима, которые погребли Христа. Дают дискосу, на котором приносится Христос и значение небесного круга в малом объёме, представляющего мысленное солнце – зримого в хлебе Христа». В толковании, изданном кардиналом Питрой (Spicilegium Solesmense, tom. IV., p. 442) с именем св. Иоанна Постника , дискосу даётся такое знаменование: «дискос полагается в образ того, как солнечный диск содержит в себе свет, так и этот содержит в себе Христа, в жертву приносимого». 15 Минь, Patrol. Curs. Compl, Ser Graeca, tom. 155. De sacra liturgia, cap. 85, 84, colum. 264–265; cap. 92, colum. 273–276, Русский перевод в Пис. отц. и учит. церк., том II, стр. 105–107; 118. 17 Грамота эта в славян. переводе издана в 1656 г. в Скрижали, л. 639–755. Греческий текст её находится в ркп. С-Петербургской духовной академии (бывшей Софийской библ.) 1547, φνλ 89–118. Этот текст, параллельно с русским переводом, издан И.Е. Троицким в Христ. Чтен. 1881 г. 3–4. Греческий текст грамоты (πιστολ κανονικ πρς Νκωνα πατριρχην ωσας, напис. «ν μην Δεκεμβρ κατ τ αν τος τς ϑεογονας, νδ. )» имеется также в ркп. Афонского Есфигменскаго монастыря, 2129, см. Ламброс, Catalogue of The Greek Manuscripts on Mount Athos. Volume 1, Cambridge 1895 г., σελ. 184. – По словам Ламброса (ibid.), «τν πιστολν τατην κδεδομνην παρ Γερμανο φϑονδου ν τ περ ασκολνκων. Κωνσταντινουπλει 1876», а также «ϑ. Παπαδοπολου Κεραμως ν νεκδτοις Συμακος. Τεχ. Α´». 18 Καϑς παραστκονται ες ατν κα τ τγματα τν αγγλων ες τν ορανν· πειδ καϑ» μς ερουργα εναι μμησις τς ορα νου εραρχας. Таким образом, патриарх Паисий в своём изъяснении не говорит об изъятии частицы в честь ангелов. Перевод этого места, сделанный в Пис. отц. и учит. церк., том III, стр. 435, неправилен. Им даётся понять, что, по мнению патриарха Паисия, вынимаются частицы за ангелов: «также частицы и ангельских чинов на небеси, так как находящееся у нас священнодействие есть подобие небесной иерархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

«Находясь еще в монастыре, я узнал из донесения одного достопочтенного мужа то, что теперь говорю. Он сказывал, что достопочтенный отец, по имени Спес..., пред кончиною, в кругу созванной братии принял Таинство Тела и Крови Господней и начал с ними таинственное пение псалмов, предавши всю душу свою молитве. И вся присутствующая при сем братия увидела, что из уст его вышел голубь и тотчас, вылетевши в отверстие кровли молитвенной храмины, в виду братии, понесся к небесам. Надобно верить, что душа его явилась в виде голубя. Этим самым видом всемогущий Бог показал, с каким простым сердцем этот муж служил ему» 880 . В четвертой книге своих разговоров св. Григорий Двоеслов рассказывает и о других подобных случаях 881 . 782 S. Greg Dial. lib. IV cap. XLV. tom. secund. pag. 301. См. сист. св. уч. св. отц. церкви о душе. Свящ. Кашм. стр. 170–171. 801 Св. Амвросий, Тертул., Кирил. алекс., Евсев., Григор., см. прав. догм. бог. Арх. Филар. т. , стр. 489. 827 Относящиеся сюда места святоотеческих творений собраны у Еп. Сильв. «Опр. пр. дог. бог.» стр. 266. 852 Филос. отц и уч. церкв. К. Скворц. стр. 75; Сн. ibid. 200 363. Оп. пр. догм. бог. Еп. Сильв, т. , стр. 252. 861 Апол. 27, 31. См. Фил. отц. и уч. цер. К. Скворцова , стр. 67, 68. Примеч. Следует заметить, что святоотеческое учение никогда не выдвигало вечных наград и вечных мучений в качестве побуждений высших и главнейших и с особенною настойчивостью указывало на то, что самое высшее совершенство человека состоит в том, когда он исполняет долг рада долга, делает добро ради добра. Такое идеальное и возвышенное понятие о добродетели мы слышим из уст великих христианских отцов церкви. «Истинно богомудрые и боголюбивые», пишет Григорий Богослов , «любят общение с добром ради самого добра, а не ради почестей, уготованных за гробом. Ибо эта уже вторая степень похвальной жизни, – делать что-либо из-за награды и воздаяния, и третья избегать зла по страху наказания». (Св. Гр. Бог. твор. т. I. Слово прот. Юлиана стр. 120.) Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Geistlichkeit. 1890). —272— 59 . «Ватиканский папский вселенский собор 1870 года». (По Прессансе)). Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1873, I. Стр. 13. 60 . «В духовной католической школе». (С немецкого). Правосл. Обозр. 1887, I. Стр. 19. 61 . «История запрещенных книг в западной церкви до XVII века». (По Рейшу). Правосл. Обозр. 1885, I. Стр. 34. 62 . «История запрещенных книг» там же с XVII века. (По тому же Рейшу). Там же 1886, I. Стр. 38. 63 . «История Тюбингенской школы». (По Вейцзекеру). Прибавл. к Твор. св. Отц. 1880, XXVI. Стр. 21. 64 . «Мысли протестантов о современном немецком протестантизме». Там же, 1883, XXXI. Стр. 56. 65 . «Берлинский профессор церковной истории Адольф Гарнак и возбужденные им в настоящее время споры по поводу символа апостольского». Богосл. Вестник 1893, IV. Стр. 38+43. 66 . «История открытия древних церковно-исторических памятников (за границей) и их значение». (По Лехлеру). Приб. к Твор. св. Отц. 1889, XLIII. Стр. 59. VI. Статьи критические и библиографические по предмету науки 67 . «Языческий римский мир I и II вв. по Рождестве Христовом». (Библиографические заметки). Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1875, III, Стр. 18. 68 . «Книга Буасье: Римская религия от Августа до Антонинов». Приб. к Твор. св. Отц. 1880, XXVI. Стр. 19. 69 . «Два мира». (По поводу исторического романа Эберса из II века: «Император»). Правосл. Обозр. 1882, I. Стр. 31. 70 . «Критический разбор французского сочинения Пелого о Цельсе (Étude sur Celse, par Pélagaud). Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1879, III, Стр. 20. 71 . «Современная литература о мученической кончине св. Поликарпа Смирнского ». Там же, 1884, I. Стр. 30. 72 . Рецензия на книгу протоиерея А.М. Иванцова: «Ереси и расколы первых трех веков христианства». Там же, 1877, III, Стр. 13. —273— 73 . «Новый труд проф. Н. Барсова » (о проповеди первых трех веков). Правосл. Обозр. 1886, II. Стр. 32. Автор труда отвечал критику особой брошюрой. 74 . Разбор книги профф. Терновских: «Три первые века христианства». Чтения в Общ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

403 Это мнение потом было и напечатано в конце того же 1862 года под заглавием: «Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет – неполный и весь Новый Завет с посланием апостола Варшавы и книгою Ермы». Спб. 1862. Ср. примеч. С.К. Смирнова в Прибавл. к Твор. Св. Отц. за 1882 год часть 29, стр. 550. Разработкою этой рукописи занимались Тишендорф, Мюральт и др.: особенно же первый. Он же и издал ее под заглавием: Bibliorum codex Sinaiticus Petropolitanus. Edidit C. Tischendorfus. T. I-IV. Petropoli, 1862. 405 См. в Прибавл. к Твор. Св. Отц., 1882 г.ч.29, стр. 544–545. Срав. Ответное письмо А.В. Горского от 19-го июля 1862 г. там же, на стр. 545–550. 406 То есть цитованный в примечании на стр. Bibliorum codex Sinaiticus Petropolitanus, ed. Tischendorf. 407 Прибавл. к Твор.СВ.Отц. 1882 г.ч. 29, стр. 552–553. Главная работа по поручению владыки досталась на долю инспектора академии, архимандрита (ныне епископа) Михаила (Лузина), плоды трудов которого по этому делу были изложены в статье: «О тексте Синайской рукописи Библии», напечатанной в Прибавл. к Твор. Св.Отцев за 1863 год. 408 Прибавлений за 1882 г.ч. 29, стр. 554. Синайский кодекс, в цитов. издании Тишендорфа, в фотолитографированных снимках, был издан в небольшом числе оттисков особо. 413 См. стр. 32 Записки святителя «О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого седмидесяти толковников и славенского переводов Св. Писания». Москва, 1858. 415 См. на 32 странице цитованной выше в примечании «Записки», в приписке, сделанной святителем в 1858 году. 416 Из приветственной речи, произнесенной от московской духовной академии ректором ее А.В. Горским пред лицем святителя московского Филарета в день 50-летнего служения его в архиепископском сане 5 августа 1867 г. См. Прав. Обозр. За 1867 г. ч. 24, стр. 12 «Известий и Заметок». 417 См. изложение их в «Записке» святителя представленной им в феврале сего года обер-прокурору и выше приведенной нами. Читать далее Источник: Филарет, митрополит Московский в его отношениях и деятельности по вопросу о переводе Библии на русский язык/[Соч.] Ивана Корсунского. - Москва : Унив. тип., 1886. - 170 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

309 Примеч. «И прилично, говорит св. Василий Великий , чтобы суд Божий был не насильственный, а напротив того, имел более общего с теми судами, какие бывают у людей, и подсудимым давал место к оправданию, чтобы человек, видя дело свое приведенным в ясность, и при наказании подтвердил неопровержимость суда Божия, согласившись, что наказание положено на него по всей справедливости; а также и при помиловании усматривал, что прощение дано ему по закону и в порядке» (Толк. на I гл. Исаии, в Тв. св. отц. VI, 69 – 70). 310 Примеч. Слово на почивших о Христе, в Тв. св. отц. XV, 269, 270, 271. То же учение выражает св. Ефрем и в слове об утверждающих , что воскресения мертвых нет (Тв. св. отц. XV, 115 – 116) и в своем завещании („Христ. Чтен.“ 1827, XXVII, 275, 285, 292). 311 Примеч. Представим здесь примеры прохождения душ чрез мытарства. I. Подробно познакомиться с мытарствами, в каком они порядке одно за другим следуют, и какие грехи истязаются на том или другом мытарстве, мы можем из рассказа преподобной Феодоры. Из рассказа ее видно, что всех мытарств, какие прошла преподобная Феодора, было двадцать. Когда она, покинув на земле свое бездыханное тело, руководимая ангелами, подымалась по воздуху к небу, встретили ее духи первого мытарства, на котором истязаются грехи человеческие – словом: празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, пение песен и других страстных гимнов и бесчинные восклицания, хохот и тому подобное. По большей части человек вменяет эти грехи за ничто, не кается в них пред Богом, в не исповедует их священнику Божию, но Господь ясно сказал: всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный ( Mamф. XII, 36 ). От словес своих оправдишися и от словес своих осудишися ( Eфec. IV, 29 ). И апостол завещает: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших и сквернословие, и буесловие, и кощунство ( Eфec. V, 4 ). Демоны с жестокостию и упорством обвиняют душу, представляют все грехи ее, словом соделанные от самой юности. Св. ангелы оспаривали их и противопоставляли грехам добрые дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1715 Как противники догмата о почитании Святых известны: Евстафий севастийский, осужденный Собором гангрским (ок. 340); потом Вигилянций, евномиане (Иероним. Epist. ad Ripar. adv. Vigilant.) и манихеи (Августин. adv Faust. XX, 14); в средние века – адбигенсы, павликиане, богомилы, валденсы, последователи Виклефа и Гусса: в новейшие – вообще протестанты. 1719 Григ. нисск. Vit. S. Greg. Тнаитатн. c. 27; Васил. вел. письмо к Амфил. 169 (al. 176), в Тв. св. Отц. X, 359; Григор. Богосл. Слов., говор. св. Григор. нисск., там же 1, 304; Иоан. Златоуст. de Anna serm. 1, n. 1. 1723 Sacrificia pro eis semper, ut meministis, offerimus, quoties martyrum passiones et dies anniversaria commemoratione celebramus (Epist. XXXIV). 1726 «Заранее заняв сию священную ограду мучеников, и с половины ночи умилостивляя песнопениями Бога мучеников, вы терпели до сего полудня, ожидая моего пришествия, посему вам, которые честь мучеников и служение Богу предпочитаете сну и упокоению, награда готова» (Бесед. на Псал. 114 , в Тв. св. Отц. V, 397). 1728 Например, Васил. вел. бесед. на день св. муч. Варлаама, на св. муч. Маманта, на св. четыредес. мученик и др. (Тв. св. Отц. VШ); Григ. Богосл. Слов. в похвалу св. муч. Киприану и др. (там же 1 и 11); Златоуст. Слов. похвалы. св. Игнатию Богоносцу , Мелетию, Евстафию и др. (Хр. Чт. 1835. 1836. 1842 и др.). 1729 См. слово: martyrium в общ. Указат. к сочин. Златоуста (opp. t. XIII, ed. Montfauc.). «Храмы святых мучеников служат знамением и образом будущего суда; в них мучатся демоны, а люди наказываются и разрешаются. Видишь ли, какова сила Святых, и притом умерших?» (Злат. на 2 Коринф. бесед. XXVI, стр. 533, по русск. пер.). 1730 «Желая отличить соименный себе город, он (царь Константин) украсил его весьма многими молельнями, великолепными храмами мученикам и величественными зданиями, которые построил частию в предместиях, частию в самой крепости, и, этим почтив память мучеников, вместе посвятил Богу их и самый свой город» (о жизни блаж. царя Константина кн. III, гл. 48, отр. 202, по русск. пер.; снес кн. IV, гл. 62, стр. 275).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

172 Н. Елеонского : „Свидетельства о происхождении перевода LXX и степень их достоверности“. (Чт. в Общ. Люб. дух. просвещ. 1875г.). Митроп. Москов. Филарета: „ О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого LXX толковников и славянского переводов Свящ. Писания.“ (Приб. к Твор. св. отц. 1858. XVII). А. Иосифа: „Исторические сведения о переводе LXX“ (Дух. Бесед. 1860г.). Кроме того в жур. Общ. Любит. дух. просвещения помещены следующие статьи: „Материалы для ознакомления с переводом LXX“ (1877г. Март). „Предположение о происхождении некоторых разностей между переводом LXX и подлинным текстом Библии“ (1878г. Январь). 175 „Краткие сведения о древних переводах ветхозаветной Библии“ (Чтен. в Общ. Любит. Духовн. Просвещ. 1878г. Декабрь). 178 Манускрипт Александрийский называется так потому, что был вывезен из Александрии. Константинопольский Патриарх Кирилл Лукарис подарил его в 1628г. Английскому королю Карлу I-мy, а тот передал его Британскому музею, где он и хранится. Манускрипт Ватиканский хранится в Ватиканской библиотеке. Манускрипт Синайский найден проф. Тишендорфом в Синайском монастыре Св. Екатерины, в 1859г. и издан на средства в Бозе почившего Государя Императора Александра II. Подлинник хранится в Императорской публичной библиотеке, в С.-Петербурге. Все эти манускрипты несомненно IV в. 179 Архим. Иосифа: „Древнейший Сирский перевод Священного Писания“. (Дух. Бесед. 1860. Т. X. 181 Митроп. Моск. Филарета: „О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого LXX и славянского переводов Свящ. Писания“. (Приб. к твор. Св. Отц. 1858г. ч. XVII). Чистовича: „Исправление славянского перевода Библии пред изданием 1751г.“ (Правосл. Обозр. 1860г. и 5). Прот. А.В. Горского: „О славянском переводе Пятикнижия Моисеева, исправленном в XV в. по Еврейскому тексту“ (Прибавл. к твор. Св. Отц. 1860г. XIX). 182 Чистовича: „История перевода Библии на русский язык“ (Христ. Чтен. 1872 и 1873г.). С. Сольского: „Об участии Императора Александра в издании Библии на русском языке“ (Труд. К. Д. А. 1878г. кн. 1). Священника Г. Смирнова-Платонова: „Русский перевод Библии“ (Правос. Обозр. 1860г. кн. 1). Епископа Феофана: „По поводу издания священ. книг Ветхого Завета в русском переводе“ (Душ. Чт. 1875г. ноябрь). П.Н. Горского-Платонова: „Несколько слов о статье Преосвященного Феофана: По поводу издания Священ. книг В. З. в русском переводе“ (Правосл. Обозр. 1875. ноябрь). Его же: „ О недоумениях, вызываемых русским переводом священных книг Ветхого Завета“ (Православ. Обозр. 1877г. кв. I, II и IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

1651 Тоже o мытарствах, как o пути, общем для всех умерших, изложено в житии препод. Василия новаго, где блаж. Феодора, между прочим, рассказывает: «Восходящим нам горе, вопросих водящих мя ангелов святых: господие мои, вси ли христианстии человецы мытарства сия проходят, и несть ли возможно человеку коему пройти само без истязаиия и страха, на мытаротвах бываемаго? Отвещаша ми святии ангели: несть иного пути душам верных, к небеси восходящим; вси грядут само, но не вси тако истязуеми бывают, якоже ты; точию подобнии тебе грешники, иже не совершенное грехов своих исповедание сотвориша, стыдящеся и укрывающе пред отцем духовным студная дела своя; аще бо кто по истине вси своя злая дела исповесть, и жалеет, и кается о содеянных злых, тех грехи невидимо заглаждаются Божиим милосердием: и егда душа таковая само грядет, воздушнии истязатели, разгнувше своя книги, ничтоже обретают написано на ню, и не могут ей никоея же пакости сотворити, и восходит душа радующися к престолу благодати». 1652 «И прилично, говорит св. Василий великий , чтобы суд Божий был не насильственный, а напротив того, имел более общего с теми судами, какие бывают у людей, и подсудимым давал место к оправданию, чтобы человек, ввдя дело свое приведенным в ясность, и при наказании подтвердил неопровержимые суды Божии, согласившись, что наказание положено на него по всей справедливости, а также и при помиловании усматривал, что прощение дано ему по закону и в порядке» (Толк. на 1 гл. Исаии, в Тв. св. Отц. VI, 69–70). 1654 Слов. на почивших о Христе, в Тв. св. Отц. XV, 269. 270. 271. То же учение выражает св. Ефрем и в слове об утвержд., что воскресения мертвых нет (в Тв. св. Отц. XV, 115–116) и в своем завещании (Хр. Чт. 1827, XXVII, 275. 285. 292). 1655 Житие препод. Антония велик., in Орр. T. I, p. II, pag. 845, ed. Maur., в Чети-Мин. генв. 17. 1657 Слов. XI, о памяти усопших (см. в Маргарите). Подобным образом говорит св. Отец и в бесед. II о Лазаре, п. 3, в т. I бесед. к антиох. народу, стр. 61 по русск. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

5) За стольником за князем Сергием Владимировичем Долгоруковым, что в Переписных 186 году книгах написано за Боярином Князем Иваном Алексеевичем Воротынским, в селе Ивановском 86 одна церковь Пресвятые Богородицы Казанские; при ней поп Стефан Дементьев 38 лет, дьячек и пономарь. Дани церковные 18 алтын. 6) Лейб-гвардии Преображенского полку за капитаном Васильем Федоровичем Салтыковым, что в Переписных 186 году книгах написано за боярином Петром Михайловичем Салтыковым, в селе Ершове 87 одна церковь Живоначальные Троицы; при ней поп Сидор Иванов 60 лет; дьякон и дьячек. Дани церковные: 33 алтына с деньгою. 7) За окольничим князем Никитою Михайловичем Жировским-Засекиным, что в Переписных 186 г. книгах написано за окольничим Иваном Афонасьевичем Прончищевым, в селе Покровском 88 одна церковь Покрова Пресвятые Богородицы; при ней поп Алексей Тарасов 33 лет, и дьячек. Дани церковные 1 рубль 2 алтына 2 деньги. 8) За стольником князем Иваном княжь Михайловым сыном Ягуповым-Черкаским, что в Переписных 186 году книгах написано за стольником Львом Тологановым, в селе Славкове 89 одна церковь Пр. Александра Свирского Чудотворца; при ней поп Марка Терентьев 60 лет, да дьячек. Дани церковные 22 алтына 5 денег. 9) За князь Алексеем княжь Ивановым сыном Шаховским, что в Переписных 186 году книгах написано за князем Федулом Федоровым сыном Волконским, да за путным клюшником Сергеем Бухиным, да за Прохором Недюревым, в селе Никольском, Фуниково тож 90 , одна церковь Николая Чудотворца; при ней поп Михаил Федоров 47 лет, да дьячек. Дани церковные 28 алтын, 3 деньги. 10) В селе Введенском – Першине 91 одна церковь Входа во храм Пресвятые Богородицы, в вотчине боярина Михаила Петровича Головина; при ней поп Ефрем Михайлов 38 лет, да дьячек. Дани церковные 1 рубль 3 алтына с деньгою. 11) За Савиным монастырем Сторожевского, что в Переписных 186 г. книгах написано за боярынею княгинею Ульяною Ивановною Голицыною, в селе Покровском 92 одна церковь Покрова Богородицы; при ней поп Андрей 37 лет. Дани церковные 17 алтын.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Свт. Григорий часто цитировал два эгзегетические сочинения свт. Иоанна Златоустого - толкования на Псалмы и толкование на евангелие от Иоанна. Достаточно ограниченный круг избранных стихов может быть легко выявлен (Пс. 8,7; 44, 3; Ин. 1, 16; 3, 5; 3, 31; 4, 13-14). Expositiones in Psalmos PG 55, 186:4-5. Цит. в: К Афанасию Кизическому 21. PG 55, 186:5-6. Цит. в: К Афанасию Кизическому 22. После слова «Дух» в цитате добавлено слово «Отец» и следующий комментарий: «О чем он снова, изъясняя евангелиста Иоанна, не о сущности, но об энергии Духа научил нас». Ср.: Антирретик 2,7,18 (ΓΠΣ. Т. 3): «что Дух изливается и мерою дается» со ссылкой на Гомилию на пс. 44, 2-3. PG 55, 186:6-7. Цит. в: К Афанасию Кизическому 22. Пояснение свт. Григория: «Ибо здесь он энергию называет Духом, ведь она разделяемая. А [Бог] имеет неизмеримую и всецелую всю энергию». И далее свт. Григорий продолжает цитировать свт. Иоанна Златоуста. Пропущенная часть в письме Паламы «К законоправителю Симеону» вошла во 2-й «Антирретик» против Акиндина: « " Однако в этих областях распространенная благодать является некой частью дара и залогом. Давший, говорит, залог Духа в сердца ваши " . Сие рек златой языком». Гом. на 44 пс. 2-3. PG 55, 186:29-34. Цит. в: Антирретик 2,16,78 (ΓΠΣ. Т. 3). Exp. in Ps. 44, 3 PG 55,186:25-34. Цитируется с сокращениямми и добавлениями в Письме свт. Григория Паламы «К законохранителю Симеону» 10. Антирретик 1,7,37 (ΓΠΣ. Т. 3). Ср. Гом. на 44 пс. 2-3. PG 55, 186:12-14. λλ " κε μν λκληρος χρις· π δ τν νθρπων μικρν τι, κα ανς π τς χριτος κενης («но там всецелая благодать, а на людях нечто малое и роса от той благодати»). PG 59, 92:22-25. Цит. в: Феофан 21 (Т. II) Феофан 20:22-24. «Письмо к Акиндину» 5?. В данной аналогии свт. Иоанн Златоуст использует сущность в качестве не общего, а частного понятия, как «первую сущность» Аристотеля. Ин. 1, 16. Ср. у свт. Кирилла Александрийского: «ведь Божественное - во всяком благе, и самый источник, и корень, и бытие всякой добродетели, а оттуда и к нам приходят блага». Responsiones ad Tiberium diaconum sociosque suos. P. 599:21-23. (ed. P . E . Pusey . TLG 4090/21).

http://bogoslov.ru/article/514956

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010