Св. Иоанн Кассиан говорит, что " мы должны открывать отцам не только то, что делаем, но и что помышляем, и ни в чем не доверять своему разумению, но во всем последовать совету старцев и признавать добрым или худым только то, что они признают таковым. Св. отцы не сами от себя, но от Бога и Божественных Писаний предали последующему роду во всем спрашиваться опытных " (Collam.N.C.10. и Послан. к Леонт. Доброт.С.176). " Послушник, - говорит Каллист, патриарх Константинопольский, - должен приносить совершенное и истинное исповедание настоятелю, потому что при пострижении, как бы предстоя пред страшным престолом Христовым, пред Богом и св. Ангелами, вместе с другими обетами Богу дали мы обещание исповедывать тайны сердца " (Доброт.Ч.2.Гл.15). Таким образом, открывая старцу все внутреннее свое состояние, все дела и всю жизнь располагая по его воле, послушник обязан повиноваться ему даже до смерти, т.е. хотя бы и исполнение дела послушания превышало силы его, хотя бы даже соединено было с опасностью смерти, говорит Василий Великий (Кн.2.Подвиж.Уст. Вопр.116. С.296 на об.). Высокий пример совершенного послушания своему отцу показал Иоанн, ученик аввы Павла. Однажды авва Павел приказал Иоанну идти на кладбище, где жила гиена, и если она нападет на него, связать ее и привести к нему. Иоанн, не умея ослушиваться старца, и не представляя того, что гиена может растерзать его, тотчас пошел, и в точности исполнил приказание старца - привел на привязи гиену (Достоп.сказ. о подв. св.отц. С.122). О св. Савве рассказывают: авва, видя ревность Саввы в послушании, однажды хотел испытать его: приказал ему войти в печь и вынуть из огня одежду, положенную туда для осушения. Усердный послушник, важность послушания, как дела Божия, предпочитая собственной жизни, тотчас бросился в огонь, и с одеждой без вреда вышел из печи (Чет.Мин.5дек. и Sulpit. Seuer. in 1 dialogo de virtut. S.Martini). Но в приказаниях подобного рода наставнику надобно иметь благоразумие и осторожность. Свойства послушания Чтобы послушание имело твердое основание, полное достоинство и успех в нравственном усовершенствовании, оно должно иметь следующие свойства или условия:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

Только те, кои сочетались с безмолвием для наслаждения любовью Божией, для утоления жажды этой любви, будучи влекомы сладостью ее, суть настоящие безмолвники. Такие, если проходят безмолвие с разумом, скоро начинают вкушать и плоды его, кои суть: ум неволнуемый, мысль очищенная, восхищение ко Господу, молитва ненасытная, стража неокрадаемая, всегдашние слезы и проч.» (Путь ко спасению. 386–387.) «Как рыбы, – говорит св. Антоний, – оставаясь долго на суше, умирают, так и монахи, находясь долго вне кельи или пребывая с мирскими людьми, теряют любовь к безмолвию. Посему как рыба рвется в море, так и мы должны спешить в келью, дабы, оставаясь вне оной, не забыть о внутреннем бдении. Уединение освобождает от трех искушений, от искушения слуха, языка и взора». (Дост. сказ, о подв. отц. стр. 4.) Примеры безмолвия мы можем видеть в жизни древних подвижников. Св. Макарий Египетский ежегодно проводил время Великого поста в безмолвии. В Нитрийской пустыни жил авва Ор, отверзавший уста только при крайней необходимости. Отшельник Феона в течение 30 лет, прп. Феодосии – 25 лет, Иоанн Молчальник – 37 лет пребывали в постоянном безмолвии. Чтобы облегчить подвиг безмолвия, св. Пахомий ввел между иноками язык жестов, который отчасти должен был заменять разговор. Греко-российская православная Церковь в последнее время возрастила затворника и безмолвника в лице преосв. Феофана, более 20 лет проведшего в безмолвии. Глава 68 У него не было зимнего плаща Авраамий, настоятель киновии Пресвятой Богородицы Марии – Новой, рассказал нам об этом авве Феодосии, что у него не было зимнего плаща, и он купил ему. Однажды, прикрывшись им, старец заснул, а спал он при храме. Пришли разбойники, сняли с него плащ и ушли. И старец ничего не сказал об этом. К главе 68 Преподобный Авраамий жил в VI веке. Он был одно время настоятелем киновии Пресвятой Богородицы Новой. Это был великий подвижник, высокой степени нравственного совершенства. Впоследствии он был избран на святительскую кафедру и поставлен епископом в Эфесе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

к) Должно избегать чрезмерного поста. Авва Иосиф спросил авву Пимена: «как должно поститься?» Авва Пимен отвечал ему: «надобно, по моему мнению, есть каждый день, но есть не много, не досыта». – «Как же ты, авва, в юности своей постился сам по два дня?» сказал авва Иосиф. «Точно, постился и по три дня, и по 4, и даже по неделе, отвечал старец; но все это испытали отцы, как сильные в добродетели, и нашли, что лучше есть каждый день понемногу, и показали нам путь царский; ибо он удобнее для нас». (Дост. сказ. о подв. св. отц. § 31, стр. 196. См. Бл. Каллиста гл. 30 – 36, ч. 2 «Доброт.» л. 81). Крайности обе вредны. Как отягченное пресыщением тело расслабляет дух: так и от расслабления тела чрезмерным постом ослабевают душевные силы. (Блаж. Диадох § 46. Добр.). Пр. Кассиан говорит, что повседневное употребление пищи с умеренностию св. отцы признали более полезным для здоровья и для чистоты целомудрия, нежели пощение, простирающееся чрез три, четыре дня и до седмицы, – ибо от чрезмерного постничества изнемогает тело, становится ленивее в духовному служению и т. п., и такой постник часто принужден бывает для укрепления тела принимать пищу больше меры; а от отягчения пресыщением происходит уныние и расслабление в душе. (О 8 пороч. помыс. Добр. ч. 4. л. 211 об. и в посл. к Леонт. игум. стр. 234). Если некоторые из святых подвижников постились по нескольку дней и недель и доходили до крайнего изнеможения: то и это не может быть примером подражания для всех. Они, может быть, имели от Бога особенное призвание к этому по особенным причинам и получали подкрепление от благодати Божией; при том они постепенно привыкли в продолжительному посту. Такие постники должны быть больше предметом удивления, нежели примером для подражания. (Сост. по кн. «Указание пути ко спасению», еп. Петра, стр. 118 – 119). л) Мысли о пользе поста. I. Как воин, носящий тяжелое оружие, сколь он ни мужествен и храбр, не может быт страшен для неприятелей, потому что тяжесть оружия препятствует быстроте ног и воинской деятельности если же он возьмет оружие легкое и удобоносимое, то будет налетать на противников, подобно птице: так и тот, кто не утучняет своей плоти ни пьянством, ни негою, ни роскошью, но постами, молитвами и великим терпением в скорбях делает ее легкою и тонкою, – как птица, несущаяся сверху, с великою стремительностию нападает на полни бесов, легко низлагает противные силы и покоряет их себе. (Изтвор. св. И. Златоустого).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Эта святая и блаженная чистота достигается великими подвигами и долгими трудами. Святые отцы достигали ее и как напр.: Павел Фивейский, живший 90 лет в пустыне, Антоний Великий , почти столько же времени подвизавшийся в пустыне, Макарий Великий , св. Иоанн Лествичник , Преподобный Сергий, Серафим Саровский , многие другие и наш Богоносный отец схимонах Зосима, Преп. Исаак Сирин в пример чистоты сердца поставляет преп. Сисоя. Он совершенно отрешился от мирских желаний, помышлений и, пришедши в первоначальную простоту, стал как бы младенцем только без младенческих недостатков, преп. Сисой даже спрашивал ученика своего: «Ел я или не ел?» Но будучи для мира младенцем, он для Бога был совершен душою (слова стр. 142). Как редко и как трудно достигают и св. подвижники чистого сердца, свидетельствует нам преп. Пимен. Он говорит, что многие из их отцов были сильны в подвигах, но по чистоте помыслов – один или два» (Дост. сказ. о подв. св. отц. 252). «Пламенея ненавистью к нам, христианам, – говорить св. Антоний Великий , – демоны употребляют все средства к возбранению нам доступа на небеса, чтоб мы не взошли туда, откуда они ниспали. Нужна усиленная молитва , нужен великий подвиг, чтобы те, которым они являются, получив действием Духа благодать рассуждения, могли узнавать их. Многообразна их хитрость, многообразны приемы к приготовлению козней. Если демоны увидят, что кто-либо из христиан, в особенности из монахов, начинает подвизаться и преуспевать, то приступают к нему и тотчас же начинают полагать препятствия на пути его. Препятствия эти, греховные помышления, которые немедленно уничтожаются молитвами, постами и верой в Господа. Не успев обольстить сердце тайным действием при посредстве вожделений, они подступают иным путем и покушаются привести в испуг пустыми привидениями, принимая различные образы то женщин, то зверей, то гадов, то величайших исполинов, то множество воинов. Они дерзки и крайне бесстыдны: побежденные при одном способе борьбы прибегают к другому. Они представляют себя одаренными пророчеством, способны предсказывать будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Эта святая и блаженная чистота достигается великими подвигами и долгими трудами. Святые отцы достигали ее, как напр. Павел Фивейский, живший 90 лет в пустыне, Антоний Великий , почти столько же времени подвизавшийся в пустыне, Макарий Великий , св. Иоанн Лествичник , Преподочный Сергий, Серафим Саровский , многие другие и наш Богоносный отец схимонах Зосима». Преп. Исаак Сирин в пример чистоты сердца поставляет преп. Сисоя. Он совершенно отрешился от мирских желаний, помышлений и, пришедши в первоначальную простоту, стал как бы младенцем только без младенческих недостатков, преп. Сисой даже спрашивал ученика своего: «ел я, или не ел?» Но будучи для мира младенцем, он для Бога был совершен душою (слова стр. 142). Как редко и как трудно достигают и св. подвижники чистого сердца, свидетельствует нам преп. Пимен. Он говорит, что «многие из их отцов были сильны в подвигах, но по чистоте помыслов – один или два» (Дост. сказ. о подв. св. отц. 252). «Пламенея ненавистью к нам, христианам, говорит Антоний Великий , демоны употребляют все средства к возбранению нам доступа на небеса, чтоб мы не взошли туда, откуда они ниспали. Нужна усиленная молитва, нужен великий подвиг, чтобы те, которым они являются, получив действием Духа благодать рассуждения, могли узнавать их. Многообразна их хитрость; многообразны приемы к приготовлению козней. Если демоны увидят, что кто – либо из христиан, в особенности из монахов, начинает подвизаться и преуспевать, то приступают к нему и тотчас же начинают полагать препятствия на пути его. Препятствия эти – греховные помышления, которые немедленно уничтожаются молитвами, постами и верою в Господа. Не успев обольстить сердце тайным действием при посредстве вожделений, они подступают иным путем и покушаются привести в испуг пустыми привидениями, принимая различные образы: то женщин, то зверей, то гадов, то величайших исполинов, то множества воинов. Они дерзки и крайне бесстыдны: побежденные при одном способе борьбы прибегают к другому. Они представляют себя одаренными пророчеством, способны предсказывать будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

367 См., напр., литург. римск. (Max. Bibliot. S. P. t. II. p. 41. Lion 1677 an.); св. Амврос. Медиол. (Ibid. t. XV. c. 22); Мозорабск. (Baron. Annal. eccles. sub 1063 an.); литург. сохран. в постанов. апост. (кн. VIII. гл. 41). 368 См. Соб. бывш. при Киприане (письм. к клиру и народ. фурнитанск. 5. Библиотек. запад. отц. кн. 1. стр. 32. 1879 г.); Соб. Карфаг. пр. 50 (кн. прав. стр. 186. 1843 г.); Соб. Карфаг. IV (399 г.), пр. 79; Соб. Валенск. (442 г.), пр. 2 Соб. Бракар. II (563 г.), пр. 16, 17, 21; Соб. кабиллон. II (813 г.), пр. 39. 369 Тертул., напр., De coron. milit. с. 3; Арнов. Advers. gent. lib. IV с. 18; Евсев. De vita beat. Constantin, lib. IV. c. 71. Феодорит. Hist, eccles. lib. V. c. 36 и другие. 370 См. Кирил. Иерус. Тайнов. сл. 5. п. 10; Афанас. Вел. Comment. in Luc, с. 13. т. 21; Златоуст. In 1Corin. homil. 41. n. 4; Амврос. Медиол. Or at. de obit. Theodos. n. 37. Patr. curs. compl. lat. t. XVI, col. 1397; 6л. Иероним. Письм. к Паммахию. Библиот. запад. отц. кн. IV. стр. 221. Киев. 1879 г. 371 Strom, lib. VII. с. 6. sub fin. Можно заметить, что латиняне еще ссылались и ссылаются на следующее место в творениях св. Киприана, в котором, хотя не упоминается об огне чистительном, но, как им представляется, прямо указывается на состояние душ в чистилище, и которое читается так: «Иное дело ждать прощения, иное достигать славы; иное дело, – быв посажену в темницу, не всходить оттуда, пока не отдашь до последней полушки ( Мф.5:26 ), иное – тотчас получать награду веры и добродетели; иное – быв мучену за грехи долгою скорбью, очищаться от них в продолжение долгого времени, иное дело все грехи загладить страданием; иное, наконец, ждать приговора Господня в день судный, иное – тотчас венчаться от Господа (Письм. к Антониан. 43. Библ. западн. отц. кн. 1. стр. 170. изд. 1879 г.). Но, из предыдущих слов, где говорится о допустимости в Церкви, кроме непорочных и порочных, только, подвергающихся назначаемому покаянию, членов, нетрудно видеть, что здесь речь не о чем ином, как о, более или менее, продолжительных подвигах покаяния, требуемых Церковью в сей жизни для получения прощения грехов, и, что слова св. Киприана: «иное дело, быв мучену за грехи долгою скорбью, очищаться от них в продолжение долгого времени» выражают собою то же, чего требовали римские исповедники от кающихся падших, говоря: «Руки, оскверненные нечистым жертвоприношением, должны быть омыты добрыми делами, и уста, оскверненные нечестивою пищею, должны быть очищены словами истинного покаяния... Частые стоны, да слышатся у кающихся. Не единожды, но многократно, да изливаются искренние слезы из очей, дабы те самые очи, которые согрешили, взирая на идолов, загладили, умилостивляющими Бога рыданиями, эти непозволительные действия» (Письм. римск. исповедник. Там же, стр. 86 и 87).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

131 Сказ. Соврем. о Дим. самоз. I, 340 стр. Петр. Истор. о Велик, княж. Москов. 210 стр. Аделунг. II, 129 стр. 144 Посеевин напр.просил у Грозного построить в Москве костел, но царь сказал ему: «церквей римских у нас не было и не будет» (Карамз. IX, 194 стр.). Того же права добивались католики при Бор. Годунове (см. Instrukcya Leonowj Sapiezie. Сборник кн. Оболен.1838 г. 9 стр.), но опять без успеха. 149 Но Лжедимитрий оказался неуступчивым по вопросу о своем царском титуле и, как увидим ниже, об отношении Марины к православию, об исполнении ею обрядов православной церкви. 165 Говорят, в Польше Лжедимитрию предлагали невесту и получше Марины – или княжну Трансильванскую иди сестру Сигизмунда. Солов. V1I1, 119 стр. Костом. Смутн. время I, 111 стр. 169 Лжедимитрий отправил к Мнишку до 23 писем. См. Собр. гос. гр. и дог. И, 104–106, 109, 110, 112, 113, 116–120, 123, 127–129, 131–137 Сказ. совр. о Дим. сам. II, 133, 134, 135 стр. 177 Hist. Russ. mon. II, LXIII. Обряд, совершенный в Кракове (в ноябре 1605 г.), и у современников (см. Сказ. соврем, о Дим. самоз. I, 51, 175, 207, 299, 342 стр. II, 134 стр. Сказание, еже сод... 20 стр.), и у позднейших историков (Сол. VIII, 119, Карай. XI, 230) обыкновенно называется обручением Лжедимитрия с Мариной; но в существе дела он был и венчанием по уставу римской церкви, как и назван в церемониале (Рус. Ист. Биб. I, 51–71 стр.). А так как папа благословил Савицкого повенчать царя в великий пост, то нужно думать, онъ хотел сообщить еще большую санкцию браку Марины непосредственно с Лжедимитрием, которого в Кракове заменял посол. 187 В наказе, составленном для Лжедимитрия второго, выражено желание окружать государя католиками, которые «не сближали бы его с еретиками, не подсовывали книг арианских и кальвинских» (Солов. VШ, 198 стр.). Значит, при Лжедимитрии 1 бывали такие случаи. 189 Мы утверждаем (вопреки преосв. Филарету, Костомарову, Карамзину, Соловьеву), что попытка сделать Марину православною только по наружности была делом Лжедимитрия и патриарха, а не всего духовенства, См. об этом в моей статье: «Игнатий, названный патриарх Москов.» Стран. 1881 г. III, 210–212 стр. Сл. Изб. Поп. 272 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

36 Athanas. de incamat. Dei n. 1; Gregor. Nyss. contr. Eunom. orat. XII; снес. примеч. 11. 13. 15. 44 Serm. de verbis Domini VI. И в другом месте: si homo non periisset, Filius hominis non venisset (Serm. CLXXIV, n. 2; cfr. n. 8). 47 Quae est causa incarnationis, nisi ut caro, quae peccaverat, redimeretur? (De incarnat. cap. VI). 48 ελευσις του Κυρου πσα δι τον νθρωπον γεγνηται, τον τεθανατωμνον ν τφω σκτους ριαρτας... Homil. XXXIV. 49 Leo Serm. III de Pentec.; Tertull, de carn, Christi c. XIV; Glem. Alex. Paedag. III, 1; Origen. in Num. homil. XXIV, n. 1; Gregor. Nyss. Cathech. c. XV. 50 Вслед за пелагианеми (Cassian. de incarnat. Christi contr. Nestor. 1, c. 3), мнения этого держались многие из схоластиков (Alex. Halens. Р. III, qu. II, memb. 13; Alhert. M. Sent. II Ι, dist, XX; art. 4; Dunc. Scot. Sent. IIIj dist, VII, quaest. 3; dist. XIX, qu. 1), калвинистов и социниан. Подробное опровержение самых их доказательств можно видеть в Богословии Феофана Прокоповича , vol. III, р. 205–217. 52 Orat. in diem. Natal., in Opp. T. III, p. 341, Paris. 1638. Вслед за тем св. Отец продолжает: «когда из этого корня вышла вся сила греха, возросла в многоразличных видах, и раскрылась в волях людей, знаменитых своею порочностью во всех веках; тогда, как говорит Апостол, лета неведения презирая, Бог ( Деян. 17, 30 ) пришел в последние дни... Тогда посредством плоти человеческой сокрушил многие главы змия...» (ibid. pag. 342). Ту же мысль раскрывают: св. Григорий Богослов (Тв. св. Отц. III, 294–295) и блаж. Феодорит (Contr. Graec. Serm. VI, in Opp. T. IV, p. 579). 54 О Св. Духе гл. 14, в Тв. св. Отц. VII, 280–281. См. также св. Григор. Богосл. слов. на св. Пасху, в Тв. св. Отц. IV, 164–165. 58 (58) Церковь издревле веровала, что Адам получил спасение, как видно из свидетельств Иринея (adv. haeres. III, c. 54), Тертуллиана (contr. Marcion, lib. II), Оригена (In Matth. homil, XXXIII) и других. Первый говорит об энкратитах, еретиках второго века: «отвергают они и спасение первозданного человека, что однакож измышлено ими вновь. Некто Тациант первый привнес это богохульное учение…, и сам от себя изобрел доказательства для опровержения учения о спасении Адама» (см. у Евсев. Церк. Истор. кн. IV, гл. 29, в русск. перев. стран. 242–243).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

20 Об основании Цареграда см. у Зосимы: Urbem quandam Romae parem quaerebat, in qua palatiura sibi conderet. Itaque cum yenisset inter Troadam et priscum illud Ilium , invento loco ad urbem coudendam idoneo fundamenta iecit et muri partem aliquam in altum egit . . . . sed " quod cum hujus operis instituti poenituisset , eo relicto , ut erat imperfectum, Byzantium concessit (Бон. изд. стр. 9o – 96). Говоря о Троаде, где «всемирная победа бысть Греком над Фряги», сочинитель Повсти думал о битве Троянской, и случайно или может быть и нарочно смешал Фрягов (Φργγοι) с Фригами (Φρυγες), обитателями Троады (сравн. кстати Θρξ и Φρξ). В обоих случаях это смешение очень замечательно: едва ли в нем не скрывается тайная мысль. (Сравн. у Халкокондилы, стр. 403). В старой Руси Фрягами постоянно называли Латинцев, особенно Романского происхождения. Так в Сказании о взятии Цареграда Латинами читаем: «Погыбе царство Костянтина града и земля Греческая в сваде царств, еюже обладают Фрязи» (Полн. Собр. Русск. лет. III. 29). Так и диакон Игнатий, описывая храм, говорит: «а с правую сторону от гроба Господня на земле Фрязская служба, Фрязи служат» (Сказ. Русск. нар. Ш. 101). Симеон Суздальский называет Фрязской землей Италию (Сказ. Русск. нар. VIII. 84). 21 Под именем Белого моря в Повести разумеется то, что обыкновенно называлось у нас Узким морем. Белым морем называют Болгары и теперь весь Архипелаг, не только Узкое, т. е. Мраморное море. У Симеона Суздальского под именем Белого моря можно понимать все Средиземное (Сказ. Русск.нар. VIII. 81). 22 Седьмихолмый: это название придано Константинополю и в так называемой надписи на гробе Константина: πτλοφος Banduri, Imperium orientale. I:Ь. 184, 185. Леонард Хиосский: Septicollim autem Graeci πταβονον vocant. Epist.Turc. Libri V. 116. Другие сказания у Дюканжа, Historia Bysantina. II, стр. 37. Предсказания о Константинополе, относимые ко времени его основания, собраны Дюканжем, Historia Bysantina, II. 23 – 24. Тут же далее и о построении Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/m...

32 . От сей или вместе с нею приходят: 3) радость доброделания и пребывания в порядках Божиих, которые в свою очередь становятся возбудителем ревности. Сюда относится следующее изречение святого Антония. Спросили его: «Что есть радость о Господе?» Он ответил: «Делом исполнить какую-либо заповедь с радостью, во славу Божию – вот что есть радость о Господе. Ибо когда исполняем Его заповеди, нам должно радоваться; напротив, когда не исполняем их, должно нам печалиться. Поэтому постараемся исполнять заповеди с радостью сердца, чтобы взаимно соутешаться в Господе. Только всячески при этом будем опасаться, чтобы, радуясь, не вознестись гордостью, но все упование свое возлагать на Господа» (Patr. graec., t. 40, р. 1095. Подобная мысль у Василия Великого ). Подвиги, и доброделание в частности Так, руководимая и возгреваемая ревность обращается на подвиги, и телесные и душевные, и на всякое доброделание. 33 . Сколько надо измождать плоть свою, указал святой Антоний в общем наставлении о подвигах (см. п. 7) и в вычислении причин движения похоти (см. извлеч. п. 18), между которыми стоит и питание вдоволь плоти, чем (как на средство против таких движений) указывается на истощание тела постом (Дост. сказ. 22). Святой Антоний заповедовал быть к телу очень строгим (см. п. 7) и осуждал всякую поблажку. Поэтому неблаговолительно отнесся о тех, кто ходят в баню. «Отцы наши, – говорил он, – и лиц своих никогда не умывали, – а мы ходим в бани мирские» (Алфав. патер., ст. 4). 34 . После усмирения плоти большое значение придавал он обузданию языка. Этот подвиг ставил он наряду со странничеством, говоря: «Странничество наше в том, чтобы держать затворенными уста свои» (там же, с. 4, обор.). 35 . Те же, которые говорят все, что ни приходит им в голову, походят на двор без ворот, на который всходит, кто ни захочет, подходит к стойлу и отвязывает осла. Мысль эта хоть не святым Антонием высказана, но в присутствии его и им, конечно, одобрена (Дост. сказ. 18). 36 . И еще большее значение придавал сидению в келлии. «Как рыбы, – говорит он, – оставшись долго на суше, умирают, так и монахи, находясь долго вне келлии или пребывая с мирскими людьми, теряют любовь к безмолвию. Посему, как рыба рвется в море, так и мы должны спешить в келлию, дабы, оставаясь вне оной, не забыть о внутреннем бдении» (Дост. сказ. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010