Поэтому можно считать, что этою главой начинается вторая часть книги (ср. 35–36 стихи). Здесь прежде всего в уста самой премудрости влагается речь о себе (подобно 4, 16–22), с приглашением приступить к ней и насладиться ее дарами (24, 1–24); затем автор объясняет, что премудрость, основав свое пребывание в народе еврейском, проявилась главным образом в законе Моисеевом (ст. 25–29). Премудрость в своей полноте недоступна человеку (ст. 30–31), но и в той мере, в какой автор почерпнул ее для себя, вполне достаточно не только для него самого, но и для того, чтобы в составленных им притчах сообщить ее всем, желающим научиться (ст. 32–37). Таким образом, в отличие от остального содержания книги бен-Сира, за некоторыми подобными же исключениями, 24 глава представляет собою отдел, в котором содержится одна общая мысль, проводимая в строгой последовательности, в тесно связанных между собою притчах. Изложенные здесь мысли о премудрости неоднократно повторяются, по частям, в книге Сираховой (напр., 1, 1–20, 4, 12–22, 14, 21 – 15, 10, 51, 18–30 и др.) и близко напоминают то, что сказано о премудрости в Прит. 8–9 главах. Неудивительно, что 24 глава книги бен-Сира привлекала к себе особое внимание ученых; некоторые из них дали опыты обратного переложения ее на еврейский язык 1 . 1–2. Два первые стиха содержат вступление к дальнейшей речи премудрости. Сл.: «Премудрость похвалит душу свою и посреде людей своих восхвалится; В церкви Вышнего отверзет уста своя, и прямо силе Его восхвалится», – далее и приводятся те хвалебные слова, какие влагает автор в уста премудрости, по образцу Прит. 8, 4–36 и др. Перед первым стихом, в качестве заглавия, в большинства списков Гр. (кроме 23, 106, 157, 253, Cpl., Сир.-екз.) читаются слова: «похвала премудрости». Вместо «посреди людей своих» в Сир. читается: «среди народа Божия»: смысл остается тот же, так как народом своим премудрость называет здесь народ Божий, еврейский, среди которого она обитает (см. ст. 9). Тот же еврейский народ называется далее (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Различие между разными видами Д. проводится более отчетливо. В Книге Товита рассказывается о том, как Товия ходил в Иерусалим на ежегодные праздники и одну Д. приносил левитам, др. продавал и издерживал в Иерусалиме, а 3-ю «давал, кому следовало» (Тов 1. 6-8, по тексту Ватиканского кодекса). В Книге Юбилеев говорится о Д., к-рая отделяется левитам, и о 2-й Д., к-рую следует вкушать каждый год в Иерусалиме, причем особо предписывается отдавать Д. от скота священникам (Юб 32. 8-15); список продукции, облагаемой Д., расширяется (Д. «от всего», «от человеков до скота, от золота до сосудов и одежд» - Юб 32. 2; ср.: Товит по тексту Синайского кодекса). Иосиф Флавий утверждает, что Моисей предписал отделять 2 Д. каждый год, а 3-ю - в 3-й и 6-й годы 7-летнего цикла ( Ios. Flav. Antiq. IV 8. 22. 240; ср.: Товит 1. 6-8 по тексту Синайского кодекса). Т. о., в течение 7-летнего цикла в общей сложности отделялось 14 десятин. Насколько эта картина отражает реальную практику, определить невозможно, но бремя, ложившееся при такой системе на земледельцев, должно было быть очень тяжелым. В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержится наставление нравственного характера о Д.: «При всяком даре имей лицо веселое и в радости посвящай десятину» (Сир 35. 8). По свидетельству Иосифа Флавия, Д. на местах в период Второго храма собирали непосредственно священники, для многих из них она была единственным источником существования ( Ios. Flav. Antiq. XX 8. 8. 181, 9. 2. 206; Idem. Vita. 63, 80). Филон Александрийский отмечает, что священники брали все необходимое из хранилищ при храме уже не как дары народа, а как то, что дано им Богом ( Philo. De spec. leg. I 152). Среди кумран. находок Д. упоминается всего 5 раз в т. н. Храмовом свитке, где говорится о Д. от военной добычи, к-рая отдается царю (11 QT 58. 12-13), и о том, что Д., полагающиеся священникам, должны быть отделены от Д., жертвуемых простому народу (Ibid. 37. 8-10). Эллинистические правители, а впосл. и рим. власти оставили систему взимания Д. в пользу храма и священства без изменений (1 Макк 10. 31; 11. 35; Ios. Flav. Antiq. XIV 10. 6. 203). Существуют свидетельства о том, что какие-то изменения в практику Д. пытались внести Хасмонеи (mSota 9. 10; mMa " aser Sheni 5. 15). Несмотря на то что содержание реформ точно неизвестно, по-видимому, их главной причиной была необходимость содержать армию, поскольку Хасмонеи вели многочисленные войны, а в Законе Моисеевом это не было предусмотрено. Кроме того, Иудея, в послепленную эпоху практически постоянно находившаяся во внешнеполитической зависимости, подобно мн. государствам этого региона, жила при системе двойного налогообложения - наряду с традиц. выплатами на поддержание храма существовали налоги в пользу правителей (вероятно, некоторые из них взимали и Д.- Sanders. 1992). Новый Завет

http://pravenc.ru/text/171766.html

4 книга Царств, упомянув, согласно со 2 Паралипоменон, об осаде крепостей Сеннахиримом, далее говорит (ст. 14), что Езекия послал послов к Сеннахириму с выражением покорности, что Сеннахирим наложил на Езекию тяжкую дань, которую тот и уплатил ( 4Цар.18:14–16 ), но что Сеннахирим, тем не менее, отправил большое войско против Иерусалима, которое нашло город запертым и укрепленным. 2 Паралипоменон не упоминает о посольстве Езекии и дани его ассирийскому царю, но, восполняя рассказ 4 Царств, сообщает, что Езекия, очевидно, убедившись в бесполезности мирных сношений с Сеннахиримом, решил на случай вероятной атаки с его стороны Иерусалима возможно больше укрепить эту столицу царства Иудейского (ст. 5), а вместе сделать осаду Иерусалима затруднительной для ассириян посредством известного в древности стратегического приема уничтожения питьевой воды на территории расположения осаждающих неприятельских войск (в свою очередь обычно пытавшихся лишить осажденных воды, как сделал, например, Александр Великий при осаде Вавилона). С этой целью были засыпаны все источники вне Иерусалима (каких в древнем Иерусалиме было немало ( Пс.45:5 ); по письму Аристея, вода из них через подземные трубы поступала в храм), в том числе " поток, (евр. нахал) протекавший по стране» (ст. 4), поток Кедрон с близкими к нему источниками: Гионом (ст. 30), Силоамом и др. (О положении Гиона – Силоама см. комментарии к ( 3Цар.1:33 ), «Толковая Библия», т. II, с.365).> Об этой мере Езекии и вообще о работах его по искусственному орошению Иерусалима говорят, кроме ( 2Пар.32:3–4,30 ) и другие библейские свидетельства: ( 4Цар.20:20 ; Ис.22:9–11 ; Сир.48:19 ). С этими работами могло иметь связь также прорытие Силоамского туннеля, которое, на основании библейско-археологических данных, заключающихся в открытой в 1880 году Силоамской надписи, относят обыкновенно ко времени Езекии (см. «Толковую Библию», т. II, с. 558). Другим важным предприятием Езекии – в оборонительных же целях – было (стих 5) восстановление древней или, по терминологии Иосифа Флавия, «первой» стены (ср. 3Цар.3:1,9:15 ) и начало постройки «второй» внешней стены Иерусалима, законченной уже Манассией ( 2Пар.33:14 ), эта «вторая» стена, по И. Флавию (Иуд. Война V, 4, 2), начиналась у ворот Гиннаф, принадлежавших еще первой Сионской стене, обнимала северную часть Иерусалима, так называемую Акру, и доходила на севере до Рыбных ворот и на северо-востоке до башен Анамеила и Меа и Овечьих ворот ( Неем.3:1,12:39 ; Зах.14:10 ; Иер.31:37 ); см. «Богословская Энциклопедия», Спб, 1906, т. VI, с. 450 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сир.39:20 песнями уст и гуслями и, прославляя, говорите так: 16–20 . Насыщайтесь премудростью, благоденствуйте, и своей мудрою и благочестивою жизнью будьте чистым фимиамом Всесовершенному. Сир.39:21 все дела Господа весьма благотворны, и всякое повеление Его в свое время исполнится; Сир.39:22 и нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все в свое время откроется. Сир.39:23 По слову Его стала вода, как стог, и по изречению уст Его явились вместилища вод. Сир.39:24 В повелениях Его – всё Его благоволение, и никто не может умалить спасительность их. Сир.39:25 Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его. Сир.39:26 Он прозирает из века в век, и ничего нет дивного пред Ним. Сир.39:27 Нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все создано для своего употребления. Сир.39:28 Благословение Его покрывает, как река, и, как потоп, напояет сушу. Сир.39:29 Но и гнев Его испытывают народы, как некогда Он превратил воды в солончаки. Сир.39:30 Пути Его для святых прямы, а для беззаконных они – преткновения. Сир.39:31 От начала для добрых создано доброе, как для грешников – злое. Сир.39:32 Главное из всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: Сир.39:33 все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред. Сир.39:34 Есть ветры, которые созданы для отмщения и в ярости своей усиливают удары свои, Сир.39:35 во время устремления своего изливают силу и удовлетворяют ярости Сотворившего их. Сир.39:36 Огонь и град, голод и смерть – все это создано для отмщения; Сир.39:37 зубы зверей, и скорпионы, и змеи, и меч, мстящий нечестивым погибелью, – Сир.39:38 обрадуются повелению Его и готовы будут на земле, когда потребуются, и в свое время не преступят слова Его. Сир.39:39 Посему я с самого начала решил, обдумал и оставил в писании, Сир.39:40 что все дела Господа прекрасны, и Он дарует все потребное в свое время; Сир.39:41 и нельзя сказать: «это хуже того», ибо все в свое время признано будет хорошим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сир.33:15 И я последний бодрственно потрудился, как подбиравший позади собирателей винограда, Сир.33:16 и по благословению Господа успел и наполнил точило, как собиратель винограда. Сир.33:17 Поймите, что я трудился не для себя одного, но для всех ищущих наставления. 15–17 . Ср. Сир. 24:37 . Писатель книги говорит о своем усердии в деле собирания мудрых наставлений, для вразумления всех ищущих наставления, причем называет себя последним в ряду ветхозаветных учителей, трудившихся в винограднике Премудрости. Сир.33:18 Послушайте меня, князья народа, и внимайте, начальники собрания: Сир.33:19 ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей; Сир.33:20 и не отдавай другому имения твоего, чтобы, раскаявшись, не умолять о нем. Сир.33:21 Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем; Сир.33:22 ибо лучше, чтобы дети просили тебя, нежели тебе смотреть в руки сыновей твоих. Сир.33:23 Во всех делах твоих будь главным, и не клади пятна на честь твою. Сир.33:24 При скончании дней жизни твоей и при смерти передай наследство. Сир.33:25 Корм, палка и бремя – для осла; хлеб, наказание и дело – для раба. Сир.33:26 Занимай раба работою – и будешь иметь покой; ослабь руки ему – и он будет искать свободы. Сир.33:27 Ярмо и ремень согнут выю вола, а для лукавого раба – узы и раны; Сир.33:28 употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности, ибо праздность научила многому худому; Сир.33:29 приставь его к делу, как ему следует, и если он не будет повиноваться, наложи на него тяжкие оковы. Сир.33:30 Но ни на кого не налагай лишнего и ничего не делай без рассуждения. Сир.33:31 Если есть у тебя раб, то да будет он как ты, ибо ты приобрел его кровью; 31 . Ты приобрел его кровью, т.е. приобрел его частью твоего кровного достояния и сблизил с собою кровью его трудов и страданий. Сир.33:32 если есть у тебя раб, то поступай с ним, как с братом, ибо ты будешь нуждаться в нем, как в душе твоей; Сир.33:33 если ты будешь обижать его, и он встанет и убежит от тебя, то на какой дороге ты будешь искать его?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

32 Но по LXX и еврейскому тексту книги Числ Валак был сын Сепфоров, а Валаам сын Веоров. 33 По теперещнему делению эта глава имеет только 63 стиха. 34 По теперешнему чтению LXX: глаз Мой. 35 В настоящее время под messe или trichaptum понимают обыкновенно шелк или шелковую материю. 36 Сн. выше толковование на 5 главу прор. Иезекииля (стран. 65). 37 Здесь нужно разуметь под плотью не рост вообще, как некоторые переводят, потому что, напротив, египтяне были малорослы, а половые части. Примеч. к переводу кн. пр. Иезекииля в Труд Киев дух. Академии. 38 Спасшиеся от кораблекрушения обыкновенно изображали свое избавление от этого несчастия на деревянной или металлической дощечке, и или вешали эту картину в храме с обетом никогда более не пускаться в море, или носили ее с собою, прося милостыни. 39 Выражения, буквально сходного с этим, в канонических Евангелиях нет, но очень близекие по мысли выражения находятся в 2 Кор. 7:10 и в Сир. 4:25. Может быть, бл. Иерноим заимстовал это выражение из какого-то апокрифоческаго Евангелия, если только слово Evangelii не составляет позднейшей вставки. 40 Руфина. 41 По мению иудеев, с которым здесь соглашается и бл. Иероним, указания на книгу праведнго или праведных в Нав. 10:13 и в 2 Цар. 1:18 относятся к книге Бытия. Такое же мнение высказывает бл. Иероним в толк. на прор. Исаю гл. XLIV (Твор. бл. Иеронима в русск. перев. ч 8, стр. 195). 42 Модий мера емкости жидких (ок. 2 5 ведра) и сыпучих тел (около 2 1 2 гарнцев). 43 В некоторых рукописях стоит omnia (все) вместо somnia (сновидения). 44 Собственно то, что вызываетъ рвоту, тошноту, отвращение. 45 По некоторым рукописям: среди которых они были . 46 Теперь ββαμα . По одной древней схолии ββανα значит камень . 47 Разумеется вифлеемская иноческая обитель бл. Иеронима, куда стекалось множество посетителей, желавших слушать назидания его или искавших убежища здесь от неистовства готов в Италии и сарацин в Египте Финикии, Сирии и в самой Палестине. 48 Во многих изданиях эти стихи составляют не окончание XX, а начало XXI главы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3153...

Кажется, кому бы лучше понимать высокую цену жизни и безопасности, как не тому, кто только выходит из смертной опасности? Кому свойственнее быть осторожну в употреблении здравия, как не тому, кто недавно видел окрест себя, или даже испытал над собою, жестокость болезни? Разрешенный от уз, или отпущенный из-под стражи, не больше ли другаго знает неприятность неволи; а потому не больше ли другаго должен беречься, чтобы вновь не заслужить оную? Грешник, наказанный и помилованный, к удалению от греха, не сугубое ли побуждение, не два ли крыла имеет, – в воспоминании наказания и в благодарности за помилование? Подлинно так бы надлежало быть: но как часто бывает совсем иначе! Едва не потонувший подле берега вскоре без нужды пускается в глубину. Тот, над кем уже сбылось врачебное предвещание мудраго: «во мнозех брашнах недуг будет, и пресыщение приближит даже до холеры» ( Cup. XXXVII. 33 ), – как скоро чувство глада является вестником возвращающагося здравия, опять по прежнему разливается «на различие брашна» ( Сир. 37:32 ). Тот, который вчера, как милостыню получил свободу, сего дня не хочет положить пределов своему своеволию. Сколько людей, городов, народов, времен, в которых повторялось то, в чем певец Израилев так давно, так горько, упрекал своих соотечественников! «Егда, – говорит, – убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу; и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог вышний избавитель им есть». – Но что далее? – «И возлюбиша Его усты своими – только, и языком своим солгаша Ему; сердце же их не бе право с Ним» ( Ncaл. LXXVII. 34–37 ). Какие несчастные опыты! Какая неблагодарность и несправедливость! Какое отсутствие благоразумия! После такого поведения, чего добраго ждать, и по естественному действию не добрых начал, и по правосудию земному, а где сего не достанет, по правосудию небесному, котораго ни избежать, ни обмануть невозможно? – «Горше что будет!» Град возлюбленный! Горько тебе было; но много услаждена чаша твоя: благодарно сохрани дарованное; благоразумно заслужи лучшее; берегись грехов и погрешностей, «да не горше ти что будет» ( Ин.5:14 ). Утвердим себе, братия, и не престанем исполнять благие обеты, которые вдохнуло нам спасительное время скорби. Не с ропотом воспомянем трудности, нас постигшия, но с утешением трудности перенесенныя. Благодушно перенесем некоторыя неудобства, которыя еще перенести остается. Употребим дарованныя облегчения и вспоможения в пользу, а не в удовлетворение страстей и прихотей. Со вниманием и чистосердечною верностию да ходим в послушании заповедям Божиим и повелениям власти, от Бога поставленной. Так будем благодарны Богу, нас милующему. Так будем достойны Царя, о нас пекущагося.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Сир.6:19 Приступай к ней как пашущий и сеющий и ожидай добрых плодов ее: Сир.6:20 ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее. Сир.6:21 Для невежд она очень сурова, и неразумный не останется с нею: Сир.6:22 она будет на нем как тяжелый камень испытания, и он не замедлит сбросить ее. Сир.6:23 Премудрость соответствует имени своему, и немногим открывается. Сир.6:24 Послушай, сын мой, и прими мнение мое, и не отвергни совета моего. Сир.6:25 Наложи на ноги твои путы ее и на шею твою цепь ее. Сир.6:26 Подставь ей плечо твое, и носи ее и не тяготись узами ее. Сир.6:27 Приблизься к ней всею душею твоею, и всею силою твоею соблюдай пути ее. Сир.6:28 Исследуй и ищи, и она будет познана тобою и, сделавшись обладателем ее, не покидай ее; Сир.6:29 ибо наконец ты найдешь в ней успокоение, и она обратится в радость тебе. Сир.6:30 Путы ее будут тебе крепкою защитою, и цепи ее – славным одеянием; Сир.6:31 ибо на ней украшение золотое, и узы ее – гиацинтовые нити. Сир.6:32 Как одеждою славы ты облечешься ею, и возложишь ее на себя как венец радости. Сир.6:33 Сын мой! если ты пожелаешь ее, то научишься, и если предашься ей душею твоею, то будешь ко всему способен. Сир.6:34 Если с любовью будешь слушать ее, то поймешь ее, и если приклонишь ухо твое, то будешь мудр. Сир.6:35 Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Сир.6:36 Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его. Сир.6:37 Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе. 18–37 . Не ослабевай в приобретении мудрости. Истинная мудрость и ее блага даются лишь тому, кто желает их и упорно стремится к ним, не обращая внимания на труды, лишения и препятствия, лежащие на пути к их достижению. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 862-950 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

151 Иез 11:19. 152 2 Кор 3:2—3. 153 Иез 11:19—20. 154 Иез 36:22—27. 155 Пс 94:8. 156 Иез 18:31—32. 157 Пс 79:4; 84:5. 158 Рим 4:5. 159 Иез 36:26. 160 Ср. Рим 6:20—22. 161 Сир 15(по LXX). В Синод. пер.: Если хочешь. Соблюдешь заповеди. 162 Т.е. в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. См. выше: блаж. Августин. О благодати и свободном решении..П.3, при.6. 163 Сир 22:31. 164 Пс 33:14. 165 Пс 140:3. 166 Сир 23:4. 167 Исх 20:17. 168 Сир 23:4. 169 Сир 23:5. 170 Притч 8(по LXX). В Синод. пер.: И получит благодать от Господа. 171 Пс 36:23. 172 Фли 2:13. 173 Иез 36:27. В Синод. пер.: Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. 174 Пс 140:3. 175 Пс 38:2. 176 Ин 15:13. 177 Рим 13:8—10. 178 1 Ин 4:18. 179 Ин 13:37. 180 Флп 1:6. 181 Флп 2:13. 182 Рим 8:28. 183 Ср.: Мф 11:30. 184 Рим 8:35—39; Пс 43:22. 185 1 Кор 12:31—13:8. 186 1 Кор 13:13—14:1. 187 Гал 5:13—14. 188 Рим 13:8. 189 Кол 3:14. 190 1 Тим 1:5. 191 1 Кор 16:14. 192 1 Фес 5:14—15. 193 1 Пет 4:8; Притч 10:12. 194 Иак 2:8; Лев 19(LXX). 195 1 Ин 2:10. 196 1 Ин 3:10—11. 197 1 Ин 3:23. 198 1 Ин 4:21. 199 1 Ин 5:2—3. 200 2 Ин 1:5. 201 Мф 22:40. 202 Мк 12:28—31; Втор 6:4—5; Лев 19:18. 203 Ин 13:34—35. 204 1 Ин 4:7. 205 Притч 3(по LXX). В Синод. пер.: как и в еврейском оригинале, эта часть стиха отсутствует. 206 Пс 83(по LXX). В Синод. пер.: …и дождь покрывает ее благословением. 207 1 Ин 4:19. 208 Ин 15:16. 209 1 Фес 3:12. 210 2 Фес 1:3. 211 2 Тим 1:7. 212 Ис 11:2—3. 213 Лк 12:5. 214 Лк 12:4. 215 Рим 5:3—5. 216 Еф 6:23. 217 Ин 1:5. 218 1 Ин 3:1. 219 1 Кор 2:12. 220 1 Ин 4:16. 221 1 Кор 8:1. 222 Еф 3:19. 223 Притч 2:6. 224 1 Ин 4:7. 225 Ис 11:2. 226 2 Тим 1:7. 227 1 Кор 13:4. 228 Т.е., по-видимому, злые воления. 229 Рим 9:22. 230 Ср.: Исх 9:16. 231 Нав 7:4—5, 10—12. 232 Нав 11:20. 233 2 Цар 16:10. 234 2 Цар 16:11—12. 235 2 Цар 16:12. 236 2 Цар 17 237 Ср.: 3 Цар 12:1—11. 238 3 Цар 12:15. 239 2 Пар 21:16—17. 240 2 Пар 25:7—8. 241 Ср.: Пс 134:6. 242 4 Цар 14:10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

18 Слав. приб. «ему» , как Алекс. и нек. сир., афр., ефр., но Феод. Монс., Иерон. не имеют (в евр. нет, как и в халд.). 19 Слав.: «на сердцах ваших» . 20 Слав.: «то послю» . 21 В евр. множ. число. 22 В сир. оп.: «и оклену е» , имеющиеся в евр., и дальн. «и разорю… в вас» , в евр. не имеющиеся, как и в халд. 23 Слав.: «в сердца ваша» . 24 Слав.: «отлучу» . 25 Слав.: «требухи» (первый желудок жвачного животного). 26 Слав.: «яко» . 27 Слав. приб.: «Господь» . 28 Используемое выражение может указывать на то, что толкования свои св. Отец первоначально преподавал устно слушателям. 29 «О поклонении и служении в духе и истине». 30 Слав.: «безчестен будет» . 31 О назначенных для вас частях жертвенных животных, — исполняете закон, поскольку он служит к вашим интересам. 32 Т.е. по разрушении храма Иерусалимского потомки Левия уже не отправляли священнических служб при храме. 33 Т.е. должны разуметь не самих священников, как лиц, но обязанности священства, как должности. 34 Чтение, имеющееся только здесь у св. Кирилла, вместо: «закон истины бе» . 35 Слав.: «обрати» , как и сам св. Кирилл в толковании этого стиха. 36 Слав.: «яко» . 37 Расстановка слов в слав.: «но лиц обинустеся» . 38 Слав.: «малому и великому» . 39 Прибавленное у св. Кирилла «не» не читается ни в греч., ни в евр. 40 Слав.: «всем вам» . 41 У св. Кирилла «и яже» , но этого нет ни в греч., ни в евр. 42 Слав.: «чесо ради? яко…» . 43 Слав.: «и не добро ли сотвори» . 44 Слав. считает предложение вопросительным, согласно лучшему чтению, соответствующему еврейскому. 45 «И ресте» нет в евр. 46 Т.е. если цель Бога только умножение чадородия, то зачем же, скажете, Он засвидетельствовал и проч., т.е. повелел не оставлять жены юности. 47 Слав. согл. греч.: «и жены юности твоея да не оставиши» . Но из конца толкования этого места видно, что и св. Кирилл читал опущенные слова. По сир. и ефр.: «и никто на жену юности своея да не вероломствует». 48 Слав. приб. «ю» ., в евр. нет, как и в греч. 49 Слав. не чит. «на» ., как Иерон. 50

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3524...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010