Быт.6:7 . И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Здесь дано более сильное выражение той же самой мысли – о глубоком несоответствии действий человеческой свободы планам божественного промышления и желаний Всемогущего уничтожить эту дисгармонию. При этом печальную участь человека, по приговору божественного суда, должен был разделить и весь окружающий его мир живых существ, так как между судьбой человека и жизнью природы, по учению Писания, существует самая тесная, нравственная связь; отсюда, падение и восстание человека соответствующим образом отражается и на всей остальной твари. И это не было, строго говоря, истреблением человечества (так как праведный Ной и его семья спаслись и возродили его), а лишь искоренением царившего на земле зла омытием в водах всемирного потопа ( 3Езд. 3:8–9 ; 1Пет. 3:20–21 ). Праведный Ной Быт.6:8 . Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]. Фраза, совершенно аналогичная с ранее сказанной об Енохе «и угоди Енох Богу» ( Быт. 5:24 ) (славян., LXX) и имеющая соответствующие себе параллели в других местах Библии ( Лк. 1:30 ; Деян. 7:46 и др.). Быт.6:9 . Вот житие Ноя: Это начало нового библейского раздела – история праведного Ноя и всемирного потопа ( Быт. 6:9–9:29 ). Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; т. е. он был нравственно чистым и цельным (tamim – по-еврейски), выделявшимся из среды своих порочных современников, неприглядную нравственную характеристику которых дают нам сам Иисус Христос и апостолы ( Мф. 24:37–38 и паралл., ср. 1Пет. 3:20 ). Самый же отзыв о Ное, почти дословно повторяется в друг. местах Писания ( Иез. 14:19–20 ; Сир. 44:16 ; Евр. 11:7 ). Ной ходил пред Богом. Заключением характеристики Ноя служит черта, уже знакомая нам из истории Еноха ( Быт 5.24 ). На священном языке Библии, это – специальная форма, в которой обыкновенно открывался совершенно нравственный характер в среде грешных современников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.29:33 .  Других священных жертв было: шестьсот из крупного скота и три тысячи из мелкого скота. 2Пар.29:34 .  Но священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, и помогали им братья их левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники, ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники. 2Пар.29:35 .  Притом же всесожжений было множество с туками мирных жертв и с возлияниями при всесожжении. Так восстановлено служение в доме Господнем. 2Пар.29:36 .  И радовался Езекия и весь народ о том, что Бог так расположил народ, ибо это сделалось неожиданно. Последующим моментом было восстановление регулярного храмового богослужения. Последнее открылось великой жертвой о грехе (стихи 21–24) именно за всего Израиля (ст. 24), а не за два только колена царства Иудейского, так как ко времени Езекии падение десятиколенного царства Израильского было только вопросом времени и скоро фактически осуществилось (ср. 4Цар.17:3–6,18:9–12 ), так что Езекия мог и жителей Израильского царства рассматривать, как членов единого Израиля (отсюда затем он призывает их в Иерусалим на праздник Пасхи, ( 2Пар.30:5–11 )). Сам обряд жертвы за грех в данном случае отличался особой, чрезвычайной торжественностью, превосходя числом жертв указанную в законе норму (ср. ( Лев.4 ), «Толковая Библия», т. I, с. 418–421). Возложение рук царя и собраний на козлов жертвы греха (ст. 23), составляя общую принадлежность жертвенного ритуала ( Исх.29:10 ; Лев.4:4 ), ближе всего напоминает возложение рук первосвященника на козла отпущения в день очищения (( Лев.16:21 ); «Толковая Библия», т. I, с. 463–465) Еще большей торжественностью отличалось совершение важнейшей из жертв – всесожжения (ст. 24–29). Кроме обычного, определяемого законом Моисеевым для этой жертвы ритуала (( Лев.1 ); «Толковая Библия», т. I, с. 409–413), совершение ее в данном случае аккомпанировалось оркестром храмовой музыки и пением – по уставу Давида и пророков Нафана и Гада ((ст. 25); см. ( 1Пар.23:5 ) и др). Устав Давида и двух приближенных к нему пророков здесь ставится в качестве равноценного, богодухновенного добавления к установлениям закона Моисеева о богослужении и жертвах (об употреблении инструментальной музыки и пения при богослужении и жертвах закон Моисеев не дает обязательных постановлений: постановления о трублении в трубы ( Лев.25:9 ; Чис.10:10 ) относятся к исключительным случаям); после плена вавилонского музыка сделалась постоянною принадлежностью ежедневного богослужения и жертвы ( Сир.50:18,20 ). По поводу сказанного в ст. 25 о Давиде блаженный Феодорит замечает: «это обличает неразумение ( τν φροσνην) иудеев, которые не допускают себе назвать великого Давида пророком, ибо здесь Писание, упомянув трех, присовокупило: ибо по повелению Господню был устав сей через пророков Его» (Quaestiones in II Paralipomenon. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. T. LXXX. Col. 850–852).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вино – вещь невоздержанная, и пьянство ведет к дерзости, и всякий, кто увязнет в нем, не есть мудрец ( Притч.20:1 ) 13 . 27 . Против помысла, увлекающего наш ум, чтобы мы связали себя постом и подвижнический образ жизни наш обетом, что чуждо монашескому образу жизни: Сеть для человека – поспешно посвящать [Богу] что-либо из своего, ибо после обета бывает раскаяние ( Притч.20:25 ). 28 . Против помысла, который препятствует нам, предлагая не уделять из своего хлеба нуждающимся говоря мне: «Этот человек может [найти милость] где угодно, но мы не можем даже приблизиться к чужой двери»: Милосердный будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего ( Притч.22:9 ). 29 . Против помыслов, которые в праздничный день льстиво подступают к нам и говорят, что мы могли бы хоть раз за долгий промежуток времени вкусить мяса и вина: Не будь винопийцей и не присоединяйся к сообществам пресыщающихся мясом; Потому что всякий пьяница и блудник обнищает и оденется в разодранные одежды, и всякий сонливый – в рубища ( Притч.23:20–21 ) 14 . 30 . Против помысла, который напоминает нам об изысканных яствах прошлого и припоминает приятные чаши с вином, которые мы держали в руках и из которых пили, когда возлежали за трапезой: Не упивайтесь вином, но беседуйте с праведными людьми и беседуйте на прогулке, ибо если устремишь глаза свои на чаши и сосуды (с вином), то впоследствии будешь ходить обнаженнее белильного дерева, И наконец (таковой) прострется, как уязвленный змием, и как от аспида разольется в нем яд ( Притч.23:31–32 ). 31 . Против помыслов, побуждающих нас наполнять чрево наше хлебом и водой сверх меры: Не приводи нечестивого на пажить праведных и не прельщайся насыщением чрева ( Притч.24:15 ). 32 . Против помысла, возникающего в нас от стыда перед отцами, когда они убеждают нас ослабить пост в праздничный день и съесть немного овощей: Ибо есть стыд, который приносит грех , и стыд, который есть слава и благодать ( Сир.4:21 ). 33 . Против демонского навета, который льстиво убеждает меня и говорит мне обещаниями: «Ты более не будешь терпеть вреда от еды и питья, потому что твое тело ослабло и иссохло от продолжительного поста»:

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

18 . Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех 241 восхвалю Тя. В церкви мнозе – в многочисленном собрании; слова: в людех тяжцех Симмах перевел: «в многочисленном народе». Я воспою, восхвалю Тебя, Господи, в великом собрании, среди многочисленного собрания. «Это было, – говорит бл. Феод., – предречение, и предречение исполнившееся. Ибо по всей земле и на море чрез уверовавших песнословит Бога бож. Давид. Церковию же многою и народом многочисленным называет он церкви целой вселенной». С Евр.: «Я провлавлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя». 19 . Да не возрадуются – помизающии очима. – Мигать глазами на ближнего, значит смеяться над ним (Под. Притч. 6:13, 10:10 . Сир. 27:24 ). Т.е. да не возрадуются насмехающиеся надо мною; или, по Афан. – «замышляющие лукавство», по Феод. – те, «которые лицемерно показывали дружбу, и поступали как враги». С Евр.: «Чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно». 20 . Яко мне убо мирная глаголаху, и на гнев 242 лести помышляху. Т.е. говорят мирное, употребляют слова дружелюбные, а в гневе или в злобе замышляют коварство; по бл. Феод., «употребляя слова дружелюбные, как бы в земле какой покушались скрыть гнев, имея сердца, исполненные коварства». С Евр.: «Ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы». 21 . Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Т.е. видя меня в несчастии, они нагло смеялись надо мною, говоря: вот это хорошо, хорошо, что мы видим теперь, т.е. что видят Давида в несчастии. «Усмотрев, что ощутил я злоумышление, обнаружили наконец скрываемую неприязнь, и громко изъявляли радость о моих бедствиях» (Бл. Феод.). По мнению св. Афанасия, Давид здесь «разумеет хулы, произносимые при кресте». 22 . С Евр.: «Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня». 23 . С Евр.: «Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой»! 24 . С Евр.: «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Войдя в дом Божий, не будем парить умом; напротив того, внутренний человек наш да займется созерцанием и молитвой. А молясь, будем говорить: «Отче наш, Иже еси на небесех...», чтобы никакие другие помыслы не смущали ум наш. Стоя же на молитве, знай, Кому предстоишь. К Нему да будут обращены и вся твоя душа и все твое сердце. Разумей, что говорю. Если кто, взяв в руки узел с деньгами, пойдет на торг с намерением купить быков, то станет ли смотреть на собак? Не занята ли вся мысль его тем, чего ему хочется, чтобы иначе не быть осмеянным и не погубить понапрасну того, что есть у него в руках? Если ставший близ тебя брат немощен телом, и случится ему кашлять, или часто плевать, то не смущайся этим, но вспомни, что многие предали себя на услужение недужным и увечным. Если здоров ты телом, то не превозносись, а бойся; ибо как многострунные гусли в руке человека, так всякая плоть в руках Иисуса Христа, Спасителя нашего. Написано: «На всяко время очи злых приемлют злая; добрый же безмолвствуют присно» ( Притч.15:15 ). «Путие живота помышления разумнаго, да уклонився от ада спасется» ( Притч.15:24 ). Написано: «Не возлюбит ненаказанный обличающих его, с мудрыми же не побеседует» ( Притч.15:12 ). «Безчестяй убогия согрешает, милуяй же нищыя блажен» ( Притч.14:21 ). Написано: «Аще падет враг твой, не обрадуйся ему, в преткновении же его не возносися. Яко узрит Господь, и не угодно Ему будет, и отвратит ярость Свою от него» ( Притч.24:17–18 ). «Иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощнаго, и той призовет, и не будет послушаяй его» ( Притч.21:13 ). «Не хвалися о утрии, не веси бо, что родит (день) находяй» ( Притч.27:1 ). «Не твори зла, и не постигнет тя зло» ( Сир.7:1 ). «Не люби клеветати, да не вознесешися» ( Притч.20:13 ). Написано: «Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение» ( Притч.18:13 ). «Не веселится отец о сыне ненаказаннем» ( Притч.17:21 ). «Сын наказан премудр будет» ( Притч.10:5 ). Не в основательном изучении Писаний мудрость, но, как пишется, «начало премудрости страх Господень... разумети бо закон, помысла есть благаго» ( Притч.9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Стоя же на молитве, знай, Кому предстоишь. К Нему да будут обращены и вся твоя душа и все твое сердце. Разумей, что говорю. Если кто, взяв в руки узел с деньгами, пойдет на торг с намерением купить быков, то станет ли смотреть на собак? Не занята ли вся мысль его тем, чего ему хочется, чтоб иначе не быть осмеянным и не погубить понапрасну того, что есть у него в руках? Если ставший близ тебя брат немощен телом, и случится ему кашлять, или часто плевать; то не смущайся тем, но вспомни, что многие предали себя на услужение недужным и увечным. Если здоров ты телом, то не превозносись, а бойся; ибо как многострунные гусли в руке человека, так всякая плоть в руке Иисуса Христа Спасителя нашего. Написано: на всяко время очи злых приемлют злая; добрии же безмолвствуют присно (Притч.15:15). Путие живота помышления разумнаго, да уклонився от ада спасется (24). Написано: не возлюбит ненаказанный обличающих его, с мудрыми же не побеседует (12). Безчестяй убогия согрешает, милуяй же нищия блажен (14:21). Написано: аще падет враг твой, не обрадуйся, в преткновении же его не возносися. Яко узрит Господь, и не угодно Ему будет, и отвратит ярость Свою от него (24:17.18). Иже затыкает ушеса свои, еже не послушати немощнаго, и той призовет, и не будет послушаяй (21:13). Не хвалися о утрии, не веси бо, что родит находяй день (27:1). Не твори зла, и не постигнет тя зло (Сир.7:1). Не люби клеветати, да не вознесешися (Притч.20:13). Написано: иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение (18:13). Не веселится отец о сыне ненаказаннем (17:21). Сын же наказан премудр будет (10:5). Не во многом изучении Писаний мудрость, но, как пишется, начало премудрости страх Господень: разумети же закон, помысла есть благаго (9:10). Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль - река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее. Без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли. Написано: иже отметает наказание, ненавидит себе: соблюдаяй же обличения любит свою душу (15:32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/753/...

Объяснение. Чтобы жить словом Божиим, надобно исполнять его: Рим.2:13 ; Иак.1:23 . А из уст Божиих изошло и слово необходимости питаться Плотию и Кровию Христовыми: Ин.6:53–54 . Человек должен заботиться не об одном только насыщении тела, но должен заботиться и о душе, доставлять и ей наслаждение, какое и может заключаться в таинстве Причащения и в чтении Слова Божия. Об учёности Лк.10:21 . «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам; ей, Отче, ибо таково было Твоё благоволение». Объяснение. Премудрыми и разумными Господь считает здесь тех, которые полагаются на свою мудрость так, как, например, богатые на своё богатство: Мк.10:24–25 , такими «мудрецами» могут быть и безумные и слепые люди: Мф.23:7 ; под младенцами разумеются те, которые (подобно апостолам) в простоте сердца ищут премудрости Божией и своим разумом не превозносятся: 2Кор.10:5 . Истинная мудрость и учёность Господом не отрицается: Мф.23:34 ; Деян.22:3 . О познаниях Флп.1:9–10 . «И молюсь о том, чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов». Объяснение. Здесь различаются знание и чувство, как теоретическая и практическая способность познания. Первую можно назвать познанием, – вторую – благоразумием: ср. Притч.1:2–4 . Хвалиться же этими способностями никто не должен: Сир.10:29–30 ; 1Кор.8:2 ; 2Тим.3:7 . О пытливости в делах веры Рим.4:20–21 . «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнит обещанное». Объяснение. Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвлённую и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37 , и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9 , то не изнемог верой, он сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплён Авраам? Тем, что всё предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда святитель Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога». Притч.3:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Галина И. 19 января 2024, 23:26 2.«пересотворение» человека из образа Божьего в постчеловека с механическим типом жизни. Мудрость от Бога заменяется искусственным разумом, а реальный мир- виртуальным с помощью нанотехнологий. Об этом буквально кричат каналы ТВ, и говорить здесь об эффективности «церковной просветительской работы» и создании новых юридических законов об " оскорблении чувств верующих " уже не приходится. Чтобы изменить ситуацию, необходим согласованный, системный переход с религии прогресса на религию любви, но вряд ли это возможно: «нечестивые до самого ада не исправятся» (Сир.9,15). " И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь " (Мф.24,12). " Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? " Галина И. 19 января 2024, 23:06 1.Спасибо за статью! В гуманизме раскрывается потенциал человечества, его определенная духовность. Человек должен пройти через гуманистическое самоутверждение. Проблема в том, что нравственный императив, утвержденный Богом в Евангелии,- это не статистический код спасения, а сложный динамический процесс, без которого любая гуманность заходит в тупик. Совесть, знания и талант+ трудолюбие и дела милосердия+ любовь к Богу и ближнему- вот условия нашего спасения, нашей будущности. В противном случае все идет наоборот. И сегодня по всей планете осуществляется стремительный ПЕРЕХОД ОТ ГУМАНИЗМА К ТРАНСГУМАНИЗМУ с его грозным и ужасающим дыханием бездны. Конечная цель трансгуманизма- это улучшение Андрей Горбачев 19 января 2024, 22:02 Ольга, спасибо за цитату! Сам термин " гуманизм " имеет несколько значений. На бытовом уровне он воспринимается в наши дни как просто человечность. Но в статье идет речь о движении и идеологии гуманизма как философии, мировоззрении и заменителе религии, в частности - христианства. А цитата свт. Луки скорее подтверждает то, что озвучено в статье, поскольку Святитель явно своими словами противостоит идеологии именно гуманизма. p.Б.Vicmor 19 января 2024, 20:02 Быть со Христом ! - И вся грязь-шелуха отвалится!

http://pravoslavie.ru/158258.html

Как на историю смотрел на свой рассказ и сам Моисей. Это можно выводить из самого тона или характера этого повествования, его простоты и некоторых подробностей (особенно из приводимых слов Адама по сотворении жены 2:23), а еще более из находящихся в книгах Моисея родословных таблиц, по которым генеалогию многих лиц можно провести от Моисея до Адама. Как на историю, смотрели на повествование Моисея и последующее священные писатели. Все главные мысли этого повествования повторяются как в ветхом, так и в новом завете. Так, согласно с этим сказанием, говорится, что человек создан Богом ( Иов.10:8; 33:4 ;), создан по образу и по подобию Божию ( Прем.2:23 ; Иак.3:9 ; Еф.4:24 ), что тело его образовано из земли ( Иов.10:9; 33:6 ; Еккл.12:7 ; Пс.103:29 ; Сир.17:1–3 ; 1Кор.15:47, 45 ), что жена сотворена после мужа, из ребра Адама ( 1Тим.2:13 ; 1Кор.11:8–9 сн. 6:16; Еф.5:28, 31 ), упоминается, что Адам – прародитель всего человечества ( 1Пар.1:1 ; сн. Прем.10:1 ; Деян.17:20 ), а в евангелии Луки родословие Самого И. Христа возводится к Адаму (3:38). Засвидетельствовал достоверность этого повествования и И. Христос, утверждая на повествовании о происхождении первозданной четы закон о нерасторжимости брака ( Мф.19:4–6 ; Мк.10:6–8 ). Историческое значение усвояемо было повествованию Моисееву и церковью Христовою, как это видно из предлагавшегося древними отцами церкви учения о происхождении человека и из толкований на книгу Бытия. К аллегорическому пониманию склонялись только очень немногие из школы александрийской, более других – Ориген . Но, имея историческое значение, повествование это не требует исключительно буквального понимания. Такое понимание вносило бы грубый антропоморфизм в библейское повествование, вызывало бы не мало и иных затруднений. Повествование это имеет своим предметом такое событие, о котором нельзя говорить языком точным, без употребления образов и иносказания. К тому же и предназначено оно «не для одних мудрых, но для мудрых и простых вкупе». 172 Сообразно с этим и должна быть понимаема история сотворения первого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

сергий 24 ноября 2012, 22:31 зачем-зачем...чтобы скорбь унять. Елена.Украина 23 ноября 2012, 23:49 Если человек задает себе вопрос: " Зачем мне это было нужно? " - значит он стал немножко мудрее чем был раньше. Милостивый Бог желает всем спасения и предупреждает: " СЫН МОЙ! ЕСЛИ ТЫ ПРИСТУПАЕШЬ СЛУЖИТЬ ГОСПОДУ БОГУ,ТО ПРИГОТОВЬ ДУШУ ТВОЮ К ИСКУШЕНИЮ: УПРАВЬ СЕРДЦЕ ТВОЕ И БУДЬ ТВЕРД, И НЕ СМУЩАЙСЯ ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ; ПРИЛЕПИСЬ К НЕМУ И НЕ ОТСТУПАЙ, ДАБЫ ВОЗВЕЛИЧИТЬСЯ ТЕБЕ НАПОСЛЕДОК " . (Сир.2,1-3). Светлана 23 ноября 2012, 20:47 Это обо мне падаешь приходишь в уныние и падаешь еще ниже и уже не хочется подниматься зная что все равно снова упадешь и так постоянно теряешь веру силы и уже отчаиваешся. р.б. Иулия 23 ноября 2012, 16:06 Эх. И тут подпишусь под каждым словом! Как наваждение - все как в тумане происходит. От лени это все - и в духовной жизни, но и в быту часто случается - думать не хочется, лень. Вот за эту лень и получаю награду. Бороться, противостоять - это ж надо напрягаться, прилагать усилия, потрудиться и проявить свою волю на благое... Помоги на Господи, немощным! Без тебя ничто творить не можем! Юрий 23 ноября 2012, 15:51 " Соблазнам невозможно не прийти, но горе соблазнителям " . Горько мне бывает, когда по моей вине случаются всякого рода недоразумения, да и не слаще от личного " падения " . Спаси и вразуми нас Господи! р.б.Сергий 23 ноября 2012, 14:59 СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Низкий поклон автору за вразумление, - не одно ведро слез покаяния приходится вылить на свою " броню праведности " , чтобы хотя бы только появился росток такой добродетели как трезвление души... Все от того, что ищем своего, а надобно бы постоянно искать того, что угодно Богу... " Благословен Грядый во имя Господне! " Александр 23 ноября 2012, 12:51 Потому что нет должного раскаяния в основном своём грехе.Нет с ним постоянной борьбы, в течение дня - вчера, сегодня и завтра.И когда находит " слабое " искушение нет страха Божия и памяти о том, что свой грех не сокрушён, не становлюсь на молитву, не умаляюсь пред Богом по одной причине - гордость, которой даже не замечаю.Именно поэтому не даёт Бог сил противостоять даже слабому искушению.Злободневный вопрос. Александр.

http://pravoslavie.ru/57633.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010