Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [лат. Ioseph (Iosippus)], мч. Антиохийский (пам. зап. 20 марта). В Мартирологе блж. Иеронима Стридонского (1-я пол. V в.) 20 марта обозначена память И., пострадавшего в Антиохии, далее перечислены имена сир. мучеников Павла, Кирилла, Евгения, Серапиона, Тигрина, Клавдия, Екзупера, Викторика, Валентина, Домна. По мнению И. Делеэ , топонимические указания «в Антиохии» и «в Сирии» следует относить к мученикам Иосифу, Павлу, Кириллу и Домну; память Иосифа (Иосипа), пострадавшего в Антиохии, содержится в Мартирологе блж. Иеронима также под 15 февр. (см. ст. Иосип (Иосиф) диакон, Зинон, Аполлон, Феб, Роман, Зосим, Варал, Зок пресвитер, Руфин ), 19, 20, 21 и 24 марта; 2 янв. здесь упоминается Домн I , еп. Антиохийский, а 30 нояб.- «Домн в Антиохии». Имя Евгений, возможно, является искаженной формой имени мученицы, пострадавшей в Никомидии, память которой обозначена 16 марта. Серапиона, вероятно, следует отождествить с прп. Серапионом Синдонитом, подвизавшимся в Египте, а Валентина - со сщмч. Валентином , пострадавшим в Риме; память 1-го отмечена в Иеронимовом Мартирологе 21 марта, 2-го - 14 февр. Согласно указанию под 18 окт., мч. Викторик пострадал в Африке. Других мучеников, имена которых указаны 20 марта в Мартирологе блж. Иеронима, идентифицировать невозможно. Память И., мч. Антиохийского, и сир. мучеников (с различным перечислением имен) отмечена под 20 марта в Мартирологах Флора Лионского и Ноткера Заики ( Florus Lugdunensis. Martyrologium//PL. 94. Col. 864; 131. Col. 1057); в Мартирологе Узуарда (PL. 123. Col. 859) под этим же числом И. не упоминается, а указаны лишь имена сир. мучеников; в др. зап. Мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Рабана Мавра) память этих мучеников отсутствует. В Римском Мартирологе (XVI в.) кард. Цезаря Барония и в совр. католич. календарях память диак. Иосифа, мч. Антиохийского, указывается под 15 февр.; 20 марта в них отмечена память мучеников Павла, Кирилла, Евгения и еще 4 (без указания имен), пострадавших в Сирии. В «Полном месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (Спасского) 20 марта ошибочно указана память Иосифа и Луки. Ист.: MartHieron. P. 153. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 653; MartHieron. Comment. P. 153-154. А. Н. К. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/578443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД И ТИРИЧАН [Таричан; груз. ] († 693), отроки-мученики (пам. 18 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Мученичество Д. и Т. сохранилось в единственной груз. рукописи X в. (Ath. Iver. 8), переписанной в Иверском мон-ре на Афоне учениками и последователями прп. Евфимия Святогорца - преподобными Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелидзе) . Рукопись обнаруживает мн. черты, характерные для тао-кларджетской литературной школы. Арм. версия Мученичества не найдена. Согласно мученичеству, Д. и Т. были сыновьями благочестивых родителей-армян Вардана и Тагине. После смерти отца их дядя, брат матери язычник Феодосий, задумал присвоить себе их наследство и стал уговаривать Тагине, Д. и Т. принять язычество. Тагине бежала с детьми в Юж. Грузию. Феодосий, боясь, что дети вырастут и вернут себе имение, разыскал их в Тао-Кларджети и убил братьев, пасших в горах скот. По свидетельству агиографа, убийца сразу же ослеп. Оплакивающая детей Тагине, сжалившись над братом, помазала его глаза землей, впитавшей кровь Д., Феодосий тотчас прозрел и исповедал Христа. Ночью тела мучеников озарились светом. Феодосий воздвиг церковь во имя Д., а мощи Т. увез в Армению правитель Диври, где была выстроена ц. во имя св. Т. Армянская Церковь не почитает Д. и Т. Это связывают с тем, что мученичество Д. и Т. было создано, возможно, автором-халкидонитом в Тао-Кларджети, куда бежали гонимые армянами-монофизитами св. отроки. Вероятно, агиографический памятник был создан на груз. языке и поэтому попал в календарь ГПЦ, а позже Д. и Т. стали почитаться как груз. святые. Ист.: Мученичество святых отроков, двух братьев, Давида и Тиричана//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 186-191 (на груз. яз.); Абуладзе И. , сост. То же//Груз.-арм. лит. связи IX-X вв. Тбилиси, 1944. С. 178-184 (на груз. яз.). Лит.: Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП. 1889. Март. С. 21-22; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 416-417 (на груз. яз.); Сабинин М. Иверский патерик. М., 2004. С. 672. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/168564.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ВАРДА [Гиваргис; сир.    ; сир. варда - роза] (XIII в.), восточносир. писатель и гимнограф. Принадлежал к Церкви Востока . Род. в Арбеле (ныне Эрбиль, Ирак). Большинство его произведений, вероятно, написано с 1223/24 по 1235/36 г. Известно его творение на апокрифический сюжет о детстве Иисуса. В гимнах Г. В. отражены особенности христологии Церкви Востока, однако отсутствует полемическая направленность и присущие ей стремление к точности выражений, а также богословская аргументация. Говоря о действиях Бога в отношении своего народа в истории, Г. В. старается понять и осмыслить ситуации противостояния, в к-рых оказывается сообщество верующих по мере развития, в частности на примере библейских сюжетов. В гимнах на житие того или иного святого (напр., св. Иоанна Предтечи) Г. В. обычно дает нек-рые биографические детали и показывает действие Божия Промысла в жизни святого. В целом характер его гимнов нельзя назвать торжествующим - иногда они выдают тревогу или беспокойство автора за судьбы Церкви, что объяснимо, учитывая сложную обстановку в XIII в. в этом регионе. Ок. 20 гимнов Г. В. были изданы и переведены на европ. языки. Нек-рые приписаны ему ошибочно - таковы изданный в 1852 г. Баджером гимн «О Деве Марии» с переводом на англ., 2 гимна «На взятие Салахаддином Иерусалима», изданные в 1873 г. Нёльдеке. Из важнейших рукописей произведений Г. В. выделяют ватиканскую 184, берлинскую (Sachau, 188), кембриджскую 2820 и рукопись из Б-ки греческой Патриархии в Иерусалиме 38. ( Райт. Очерк. C. 206). Ист.: Badger G. P. The Nestorians and Their Rituals. L., 1852, 1987. Vol. 2; N ö ldeke Th. Zwei syr. Lieder auf die Einnahme Jerusalems durch Saladin//ZDMG. 1873. Bd. 27; Cardahi G. Liber thesauri de arte poetica Syrorum nec non de eorum poetarum vitis et carminibus. R., 1875; Deutsch A. Edition dreier syr. Lieder nach einer Handschrift der Berliner Königlichen Bibliothek. B., 1895; Folkmann I. Ausgewählte nestorianische Kirchenlieder über das Martyrium des hl. Georg von Giwargis Warda: mit Einleit. Anm. u. deutscher Übers.: Diss. Erlangen, 1896; Pognon H. Une version syr. des aphorismes d " Hippocrate. Lpz., 1903. Vol. 2; Ausgewählte Gesänge des Giwargis Warda von Arbel/Hrsg. H. Hilgenfeld. Lpz., 1904. Лит.: Sachau E. Verzeichniss der syr. Handschriften//Die Handschriften-Verzeichnisse der Königlichen Bibliothek zu Berlin. B., 1899. Bd. 23. S. 217-250; Baumstark. Geschichte. S. 304-306; Rituale Aramenorum/Ed. F. S. Conybeare, transl. A. J. Maclean. Oxf., 1905. А. В. Сарабьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164345.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ДАБУДСКИЙ [Давудский, Даодский; греч. Δημτριος ν Δαβουδ, ες Δαβουδν] ( кон. III - нач. IV в.), мч. (пам. 15 нояб.). Сведения о Д. Д. сохранились в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), согласно к-рым он происходил из сел. Дабуда (Даода), расположенного в 24 милях от г. Амапас. Во время правления Максимиана Галерия (293-311) и Максимина Дазы (305-313) Д. Д. был схвачен правителем области Пуплием за проповедь христианства, претерпел мн. мучения и был обезглавлен мечом. В Минологии имп. Василия II (кон. X в.) содержатся нек-рые добавления к этому синаксарному Житию. В частности, рассказывается, что на суде Д. Д. открыто исповедовал Христа и наставлял присутствующих в основах христ. веры, а также обличал ложное служение языческим богам, говоря, что и сами идолы, и те, кто им поклоняются, слепы и глухи. После того как Д. Д. казнили, его тело было с честью погребено благочестивыми христианами. Автор этого жития свидетельствует, что в его время (X в.) от мощей святого происходили исцеления. В Патмосском списке Типикона Великой ц . (IX-X вв.) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 24) город, близ к-рого располагалось сел. Дабуда, назывался не Амапас, а Амис. Свт. Димитрий Ростовский пишет, что сел. Дабуда находилось во Фракии, на основе чего архиеп. Филарет (Гумилевский) сделал в кн. «Святые южных славян: Опыт описания жизни их» (Чернигов, 1865) предположение, что Д. Д. был славянином. Однако архиеп. Сергий (Спасский) считает эту гипотезу неверной и утверждает, что сел. Дабуда находилось в окрестностях Амиса (совр. Самсун, Турция) в Еленопонте. Среди исследователей нет единого мнения относительно времени кончины святого. В комментарии к житиям, составленным свт. Димитрием Ростовским, сообщается, что Д. Д. пострадал в 307 г., тогда как прп. Никодим Святогорец предполагает, что Д. Д. был казнен в 298 г. В Минее Paris. gr. 259, XII в., память Д. Д. помещена под 22 нояб. вместе с церковной службой в его честь, к-рая присоединена к службе мученикам Кикилии (Цецилии), Стефану и Марку, написанной гимнографом Георгием. Ист.: PG. 117. Col. 190 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 226; ЖСв. Нояб. С. 434; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 118. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 471-472; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 1062; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 110. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/178197.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАСИЙ, ГАИЙ, ЗОТИК [греч. Δσιος, Γος, Ζωτικς; лат. Dasius, Gaius, Zoticus] († 303), мученики Никомидийские (пам. 21 окт.). Их имена впервые появляются в Сирийском Мартирологе кон. IV-V в. под 21 тишри первым, что соответствует 21 окт. Под этой же датой Д., Г. и З. упоминаются в Мартирологе блж. Иеронима с уточнением, что они пострадали в Никомидии, где к их дружине также причислены 12 воинов. В Бернском списке Мартиролога блж. Иеронима (VIII в.) после Д. также значится имя Омет (Ometis), появившееся здесь по ошибке переписчика. Эта неточность исправляется на основе Эхтернахского списка Мартиролога блж. Иеронима (VIII в.), где вместо Омета указан Дасий комит (в искаженной форме Dasci cometis). Существует также краткое греч. Житие этих святых, на основе к-рого были составлены синаксарные сказания. Согласно им, мученики во время языческого празднества низвергли лежащие на алтарях идолов приношения, за что были привлечены к суду. Судья подверг Д., Г. и З. различным мучениям: подвешивал на дыбе, вырывал волосы и затем, привязав им на шею камни, приказал утопить в море. Согласно Житию, мученики принадлежали к числу придворных и попали под гонение на придворных христиан в Никомидии, случившееся после двукратного пожара в никомидийском дворце имп. Диоклетиана , о к-ром сообщают Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 6) и Лактанций в соч. «О смертях преследователей» ( Lact. De mort. persecut. 15//PL. 7. Col. 216 (рус. пер.: Лактанций. О смертях преследователей. 1998. С. 158-161, лат. текст: Там же. С. 65-66). Ист.: BHG, N 492; ActaSS. Oct. T. 9. P. 11-14 [синаксарные сказания]; AnBoll. 1901. Vol. 20. P. 246-248 [греч. Житие]; MartHieron. P. 124; MartRom. P. 467; SynCP. Col. 154; ЖСв. Окт. С. 494; Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac/Ed. F. Nau. P., 1915. P. 22. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); Delehaye H. Commentarius perpetuus in Martyrologium Hieronymianum//ActaSS. Nov. T. 2. Pars 2. Brux., 1931. P. 565; Breviarium Syriacum/Ed. L. Duchesne//MartHieron. P. LXI-LXII (рус. пер.: Древнейший вост. месяцеслов по сирской рукописи 411-412 г.// Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 633). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 972; Dettori G. Dasio, Zotico e Gaio//BiblSS. Vol. 4. Col. 485; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 86. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/171410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТОХИЙ, ГАИЙ, ГАИАН, ПРОВИЙ, ЛОЛЛИЙ, УРВАН Евстохий, Гаий (Гаиан), Провий (Провия), Лоллий (Лоллия, Лулуда), Урван (Урвасий) и др. [греч. Εστχιος, Γος (Γαανς), Πρβη, Λολλα (Λουλος), Ορβανς (Ορβσιος)] († нач. IV в.), мученики Анкирские (пам. 23 июня), пострадали при имп. Максимиане (286-305). Е. (в календаре РПЦ Евстохий Садонский), родом из г. Усады (Васады, М. Азия), был языческим жрецом. Во время гонений на христиан его поразила стойкость мучеников и он обратился в христианство. Приняв Крещение от еп. Антиохийского Евдоксия, Е. вскоре был посвящен в сан пресвитера. Придя в г. Листра, он обратил в христ. веру своего племянника Г. и его семью, в т. ч. его детей П., Л. (то, что это были именно дочери, а не сыновья Г., подтверждается дальнейшим содержанием сказания; в греч. синаксарях встречаются только варианты жен. имен: Провия и Лоллия) и У. Через некоторое время новообращенных христиан арестовали и принуждали отречься от Христа, но безрезультатно. Затем Е., Г., П., Л., У. и др. членов семьи Г., включая женщин и детей, отправили в г. Анкиру, где их вновь пытали по приказу правителя Агриппина. Мученики остались непреклонны и были приговорены к казни. Первому отсекли голову Е., через день - Г., а отроков сначала привязали к вращающемуся колесу, но оно чудесным образом остановилось, и мученики остались невредимыми. Затем девушкам отсекли груди, У. вогнали в голову гвозди и только после мучений обезглавили. Под Антиохией, вероятно, понимается одноименный город в Писидии. Память мучеников в греч. стишных синаксарях отмечена также под 20 и 21 июня. Ист.: ActaSS. Iun. T. 4. P. 471-472; SynCP. Col. 760, 766; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 268-269. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 230-231; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1098; Clercq C., de. Eustochio, Gaiano, Proba, Lollia e Urbano//BiblSS. Vol. 5. Col. 307-308; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 152-153. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/187503.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ († XVII в., Вильно), мч., Виленский (пам. 3 мая). Происхождение, время и место рождения П. неизвестны. Краткие биографические сведения о П. сохранились в иконописном подлиннике XVIII в.: «...святый новый мученик Павел, пострадавший за Христа от польскаго короля в Вильне» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53). Основываясь на этом тексте, еп. Димитрий (Самбикин ; впосл. архиепископ) предположил, что П. «был не простого, а княжеского или боярского рода» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 66). Не исключено, что кончина П. была связана с событиями русско-польск. войны 1654-1667 гг. Е. Е. Голубинский включил П. в число «усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 364). По данным кон. XIX - нач. XX в., П. не был канонизирован (РБС. Т. 18. С. 1). В оглавлении к изданию служебной Минеи РПЦ П. упоминается как мученик под 3 мая (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 486). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. С. 67; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 416; Леонид (Кавелин). Св. Русь. Стб. 204; Макар. Симон. Синаксарь. М., 2011. Т. 4. С. 54. А. В. Кузьмин Иконография Изображения П. в наст. время неизвестны, однако он неоднократно упоминается под 3 мая в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. Его облик уподобляется внешности св. князя-страстотерпца Бориса, представленного на иконах средовеком: «…подобием рус, брадою, аки князь Борис, и ризами такожде» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 53); «Рус, брадою аки князь Борис и ризами» (БАН. Строг. 66. Л. 108, кон. XVIII в.; см. также: РНБ. Погод. 1931. Л. 212 об., 20-е гг. XIX в.); «Рус, аки Борис князь» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 154 об., 30-е гг. XIX в.). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 189. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2581897.html

МЕЛАНИЯ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛАНИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 44 , С. 492 опубликовано: 31 мая 2021г. МЕЛАНИЯ [Греч. Μελνεια], прп. (пам. греч. 8 июня). Время и место, где подвизалась святая, неизвестны. Память М. есть в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.); память и посвященное ей двустишие содержатся также в визант. стишных Синаксарях, откуда они перешли в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . О преподобной известно только, что она удостоилась мирной кончины. Ист.: SynCp. Col. 740; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 195. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 330. Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Ключевые слова: Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Мелания, преподобная (пам. греч. 8 июня) См.также: АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.) АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.) АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта) АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта) АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая) АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2562800.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 39 , С. 568 опубликовано: 12 марта 2020г. ЛАВРЕНТИЙ Прп. (пам. греч. 10 мая). В греч. синаксаре, приводимом в издании Синаксаря К-польской ц. (архетип кон. X в.), о Л. сообщается лишь, что он скончался в мире. Его память есть также в греч. стишных синаксарях, оттуда она была перенесена в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . Из синаксарного двустишия следует, что Л. был усердным подвижником. Архиеп. Сергий (Спасский) отождествляет Л. с иноком Лаврентием , чья память отмечается в день Всех преподобных отцов (в субботу Сырную). Ист.: SynCP. Col. 673. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 138; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 5. Σ. 68. Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Ключевые слова: Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Лаврентий, преподобный (пам. греч. 10 мая) См.также: АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.) АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.) АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта) АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта) АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая) АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2462423.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР, АЛФЕЙ, ЗОСИМА, МАРК ПАСТЫРЬ, НИКОН, НЕОН, ИЛИОДОР и др. († нач. IV в.), мученики (пам. 28 сент.); сказания, на основании к-рых составлено житие этих мучеников, имеют ряд несовпадений, но сходятся в том, что они пострадали при имп. Диоклетиане . В окрестностях Антиохии Писидийской игемон Магн арестовал христианина пастуха Марка и отправил его в Клавдиополь в сопровождении отряда из 30 воинов, к-рых св. Марк по дороге обратил в христианство. Воины были усечены мечом, а св. Марк осужден на истязание, для чего из селения Калита (Калута, Каталита), находившегося в той же местности, были приведены 3 брата-кузнеца: А., Алфей и Зосима. Когда они начали ковать орудия пыток, железо разлилось, как вода, их руки оцепенели и послышался голос, призывавший их пострадать вместе со св. Марком. Они исповедали Христа и были умерщвлены в Калите (или в Клавдиополе, 28 сент.) вливанием в уста расплавленного олова. Св. Марк был распят на кресте, а потом усечен мечом в Клавдиополе 21 сент., т. е. раньше казни А. и его братьев; нек-рые источники сообщают, что св. Марк был пригвожден к камню, а перед этим ему отрезали язык. По приказанию Магна голову Марка принесли в храм Артемиды, и все находившиеся там идолы упали и разбились. Свидетели этого чуда Николай, Неон и Илиодор, а также некие девы и отроки уверовали во Христа и были за это обезглавлены в г. Моромилии (Филомилии, 13 июля). В слав. Прологе сказано, что все мученики пострадали в Антиохии Писидийской. По свидетельству Евстафия , митр. Солунского (XII в.), мученики А., Алфей, Зосима и др. особенно почитались в Фессалонике. Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. краткое житие и память включены в ВМЧ под 28 сент. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 63-64). Ист.: BHG, N 63. ActaSS. Sept. T. 8. P. 600; Eustathius Thessalonicensis. Oratio//PG. 136. Col. 264-284; ЖСв. Сент. С. 626-627. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 402-403; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 94. О. Н. З. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/64324.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010