Примечание: Выражение " природа Христа   " и другие термины из области догматики старец, конечно, использует в собирательном значении, а не в догматическом. Не стоит забывать и славянское значение: природа, сущность=суть. То есть " живое выражение " . Суть - это внутренняя особенность вещи, отражающая ее смысл.  Суть " это выделенное " главное " . Афон Комментарии Всего комментариев: 4 2017/12/09, 08:42:37 Когда мы помогаем людям, вопрос заключается в одном: ведем ли мы их за собой в Царство Истины, или они ведут нас за собой в мир? Да,как замечено очень умно.Иногда молюсь за своего неверующего мужа, а он старается от религии быть подальше и меня вовлекает вовсе мирское.Св. отцы помолитесь о моем неверующем муже Андрее.Мне так тяжело с ним. 2017/12/08, 21:17:35 Больше нет. Простите. Александр 2017/12/08, 20:23:52 Отцы, фотография отменная, хотелось бы её на рабочий стол поставить, что бы чаще вспоминать Афон, монахов и эту статью. Да вот беда, фотография маленькая, поделитесь полноразмерным оригиналом? р.Б.Иоанн 2017/12/08, 13:39:37 Спасение – избавление человека от вечной смерти, то есть от греха и его последствий, и дарование ему вечной святой жизни в общении с Богом. Оно заключается в восстановлении единения с Богом, Источником жизни. " Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим " (Мф.11:29). Преподобный Серафим Саровский сказал замечательные слова: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Какая великая мудрость исходит из этих, казалось бы, таких простых слов! «Стяжи дух мирен» – что означают эти слова? Они означают, в первую очередь, работу над собой. Если мы хотим изменить обстоятельства нашей жизни, то в первую очередь, мы должны изменить себя. Стяжать – значит приобрести, то есть, мы должны приобрести для себя мирный дух, а мирный дух обитает только в том человеке, у которого чиста его совесть. А чистая совесть может быть только у того человека, кто живет по Заповедям Господним. “Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других...”; “А чтобы избавиться осуждения, должно внимать себе”...” и спрашивать: где я?” В особенности же для мира душевного “должно отдалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха: Печаль бо многих уби, и несть пользы в ней (Сир.30:25)”.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=277...

Говорится в молитвах на сон грядущим: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?» – это вполне актуально может стать реальностью для всех нас. Москва не гарантирована от землетрясений. В XIV веке было землетрясение, в 1975 году… Еще более мы не гарантированы от ядерной войны, которая может накрыть нас всех. И каждый из нас не застрахован ни от инфаркта, ни от инсульта. Еще один способ обрести внимание в молитве – понимание того, что твоя молитва вполне может быть последней. Недавно мне довелось ехать на маршрутке из города Жуковского. Это была совершенно исключительная езда: казалось, что маршрутка вот-вот перевернется или развалится на части. Все время пути я читал вечернее правило – вопрос о рассеянности ума не стоял. Тут работают рецепты Иисуса, сына Сирахова: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир. 7: 39). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Владимир 29 июля 2018, 17:28 А у меня получается так - знаю,что посторонние мысли вредны, а в итоге постоянно прокручиваю в голове список того,о чем во время молитвы думать нельзя. И ничего хорошего из этого не получается. Психология, будь она неладна. Ирина 16 июня 2018, 12:37 Спаси, Господи! Меня зовут Ирина, мне предстоит операция. Я боюсь, а что по этому поводу говорят святые? Поймите меня правильно, как мне быть? валентина майданская 19 ноября 2017, 21:27 Спасибо батюшкам,очень полезные наставления.Храни вас Бог. Надежда 23 октября 2017, 13:12 Советы пастырей помогут многим, как и мне лично, в прочтении молитв с сохранением сосредоточения и изгнании посторонних помыслов во время совершения молитв. Спасибо вам всем. Господи, помоги мне быть услышанной Тобою в моих молитвах.Спаси Господи! Лариса 11 мая 2017, 20:10 Как преодолеть тоску по маме-.Я не плачу,-Я вою.... Я стараюсь, но пока все слова утешения и церковь бессильны)))Пока до 40 дней читала псалтырь и акафист по единоумершему и ходила на исповеди ,было легче. Мы были две половинки души. Она не могла без меня,а я не могу сейчас без неё. Я не могу справится и не знаю как жить дальше.....Тоска по ближнему-самое мучительное страдание,.... Я знаю, уныние страшный грех.... Но как выйти из этого состояния.

http://pravoslavie.ru/95282.html

Хотя в книге нет страстности Иова и острых критических вопросов Экклезиаста, она тем не менее представляет собой важное свидетельство борьбы за синтез веры в час испытаний. Возможно, Иисус Сирахов спорит с Экклезиастом, когда в серии «теодицейных перикоп» защищает от возражений Божий план и порядок творения с его полярными структурами (15:11–18:14; 33:7–15; 40:1–11; 41:1–13); его настоящий ответ – это исповедание и гимн о целесообразности и благости непостижимых дел Божиих (39:12–35; 42:15–43:33). Обоснование этому дают продолжение традиций мудрости, в первую очередь большая похвала Премудрости самой себе в гл. 24: Премудрость – это обращение Бога не только к творению (как в Притч.8:22 слл.), но и к Израилю (избрание, присутствие на Сионе: 24:7 слл.–10 слл.). Последнее пристанище, где поселяется Премудрость после разнообразных географически локализованных мест пребывания, это, согласно 24:23, Тора Моисеева. Впервые встречающееся здесь соединение Премудрости и Торы (ср. Втор.4:6 слл.), выраженное в 17:7–14 как универсальный порядок творения, укрепляет идентичность Израиля перед лицом современных философских идей о мудрости и мировом законе (ср. философию Стои). Путь Премудрости Божией, как представляет его в краткой форме Сир.24 , развертывается и иллюстрируется автором-книжником в двух больших гимнах в конце произведения: вслед за хвалой порядку и чуду творения в 42:15–43:33 следует т.н. хвала отцам (44–49, 50), где в персонажах библейской истории прославляются дарованные Богом основы Израильской общности во времена Бен-Сиры – это семь основополагающих заветов от Ноя и патриархов до Аарона, Финееса и Давида. При всей убежденности в том, что эти заветы реализуются в фигуре и литургии первосвященника (гл. 50), книга демонстрирует открытость по отношению к новому историческому обращению Бога, хотя у мудреца, принимающего ограниченность человеческого бытия, сдержанное отношение к эсхатологическим и апокалиптическим идеям (ср. 3:19–24). 3.3 Страх Божий – корень и практика Премудрости

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Значит грехи наши могут быть причиною нашей болезни. Точно также древний благочестивый мудрец говорит, ими же кто согрешает, сими и мучится ( Прем.11:17 ). Это значит, что из греха непосредственно возникает, как его неизбежное зло, свойственное ему наказание. Подобное же говорит и другой древний мудрец, Иисус сын Сирахов согрешаяй пред Сотворшим его, впадет в руце врачу ( Сир. 38:15 ). Так, братие, сами вы видите, что тот, кто ведет порочную жизнь, расстраивает свое здоровье, сам ускоряет свою смерть и до некоторой степени становится самоубийцею. Если, братие, как мы сказали, согрешает против шестой заповеди тот, кто сокращает пороками собственную жизнь, то особенно тяжко согрешают те, которые самовольно лишают себя жизни, так называемые самоубийцы. Тот не погрешает против шестой заповеди, кто жертвует здоровьем своим и жизнию своею, когда требует этого нравственный долг или высшее благо. Это наоборот есть высокая добродетель. Сам Господь Иисус Христос говорил, обретый душу свою, погубит ю а иже погубит душу свою Мене ради обрящет ю ( Мф.10:39 ), и еще больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя ( Ин.15:13 ). Посему те, которые жертвуют жизнью за имя Христово, напр., св. мученики, или для спасения ближнего, проявляют тем самым высокую любовь к Богу и ближнему и посему не только не погрешают против заповеди, но сподобляются высокой награды. Тот же, кто лишает себя жизни самовольно, не по требованию долга, а по отчаянию, по легкомыслию, по привязанности к земному, есть самоубийца и тяжко согрешает против заповеди Божией, ибо грех самоубийства есть самый законопреступный из убийств. Если противно природе, как говорили мы с вами, братие, убить другого, подобного нам человека, то еще больше противно природе убить самого себя. Между животными, вообще говоря, не наблюдается случаев самоубийства, следовательно оно противно природе их. Посему и люди, самовольно лишающие себя жизни, также поступают вопреки природе, зло употребляя своим высшим отличным от животных даром, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Теперь я призываю в свидетели вас самих, хотя и злых. Разве мы не исполняем сию заповедь Божию? Разве имеем мы богов иных, кроме того Бога, который вывел людей израильских из рабства египетского, а нас от рабства диавольского? Разве делаем мы себе кумиров вместо богов, которым воздавали бы такую же достойную честь, как и Самому Богу, когда храним у себя и почитаем те иконы, которые, как я сказал, не суть идолы, которых мы не считаем за богов, которым не поклоняемся отдельно от их первообразов и не воздаем им Божеской почести?.. Впрочем, зачем долго говорить с безумными и упорными? «Скверняйся да сквернится» ( Апок. 22:11 ). Откройте свои мерзкие гортани со всем их преисподним ядом: «Врата адовы не одолеют святой церкви», « Церковь есть столп и утверждение истины»; с нею мы, ее чада, вместе со всеми святыми отцами, светильниками вселенскими, Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , Афанасием, Кириллом и многими другими, со всем вселенским святым собором, собравшимся на иконоборцев, все мы единогласно говорим и готовы подписаться кровию нашею: «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий!» Вас же, гноеименитых копронимцев, вместе со всем седьмым святым вселенским собором проклинаем: «Анафема, анафема, анафема!» 9. Слово в субботу четвертой недели великого «Поминайте наставники ваша» ( Евр.13:7 ). «Поминай последняя твоя» ( Сир.7:39 ) «Поминайте» и «поминай»: эти два слова из Божественного Писания да будут, возлюбленные слушатели, основанием нашей настоящей беседы. Поминайте наставников ваших, отца и матерь, ибо они прежде всего являются наставниками человека в юности его, а также и тех, которые наставники ваши по духу и о которых говорит вам слово Божие. Поминайте их; взирая на конец жизни их, помните их добрую жизнь, богоугодные дела, душеполезные слова и наставления, которыми они поучали вас, подражайте вере их и поревнуйте их богоугождению. Помня же о наставниках, помни всякий и последний твой вздох, смерть, гроб, тление и превращение в прах. «Поминай последняя твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Краткий обзор подвижнической жизни оптинского старца преподобного Амвросия и его письменного наследия позволяет с уверенностью сказать, что душа его была озарена Божественной благодатью, которая как из обильного источника изливалась на души всех, притекавших к его духовному окормлению. Старец Амвросий являет собою изумительный пример для подражания всем, ищущим спасения. В образе этого великого старца запечатлевается высокий и ясный ум, непреклонная воля и любвеобильное сердце. Всю свою жизнь он стремился достигнуть одной главной цели - стяжать в своей душе Царство Божие и научить ближних, как достигнуть его. Отец Амвросий был не только великим проповедником Царствия Христова, но и живым носителем этого Царствия. Старец не только звал к свету и обновлению духовному, но и сам был светильником, который светил и привлекал всех, кто желал идти по стопам Спасителя. Полный глубокого смирения иеросхимонах Амвросий вместе с тем исполнен был и бесконечной самоотверженной любви к ближним. Под животворными лучами этой божественной любви смирялось всякое горделивое сердце; холодные и окаменелые проливали благодатные слезы; колеблющиеся утверждались и возвращались на твердый и истинный путь. Всякий, кто только соприкасался с этим дивным старцем, уходил от него жизнерадостным и утешенным. Он настолько был богат духовным опытом, что приходили к нему многие мужи, славные житейской мудростью, чтобы поучиться у простого монаха высшей науке - умению жить по-христиански. Ни в одной приемной комнате знатных особ не перебывало столько людей, сколько побывало их в тесной келий этого старца. Ни от кого не получено столько советов письменных и устных, сколько их дал отец Амвросий. Оптинский старец Амвросий воистину был одним из глубочайших знатоков сокровенных движений душ человеческих, опытнейшим врачевателем духовных недугов, мудрым и любвеобильным наставником. Его письма, дошедшие до нас, являются прекрасным руководством всем, идущим ко спасению. Они раскрывают полную и ясную картину внутренней, духовной жизни человека, указывают ему высшую цель - Царство Небесное и пути достижения его. Письма старца содержат редкое сокровище духовного опыта. В них почти каждая строка дышит красотой христианского смирения и божественной любви. В этих великих христианских добродетелях наиболее преуспел сам отец Амвросий. Эпистолярное наследие иеросхимонаха Амвросия и в настоящее время является немеркнущим светом вразумления, назидания и увещевания для всех, стремящихся к блаженной вечности. Никогда не угаснет в народном сознании память об этом великом молитвеннике земли Русской. Поистине к нему приложимы слова ветхозаветного мужа, сказавшего: " Восхвалят разум его мнози, и до века не погибнет: не отъидет память его, и имя его поживет в роды родов: премудрость его поведят языцы, и хвалу его исповесть Церковь " (Сир.39:11-13). АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ (избранные изречения старца Амвросия, извлеченные из разных источников и расположенные в алфавитном порядке)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/259/...

   Теперь я призываю в свидетели вас самих, хотя и злых. Разве мы не исполняем сию заповедь Божию? Разве имеем мы богов иных, кроме того Бога, который вывел людей израильских из рабства египетского, а нас от рабства диавольского? Разве делаем мы себе кумиров вместо богов, которым воздавали бы такую же достойную честь, как и Самому Богу, когда храним у себя и почитаем те иконы, которые, как я сказал, не суть идолы, которых мы не считаем за богов, которым не поклоняемся отдельно от их первообразов и не воздаем им Божеской почести?..    Впрочем, зачем долго говорить с безумными и упорными? «Скверняйся да сквернится» (Апок. 22:11). Откройте свои мерзкие гортани со всем их преисподним ядом: «Врата адовы не одолеют святой церкви», «Церковь есть столп и утверждение истины»; с нею мы, ее чада, вместе со всеми святыми отцами, светильниками вселенскими, Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Афанасием, Кириллом и многими другими, со всем вселенским святым собором, собравшимся на иконоборцев, все мы единогласно говорим и готовы подписаться кровию нашею: «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий!» Вас же, гноеименитых копронимцев, вместе со всем седьмым святым вселенским собором проклинаем: «Анафема, анафема, анафема!» 9. Слово в субботу четвертой недели великого «Поминайте наставники ваша» (Евр.13:7). «Поминай последняя твоя» (Сир.7:39)    «Поминайте» и «поминай»: эти два слова из Божественного Писания да будут, возлюбленные слушатели, основанием нашей настоящей беседы. Поминайте наставников ваших, отца и матерь, ибо они прежде всего являются наставниками человека в юности его, а также и тех, которые наставники ваши по духу и о которых говорит вам слово Божие. Поминайте их; взирая на конец жизни их, помните их добрую жизнь, богоугодные дела, душеполезные слова и наставления, которыми они поучали вас, подражайте вере их и поревнуйте их богоугождению. Помня же о наставниках, помни всякий и последний твой вздох, смерть, гроб, тление и превращение в прах. «Поминай последняя твоя».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

О каноническом достоинстве книги пр. Иезекииля свидетельствует уже премудрый Сирах, упоминающий среди других священных ветхозаветных писателей Иезекииля, который «видел явление славы, которую Бог показал ему в херувимской колеснице. Он напоминал о врагах под образом дождя и возвещал доброе тем, которые исправляли пути свои» (Прем. Сир.49:10–11 = Иез.1:4, 13:13, 18:21, 33:14 ). В новозаветных книгах частое и ясное указание находится в Апокалипсисе. Так, в описаниях, образах и выражениях 18, 19, 20 и 21 глав Апокалипсиса видны сходные черты с Иезек. 27, 38, 39. 47 и 48 гл. Во всех дальнейших христианских соборных и отеческих исчислениях канонических писаний книга Иезекииля составляла неизменную часть канона и против ее каноничности не было сомнений в христианской богословской литературе. В иудейской церкви свидетельства о ее каноничности, после Сираха, находятся в талмуде, где она помещается в числе канонических писаний и упомянуто издание ее великою синагогой (Baba Batra. 15). Позднее среди Иудеев стали возникать сомнения о каноничности ее, в виду разности обрядового закона ее с законом Моисея (Menachot. 145а. Schabbat. 136. Chagiga. 13α). Ηο эти сомнения были опровергаемы иудейскими же богословами, и книга Иезекииля всегда и доселе составляет неизменную часть иудейского канона 99 . Относительно существующего ныне еврейского текста книги пророка Иезекииля идут немалые споры среди богословов. С одной стороны, во многом «несовершенный» и неизящный, a часто и неисправный, язык, даже в первоначальном ero виде, соответственно бедственной эпохе и жизни на чужбине, естественно значительнейше окрашенный арамеизмами, отличающийся оригинальностью и оригинальным образованием слов и форм, часто и справедливо затруднял и затрудняет толковников. С другой стороны, таинственность и символизм в изложении пророчеств и крайняя·прикровенность их, частая неудобоизъяснимость их для современного нам «буквально-исторического» экзегеса, порождали и укрепляли предположение, что было среди Иудеев немало охотников по своему «исправлять» текст книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

33:10), то кольми паче нам, грешным и неисправным, необходимо иметь страх Божий, и страх смерти, и — Страшнаго Суда Божия, и вечных мук во аде, растворяя страх сей надеждою наследовать Царствие Небесное, если будем елико возможно понуждаться на покаяние и исправление. Страх Божий и памятование четырех последних удерживают от грехопадений, по сказанному: «Помни последняя твоя и во веки не согрешиши» (Сир. 7:39).    Еже буди всем нам получити неизреченным милосердием и всесильною помощию Рождшагося от Святыя Девы, Господа нашего Иисуса Христа, Его же усердно о сем да молим. Аминь. 37. Объяснение слов псалма: «Бог наш на небеси и на земли» (1889 г.) Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!    Братие о Господе и сестры, и матери!    Милосердием и долготерпением Божиим и опять сподобляемся встретить всерадостный праздник Воскресения Христова. Поздравляю всех вас с сим великим и знаменательным христианским Торжеством торжеств. От души желаю вам провести оное в мире и утешении духовном.    По обыкновению своему, для пользы душевной предлагаю на разсмотрение псаломския слова: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори» (Пс. 113:11).    На земле Бог сотворил более нежели на небе.    На небе сотворил Бог ангелов, духов безплотных, умов совершенных, но не утвержденных еще, конечно, в добре, а оставленных на испытание их произволения, какое покажут в отношении их покорности и непокорности Богу.    Третья часть ангелов отпала от Бога, быв увлечена начальнейшим ангелом, который возгордился против Бога и пожелал быть равным Ему, помышляя в себе: «Поставлю престол мой выше звезд небесных и буду подобен Вышнему» (Ис.14:13-14). За каковую гордость и дерзость из светоноснаго ангела превратился в змия-дракона, о котором сказано в откровении Иоанна Богослова, что хоботом своим отторг «третью часть звезд небесных» (Откр.12:4), т. е. ангелов. Падшие ангелы с их злоначальником свержены с неба и оставлены на их злую волю до Страшнаго Суда, на котором и получат должное воздаяние. На земле Бог сотворил человека Адама плотянаго, «вземь персть от земли и вдуну в лице его дыхание жизни» (Быт.2:7), т.е. душу разумную и безсмертную.    Человека плотянаго сотворил Бог, во-первых, для того, чтобы человек смирялся, памятуя, что тело его создано из земли и в землю должно обратиться; во-вторых, для того, чтобы человека плотянаго можно было помиловать, как немощнаго. Сотворил Бог и помощницу Адаму из ребра его, и поселил первозданных в раю сладости, в жизни блаженной, заповедав им не вкушать только от одного древа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Они будут дарованы тебе в свое время, которое пока не наступило " . 10 Букв. " в загоне для овец " , " в овчарне " . 11 Т.е. в соответствии с волей Того, Кто за твое пребывание в монастыре увенчает тебя. 12 Букв. " неверие получает наказание " . 13 Букв. " точность предмета " . 14 Букв. " величию слов " . 15 Сир. re " yana мы обычно переводим как " разум " , иногда как " мысль " , " мнение " . 16 Букв. " ибо близко наказание к неверию " . 17 Букв. " оскудение надежды " . 18 Сир. соответствует греч. egkataleipsis и буквально переводится как " оставленность " . В Беседе 14,3 преп. Исаак использует термин d-men alaha, соответствующий греч. egkataleipsis tou theou - " богооставленность " . См. эти термины у Евагрия Понтийского (О молитве 38; Гностик 28; Схолии на Экклезиаста, SC 397, p.126). 19 Сир. qutta " a соответствует греч. akedia (уныние, безнадежность, отчаяние). 20 Букв. " Нет [большего] зла, чем это, которое может найти на тебя " . 21 Сир. (тишина, безмолвие) - один из основных аскетических терминов, используемых преп. Исааком для характеристики отшельнической жизни. 22 Букв. " собеседованием с ними " . 23 Вар. " хранению " , " трезвению " . 24 Источник цитаты неизвестен. 25 Вар. " только в начальной точке пути> " . 26 Букв. " по причине места, которое посреди " . 27 Или " отвлекся " . 28 Букв. " стояния " , т.е. стабильности. 29 Вар. " которое имеет немудрого хозяина " . 30 Букв. " постоянно лишает он его обычного поливания " . 31 Вар. " он проводит " . 32 Букв. " из одной почвы в другую " . 33 Букв. " колеблет " . 34 Букв. " постоянно ударяя по нему тем или иным из того, чем ударяет он его " . 35 Или " недисциплинированным " . 36 Вар. " мысленные тайны " . 37 Ср. 2 Тим.4:7-8. 38 Или " смутит и огорчит " . 39 Морская символика часто встречается в сочинениях преп. Исаака. Это связано с тем, что он был родом из Катара на берегу Персидского залива: среди моряков, рыболовов и ныряльщиков прошло его детство. 40 Сир. ihidayuta - одиночество, уединение, отшельнический образ жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010