Ст. 8–10. Идем во Иудею, сказал Господь ученикам. Ныне искаху камением побити Тебе иудее и паки ли идеши тамо? говорили ученики. Ныне на языке греческом имеет значение времени недавнего ( Деян.7:52 ). «Ныне – прежде немногого времени», говорится у Платона (Timaens). Не прошло 3 месяцев, как в Иерусалиме хотели убить Иисуса. После того идти в Иерусалим значило идти на явную опасность жизни. Ученики любили Господа своего и, видя опасность для Его жизни в Иерусалиме, выражали скорбь о Нем. По положению дел опасность для Учителя была и опасностью для учеников: враги Иисуса не были друзьями для искренних последователей Его. По словам Фомы (ст. 16) видно, что при кровожадности синедриона ученики опасались и за свою жизнь. Христос Иисус говорит им: «Не двенадцать ли часов во дне?.. Кто ходит ночью, спотыкается». Кто ходит днем, не боится споткнуться, светит день: так Сын человеческий знает волю Отца небесного и действует свободно при сиянии небесном. – Как при таком свете не делать дел пославшего? ( Ин.9:4 ). Пусть покойны остаются ученики; с Ним они безопасны. Другое дело – те, которые выходят на труд, не призванные свыше. Они бродят ночью, во мраке. Враги Иисуса не понимают, что делают. Хотя бы и хотели, не могут они ни ускорить, ни продлить времени смерти Сына человеческого. Они жалки, потому что во мраке готовят себе самим несчастия. Ст. 11–16. Когда Иисус сказал, что Лазарь спит, надобно разбудить его, ученики подумали, что говорится о сне обыкновенном, хотя у иудеев и смерть называлась сном ( Сир.46:22, 48:14 ; Иер.51:39 ; 1Фес.4:13 ; Деян.7:60, 13:36 ). «Если уснул (Лазарь), то выздоровеет», сказали ученики. Евреи говорили: «сон больного – признак выздоровления» (Misnaiot ap. Grotium). Лазарь умер, сказал прямо Спаситель и прибавил, что радуется Он, не быв при одре болезни его. Почему? Иначе любовь заставила бы Его по просьбе любимых возвратить больному здоровье, а это то же ли было бы, что возвратить жизнь умершему? Так как Христос Иисус выразил теперь непременное желание идти в Вифанию, которая была в Иудее, то Фома при уверенности в опасностях, готовых в Иудее для Господа, воспламенный любовью к Учителю говорит другим ученикам: «пойдем и мы, умрем с Ним». Где учитель, там должны быть и ученики; Он идет на опасность смертную и мы не должны бежать от нее. Точно так же говорил и Петр ( Лк.22:33 ). Прекрасные чувства! Но это еще не дела! Дидим (близнец) греческое объяснение имени Фомы, подобно как Петр греческое имя Кифы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(51). Гордии законопреступоваху до зела: от закона же Твоего не уклонихся. По Закону проводил я жизнь, блюдя владычественную силу души моей, чтобы не утаивалось в сердце моем слово беззаконное. Ибо, когда преступают они Закон до зела, я даже и в малом не преступал закона Твоего. (52). Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся. Ибо, содержа в памяти то, чем от века и до века воздается каждому, праведник утешается и пребывает беспечален, говоря: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). Воспомянув суды, какие творил Ты древле над притеснителями израильтян, утешился я, зная, что и сам не буду оставлен в гонениях, и что с людьми все бывает по Божию суду. (53). Печаль прият мя от грешник оставляющих закон Твой, т. е. печаль о грешниках, из которых одни грешат без Закона, не изведав и начала законов, а другие имеют Закон и преступают его. Аще страждет едим уд, с ним страждут еси уди: аще ли же славится един уд, с ним радуются вси уди (1 Кор. 12, 26). Поэтому, надлежит нам печалиться и о согрешающих братьях наших, что они таковы, и питать в себе такие же расположения, какие имел сей святый. (54). Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришествия моего. Местом пришелствия называет настоящую жизнь, по сказанному: зная, яко страннии и пришельцы суть на земли (Евр. 11, 13). На сем-то месте возвеселился я, сказуя оправдания Твои, поскольку вместе и изучал, и исполнял их. (59). Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе мои во свидения Твоя. Поскольку всю мысль свою устремил я на заповеди Твои, то и вступил на путь свидений. (60). Уготовихся и не смутихся. Зная сказанное: чадо, аще приступавши работати Господеви, уготови душу твою во искушение (Сир. 2, 1), и всегда помышляя о сем, при нашествии врагов не смущался я, как научившийся встречать их мужественно. (61). Ужя грешник обязашася мне. Какие же это были ужя? Не лукавые ли помыслы, которыми намеревались низринуть меня с ликостояния по Богу? (62). Полунощи востах исповедатися Тебе. Не только день, но и ночь, даже самую средину ночи, когда овладевает людьми наиболее приятный сон, проводил я, песнословя Тебя, и воспевал праведные определения Твои. Так поступал и божественный Апостол вместе с Силою, когда, приняв на себя раны и бичевания, с связанными ногами, растворил молитву с песнопением, и пожал плод сего прекрасного бдения; потому что изведал на себе Божественную щедродательность (Деян. 16, 19-39).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВАНА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 75 опубликовано: 7 ноября 2007г. АВАНА Аванá [евр.    - твердая, каменистая], река, берущая начало в горах Антиливана и протекающая в окрестностях Дамаска. О ней вспоминал страдавший проказой сир. военачальник Нееман , посланный прор. Елисеем на омовение в Иордане (4 Цар 5. 12). Греч. географ Страбон называл ее Хрисорроас (греч. Χρυσορρας - золотой поток) (География. XVI 2). Традиционно отождествляется с р. Барада (араб. - холодная). Лит: Abel F.-M. Géographie de la Palestine. P., 1933. Свящ. Афанасий Гумеров Рубрики: Библейская география Ключевые слова: География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Авана, река, берущая начало в горах Антиливана и протекающая в окрестностях Дамаска См.также: АБУ-ГОШ придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима) АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана АВЕЛ составной элемент некоторых библейских географических названий АВИЛА древний город, центр тетрархии Авилинеи Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/62550.html

В период странствия по пустыне А. всегда рядом с Моисеем: они вели учет годных для войны израильтян (Числ 1. 3); сносили ропот и угрозы народа (Числ 14. 2-10); молились о прощении «всего общества» (Числ 16. 22) и, наконец, разделили общую судьбу: за неверие у вод Меривы А. и Моисей были признаны Господом недостойными войти в Землю обетованную (Числ 20. 8-13). Лишь однажды А. вместе с Мариам упрекал Моисея за то, что тот взял себе в жены эфиоплянку. Однако в отличие от Мариам А. не был наказан проказой (Числ 12). Аарон. Роспись в апсиде Часовни пророков и святых монастыря вмц. Екатерины на Синае. Сер. XV в. Аарон. Роспись в апсиде Часовни пророков и святых монастыря вмц. Екатерины на Синае. Сер. XV в. Как первосвященник А. был призван на служение Господом и посвящен прор. Моисеем (Исх 29. 4-21; 40. 12-15; Лев 8. 1-30; Евр 5. 4), к-рый облачил его и помазал елеем перед входом в скинию собрания, т. о. установив право ветхозаветных священников совершать богослужебные действия (Исх 27. 21-22, 28; 29. 4-21; Лев 8. 1-30). В лице А. и его сыновей Др. Израиль получил институциональное священство (см. Священство ветхозаветное ). Деятельность А. как первосвященника включала не только культовое, но и судебное, а также учительное служение (Сир 45. 20-21). В обязанности А. входили ежедневные богослужебные действия в скинии собрания: курение благовоний (Исх 30. 7-8), приготовление и возжигание лампад (Исх 27. 20-21; 30. 8). В субботу А. полагал 12 свежих хлебов с ладаном и солью на чистом столе перед Господом (Лев 16. 33). Священник наделялся правами последней судебной инстанции (Втор 17. 12; 19. 17; 21. 5; 33. 10). А. и его сыновья должны были «научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев 10. 11). За нарушение культовых постановлений 2 старших сына А. были сожжены «огнем от Господа», причем А. молча перенес их смерть (Лев 10. 1-7). Когда Корей и др. знатные мужи домогались равного с А. священства (Числ 16. 1-3), Господь подтвердил избрание А. и его сыновей: Корей, Дафан и Авирон были поглощены землей, а в народе начался мор. По приказу Моисея А. «стал... между мертвыми и живыми» и совершил умилостивительное каждение, чем прекратил поражение, совершенное Господом в народе (Числ 16. 24-40). Подтверждением избрания А. было также чудо с жезлом А., к-рый был положен в скинию собрания вместе с жезлами 12 старейшин и найден чудесно расцветшим (Числ 17) (см. Ааронов жезл ). Заступничество А., отведшего гнев Божий, воспевается более поздними библейскими авторами (Прем 18. 20-25; Пс 76. 21; 105. 16). А. умер в возрасте 123 лет на вершине г. Ор (согласно Втор 10. 6, это произошло в местности Мозер ; см. Аарона могила ). Моисей снял с А. священнические одежды и облек в них его сына и преемника Елеазара (Числ 20. 27-28; 33. 39). Народ Израиля оплакивал А. 30 дней.

http://pravenc.ru/text/62368.html

Начало Евангелия от Марка. Лист с инициалом из Борилианского кодеса. Ок. 875–975 г. (Университетская б-ка, Утрехт. 09) Начало Евангелия от Марка. Лист с инициалом из Борилианского кодеса. Ок. 875–975 г. (Университетская б-ка, Утрехт. 09) Кроме того, обсуждается присутствие в оригинале Мк 1. 1 слов υο θεο (Сына Божия). В большинстве ранних источников (Ватиканский, Александрийский и Синайский (рукой корректора) кодексы, Кодекс Безы и др.) эти слова есть. Это же чтение подтверждается свидетельством лат. перевода сочинения сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. III 10. 6; 16. 3). Однако они пропущены в изначальном тексте Синайского кодекса, в ряде ранних арм. и груз. рукописей, а также в цитатах у некоторых раннехрист. авторов (Ibid. III 11. 8; Orig. In Ioan. comm. 1. 13. 79-81; 6. 24; Idem. Contr. Cels. 2. 4; Cyr. Hieros. Catech. 3. 6; Hieron. Ep. 57. 9; Idem. In Mal. 3. 1). Возможно, слова были пропущены по ошибке из-за обилия nomina sacra, записанных в сокращенной форме. Нек-рые ученые считают, что они были добавлены на очень раннем этапе бытования текста как обобщение основной темы этого Евангелия ( Head. 1991). Против вставки говорит наличие подобных выражений в начале ветхозаветных книг (ср.: Тов 1. 1; Еккл 1. 1; Притч 1. 1). Окончание Евангелия от Марка в рукописной традиции представлено неск. вариантами. В качестве Textus Receptus получило распространение т. н. длинное окончание Мк 16. 9-20 (именно оно приводится в церковнослав. и синодальном переводах). Оно присутствует в большинстве греческих (начиная с Александрийского кодекса), лат., сир. рукописей и в гот. переводе. Первое достоверное свидетельство его существования содержится в лат. переводе сочинения сщмч. Иринея Лионского, к-рый цитирует Мк 16. 19 ( Iren. Adv. haer. III 10. 5-6). Среди сохранившихся цитат из сочинения Папия Иерапольского встречается рассказ о некоем Иусте Варсавве, который испил яд, но остался жив ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 9; в ином варианте этой истории говорится о змеином яде: Boor C., de. Neue Fragmente des Papias//TU. 1888. Bd. 5. H. 2. S. 170. Frg. 6), что может указывать на знакомство Папия с Мк 16. 18. Аллюзии на длинное окончание Евангелия от Марка нек-рые видят в 1-й Апологии Иустина Мученика ( Iust. Martyr. I Apol. 45, 50), но, хотя лексика в целом совпадает, цитаты слишком коротки для подтверждения этих выводов. Спорят также о присутствии длинного окончания в оригинале Диатессарона .

http://pravenc.ru/text/2562164.html

37 Оо, пророктары лртр, Таара эйиэхэ ыыппыт дьонун тааынан тамныыр Иерусалим, Иерусалим! Хас тгл Мин эн оолоргун, ктр бэйэтин оолорун кынатын анныгар мунньарын курдук, мунньуохпун баарбыппыный, оттон эн ону баарбатаы! 38 Дьэ ол иин „Дьиэит иччитэх хаалларыллар“. 39 Мин эиэхэ этэбин: „Айыы Тойон аатынан Кэлэн Иээччи алгыстаах!“ дии иликкитинэ, эиги Миигин крххт суоа». 24 Бтэр уук бэлиэлэрэ 1 Иисус Таара Дьиэтиттэн баран эрдэинэ, бу Дьиэ тутууларын Киниэхэ крдрр, рэнээччилэрэ тиийэн кэлбиттэрэ. 2 Иисус кинилэргэ эппитэ: «Бу маны барытын крт дуо? Кырдьыгы эиэхэ этэбин: манна таастан таас орпокко, барыта урусхалланыаа». 3 Иисус Елеон хайатыгар соотоун олордоуна, рэнээччилэрэ Киниэхэ бэйэлэрэ эрэ тиийэн кэлбиттэрэ: «Ити хаан буоларын бииэхэ этиэ дуо? Эн кэлэргин итиэннэ бу дойду бтэр ууга кэлбитин бииги туох бэлиэни крн билэбит?» 4 Иисус эппитэ: «Эиги, кимиэхэ да албыннаппат курдук, сэрэхтээх буолу. 5 Элбэх кии Мин ааппынан ааттанан кэлэн „мин Христоспун“ диэн гс дьону ктэтиээ. 6 Чугаынан да, ырааынан да сэрии турбут сураын истиэххит, ол эрээри онтон куттанаайаыт; ити барыта буолуохтаах эрээри, сс да бтэр уук буолбатах. 7 Норуот норуоту, саарыстыба саарыстыбаны утары туруоа; сут, ллээх сутул сааланыаа, онон-манан сир хамсааына буолуталыаа. 8 Бу барыта – трр талыы киириитэ эрэ. 9 Ол саана эигини тутан ылан сордуохтара-мунуохтара, лртхтэрэ; Мин туспуттан эигини бары норуоттар абааы крхтэрэ. 10 Оччоо гстэр итээллэрин стэриэхтэрэ, бэйэ-бэйэлэрин танарсыахтара, абааы крсхтэрэ. 11 Элбэх сымыйа пророктар дйэн гс дьон йн-санаатын сйхтэрэ. 12 Суута-сокуона суох быыыланыы элбээн, гс дьон таптала сойуоа. 13 Оттон ким тиээр тиийэ тулуйбут – ол быыаныаа. 14 Бары норуоттар истэллэрин туугар, Саарыстыба Евангелиета аан дойдуга барытыгар иитиннэриллиээ; дьэ оччоо бтэр уук тиийэн кэлиээ. 15 Онон, Даниил пророк т крн эппитин курдук, „иччитэхсийии сидьиэ“ сибэтиэй сиргэ турарын крдххтнэ, (ааааччы маны спк йдхтн!) – 16 Иудеяа баар дьон хайаа куоттуннар; 17 ким дьиэтин рдгэр сылдьыбыт, ол тугу эмэ ылыам этэ диэн дьиэтигэр киирбэтин; 18 ким ходуаа сылдьыбыт, ол сонун ыла тннбэтин. 19 Ыарахан да буолуо ол кэмэ ооостоох дьахталларга, эмиийдээх оолоох ийэлэргэ! 20 Эиги куотуугут кыыы кэмэ эбэтэр субуотаа тбэспэтин туугар ; 21 тоо диэтэххэ, ол саана аан дойду айыллыаыттан билиэ диэри буолбатах уонна хаан да буолбат улуу кутурана буолуоа. 22 сктн Таара ол кэми кылгаппатаа буоллар, биир да тыынар тыыннаах ордуо суох этэ; талыллыбыттар тустарыгар ол кэм кылгатыллыаа. 23 Онно сктн ким эмэ эиэхэ кр, Христос манна баар эбэтэр Кини ол сылдьар диэтэинэ, итээйимээри. 24 Сымыйа христостар, сымыйа пророктар р тураннар, т кыалларынан талыллыбыт дьону кытта албыа ктэтээрилэр, улуу бэлиэлэри, дьиктилэри крдрхтэрэ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Где же тут «умерщвление плоти», ее«проклятие», ее«бесовское происхождение»?!. Где«страх пред наготою тела, как пред чем-то постыдным, прелюбодейным иоскверняющим»?! 30 . Где отрицание «божеского» в животном и растительном царстве?! Где отсутствие связи между человеком и остальным миром?! Где, наконец, отрицание Богом мира, где мир, как отрицание Бога?!. Разве не беспредельное уважение человека к своей плоти и притом к плоти обнаженной, – не таинственно божественную связь между всем миром и человеком, а чрез последнего и с Богом, – не мир, как утверждение Бога и не Бога, как Творца мира, во всем разнообразии его плоти, возвещают уже первые главы книги Бытия, когда рисуют изначальный или идеальный миропорядок. Ну, а далее?Под влиянием злобно-разумной силы человек познает зло, – в нем появляется «похоть плоти, очес и гордость житейская» 31 ... Тогда-то он впервые узнает, что «наг»и, убоявшись своей наготы, спешит скрыть ее под смоковным опоясанием ( Быт. 3:7–11 ). За этим первым нарушением мировой гармонии идут другие. Жена из помощницы мужу превращается как бы в рабу его; ее половые отношения к нему извращаются: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей: в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3:16 ). Муж обрекается на скорбный труд... Появляется смерть... Проклинается земля за грех человека, и человек проклинается от земли за невольное участие ее в его преступлении 32 … И если теперь мы пройдем чрез всю историю библейского израиля, то увидим, что его отношение к своей плоти, как святой, что его религиозное общение с «Божьей тварыо» и со «всей многообразной языческой плотыо» все более и более проявлялось, по мере роста его земного могущества и благоденствия. Вспомним сказания библии о том, как Сам Господь и Ангелы Его являлись во плоти человека ( Быт. 18 ; Дан. 7 ), как херувимы изображались с лицами человеческими (Иезеек. 41:19), как знамения Своего завета Господь клал на плоти человека ( Быт. 17 ; Второз. 6:7–9); как жестоко был наказан Хам за осмеяние наготы отца своего, которая для других сыновей Ноя была святынею, своего рода «ковчегом откровения, на который Израильтянам нельзя было смотреть» ( Быт. 3, 21, 9; 22–23 ; Числ. 4, 15–19–20 ), как сильно желал Иосиф окончательно почить костьми своими в земле обетованной, в месте постоянного пребывания его сынов ( Быт. 50:25–26 : Иис. Нав. 24:32 ), как«чтились» у Израильтян кости и тела праведных мужей (Ис. С. Сир. 48–49 ; Ис. 66 ; Пс. 33; 4 . Цар. 23), как заботились Израильтяне о чистотетела, узаконив «различные омовения до плоти относящиеся» ( Числ. 19 ; Евр. 9:10–13 ), как жестоко они карали осквернивших тело свое чрез оскопление (Второз. 23:1), как всего себя иплоть и кровь свою–Израиль считал «святым» ( Исх. 19 ), как, наконец, и что особенно важно, он учил о воскресении для жизни вечной мертвых тел ( Ис. 26:19 ; Иоан. 11:24 ; Лук. 20:27–39 ; Деян. 24:14–15 )!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Где же тут «умерщвление плоти», ее «проклятие», ее «бесовское происхождение»?!. Где «страх перед наготою тела как перед чем-то постыдным, прелюбодейным и оскверняющим»?! 29 Где отрицание «божеского» в животном и растительном царстве?!. Где отсутствие связи между человеком и остальным миром?!. Где, наконец, отрицание Богом мира, где мир как отрицание Бога?!. Разве не беспредельное уважение человека к своей плоти, и притом к плоти обнаженной, – не таинственно-божественную связь между всем миром и человеком, а чрез последнего и с Богом, – не мир как утверждение Бога и не Бога как творца мира во всем разнообразии его плоти возвещают уже первые главы книги Бытия, когда рисуют изначальный, или идеальный, миропорядок?!. Ну а далее? Под влиянием злобно-разумной силы человек познает зло, в нем появляется «похоть плоти, очес и гордость житейская»... 30 Тогда-то он впервые узнает, что «наг», и, убоявшись своей наготы, спешит скрыть ее под смоковным опоясанием ( Быт. 3:7–11 ). За этим первым нарушением мировой гармонии идут другие. Жена из помощницы мужу превращается как бы в рабу его; ее половые отношения к нему извращаются: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей: в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3:16 ). Муж обрекается на скорбный труд... Появляется смерть... Проклинается земля за грех человека и человек проклинается от земли за невольное участие ее в его преступлении... 31 И если теперь мы пройдем через всю историю библейского Израиля, то увидим, что его отношение к своей плоти как к святой, что его религиозное общение с «Божиею тварью» и со «всей многообразной языческой плотью» все более и более проявлялось по мере роста его земного могущества и благоденствия. Вспомним сказания Библии о том, как Сам Господь и Ангелы Его являлись во плоти человека ( Быт. 18 ; Дан. 7 ), как херувимы изображались с лицами человеческими ( Иез. 41:19 ), как знамения Своего завета Господь клал на плоти человека ( Быт. 17 ; Второз. 6:7–9), как жестоко был наказан Хам за осмеяние наготы отца своего, которая для других сыновей Ноя была святыней, своего рода «ковчегом откровения, на который Израильтянам нельзя было смотреть» ( Быт. 3:21; 9:22–23 ; Числ. 4:15–19–20 ), как сильно желал Иосиф окончательно почить костьми своими в земле обетованной, в месте постоянного пребывания его сынов ( Быт. 50:25–26 ; Нав. 24:32 ), как «чтились» у Израильтян кости и тела праведных мужей ( Сир. 48:49 ; Ис. 66 ; Пс. 33 ; 4Цар. 23 ), как заботились израильтяне о чистоте тела, узаконив «различные омовения, до плоти относящиеся» ( Числ. 19 ; Евр. 9:10–13 ), как жестоко они карали осквернивших тело свое чрез оскопление ( Втор. 23:1 ), как всего себя и плоть и кровь свою Израиль считал «святым» ( Исх. 19 ), как, наконец, и что особенно важно, он учил о воскресении для жизни вечной «мертвых тел» ( Ис. 26:19 ; Ин. 11:24 ; Лк. 20:27–39 ; Деян. 24:14–15 )!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/n...

30 . Где же тут «умерщвление плоти», ее «проклятие», ее «бесовское происхождение»?!.. Где, страх перед наготой тела, как перед чем-то постыдным, прелюбодейным и оскверняющим»?! 31 Где отрицание «божеского» в животном и растительном царстве?! Где отсутствие связи между человеком и остальным миром?! Где, наконец, отрицание Богом мира, где мир, как отрицание Бога?!.. Разве не беспредельное уважение человека к своей плоти и при том к плоти обнаженной, – не таинственно божественную связь между всем миром и человеком, а через последнего и с Богом, – не мир, как утверждение Бога и не Бога, как Творца мира, во всем разнообразии его плоти, возвещают уже первые главы книги Бытия, когда рисуют изначальный или идеальный миропорядок?!.. Ну, а далее? Под влиянием злобно-разумной силы человек познает зло, – в нем появляется «похоть плоти, очей и гордость житейская»… 32 Тогда-то он впервые узнает, что «наг» и, убоявшись своей наготы, спешит скрыть ее под смоковным опоясаньем ( Быт. 3:7–11 ). За этим первым нарушением мировой гармонии идут другие. Жена из помощницы мужу превращается как бы в рабу его; ее половые отношения к нему извращаются: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей: в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3:16 ). Муж обрекается на скорбный труд… Появляется смерть… Проклинается земля за грех человека и человек проклинается от земли за невольное участие ее в его преступлении… 33 И если теперь мы пройдем через всю историю библейского Израиля, то увидим, что его отношение к своей плоти, как святой, что его религиозное общение с «Божьей тварью» и со «всей многообразной языческой плотью» все более и более проявлялось, по мере роста его земного могущества и благоденствия. Вспомним сказания библии о том, как Сам Господь и Ангелы Его являлись во плоти человека ( Быт. 18 ; Дан. 7 ), как херувимы изображались с лицами человеческими ( Иез. 41:19 ) как знамения Своего завета Господь клал на плоти человека ( Быт. 17 ; Втор. 6:7–9 ), как жестоко был наказан Хам за осмеяние наготы отца своего, которая для других сыновей Ноя была святыней, своего рода «ковчегом откровения на который Израильтянам нельзя было смотреть» ( Быт. 3, 21:9; 22–23 ; Чис. 4, 15–19–20 ) как сильно желал Иосиф окончательно почить костьми своими в земле обетованной, в месте постоянного пребывания его сынов ( Быт. 50:25–26 ; Ис. 24:32 ), как «чтились» у Израильтян кости и тела праведных мужей ( Сир. 48–49 ; Ис. 66 ; Пс. 33 ; 4Цар. 23 ), как заботились Израильтяне о чистоте тела, узаконив «различные омовения до плоти относящиеся» ( Чис. 19 ; Евр. 9:10–13 ), как жестоко они карали осквернивших тело свое через оскопление ( Втор. 23:1 ), как всего себя и плоть и кровь свою – Израиль считал «святым» ( Исх. 19 ), как наконец и что особенно важно, он учил о воскресении для жизни вечной мертвых тел ( Ис. 26:19 ; Ион. 11:24 ; Лук. 20:27–39 ; Деян. 24:14–15 )!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

183 Все это, заметим, прямо и решительно говорит против, удерживаемого некоторыми сектами, как, напр., несторианскою и, некоторыми позднейшими, протестантскими, древнего ложного мнения о совершенно бессознательном состоянии душ за гробом, до всеобщего суда (Klee. Dogm. Geschicht. t. II. p. 316. ed. 1838). Правда, в Ветхом Завете нередко изображалось состояние душ в аду, как состояние безмолвного бездейственного и, как бы, сонного покоя. Но, как мы видели в своем месте (см. наш Догм. т. III § 37), к такого рода образам загробного состояния душ, присовокуплялись и другие образы, ясно указывающее на сохранение ими своей сознательности и способности отличать себя от других подобных душ, а, также, беседовать с ними ( Ис.14:9, 10 ; Иез.31:16, 17 ). В позднейших же книгах Ветхого Завета, особенно же, неканонических, воззрение на загробное состояние душ, как состояние, вполне сознательное и самодеятельное, по своей, сравнительно с прежним, ясности, много приближается к учению новозаветному ( Притч.14:32 ; Еккл.3:17 ; Прем.3:1–8 ; Сир.1:13, 21:10 ; 2Мак.15:11–17 ). 187 Книг. к. Деметриану, кн. II. стр. 237 и 238. См. Библиот. св. отц. Церкви Западн. Киев. 1879 г. 190 De bon. mort. c. 2. Opp. Pars. 1. p. 155. ed. 1516; Orat. in m rt. Theodos. Magn. Ib d. pars. III. p. 49. 203 В Постановлениях апостольских таковыми, именно, и признаются души умерших праведников, о которых говорится, что они «непреклонны ко греху, и неизменны в добре» (Const. apostol. lib. V. с. 8). 213 Иуст. Dialog, cum Tryph. n. 5; Ирин. Advers. haeres. lib. 4. c. 39, n. 4, – lib. 5. c. 5. n. 1. 223 Житие преподоб. Антония. Тв. св. Отц. т. XXI. стр. 260 и 261. Моск. 1853 г. У святого же Макария Александрийского в таких чертах изображался частный загробный суд. Душа каждого, приявшего крещение, сопутствуемая ангелами, в третий день по разлучении со своим телом, возносится от земли на небо для поклонения Богу всяческих. В течении же шести дальнейших дней, она витает над обителями святых или раем, услаждаясь его красотами и, исполняясь чувством радости, если совесть не внушает никаких опасений к его незаслуженности или же, проникаясь горечью скорби, если совесть говорит противное. Затем, по вторичном поклонении Богу, в тридцать следующих дней она обозревает жилища ада с их жильцами, подверженными разнообразным мукам, причем, исполняется чувством содрогания из опасения, как бы и самой за свою виновность не подвергнуться тем же мукам. «В сороковый же день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей, по ее делам, место заключения». Души же не просвещенных крещением, неумолимыми ангелами, по обличении их в виновности, прямо отводятся на мучения в ад (Слов. св. Мак. Алекс. о исходе душ. Хр. Чт. т. XLIII. стр. 126–131. 1831. г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010