У пророка Осии мы встречаем вот какое определение Бога: “Я Бог, а не человек” (Ос. 11. 9). Если Бог, имеющий разум и волю, о чем ясно свидетельствует Библия (3 Цар. 3. 28. Иов. 12. 13, 16. Притч. 3. 19–20. Сир. 1. 1, 5; 15. 18; 42. 21. Ис. 11. 2; 28. 29. Лк. 11. 49. Рим. 11. 33; 14. 26. 1 Кор. 1. 21, 24; 2. 7. Воля Божия: Пс. 106. 11. Прем. 6. 4. Мк. 3. 35. Лк. 7. 30. Деян. 20. 27. 1 Пет. 2. 15; 3. 17; 4. 2, 19. 1 Ин. 2. 17. Рим. 1. 10; 8. 27; 12. 2. 1 Кор. 1. 1. 2 Кор. 8. 5. Еф. 5. 17; 6. 6. 1 Фес. 4. 3; 5. 18. Евр. 10. 36. Откр. 17. 17), не является человеком, то, значит, Он — существо иного порядка, находящееся по Своей природе вне нашего мира. Он, как говорят философы и богословы, трансцендентен по отношению к миру. Эта трансцендентность, то есть природная отличность Бога от физического мира, описывается в Библии словом “Дух”. “Бог есть дух” (Ин. 4. 24. Ср.: Быт. 1. 2; 6. 3; 41. 38. Исх. 15. 10; 31. 3. Числ. 11. 29; 23. 6; 24. 2. Суд. 3. 10; 6. 34; 11. 29; 13. 25; 14. 6, 19; 15. 14; 1 Цар. 10. 6, 10; 11. 6; 16. 13; 19. 20, 23; 2 Цар. 23. 2; 3 Цар. 18. 12. 1 Пар. 15. 1. 2 Пар. 15. 1; 20. 14; 24. 20. Неем. 9. 20. Иф. 16. 14. Иов. 4. 9; 26. 13; 33. 4. Пс. 32. 6; 50. 13; 103. 30; 138. 7; 142. 10. Прем. 1. 7; 9. 17; 12. 1. Ис. 11. 2; 32. 15; 34. 16; 42. 1; 44. 3; 48. 16; 61. 1; 63. 10–14. Иез. 11. 1, 5. Агг. 2. 5. Зах. 4. 6; 7. 12; 3 Езд. 6. 37. Мф. 1. 20; 3. 16; 4. 1; 10. 20; 12. 31–32; 28. 19. Мк. 1. 10, 12; 3. 29; 13. 11. Лк. 1. 35, 67; 2. 26; 3. 22; 4. 1, 18; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 32–33; 3. 5–6, 8, 34; 6. 63; 7. 39; 14. 17, 26; 15. 26; 16. 13; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 17–18, 33, 38; 5. 3, 9; 7. 51; 8. 29; 9. 31; 10. 19; 11. 12, 28; 13. 2, 4; 15. 28; 16. 6–7; 19. 6; 20. 22–23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 2, 11–12, 22; 5.5; 8. 9, 11, 14–16, 23, 26–27; 11. 8; 14. 17; 15. 13, 16, 19, 30; 1 Кор. 2. 10–14; 3. 16; 6. 11, 19; 12. 3–4, 8–11, 13; 15. 45. 2 Кор. 1. 22; 3. 3, 17–18; 5.5. Гал. 3. 5, 14; 4. 6; Еф. 1. 13, 17; 2. 18. 22; 3. 5, 16; 4. 30; 5. 9. Флп. 1. 19. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Фес. 2. 8, 13. 1 Тим. 3. 16; 4. 1. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. 29. Откр. 2. 7, 11, 17, 29; 3. 6, 13, 22; 14. 13; 22. 17).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

1 Флп 3:15—16. В Синод, пер.: ..так и должны мыслить и по тому пра­вилу жить. 2 Ин 15:22. 3 Рим 1:18—20. 4 В Синод. Пер.: … безответны. 5 Иак 1:13—15. 6 Притч 19(по LXX). В Синод.пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 7 О том, что книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, некоторые называют Екклезистик, то есть ‘церковная книга’ (ecclesiasticus liber), Августин сообщает в трактате « О различных вопросах к Симплициану» (De diversis quaestinibus ad Simplicianum, 1.2.20), написанном ок. 397г. Такое название за этой книгой закрепилось и в Вульгате. 8 Сир 15:11—18. 9 Пс 1:2. 10 Рим 12:21: noli vinci a malo. В Синод, пер.: Не будь побежден злом. — Здесь и далее Августин основывается на связи, существующей в латин­ском языке между глаголом по1о (происходит от поп vo1o " не желаю, " не хочу) и существительным voluntas " воля. Более того, в отличие от других языков, в латинском языке этот глагол служит для образования отрицательной формы повелительного наклонения всех других глаго­лов, поэтому неудивительно, что многие приводимые ниже цитаты из Свящ. Писания у Августина отличаются как от греческого оригинала, как и от русского Синодального перевода. — Прим. ред. 11 Пс 31:9. 12 Притч 1:8. В Синод.пер.: Не отвергай завета матери твоей. 13 Притч 3:7. 14 Притч 3:11. 15 Притч 3:1; 4:2. 16 Притч 3:27. 17 Притч 3:29. 18 Притч 5:2. 19 Пс 35:4. 20 Притч 1:29. 21 Мф 6:19. 22 Мф 10:28. 23 Мф 16:24; Лк 9:23. 24 Лк 2:14. 25 1 Кор 7:36—37. 26 1 Кор 9:17. 27 1 Кор 15:34. 28 2 Кор 8:11. 29 1Тим 5:11. 30 2 Тим 3:12. 31 1 Тим 4:14. 32 Флм 1:14. 33 Еф 6:6—7. 34 Иак 2:1. 35 Иак 4:11. 36 1 Ин 2:15. 37 Мф 16:27; Рим 2:6; Откр 22:12. 38 Рим 2:12. 39 Лк 12:48, 47. 40 Пс 35:4. 41 Пс 78:6. 42 Ср.: 2 Фес 1:7—8. В Синод. пер.: В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога. 43 Пс 31:9. 44 Притч 29:19. 45 Ср.: Рим 7:18. 46 Рим 12:21. 47 Иер 17:5. 48 Речь идет об африканских соборах 416—418 гг. против Пелагия, Целестия и их последователей. — Прим.ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Глава II. Три слова Обидимым, обидящим и скорбящим. Размышление о молитве и спасении. О благодушии Вся елико аще нанесено ти будет, прими за благо ( Сир.2:3 ), – говорит Писание, – ибо все пути Господни милость и истина взыскающим завета Его и свидания Его ( Пс.24:10 ). Любящим Бога... вся поспешествует во благое ( Рим.8:28 ). Иной скажет: как же притеснения, обиды служат во благо? Неужели и их должно считать милостью Божиею? Не приличнее ли их назвать гневом Господним. Иже не верует в Сына, не узрит живота, – сказано в Евангелии, – но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Для неверующих не только лишения, но и избытки временных благ служат гневом Божиим, потому что через них подается более случаев ко греху. Напротив же, для верующего все служит во благо: милость и истина Господня сретают его во всех путях, при изобилии и лишении временных благ; все ему приносит благо, подает спасение души. И что еще? Для усердно ищущих Божией правды злострадания в мире сем служат наибольшим благом, направляя их на путь истины. Благо мне, что я пострадал, – взывал пред Богом и пророк Давид, – прежде страдания моего я блуждал; а ныне слово Твое храню ( Пс.118:71, 67 ). Господь гордым противится – сказано в Писании – смиренным же дает благодать ( Иак. 4:6 ). Кто почитал себя землею и пеплом ( Быт.18: 27 )? Кто говорил: аз есмь червь, а не человек ( Пс.21:7 )? Кто взывал в сокрушении: окаянный и нечистый есмь аз ( Ис.6:5 )? Не те ли самые люди, которые приведены были в такое смирение многими злостраданиями и скорбями? И Сам Владыка твари, зрак раба приим ( Фил. 2:7 ), не для того ли был на земле умаленным паче всех сынов человеческих и потерпел все, что есть в мире уничиженного, чтобы подать нам спасение и вместе пример, как мы можем войти в славу Царствия Его? Возьмите иго Мое на себя, – говорит Он, – и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Кто сделается смиренным или, что то же, сокрушенным в сердце, – войдет в кротость, эту неволнуемую пристань духовную, тот найдет великий покой и мир душе своей: и обрящете покой душам вашим ( Мф.11:29 ). Итак, чтобы удостоиться Божией благодати и быть благодушным, нужно только быть кротким и смиренным. Как нет в мире никого беспокойнее и мятежнее человека гордого, так, напротив, нет спокойнее человека кроткого. Гордого тревожит все, всякое противное ему слово, всякий поступок ему неугодный выводит его из терпения; тогда как смиренный остается спокоен при всех злоключениях. И разные поношения и обиды самые сильные – ничто не выводит его из мирного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые неразделенной Церкви ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта) ЕПИПОДИЙ И АЛЕКСАНДР Епиподий и Александр († 178?), мученики (пам. зап. 22 и 24 апр.), пострадавшие в г. Лугдуне (ныне Лион, Франция) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) ИЛЬТУД [Эльтут] (VI в.), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 6 нояб.), основатель мон-ря Лланильтуд (Лланиллтид-Ваур, на месте совр. сел. Ллантуит-Мейджор, Уэльс) ИНДИС И ДОМНА (кон. III - нач. IV в.), мученики Никомидийские (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 30 сент., 3, 28, 30 дек.; пам. зап. 28 дек.) ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони)) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.))

http://pravenc.ru/rubrics/122320_7.html

О благодушии «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно» ( Сир.2:4 ), – говорит Писание, – ибо «все пути Господни –  милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» ( Пс.24:10 ). «Любящим Бога… все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Иной скажет: как же притеснения, обиды служат во благо? Неужели и их должно считать милостью Божией? Не приличнее ли их назвать гневом Господним. «Не верующий в Сына не увидит жизни, – сказано в Евангелии, – но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Для неверующих не только лишения, но и избытки временных благ служат гневом Божиим, потому что чрез них подается более случаев ко греху. Напротив же, для верующего все служит во благо: милость и истина Господня сретают его во всех путях, при изобилии и лишении временных благ; все ему приносит благо, подает спасение души. И что еще? Для усердно ищущих Божией правды злострадания в мире сем служат наибольшим благом, направляя их на путь истины. «Благо мне, что я пострадал, – взывал пред Богом и пророк Давид, – прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» ( Пс.118:71, 67 ). «Господь гордым противится – сказано в Писании, – а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). Кто почитал себя землею и пеплом ( Быт.18:27 )? Кто говорил: «я же червь, а не человек» ( Пс.21:7 )? Кто взывал в сокрушении: окаянный и нечистый есмь аз ( Ис.6:5 )? Не те ли самые люди, которые приведены были в такое смирение многими злостраданиями и скорбями? И Сам Владыка твари, «приняв образ раба» ( Флп.2:7 ), не для того ли был на земле умаленным паче всех сынов человеческих и потерпел все, что есть в мире уничиженного, чтобы подать нам спасение и вместе пример, как мы можем войти в славу Царствия Его? «Возьмите иго Мое на себя, – говорит Он, – и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Кто сделается смиренным или, что то же, сокрушенным в сердце, – войдет в кротость, эту неволнуемую пристань духовную, тот найдет великий покой и мир душе своей: «и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Итак, чтобы удостоиться Божией благодати и быть благодушным, нужно только быть кротким и смиренным. Как нет в мире никого беспокойнее и мятежнее человека гордого, так, напротив, нет спокойнее человека кроткого. Гордого тревожит все, всякое противное ему слово, всякий поступок ему неугодный выводит его из терпения; тогда как смиренный остается спокоен при всех злоключениях. И разные поношения и обиды самые сильные – ничто не выводит его из мирного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Супруги Обязанности мужа и жены О мужьях Муж – глава жены: Жене [Еве] сказал Бог: к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою ( Быт.3:16 ). Всякому мужу глава Христос; жене глава муж ( 1Кор.11:3 ). Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева ( 1Тим.2:12–13 ). Жена служит к обогащению и покою мужа: Приобретающий жену полагает начало стяжанию, приобретает соответственного ему помощника, опору спокойствия его. Где нет ограды, там расхитится имение; а у кого нет жены, тот будет вздыхать, скитаясь ( Сир.36:26–27 ). Обязанности мужей по отношению к своим женам: а) любить их: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Таким образом, каждый из вас да любит свою жену, как самого себя ( Еф.5:28,33 ), Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы ( Кол.3:19 ); б) оказывать им честь: Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни ( 1Петр.3:7 ); в) быть к ним верными: Любовью жены услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею? Ибо пред очами Господа пути человека ( Притч.5:19–21 ). Берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности твоей ( Мал.2:15 ); г) проводить с ними всю жизнь: Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: мужу не оставлять жены своей ( 1Кор.7:10–11 ); д) смотреть на них как на самих себя: Сказал человек [Адам]: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою ( Быт.2:23 ). Человек прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Но никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее ( Еф.5:31,29 ); е) утешать их: Сказал Елкана жене: Анна! что ты плачешь, и почему не ешь, и от чего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей? ( 1Цар.1:8 ). Верующие не должны жениться на неверных женщинах: Сказал Авраам рабу своему: клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей хананеев, среди которых я живу; но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему] и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку ( Быт.24:2–4 ). Призвал Исаак Иакова, и благословил его, и заповедал ему, и сказал: не бери себе жены из дочерей ханаанских. Встань, пойди в Месопотамию, и возьми себе жену оттуда из дочерей Лавана, брата матери твоей ( Быт.28:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для того, чтобы можно было нам надеяться на ниспослание нам божественной помощи в деле приобретения истинного ведения и разумения, мы должны стараться быть достойными того по своим нравственным качествам и по своей жизни. Умственное и нравственное усовершенствование наше, при правильном ходе душевного развития, тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии. Для достижения известной умственной высоты необходимо обладать соответствующими нравственными качествами, равно как и наоборот, – всякое истинное движение вперед в умственном отношении не остается без более или менее благотворного влияния и на нравственную сторону нашего духовного существа. Вот относящиеся сюда места Священного Писания . «Начало мудрости, – страх Господень ( Притч.1:7 ). Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания ( Притч.27:21 ). Неправые умствования отдаляют от Бога и испытание силы Его обличит безумных. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований ( Прем.1:3–5 ). Венец премудрости, – страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое, – дары Бога, Который распространяет славу любящих Его. Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди и Господь подаст ее тебе. Ибо премудрость и знание есть страх пред Господом и благоугождение Ему, – вера и кротость ( Сир.1:18 ; Сир.1:26–27 ). He есть мудрость знание худого. И нет разума, где совет грешников ( Сир.19:19 ). Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних. Он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; будет исследовать сокровенный смысл изречений и будет размышлять о тайнах Господа» ( Сир.39:1–3 , Сир.39:9 ). Посылая учеников Своих на проповедь, Христос Спаситель сказал им: «вот Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф.10:16 ). И апостол Павел пишет Римлянам: «желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло» ( Рим.16:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Начальный период В сир. традиции христианизация Н. связывается с проповедью ап. Аддая - главного просветителя сирийцев, или его учеников - Аггая и Мари . Наиболее раннее документальное свидетельство о христианстве в Н. содержится в Аверкия (Иерапольского) эпитафии (2-я пол. II в.). В III-IV вв. город стал важным центром сир. христианства. В актах мучеников Гурии и Шамуны (см. Гурий, Самон(а) и Авив ) среди находившихся с ними в темнице упомянуты Гермес (Ермий) из Н. и его сотоварищи, впосл. пострадавшие от наместника Н. Гераклиона ( Devos P. La liste martyrologique des Actes de Guria et Shamona//AnBoll. 1972. Vol. 90. P. 16, 21); их память отмечена в Сирийском Мартирологе (411) в пятницу после Пасхи (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 15. (PO; T. 10. Fasc. 1)). К числу раннехрист. святых, к-рых агиографическая традиция связывает с Н., также относятся прмц. Феврония , ее тетя - прп. Вриена , прп. Иерия , преподобномученицы Евтропия, Леонида и Ливия . Первым известным епископом Н. был участник I Вселенского Собора свт. Иаков (308/9-338), впосл. почитавшийся как покровитель города. Его преемниками стали Бабу (Бабовай) и Валгаш (Вологез) ( Le Quien. OC. T. 2. Col. 995-998). Правление этих 3 епископов описал в своих поэтических произведениях ученик и сподвижник свт. Иакова прп. Ефрем Сирин (сир. Мар Афрем), к-рый род. в Н. (ок. 306) и провел там большую часть жизни; по условиям мирного договора 363 г. он в числе прочих жителей покинул город и переселился в Эдессу . Семьдесят семь мадрашей прп. Ефрема, посвященных Н. (Carmina Nisibina), содержат ряд важных сведений об истории города этого периода, как и нек-рые др. его сочинения, напр. «Мемры о Никомидии» (см.: Bundy. 2000) и «Мадраши против Юлиана», рассказывающие в т. ч. о попытке имп. Юлиана Отступника возродить в Н. язычество ( Афрем Нисибинский, мар (Ефрем Сирин, прп.). Юлиановский цикл/Предисл., пер. с сир.: А. В. Муравьёв. М., 2006; ср.: Sozom. Hist. eccl. V 3). К этому же времени относятся связанные с Н. агиографические предания о вмч. Дометии Персиянине и прп. Евгении (Мар Авгене). C Н. историк нач. VII в. Феофилакт Симокатта связывает обращение в христианство своей младшей современницы - мц. Голиндухи ( Theophyl. Sim. Hist. V 12). В Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/2577685.html

Объяснение. Того, что здесь говорится, об умерших праведниках нельзя сказать. Их тела по смерти свидетельствуют о могуществе и славе Божией. Об этом говорится у того же Премуд. сына Сираха: Сир.48:12–15 , а потому при виде этого Божия могущества, бываемого чрез мощи святых угодников, мы сами должны прославлять Бога. Ис.8:19 . «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мёртвых о живых?» Объяснение. Язычники, о которых здесь говорится, не только спрашивали мёртвых о живых, но даже оракулов и истуканов, сделанных их же руками, думая узнать от них будущее. Православные же христиане никогда не обращались к мощам угодников Божиих с такими вопросами, а только оказывают им то или иное почитание, подобное тому, какое в Ветхом Завете оказал Моисей костям Иосифа: Исх.13:19 , и Иакова: Быт.50:7–9 , вынесши их с большими почестями из Египта в землю Ханаанскую. Иер.8:1–2 . «В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; И раскидают их пред солнцем и луною, и пред всем воинством небесным (пред звёздами), которых они любили, и которым служили, и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят; они будут навозом на земле». Объяснение. Эти слова Иеремии не имеют никакого отношения к святым мощам угодников Божиих, которые пользовались уважением евреев: Быт.50:7–9 ; Исх.13:19 . Здесь Господь устами пророка обличает Иудеев за их идолопоклонство и коснение во зле: ст.4–5. За такое беззаконие, за то, в частности, что Иудеи приносили человеческие жертвы: Иер.7:30–34 , Господь накажет еврейский народ и даже давно умерших, между прочим, тем, что предаст кости их посрамлению: Иер.16:4:34:20 . В Священном Писании много есть доказательств богоугодности почитания святых останков угодников Божиих, божественного попечения об этих останках – нетлении их и чудесах, являемых чрез них: 1Кор.15:53 ; 2Тим.1:8–10 ; Пс.33:20–21:15:10 ; Деян.2:27 . Так как Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова относится и к телам Его последователей: 1Кор.15:48–49 ; 2Кор.4:10–11 ; Мф.27:52 . Бог проявлял великие чудеса даже и чрез кости ветхозаветных праведников: 4Цар.13:21 ; Сир.49:12:48:14–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

На первой риза красна вохра, испод лазорь, у средней риза дымчата, испод лазорь, на третьей риза лазорь, испод киноварь (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 58, 76). Именно так, девами-мученицами с непокрытыми головами, в платьях с оплечьями и плащах, с крестами в руках они изображены в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. 10 сент.). Раннее описание сохранено практически без изменений в подлинниках сводной редакции XVIII в. ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 28; то же - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 149); тот же тип св. дев лег в основу более пространного по изложению руководства для иконописцев (1910), составленного акад. В. Д. Фартусовым: «…родные сестры, греческого типа, все - совершеннолетние невесты с небольшой разницей в летах, худые телом, но с красивыми лицами,- в белых туниках, причем нижние - длинные, с узкими рукавами, а верхние - короткие, с широкими рукавами, подпоясанные, волосы у всех - подвязанные» ( Фартусов. Руководство для иконописания. С. 10-11). В рус. минологиях образ св. дев представлен, напр., на иконе на сент., происходящей из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГТГ). Девами-мученицами с непокрытыми головами, в одеждах, лежащих сложными драпировками, они представлены и на листе на сент. на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра на меди. 2004. С. 37. Кат. 33.1); в строгих платьях и с мафориями на головах - на листе святцев гравера И. К. Любецкого (1730) (Там же. С. 49-50. Кат. 35.1). Лит.: Менолог. С. 318, 349, 287; Евсеева. Афонская книга. С. 233. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2563270.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010