Приложение 15 (к разделу 8.8.1) Письмо еп. Николая (Муравьева-Уральского) епископу Афанасию (Сахарову), посвященное исправлению службы Митрополиту Димитрию Ростовскому Письмо еп. Николая 484 представляет значительный интерес, поскольку в нем содержится развернутая критика осуществляемого еп. Афанасием (Сахаровым) исправления богослужебных книг. Следует отметить, что среди приводимых еп. Николаем данных, касающихся работы Сергиевской комиссии, много фактических ошибок. 21 марта 1958 г. Возражать против исправления и выправления служб и чинов (филологически и согласования с первоисточниками) не приходится (для этого существовали при Синодальных Типографиях специальные справщики с академическим образованием). Но возражать приходится против их переделок. Св. Синод в 1906–1907 годах образовал «Комиссию по исправлению книг» под Председательством Архиепископа Финляндского Сергия Страгородского . Благодаря моей близости к Архиепископу Сергию и местожительству в студенческие годы на Синодальном подворье, я был несколько знаком с работой и составом этой комиссии. В ее состав входили Профессора СПб. и Московской Духовных Академий. Члены Академии Наук. Директор СПб. Публичной библиотеки А.Н. Бычков. 485 Заведующий Рукописным отделом библиотеки И.А. Бычков. 486 Профессора СПб. Историко-филологического Института, СПб. Университета – Историко-филологического факультета, отдельные научные деятели – филологи и богословы. Комиссия главным образом занялась выверкой текстов Триодей Постной и Цветной, рассматривала Октоих и Синаксари, сверяла материал с первоисточниками, греческими подлинниками. Работали не только в СПб., но в библиотеках острова Халки и Афонских монастырей. Помню, в 1909 г. Архиепископ Сергий говорил, что кого-то из членов Комиссии командировали в Ватиканскую библиотеку. Дело было поставлено на серьезную почву. И при серьезной постановке к 1913 г. Комиссия смогла выпустить в печать только Триоди Постную и Цветную. В первые же дни выхода из Типографии этих книг они «вызвали возражения против себя и некоторые «трения», если так можно выразиться, поведшие к тому, что следующий их выпуск был произведен по старым «матрицам» – с неисправленным текстом 487 (справщик СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Как молиться о страждущих недугом винопиянства или наркомании В каждый монастырь, в каждый храм обращаются люди, которые страдают наркоманией или пьянством 11 сентября, 2015 В каждый монастырь, в каждый храм обращаются люди, которые страдают наркоманией или пьянством Сегодня, в праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, Россия отмечает День трезвости, восстановленный спустя 100 лет в 2014 году. По решению Священного Синода в храмах Русской Православной Церкви священники будут совершать молебное пение о страждущих недугом винопития. В каждый монастырь, в каждый храм и к каждому священнику все чаще и чаще обращаются люди, которые или сами, или же их близкие – дети, друзья, супруги – страдают наркоманией или пьянством. Казалось бы, эти недуги настолько глубоко затрагивают жизни многих православных людей, что у Церкви должны быть для помощи им особые чины и прошения. Для страждущих пьянством чаще всего читается акафист Божией Матери в честь Ея иконы «Неупиваемая Чаша» или канон святому мученику Вонифатию, а за границей нередко прибегают к совершению молебнов святителю Иоанну, Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу. Однако специального молебна с особыми прошениями и молитвой, наподобие молебнов благодарственного, о недужных, о путешествующих, перед началом доброго дела, до сих пор не было. В 2006 году вопрос о необходимости особого чина молебного пения для страждущих недугами пьянства и наркомании был поднят на заседании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей и была создана комиссия для составления такового. В работу комиссии Зарубежной Церкви в частном порядке включились представители Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), отдела Богослужебных книг Издательского Совета Русской Православной Церкви и храма Живоначальной Троицы в Москве. По указанию Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви текст чина был рассмотрен архиепископом Алипием (Гамановичем), автором известного учебника по церковнославянскому языку. Он внес ряд поправок и добавил несколько прошений и вторую молитву.

http://pravmir.ru/molebnoe-penie-o-straz...

Напоминаем, что приём работ на конкурс заканчивается 26 февраля 2017 года, это - Прощёное воскресенье, канун Великого поста и канун отречения от Престола Императора Николая II. Просим всех желающих принять участие в конкурсе поторопиться и постараться уложиться в сроки. Мы сообщали, что для подведения итогов конкурса будет создан Экспертный Совет, в состав которого войдут известные русские ученые и писатели. Состав Экспертного Совета окончательно согласован и мы можем сообщать, кто будет определять лауреатов нашего конкурса. В состав совет вошли авторитетные учёные, представляющие все сферы гуманитарного знания - богословие, история, философия, политология, экономика, филология. Председателем Экспертного Совета нашего конкурса дал согласие стать доктор богословия, профессор, председатель Синодальной богослужебной комиссии митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов). Сопредседателем будет известный русский писатель, член Правления Союза писателей России, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы Владимир Николаевич Крупин. В состав Экспертного совета вошли (в алфавитном порядке): доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, председатель Гоголевской комиссии Научного совета РАН «История мировой культуры» Владимир Алексеевич Воропаев; доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»), в прошлом заместитель министра образования РФ Леонид Сергеевич Гребнев; доктор философских наук, профессор, проректор Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы Юрий Васильевич Косов; доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, член Правления Союза писателей России Сергей Вячеславович Перевезенцев; доктор философских наук, профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова и Государственной академии славянской культуры, академик РАЕН и Всемирной экологической академии Валерий Николаевич Расторгуев.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/13/re...

прот. Николай Балашов Архивные материалы 1. Ведомость=Ведомость книг, предлагаемых к печати в 1916 г. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1916). Д.5. 2. Вопросы Контроля=Дело МСТ с докладами г. директору Хозяйственного управления по поводу некоторых вопросов, возбужденных Контролем при Святейшем Синоде. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1906). Д.175. 3. Дело Зайончковского=Дело по прошению Действ. Ст. Сов. Николая Зайончковского о рассмотрении составленного им «Большого Толкового Молитвослова». РГИА. Ф.796. Оп.193. Д.1203. 4. Деяние 170=Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяние 170. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.173. 5. Деяния 145–147 =Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния 145–147 . РГИА. Ф.833. Оп.1. Д.21. 6. Диаконское погребение=Священный Собор Православной Российской Церкви. Отдел о богослужении, проповедничестве и храме. О чине диаконского погребения. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.292. 7. Доклады=Священный Собор Православной Российской Церкви. Доклады Отделов и комиссий, представленные на рассмотрение и утверждение Общего собрания. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.174. 8. Журналы Предсоборного Совета=Журналы отделов Предсоборного Совета. ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.578. 9. Издательская комиссия=Об учреждении Издательской комиссии при Московской Синодальной Типографии. РГИА. Ф.799. Оп.8. Отд. 1. Стол 2. Д.728. 10. Канцелярия=Канцелярия Духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства. По вопросам богослужебной практики (1915). РГИА. Ф.806. Оп. 5. Д.9483. 480 11. Комиссия=По Комиссии по исправлению богослужебных книг. РГИА. Ф.814. Оп.1. Д.120. 12. Материалы=Материалы о деятельности Священного Собора Православной Российской Церкви. РГИА. Ф.1579. Оп.1. Д.37. 13. Материалы Типографии=Материалы о деятельности Типографии в 1916 г. РГАДА. Ф.1184. Оп.З (1917). Д.22. 14. Молитвы=По ходатайству Преосвященного Волынского о внесении в книгу «Молитвы, чтомыя предстоятелем на молебных пениях» всех настоятельских молитв. Присоединено: О напечатании Сборника «Молитв, чтомых от предстоятеля в дни различных праздников и молений церковных» по тексту Исправленного Триодиона и Пентикостариона. РГИА. Ф.799. Оп.8. Отд. 1. Стол 2. Д.845.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Приложение 14 (к разделам 8.8 и 8.8.1) Письмо еп. Афанасия (Сахарова) еп. Исаии (Ковалеву) 478 Ваше Преосвященство, Преосвященнейший и дорогой Владыка! Ваше письмо от 7 декабря я получил 11 декабря. Господа ради простите немощного старика за медлительность с ответом. О содержании Вашего письма я доложу Богослужебно-календарной комиссии. Я предлагал сделать это на последнем заседании 3–5 февраля, но не смог осуществить свое намерение, так как заболел, должен был срочно уехать домой и потому не был на заседании в последний день. В Вашем письме меня крайне удивило то, что Вы, преемник святителя Димитрия, правящий ныне его Ростовско-Ярославской паствой, становитесь на совершенно противоположную позицию сравнительно с той, какую при жизни своей занимал святитель Димитрий, и переходите на сторону тех раскольников, которых тогда так резко обличал он и которые со злобой кричали тогда: «Не надо нам никаких исправлений! Мы привыкли петь и читать: «во веки веком». Ваше же «во веки веков» – новшество, которое многих смущает. 479 Мы все знаем и привыкли повторять за священником: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния и небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене». Многие знают тропарь Григорию Богослову : «Пастырский сопль богословия твоего витийская победы трубы»... Все хорошо знают тропарь Благовещению: «Днесь спасению нашему начаток и вечной тайне явление...» Всем это известно, многие знают эти тексты наизусть, и всякое изменение в них внесет не мир, а разлад». Однако святитель Димитрий этим не смущался и продолжал петь и славить Господа по исправленным книгам. И в наше время можно ли возражать против новых исправлений, когда настоятельная нужда таковых исправлений давно признана виднейшими архипастырями Русской Церкви, каковы, например, святитель Филарет Московский и Феофан Затворник ; когда Высшая Церковная Власть – Святейший Правительствующий Синод не только преподал свое благословение на начало трудов по исправлению богослужебных книг, но и узаконил уже сделанные исправления, благословив напечатать в Синодальной типографии исправленные Триодион и Пентикостарион и ввести их в употребление. А Священный Собор 1917–18 гг., признавая дело исправления богослужебных книг настоятельно необходимым, высказал пожелание, чтобы учрежденная с этой целью при Святейшем Синоде временная комиссия была преобразована в постоянное учреждение, что и осуществлено Святейшим Патриархом АЛЕКСИЕМ, который резолюцией от 6 ноября 1956 г. учредил при Священном Синоде Богослужебно-календарную комиссию. Сия последняя, когда во исполнение просьбы Святейшего Патриарха Болгарского (была должна) 480 собрать и подготовить к отправлению в Болгарию службы новым Российским угодникам Божиим, каковых служб нет в Минеях месячных, не могла не считать себя обязанной внести в эти службы некоторые исправления и изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Протоиерей Сергий Правдолюбов: Космос Великого канона Протоиерей Сергий Правдолюбов — о тайне гимнотворчества, о богословии истории и библейских опорах мироздания, а еще — о великой любви и милости Божией. 14 марта, 2016 Протоиерей Сергий Правдолюбов — о тайне гимнотворчества, о богословии истории и библейских опорах мироздания, а еще — о великой любви и милости Божией. Член Синодальной богослужебной комиссии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов десять лет посвятил изучению Великого канона, защитил магистерскую диссертацию на эту тему, но, по его признанию, так и не раскрыл секрет творчества святителя Андрея Критского. Но снова и снова открывая Великий канон, мы погружаемся в море покаяния и учимся плавать, летать, дышать, жить с Богом. Личная покаянная исповедь святого Андрея –  Великий канон святителя Андрея Критского, который читается на первой седмице Великого поста, словно вводит человека и психологически, и литургически в особое пространство великопостных дней, настраивает на особую тональность мыслей и переживаний. Потом, на 5-й неделе Поста, ближе к концу, Церковь снова возвращается к чтению Великого канона. Как сложилось, что Великий канон занял такое место в богослужебной жизни? Как родился этот канон, расскажите о его создании? – Великий канон был создан преподобным Андреем Критским не для церковного употребления. Это была его личная покаянная исповедь, написанная для самого себя. Мы не можем определить, исполнялся ли он при его жизни соборно или он только дома, в келье своей, читал его. Есть лишь отдаленные отголоски свидетельств. Почти пятьдесят лет после кончины Андрея Критского, которая последовала в 740 году, этот канон нигде не употреблялся, а потом, в 790 году Константинополь пережил бедствие – случилось страшное землетрясение. О тех днях говорили, что земля тряслась, гул шел из земли, все было объято светом огня и пламени. Даже сохранилась такая память «Великого труса», то есть землетрясения. Маленький тропарь такой есть в Постной Триоди: «Господи, до вечера дожить не надеемся, помоги нам и спаси нас». До сих пор он исполняется на нашем богослужении в память об этом землетрясении. Как некоторые ученые думают, именно в те дни, во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем, не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

2. Председатель Отдела совместно с членами Коллегии Отдела рассматривает документы, представленные епархиальным архиереем, и назначает комиссию из членов Коллегии Отдела, которая выезжает в епархию, встречается с епархиальным архиереем, посещает готовящийся к открытию (планируемый к упразднению) монастырь, запрашивает у епархиального архиерея дополнительные документы, необходимые для принятия решения по его прошению, тщательно изучает вопрос, и по результатам представляет в Отдел отчет. 3. Председатель Отдела представляет рапорт Патриарху с мотивированной позицией о целесообразности/нецелесообразности открытия (упразднения) монастыря с приложением: III. Порядок внесения и рассмотрения предложений о назначении на должность (освобождении от должности) игумена/игумении епархиального монастыря 1. Епархиальный архиерей подает на имя Патриарха и Священного Синода рапорт, содержащий просьбу о назначении (освобождении) игумена/игумении монастыря, к которому прилагаются следующие документы: 2. При рассмотрении предложений епархиальных архиереев о назначении на должность игумена/игумении: 2.1. Председатель Отдела совместно с членами Коллегии Отдела рассматривает документы, представленные епархиальным архиереем на кандидата, запрашивает у епархиального архиерея дополнительные документы, необходимые для принятия решения по представленному им прошению, и проводит собеседование с кандидатом. 2.2. По результатам собеседования кандидат на назначение игуменом/игуменией направляется в один из монастырей Русской Православной Церкви для стажировки. Об этом направлении уведомляется архиерей, представивший кандидата, епархиальный архиерей, в ведении которого находится избранный для стажировки монастырь, а также игумен/игумения этого монастыря. Срок пребывания кандидата в монастыре от десяти дней до одного месяца. 2.3. Кандидату, направленному на стажировку, необходимо ознакомиться с духовной и богослужебной жизнью обители; с делопроизводством, ведением финансовой и иной документации; порядком осуществления ремонтных и реставрационных работ; получить представление о деятельности основных должностных лиц монастыря (игумена, духовника, благочинного, казначея, эконома), а также практический опыт несения послушаний в обители. Круг этих послушаний определяет игумен/игумения монастыря на основании рекомендаций Отдела.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4645881...

#lx_705130 #lx_705130 .lx_home_button #lx_705130 .lx_home_button svg #lx_705130 .lx_home_button svg path #lx_705130 .lx_home_button:hover #lx_705130 #lx_705130 .lx_close_button #lx_705130 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_705130 .lx_no_click #lx_705130[data-height="" ] .lx_close_button Закрыть Для победы нам нужна новая Конституция! Двойственные впечатления от Всемирного русского народного собора Протодиакон Владимир Василик   19:58 04.12.2023 540 Время на чтение 3 минуты Фото: коллаж РНЛ Как сообщалось , 27-28 ноября в Москве состоялся Юбилейный XXV Всемирный русский народный собор «Настоящее и будущее русского мира». Своими впечатлениями от Всемирного русского народного собора поделился в телефонном интервью «Русской народной линии», его участник, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: Как и у главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Степанова, у меня остались двойственные впечатления о Всемирного русского народного собора. С одной стороны, меня весьма порадовало выступление Святейшего Патриарха Кирилла – прорывная и достаточно смелая речь, касающаяся абортов и миграции. Действительно, без решения этих стратегических проблем мы не сможем развиваться. С другой стороны, несколько разочаровало выступление Президента России Владимира Путина. В речи Президента, в отличие от выступления Патриарха, мы не услышали ничего нового. Конечно, прежние слова относительно отстаивания традиционных ценностей. Конечно, огромное уважение к ныне сражающимся и павшим – это вызывает уважение. Но только возникает вопрос: что сделано для того чтобы претворить в жизнь высокие духовно- нравственные ценности? Дело в том, что сам по себе Президентский указ от 9 ноября 2022 года является не законом, а лишь подзаконным актом, как мы услышали на том же самом Всемирном русском народном соборе. И без изменения ныне существующей законодательной системы, а самое главное, без изменения Конституции, без отмены 13 статьи Конституции о запрете идеологии – этот закон не работает. По крайней мере, что касается строго законодательной базы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/04/dl...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #cbc9f66a66 Закрыть Пора вернуть смертную казнь! Православная вера этому не противоречит Протодиакон Владимир Василик   13:49 28.09.2022 2443 Время на чтение 5 минут Фото: из личного архива автора Сегодня Совет Госдумы рассмотрит протокольное поручение о проведении консультаций по возможному возвращению смертной казни за ряд преступлений, сообщил автор поручения депутат Константин Затулин. «Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков предложил обсудить этот вопрос завтра на Совете Думы, чтобы не затевать бурную долгую дискуссию на заседании», – сказал Затулин «Интерфаксу». Он пояснил, что речь идет о предложении провести консультации по поводу возможного возвращения смертной казни в отношении тех, кто виновен в терактах, преступлениях против детей и ряде других преступлений. «Внося это протокольное поручение, я понимал, что по крайней мере для некоторых из нас это вопрос неоднозначный. И существует уже историческая позиция, проросшая корнями, (по поводу) обсуждения вопроса о возвращении смертной казни. Я считаю эту позицию анахронизмом», – сказал Затулин. Инициативу Затулина прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: Как православному христианину относиться к смертной казни? Вспомним бессмертные слова святого апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3-4).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/28/po...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #4f48a5f5fc Закрыть Отмежуются ли католики от Франциска? Архиепископ Вигано заявил, что Папа Римский превзошёл ересь и принял тотальное вероотступничество Протодиакон Владимир Василик   15:42 15.12.2023 611 Время на чтение 3 минуты Бывший госсекретарь Ватикана и апостольский нунций в США, католический архиепископ Карло Мария Вигано считает, что папа римский Франциск – это «лжепророк», который предшествует антихристу, передаёт «Союз православных журналистов». По его словам, Хорхе Мария Бергольо является «лжепророком», который, по слову пророка Даниила, появится во время «последнего гонения» на Церковь, и перед которым ни один католик не имеет никаких обязательств, и которому должен сопротивляться. «Мы… далеко за пределами ереси», – заявил он, отметив, что Франциск – это «эмиссар масонства, избранный папой с целью разрушить Церковь изнутри». Он также заявил, что Франциск «превзошел простую ересь и принял тотальное вероотступничество». Заявление Вигано прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: Я могу воздать должное гражданскому и духовному мужеству Вигано. Конечно, не нам ведать времена и сроки, но слово «антихрист» не обязательно означает того самого последнего, который придёт в конце времён. Как говорил, апостол Иоанн Богослов: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/15/ot...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010