Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании Ученого совета РГГУ 25 апреля 2014 г. 12:17 24 апреля 2014 года на заседании Ученого совета Российского государственного гуманитарного университета председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Синодальной библейско-богословской комиссии , ректору Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, члену Наблюдательного совета РГГУ митрополиту Волоколамскому Илариону   были вручены диплом и регалии доктора honoris causa РГГУ, после чего он выступил с публикуемым ниже докладом.   Сам факт моего участия в этом Ученом совете говорит о том, что уходит в прошлое стереотип, сложившийся в советское время, — что светская и церковная наука не могут ни соприкасаться, ни сотрудничать. Многие из нас застали время, когда атеистическая государственная идеология насаждала в нашей стране такой стереотип. И, надо сказать, насаждала достаточно успешно, судя по тому, что даже сейчас мы сталкиваемся с ним вновь и вновь. Но эта пропасть между светским и церковным образованием была вырыта искусственно. Об искусственности такого разделения свидетельствует, например, то, что в европейских университетах всегда были и доныне остаются переплетены друг с другом общегуманитарные и теологические компоненты культуры и образования. Впрочем, в России ситуация с самого начала была несколько иной. В отличие от европейских стран, собственно духовное образование, т.е. подготовка священнослужителей, происходило в дореволюционной России вне светского академического пространства. Духовные учебные заведения в России возникли раньше, чем появились университеты. Первым высшим духовным учебным заведением была Славяно-греко-латинская академия в Москве, учрежденная в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта Симеона Полоцкого. Вслед за тем в XVIII-XIX веках был образован ряд духовных семинарий и академий; все они находились в ведении Святейшего Синода. Напротив, светские учебные заведения, которые стали возникать с петровской эпохи, не имели богословских кафедр. Академия наук и художеств, учрежденная в 1724 году в Санкт-Петербурге, не имела богословского отделения. Московский университет, основанный М.В. Ломоносовым в 1755 году, был разделен на три факультета: философский, медицинский и юридический, в отличие от университетов Европы, где традиционно существовал еще и факультет теологии. Так же обстояло дело и с другими российскими университетами. Вплоть до революции система духовного образования оставалась в ведении Русской Православной Церкви, тогда как систему государственных университетов курировало Министерство народного просвещения. Впрочем, сама Церковь тогда находилась в административном подчинении государству, поэтому разделения между государственной и церковной системами образования не было.

http://patriarchia.ru/db/text/963037.htm...

" Друг друга тяготы носите... " : впервые письменное наследие сщмч. Сергия Мечева опубликовано полностью/Новости/ЖМПиЦВ Свежий номер Журнала Московской Патриархии ЖМП Церковь Аналитика Новости Анонсы Общество Культура Интервью История Видео жизнь Церкви «Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны c IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-bepcuя.     14 марта 2024 г. 15:00 книги Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-bepcuя.     29 ноября 2023 г. 15:00 память Жемчужина древнего Арзамаса «По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-­реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно не­обыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация. PDF-bepcuя.     14 февраля 2024 г.

http://e-vestnik.ru/news/sergiy_mechev_k...

Если нет новых святых - значит Церковь умерла Интервью с настоятелем храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиереем Кириллом Каледой Елена Варова Источник: Епархия города Москвы      Церковь жива Вы являетесь членом Синодальной комиссии по канонизации святых. Расскажите, как начинался процесс канонизации новомучеников и исповедников XX века? Это был 2000-й год? Нет, это было раньше. Комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви была создана к празднованию 1000-летия Крещения Руси. К этой дате митрополитом Коломенским и Крутицким Ювеналием была проделана большая работа по изучению опыта канонизации святых в Русской Православной Церкви. Было понимание того, что без свидетельств о рождении в Церкви новых святых она жить не может. Если нет новых святых значит, Церковь умерла, а процесс канонизации является подтверждением того, что Она жива. Владыка Ювеналий очень хорошо сформулировал эту мысль. И именно тогда был поднят вопрос о необходимости организации этой большой работы по подготовке к канонизации святых нашей Церкви. В результате на Юбилейном Соборе, приуроченном к 1000-летию Крещения Руси, был прославлен целый ряд святых. Естественно, вопрос о канонизации новомучеников тогда не стоял, потому, что «у руля» еще была советская власть. Тогда были прославлены древние святые, такие как Димитрий Донской, старец Амвросий Оптинский, отец Иоанн Кронштадтский и другие. Но на основе этой работы, с одной стороны, богословской, с другой стороны, исторической, были сделаны определенные выводы и накоплен опыт, который впоследствии помог в вопросе канонизации святых, просиявших уже в XX веке. В ряду первых были прославлены Патриарх Тихон, священномученик Серафим (Чичагов), пострадавший на Бутовском полигоне, митрополит Петр (Полянский), архиепископ Фаддей (Успенский). Комиссия начала работать, и возглавил ее митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В 90-х годах стало ясно, что появляется возможность прославления новомучеников, открылись архивы, стало возможным проводить исследования.

http://pravoslavie.ru/104060.html

ЖМП 10 октябрь 2011 /  8 ноября 2011 г. 01:00 Новая русская Библия: " pro " Русская Православная Церковь использует сегодня два варианта библейского текста: церковнославянский и Синодальный переводы. Есть ли необходимость в новом переводе Священного Писания на русский язык? Об этом размышляет член Синодальной библейско-богословской комиссии, преподаватель экзегетики Священного Писания Московской Духовной академии. Церковь на Руси с момента своего основания использовала для проповеди слова Божия и в богослужебной практике не оригинальные, а переводные тексты Священного Писания. Изначально переводы с греческого языка выполнялись в разных местах и в разных объемах. Ввиду рукописной передачи переведенные тексты со временем искажались, так что на Руси одновременно находились в обращении довольно сильно отличающиеся друг от друга списки библейских книг на церковнославянском языке. Хотя на Руси долго не было единого центра, занимающегося унификацией, редактированием и сверкой библейских переводов, вплоть до конца Средневековья задачи исправления этих переводов облегчались существованием авторитетных центров за пределами Руси (Константинополь, Афон, Болгария, Сербия), к которым всегда можно было обратиться за помощью и лучшими списками оригинальных текстов. В Новое время, особенно с изобретением книгопечатания, ситуация радикально изменилась. Мощный инструмент унификации текста, каковым является книгопечатание, потребовал отказаться от практики стихийных исправлений библейских текстов и перейти к единовременным масштабным проектам. Самыми успешными из них оказались Острожская Библия 1581 года (перепечатанная в Москве в 1663 году) и Елизаветинская Библия 1751 года, выдержавшие множество переизданий. Если справщики XVI–XVII веков были вынуждены выбирать лишь между Вульгатой, отдельными греческими рукописями и лучшими списками славянской Библии, то справщики XVIII beka уже имели в своем распоряжении целый ряд изданий оригинальных библейских текстов. В частности, им могли быть доступны Комплютенская Полиглотта (1514), Альдинская греческая Библия (1518–1519), Полиглотта Уолтона (1657–1669), печатное издание ветхозаветной части Александрийского кодекса (1707–1720) и другие католические и протестантские издания греческого и еврейского текстов Библии.

http://e-vestnik.ru/analytics/novaya_rus...

Закрыть itemscope itemtype="" > Война против семьи в культуре и образовании В Белграде пройдёт круглый стол 28.08.2023 425 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором Семейный собор (одним из учредителей является сообщество «Русское собрание в Сербии», которое возглавляет Ваш покорный слуга), организовавший в конце весны знаменательное мероприятие « Неделя сербско-российского единства », проводит в Белграде девятую традиционную «Неделю семейного единства». Неделя борьбы с содомией в этом году проходит под названием: «Война против семьи в культуре», с подзаголовком «Сеть неправительственных организаций в сербском образовании». Круглый стол пройдет в рамках традиционной «Семейной недели» в пятницу, 8 сентября 2023 года, в помещении Союза журналистов Сербии (улица Князя Михайла 6, начало в 12:00). Неделя семейного единства, по традиции, завершится великим Крестным ходом в Белграде за спасение семьи, который пройдёт 10 сентября по улицам Белграда от Кафедрального храма до храма Св. Саввы. Непосредственное участие на нашем Круглом столе по этой важной теме подтвердили известные имена сербской научной, религиозной и общественной мысли, а через видеообращение мы также услышим взгляды на эту тему от представителей духовенства Русской Православной Церкви из России, Белоруссии и Украины, а также Грузинской Православной Церкви. В заседании Круглого стола примут участие: Архиепископ Давид Рухадзе (Грузинская Православная Церковь), известен своей жёсткой позицией в вопросах сохранения христианских ценностей, противник распространения непристойного греха; Священник Андрей Юрченко (Киев), педагог, магистр богословских наук; Протоиерей Александр Романчук (Гродно, клирик Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата), заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии, заместитель президента Студенческого научного общества; Протодиакон Владимир Василик (Санкт-Петербург, Россия), филолог, историк, богослов, доктор наук, профессор университета, член Синодальной комиссии по богослужению Русской Православной Церкви, директор Центра исторической психологии при Отделе истории славянских и балканских народов исторического факультета в СПб;

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/28/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Депутаты удовлетворяют амбиции раскольников по прямому указанию Филарета Верховная рада Украины приняла законопроект, согласно которому Украинская Православная Церковь Московского Патриархата будет обязана сменить название 20.12.2018 1797 Время на чтение 3 минуты Сегодня Верховная рада Украины приняла законопроект, согласно которому Украинская Православная Церковь (УПЦ) Московского Патриархата будет обязана сменить название, сообщил телеканал 112.ua. «За» проголосовали 240 депутатов. Перед рассмотрением законопроекта председатель Рады Андрей Парубий заявил, что «есть одна Украинская православная церковь», а УПЦ МП должна называться Русской Православной Церковью, пишут Ведомости . В законопроекте говорится, что религиозные организации, центр управления которыми находится в «государстве-агрессоре», обязаны сообщать об этом в полном официальном названии — возможно, с добавлением слов «в Украине». Законопроект был зарегистрирован еще в октябре 2016 г., но до сих пор не рассматривался Верховной радой. Принятый закон вступит в силу со дня официальной публикации. Сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в посланиях к Предстоятелям других Православных Церквей призвал их не признавать созданную на Украине при поддержке Константинополя новую так называемую «Православную церковь Украины» (ПЦУ), независимую от РПЦ. Прошедший в минувшую субботу в Киеве т.н. « собор православных церквей Украины » оформил создание независимой от Москвы структуры, которая получила название «Православная церковь Украины» (ПЦУ). 6 января 2019 года Константинопольский патриархат планирует предоставить ПЦУ томос, который окончательно оформит появление очередной раскольнической структуры, на сей раз под эгидой Фанара. Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Новиков : Сам факт того, что Церковь называется Русской Православной, – это неплохо. Я всегда говорил, что нам не нужно стесняться связи Украинской Православной Церкви с Русской Православной Церковью. Это, безусловно, единая Поместная Церковь. Плохо делают те, кто ее избегает.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/20/de...

Закрыть itemscope itemtype="" > Добро пожаловаться За дисциплиной в Русской Православной Церкви проследит новый контрольный орган 17.08.2010 1128 Время на чтение 4 минуты В ходе проводимой Патриархом Кириллом реформы церковного управления в Московской патриархии появилась Контрольно-аналитическая служба, которую возглавил заместитель управляющего делами Патриархии игумен Савва (Тутунов). О том, чем занимается Служба и почему ее в блогах сравнивают с инквизицией, отец Савва рассказал обозревателю " Известий " Борису Клину. известия: Как математик из Франции стал " Патриаршим оком " в России? игумен савва: Я родился во Франции в 1978 году. Мама родилась во Франции в эмигрантской семье. Ее отец после революции покинул Россию в возрасте около 10 лет. Бабушка из той же среды. Однако мои родители познакомились в СССР , куда мама приезжала по работе. Здесь они и поженились, потом переехали во Францию. Семья наша верующая, я с детства ходил в храм, прислуживал в алтаре. После школы поступил в университет, изучал математику, получил диплом licence. В 1999 году решил поехать учиться в Московскую духовную семинарию. Затем учился в академии, принял монашеский постриг, работал в ОВЦС (Отдел внешних церковных связей. - " Известия " ), преподавал в академии. и: Приехав в Россию, долго здесь осваивались? игумен савва: До поступления в семинарию я приезжал в Москву каждый год на два-три месяца. У меня здесь по отцовской линии бабушка и дедушка. Так что шока не было. Тем более что дома у нас говорили только по-русски. и: В блогах вас называют " инквизитором " ... игумен савва: Я бы дистанцировался от такого определения. Во-первых, сразу вспоминается " Великий инквизитор " Достоевского - и не хотелось бы в этот образ попадать... Да и исторические параллели тут " хромают " . Инквизиция на Западе была создана как следствие по делам веры, у нас же вопросами вероучения занимается Синодальная богословская комиссия. Кроме того, так сложилось, что инквизиция считается репрессивным аппаратом, а у нас другие функции, репрессивными их называть не стоит.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неточное изложение православной веры О проекте нового катехизиса Русской Православной Церкви 30.10.2017 1544 Время на чтение 8 минут Одним из первых предметов, изучаемых в стенах духовных училищ и семинарий (теперь по болонской системе – на бакалавриате), является катехизис. Эта дисциплина изучается по одноименной книге митрополита Филарета (Дроздова), которая не претерпевала изменений более ста лет. В данном катехизисе содержатся основы православного вероучения, изложенные в виде вопросов и ответов, подкрепленных цитатами Священного Писания. Материал излагается на основе изъяснения Символа Веры, молитвы «Отче наш», заповедей блаженства и десяти заповедей. Катехизис представлен в двух редакциях: краткой и пространной. Поскольку Церковь Христова является богочеловеческим организмом, имеющим как небесную (божественную), так и земную (человеческую) составляющие, то в катехизисе в полной мере раскрыты обе природы Церкви, причем первая была взята за основу. Православный катехизис предлагается для изучения каждому христианину, особенно его краткая редакция, но на практике его использование чаще всего ограничивается в качестве учебного пособия для духовных учебных заведений. Большинство христиан для изучения основ православного вероучения отдают предпочтение книге протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий», которая несмотря на больший по сравнению с пространным катехизисом объем стала более популярной среди мирян благодаря простоте изложения и доступности для понимания по сравнению с цитатно-догматическим стилем катехизиса. Таким образом у катехизиса и Закона Божьего сформировались различные целевые аудитории. Недавно Синодальной библейско-богословской комиссией по благословению Патриарха Кирилла для общецерковного обсуждения был выложен проект нового катехизиса , который по своей структуре кардинально отличается от катехизиса митрополита Филарета. Текст нового катехизиса представлен в виде шести частей с предисловием: 1. Основы православного вероучения.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/30/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об итогах заседания Священного Синода О понятных и непонятных решениях 25.08.2023 2593 Время на чтение 8 минут Фото: patriarchia.ru/Олег Варов В четверг, 24 августа, в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает сайт Патриархии. В заседании Священного Синода Русской Православной Церкви приняли участие постоянные члены Священного Синода: митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (с помощью средств видеосвязи); митрополит Астанайский и Казахстанский Александр; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел; Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Антоний; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. А также временные члены Священного Синода: митрополит Новгородский и Старорусский Лев; митрополит Липецкий и Задонский Арсений; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий; епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай. По итогам заседания был принят рад решений по вынесенным в обсуждение вопросам, что отражено в Журналах Священного Синода от 24 августа 2023 года. В частности, Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил Постановление Архиерейского Совещания и документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей». Как известно, 19 июля 2023 года в Актовом зале Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошло Архиерейское Совещание в составе епархиальных и викарных архиереев епархий, в котором принял участие 271 архипастырь (в том числе 223 правящих, 42 викарных, 6 на покое). В ходе Совещания состоялась обстоятельная дискуссия по докладу Святейшего Патриарха Кирилла. Был рассмотрен проект документа «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией и представленный ее председателем Преосвященным митрополитом Будапештским и Венгерским Иларионом. Участники совещания выразили согласие с выводами этого документа и передали его на утверждение Священного Синода.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/25/ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Правда – меч, а щит – молитва…» Памяти Валерия Павловича Филимонова 02.03.2021 1389 Время на чтение 13 минут Настоящие большие писатели всегда идут немного впереди своих современников. Господь даёт им, милостью Своею, видеть и понимать сущее глубже, чем остальным. Наверное, поэтому писательское делание зачастую называют пророческим. Не потому, что писатель может предсказать ход событий или даты их свершения, но потому, что ему дано увидеть, показать и объяснить скрытую подчас и непонятную для многих истинную суть происходившего и происходящего. Именно таким писателем является Валерий Павлович Филимонов – писатель-агиограф и публицист; прозаик, поэт и журналист. В своих многочисленных трудах о святых Земли Русской он достоверно, убедительно, живо и духовно-глубоко показал путь к святости, к христианскому совершенству на примере подвижников Православной веры, близких нам по времени. Его многолетние, скрупулёзные исследования житий и подвигов исповедников и новомучеников Церкви Русской послужили, по благословению Синодальной Комиссии по канонизации святых, основанием для прославления любимейших сегодня русских святых – преподобного Серафима Вырицкого и священномученика пресвитера Петроградского Философа Орнатского с сыновьями Николаем и Борисом. Обширные, обстоятельные монографии «Святой Преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» и «Крестом отверзается Небо», сочетая в себе глубокое научное исследование и богословски выверенное осмысление с художественно выразительном описанием, сделали эти книги легко читаемыми и весьма популярными Эти книги с 1999 по 2020 год многократно были переизданы издательством «Сатисъ». Русским святым 19-20 веков посвящены и многие другие книги писателя. Относясь с глубоким благоговением и великой почтительностью к подвижникам веры, о которых ему судил Господь писать, он в то же время ощущал их родными и очень близкими. В интервью журналу «Вода живая» (2016 год, (195) на вопрос, как повлиял на него самого отец Серафим Вырицкий как сильная личность, Валерий Павлович сказал: «Это больше, чем сильная личность. Это – великий святой, который видит и слышит нас, знает все наши нужды и немощи, знает все наши скорби и печали. Это же Сама Любовь, ибо в Духе Святом он соединён с Самим Господом нашим Иисусом Христом. Знаю, что отец Серафим всегда рядом, всегда поможет и подскажет всё необходимое...»

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/02/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010