Слово Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваши Преподобия, досточтимые Отцы, дорогие братья и сестры! С большой радостью приветствую вас – участников настоящей научно-богословской конференции, посвященной многовековым связям Православной России и Святой Горы Афонской. Думаю, что причины этой радости понятны всем, здесь присутствующим. Ибо мы собрались именно для того, чтобы снова пережить то, что святой апостол Павел называет единством духа в союзе мира ( Еф.4:3 ). Духовное единство Православия – вот главная тема нашей конференции. Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что эта тема имеет первостепенную важность для Церкви, живущей и свидетельствующей в современном мире. В мире Церковь призвана явить Истину Христову и силу благодати Святого Духа. Эта сила проявляется в нищете духовной, то есть в том состоянии духа, которому чужды всякая самонадеянность и гордыня. И потому нет лучшего пути для размышлений о единстве Православия, чем обращение к опыту православного подвижничества. И нет лучшего примера, являющего единство православного аскетического предания, чем тысячелетняя история Афона. Афон – это не только уникальное место на земле, один из уделов Божией Матери, который процвел подвигами сонма православных подвижников. Афон – это еще и уникальное историческое явление. Ибо в течение многих столетий, несмотря на изменения политической карты, смену внешних правителей, войны и нашествия, на фоне чередования исторических эпох он продолжал и продолжает жить своей, особой жизнью. Историческое время как будто не властно над ним. Почему так происходит? Не потому ли, что Святая Гора Афонская в лице ее насельников являет собой не прерванное преемство опытного Богопознания? Не потому ли, что этот оазис непрестанной молитвы и аскетического подвига в пустыне мира сего есть одно из свидетельств силы и действенности Церковного Предания, восходящего к Святым Отцам и апостолам?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Документы Комментарий Синодальной библейско-богословской комиссии к письму Патриарха Варфоломея Архиепископу Албанскому Анастасию от 20 февраля 2019 года 30.05.2019 17:21 Константинопольский патриархат на своём официальном сайте 9 марта 2019 года опубликовал датированное 20 февраля письмо Святейшего Патриарха Варфоломея Блаженнейшему Архиепископу Албанскому Анастасию, представляющее собой ответ на письмо последнего по украинскому церковному вопросу. Содержание послания Патриарха Варфоломея связано с неканоническим предоставлением Константинопольским Патриархатом так называемой автокефалии раскольникам на Украине, что прямо затрагивает жизнь Русской Церкви. Стремясь оправдать вторжение в ее дела, Патриарх Варфоломей выдвигает теорию об исключительных правах Константинопольских Патриархов в Православной Церкви, обоснованию которой и посвящено письмо Предстоятелю Албанской Церкви. Члены и эксперты Синодальной библейско-богословской комиссии рассмотрели ключевые тезисы аргументации Патриарха Варфоломея. Ниже приводятся основные выводы. 1. В письме Патриарха Варфоломея утверждается, что священные каноны «в виде не привилегий, но жертвы» возложили на Предстоятеля Константинопольской Церкви некую «сверхграничную ответственность» с целью «окончательного урегулирования возникающих в Поместных Церквах проблем, с которыми они не в силах справиться сами». Также отмечается, что «этому наследию» Константинопольской Церкви «в течение всех прошедших веков» служили предшественники Патриарха Варфоломея на Константинопольской кафедре. В действительности никаких канонов, предоставляющих Константинопольским Патриархам подобные полномочия, не существует, что косвенно подтверждает и сам Патриарх Варфоломей, который не приводит в подтверждение своих слов ни одного соборного правила. Предшественники нынешнего Предстоятеля Константинопольской Церкви, о которых он упоминает, иначе смотрели на вопрос о первенстве, отвергая учение об исключительных правах первого по чести епископа в Церкви. Уместно вспомнить в этой связи Окружное Патриаршее и Синодальное послание Константинопольской Церкви 1895 года, поводом к которому послужила энциклика Папы Римского Льва XIII о соединении Церквей. Полемизируя с Главой Римско-католической церкви, Константинопольская Церковь отстаивала тогда православное понимание роли первенствующего епископа, не допускающее никакого вмешательства первого из Предстоятелей в дела других Поместных Церквей:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах Международной Богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», состоявшейся в Москве 6-9 июня 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить результаты Международной Богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», особо отметив необходимость дальнейшего развития диалога православного богословия с важнейшими направлениями современной научной мысли. 2. Считать полезной публикацию трудов означенной конференции. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (п. 14 Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена: от Астанайской епархии: от Кировоградской епархии: от Латвийской Православной Церкви: от Московской епархии: от Орловской епархии: от Самарской епархии: от Тульской епархии: от Чебоксарский епархии: от Ярославской епархии: 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о замене настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в городе Коломна Московской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Кирилла (Федотова) от должности настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря в городе Коломна Московской области и назначить на эту должность насельника этой обители иеромонаха Григория (Щелкунова) с возведением в сан игумена.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4896109...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_68063.html 14 сентября 2009 Юлия Зайцева " Бог верит в человека " Международная конференция " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " состоялась в Москве Источник:  Благовест-инфо II международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония, состоялась в Москве 11-13 сентября в Доме русского зарубежья им.А.И.Солженицына. В отличие от первой конференции, которая была посвящена осмыслению наследия всемирно известного православного пастыря ХХ в. в целом, для второго форума организаторами – – фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " – – была выбрана более определенная тема " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " . Участников форума приветствовал хорошо знавший сурожского архиерея митрополит Минский и Слуцкий Филарет – Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. В своем послании, которое зачитал секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Московской духовной академии, протоиерей Владимир Шмалий, митрополит Филарет отметил: " Предание Церкви учит нас несомненной истине: человек без Бога, без причастия благодати Его Святого Духа – еще не вполне человек, если мы смотрим на человека с точки зрения его высшего, духовного призвания. Человек становится человеком в полном смысле этого слова лишь тогда, когда он освобождается от греховного плена, от тления и смерти, а это возможно только в открытости Богу – через веру, доверие и верность Ему. Митрополит Антоний являет нам именно такой, подлинно христианский опыт – опыт человека, который всецело поверил открывшемуся ему Христу Спасителю и, доверившись Ему, следовал за Ним до конца своих дней. И потому он мог благовествовать о Боге столь парадоксальными, на первый взгляд, словами, говоря о том, что и " Бог верит в человека " . Патриарший экзарх относит митрополита Антония к тому " сонму свидетелей " , которые убеждают, что " уподобление Человеку Иисусу Христу возможно человеку " .

http://religare.ru/2_68063_1_21.html

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2008) ЦВ 13-14 (386-387) июль 2008 /  1 июля 2008 г. Синодальная богословская комиссия: Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным епископом Диомидом Богословский анализ Рассматриваемые тексты демонстрируют крайне низкий уровень богословской подготовки. В  них не содержится указаний на какие-либо новые проблемы церковной или общественной жизни, не заявлено никаких новых позиций и аргументов по затрагиваемым вопросам. Вопросы, поднятые в " Обращениях " епископа Диомида, уже получили свое богословское и каноническое разрешение в соответствующих документах высшей церковной власти. Позиция Русской Православной Церкви по основным церковно-общественным вопросам нашла свое развернутое выражение в документе " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви " . Позиция по вопросам межхристианских отношений обозначена в документе " Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию " . Оба документа были одобрены Архиерейским Собором 2000 года, участником которого был и епископ Диомид. В рассматриваемых документах, подписанных епископом Диомидом, затрагивается ряд вопросов, касающихся отношений Церкви к государству и политике, межхристианских и межрелигиозных контактов, а также созыва Поместного Собора. Отношение Церкви к форме государственного правления Епископ Диомид требует осудить демократическую форму государственного правления, считая, что " единственная богоустановленная форма правления — монархия " , или «самодержавная власть Помазанника Божия». Это утверждение не соответствует позиции нашей Церкви, ясно выраженной b III rлabe " Основ социальной концепции " , где, в частности, говорится: «Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом — Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии (III.3).

http://e-vestnik.ru/analytics/bogoslovsk...

Митрополит Иларион рассказал о результатах изучения документов Критского Собора ноября 2017 В развитие темы, поднятой в доклад е Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, прозвучало выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона, посвященное результатам изучения документов Критского Собора (18-27 июня 2016 г.). Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 15 июля 2016 года поручил Синодальной библейско-богословской комиссии " по получении официально заверенных копий одобренных Собором на Крите документов опубликовать их и изучить, принимая также во внимание могущие поступить отклики и замечания Преосвященных архиереев, духовных учебных заведений, богословов, клириков, монашествующих и мирян. По итогам всестороннего изучения представить выводы Священному Синоду " (журнал 48). Коснувшись в своем выступлении темы статуса Критского Собора, митрополит Иларион напомнил, что с самого начала предсоборного процесса в основу принятия всех решений на подготовительных к Всеправославному Собору мероприятиях был положен принцип консенсуса всех общепризнанных Поместных автокефальных Церквей. Однако по состоянию на июнь 2016 года таковой консенсус в отношении созыва Святого и Великого Собора отсутствовал по нескольким причинам. В частности, делегацией Антиохийского Патриархата не были подписаны Решения Собрания Предстоятелей Православных Церквей в Константинополе 2014 года, среди которых было и решение о созыве Собора в 2016 году, а также Решения и ряд других документов (включая Регламент Собора) Собрания Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези 2016 года. Проект соборного документа по теме брака не был подписан на Собрании Предстоятелей 2016 года также делегацией Грузинской Церкви. Предстоятели Русской и Грузинской Церквей в своих выступлениях на Собрании Предстоятелей 2016 года и в последующей переписке указывали, что условием их согласия на проведение Собора в июне 2016 года является достижение консенсуса по всем спорным вопросам в оставшееся до Собора время. Такой консенсус не был достигнут.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева " Бог верит в человека " Международная конференция " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " состоялась в Москве Источник:  Благовест-инфо II международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония, состоялась в Москве 11-13 сентября в Доме русского зарубежья им.А.И.Солженицына. В отличие от первой конференции, которая была посвящена осмыслению наследия всемирно известного православного пастыря ХХ в. в целом, для второго форума организаторами – – фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " – – была выбрана более определенная тема " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " . Участников форума приветствовал хорошо знавший сурожского архиерея митрополит Минский и Слуцкий Филарет – Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. В своем послании, которое зачитал секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Московской духовной академии, протоиерей Владимир Шмалий, митрополит Филарет отметил: " Предание Церкви учит нас несомненной истине: человек без Бога, без причастия благодати Его Святого Духа – еще не вполне человек, если мы смотрим на человека с точки зрения его высшего, духовного призвания. Человек становится человеком в полном смысле этого слова лишь тогда, когда он освобождается от греховного плена, от тления и смерти, а это возможно только в открытости Богу – через веру, доверие и верность Ему. Митрополит Антоний являет нам именно такой, подлинно христианский опыт – опыт человека, который всецело поверил открывшемуся ему Христу Спасителю и, доверившись Ему, следовал за Ним до конца своих дней. И потому он мог благовествовать о Боге столь парадоксальными, на первый взгляд, словами, говоря о том, что и " Бог верит в человека " . Патриарший экзарх относит митрополита Антония к тому " сонму свидетелей " , которые убеждают, что " уподобление Человеку Иисусу Христу возможно человеку " .

http://religare.ru/2_68063.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь меняет политику в отношении ЭКО? Что означает ликвидация Церковно-общественного совета и учреждение Синодальной комиссии по биоэтике? 14.04.2021 2700 Время на чтение 4 минуты Во вторник, 13 апреля, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви состоялось обсуждение предварительных результатов дискуссии относительно проекта документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения», подготовленного комиссией Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию (журнал сообщает Патриархия.ru. По результатам обсуждения синодалы отметили, что некоторые вопросы, выдвинутые в ходе дискуссии относительно документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» и касающиеся возможных условий применения данного метода, требуют дальнейшего обсуждения на высоком богословском и научном уровне. При этом подчеркнута важность изучения биоэтических проблем с точки зрения православного вероучения при участии специалистов разных специальностей и взглядов. Принято решение учредить с этой целью Синодальную комиссию по биоэтике, председателем которой назначен ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан. Архипастырю поручено сформировать на базе СПбДА центр исследований в области биоэтики, в том числе для развития взаимодействия в этой области со светским научным миром. Владыка Силуан должен представить на утверждение Синода к следующему его заседанию предложения по составу Комиссии, а также проект Положения о ней. Материалы дискуссии относительно документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» будут направлены в Синодальную комиссию по биоэтике для дальнейшего обстоятельного изучения. В связи с учреждением Синодальной комиссии по биоэтике упраздняется Церковно-общественный совет по биомедицинской этике с выражением благодарности его председателю и членам за понесенные труды. Напомним , 26 марта состоялось первое в 2021 году и, как уже видим, последнее в своей истории заседание Церковно-Общественного совета по биомедицинской этике (ЦОС) под председательством кандидата медицинских наук, председателя Синодальной богослужебной комиссии, митрополита Петрозаводского и Карельского Константина.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/14/ce...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подготовленный Синодальной Богословской комиссией под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Белоруси, богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским Фото - Пресс-служба Архиерейского Собора Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским Данный анализ проводился на основании изучения следующих документов: 1. «Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви» (18.01.2007 г.) 2. «Пояснение к “Обращению” епископа Диомида клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии» (17.04. 2007 г.) 3. «Открытое письмо епископа Диомида, клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии Святейшему Патриарху» (6.06. 2007 г.) 4. «Решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии Московской Патриархии» (6.06.2007 г.) 5. «Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II и ко всем верным чадам Русской Православной Церкви» (19.11.2007 г.) I. Богословский анализ Рассматриваемые тексты демонстрируют крайне низкий уровень богословской подготовки. В них не содержится указаний на какие-либо новые проблемы церковной или общественной жизни, не заявлено никаких новых позиций и аргументов по затрагиваемым вопросам. Вопросы, поднятые в «Обращениях» епископа Диомида, уже получили свое богословское и каноническое разрешение в соответствующих документах Высшей Церковной Власти. Позиция Русской Православной Церкви по основным церковно-общественным вопросам нашла свое развернутое выражение в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Позиция по вопросам межхристианских отношений обозначена в документе «Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Оба документа были одобрены Архиерейским Собором 2000 года, участником которого был и епископ Диомид.

http://sedmitza.ru/lib/text/429949/

В заседании приняли участие члены Комиссии: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Московского Патриархата; архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии; архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской Духовной академии и семинарии; архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан; архиепископ Бориспольский Антоний, ректор Киевской духовной академии и семинарии; архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, управляющий делами Украинской Православной Церкви; епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации; епископ Егорьевский Марк, викарий Московской епархии, секретарь Московского Патриархата по зарубежным учреждениям; епископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии; епископ Переяслав-Хмельницкий Александр; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата; протоиерей Владислав Цыпин, председатель Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви, профессор Московской Духовной академии; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архимандрит Кирилл (Говорун), председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви; архимандрит Иоасаф (Морза), ректор Минской Духовной академии и семинарии; протоиерей Георгий Рябых, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Максим Козлов, профессор Московской Духовной академии; протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной Богословской комиссии; иеромонах Савва (Тутунов), сотрудник Московской Патриархии, - секретарь Комиссии; Владимир Романович Легойда, председатель Синодального информационного отдела.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/06/02/sv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010