Закрыть itemscope itemtype="" > «Проект нового православного катехизиса» В Москве пройдет Научная богословско-практическая конференция, участники которой обсудят вопросы отражения в Катехизисе состава Священного Предания, чистоты православного учения о спасении, христианского отношения к браку, реакцию на теологический модернизм 03.10.2017 978 Время на чтение 3 минуты По благословению Архиерейского Собора, проходившего 2-3 февраля 2016 года, а также Синодальной библейско-богословской комиссии, проводится широкое общецерковное обсуждение последней версии проекта нового православного Катехизиса. Как учат нас Святые Отцы, общая молитва и общая дискуссия (диспут) помогают православным достигать Истины, то есть приближаться к Господу нашему Иисусу Христу. В связи с этим православные общественные объединения проводят богословско-практическую конференцию, посвященную проекту нового Катехизиса, сообщили РНЛ организаторы. Основными темами будут вопросы отражения в Катехизисе состава Священного Предания, чистоты православного учения о спасении, христианского отношения к браку, реакции на теологический модернизм. В конференции с докладами планируют выступить: • игумен Кирилл (Сахаров); • протоиерей Константин Буфеев; • протоиерей Анатолий Чибрик; • протодиакон Владимир Василик; • диакон Илья Маслов; • Владимир Осипов и ряд других авторитетных пастырей, богословов, представителей православной общественности, в том числе авторы проекта. Запланировано принятие подробного итогового документа. Вопросы, предлагаемые на обсуждение на конференции: 1. История возникновения катехизиса в христианской Церкви. Писали ли святые отцы Православной Церкви катехизисы до XIX века? 2. Кому предназначен православный катехизис: членам Церкви или новоначальным? Как соотносится содержание православного катехизиса со Священным Писанием и Священным Преданием, с трудами святых отцов? 3. Почему в Православной Церкви катехизисы как таковые появляются только в XVII-XIX веках? Сегодняшнее отношение к православным катехизисам святителей Филарета Московского, Петра Могилы, Николая Сербского и к другим православным катехизисам, в том числе к учебнику Закона Божия протоиерея Серафима Слободского.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/03/pr...

Лекцией митрополита Волоколамского Илариона об отношениях с католичеством и протестантизмом в МИФИ продолжился спецкурс «История христианской мысли» 3 октября 2013 г. 14:29 В продолжение спецкурса «История христианской мысли» 1 октября 2013 года в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ лекцию о разделениях в христианском мире и различиях в вероучении между христианскими конфессиями прочел митрополит Волоколамский Иларион , глава Отдела внешних церковных связей , председатель Синодальной библейско-богословской комиссии , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры , заведующий кафедрой теологии МИФИ. Слушателями лекции стали ректор университета М.Н. Стриханов, проректоры и деканы вуза, преподаватели и студенты. Предварил ее показ пятого фильма из документального цикла митрополита Илариона «Церковь в истории». В нем повествуется о случившемся в XI веке расколе между Римом и Константинополем, последствия которого христианский мир испытывает до сих пор. Затем владыка Иларион рассказал слушателям об основных различиях между Православием, католицизмом и протестантизмом. Чтобы понять всю значимость произошедшего в XI веке события для истории христианства, нужно вспомнить об эпохе Вселенских Соборов, о догматах, о Символе веры, отметил архипастырь: «Символ веры — это краткое изложение всех основных догматов, то есть вероучительных истин христианской Церкви. Он читался как присяга каждым человеком, который приходил к Таинству крещения, причем крещение в те времена воспринималось не как малозначащий ритуал, как это часто, к сожалению, бывает в наше время. Многие приходили к крещению в сознательном возрасте, и этому предшествовало оглашение: люди приходили в церковь, встречались со священником или епископом, и он объяснял им основные истины христианской веры. Как правило, эти огласительные беседы строились в форме толкований на Символ веры. И Символ веры в итоге зачитывался самим крещаемым в момент Таинства крещения. Естественно, что слова Символа веры были отточены на протяжении веков. Они были приняты на одном Вселенском Соборе, дополнены на другом Вселенском Соборе, и предположить, что в эти слова можно внести хотя бы какое-то дополнение или изменение, было совершенно невозможно. Поэтому та добавка, которая появилась на Западе, — а появилась она не внезапно, но в результате определенного развития богословской мысли — на Востоке была воспринята с недоверием.

http://patriarchia.ru/db/text/3277221.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛОВСКИЙ Михаил Иванович (11.01.1844, с. Эксталь Тамбовского у. Тамбовской губ.- 4.07.1915, Казань), рус. правосл. богослов, библеист. Сын пономаря соборной церкви г. Шацка Тамбовской губ. Закончил Шацкое ДУ (1860), Тамбовскую ДС (1866) и КазДА (1870; однокурсник (13-й вып.) буд. митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) . После окончания ДС был назначен преподавателем словесности и избран помощником библиотекаря. За курсовое соч. «О вариантах в книгах Нового Завета, их происхождении, отношении к вопросу о целости священного текста и критических приемах, употребленных для утверждения общепринятого чтения» получил степень магистра богословия. После предоставления лекционной программы 2 нояб. 1871 г. был избран на должность доцента по кафедре Свящ. Писания НЗ, одновременно в 1884-1896 гг. преподавал нем. язык. В 1873 г. женился на дочери проф. Казанского имп. ун-та прот. М. М. Зефирова . С 1875 г. Б. входил в комиссию по описанию рукописей Соловецкой б-ки и составил реестр большинства библейских книг из 1-го отдела собрания. В дек. 1876 - февр. 1882 г. состоял членом комиссии КазДА по объяснению неудобопонятных слов и выражений в пророческих книгах Свящ. Писания ВЗ. С 29 янв. 1886 г. экстраординарный профессор. С 1891 г. вместе с прот. А. П. Владимирским занимался исправлением Синодального перевода Библии, однако поданные в Святейший Синод материалы (ок. 1 тыс. слов и выражений из НЗ, подлежащих исправлению) оказались невостребованными. В 1894 г. за соч. «Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи по Евангелиям свв. апп. Матфея и Луки» (Каз., 1893) Б. был удостоен степени д-ра богословия. Несмотря на сопротивление К. П. Победоносцева , находившего «не совсем удачным собственно название диссертации», после вмешательства архиеп. Финляндского Антония (Вадковского) 24 апр. 1894 г. был утвержден Святейшим Синодом в степени д-ра богословия. В 1896 г. за диссертацию получил полную премию митр. Макария (Булгакова). Я. А. Богородский назвал сочинение «выдающимся явлением в богословской литературе не только отечественной, но и всей западной» (Протоколы… 1896. С. 109). П. А. Юнгеров отметил, что Б. первым в рус. богословской традиции применил к евангельскому повествованию историко-экзегетический метод исследования.

http://pravenc.ru/text/149569.html

поиск:   разделы   рассылка Мария Моисеева " Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия " Источник:  Православная книга России 12 мая в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына прошла презентация книги Андрея Зайцева " Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия " , вышедшей недавно в издательстве " Эксмо " . Книга адресована широкому кругу читателей. Она представляет собой попытку познакомить человека, возможно даже не церковного, с личностью митрополита Антония. В презентации приняли участие редактор издательства " Эксмо " , руководитель направления " Религия " Андрей Богословский, насельник московского Свято-Данилова монастыря Игумен Петр (Мещеринов), научный секретарь Синодальной богословской комиссии, публицист Александр Кырлежев. Редактор издательства " Эксмо " , руководитель направления " Религия " Андрей Богословский рассказал о новинке и поделился своими личными впечатлениями от знакомства с ней: – Что представляет собой книга " Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия " ? – Это приглашение к знакомству с личностью и творчеством владыки Антония. Автор предпринял попытку соединить рассказ о чертах личности митрополита Антония с идеями, которые владыка излагал в своих проповедях и выступлениях. Для своей работы Андрей Зайцев выбрал самые актуальные для современной церковной жизни темы и показал, как относился к ним герой его книги. Конечно, материал, вошедший в книгу, пропущен через личность автора, и читатель, взяв книгу, почувствует это личное отношение, которое объясняет сам автор: так уж получилось, что некоторые ключевые события в его жизни были тесно связаны с митрополитом Антонием Сурожским. Книга Андрея Зайцева – это личный взгляд, приглашение к разговору и, конечно, к изучению наследия и жизни владыки Антония. – Вы сказали, что в мире существуют на сегодняшний день только две книги о владыке Антонии. Одна из них написана английской журналисткой и секретарем лондонского прихода Джилиан Кроу, вторая – русским журналистом Андреем Зайцевым, о которой мы говорим сегодня. Как случилось, что книг, посвященных такому известному проповеднику, в мире всего две, а в России – одна?

http://religare.ru/2_64974.html

Православный контрпроект РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_23042.html 21 ноября 2005 Светлана Солодовник Православный контрпроект Источник:  http://www.ej.ru Ежедневный Журнал Проходившая на прошлой неделе в Даниловском монастыре Международная научно-богословская конференция РПЦ на тему " Эсхатологическое учение Церкви " свидетельствовала как минимум о двух важных вещах. Во-первых, о том, что православная мысль набирает обороты и богословие в России постепенно перестает быть только строчкой в епархиальной отчетности, за которой в лучшем случае стоят исторические штудии типа " Церковь в Синодальный период " . Это подтверждал и размах конференции: около семидесяти докладчиков, среди которых были духовные лица, представляющие Русскую зарубежную церковь, поместные церкви Сербии, Греции, Румынии, Константинопольский патриархат (не говоря о клириках РПЦ); богословы из лучших православных школ, включая парижский Свято-Сергиевский богословский институт и Свято-Владимирскую академию в Нью-Йорке, — и не только православных: скажем, униатский священник Лоуренс Кросс представлял Католический университет Австралии; ученые из Германии, Италии, США и России. Да что там говорить, приехал сам Христос Яннарас, профессор Афинского университета и на сегодняшний день, наверное, самый известный православный философ и богослов в мире. На московскую конференцию, которую Синодальная богословская комиссия РПЦ с 2000 года проводит каждый ноябрь (исключением стал лишь прошлый год — помешал состоявшийся в октябре Архиерейский собор), его звали регулярно, но приехал он — впервые. Львиная доля докладов затрагивала вопросы вероучительные или теоретические, однако эсхатология — та тема, которая традиционно волнует не только ученых церковных мужей, но весь церковный народ. Эсхатологические настроения, ощущение " конца истории " и грядущих катастроф, возникали в обществе во все времена, особенно в моменты социальных и политических кризисов. Сегодня их усиливают глобализационные процессы, которые многими христианами воспринимаются как завершение человеческой истории, как царство хаоса, готовящее путь Антихристу. Поэтому Церкви чрезвычайно важно выработать не только богословские, но и практические подходы к проблеме глобализации. И вот тут обнаружилась вторая важная вещь.

http://religare.ru/2_23042_1_21.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Завершилось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви Служба коммуникации ОВЦС, 19.07.2023. 19 июля 2023 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви.  Архиерейское Совещание было созвано в соответствии с решением, принятым Священным Синодом Русской Православной Церкви 29 декабря ( журнал 121 ): «Для братского обсуждения текущих вопросов церковной жизни созвать на 19 июля 2023 года Архиерейское Совещание в составе всех епархиальных и викарных архиереев епархий на территории России – в обязательном порядке, а также архиереев епархий в других странах – в зависимости от возможности прибыть в Москву».  С  основным докладом  выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. После доклада Его Святейшества состоялась дискуссия.  С  докладом  о подготовке Синодальной библейско-богословской комиссией документа «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей» выступил ее председатель митрополит Венгерский и Будапештский Иларион.  Об изменениях в светском законодательстве рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).  Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий выступил с сообщением по поводу итогового документа Совещания.  После обсуждения было принято  Постановление  Архиерейского Совещания. Как отмечается в Постановлении, «Архиерейское Совещание с сожалением констатирует, что одним из инструментов враждебных Православию политических сил стали руководители Константинопольского Патриархата, ослепленные жаждой удовлетворения частных интересов и амбиций. Рассмотрев представленное Синодальной библейско-богословской комиссией заключение  «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей» , участники Архиерейского Совещания выражают согласие с выводами этого документа и передают его на утверждение Священного Синода».

http://mospat.ru/ru/news/90545/

Репортажи Актуальные вопросы современной практики совершения церковных таинств обсуждались в Москве 19.11.2007 12:19 Москва, 19 ноября, Благовест-инфо. Актуальные проблемы церковной практики, связанной с совершением православных таинств, обсуждались на V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». В последний день работы форума, 16 ноября, состоялся круглый стол на тему «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии». На круглом столе присутствовали: председатель Синодальной богословской комиссии РПЦ, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), представитель Константинопольского патриархата, митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич), архиепископ Тихвинский Константин (Горянов), епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев); некоторые из них принимали живое участие в обсуждении темы. Заседание прошло под председательством главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП), митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), который в начале выступил с докладом «Таинства в жизни Церкви». Он говорил о таинствах как об основе всей церковной жизни, о сочетании «неизменности» и «исторического динамизма» в таинствах и богословии, об истоках православных таинств. Вопрос о числе таинств митрополит Кирилл относит к области схоластики: так, Великое освящение воды, монашеский постриг, помазание на царство, находясь за пределами списка из семи принятых церковных таинств, не могут восприниматься только как ритуалы или обычаи. Докладчик разъяснил, что ритуал не связан с обретением благодати Св. Духа, тогда как основная цель таинств – «очищение человека от греха и приобщение его к благодати Божьей». Полемично по отношению к утверждению митрополита Каллиста об «объективности» таинств прозвучала мысль главы ОВЦС о том, что «таинства не действуют автономно, как самодостаточные силы, но связывают верующих со Христом и Церковью». К схоластическому наследию прошлого митрополит Кирилл относит также прагматичное понимание таинств как «узкого канала для получения благодати», например, широко распространенное «какое таинство от чего помогает».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

4 февраля 2013 г. 23:00 Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных Документ подготовлен Межсоборным присутствием в 2012 году и принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. 1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия. Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры». По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах. 2. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций.

http://e-vestnik.ru/docs/church_personal...

Arhiva «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги 5 aprilie 2024 11:17 Патриаршая программа изучения Библии действует в Русской Церкви уже два года. За это время Синодальным отделом религиозного образования и катехизации совместно с Синодальной библейско-богословской комиссией создан портал «Исследуйте Писания» , для которого разработано несколько онлайн-курсов. Программа предназначена для поддержки приходских специалистов, организующих изучение Библии на приходах. Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, насельник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря игумен ­Иоанн (Рубин) рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, какие онлайн-курсы доступны уже сегодня, каковы перспективы этого направления работы отдела, а главное, что дает человеку изучение Библии ( 3, 2024 , PDF-bepcuя ). — Ваше Высокопреподобие, уважаемый отец Иоанн, в наше время у православных христиан есть возможность самостоятельно изу­чать Священное Писание вместе с толкованием не только по книгам, но и на православных сайтах, и в евангельских группах при храмах. Для чего потребовалась Патриаршая программа изучения Библии? — Одна из причин востребованности Патриаршей программы в том, что культура изучения Священного Писания у нас на приходах еще не везде находится на достойном уровне, а другая в том, что далеко не всякий приход предоставляет своим прихожанам возможность получения такого образования, а самостоятельно изучить Писание без методической базы сможет далеко не каждый. И третья: на многих имеющихся интернет-ресурсах, например на сайте «Экзегет.ру», доминирует научный подход, рассчитанный на уже подготовленного учащегося, обладающего определенным объемом знаний. Инициатива Святейшего Патриарха предполагала решение различных задач: эффективной методики преподавания Нового и Ветхого Заветов; популярного и максимально доступного для современного человека изложения содержания книг Библии и сложных моментов библейской истории; системности, открытости и доступности в изучении основ православной веры с использованием современных средств коммуникации. По статистике православными христианами называют себя 66 % жителей нашей страны. Однако большинство из них до сих пор не прочитали Библию или далеко не все из прочитанного поняли. Между тем изучение и правильное понимание Священного Писания имеет ключевое значение для духовной жизни человека и целостного понимания православной веры. Это Слово Божие, через которое Гос­подь являет нам Самого Себя.

http://patriarchia.ru/md/db/text/6118486...

     22 июля 2016 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была представлена новая книга председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона «Начало Евангелия». Она является первои в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение». Серия будет продолжена следующими книгами: «Нагорная проповедь», «Чудеса Иисуса», «Притчи Иисуса», «Агнец Божий. Иисус в Евангелии от Иоанна», «Смерть и воскресение». В презентации также приняли участие: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Смоленский и Рославльский Исидор; митрополит Брянский и Севский Александр; архиепископ Якутский и Ленский Роман; епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Щеблыгин, журналисты, представители общественности. В числе участников мероприятия – представители Поместных Православных Церквей: митрополит Варненский Иоанн (Болгарская Православная Церковь); митрополит Тамасосский Исаия (Кипрская Православная Церковь); епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь), представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний; представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров). На презентации присутствовали представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов), главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Владимир Силовьев, московское духовенство.

http://pravoslavie.ru/95587.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010