Вступительная статья I. Директора и регенты Степан Васильевич Смоленский Синодальный хор и училище церковного пения (июнь 1889 – май 1901) Прокурор А. Н. Шишков Синодальный хор Прокурор князь А. А. Ширинский-Шихматов год] А. В. Преображенский К кончине С. В. Смоленского А. В. Никольский. С. В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки А. В. Никольский С. В. Смоленский и его последнее учительство Василий Сергеевич Орлов Н. Д. Кашкин. Воспоминания о В. С. Орлове В. М. Металлов. Воспоминания о В. С. Орлове С. Н. Кругликов. Регент-мастер А. В. Никольский. Василий Сергеевич Орлов (регент и директор Синодального хора) Семен Николаевич Кругликов Из переписки Н. А. Римского-Корсакова и С. Н. Кругликова А. В. Никольский. Семен Николаевич Кругликов Александр Дмитриевич Кастальский А. Д. Кастальский. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке Из воспоминаний о последних годах Церковное пение и Московское Синодальное училище Заграничные письма Из писем 1917–1918 годов А. П. Смирнов Памяти А. Д. Кастальского А. В. Никольский А. Д. Кастальский как композитор и как исследователь народно-русской песни II. Педагоги и воспитатели Александр Константинович Смирнов А. П. Смирнов. О моем дяде А. К. Смирнов. Из воспоминаний (1893–1902) А. К. Смирнов. Пребывание Московского Синодального хора за границей Николай Николаевич Сокольский Письма к жене 1911 года III. Ученики и певчие Главы из автобиографической повести «История моей жизни» Александр Васильевич Никольский Из переписки с К. И. Балашевой Музыкальные заметки 1894 год 1895 год Алексей Алексеевич Сергеев Как я стал музыкантом (главы из воспоминаний) Николай Семенович Голованов Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Николая Голованова 1903/04 учебный год 1 апреля (четверг) 2 апреля (пятница) Сергей Алексеевич Жаров Главы из воспоминаний Сергей Дмитриевич Кученков Воспоминания Александр Петрович Смирнов Воспоминания о Синодальном училище и хоре Николай Данилин Всенощная Рахманинова Николай Голованов Великий архидиакон Церковный календарь Синодального хора Василий Иванович Воздвиженский, Николай Сергеевич Ермонский Воспоминания о московском Большом Успенском соборе Сергей Александрович Шумский Материалы для разработки темы «Московское Синодальное училище и возрождение национальной духовной музыки» Влияние музыки Кастальского на исполнителей «Шестопсалмие» из Всенощного бдения Рахманинова О Рождественских ирмосах  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

II. Педагоги и воспитатели Александр Константинович Смирнов А. П. Смирнов. О моем дяде Александр Константинович Смирнов был младшим братом моего отца, Петра Константиновича, и моим крестным отцом. Семья Смирновых родом из Владимира, где мой дед Константин Петрович обосновался еще в 30-х годах прошлого столетия. До этого Смирновы жили в Суздале, там мой прадед имел свое дело, достаточно обеспечивавшее семью. Мой дед состоял в Московском университете, который должен был покинуть из-за студенческих волнений. Вернувшись во Владимир, он работал в разных городских учреждениях, причем ввиду неуживчивого характера часто менял места службы. Семья обнищала, что отразилось на младшем поколении: оба брата, отец и дядя, должны были с раннего возраста зарабатывать на жизнь семьи (состоявшей, кроме них, из отца, матери Анны Васильевны, урожденной Косткиной, и сестры Ольги) пением в церковных хорах. Петр был на шесть лет старше Александра и успел закончить уездное училище; Саша, родившийся в 1869 году, совсем ребенком попал в певчие. Он полюбил пение и пристрастился слушать архиерейский хор в Рождественском монастыре. Он всегда стоял около правого клироса и обратил на себя внимание другого постоянного посетителя монастыря – Андрея Николаевича Шишкова, будущего управляющего Синодальным хором и училищем, который в ту пору заведовал во Владимире акцизным ведомством. Шишков каждый раз одарял конфетами малолетних певчих с клироса и однажды стал расспрашивать Сашу о его жизни. Тот сказал, что хочет петь в архиерейском хоре. Вскоре он с помощью Шишкова и попал туда. Владимирским архиерейским хором руководил известный регент Ставровский 305 . Пение помогло Саше поступить в духовное училище, что принесло большую радость его родителям, особенно матери. Духовное училище имело интернат, и посещать родительский дом можно было только по праздничным дням. Дальнейшая дорога Александра вела в духовную семинарию. Там дядя подружился с одним из семинаристов постарше, который предложил ему вступить в кружок для изучения запрещенной литературы. Тут у Александра родилось решение посвятить себя не духовному поприщу, а светскому – ехать в Москву и поступать на филологическое отделение Московского университета. К сожалению, этой мечте не суждено было осуществиться: Александр рассчитывал жить у старшего брата Петра, но тот к данному времени уже был отягощен семьей – детей было много (большинство умерло в младенчестве), и все жили на одно жалованье отца, а также на приданое моей матери Екатерины Ивановны, урожденной Шантаровой. Отец служил тогда в Синодальной типографии, а потом в Синодальной конторе в Кремле. Жалованье его было пятьдесят рублей, из них двадцать он платил за очень скромную квартиру в Кудринском переулке, в деревянном двухэтажном домике на четыре семьи. Поневоле пришлось моим родителям отказать Александру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, читаемый в четверг пятой седмицы Великого поста (адаптация к использованию на приходе) Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Адаптация к современному богослужебному использованию на приходе (священник Дмитрий Березин) Задача: адаптировать канон для восприятия смысла тропарей на слух, по возможности без потери ритма и певучести церковно-славянского языка, по возможности предотвратить неправильное понимание смысла тропарей. За основу взят перевод митрополита Никодима (Ротова) и Триодь Постная , в качестве справочных использовались Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (Синодальный перевод), перевод еп.Александра (Милеанта) и перевод иером.Амвросия (Тимрота) , «Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона» игум. Филиппа (Симонова), «Беседы на книгу Бытия» свт.Иоанна Златоуста . Особенности перевода: Из явных недостатков: при работе над адаптацией не использовался оригинальный греческий текст. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Адаптация к современному  богослужебному использованию  на приходе (священник Дмитрий Березин). Задача: адаптировать канон для восприятия смысла тропарей на слух, по возможности без потери ритма и певучести церковно-славянского языка, по возможности предотвратить неправильное понимание смысла тропарей. За основу взят перевод митрополита Никодима (Ротова) и Триодь Постная , в качестве справочных использовались Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (Синодальный перевод), перевод еп.Александра (Милеанта) и перевод иером.Амвросия (Тимрота) , «Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона» игум. Филиппа (Симонова), «Беседы на книгу Бытия» свт.Иоанна Златоуста . Особенности перевода: • оставление церковно-славянской формы некоторых союзов, наречий и местоимений (яко, яже, аще, мя, ти и т.д.); • оставление звательного падежа;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, читаемый с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста (адаптация к использованию на приходе) Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Адаптация к современному богослужебному использованию на приходе (священник Дмитрий Березин) Задача: адаптировать канон для восприятия смысла тропарей на слух, по возможности без потери ритма и певучести церковно-славянского языка, по возможности предотвратить неправильное понимание смысла тропарей. За основу взят перевод митрополита Никодима (Ротова) и Триодь Постная , в качестве справочных использовались Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (Синодальный перевод), перевод еп.Александра (Милеанта) и перевод иером.Амвросия (Тимрота) , «Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона» игум. Филиппа (Симонова), «Беседы на книгу Бытия» свт.Иоанна Златоуста . Особенности перевода: Из явных недостатков: при работе над адаптацией не использовался оригинальный греческий текст. Великий покаянный канон  преподобного Андрея Критского Адаптация к современному богослужебному использованию на приходе (священник Дмитрий Березин). Задача: адаптировать канон для восприятия смысла тропарей на слух, по возможности без потери ритма и певучести церковно-славянского языка, по возможности предотвратить неправильное понимание смысла тропарей. За основу взят перевод митрополита Никодима (Ротова)  и Триодь Постная, в качестве справочных использовались Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (Синодальный перевод), перевод еп.Александра (Милеанта)  и перевод иером.Амвросия (Тимрота), «Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона» игум.Филиппа (Симонова), «Беседы на книгу Бытия» свт.Иоанна Златоуста. Особенности перевода:  • оставление церковно-славянской формы некоторых союзов, наречий и местоимений (яко, яже, аще, мя, ти и т.д.);  • оставление звательного падежа; 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Закрыть Епископ Савватий об освящении ОМУ: нужно прислушиваться к народу Сергей Стефанов   Епископ Бронницкий Савватий (Загребельный)   13:29 06.05.2021 1436 Время на чтение 11 минут Накануне Дня Победы новый глава Синодального отдела по взаимодействию церкви с вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Савватий (Загребельный) рассказал РИА Новости о развитии капелланского служения в РПЦ и помощи беженцам с Донбасса , о том, нужно ли освящать оружие массового уничтожения и отменять обязательную воинскую повинность, и поделился воспоминаниями о том, как ковали победу в Великую Отечественную войну в Сибири. Беседовал Сергей Стефанов. – Владыка Савватий, известно, что до принятия священного сана вы были военным человеком, офицером. Почему решили все же полностью посвятить себя церкви и избрать монашество? – Я любил армию, не хотел увольняться. Восемь месяцев был офицером и священником одновременно, но когда командование предложило сделать выбор, я выбрал небесное воинство. Есть жизнь временная, есть жизнь вечная, и когда человек это осознает, тогда он начинает жить в двух пространствах уже здесь, на земле, но вечное важнее временного настолько, насколько бесконечность больше любого числа. В 1995 году владыка Феодосий послал меня на самый север Омской области , в деревню Вятка в 500 километрах от областного центра и 50 километрах от райцентра, в которой были два дома местных жителей и замечательная деревянная семикупольная церковь, построенная во времена столыпинской реформы в честь святого Василия Блаженного, Московского чудотворца. Там-то и началась моя церковная служба… На самом деле, когда человек думает, куда ему пойти учиться: в аграрный университет или же в военное училище – и то, и другое свято. На Руси, вообще, три святых профессии: хлеб растить, Богу служить и Родину защищать… Но если человек идет в военное училище – значит, он готовится быть готовым бежать на пулемет и умереть, когда прикажут. И даже если поступающий не имеет сознательной веры, он начинает жить в категориях не земной жизни, а в категориях ценностей, которые выше и дороже жизни человеческой.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/06/episko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. В. Никольский и А. В. Касторский. Фотография. 1899 г. Александр Васильевич (10.06.1874, с. Владыкино Пензенской губ.- 19.03.1943, Москва), рус. композитор, ученый-теоретик, публицист, педагог, музыкально-общественный деятель, один из ярких представителей Нового направления в рус. духовной музыке. Род. в семье священнослужителя, в 1888 г. окончил Тихоновское ДУ в Пензе, в 1894 г.- Пензенскую ДС (с отличием). Под влиянием А. В. Касторского увлекся музыкой и вскоре принял решение получить профессиональное музыкальное образование. В 1894-1897 гг. Н. обучался на курсах для взрослых певчих Синодального хора при московском Синодальном училище церковного пения , к-рые окончил экстерном. Среди учителей Н. были А. Д. Кастальский (элементарная теория музыки), В. С. Орлов (сольфеджио), С. Н. Кругликов (гармония); Н. также посещал лекции С. В. Смоленского по истории церковного пения в России. В 1897-1900 гг. продолжил образование в Московской консерватории в классе С. И. Танеева (теория музыки), затем перешел в музыкально-драматическое уч-ще Московского филармонического об-ва, где обучался у А. А. Ильинского (теория композиции) и В. Кеса (симфоническое дирижирование). В тот период Н. создавал светские сочинения разных жанров, среди них - концерт для флейты с оркестром, симфонические поэмы и фантазии, несколько романсов. Н. окончил училище в 1902 г., но получил диплом и звание свободного художника только в 1905 г. Н. вел активную педагогическую работу: был преподавателем и одним из организаторов регентско-певческих и учительских курсов в Москве, Вятке, Камышине, Наровчате, Пензе, Саратове и во Ржеве, преподавал в Строгановском центральном уч-ще технического рисования (с 1901 художественно-промышленное уч-ще) (1894-1918), Елизаветинском женском ин-те (1896-1906), Александро-Мариинском женском ин-те (1899-1906). Преподавал контрапункт и теорию фуги в Синодальном уч-ще (1915-1918; впосл. Народная хоровая академия, Н. преподавал в ней в 1918-1923), гармонию, контрапункт, фугу и форму в Общедоступном музыкальном уч-ще В. Ю. Зограф-Плаксиной (1910-1917) и затем (до 1933) в возникших на его основе муз. учебных заведениях, вел курсы хорового пения в частной женской гимназии Е. Константинова (1902-1906), в 3-й городской муж. гимназии (с 1903), в частной муж. гимназии П. С. Казачкина (с 1908) и др. учебных заведениях.

http://pravenc.ru/text/2566200.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.3 из  5) Оглавление См. также: «Житие преподобномученицы великой княгини Елисаветы» в Православном календаре. Предисловие Жизнь великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, до последнего вздоха служившей Москве и России, оставила заметный след в истории нашей страны и в русской культуре. В России было немало верных сынов и дочерей, которые, защищая Москву, отдали жизнь за спасение столицы своего Отечества. Но мало таких, кто, не имея ни капли русской крови, полюбил Россию как свою вторую родину и предпочел смерть — спокойной жизни за рубежом, вдали от Москвы. Когда весной 1917 г. в революционную Москву прибыл шведский министр, чтобы передать великой княгине предложение германского кайзера покинуть Москву в преддверии страшных времен, Елизавета Федоровна выслушала его и сказала, что готова разделить судьбу своей второй родины и не оставит духовную семью — сестер московской Марфо-Мариинской обители милосердия. Может возникнуть вопрос: не странно ли, что великая княгиня была так предана Москве и России, являясь по происхождению английско-немецкой принцессой? Здесь нет ничего странного. Ведь нравственный гений выстраивает свою жизнь по высокому моральному счету и не ищет безопасной гавани в пору народных бедствий. Нерасторжимая личная связь с Москвой, понимание особой духовной роли России в судьбах человечества определили поведение великой княгини в то тревожное время. Если составить карту московских и подмосковных поездок и пеших путешествий великой княгини, всегда значимых и душеполезных, совершаемых во благо москвичей, то эта карта будет испещрена множеством линий и точек. В Москве ее вниманием и заботами отмечены: Марфо-Мариинская обитель труда и милосердия, Храм Христа Спасителя, Исторический музей, дворец в Нескучном саду, вся территории Московского Кремля (особенно кремлевские дворцы, Успенский собор и Чудов монастырь), особняк Дворянского собрания, Епархиальный дом, Строгановское училище, Шереметевский странноприимный дом, Шелапутинский педагогический институт, Иверская община сестер милосердия, Воспитательный дом, Хитров рынок, Синодальное училище, генерал-губернаторский дом на Тверской улице, ясли, приюты, школы Елизаветинского Благотворительного Общества, Покровский, Зачатьевский, Новоспасский, Никитский и многие другие монастыри Москвы, Сергиево-Елизаветинское трудовое убежище увечных воинов. Московская консерватории, Большой театр… Важное место в жизни Елизаветы Федоровны занимали подмосковные православные святыни: Троице-Сергиева лавра, Саввино-Сторожевский и Ново-Иерусалимский монастыри; а также имения в Ильинском, Дмитровском, Петровском, Кораллове, Ершове, Архангельском, Усове, Ромашкове…

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

Владыке Пантелеимону – 65!      Сегодня, 18 сентября 2015 года, исполняется 65 лет епископу Орехово-Зуевскому Пантелеимону (Шатову), викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателю Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. До своего пострижения в монашество и рукоположения в епископский сан владыка Пантелеимон в течение многих лет был известен православной Москве как ревностный и любвеобильный настоятель больничного храма во имя святого царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. Протоиерей Аркадий (так звали владыку до пострига) организовал один из лучших приходов Москвы и при нем – Свято-Димитриевское училище сестер милосердия , а впоследствии – детский дом, общеобразовательную школу и многое другое. Милующее сердце, дар слова и участливое отношение ко всем настоятеля – вот что в первую очередь запоминалось людям, переступающим порог больничного храма. И потому столь естественным оказалось назначение отца Аркадия председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в 2010 году. В том же году отец Аркадий был пострижен в монашество и принял архиерейское достоинство. В речи при наречении во епископа Орехово-Зуевского будущий владыка вспомнил пророческие слова старца Тихона Пелиха , адресованные ему, тогда еще молодому женатому священнику, служившему на сельском приходе: «Будете епископом». Удивительно, но пострижение отца Аркадия в монашество произошло 17 июля – в день блаженной кончины старца Тихона. Мы попросили сказать о владыке несколько теплых слов священников Андрея Постернака и Александра Лаврухина, знающих владыку не понаслышке: оба они женились на родных дочерях будущего епископа. Отец Александр Лаврухин, ныне директор Свято-Димитриевской православной школы, впервые увидел отца Аркадия в 14 лет, придя к нему на исповедь, и тогда же стал его духовным чадом. Он вспоминает, что во время исповеди у отца Аркадия казалось, «будто ты – лишь одно такое духовное чадо, что он только тобой и занимается». И по сей день, исповедуя, владыка «хочет не просто формально выслушать, но вникнуть в проблему духовного чада и постараться сделать всё возможное, чтобы помочь».

http://pravoslavie.ru/82244.html

Имя преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) включено в месяцеслов Русской Православной Церкви 28 декабря 2017 г. 23:08 28 декабря 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт  епископа Троицкого Панкратия , председателя Синодальной комиссии по канонизации святых , по вопросу включения протоиерея Христофора Варфоломеева и священника Павла Кушникова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской ( журнал 122 ). Члены Синода одобрили решение Синодальной комиссии по канонизации святых о включении имен протоиерея Христофора Варфоломеева и священника Павла Кушникова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Данный вопрос включен в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора. На том же заседании председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом о канонизации преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), совершенной в Грузинской Православной Церкви , ( журнал 123 ). С благодарением Господу восприняв известие о прославлении в лике святых преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), члены Синода постановили включить имя святой в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования ее памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Церкви. Протоиерей Христофор Варфоломеев родился в 1883 году в священнической семье в селе Корписелькя Салминского уезда Выборгской губернии (в 1939 году селение было разделено границей СССР и Финляндии на две части). После обучения в Александро-Невском духовном училище, в 1903 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Затем получил юридическое образование в Санкт-Петербургском университете и с 1909-го по 1917 год работал в канцелярии Финлядского генерал-губернатора и в Сенате Финляндского княжества. В марте 1917 года уволился с государственной службы и до середины августа 1917 года по назначению Синода участвовал в ревизии Александро-Невской лавры. Затем, как делегат от Финляндской Православной Церкви, принимал участие в работе Всероссийского Церковного Собора. В декабре 1917 года уехал на каникулы в Финляндию и не смог вернуться в Москву из-за закрытия границы. В 1918-1919 гг. жил в г.Кексгольме (ныне Приозерск), где нес церковное послушание псаломщика храмов Всех святых (ныне Валаамское подворье) и Рождества Пресвятой Богородицы. В 1919 году поступил в армию Юденича, но из-за болезни был отправлен в Мурманск, где работал делопроизводителем Мурманской железной дороги.

http://patriarchia.ru/db/text/5090485.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Михаил Михайлович (11.09.1849, Москва - 20.10.1927, Рим), рус. муз. критик, переводчик, композитор. Окончил С.-Петербургский технологический ин-т, во время учебы пел в хорах Бесплатной муз. школы и РМО, затем всецело посвятил себя музыке. Около года учился в Москве у А. И. Дюбюка (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция), в 1870-1875 гг.- в Италии у Дж. Сгамбати (фортепиано и сочинение). Вернувшись в Россию, с 1875 г. выступал в качестве муз. критика в с.-петербургских периодических изданиях «Всемирная иллюстрация», «Музыкальный листок», «Музыкальный мир», «Пчела», «Новь», «Нувеллист», «Воскресный листок музыки и объявлений». В 1880-1917 гг. заведовал муз. отделом газ. «Новое время», где еженедельно публиковал фельетоны и обзоры под названием «Музыкальные наброски». В 1918 г. эмигрировал в Италию. В начале карьеры муз. критика И. приветствовал творчество композиторов «Могучей кучки», однако в 80-х гг. примкнул к группе консервативных муз. критиков, став одиозной фигурой с.-петербургского муз. мира. В статьях, нередко отличавшихся необъективностью и поверхностностью суждений, И. выступал против новых, самобытных явлений рус. музыки, в связи с чем был «постоянной мишенью для атак» В. В. Стасова , к-рый отстаивал творчество «кучкистов» «от нападок Иванова и его коллег» ( Ступель. С. 130-131). Вместе с тем статьи И., к-рые публиковались на протяжении почти 40 лет, содержат большой фактический материал о муз. жизни России того времени. И. нередко выступал со статьями, посвященными духовным концертам, напр., «Юбилейный концерт А. А. Архангельского и его хора» (Новое время. 1903. 9648). Концерт Синодального хора в С.-Петербурге дал И. повод критически высказаться о новых программах Синодального уч-ща, к-рые «становятся слишком энциклопедичными, вдаются в подробности, бесполезные для дела» (Московское Синодальное училище//Там же. 1911. 21 марта. 21580; переизд.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 893-899). В статьях «Московский съезд хоровых деятелей» (Там же. 1910. 26 июля. 12345), «Новый вопрос для Православной Церкви» (Там же. 9 нояб. 12451) и «Музыка в православных храмах» (Там же. 1912. 12338) выразил сочувствие идеям учителя пения и регента В. В. Уварова-Надина, выступавшего за введение инструментов в правосл. богослужение; И. видел в этом возможность «хотя бы только с чисто внешней стороны сблизить все христианские церкви».

http://pravenc.ru/text/200485.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010