Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Известный московский регент раскрывает секреты профессии 10 мин., 04.06.2012 Зачем церковному хору нужен регент, если есть запевала или в храме принято петь «всем миром». Должны ли певчие быть прихожанами или лучше приглашенные певцы-профессионалы? На эти вопросы отвечает известный московский регент Евгений Кустовский, руководитель Московских православных регентских курсов. Ваши родители были музыкантами? Трудно сказать. Что такое музыкант в наше время? Музыкант сейчас – это обладатель «корочки», диплома. Мои родители не были музыкантами в этом смысле. Но они очень хорошо знали музыку, лучше, чем многие современные музыканты. Послевоенное время. 50-е годы. Мои родители учились в обычном советском техникуме и несколько раз в неделю ходили в консерваторию. У них был приятель, молодой студент консерватории Серёжа Дижур, который впоследствии стал великим органистом и преподавателем  в консерватории. Он по своему студенческому билету водил моих родителей на концерты. Да, мои родители не способны были воспроизвести музыку, но музыкальная память, слух – все это у них было. Они знали всего Бетховена, Моцарта, Чайковского, Верди… а через них знал и я, потому что дома мы часто слушали проигрыватель, пластинок классической музыки у нас были горы. Музыка сопровождала наш быт. Идем мы с отцом в баню, он поет: «Джи-ильда-а…» Я отвечаю: «Оте-ец мо-ой!..» (Дж. Верди, «Риголетто»). Какие воспоминания у Вас остались от обучения в знаменитом училище Свешникова? Сама идея создания нашего хорового училища во время моего обучения там держалась в строжайшем секрете. Только сейчас о ней можно говорить свободно. А идея была такая: сделать советский по идеологии вариант Синодального училища. В 1918 году оно было разогнано по известным историческим причинам, в 1944 году в эвакуации Александр Васильевич Свешников, бывший уже достаточно известным хоровым деятелем, создал хоровое училище, в котором обучались только мальчики. А преподавателями были  бывшие педагоги Синодального училища, да и сам Свешников был синодалом. В свое время в этом училище обучались Чесноков, Ковин…  Свешников был «из семьи сельского дирижера», как об этом пишут в его биографии, иными словами, он вырос в семье регента, очень много времени он провел на клиросе. Есть  фильм  «Поющие дирижеры» 1974 года, где Свешников говорит: «Некоторые хоровики обижаются, когда их называют певчими, я ничего в этом плохого не вижу. Певчая птичка – разве это плохо?» Видно, как он хитрит, чтобы обосновать свое особое уважение к слову «певчий».   В  хоровом училище 1950-60-х годов была очень четкая, профессиональная методика, основанная на классической хоровой культуре. Мы пели Баха, Стравинского, Перголези. У нас были и общеобразовательные предметы – химия, физика, литература, геометрия…  –  и обучение по спецкурсу музыкального училища. Работы было по горло.

http://foma.ru/izvestnyij-moskovskij-reg...

Особенно был несносен в этом отношении князь Ширинский-Шихматов, которого для краткости буду означать Ш 2 . Никто во всю мою жизнь, даже «сумасшедший старик», по словам К. П. Победоносцева , то есть А. Н. Шишков, не испортил мне столько крови, не унес у меня столько здоровья, как вполне жалкий Ш 2 . Этот человек оскорбил меня до глубины души, отнял у меня любимое дело и едва-едва не погубил меня совсем. Все мои уступки этому мелочному и бессердечному человеку не повели ни к чему, и я с болью в сердце должен был бросить свое милое Синодальное училище и Синодальный хор совершенно оплеванным. К счастью, нашлись добрые люди, вступившиеся за меня, и правда взяла свое сполна. Вспомню прежде об училище. Синодальное училище до начала 1886 года было обыкновенным уездным духовным училищем, в котором учились через пятое в десятое малолетние певчие Синодального хора. Ученье все-таки хоть какое-нибудь да было, так как бывало немало учеников, которые хотели по окончании курса и по спадении с голоса продолжать ученье в семинарии. Средства, отпускавшиеся Синодом на содержание малолетних певчих, были просто нищенские. Хор дополнял их, нанимаясь петь по московским церквам на целые годы, равно на отдельные службы. Оттого, при конкуренции с частными хорами, особенно же с гремевшим тогда Чудовским хором, певшим много лучше под управлением учеников талантливейшего Багрецова, Синодальный хор измельчал до последней степени, сбивал цены и, наконец, дошел до того, что стал посылать на «казенные службы» (то есть в Успенский собор) самых плохих певцов, хороших же певчих администрация хора гоняла по церквам к ранним и поздним обедням, по свадьбам, похоронам, панихидам и пр. за самую ничтожную плату. Несмотря на то, что мальчикам чуть не ежедневно приходилось вставать чуть не в пять часов утра и петь по три, даже по четыре службы в день, делая по Москве огромные концы пешком, мальчики все-таки старались петь как можно более продолжительно, то есть не переставая участвовать при полнейшей потере голоса, ходя даже на службы «для счета», то есть когда вознаграждение выдавалось по числу певцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5) Самые необходимые элементарные приемы управления своим голосом могли бы сообщить мальчику, принятому в училище, регент в хоре и его помощник, а остальное сделало бы опять внимательное отношение к спевкам в связи с прохождением курса сольфеджио. Поэтому, казалось бы, нет заметной нужды в особом преподавании постановки голоса у новопоступивших учеников, тем более что принятая в училище постановка прямо противоположна требованиям, которые предъявляются мальчику как участнику хора. Вместо постановки голоса при первом вступлении мальчика в училище желательно преподавание этого предмета оканчивающим курс воспитанникам, то есть девятому классу. К этой поре у ученика уже сформировывается тот голос, которым он должен будет владеть всю жизнь и которым ему необходимо будет пользоваться в должности регента и учителя для того, чтобы показать другим, как следует исполнять то или другое музыкальное место. Р. S. Чтобы выгадать время для регентских занятий, следует уроки сольфеджио в 6–9 классах заменить чтением хоровых партитур на хоре всех учеников этих классов совместно, причем по очереди ученики восьмых и девятых классов обязаны смотреть за верностью чтения, для чего готовить назначенную каждому преподавателем пьесу и доводить исполнение лучших произведений до возможного совершенства. Таким образом, на это дело пойдут все уроки сольфеджио. Вместо двух занятий по чтению партитуры за фортепиано довольно одного, а другое на хоре. Сольфеджио в младших классах должно быть соединено с чтением обихода. Совершенно отсутствует в программах училища очень важный предмет: разбор музыкальных произведений во всех отношениях. Без него не может быть развития вкуса у будущего регента и учителя. Он должен быть веден устно и письменно. Фортепьяно как таковое и скрипка могут быть сохранены в старших классах или совсем опущены. Вместо сего способные могут брать уроки в консерватории, что будет дешевле и целесообразнее. Изучение крюковой семиографии можно начать с шестого класса, закончив сольфеджирование обихода пятым классом».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Состоялась онлайн-встреча, посвященная 30-летию Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия 7 ноября 2020 г. 15:43 5 ноября 2020 года Свято-Димитриевскому училищу сестер милосердия исполнилось 30 лет. Накануне, 4 ноября, состоялась онлайн-встреча выпускников, посвященная юбилею училища. В ней приняли участие руководители и педагоги Свято-Димитриевского училища, выпускники разных лет. Ко всем собравшимся обратился духовник училища,председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . Открывая встречу выпускников, архипастырь вспомнил о том, как создавалось училище. «Мне позвонил Александр Флинт ( первый директор училища — прим. ред. ) и сказал, что открывается училище — не хотел бы я помочь читать какой-нибудь курс. Мы тогда начали готовиться к открытию училища в Первом московском медицинском училище рядом с Даниловским монастырем . Там мы проводили собеседования с нашими первыми будущими студентами и первые вечерние занятия. Потом, 22 ноября, открылся храм при Первой градской больнице. И мы пригласили сюда наших студентов, некоторые из них стали прихожанами нашего храма, и мы стали здесь проводить с ними занятия. Они начали работать в больнице и помогать в отделениях. Через два года наше училище при Первой градской больнице получило свой собственный самостоятельный статус. Я благодарю Бога, что смог поучаствовать в этом добром деле, которому исполнилось 30 лет», — отметил владыка Пантелеимон. О сложностях, связанных с организацией училища, рассказал начальник отдела Центра профессиональной подготовки кадров и последипломного образования Департамента здравоохранения Москвы, первый директор Свято-Димитриевского училища Александр Флинт. «Время, в которое все начиналось, было совсем другое, чем сейчас, принципиально другое. Время, когда многих привычных для нас сейчас вещей не было: не было Интернета, не было мобильных телефонов и не было никакого взаимодействия государства с Церковью. От церковных инициатив в самом начале многие " шарахались " . И тогда для нас все было необыкновенно и сложно, и ново. Новое общение с администрациями, новое общение с образовательными учреждениями, с Департаментом здравоохранения и Министерством образования. Все это было впервые. Было сложно тем, что не было прецедентов», — отметил Александр Флинт.

http://patriarchia.ru/db/text/5715929.ht...

19, 2). С. Панченко Во Царствии Твоем (из Литургии, соч. 18). Достойно есть, киевского роспева. В 1911 году Синод циркулярно предписал всем епархиальным властям воспретить исполнение богослужебных песнопений и чтений для граммофонов, но данное предписание часто нарушалось. 482 Помощником регента Синодального хора П. В. Власов являлся с сентября 1904 по декабрь 1906 года. Назначение состоялось после того, как в мае 1904 года с этого поста ушли одновременно П. Г. Чесноков и Н. М. Данилин. Выражаемый мемуаристом упрек в адрес Власова – субъективен. Если принять во внимание, что Власов в 1896–1901 годах был певчим Синодального хора, что он учился пению в Московской консерватории у У. Мазетти и преподавал постановку голоса в Синодальном училище с 1901 по 1918 год, то станет очевидной полезность его труда на «синодальной почве». Что же касается послереволюционной деятельности Власова, то надо уточнить, что он трудился в Музыкальном техникуме имени Римского-Корсакова в подмосковной Тарасовке (Ярославской ж. д.), где преподавал теоретические предметы, сольное пение и руководил хором. Упоминаемый Смирновым Домарко – вовсе не итальянец: это псевдоним артиста хора Мариинского театра Марка Дмитриевича Улизько, которого пригласили в Синодальное училище на один учебный год (1911/12) для занятий с учениками первого класса. Согласно отчету за 1912 год, эти занятия были признаны неудовлетворительными. 483 Пение по литографированным партитурам было введено в начале 1890-х годов Смоленским (см. подробнее в его «Воспоминаниях»). В разных московских архивах и библиотеках сохранились фрагментарно отдельные произведения и сборники песнопений в литографиях Синодального училища, иногда с пометами регентов и исполнителей. Обычно составлялся сборник песнопений, который затем попадал в руки переписчика. Нотный текст воспроизводился специальными чернилами и затем размножался в типографии литографским способом (как правило, в нотопечатне В. Гроссе на Большой Спасской улице). В литографированных партитурах, как правило, имеются дата переписки и фамилия переписчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мне кажется, цель Синодального училища такова: окончивший там курс должен быть серьезно образован, развит и обладать положительными музыкальными знаниями. Все остальное сделают талант, свободно-разумный труд и постепенно приобретаемый опыт. Мне даже кажется (развивая несколько вышесказанную мысль), что от Синодального училища надо ждать чего-то еще более важного. Регенты без особенно разностороннего образования могут выходить из музыкальных классов при духовных и учительских семинариях, из специальных регентских классов, имеющихся в разных епархиях. Таких питомников в России много. Московское Синодальное училище на все наше обустроенное отечество – одно. Ему одному под силу заботиться об образовании композитора русской духовной музыки, перед которым теперешние передовики в этом отношении покажутся лишь сынами переходного времени. С совершенным почтением преданный и всегда готовый к услугам Сем. Кругликов». 76 В отчете П. И. Нечаева , ревизовавшего деятельность Синодального училища по поручению Синода, было отмечено, что учебно-воспитательная и хозяйственная части находятся в удовлетворительном состоянии и в них можно отметить лишь частные недостатки. Однако большинство этих частных замечаний было направлено против самостоятельности директора и на усиление власти прокурора Синодальной конторы (например, директор не мог самостоятельно решать вопросов приобретения книг в библиотеки, установления мер наказаний для воспитанников и вообще не имел права в отсутствие прокурора хоть в чем-то изменять заведенные ранее порядки). В отношении Смоленского ревизор вынес также особое определение, где говорилось: «Смоленский при хорошем знании церковного пения, а также любви к нему и к музыке был бы весьма полезным деятелем, если бы при этом обладал надлежащим административным тактом, внимательнее относился к внутренней стороне училищной жизни и не размерял задач училища введением в учебные занятия воспитанников некоторых музыкальных требований, уместных более в консерватории, чем в строго церковно-певческом училище». Далее Смоленскому ставилось на вид стремление к самовластию и превышение прав директора: «И, хотя в действительности уставом с точностью определены права и обязанности директора училища, а равно и указанные подчиненные его отношения к прокурору Синодальной конторы, г. Смоленский доселе не может примириться со своим положением и при каждом удобном случае пытается выходить из пределов полномочий, предоставленных ему уставом». (Металлов, с. 81.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн Выставка к 300-летию Синодального хора открывается в Государственном центральном музее современной истории России 18 ноября 2021 г. 12:27 18 ноября 2021 года в Государственном центральном музее современной истории России при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы начинает работу выставка «Глагол таинственный небес», посвященная 300-летию Московского Синодального хора. Экспозиция подготовлена Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество», Российским национальным музеем музыки и Фондом содействия возрождению Синодального хора. В преддверии открытия 16 ноября состоялся предпоказ. С предстоящим открытием грандиозной экспозиции ее организаторов и участников поздравил мэр Москвы С.С. Собянин . Приветствие огласил руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков. Глава Фонда «Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова отметила, что единодушие и мудрость коллег-организаторов и участников позволили осуществить этот масштабный проект. Выставка «Глагол таинственный небес» возрождает из забвения имена уникальных композиторов, создававших свои произведения на рубеже веков. Это было время расцвета Синодального хора, находившегося под покровительством великокняжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Феодоровны. «Выставка открывается в пяти залах исторического здания в центре столицы. Она дает глубокий экскурс в историю хора, начиная с XIV века», — отметила А.В. Громова. Директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов в приветственном слове поздравил присутствовавших с открытием экспозиции. Высокий уровень и значимость выставочного проекта отметила статс-секретарь, заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова. Событие приурочено к 130-летию присоединения к Православию преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и 130-летию назначения великого князя Сергея Александровича на пост московского генерал-губернатора. Синодальный хор и Синодальное училище церковного пения с 1890-х годов находились под покровительством великокняжеской четы. Супруги организовывали благотворительные концерты, поддерживали талантливую молодежь, заботясь о том, чтобы училище готовило церковно просвещенных музыкальных деятелей, опытных и высокопрофессиональных регентов церковных хоров. Великокняжеская чета также принимала участие в дальнейшей судьбе выпускников Синодального училища, способствуя реализации их таланта.

http://patriarchia.ru/db/text/5862704.ht...

23. А. П. Смирнов в форме Синодального училища. Март 1918 г. 24. С. А. Шумский. Первая половина 1910-х 25. Последний XXVI выпуск Синодального училища. Март 1918 г. 1-й ряд: Д. Шведов и П. Попандопуло. 2-й ряд: Н. Сокольский, А. Дубинин, А. Кастальский, Д. Аллеманов, А. Петров, Н. Толстяков, В. Степанов. 3-й ряд: С. Васильев, П. Дорохов, Б. Обвивальнев, Е. Ромашков, Н. Данилин, А. Степанов, С. Макеев 26. Преподаватели Синодального училища. Октябрь 1917 г. 1-й ряд: Н. Кочетов, А. Никольский , Д. Аллеманов, Н. Данилин, Ф. Степанов, А. Кастальский, В. Кедров, В. Калинников. 2-й ряд: А. Петров, Д. Янович, Н. Сокольский, М. Померанцев, В. Якимов, Г. Шаборкин, Б. Пушкин, Д. Григорьев, Н. Толстяков, А. Дубинин, Н. Голованов, Л. Осберг, И. Харитонов. 3-й ряд: И. Красильников, Ю. Лазарев, В. Степанов, Н. Ермонский Алексей Алексеевич Сергеев Алексей Алексеевич Сергеев – педагог-музыкант, сотрудник различных учреждений управления культурой и искусством – родился 8 (20) апреля 1889 года в семье железнодорожника в селе Конобеево Бронницкого уезда Московской губернии. Его отец служил помощником начальника, позднее начальником станции Конобеево Московско-Казанской железной дороги. В десятилетнем возрасте мальчик был принят в первый класс Синодального училища, а завершил обучение в мае 1910 года (дважды он оставался на второй год из-за неуспеваемости – в пятом и в шестом классах). В 1900–1904 годах Сергеев пел в дискантовой партии Синодального хора при В. С. Орлове и его помощниках – Кастальском, П. Чеснокове и Данилине. Окончив училище по первому разряду со званием регента и учителя церковного пения, он получил назначение на место воспитателя и учителя пения и музыки в Алексеевскую прогимназию города Дорогобужа. Через год молодой учитель перебрался в Житомир, а еще через два года – в Балашов Саратовской губернии, где оставался до 1918 года преподавателем в гимназии и учительской семинарии. Еще в 1908 году при содействии одного московского букиниста Сергеев примкнул к партии эсеров и выполнял время от времени отдельные поручения. В 1923 году он участвовал как один из инициаторов в ликвидационном съезде партии эсеров, проходившем в Москве, исполняя обязанности секретаря съезда и редактора газеты «Единый фронт». До переезда в Москву в 1923 году Сергеев активно работал в Саратове как инструктор отдела искусств Губполитпросвета и агитотдела Доркомитета Рязанско-Уральской железной дороги, сотрудничал также в политотделе войск Юго-Западного фронта. В те же годы он заведовал музыкально-хоровым подотделом Саратовского губпролеткульта, руководил мастерской ритмики на высших театральных курсах, преподавал в местных консерватории и университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

10. В. С. Орлов и С. В. Смоленский 1899 г 11. Синодальный хор. 1900. В центре: А. Кастальский, В. Орлов, С. Смоленский 12. Преподаватели Синодального училища. 1900 г. 1-й ряд: В. Войденов (1), А. Кастальский (2), С. Смоленский (6), К. Сараджев (8), А. Дубинин (9). 2-й ряд: П. Чесноков (4), А. Смирнов (5), С. Покровский (6), Н. Соколовский (7), И Серебреницкий (8), В. Калинников (9), В. Тютюнник (10). 3-й ряд: А. Ладутин (1), Г. Шаборкин (4), С. Комаров, Ю. Лазарев 13. Бывшие воспитанники Синодального училища с С. В. Смоленским во дворе училища. Июнь 1909 г. 1-й ряд: Д. Кузьмин и М. Маттисон. 2-й ряд: П. Толстяков (1), С. Смоленский (3), 3-й ряд: А. Гребнев (2), В. Царев (4), С. Марков, И. Кусков, Т. Парфенов, С. Кучин, П. Петров-Бояринов 14. Исполнение «Пещного действа» А. Кастальского Синодальным хором в зале училища. Фото М. Грибова. Апрель 1909 г. Слева епископ Трифон (в кресле) 15. Похороны С. Н. Кругликова. 11 февраля 1910г. На переднем плане малолетние воспитанники Синодального училища 16. XVII выпуск Синодального училища.23 мая 1909 г. П. Ипполитов, Н. Голованов, Е. Емельянов, Г. Окороков, Г. Баулин, А. Дельфонцев, С. Гребенщиков 17. Исполнение воспитанниками Синодального училища «Женитьбы» Н. Гоголя на ученическом вечере 8 февраля1906 г. 18. А. Кастальский, Ф. Степанов и Н. Данилин в зале «Аугустео». Фото Э. Фонтана. Рим 1911 г 19. Синодальный хор на сцене римского зала «Аугустео». Фото Э. Фонтана. 2 мая 1911 г. 20. После исполнения кантаты А. Кастальского «Стих о церковном русском пении» на юбилейных торжествах по случаю 25-летия Синодального училища. 5 ноября 1911 г. 21. Синодальный хор у русского храма-памятника в Лейпциге. Октябрь 1913 г. В центре: Ф. Степанов, И. Рождественский, Н. Голованов; справа: Н. Данилин (в шляпе) 22. XXIII выпуск Синодального училища. 1915 г. 1-й ряд: И. Смыслов, В. Лазарев, Н. Пузенкин, Н. Щеглов, А. Кондратьев, Г. Блохин, К. Филиппов. 2-й ряд: Н. Соколовский, В. Якимов, А. Кастальский, Ф. Степанов, К. Успенский, В. Кедров, И. Ющенко, Н. Голованов. 3-й ряд: Н. Ермонский, В. Степанов, Н. Толстяков, М. Померанцев, П. Власов, неустановленное лицо, Ю. Лазарев

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

384 Автор ошибается. Хорошо известно, что мальчики, поступившие по конкурсу в Синодальное училище в возрасте 8–9 лет, в течение первого года не участвовали в спевках и службах Синодального хора. Таким образом певческий стаж мальчиков обычно составлял пять-шесть лет (от 9–10-ти до 14–15-ти, в редких случаях до 16 лет). 385 В 1900-е годы, то есть в период обучения Сергеева в училище, в педагогическом расписании Кастальского значились: сольфеджио в третьем–девятом классах, обычное пение в третьем–четвертом классах, контрапункт свободного стиля в девятом классе и музыкальные формы в восьмом классе; народную музыку Кастальский начал преподавать с 1914/15 учебного года. 388 Полное название предмета – «обычное пение в установленной гармонии за фортепиано». Предмет предполагал практическое изучение за фортепиано в течение трех лет (третий–пятый классы) так называемого простого напева (обычного пения) – от несложных песнопений в элементарной гармонизации до основных богослужебных циклов (литургия, всенощная, праздники, панихида). В 1907/08 учебном году вместо обычного пения в четвертом и пятом классах начали преподавать чтение хоровой партитуры. 389 У кого из двух названных преподавателей занимался Голованов, установить не удалось; по косвенным данным – у Григорьева. 391 Подробный перечень учебников, по которым занимались в четвертом классе Синодального училища в указанное время, – документ, конечно, весьма важный, однако из-за приблизительной передачи названий не всегда можно с точностью определить, каким именно учебником пользовались ученики. 392 Интересно проследить на примере класса Голованова, как изменялось количество учеников в течение первых пяти лет учебы, то есть в певческом отделении: 1900/01 – 17 человек, 1901/02 – 13 человек, 1902/03 – 8 человек, 1903/04 – 5 человек, 1904/05 – 8 человек; в последующих классах состав почти не менялся, и в 1909 году училище окончило 8 человек. 394 Учебный год четвертый класс начал в количестве шести человек (с Пацевым), но в начале октября полупансионер Пацев был уволен за неуплату первого полугодового взноса за содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010