Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Иоасаф (Миткевич), еп. Белгородский и Обоянский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА) Иоасаф (Миткевич), еп. Белгородский и Обоянский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА) (Миткевич Иоанн; 1724, г. Козелец Черниговской губ.- 30.06.1763, Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь), еп. Белгородский и Обоянский. Иногда в лит-ре И. ошибочно отождествляется с игум. Иоасафом (Миткевичем), возглавлявшем в 40-х гг. XVIII в. Домницкий Богородице-Рождественский мон-рь в Черниговской губ. (ОДДС. Т. 29: 1749 г. С. 610). И. род. в многодетной семье священника. Обучался в Киево-Могилянской академии, был учеником С. Ф. Тодорского (впосл. архиеп. Симон (Тодорский) ). В окт. 1740 г. трудами архиеп. Амвросия (Юшкевича) была учреждена Новгородская ДС, первыми преподавателями к-рой стали выпускники киевских духовных школ. В нач. 1741 г. по приглашению архиеп. Амвросия И. Миткевич вместе с другом Иосифом Ямницким был переведен из Киева в Новгород. Служил учителем в начальных школах 1-го класса семинарии, с кон. окт. 1741 г. преподавал пиитику в среднем классе, с 1742 г.- риторику, с 1746 г.- философию, с 1748 г.- богословие. Ок. 1744 г. в новгородском Антония Римлянина монастыре Миткевич принял монашеский постриг, затем был рукоположен во иерея, в 1748 г. назначен префектом, в сент. 1750 г.- ректором Новгородской ДС и настоятелем Антониева мон-ря с возведением в сан архимандрита. При И. в 1754 г. в Новгороде для Антониева мон-ря был отлит новый колокол. В годы ректорства И. состоялся 1-й выпуск семинарии, среди окончивших был его ученик Тимофей Соколовский (впосл. свт. Тихон Задонский ). С нояб. 1755 г. по поручению Синода вместе с ректором СПбДС иеродиак. Никодимом (Пученковым) И. занимался подготовкой и цензурированием нового издания Четьих-Миней свт. Димитрия (Савича (Туптало)) и Киево-Печерского патерика. В это время И. проживал на Новгородском подворье в С.-Петербурге и получал в дополнение к ректорскому жалованью (300 р.) еще 200 р.

http://pravenc.ru/text/578098.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Ипатиевский Троицкий, на краю города Костромы 263 основан предками царя Бориса Годунова; упом, с 1443 г. В XVII веке ставропигиальный. 16 июля 1744 обращён в кафедру Костромских архиереев, кафедральный. [II, 632.) С 3 июня 1835 первоклассный, под управлением архиереев и наместников. Игумены Феогност при великом князе Василии Василиевиче, 2 янв. 1511. (Акт. Ист., I, 176). Паисий , 25 янв. 1537. Вассиан , 1558–66, после в Новоспасском. Никандр , 1572–74. Порфирий уволен 1582. Варлаам , 1582–84. ( Гурий Ступишин , строит., 1585–98). Архимандриты Иаков перев. из Соловецкого 1597–1606. Феодосий , 19 сент. 1608. Кирилл , 1613–16. Иосиф , 1617–22. Кажется, он после в Чудове был. Пафнутий , 1622–31. Тихон , 1631–40. Иосиф , 1640 и 41. (В 1637–40 послан был в Грузию). Авраамий , 1642–46. Сергий , 1646–49. Гермоген , 1649–53. Тихон , 1653–63. Мисаил , 1663–66. Кирилл , 1666–70. Феодосий , 1670–74. Будто-бы, перев. в Новый Иерусалим. Антоний 24 янв. 1675 перев. из Переяславского Даниилова; по 1683. Пахомий , 1683 и 84. Феодосий , 1684–92. Паисий , 1692–98; † 23 мая 1701, в Москве. Симеон , архим. Свияжского Богородицкого, перев. 12 сент. (sic) 1698–1711, † 22 янв. Тихон , 1711–1720. Гавриил Бужинский произведён 22 янв. 1721, а 24 мар. 1722 перев. в Троице-Сергиеву Лавру. Серапион , 1722–30 (упом. в авг.). Платон Малиновский в 1730 перев. и из Харьковского Преображенского; 12 авг. 1732 арестован, а 13 дек. 1738 лишён сана и послан в Иркутск; с 19 сент. 1742 епископ Сарский. Никодим Сребницкий в июле 1734 перев. из Святогорского, а 18 янв. 1736 перев. в Ново-Спасский. Пимен Савелов в февр. 1736 перев. из Тольгского, а 29 июня 1740 хирот. в епископа Вологодского. Феофилакт в окт. 1740 перев. из Корнилиева Комельского, а 14 сент. 1743 хирот. в епископа Воронежского. Симон Тодорский произведён 12 сент. 1743, а 31 мар. 1745 хирот. в епископа Костромского. При нём мнтрь обращён в архиерейский дом. 2 Богоявленский, в Костроме, основан в половине XV века иноком Никитой. Ныне второклассный. [III, 399.] В 1847 сгорел, монахи переведены в Игрицкий. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симон, архиепископ Псковский, Изборский и Нарвский (Тодорский) Родился 1 сентября 1700 года близ Киева. Окончил Киевскую духовную академию, уехал за границу в 1727 году и в течение десяти лет слушал лекции в заграничных университетах, в частности в университете в Галле (Германия). После возвращения в Россию был определён наставником и преподавателем греческого и древнееврейского языков в Киевскую духовную академию. В 1740 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1742 году избран законоучителем для великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III) и его невесты Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). 12 сентября 1743 года возведён в сан архимандрита Костромского Ипатьевского монастыря. При нём монастырь был обращён в архиерейский дом. С 1745 года – член Святейшего Синода. 31 марта 1745 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. 18 августа 1745 года переведён на Псковскую кафедру. В 1746 году епископ Симон организовал богословский класс в Псковской духовной семинарии. 15 марта 1748 года возведён в сан архиепископа. Скончался 22 февраля 1754 года во Пскове. Погребён во Пскове, в нижнем этаже Троицкого собора, в восточном отделении усыпальницы. Архиепископ Симон – духовный писатель-проповедник. Знал в совершенстве языки: еврейский, сирский, халдейский, арабский, греческий, латинский и немецкий, был филологом-ориенталистом. Принимал участие в исправлении текста Библии . Архиепископ Симон был известен в Европе. Архиепископ Симон приобрёл себе особенное уважение в народе как толкователь так называемых «больших инструкций» при Киевской духовной академии (по праздникам). Благочестивой жизнью оставил о себе светлую память. У гроба его неоднократно совершались знамения и чудеса. Труды: Поучение на 10 февраля. М. 1743. Поучение на брак великого князя Петра Федоровича с Екатериною. М. 1745. Поучение на день рождения императрицы Елизаветы. М. 1746. В день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. М. 1747. Библиографическая заметка о похвальном слове Петру III//Записки императорской Академии наук. СПб., 1862–1895, т. 3, кн. 2, стр. 258–264.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Костромская Учреждена 16 июля 1744 года Кафедра в Костроме Костромская и Галичская Симон (Тодорский) епископ, рукоположен с 31.03.1745 по 18.08.1745 еп. Псковский, Нарвский и Изборский Сильвестр (Кулябка) епископ, рукоположен c 18.11.1745 по 25.04.1750 еп. Петербургский и Ревельский Междуархиерейство три года. Геннадий (Андреевский) епископ, рукоположен с 16.04.1753 по 1.08.1757 отрешен от кафедры †28.04.1758 Дамаскин (Аскоронский) епископ, рукоположен с 21.05.1758 †16.07.1769 Симон (Лагов) епископ, рукоположен с 6.09.1769 по 31.03.1778 еп. Рязанский и Шацкий Павел (Зернов) епископ, рукоположен с 15.04.1778 по 15.01.1800 еп. Тверской и Кашинский Евгений (Романов) епископ, рукоположен с 4.03.1800 †9.12.1811 Сергий (Крылов-Платонов) епископ, рукоположен с 17.03.1812 по 4.06.1817 еп. Рязанский и Зарайский Самуил (Запольский-Платонов) епископ, рукоположен с 19.08.1817 по 6.04.1830 на покое; †16.04.1831 в 1825 управлял делами Нижегородской епархии Павел (Подлипский) епископ, рукоположен с 26.05.1830 по 26.09.1836 еп. Черниговский и Нежинский Владимир (Алявдин) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 26.09.1836 по 14.11.1842 еп. Тобольский и Сибирский Виталий (Щепетов) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 14.11.1842 по 11.08.1845 член Московской синодальной конторы †29.01.1846 Иустин (Михайлов) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 11.08.1845 по 25.02.1850 еп. Владимирский и Суздальский Леонид (Зарецкий) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 25.02.1850 по 19.08.1853 еп. Екатеринославский и Таганрогский Филофей (Успенский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 19.08.1853 по 15.02.1857 еп. Тверской и Кашинский Платон (Фивейский) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 15.02.1857 архиепископ с 31.03.1868 †12.05.1877 Игнатий (Рождественский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 11.02.1878 †7.06.1883

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Псковская Учреждена в 1589 году Псковская и Изборская Кафедра в Пскове Мисаил епископ, рукоположен с апреля 1589 † 21.04.1592 Геннадий архиепископ, рукоположен с 16.02.1595 † 24.08.1609 Иосиф епископ, упоминается † неизвест. Сильвестр епископ, бывший еп. Вологодский и Великопермский с 11.07.1613 † 1.12.1615 Псковская, Изборская и Нарвская С 1616 года Иоаким архиепископ, рукоположен с 6.07.1616 † 24.04.1623 Павел архиепископ, рукоположен с 12.10.1623 по 31.12.1626 митр. Сарский и Подонский Иоасаф архиепископ, рукоположен с 1.01.1627 по 6.02.1634 патриарх Московский и всея Руси Левкий архиепископ, рукоположен с 6.07.1634 по сентябрь 1649 отстранен; † 4.08.1654 Макарий архиепископ, рукоположен с 4.11.1649 † 20.07.1665 Арсений архиепископ, рукоположен с 12.03.1665 по 1681 на покое, † 1.05.1683 Маркелл митрополит, бывший архиеп. Суздальский и Юрьевский с 6.09.1681 по 8.09.1690 митр. Казанский и Свияжский Иларион (Смирнов) митрополит, рукоположен с 1.02.1691 † 22.06.1698 Иосиф (Римский-Корсаков), митрополит, рукоположен с 18.09.1698 (17.09.1699) по январь 1717 на покое, † 22.06.1717 Феофан (Прокопович) епископ, рукоположен с 7.02.1718 архиепископ с 31.12.1720 по 25.06.1725 архиеп. Новгородский и Великолуцкий Феофилакт (Лопатинский) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 25.06.1725 по 15.07.1726 архиеп. Рязанский и Зарайский Рафаил (Заборовский) епископ, рукоположен с 15.08.1726 по 13.04.1731 архиеп. Киевский, Галицкий и всея Малыя России (Руси) Варлаам (Леницкий) епископ, бывший еп. Переяславский и Бориспольский, викарий Киевской епархии с 13.04.1731 архиепископ с 10.08.1732 по 9.08.1738 на покое; † 8.01.1741 Стефан (Калиновский) епископ, рукоположен с 17.01.1739 по 18.08.1745 архиеп. Новгородский и Великолуцкий Симон (Тодорский) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 18.08.1745 архиепископ с 15.03.1748 † 22.02.1754 Вениамин (Пуцек-Григорович), епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский со 2.04.1758 по 15.09.1761 архиеп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Пскове прошла панихида по архиепископу Симону Тодорскому Псков, 9 марта 2004 г.   Усыпальница Троицкого собора (фото ПАИ) 7 марта (22 февраля по ст.с.) исполнилось 250 лет со дня кончины архиепископа Псковского и Нарвского Симона (Тодорского), сообщает наш корреспондент Ольга Кирьянова.   Он родился в Малоросии, в благочестивой верующей семье казака Переяславского полка Феодора. Сестра будущего Владыки Иустина стала игуменией Киевского Флоровского монастыря, сын другой сестры – Алексий, также принял монашество, а впоследствии был епископом Милитийским. Симеон Тодорский окончил Киевскую Духовную Академию и Галльский университет под Магдебургом, а затем по приглашению митрополита Киевского Рафаила (Зборовского) четыре года преподавал в Киевской Академии греческий, еврейский и немецкий языки. В 1740 году Симеон принял монашество с именем Симон, а два года спустя митрополит Рафаил рекомендовал его императрице Елизавете Петровне в качестве воспитателя будущего императора Петра III и его невесты Екатерины. Помимо обязанностей преподавателя Закона Божия и русского языка иеромонах Симон исполнял обязанности придворного духовника и проповедника.   В 1743 году Симон Тодорский стал архимандритом Костромского Ипатьевского монастыря и членом Святейшего Синода. В этом качестве он принял участие в издании Елизаветинской Библии, сверив и заново переведя с еврейского языка книгу Бытия.   31 марта 1745 года архимандрит Симон был возведен на Костромскую епископскую кафедру, а вскоре переведен во Псков. Здесь по свидетельству церковного историка митрополита Евгения (Болховитинова) архиепископ Симон много потрудился, искореняя невежество и суеверия, обновляя и украшая древние псковские храмы. На Псковской кафедре он оставался до своей кончины и был погребен в Троицком кафедральном соборе города Пскова. Православные псковичи чтили память архиепископа Симона, как великого подвижника, молитвенно обращаясь к нему за помощью.   В 1853 году причт кафедрального храма представил архиепископу Рижскому Платону книгу с 16-ю свидетельствами чудесных исцелений, произошедших у гробницы псковского архипастыря. Год спустя при повреждении склепа его останки были обнаружены нетленными, о чем засвидетельствовал архиепископ Платон и духовенство Троицкого собора.

http://pravoslavie.ru/9180.html

Репортажи «Путеводитель к внутреннему человеку» Игумен Петр (Мещеринов) представил новый перевод книги Иоганна Арндта «Об истинном христианстве» 31.10.2016 12:30 Москва, 31 октября, Благовест-инфо. Презентация нового русского издания книги лютеранского богослова Иоганна Арндта (1555-1621) «Об истинном христианстве» состоялась 27 октября в книжном магазине «Читай-город». Издательство «Эксмо» выпустило эту книгу в серии «Мир православия». Издание представил автор перевода с немецкого языка игумен Петр (Мещеринов). Как сообщается в аннотации, первое издание книги Арндта увидело свет в 1605 г., и с тех пор «на протяжении нескольких веков она была насущной духовной пищей для всей Европы». Книга «Об истинном христианстве» была хорошо известна и в России – первый ее перевод на русский язык (его осуществил Симон Тодорский, будущий архиепископ Псковский) был опубликован в 1735 г., а потом она переводилась еще несколько раз и издавалась многократно. О. Петр взял за основу последний русский перевод 1906 года (автор неизвестен) и существенно переработал его, обращаясь к немецким изданиям: не менее половины тысячестраничного текста переведено заново, все купюры раскрыты, неточности и ошибки исправлены, в предисловии дана подробная биография Арндта с анализом его богословия. О. Петр отметил, что для русского образованного читателя конца XVII – начала XX вв., от императоров до простых крестьян, «Истинное христианство» Арндта было «книгой Известно, что самыми внимательными ее читателями были и русские святые – например, Макарий (Глухарев), просветитель Алтая, который говорил, что он «воспитывался на этой книге». Святитель Тихон Задонский советовал читать Библию, а после нее Арндта, «а в прочие книги как в гости прогуливаться». «Видно, что Арндт повлиял на святителя Тихона самым кардинальным образом, потому что самое свое большое творение он совершенно сознательно назвал «Об истинном христианстве», что перекликалось с его любимой книгой… Возможно, святитель Тихон находил в книге Арндта путеводитель к внутреннему человеку, чему эта книга во все времена и служила», – сказал о. Петр. Он упомянул о том, что в сочинениях святителя Тихона Задонского есть множество скрытых цитат из Арндта.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕКАТЕРИНА II АЛЕКСЕЕВНА (21.04.1729, Штеттин (ныне Щецин, Польша) - 6.11.1796, С.-Петербург), имп. Всероссийская (с 25 дек. 1761; на престоле с 28 июня 1762), жена имп. Петра III . Дочь принца Христиана Августа Ангальт-Цербстского, полкового командира в Штеттине на службе у прусского короля, и принцессы Иоганны Елизаветы, происходившей из Гольштейн-Готторпского дома. Через родню матери была связана кровными узами с неск. королевскими домами Европы, в частности приходилась племянницей швед. кор. Адольфу Фредрику. Крещена в лютеранстве с именем София Фредерика Августа. Получила домашнее образование. Пребывание при российском дворе. Имп. Екатерины II. Портрет. 1766 (?) г. Худож. А. А.. Антропов. (ТОКГ) Имп. Екатерины II. Портрет. 1766 (?) г. Худож. А. А.. Антропов. (ТОКГ) В февр. 1744 г. по приглашению имп. Елизаветы Петровны София прибыла в Россию, чтобы выйти замуж за приходившегося ей троюродным братом Гольштейн-Готторпского герц. Карла Петра Ульриха, к-рый приехал в Россию, принял Православие с именем Петр Феодорович и был объявлен наследником престола. Основам Православия Софию обучал архим. Симон (Тодорский ; впосл. архиепископ Псковский). 28 июня 1744 г. она приняла Православие, получила имя Екатерина Алексеевна. 29 июня обручена, 21 авг. 1745 г. обвенчана с вел. кн. Петром Феодоровичем. Однако брак оказался неудачным, взаимоотношения с мужем и имп. Елизаветой Петровной были крайне тяжелыми. В 1754 г. вел. княгиня родила сына Павла (впосл. имп. Павел I Петрович ). По нек-рым сведениям, отцом ребенка был один из ее фаворитов, гр. С. В. Салтыков, к-рый сразу после рождения наследника был отправлен за границу. Ребенок был отнят у матери, его воспитанием занялась Елизавета Петровна. Впосл. Е. А. была окружена фаворитами, обсуждался проект ее брака с Г. Г. Орловым, в 1774 г. она тайно обвенчалась с Г. А. Потёмкиным . Вел. княгиня старательно изучала рус. язык, ежедневно по неск. часов упражнялась в рус. грамматике, читала книги, к-рые получала из б-ки С.-Петербургской АН. Изучала историю Европы, в т. ч. «Историю Генриха Великого» архиеп. А. де Перефикса, «Всеобщую историю Германии» Ж. Барра, совр. франц. лит-ру (произведения Ш. Л. Монтескьё, Вольтера , Д. Дидро, К. А. Гельвеция и др.). Именно в это время начали складываться взгляды и убеждения буд. императрицы. Е. А. увлеклась идеей «философа на троне», «просвещенного монарха», к-рый должен принести своему народу мудрые законы, просвещение и умножить благосостояние граждан. Приход к власти

http://pravenc.ru/text/Екатерины II.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXIX. Епархия Костромская Костромская епархия учреждена 16 июля 1744 г. Двенадцатая из третьеклассных. Епископы Костромские и Галицкие 1. Симон Тодорский хирот. 31 мар. 1745 из архим. Костромского Ипатиевского монастыря, а 18 авг. перев. в Псков. 2. Сильвестр Кулябка хирот. 18 нояб. 1745 из архим. Киево-Братского монастыря, а 25 апр. 1750 перев. в С.-Петербург. (Между архиерейство три года). 3. Геннадий Андреевский хирот. 16 апр. 1753 из архим. Псково-Печерских, а 1 авг. 1757 отрешён и удалён от епархии в Новгородский Северский Спасский мнтрь. 4. Дамаскин Аскаронский хирот. 21 мая 1758 из архим. Иверского монастыря † 16 июня 1769. Погребён в Ипатиевском мнтре. 5. Симон Лагов 6 сент. 1769 хирот. из архим. Новоспасского монастыря, а 31 мар. 1778 перев. в Рязань. 6. Павел Зернов хирот. 15 апр. 1778 из архим. Донского монастыря; 15 янв. 1800 перев. в Тверь. 7. Евгений Романов хирот. 4 мар. 1800 из архим. Колязина монастыря; † 9 дек. 1811. Погребён в слободе Ипатиевского монастыря. 8. Сергий Крылов-Платонов хирот. 17 мар. 1812 из архим. Новоспасских: 4 июня 1817 перев. в Рязань. 9. Самуил Запольский-Платонов хирот. 19 авг. 1817 из архим. Колязинских; 6 апр. 1830 уволен на покой; † 16 апр. 1831 в Бабаевском мнтре. 10. Павел Подлипский 26 мая 1830 хирот. из архим. Переяславского Даниилова монастыря, а 26 сент. 1836 перев. в Чернигов. 11. Владимир Алаудин 26 сент. 1836 перев. из викариев Киевских, а 14 нояб. 1842 перев. в Тобольск. 12. Виталий Щепотев 14 нояб. 1842 перев. из викариев Московских; 11 авг. 1845 уволен на покой; † 20 янв. 1846. Погребён в Ипатиевском мнтре. 13. Иустин Михайлов 11 авг. 1845 перев. из епископов Ревельских (викариев С.-Петербургских), а 25 февр. 1850 перев. в Владимир. 14. Леонид Зарецкий 25 февр. 1850 перев. из викариев Новгородских, а 19 авг. 1853 – в Екатеринославль. 15. Филофей Успенский 19 авг. 1853 перев. из викариев Московских, а 15 февр. 1857 перев. в Тверь. 16. Платон Фивейский 15 февр. 1857 перев. из епископов Ревельских; 31 мар. 1868 пожалован в архиепископа. До ныне (1870). В 1866 учреждено викариатство. «Епископы Кинешемские» 1. Ионафан Руднев 4 сент. 1866 хирот. из ректоров Олонецкой семинарии 262 , а 29 авг. 1869 перев. на епархию Олонецкую. 2. Палладий Опьянков , ректор Орловской семинарии, хирот. 16 нояб. 1869. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первое ознакомление немецкой принцессы с Православием выпало на долю крепко веровавшего и образованного архим. Симона (Тодорского), впоследствии архиепископа Псковского († 1754). Задача эта оказалась нелегкой, т. к. умная и обладавшая знаниями принцесса была сознательно привержена к лютеранству. По свидетельству прусского короля Фридриха II, ея отец прусский фельдмаршал, был ревностный лютеранин и даже не хотел «позволить своей дочери сделаться шизматичкою». Е. Сумароков, в книге «Лекции по истории Русской Церкви» пишет: «Трудность задачи увеличивалась тем, что приходилось иметь дело с сильным и стойким характером, неспособным поддаваться чужим мнениям и смотреть на что бы то ни было чужими глазами. Однако, для Тодорского трудность подобной задачи не казалась непреодолимой. С одной стороны, обладая в совершенстве высшею европейскою ученостью и немецким языком, прекрасно зная дух лютеранства, отчетливо представляя себе хорошия и слабые стороны его над другими исповеданиями, будучи, наконец, знаком с неосновательными нареканиями, взводимыми на православие врагами его, Симон с первых же шагов преподавания принцессе является, так сказать, во всеоружии. Заметив сильную приверженность принцессы к родному ей лютеранскому исповеданию, Симон сначала не только не высказывался о нем категорически, напротив, поспешил заявить свое уважение и одобрение всему, что в нем заслуживает такового. Этим он приобрел доверие и расположенность ученицы выслушивать его дальнейшия наставления... Сопоставляя далее православие с лютеранством, Симон особенно отмечал существенные пункты сходства между тем и другим, разъясняя при этом несущественность обрядовых разностей. Благодаря такому ведению дела, принцесса в скором времени, если не отрешилась еще от привязанности к лютеранству, то, во всяком случае, изменила свой предубежденный взгляд на православие. Выдвигая, наконец, преимущество православия, он касался церковной истории и доказывал на основании ея, что только православная церковь осталась верною подлинным началам древней истинной Христовой и апостольской церкви. После точного разбора главных членов двух вероисповеданий и сличения православного катехизиса с лютеранским, Тодорский представил Софии торжественное исповедание православной веры». Принцесса София, полностью ознакомленная с православием , присоединилась к нему. 28 июня 1744 г. совершено было архиепископом новгородским ея мропомазание в придворной церкви с наименованием – Екатериной. По словам секретаря императрицы Грибовского, она была очень любима духовенством, не смотря, что убавила у него богатства и власть. Редактор «Рус. Арх.» П. Бартенев дополняет это утверждение, говоря, что об этом свидетельствовал ея современник, будущий митрополит киевский Евгений (Болховитинов) в своих письмах, напечатанных в «Рус. Арх.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010